Развитие метода проектов в школах россии

Обновлено: 06.07.2024

подавания и классно-урочная система обучения были провозглашены как единственно верные [6].

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование метода проектов в современной школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют:

отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных рабо-тать с проектами;

слабую разработанность методики проектной работы;

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития как за рубежом, так и в нашей стране. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы отмечают, что проектная активность сознания носит врожденный характер . Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели и воплощать их в жизнь. Проектная деятельность представляет собой процесс создания проекта.

Актуальность проектного обучения в наши дни обусловливается прежде всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Идея проектного обучения имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни. Еще более трехсот лет назад основоположник теоретической педагогике Я.А.Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешного обучения. Он считал, что людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения.

Как педагогическая технология и форма учебной работы проектная деятельность получила распространение в первой трети ХХ века. Ведущим методом осуществления проектной деятельности стал метод проектов. Метод проектов представлял собой способ комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание учащихся.

Метод проектов — это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

В отличие от В. Килпатрика Дж. Дьюи подчёркивал роль учителя в организации и управлении всей познавательной деятельностью учащихся при использовании метода проектов, особенно на первых порах, пока они ещё не в полной мере освоили этот метод. Действительно, учащиеся иногда преувеличивают свои возможности и выбирают замысел проекта, который им не под силу. Но умению ограничивать свои импульсивные желания, объективно оценивать свои возможности тоже полезно учиться. Таким образом, понимание Дж. Дьюи метода проектов принципиально отличалось от понимания В. Килпатрика, что он всегда и подчёркивал, поскольку В. Килпатрик часто ссылался именно на Дж. Дьюи. В отличие от В. Килпатрика Дж. Дьюи не считал метод проектов универсальным методом, способным решить все педагогические проблемы. Он рассматривал метод проектов как один из возможных эффективных методов обучения. Критика возымела своё действие и, начиная с 30-х годов, популярность метода проектов стала несколько снижаться. Даже В. Килпатрик признал свои заблуждения (11).

В России идеи проектного обучения возни кли практически в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий с небольшой группой коллег ( А. Г. Автухов, П.П. Блонский, Б. В. Всесвятский, Ш. И. Ганелин, В. Ф. Натали, Б. Е. Райков, И. Ф. Сладковский и т.д.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работу учителя запрещено.

Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и метод проектов.

Применение проектной деятельности к сфере обучения и воспитания особенно активизировалось во второй половине 1990-х гг. в связи с разботкой государственных стандартов образования. Одновременно усилилась тенденция к гуманитаризации подходов к проектированию, где структурно-значимыми стали философские, культурологические и психологические знания. Появились трактовки проектной деятельности как культурной формы образовательных инноваций (Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В.Рубцов и др.), как полифункциональной деятельности. Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно-коммуникативных технологий.

Постепенно характерные проектной деятельности свойства присваиваются образовательным процессом и образовательной системой в целом. Идеи проектирования распространяются на уровне педагогических систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и обучения. Происходит формирование особого проектного пространства жизнедеятельности участников образования. От методов проектов педагогическое сообщество переходит к проектному обучению (обучение с помощью проектирования, обучению в проекте), проектному воспитанию и проектному образованию. Проектная среда приобретает свойства образовательной среды. Использование возможностей логики создания типовых проектов выступает в качестве основного средства обучения.

По мере развития общества сфера применения проектирования в образовании расширяется, вырастает до образовательной идеологии в целом. Этому способствует динамика соотношения науки и образования, сформировавшегося еще в эпоху Просвещения. Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения, знаниецентрического типа к личностно-ориентированному и деятельностному подходам, отражающим концепцию гуманистической педагогике, культуросообразному типу обучения. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения работать с информацией. Сегодня утверждается возможность получения научного знания внутри образовательной системы, способной к производству нового знания, что ведет к формированию ее нового социального статуса. В российской концепции модернизации отчетливо выражена тенденция к интеграции научных и образовательных учреждений. Это требует массового распространения способов обучения, имеющих исследовательскую, опытно-экспериментальную, проектную природу.

С точки зрения известного российского методолога Ю.В.Громыко в настоящее время в условиях смены парадигмы образования формируется проектно-программный тип мышления. Ее основу составляют деятельности проектирования и программирования, характеризующиеся разработкой, формированием и созданием еще не существующих в практике систем образования. Необходимость массового освоения основ проектной деятельности становится еще более очевидной. По мере воплощения в жизнь принципа непрерывности образования меняется характер мотивации и знаний, необходимых человеку на каждом этапе его жизни. Основной проблемой образования становиться не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а умение учиться. Существование веками система образования была ориентирована на носителя готового знания — учителя, преподавателя. В настоящее время любой человек, в том числе и учащийся, может стать носителем и источником информации независимо от уровня полученного образования [1:16].

Одним из проявлений модернизации образования является проектное обучение, основу которого составляет метод проектов, реализующий в проектной деятельности учащихся.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта и состояния).

Современные отечественные исследователи (В.В.Гузеев, М.В.Кларин, И.Д. Чечель, Д.Г.Левитес, Е.С.Полат, Н.В.Матяш и др.) рассматривают обучение на качественном уровне: как средство развития способностей обучаемых, исследовательских умений, социальных навыков.

а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

б) поиск пути их решения;

в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора;

д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата;

ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

1) ориентация учащихся на получение знаний в ходе самостоятельного и ответственного выполнения проекта;

2) ориентация на действительность, выражающаяся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;

3) ориентация на продукт, предусматривающая применение знаний различных областей наук для достижения запланированного результата.

В первой половине XIX века идея метода проектов из Архитектурной Академии во Франции распространяется также на территории немецкоязычных стран, из Европы метод проектов переходит в Америку: в 1879 году при Вашингтонском университете в Сент-Луисе была основана Школа ручного обучения (Manual Training School), где был использован метод проектов.

Детальное исследование метода учебных проектов было проведено в работах американского ученого и педагога Э. Коллингса. Им была предпринята первая в мире попытка классификации учебных проектов. Э. Коллингс выделял основные их типы:

1) экскурсионные проекты – это проекты, предполагающие изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

2) трудовые (конструктивные) проекты – нацеленные на создание конкретного, полезного продукта, например, изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство стены для школьного театра и др.;

3) игровые проекты – это детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.;

4) проекты рассказывания (повествовательные проекты) – это рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания и т.п.

В отечественной педагогике методика проектного обучения начала развиваться практически параллельно с американскими исследованиями данной проблемы. Первые попытки раскрытия сущности проектной деятельности на общепсихологическом уровне предприняты в исследованиях К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.), Л.С. Выготского (1896-1934 гг.), А.Р. Лурии (1902-1977 гг.), А.Н. Леонтьева (1903-1979 гг.), С.Л. Рубинштейна (1889- 1960 гг.) и др.

Всю выше изложенную эволюцию проектного обучения, начиная с конца XIX века, можно рассматривать как этап доминирования метода проектов в образовательном процессе, когда данный метод рассматривался в качестве основной формы и универсального метода обучения.

Между тем в зарубежной школе метод проектов активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах, Японии и многих других странах данный метод нашел широкое распространение и приобрел большую популярность.

В 70-е – 80-е гг. XX в. происходит переосмысление концепции метода проектов и начало возрождения проектного обучения в отечественной школе.

Ряд ученых (Г.П. Щедровицкий, О.И. Генисаретский и др.) в своих работах начинают разрабатывать методологические основы проектной деятельности, а В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков высказывают мысль о том, что метод проектов является элементом методики практико ориентированной науки, выражающей новый тип научности и научного познания окружающего мира.

На современном этапе модернизации школьного образования учебные проекты выступают не в качестве отдельных учебных дисциплин или предметов, а в рамках или в дополнение к ним.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектно - исследовательской деятельности - наиболее актуальный для развития функциональной грамотности обучающихся. История обращения к данному опыту в России и за рубежом говорит о его назначении: это технология XXI века.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. Здесь поможет метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Словарная статья: «МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся

Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение, как ковбойские джинсы или гамбургер. Но еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация. Но в череде серьезных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе:

• не было учителей, способных работать с проектами;

• не было разработанной методики проектной деятельности;

• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему все они называются одинаково? Что же такое проект?

Согласно принятой в РМ терминологии практически всегда можно выделить два основных вида деятельности, которые существуют параллельно:

текущие повторяющиеся процессы (операции);

Основные отличия заключаются в том, что процессы носят повторяющийся, циклический характер, а проекты направлены на достижение уникальных целей в определенные сроки. Аналогии с методом учебных проектом напрашиваются сами по себе: работу производственного конвейера по сборке автомобилей или решение задач на уроке можно отнести к повторяющимся операциям; а вот разработку новых моделей автомобилей или оформление территории школьного двора следует считать проектами.

Возможна классификация проектов по:

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат. К сожалению, снова на ум приходит В.И. Черномырдин…

Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

1. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельные цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.

3. Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Оценивая качество образования, можно руководствоваться разными критериями, но ясно, что нужно учитывать не только внутренние школьные результаты, но и внешние, показанные учениками (или выпускниками) в условиях независимой экспертизы.

Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в новой программе PISA. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assesment, PISA), инициированная Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economis Cooperation and Development, OECD) , определяет уровень знаний, получаемых учащимися различных стран в средних школах, и степень их подготовленности к активному включению в жизнь общества. Эта программа является примером научно-педагогического исследования, основная задача которого – анализ реальных результатов и, по-возможности, извлечение из них точных выводов, помогающих скорректировать систему образования в соответствии с насущными потребностями. Одной из основных целей исследования было оценить способность молодых людей 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества.

По итогам этих исследованиях выявлено, что «российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации.

Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование образования, применяя новые приемы и методы обучения. Так, за годы, прошедшие с момента изучения этого интереснейшего материала, автор провёл большое количество классных, предметных, школьных проектов, в том числе выступая с мастер – классами по использованию метода проекта перед коллегами не только Республики Бурятия, но и России и ближнего зарубежья (представление опыта работы на Международных педагогических форумах в Санкт – Петербурге).

3. Каверин В.А. Два капитана: Роман в 2-х кн. – К.: Рад. школа, 1982. – с. 54, 56-57.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000

6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

7. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.

8. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401.

9. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.

Читайте также: