Развитие профессиональной компетентности педагога доу как фактор повышения качества образования

Обновлено: 14.05.2024

Современный стандарт педагога ДОУ

Требования из образовательных стандартов к педагогу ДОУ включают знание специфики дошкольного обучения, готовность планировать и корректировать задачи, участие в создании психологически комфортной среды, владение ЭКТ-технологиями и другие составляющие. В целом, профессиональные компетенции воспитателя подразумевают активную психологическую, коммуникативную и исследовательскую деятельность.

Салютогенные факторы, положительно влияющие на формирование педагогических компетенций:

Высокий уровень интеллекта и креативности.

Коммуникабельность, готовность к сотрудничеству.

Формирование особых интересов и хобби.

Позитивная уверенность в собственных силах.

Повышенный локус контроля.

В основе педагогической акмеологии — науке о непрерывном профессиональном совершенствовании педагога — лежит принцип взаимообучения. Улучшить профессиональные навыки можно в форме тьюторского сопровождения.

Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. 5-7 лет.

Тьюторство

Тьютор — это педагог, который обеспечивает разработку индивидуальных программ и сопровождает процесс их реализации. Тьюторство полезно не только в работе с учениками, но и внутри педагогического коллектива.

Модель тьюторского действия в ДОУ

1. Этап кристаллизации

Механизм: Аукцион, ярмарка идей.

Результат: Формирование заказа, формирование индивидуальных и модульных групп по основному дефицитарному направлению.

2. Проектировочный этап.

Действие: Навигация.

Механизм: Тьюторат (коуч-встреча).

Результат: Корректировка заказа, формирование ожиданий от событийности, разработка стратегии взаимодействия (адресной поддержки).

3. Реализационный этап.

Действие: Реализация индивидуального плана.

Модули поддержки: Практикумы, лаборатории, коуч-сессии.

Результат: Проработка кейсов, технологических карт и дидактических материалов, освоение педагогических технологий, развитие профессионального мышления.

4. Аналитический этап.

Механизмы: День открытых дверей, ярмарка идей.

Результат: Написание эссе, составление кейсов.

Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. Пособие для детей 6-8 лет

Предлагаемое пособие поможет ребёнку научиться: • определять смысловую (логическую) последовательность сюжета; • строить связные высказывания с опорой на картинки; • использовать богатое воображение; • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 6–8 лет как в дошкольной образовательной организации, так и в семье.

Коучинг

Коучинг — это технологии, направленные на раскрытие потенциала личности. Компетенции педагога и коуч-специалиста во многом совпадают. Современный воспитатель выступает не просто в качестве консультанта, а в роли профессионального вдохновителя, дающего советы по поиску и решению образовательных задач. Методики коучинга также подсказывают пути развития профессиональной компетентности педагога.

Составляем первые 3 шага для усиления самого слабого сектора. Закрепляем тьютора.

Тьютор ставит перед молодым педагогом 3 простые четкие задачи с ограниченным сроком выполнения.

Понимание, что могло быть лучше.

Понимание, как сделать лучше.

Так, с помощью технологий, позаимствованных в том числе из бизнеса и маркетинга, можно повысить профессионализм, развить компетенции воспитателей.

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.

ВложениеРазмер
opyt_rabotypo_teme_povyshenie_professionalnoy_kompetentnosti_pedagogov_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii_kak_uslovie_povysheniya_kachestva_obrazovaniya.docx 227.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 г.Североморск

заведующего детским садом

ЗАБУГИ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

заместителя заведующего по УВР

БЕРЕЗИНОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ

184606 Российская Федерация,

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.

  • открытость и доступность информации об образовательной организации;
  • комфортность условий образовательной деятельности;
  • компетентность работников образовательной организации;
  • удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса.

Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития дошкольного образовательного учреждения на основе ФГОС ДО, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

  • качество образовательного процесса;
  • качество условий осуществления образовательной деятельности;
  • качество результатов.

Таким образом, качество дошкольного образования напрямую зависит и от качества квалификации воспитателей, и от качества методической работы, и от качества внутри детсадовского управления.

Дошкольные образовательные учреждения испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров. Поэтому проблема развития профессиональной компетентности педагогических кадров имеет огромное значение.

В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия, структуры, содержания и способов формирования компетентностей.

Л.М. Митина считает, что компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии личности). Подструктуры компетентности: деятельностная - знания, умения, навыки осуществления педагогической деятельности; коммуникативная - знания, умения, навыки осуществления педагогического общения.

Таким образом, компетентность рассматривается как новообразование субъекта деятельности, которое вырабатывается в процессе профессиональной подготовки.

На основании содержания вышеуказанного документа можно условно выделить десять групп профессиональных компетенций воспитателей в соответствии с ФГОС ДО:

  • общепрофессиональная компетентность;
  • компетентность в педагогической оценке развития ребёнка;
  • компетентность в организации и проектировании образовательного процесса;
  • компетентность в управлении взаимоотношениями с родителями;
  • компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников;
  • компетентность в разработке образовательных программ;
  • компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;
  • компетентность профессионально-личностного совершенствования;
  • ИКТ-компетентность;
  • компетентность в создании предметно-пространственной среды.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, качество личности, стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Профессиональная компетентность обуславливается не только профессиональными педагогическими знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями и мотивами деятельности педагога, осознание им себя и социума, взаимодействием с коллегами, его общей культурой, и способностью к саморазвитию.

Профессия педагога раскрывается как преобразующая и вместе с тем управляющая. Возможность управлять процессом развития личности есть у педагога, обладающего профессиональной компетентностью.

Официальным рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности нашего учреждения является Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 г.Североморск (далее – Программа). Создавая Программу, мы исходили из того, что детский сад находится в режиме становления и функционирования.

Программа развития на 2016-2018 г. разрабатывалась с учетом глубокого анализа актуального состояния учреждения.

В виду того, что наше учреждение функционирует с 01 февраля 2016 г., основной проблемой является кадровая проблема. Мы, как и многие дошкольные образовательные учреждения, испытываем дефицит квалифицированных кадров, который тормозит развитие учреждения.

На момент написания Программы развития общее количество педагогических работников – 30 человек (заведующий детским садом, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, 22 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, 1 учитель-дефектолог, 1 учитель – логопед, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре).

Укомплектованность кадрами - 88 %.

Образовательный уровень педагогического состава учреждения можно считать высоким, так как 67,9 % сотрудников имеют высшее образование, что позволяет сделать вывод о стремлении профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Квалификационный уровень педагогов характеризуется стажем работы и категорией по результатам аттестации.

Анализ показывает, что большинство педагогов имеют педагогический стаж меньше 3-х лет, что позволяет сделать вывод о необходимости дополнительной комплексной методической работы с данной группой педагогов.

Из диаграммы видно, что большую группу (38%) составляют педагоги с низким уровнем профессиональной компетентности. Эти педагоги характеризуются тем, что у них отмечается недостаточный запас профессиональных знаний и умений. Это отражается на качестве профессиональной деятельности. В своей работе педагоги данной группы не всегда правильно и эффективно используют разнообразные методы и приемы, у них отмечаются трудности в планировании образовательной работы, ее анализе, организации взаимодействия с детьми и родителями, в планировании работы и прогнозировании ее результатов. Кроме того, этим педагогами сложно реализовывать индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, учитывать их особенности и стремится к развитию их личности.

Все перечисленное свидетельствует о несформированности профессиональной компетентности, отсутствии у педагогов проектирующих, исследовательских, аналитических умений, что подтвердило, что повышение профессиональной компетентности воспитателей детского сада обусловлено социальными требованиями к совершенствованию профессиональной компетентности дошкольных работников.

По данным рисунка видим, что преобладающее количество педагогов - 62,1% имеют средний уровень саморазвития и профессионально-педагогической деятельности, 17,2% - высокий уровень, 20,7% педагогов - с низким уровнем. Полученные результаты указывают о превалировании у половины педагогов показателей среднего уровня, что выказывается показателем положительной, но неустойчивой тенденцией воспитателей к реализации себя в профессиональной деятельности, но все-таки имеющиеся показатели низкого уровня говорят об отсутствии актуального желания повышать уровень своего профессионального и личностного развития.

Таким образом, уровень квалификации педагогического персонала учреждения не позволяет качественно спланировать, организовать образовательный процесс и, в свою очередь, получить максимально возможные образовательные результаты.

Полученные результаты указывают о необходимости проведения работы по повышению профессиональной компетентности у педагогов.

На наш взгляд в обеспечении комплексного подхода в организации методической работы.

Разработка эффективной системы методической работы по повышению квалификации педагогических кадров.

  • Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования.
  • Создать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста.
  • Сформировать умение продуцировать идеи, анализировать, выбирать оптимальное решение.
  • Развивать способность выбирать педагогические технологии соответствующие образовательным задачам.
  • Сформировать позитивное отношение и готовность к инновационной деятельности, осуществляемой в дошкольном.
  • Ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.

Сотрудники дошкольного учреждения.

Срок реализации проекта

2 года (с 2016 г. по 2018 г.)

Основные направления деятельности

  • Стимулирование инновационного потенциала, постоянный рост квалификационного уровня педагогического персонала учреждения.
  • Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях.
  • Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников).

Ожидаемые конечные результаты

Анализируя основные цели и направления деятельности образовательного учреждения в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):

  • имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
  • владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
  • свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
  • владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
  • умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
  • владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
  • проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
  • умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
  • стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала. Широко практикует активные формы обучения;
  • реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей.

2. Проявление организационно-методических умений:

  • использует в работе новаторские методики;
  • включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
  • владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.

3.Личностные качества педагога:

  • четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;
  • имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
  • обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью;
  • владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
  • обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
  • креативен;
  • воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
  • развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
  • ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.

Система контроля за выполнением проекта

Контроль выполнения мероприятий проекта осуществляют заведующий детским садом, заместитель заведующего по УВР, органы общественного самоуправления, первичная профсоюзная организация.

Цель – провести анализ кадрового состава учреждения.

  1. Мониторинг актуального состояния кадрового состава учреждения, диагностика уровня профессиональной компетентности, уровня саморазвития.
  2. Разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала с учетом стажа и уровня профессиональной компетентности.

март-апрель 2016 г.

Цель - реализация проекта, внесение корректив.

  1. Реализация системы методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
  2. Реализация долгосрочной программы курсовой подготовки (переподготовки) персонала дошкольного учреждения.
  3. Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников образовательного учреждения в условиях новой системы оплаты труда, привлечение к работе в учреждении молодых специалистов).

сентябрь 2016-май 2018 г

Цель - обобщить опыт реализации проекта.

  1. Определении эффективности системы методической работы и выявление перспективных направлений деятельности учреждения по повышению профессиональной компетенции сотрудников.
  2. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, проектную деятельность и т.д.
  3. Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищенность работников учреждения.

май – декабрь 2018 г.

Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Главное концептуальное положение, в соответствии с которым планируется и организуется методическая деятельность в учреждении – продуктивность, творчество и усложнение.

Перед методической службой поставлены задачи:

  • ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;
  • создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности, саморазвития и творческого потенциала каждого специалиста.

На основе изучения ресурсов педагогической компетентности, потенциальных возможностей в организации образовательного процесса с детьми с помощью анкетирования, тестирования, самоанализа, самооценки, наблюдения и анализа деятельности специалистов, бесед с ними, разработан план методической работы.

Система методической работы в дошкольном образовательном учреждении выстраивается в трех направлениях:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Доклад

Старший воспитатель

Щербакова О.И.

Октябрь,2021г.

Компетенция – личностные и межличностные качества , способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией , включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств , необходимых для успешной педагогической деятельности . Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям , способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде .

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся

интеллектуально-педагогическая ;

коммуникативная компетентность ;

информационная компетентность ;

рефлексивная компетентность .

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить занятия , анализировать их эффективность (самоанализ ).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки занятий: лабораторные эксперименты, экскурсии и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех воспитанников : со специальными потребностями в образовании; воспитанников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания воспитанников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями

Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма , позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ .

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении являются :

Самообразование и самосовершенствование знаний педагогов (расширение и приобретение новых знаний);

прохождение курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов (играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом );

проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ, села, района , (изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как : целенаправленное накопление педагогических материалов , анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению).

Таким образом , можно с высокой степенью вероятности предположить, что постоянная готовность педагога , то есть его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность , а следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования .

1. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2006. - № 6
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов – 2 изд. доп. испр. и перераб. М.: Логос, 2004.
3. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007. - № 1
4. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 1979.
5. Столяренко А.М. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Читайте также: