Развитие профессиональной компетентности педагога доу как фактор повышения качества образования
Обновлено: 14.05.2024
Современный стандарт педагога ДОУ
Требования из образовательных стандартов к педагогу ДОУ включают знание специфики дошкольного обучения, готовность планировать и корректировать задачи, участие в создании психологически комфортной среды, владение ЭКТ-технологиями и другие составляющие. В целом, профессиональные компетенции воспитателя подразумевают активную психологическую, коммуникативную и исследовательскую деятельность.
Салютогенные факторы, положительно влияющие на формирование педагогических компетенций:
Высокий уровень интеллекта и креативности.
Коммуникабельность, готовность к сотрудничеству.
Формирование особых интересов и хобби.
Позитивная уверенность в собственных силах.
Повышенный локус контроля.
В основе педагогической акмеологии — науке о непрерывном профессиональном совершенствовании педагога — лежит принцип взаимообучения. Улучшить профессиональные навыки можно в форме тьюторского сопровождения.
Тьюторство
Тьютор — это педагог, который обеспечивает разработку индивидуальных программ и сопровождает процесс их реализации. Тьюторство полезно не только в работе с учениками, но и внутри педагогического коллектива.
Модель тьюторского действия в ДОУ
1. Этап кристаллизации
Механизм: Аукцион, ярмарка идей.
Результат: Формирование заказа, формирование индивидуальных и модульных групп по основному дефицитарному направлению.
2. Проектировочный этап.
Действие: Навигация.
Механизм: Тьюторат (коуч-встреча).
Результат: Корректировка заказа, формирование ожиданий от событийности, разработка стратегии взаимодействия (адресной поддержки).
3. Реализационный этап.
Действие: Реализация индивидуального плана.
Модули поддержки: Практикумы, лаборатории, коуч-сессии.
Результат: Проработка кейсов, технологических карт и дидактических материалов, освоение педагогических технологий, развитие профессионального мышления.
4. Аналитический этап.
Механизмы: День открытых дверей, ярмарка идей.
Результат: Написание эссе, составление кейсов.
Предлагаемое пособие поможет ребёнку научиться: • определять смысловую (логическую) последовательность сюжета; • строить связные высказывания с опорой на картинки; • использовать богатое воображение; • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 6–8 лет как в дошкольной образовательной организации, так и в семье.
Коучинг
Коучинг — это технологии, направленные на раскрытие потенциала личности. Компетенции педагога и коуч-специалиста во многом совпадают. Современный воспитатель выступает не просто в качестве консультанта, а в роли профессионального вдохновителя, дающего советы по поиску и решению образовательных задач. Методики коучинга также подсказывают пути развития профессиональной компетентности педагога.
Составляем первые 3 шага для усиления самого слабого сектора. Закрепляем тьютора.
Тьютор ставит перед молодым педагогом 3 простые четкие задачи с ограниченным сроком выполнения.
Понимание, что могло быть лучше.
Понимание, как сделать лучше.
Так, с помощью технологий, позаимствованных в том числе из бизнеса и маркетинга, можно повысить профессионализм, развить компетенции воспитателей.
В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_rabotypo_teme_povyshenie_professionalnoy_kompetentnosti_pedagogov_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii_kak_uslovie_povysheniya_kachestva_obrazovaniya.docx | 227.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 г.Североморск
заведующего детским садом
ЗАБУГИ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
заместителя заведующего по УВР
БЕРЕЗИНОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
184606 Российская Федерация,
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.
- открытость и доступность информации об образовательной организации;
- комфортность условий образовательной деятельности;
- компетентность работников образовательной организации;
- удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса.
Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития дошкольного образовательного учреждения на основе ФГОС ДО, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:
- качество образовательного процесса;
- качество условий осуществления образовательной деятельности;
- качество результатов.
Таким образом, качество дошкольного образования напрямую зависит и от качества квалификации воспитателей, и от качества методической работы, и от качества внутри детсадовского управления.
Дошкольные образовательные учреждения испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров. Поэтому проблема развития профессиональной компетентности педагогических кадров имеет огромное значение.
В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия, структуры, содержания и способов формирования компетентностей.
Л.М. Митина считает, что компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии личности). Подструктуры компетентности: деятельностная - знания, умения, навыки осуществления педагогической деятельности; коммуникативная - знания, умения, навыки осуществления педагогического общения.
Таким образом, компетентность рассматривается как новообразование субъекта деятельности, которое вырабатывается в процессе профессиональной подготовки.
На основании содержания вышеуказанного документа можно условно выделить десять групп профессиональных компетенций воспитателей в соответствии с ФГОС ДО:
- общепрофессиональная компетентность;
- компетентность в педагогической оценке развития ребёнка;
- компетентность в организации и проектировании образовательного процесса;
- компетентность в управлении взаимоотношениями с родителями;
- компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников;
- компетентность в разработке образовательных программ;
- компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;
- компетентность профессионально-личностного совершенствования;
- ИКТ-компетентность;
- компетентность в создании предметно-пространственной среды.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, качество личности, стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Профессиональная компетентность обуславливается не только профессиональными педагогическими знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями и мотивами деятельности педагога, осознание им себя и социума, взаимодействием с коллегами, его общей культурой, и способностью к саморазвитию.
Профессия педагога раскрывается как преобразующая и вместе с тем управляющая. Возможность управлять процессом развития личности есть у педагога, обладающего профессиональной компетентностью.
Официальным рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности нашего учреждения является Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 г.Североморск (далее – Программа). Создавая Программу, мы исходили из того, что детский сад находится в режиме становления и функционирования.
Программа развития на 2016-2018 г. разрабатывалась с учетом глубокого анализа актуального состояния учреждения.
В виду того, что наше учреждение функционирует с 01 февраля 2016 г., основной проблемой является кадровая проблема. Мы, как и многие дошкольные образовательные учреждения, испытываем дефицит квалифицированных кадров, который тормозит развитие учреждения.
На момент написания Программы развития общее количество педагогических работников – 30 человек (заведующий детским садом, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, 22 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, 1 учитель-дефектолог, 1 учитель – логопед, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре).
Укомплектованность кадрами - 88 %.
Образовательный уровень педагогического состава учреждения можно считать высоким, так как 67,9 % сотрудников имеют высшее образование, что позволяет сделать вывод о стремлении профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Квалификационный уровень педагогов характеризуется стажем работы и категорией по результатам аттестации.
Анализ показывает, что большинство педагогов имеют педагогический стаж меньше 3-х лет, что позволяет сделать вывод о необходимости дополнительной комплексной методической работы с данной группой педагогов.
Из диаграммы видно, что большую группу (38%) составляют педагоги с низким уровнем профессиональной компетентности. Эти педагоги характеризуются тем, что у них отмечается недостаточный запас профессиональных знаний и умений. Это отражается на качестве профессиональной деятельности. В своей работе педагоги данной группы не всегда правильно и эффективно используют разнообразные методы и приемы, у них отмечаются трудности в планировании образовательной работы, ее анализе, организации взаимодействия с детьми и родителями, в планировании работы и прогнозировании ее результатов. Кроме того, этим педагогами сложно реализовывать индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, учитывать их особенности и стремится к развитию их личности.
Все перечисленное свидетельствует о несформированности профессиональной компетентности, отсутствии у педагогов проектирующих, исследовательских, аналитических умений, что подтвердило, что повышение профессиональной компетентности воспитателей детского сада обусловлено социальными требованиями к совершенствованию профессиональной компетентности дошкольных работников.
По данным рисунка видим, что преобладающее количество педагогов - 62,1% имеют средний уровень саморазвития и профессионально-педагогической деятельности, 17,2% - высокий уровень, 20,7% педагогов - с низким уровнем. Полученные результаты указывают о превалировании у половины педагогов показателей среднего уровня, что выказывается показателем положительной, но неустойчивой тенденцией воспитателей к реализации себя в профессиональной деятельности, но все-таки имеющиеся показатели низкого уровня говорят об отсутствии актуального желания повышать уровень своего профессионального и личностного развития.
Таким образом, уровень квалификации педагогического персонала учреждения не позволяет качественно спланировать, организовать образовательный процесс и, в свою очередь, получить максимально возможные образовательные результаты.
Полученные результаты указывают о необходимости проведения работы по повышению профессиональной компетентности у педагогов.
На наш взгляд в обеспечении комплексного подхода в организации методической работы.
Разработка эффективной системы методической работы по повышению квалификации педагогических кадров.
- Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования.
- Создать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста.
- Сформировать умение продуцировать идеи, анализировать, выбирать оптимальное решение.
- Развивать способность выбирать педагогические технологии соответствующие образовательным задачам.
- Сформировать позитивное отношение и готовность к инновационной деятельности, осуществляемой в дошкольном.
- Ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.
Сотрудники дошкольного учреждения.
Срок реализации проекта
2 года (с 2016 г. по 2018 г.)
Основные направления деятельности
- Стимулирование инновационного потенциала, постоянный рост квалификационного уровня педагогического персонала учреждения.
- Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях.
- Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников).
Ожидаемые конечные результаты
Анализируя основные цели и направления деятельности образовательного учреждения в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):
- имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
- владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
- свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
- владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
- умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
- владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
- проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
- умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
- стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала. Широко практикует активные формы обучения;
- реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей.
2. Проявление организационно-методических умений:
- использует в работе новаторские методики;
- включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
- владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
3.Личностные качества педагога:
- четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;
- имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
- обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью;
- владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
- обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- креативен;
- воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
- развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
- ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Система контроля за выполнением проекта
Контроль выполнения мероприятий проекта осуществляют заведующий детским садом, заместитель заведующего по УВР, органы общественного самоуправления, первичная профсоюзная организация.
Цель – провести анализ кадрового состава учреждения.
- Мониторинг актуального состояния кадрового состава учреждения, диагностика уровня профессиональной компетентности, уровня саморазвития.
- Разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала с учетом стажа и уровня профессиональной компетентности.
март-апрель 2016 г.
Цель - реализация проекта, внесение корректив.
- Реализация системы методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
- Реализация долгосрочной программы курсовой подготовки (переподготовки) персонала дошкольного учреждения.
- Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников образовательного учреждения в условиях новой системы оплаты труда, привлечение к работе в учреждении молодых специалистов).
сентябрь 2016-май 2018 г
Цель - обобщить опыт реализации проекта.
- Определении эффективности системы методической работы и выявление перспективных направлений деятельности учреждения по повышению профессиональной компетенции сотрудников.
- Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, проектную деятельность и т.д.
- Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищенность работников учреждения.
май – декабрь 2018 г.
Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Главное концептуальное положение, в соответствии с которым планируется и организуется методическая деятельность в учреждении – продуктивность, творчество и усложнение.
Перед методической службой поставлены задачи:
- ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;
- создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности, саморазвития и творческого потенциала каждого специалиста.
На основе изучения ресурсов педагогической компетентности, потенциальных возможностей в организации образовательного процесса с детьми с помощью анкетирования, тестирования, самоанализа, самооценки, наблюдения и анализа деятельности специалистов, бесед с ними, разработан план методической работы.
Система методической работы в дошкольном образовательном учреждении выстраивается в трех направлениях:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Доклад
Старший воспитатель
Щербакова О.И.
Октябрь,2021г.
Компетенция – личностные и межличностные качества , способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией , включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств , необходимых для успешной педагогической деятельности . Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям , способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде .
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся
интеллектуально-педагогическая ;
коммуникативная компетентность ;
информационная компетентность ;
рефлексивная компетентность .
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить занятия , анализировать их эффективность (самоанализ ).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки занятий: лабораторные эксперименты, экскурсии и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех воспитанников : со специальными потребностями в образовании; воспитанников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания воспитанников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями
Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма , позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ .
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении являются :
Самообразование и самосовершенствование знаний педагогов (расширение и приобретение новых знаний);
прохождение курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов (играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом );
проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ, села, района , (изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как : целенаправленное накопление педагогических материалов , анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению).
Таким образом , можно с высокой степенью вероятности предположить, что постоянная готовность педагога , то есть его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность , а следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования .
1. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2006. - № 6
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов – 2 изд. доп. испр. и перераб. М.: Логос, 2004.
3. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007. - № 1
4. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 1979.
5. Столяренко А.М. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Читайте также: