Разрешено ли проводить занятия по физической культуре на стадионе не принадлежащему субъекту в доу

Обновлено: 06.07.2024

от 13 сентября 2010 года N ЮН-02-09/4912

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 сентября 2010 года N ИК-1374/19

Во исполнение пункта 4 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 1 октября 2009 года N ВП-П12-41пр Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации направляют методические указания по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

Заместитель Министра спорта,
туризма и молодёжной политики
Российской Федерации
Ю.Нагорных

Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
И.Калина

Методические указания по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы

В настоящее время в Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта особое внимание стало уделяться необходимости модернизации системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных учреждениях всех уровней.

Правительством Российской Федерации 7 августа 2009 года утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия), основной целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны, в первую очередь для детей и молодёжи, вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.

К основным целевым ориентирам Стратегии относятся:

- увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом (к 2015 году - до 60 процентов, к 2020 году - до 80 процентов);

- достижение объёма недельной двигательной активности населения (к 2015 году - от 6 до 8 часов при не менее чем 2-3-разовых занятиях и к 2020 году - 6-12 часов при не менее чем 3-4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других особенностей граждан).

В рамках реализации Стратегии Минобрнауки России и Минспорттуризмом России определены меры, направленные на модернизацию системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных учреждениях, основными из которых являются:

- внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся;

- сохранение обязательной формы физкультурного образования для обучающихся - урока физической культуры в объёме не менее 3 часов в неделю в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом;

- совершенствование преподавания физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации путём модернизации образовательных программ, внедрения новейших методик в этой области, повышения квалификации преподавателей;

- увеличение объёма физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в образовательных учреждениях во внеучебное время;

- совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся;

- оснащение общеобразовательных учреждений необходимым спортивным инвентарём и оборудованием.

Продолжается реализация федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", в соответствии с которой осуществляется строительство спортивных сооружений в образовательных учреждениях и по месту жительства.

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации завершается работа по разработке федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), поэтапное внедрение которых начнётся с 2010/2011 учебного года.

При разработке содержания ФГОС особое внимание уделено повышению интереса и привлекательности, развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Впервые в ФГОС общего образования предусмотрена организация и определено количество часов для внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности, и формы для её реализации (секции, клубы школьного спорта, физкультурные и спортивные мероприятия и т.п.).

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённой Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года N Пр-271, является сохранение и укрепление здоровья школьников. Подчёркивается, что спортивные занятия, в том числе внеурочные, должны позитивно влиять на улучшение здоровья школьников.

В соответствии с пунктом 4 поручения Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2009 года N АЖ-П12-10-пр органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано предусмотреть использование физкультурно-оздоровительных комплексов в качестве межшкольных центров по проведению уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

Минобрнауки России был проведён анализ деятельности субъектов Российской Федерации по указанному направлению, свидетельствующий о том, что в настоящее время в субъектах Российской Федерации осуществляются меры по повышению эффективности использования находящихся в региональной и муниципальной собственности спортивных объектов для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

В Сахалинской области на базе дворовых спортивных площадок и кортов, построенных в 2007-2009 годах в рамках областной акции "Спорт против подворотни", проводятся как уроки физической культуры, так и внешкольные физкультурно-спортивные мероприятия.

В Свердловской области для реализации общеобразовательных программ по физической культуре образовательные учреждения используют спортивные залы, легкоатлетические комплексы и площадки спортивных объектов иных учреждений согласно заключённым договорам.

В Республике Карелия поддерживается система взаимодействия между образовательными учреждениями и спортивными сооружениями общего назначения в интересах развития массового детского спорта и подготовки спортивного резерва.

В Республике Татарстан общеобразовательными учреждениями активно используются спортивно-оздоровительные объекты муниципального уровня для проведения уроков физической культуры и организации внеурочной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.

В Приморском крае Департаментом образования и науки в муниципальные органы управления образованием направлены рекомендации по проведению уроков физической культуры, соревнований воспитанников дошкольных образовательных учреждений и обучающихся образовательных учреждений, в том числе с участием родителей, в спортивных учреждениях общего типа независимо от форм собственности.

В Краснодарском крае заключены соглашения о безвозмездном использовании многофункциональных воздухоопорных комплексов для проведения учебных занятий по физической культуре и соревновательной деятельности в Ейском, Белоглинском, Кореновском, Кавказском, Новокубанском районах, а также в городах Краснодар, Сочи, Армавир, Горячий Ключ и др.

В Костромской области в 2009 году введены в эксплуатацию комплексные открытые спортивные площадки с использованием современного спортивного инвентаря и оборудования, на которых организуются и проводятся учебные занятия по физической культуре и массовые спортивные мероприятия.

В Санкт-Петербурге реализуется адресная программа оборудования школьных стадионов "Мой первый школьный стадион". В качестве межшкольных центров для проведения уроков физической культуры используется учебно-материальная база 11 районных детско-юношеских спортивных школ и 4 Центров физической культуры, спорта и здоровья.

В Москве на основании утверждённого Регламента использования физкультурно-оздоровительных комплексов города спортивные объекты выделяют на безвозмездной основе утреннее время для проведения уроков физической культуры расположенным рядом общеобразовательным учреждениям, а также время для занятий детей из малообеспеченных, многодетных семей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Предоставляется на бесплатной основе спортивная база для обучения школьников плаванию в рамках основного образования. В 44 бассейнах Москомспорта проводятся уроки плавания для 30 тысяч школьников. Заключены соглашения более чем со 150 образовательными учреждениями.

На спортивных объектах проводятся не только учебные занятия с обучающимися, но и физкультурно-массовые мероприятия под девизом "Выходи во двор, поиграем!".

Эта работа проводится на основании соглашений, заключённых между муниципалитетами внутригородских муниципальных образований города Москвы, центрами физической культуры и спорта административных округов и детскими оздоровительно-образовательными центрами административных округов.

В Хабаровском крае проведён мониторинг эффективности использования спортивных объектов и создан реестр спортивных сооружений, имеющихся на территории Хабаровского края. Данный реестр позволяет осуществлять ежегодный мониторинг состояния спортивной базы края.

Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации с учётом опыта субъектов Российской Федерации рекомендуют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, повысить эффективность использования спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

Для организации данной работы рекомендуется:

1. Провести мониторинг эффективности использования спортивных объектов по следующим показателям: назначение спортивных объектов, находящихся на территории муниципального образования; их классификация; размеры; форма собственности; в чьём управлении находятся; использование объектов по назначению; оснащённость спортивным инвентарём и оборудованием; режим эксплуатации спортивных объектов (использование объектов час/сутки, дней/неделю); количество штатных работников; сезонность использования (круглосуточно/сезон); оценка технического состояния (нуждаются ли в реконструкции, капитальном ремонте); количество занимающихся в день/неделю, в том числе на платной основе; пропускная способность спортивных объектов.

2. Создать реестр спортивных объектов.

3. Разработать нормативные правовые акты, регулирующие использование спортивных объектов в качестве межшкольных центров для предоставления физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг обучающимся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

4. Разработать Регламент использования спортивных объектов, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, определяющий порядок предоставления на безвозмездной основе времени для проведения уроков физической культуры, физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Вышеуказанные регламенты должны быть разработаны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1, законами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы физической культуры, спорта и образования.

Данные регламенты должны включать в себя цели и задачи использования спортивных объектов, нормативные документы, расписание занятий, назначение лиц, ответственных за проведение учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий.

При распределении времени занятий должно учитываться наличие и состояние всей спортивной базы на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Руководители спортивных объектов должны обеспечивать надлежащее техническое состояние мест проведения уроков физической культуры, спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на объекте.

Использование спортивных объектов общеобразовательными учреждениями разрешается для проведения уроков физической культуры в рамках учебного процесса, учебно-тренировочных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий.

5. Разработать типовые договоры (соглашения) между спортивными объектами, находящимися в ведении муниципальных органов власти, и общеобразовательными учреждениями, регулирующие взаимоотношения сторон по вопросам сотрудничества и совместного использования спортивных объектов, составления расписания занятий на спортивных объектах, определения лиц, ответственных за проведение уроков физической культуры, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий (приложение).

6. Определить перечень категорий обучающихся, которым предоставляются спортивные объекты в свободное от платных мероприятий и тренировок время для проведения уроков физической культуры, учебно-тренировочных занятий, физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг на безвозмездных и льготных условиях.

В перечень рекомендуется включить следующие категории обучающихся:

а) детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов - на безвозмездных условиях;

б) другие категории обучающихся - на льготных условиях (на уровне 50% от стоимости взрослого посещения).

В случае посещения спортивного объекта организованными группами обучающихся общеобразовательных учреждений рекомендуются следующие нормы бесплатного предоставления спортивных объектов:

Не менее 15% рабочего времени

Не менее 25% рабочего времени

Арены дворцов спорта, манежи, бассейны

Не менее 15% рабочего времени

Легкоатлетические ядра, футбольные, хоккейные поля, конькобежные дорожки

Не менее 20% рабочего времени

Не менее 25% рабочего времени

7. Разработать критерии оценки эффективности использования спортивных объектов с учётом применения механизма льготного посещения спортивных сооружений отдельными категориями населения (дети, обучающиеся, студенты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и другие категории).

Критерии оценки эффективности использования спортивных объектов предназначены для оценки состояния и уровня готовности (включая техническое состояние) спортивных объектов к предоставлению услуг обучающимся в соответствии с профилем спортивного объекта.

Разработанные критерии будут действовать до утверждения Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации единых критериев оценки эффективности эксплуатации спортивных объектов в Российской Федерации.

Директор Департамента
государственной политики
в сфере физической культуры и
спорта Минспорттуризма России
М.Томилова

Директор Департамента
развития системы физкультурно-
спортивного воспитания
Минобрнауки России
А.Паршиков

Приложение
к методическим указаниям
по использованию спортивных объектов
в качестве межшкольных центров
для проведения школьных уроков
физической культуры и внешкольной
спортивной работы

Типовой договор о сотрудничестве и совместном использовании помещений спортивных объектов

12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

12.3. Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.

Реализация основной образовательной программы для детей первого года жизни проводится с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.

Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6-10 минут.

Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2-3 ребенка).

Для реализации основной образовательной программы по физическому развитию в индивидуальной форме рекомендуется использовать стол высотой 72-75 см, шириной 80 см, длиной 90-100 см, имеющим мягкое покрытие из материалов, позволяющих проводить влажную обработку и дезинфекцию; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.

12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю. С детьми второго года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

- в младшей группе - 15 мин.,

- в средней группе - 20 мин.,

- в старшей группе - 25 мин.,

- в подготовительной группе - 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

12.7. При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к плавательным бассейнам.

Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе - 15-20 мин., в средней группе - 20-25 мин., в старшей группе - 25-30 мин., в подготовительной группе - 25-30 мин. Для профилактики переохлаждения детей плавание в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой.

Прогулку детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут, в целях предупреждения переохлаждения детей.

12.8. При использовании сауны с целью закаливания и оздоровления детей необходимо соблюдать следующие требования:

- во время проведения процедур необходимо избегать прямого воздействия теплового потока от калорифера на детей;

- в термокамере следует поддерживать температуру воздуха в пределах 60-70°С при относительной влажности 15-10%;

- продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать 3 минут;

- после пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и организовать питьевой режим (чай, соки, минеральная вода).

12.9. Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра. Присутствие медицинского персонала обязательно во время плавания детей в бассейне и нахождения их в сауне.

12.10. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

заведующий требует чтобы я в сентябре и мае проводила занятия на улице, если позволяет погода. по программе "От рождения до школы" в планах проведения занятий указано, что только 3-е занятие проходит обязательно на улице. Имею ли я право проводить занятия там где хочу (в зале либо на улице) если да, то чем могу аргументировать если нет то есть ли какой то документ обязывающий проводить занятия только на улице? спасибо заранее

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (приложение 7).

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

При этом в приложении к указанным Правилам речь идёт о возможности проведения занятий физкультурой на открытом воздухе в зимнее время при отрицательных температурах, для других времён года действуют общие правила — нельзя проводить занятия на улице в дождливые и ветреные дни. Кроме того, имеют значение и правила, установленные в отдельных случаях (как с данной учебной программой).



Важные ссылки

Конкурс

Телефон горячей линии для вопросов по обучению граждан ДНР и ЛНР

Психологи в помощь участникам ГИА

Горячая линия по реализации мероприятий

Горячая линия Рособрнадзора

Телефон горячей линии Ростуризма по туристическому кешбеку

Горячая линия по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления в 2021 году

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности

Проведение ВПР в Рязанской области

Организация работы системы образования Рязанской области в 2020-2021 учебном году

Горячая линия по вопросам выплат

Горячая линия по вопросам организации питания

Горячая линия

Министерство просвещения Российской Федерации

Олимпиада

Сайт полномочного представителя Президента РФ в ЦФО

Высший исполнительный орган государственной власти

Министерства Рязанской области

  • Министерство финансов Рязанской области
  • Министерство экономического развития Рязанской области
  • Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области
  • Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
  • Министерство строительного комплекса Рязанской области
  • Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области
  • Министерство природопользования Рязанской области
  • Министерство по делам территорий и информационной политике Рязанской области
  • Министерство здравоохранения Рязанской области
  • Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
  • Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области
  • Министерство культуры Рязанской области
  • Министерство физической культуры и спорта Рязанской области
  • Министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области

Представительства Рязанской области

Главные управления Рязанской области

Государственные инспекции Рязанской области

Государственные органы РО

Уполномоченный по правам человека в Рязанской области

Уполномоченный по правам ребенка в Рязанской области

Уполномоченный по защите правам предпринимателей

ГСПИ

Правовой портал Минюст


Модуль опросов не установлен.

Единый портал государственных услуг

Социальная ипотека

 Пустой 1

Пустой 2

Пустой 3

Прокуратура разъясняет

Финансовая культура

Бизнес-навигатор МСП

Зеркальный реестр проверок

Персональные данные.дети

Портал малого и среднего предпринимательства

Инвестиционный портал

Бизнес-портал Рязанской области

Центр государственной кадастровой оценки Рязанской области

Региональный портал госуслуг

Работа в России

Фонд РЖС

Безопасные дороги

ФГБУ ФКП Росреестра

ФАДН России

производительность.рф

Пустой 1

28.08.2020 Подготовлены и согласованы с Роспотребнадзором рекомендации по организации и проведению занятий физической культурой в школах в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
Ознакомиться с ними можно по ссылке.

Читайте также: