Разработайте проект своего домашнего рабочего места для выполнения школьных учебных заданий с учетом

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность: Для того чтобы при выполнении домашних заданий не возникало неприятных ощущений, рекомендуется создать дома соответствующую обстановку, то есть правильно оборудовать рабочее место школьника.

В начале учебного года на классном часе мы обсудили тему подготовки домашних заданий. Ведь не секрет, что дело это непростое, но очень важное и обязательное! А ещё надо и ранец на завтра собрать и н-и-ч-е-г-о не забыть: английский, марийский, информатику и математику, музыку, тетрадь по…Есть над чем задуматься второклассникам, у которых 11 школьных предметов, а ещё танцы, музыкальная школа, футбол и так далее.

Дети высказали предположение, что надо иметь правильное рабочее место дома, потому что учёба – это наша работа. У взрослых на работе есть рабочее место, где лежат предметы, необходимые для работы: инструменты, приборы, документы, книги, компьютеры …

Бывают профессии, когда приходится работать и дома: учитель.

Так мы решили выяснить, где и в каких условиях выполняют домашнюю работу ученики нашего класса.

Цель работы: Изучить, каким должно быть рабочее место школьника.

Гипотеза: Рабочее место должно быть удобным, располагать к успешному выполнению домашних заданий, приучать школьника к самостоятельности.

1. Собрать информацию: где и в каких условиях ученики нашего класса выполняют домашние задания:

- у всех ли учеников нашего класса есть личный рабочий стол;

- как организовано личное рабочее место у разных учеников нашего класса;

- используют ли дети свой личный уголок и для других видов деятельности, кроме учебной работы.

2. Собрать информацию о том, каковы физиологические, гигиенические и психологические требования к организации рабочего места школьника.

3. Проверить соответствуют ли рабочие места учащихся нашего класса существующим требованиям.

Методы исследования:

- изучение литературы по теме;

- интервью с детским врачом, с психологом, с учителями школы, технологом мебельного производства;

На родительском собрании наши мамы и папы тоже обсудили эту тему:

- как помочь своему ребёнку в учёбе;

- как лучше организовать выполнение домашних заданий;

- как воспитывать у ребёнка самостоятельность и ответственность;

- как тренировать память, чтобы ученик не забывал дома школьные принадлежности, учебники и тетради;

- как вырабатывать у детей устойчивую привычку к умственному труду.

Наши родители считают важным, в каких условиях работаем мы, их дети. Родители уверены, что ученику 2 класса необходим личный рабочий уголок. У многих ребят он уже организован.

Из выступлений наших одноклассников мы выяснили, что рабочие уголки есть у всех 30 учеников нашего класса. Это письменный или компьютерный стол, стул, полки, шкафы для учебников и книг. Мы взяли на заметку полезные детали обстановки: настольная лампа, подставка для книг, органайзер для ручек, карандашей, линейки, расписание уроков на видном месте, алфавит, таблица умножения, памятка для школьника. Ребята обратили внимание и на то, как важно, чтобы всё находилось под рукой: на удобной полке, до которой легко дотянуться, или в выдвижных ящиках рабочего стола.

Также мы выяснили, что за рабочим столом ребята любят и поиграть, и помечтать, и кукол поучить. Они очень довольны, что есть отдельное место, где находятся только их вещи, где они чувствуют самостоятельность.

2. Анкетирование учащихся по теме исследования

Чтобы подробнее узнать, как наши одноклассники учат уроки, мы провели анкету.

Из неё мы узнали что:

Рабочий стол:

имеют личный - 8 учеников

делят с братом или с сестрой – 14 учеников

делят с родителями – 7 учеников

учат уроки на общем семейном столе – 1 ученик.

2) Когда ученик садится за уроки, то:

- из комнаты все уходят, он учится в тишине – 13 учеников

- семья занята обычными делами, но телевизор и музыка выключены – 14 учеников

- телевизор работает, все громко разговаривают – 1ученик.

3) Ученик садится за уроки

- всегда в одно и тоже время – 20 учеников

- когда родители заставят – 8 учеников

4) Когда ученик садится за свой рабочий стол, то

- начинает сразу учить или повторять уроки – 13 учеников

- сначала поиграет – 8 учеников

- поучится и поиграет, поучится и поиграет – 8 учеников

Получается, что рабочее место есть у всех, но личное отдельное от семьи только у 8 учеников. К тому же не все ребята учат уроки с охотой, а вот поиграть любят.

3. Изучение мнения специалистов

Каково же мнение специалистов по данной теме?

Чтобы узнать, как мебель должна соответствовать росту, мы обратились к заведующей хозяйством школы Зубковой Марине Геннадьевне. Так мы узнали, что существует специальный документ, указывающий соответствие размеров школьной мебели росту школьников. В классе не все ученики сидят за одинаковыми партами. Есть низкие парты и есть высокие парты (приложение 1).

t1632150255aa.jpg

В этой литературе приводятся немного отличающиеся от ГОСТов таблица

Очень полезной и интересной получилась наша беседа с технологом мебельной промышленности Щегловой Натальей Васильевной.

4. Практическая работа

Интересно соответствует ли мебель для учёбы дома тому, что мы узнали?

Мы провели измерительную работу:

измерили рост всех учеников нашего класса;

дали задание одноклассникам измерить дома высоту своего письменного стола и высоту сиденья стула;

собрали данные и составили таблицу (приложение 2);

проверили соответствует ли мебель росту ученика

Например: рост Фоминых Насти 135 см. Должен быть стол высотой от 58 до 62см и стул высотой от 34см до 38 см. В реальности стол 76 см и стул 52см. Вывод: не соответствует.

Настя объясняет, что за этим письменным столом занимается также и старший брат, и родители, но стул - трансформер. Он регулируется по высоте. Соответствует.

Рост Москалёва Марата 135 см. Должен быть стол высотой от 58 до 62см и стул высотой от 34см до 38 см. В реальности стол 77 см и стул 44см. Не соответствует.

Результат проверки удивил нас:

- мебель дома соответствует росту ученика – 2 ученика

- мебель дома не соответствует росту ученика – 28 ученика.

К чему это может привести? К искривлению позвоночника, нарушению зрения.

Также я взяла интервью у психолога нашей школы Хадиевой Светланы Васильевны.

- Нужно ли ученику иметь своё личное рабочее место дома?

Теперь понятно, почему дети вместо уроков начинают играть, а затем уже не могут остановиться, отодвигая выполнение домашних заданий как можно дальше. Занятия, не успев начаться, начинается игра. Чтобы избежать этого, следует завести строгое правило: до начала занятий со стола убирать всё, что не имеет к ним отношения.

К сожалению не все этим правилом пользуются. На фотографиях видно, что у многих ребят рабочее место организовано неправильно.

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

1. У школьника должно быть постоянное место для занятий, лучше всего отдельный стол, так как у каждого человека, а у ребёнка в особенности, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место для работы.

2. Рабочее место школьника должно быть удобным, то есть соответствовать гигиеническим требованиям к мебели и к освещению.

3. Чтобы постоянное место работы помогало выработать привычку к собранности и к быстрой мобилизации для начала занятий, лучше чтобы ученик не делал тут других дел, не требующих внутреннего сосредоточения. Нельзя, чтобы на столе и на полках стояли игрушки, яркие книги и фотографии.

4. Небесполезно установить четкий постоянный порядок на рабочем столе, не меняющийся день ото дня, причём поддерживать его обязан сам ученик.

Практическая значимость исследования:

Список использованных источников и литературы

2. Ваш ребёнок. Под редакцией И.И.Гребешевой. Москва Медицина 1995г.

3. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. Тридцать уроков здоровья. Творческий Центр СФЕРА, Москва 2003г.

По каким признакам можно определить среднестатистического современного школьника? Сутулые плечи, плохое зрение, искривленный позвоночник… Вы, родители, киваете головой – мол, влияние школы! Но если заглянуть в комнату почти любого ученика, то можно заметить, что далеко не в каждом доме уделяется должное внимание рабочему месту, за которым школьник проводит время, выполняя домашнее задание или пользуясь компьютером. К сожалению, грамотно обустроенное рабочее место школьника – это скорее исключение, чем правило.

Предлагаю Вам ознакомиться с примерами правильного и неправильного размещения школьника за своим рабочим местом:

Выделите время и критически осмотрите рабочее место Вашего ребенка, оценив, соответствует ли оно советам, которые будут изложены в этой статье.

  1. У ребенка должен быть собственный письменный стол. Немаловажным будет то, как ребенок сидит за столом. Необходимо занимать всю поверхность стула, спину держать прямо, локти на столе, ноги на полу. Допускается подпирать одной рукой подбородок, но надо следить за тем, чтобы голова и тело не наклонялись в сторону.

При письме расстояние между глазами и тетрадью должно быть не менее 30 см, а тетрадь необходимо поворачивать на 30 градусов, ведь так удобнее писать, и если этого не делать, то человек начинает неосознанно изгибать тело.

Существует еще несколько общепринятых правил для правильной организации рабочего места школьника:

∙ столешница должна быть на уровне солнечного сплетения сидящего за ней ребёнка;

∙ нельзя, чтобы стул был слишком глубоким – идеальная глубина стула, когда она чуть меньше, чем расстояние от крестца до коленей ребенка;

∙ все необходимые школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки;

∙ обязательно пользоваться подставкой для книг .

Компьютер не должен стоять на обычном столе. На обычном письменном столе, как правило, недостаточно места для компьютера, и в таком случае расстояние от монитора до глаз ребенка менее рекомендуемых 50-70 сантиметров. Вряд ли найдется много семей, которые смогут разместить в детской комнате сразу два стола, поэтому в качестве компромисса можно выбрать стол с эргономичной столешницей, расположенной углом. Тогда монитор займет сам угол стола и будет находиться, как и следует, на расстоянии вытянутой руки. К тому же хватит места, где можно выполнять письменные задания.

  1. Освещение. Если у Вас нет возможности организовать рабочее место напротив окна, можно установить стол справа или слева от него. Необходимо учесть, какой рукой пишет Ваш ребенок: если ведущая рука – правая, то свет на рабочую поверхность должен падать слева, а если ваш ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Лучше всего для рабочего стола школьника подходит настольная лампа на гибкой ножке, свет должен быть оптимальным – не слишком тусклым, но и не особо ярким. Недостаточное освещение не только вызывает быстрое утомление глаз, но и снижает уровень мозговой активности. Однако слишком яркий свет также способствует быстрому утомлению. Если ребенок делает уроки вечером, одной настольной лампы мало. Не должно быть резкого перепада освещения, поэтому включайте одновременно и верхний свет, и настольную лампу. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт.
  2. Для тетрадей и учебников должно быть отведено место. Нужно помнить, что работоспособность ребенка зависит от порядка, царящего на столе и в комнате. Если ребенок может быстро найти все необходимое ему для учебы, это экономит его время и не позволяет ему отвлекаться от выполнения заданий.
  1. Тишина . Шум или музыка, сопровождающие школьника во время выполнения уроков, не только способствуют рассеиванию внимания, но и вызывают головные боли, раздражительность, повышение давления, изменение сердечного ритма и снижение остроты слухового восприятия. Поэтому, даже если школьник утверждает, что музыка помогает ему сконцентрироваться, нельзя разрешать выполнение домашнего задания, сидя рядом с включенным плеером или телевизором.
  2. Свежий воздух. Во время умственного труда приток крови к мозгу увеличивается до 10 раз и возрастает потребность организма в кислороде. Присутствие в воздухе табачного дыма, неприятных запахов или избыточного количества углекислого газа отрицательно сказывается на работоспособности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания нужно обязательно проветрить комнату.
  3. Цвет интерьера. На работоспособность ученика также влияет цвет мебели и стен в комнате. Наиболее благоприятны для школьника салатные и голубые тона, а также кремовые и бежевые. Темные и серые стены вызывают напряжение глаз и угнетающе действуют на школьника.

Если все эти советы в новинку вашему школьнику, тогда придется некоторое время его контролировать и корректировать. Но довольно скоро новые полезные привычки заменят старые, и ребенок почувствует, что ему стало легче выполнять домашние задания, а, следовательно, учиться.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Р е с п у б л и к а С а х а (Я к у т и я )

МУ Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е

Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К А Я Р А Й О Н Н А Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 2 города Нерюнгри

678960 РС(Я),г.Нерюнгри, ул.имени Виктора Кравченко, дом 8, корпус 1, тел./факс (41147) 4 –26 –44,

" Организация рабочего места школьника "

Секция : Медицинские науки

Выполнил: Ноговицын Владимир Алтынович

Образовательное учреждение: МБОУ Гимназия №2

Руководитель: Авдеева Инга Игоревна,

учитель начальных классов МБОУ Гимназии №2.

2013 г.

Введение _____________________________________________________________________ 3

Глава 1. Организация рабочего места и факторы, влияющие на здоровье и

успеваемость обучающегося

1.1. Почему так важно организовывать своё рабочее место? _________________________ 5

1.2. Факторы, влияющие на здоровье и успеваемость одноклассников ________________ 5

Глава 2. Работа над своим рабочим местом по системе 5С

2.1. Что такое 5С? ____________________________________________________________ 9

2.2. Рекомендации по 5С ______________________________________________________ 9

Заключение __________________________________________________________________ 11

Список литературы ___________________________________________________________ 12

Приложение № 1.____________________________________________________________ 13

Приложение № 2. ____________________________________________________________14

Приложение № 3. Анкета 1. ___________________________________________________ 15

Приложение № 4. Анкета 2. ___________________________________________________ 16

Приложение №5. Анкета 3. ___________________________________________________ 17

Приложение № 6. Анкета 4.___________________________________________________ 18

Приложение № 7. Анкета5.____________________________________________________ 19

Приложение № 8. Анкета 6.___________________________________________________ 20

Приложение № 9.Простые рекомендации «Что значит «правильно сидеть,

Приложение № 10. Физкультминутки целевого назначения ________________________ 23

Приложение № 11. Приспособление из крышек от пластиковых бутылок ____________ 25

По каким признакам можно определить среднестатистического современного школьника? Сутулые плечи, плохое зрение, искривленный позвоночник. Родители сокрушенно кивают головой – мол, влияние школы! Но если заглянуть в комнату почти любого ученика, то можно заметить, что далеко не в каждом доме уделяется должное внимание рабочему месту, за которым ребёнок проводит время, выполняя домашнее задание или пользуясь компьютером. К сожалению, грамотно обустроенное рабочее место школьника – это скорее исключение, чем правило. Поэтому и здоровый, сильный ребёнок – тоже скорее исключение из правил.

Как часто мы слышим и в школе, и дома: сядь прямо, не пиши носом, сядь за стол, не делай уроки лёжа, наведи порядок на столе.

И вот в очередной раз ,когда наш учитель Инга Игоревна напомнила всему классу об организации своего рабочего места, я начал наблюдать за своими одноклассниками. И тогда я решил узнать : а сколько моих одноклассников умеют организовывать свои рабочие места дома, раз не всегда в классе у них это получается?

Актуальность исследование посвящено правильной организации рабочего места обучающегося.

Поэтому целью моего исследования: установить взаимосвязь между грамотно оборудованным рабочим местом обучающегося и его здоровьем.

Задачи

Изучить научную литературу по данной теме

Провести социологический опрос

Узнать, как правильно организовать свое рабочее место.

Узнать, к каким заболеваниям может привести неправильно организованное рабочее место.

Провести анализ организации рабочего места у учащихся 3 классов с целью: выяснить, есть ли у ребят дома свое рабочее место и как оно организованно

Сделать выводы, зафиксировать результаты исследования в виде презентации.

Объект исследования: Домашнее рабочее место ученика 3 класса .

Предмет исследования: Организация рабочего места обучающегося 3 класса в домашних условиях.

Методы исследования:

первичная обработка фактов;

беседа со школьным врачом педиатром;

анализ полученных результатов;

поиск и выработка комплекса рекомендаций и советов для грамотной организации рабочего места.

Гипотеза. От того насколько грамотно организовано рабочее место зависит здоровье обучающегося .

Глава 1. Организация рабочего места и факторы, влияющие на здоровье и успеваемость обучающихся.

Предлагаем вам ознакомиться с примерами правильного и неправильного размещения школьника за своим рабочим местом.

Понятие рабочей обстановки включает:

рабочую зону (письменный стол, стул, шкаф, стеллаж и органайзер);

температуру и влажность воздуха помещения;

освещение естественное и искусственное;

окружающий звуковой фон.

1.1. Почему так важно организовывать своё рабочее место?

Высокая работоспособность ученика, успеваемость и его здоровье невозможны без рациональной организации его рабочего места.

Рассматривая территорию детской комнаты как образовательный ресурс можно поставить очень важные вопросы: «Все ли равно ученику, за каким столом и стулом ему сидеть? Влияет ли свет и цветовое решение в детской комнате на его желание выполнять домашнее задание? Зависит ли успешная и продуктивная работа, от правильно организованного рабочего места?

Хотелось бы отметить, что ответы на эти вопросы могут повысить не только результативность самой деятельности, но обеспечить комфортные условия что, приведет к сохранению не только психологического здоровья наших школьников, но и физического в том числе. Прежде чем давать какие-либо рекомендации по проблеме организации учебного пространства, необходимо проанализировать факторы, влияющие на здоровье и успеваемость школьника.

1.2. Факторы, влияющие на здоровье и успеваемость ребёнка.

Фактор 1. Мебель.

Мебель должна соответствовать росту школьника.

Правильная осанка формируется с первых дней жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.

У здорового ребенка к 7 годам позвоночник приобретает нормальную форму с физиологическим лордозом в шейном и поясничном отделах и физиологическим кифозом – в грудном.

Форма позвоночника зависит от состояния скелета ребенка и мышц, окружающих позвоночник, плечевой и тазовый пояс. Даже в течение дня разный тонус мышц оказывает влияние на величину физиологических изгибов позвоночного столба. Усиление физиологических изгибов позвоночника происходит по различным причинам (сниженный мышечный тонус из-за отсутствия систематических занятий массажем, гимнастикой, физкультурными упражнениями; поднятие тяжелых предметов и т.д.)

Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника:

патологический лордоз ( выпуклость вперёд);

патологический кифоз (выпуклость назад);

сколиоз (это боковое искривление позвоночника)

В последнее десятилетие медики разработали много ортопедической мебели для поддержания осанки во время выполнения домашних заданий. С одним из таких экземпляров я хочу вас познакомить. Это стул Smartstool Balance.

Smartstool Balance – это коленный стул с подвижной основой. Перемещая центр тяжести можно сидеть в двух положениях попеременно. Движения более ествественны для человесческого тела, чем статичное положение. Находясь в условиях, когда необходимо держать равновесие, тело начинает рефлекторно держать спину прямо. Благодаря динамической посадке происходит тренировка мышц спины и улучшается кровообращение к позвоночнику. Приложение 2.

Рабочий стол ребенка – это в первую очередь не предмет интерьера, а рабочий инструмент. И он должен быть удобным. Основное правило при выборе стола – его край должен находиться на несколько сантиметров ниже уровня груди ребенка. Чтобы школьнику можно было спокойно опираться на край поверхности стола локтями. При чтении или письме, между краем столешницы и грудной клеткой должно оставаться расстояние 8 — 10 см.

Обязательно должно быть место, где ребенок будет хранить свои школьные принадлежности. Если же в столе ящиков нет, приобретите небольшую тумбу или подвесные полки.

Размеры мебели предоставлены в приложении 1 таблице № 1, таблице № 2 .

Фактор 2. Освещение и цветовое решение комнаты.

Интерьер детской комнаты играет поистине огромную роль в развитии ребенка. Она служит ему одновременно и спальней, и гостиной, и игровой, и местом для учебы.

Зона отдыха. Вариантом решения этой зоны является двухъярусная кровать, при этом появляется дополнительное место, где можно разместить письменный стол или игровую зону. Желательно установить небольшой спортивный комплекс – физическое развитие – залог здоровья ребенка.

Учебная зона. Применяется методика подиумного деления комнаты. При этой методике комната разделяется на две зоны, в одной из которых установлен подиум. На самом подиуме, как правило, располагается учебное место ребенка. В комнате не должно быть острых углов и высоких деталей.

Типы освещения.

Освещение: искусственное (световые спектры: синий и жёлтый) и естественное.

Естественный свет через окно должен падать слева. Настольную лампу нужно ставить в левом углу стола. Лучше всего для рабочего стола школьника подходит настольная лампа на гибкой ножке. Свет должен быть оптимальным - не слишком тусклым, но и не особо ярким. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт. Недостаточное освещение не только вызывает быстрое утомление глаз, но и снижает уровень мозговой активности. Однако слишком яркий свет также способствует быстрому утомлению. Если мы делает уроки вечером, одной настольной лампы мало. Не должно быть резкого перепада освещения, поэтому включайте одновременно и верхний свет, и настольную лампу.

Цветовое решение.

При выборе цвета необходимо учитывать пол ребенка. Девочки уделяют больше внимания тактильным ощущениям. А мальчикам нужно больше свободного пространства и более яркое цветовое решение. Окрашивайте рабочую зону в желтые или коричневые цвета –это позволяет повысить умственную активность.

Цветовые ассоциации у детей меняются. От 8 до 11 лет преобладают оранжевый, желтый, зеленый цвета. После 12 лет – синий.

Фактор 3. Температуру и влажность воздуха помещения, окружающий звуковой фон.

Когда школьник делает уроки, необходимо выключить радио, приемник или телевизор. Шум или музыка, сопровождающие школьника во время выполнения уроков, не только способствуют рассеиванию внимания, но и вызывают головные боли, раздражительность, повышение давления, изменение сердечного ритма и снижение остроты слухового восприятия. Поэтому, даже если школьник утверждает, что музыка помогает ему сконцентрироваться, нельзя разрешать выполнение домашнего задания, сидя рядом с включенным плеером или телевизором.

Выполнение вышеперечисленных советов облегчит нам выполнение домашних заданий, и, следовательно, будет способствовать хорошей успеваемости в школе.

Учителя начальных классов, выпустившие четвероклассников в большое плавание, ожидают новичков – первоклассников. А у родителей будущих школьников начинается головная боль: что купить к школе, как выбрать письменный стол, какие пособия приобрести? Опыт учителей подсказывает – чтобы сохранить ребенку здоровье на одиннадцать лет школьной жизни, нужно заранее правильно организовать рабочее место ученика. Иначе сутулые плечи, сколиоз и испорченное зрение не заставят себя ждать. Предлагаем рассказать мамам, папам, бабушкам и дедушкам первоклассников на самых первых родительских собраниях о грамотном расположении рабочей зоны школьника дома.

Организовать рабочее место — это не передвинуть кухонный стол к окну и поставить новый стул, а если высоты стула не хватает, положить под попу энциклопедию потолще. Для успешной учебы и сохранения здоровья рабочее место школьника дома должно быть не только удобным и функциональным, с правильно подобранной мебелью и продуманной системой хранения, но и эстетически привлекательным.

Игровая и рабочие зоны в рабочем месте школьника

Психологи рекомендуют разделять учебную и игровую зоны. И хотя для первоклассника игра — ведущий вид деятельности, договаривайтесь с ребенком, что в учебной зоне игрушкам не место. Любимые машинки, куклы и конструктор переедут в игровую зону, чтобы не отвлекать ребенка.

Игровая зона в детской

Рабочая зона в детской

Если ребенку сложно пережить разделение рабочей и игровой зон, можно договориться, что один любимый медведь будет помогать ему делать уроки, сидя рядом с лампой или на полочке.

Каркассон – это название старинной французской крепости, а также замечательная настольная игра для 2-5 человек, известная во всём мире, обладающая множеством наград, высокими оценками и большим разнообразием дополнений. В чём секрет успеха? В простых правилах, но в то же время глубоком игровом процессе.

Выбор и расположение мебели при организации рабочего места ученика

В первую очередь, при организации рабочего места следует продумать правильное расположение мебели. Чаще всего родители стараются расположить мебель так, чтобы стол стоял у окна.

В этом есть свои плюсы:

  • максимально используется дневной свет;
  • ребенок может отвлечься на происходящее за окном и перевести дух между написанием крючков и палочек.

При расстановке мебели у окна стоит учитывать рабочую руку. К возрасту похода в школу родители уже знают, какая рука у ребенка ведущая. Если ребенок пишет левой рукой, стол ставим так, чтобы дневной свет падал справа, т.е. стол располагаем по левой стене комнаты. Для правшей — наоборот, по правой стороне.

Сидя за рабочим столом, ребенку следует соблюдать эргономичное положение тела. При длительном сидении ссутулившись, быстро устанут мышцы спины и шеи, начнутся головные боли. Стоит рассмотреть вариант стола-трансформера, т.е. мебели, которая растет вместе с ребенком, т.к. ее высота регулируется по росту ребенка. Материал — дерево либо качественный пластик. Обратите внимание: остатки клея, сколы, деревянные заусенцы — признак некачественного продукта.

К столу нужно выбрать правильный стул. Подготовка уроков — дело не трех минут. Бывает, ребята проводят за уроками и несколько часов. Комфортное сиденье и спинка с изгибом для поясницы, к которой плотно прилегает спина ученика — прекрасный выбор. Наличие подлокотников — не обязательно: при правильном положении ребенка за столом его локти расположены на столе.

Офисное кресло — неплохой выбор. Единственный недостаток — оно вращается, и непоседам сложно контролировать положение тела. Но в некоторых моделях эта функция блокируется. Стул не должен быть слишком глубоким. Идеальная ширина сиденья от копчика и чуть не доходя до коленок ребенка.

Высоту мебели нужно отрегулировать таким образом, чтобы стол находился на уровне солнечного сплетения, колени были согнуты под прямым углом и стопы стояли на полу. Если высоту стола невозможно отрегулировать, правильное положение ребенка за столом корректируем с помощью высоты стула. Не пугайтесь, если ребенок не достает ногами до пола, на помощь придет подставка для ног.

Правильное освещение — залог здорового зрения

Начальные классы — время интенсивного роста ребенка. С помощью рационально подобранной мебели родители могут позаботиться о его скелете, а сберечь зрение поможет правильный выбор освещения.

Если площадь комнаты позволяет и удалось расположить рабочий стол у окна — прекрасно, это позволит ребенку максимально использовать естественное освещение, а также сделать некоторые упражнения для глаз.

Однако, учитывая что в России во время учебного года световой день, достаточный для подготовки уроков при естественном освещении, длится два месяца — сентябрь и май, стоит подумать о дополнительных источниках света.

При выборе настольной лампы следует учитывать следующие нюансы:

  • площадь стола, освещаемая лампой, должна соответствовать рабочей поверхности;
  • свет должен быть умеренно ярким, т.к. и тусклый и излишне яркий свет дают дополнительную нагрузку на глаза ребенка;
  • устойчивая конструкция.

Устойчивость лампы необходима для предупреждения травм. Вы же не хотите, чтобы после каждого неаккуратного движения лампа летела на пол? Даже учитывая, что в современных светильниках используются прочные энергосберегающие лампы или светодиоды — это все равно опасно. Если на столе недостаточно места для лампы на прочном, устойчивым основании, можно рассмотреть варианты размещения на стене. Но также стоит проконтролировать надежность крепления.

Как определять результаты дошкольного образования? Разработка национальной системы оценки качества НИКО

Организация рабочего места школьника дома

Обилие новых нужных предметов усложняет ребенку поддержание порядка в рабочей зоне. Чтобы не ругать начинающего ученика за беспорядок в комнате, до начала занятий стоит тщательно продумать системы хранения. Это особенно важно, если ребенок собирается в школу без помощи взрослого.

Подумайте, что из школьных принадлежностей нужно организовать:

  • школьную и спортивную форму;
  • школьные учебники;
  • тетради и прописи;
  • письменные принадлежности: ручки, карандаши;
  • канцелярия: скрепки, степлер и т.д.;
  • материалы для творчества — цветные карандаши, пластилин, краски и альбомы.

Для организации хранения учебников хорошо подходят навесные полки, где каждый учебник на виду и ребенку не приходится его долго искать. Чтобы ребенку было легко ориентироваться в учебниках, лучше использовать прозрачные обложки, или подбирать для каждого учебника свою цветную. Хранить тетради и канцелярию удобно в выдвижных ящиках.

Рациональным приспособлением при создании рабочего места и формировании режима дня ребенка является магнитная или пробковая доска. На нее удобно прикрепить расписание занятий, сделать нужные записи или оставить яркую напоминалку. В обилии новой непривычной информации школьнику легко растеряться и забыть важное, а записка с веселой рожицей и напоминанием от мамы поможет быть более организованным и уверенным.

Несмотря на то, что малыш подрос и уже стал учеником, он все-таки остается ребенком. Яркие пятна забавных аксессуаров украсят его школьную жизнь и сделают приготовление уроков увлекательным занятием.

Пенал с забавными пони или мужественным человеком-пауком, цветные скрепки, забавная подставка для карандашей или книг, сделанная своими руками, — приятные, уютные мелочи, разбавляющие школьную рутину.

Тетрадь предназначена для организации внеурочных занятий по русскому языку, подготовки и проведения различных лингвистических конкурсов и олимпиад, организации индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Тренажер для глаз

Первый класс — серьезное испытание для зрения. Нагрузка возрастает в несколько раз. При использовании в учебном процессе электронных учебников не стоит дома перегружать ребенка просмотром телевизора и гаджетами. Для профилактики проблем со зрением можно использовать специальный тренажер для глаз и делать упражнения после каждого подготовленного урока, или каждые 30 минут, если подготовка затянулась.

Тренажер для глаз можно сделать и самому, нарисовав на листе А3 цветные круги, стрелки и спирали.

Гимнастика для глаз. Источник: https://free4print.ru/dlya-shkoly/trenazher-gimnastika-dlya-glaz/

Помните, что рационально подойдя к организации рабочего места, вы сохраните ребенку здоровье, а методическая литература на портале LECTA поможет развить его интеллект.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Организация рабочего места школьника с использованием метода 5С


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уже активно применяются популярные инструменты и методы этой технологии и в нашей стране. Для меня эта тема является актуальной , так как я хотел бы повысить эффективность своего труда при подготовке домашнего задания.

Задачи исследования :

- изучить литературы и материалы сети Интернет по данной теме

- провести анкетирование среди учеников моего класса

- провести эксперимент по организации рабочего места школьника

- собрать фотоматериалы, отражающие состояние рабочего места школьника дома

- проанализировать результаты анкетирования и эксперимента

- сделать выводы и зафиксировать результаты исследования

- выступить перед одноклассниками с презентацией своего исследования для их информирования и принятия мим дальнейшего решения по применению метода Система 5 S .

Гипотеза исследования : возможно повысить эффективность выполнения домашнего задания при правильной организации рабочего места школьника.

Объект исследования: Домашнее рабочее место ученика 6 класса.

Предмет исследования: Организация рабочего места обучающегося 6 класса в домашних условиях.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, поиск необходимой информации, эксперимент, первичная обработка фактов, сравнение, анализ полученных результатов, выведение закономерностей.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть рекомендованы для применения при организации рабочего места школьников 5-11 классов.

Бережливое государство позволяет выполнять больше работы, не привлекая дополнительных трудовых ресурсов, снижает стоимость предоставления государственных услуг, повышает удовлетворенность налогоплательщика, существенно сокращает время, затрачиваемое на оказание различного рода государственных услуг (образование и здравоохранение, например). Важно, что оно требует привлечения меньших средств для внедрения и дальнейшего использования, чем альтернативные подходы, не зависит от дорогостоящих ИТ-решений, а также имеет показатель эффективности инвестиций более чем 20%.

Инициативы по использованию бережливых технологий в практике государственного управления впервые появились в 2001 году в Великобритании, а в 2002 году — в США. Сегодня в США функционирует Центр бережливого государства (LLC LEAN Government Center). Что касается федерального уровня, то пока ее используют лишь отдельные ведомства — например, министерство обороны или агентство по защите окружающей среды (EPA), которое в 2008 году издало собственное руководство по бережливым технологиям. Активно используется концепция и за пределами США. Почтовая служба Японии за 2008 повысила производительность на 20% и уменьшила затраты на 30 миллиардов иен. Аналогичным службам в Канаде удалось обеспечить уровень своевременной доставки корреспонденции в 96,7% в Канаде и в 95% в Дании, при этом затраты сократились на 20%.

Для совершенствования деятельности используются следующие методы 3 :

картирование цепочки (потока) создания ценности ;

система 5S (или 5С) — система организации рабочего пространства, основанная на визуальном контроле и включающая пять шагов;

стандартизация операций (формализация процедур и процессов в деятельности предприятия, при этом под стандартом понимается наилучший способ выполнения какой-либо деятельности с использованием приемов, которые предварительно проверены на практике, наглядно изложены в простой и понятной форме с использованием средств визуализации, доведены посредством обучения до всех работников, выполняющих данную работу);

быстрая переналадка SMED (быстрая, до десяти минут, процедура переналадки производственного оборудования);

Кайдзен — непрерывное совершенствование.

1.4 Сущность метода 5С (5 S ).

На английский язык эти принципа часто переводятся как:

Straighten – соблюдать порядок

Некоторые сторонники бережливого производства вводят шестое S - Safety – безопасность.

Глава 2 Организация рабочего места школьника по системе 5С.

2.1 Проведение анкетирования одноклассников

Второй вопрос анкеты был направлен на изучение укомплектованности рабочего места школьника. Результаты следующие: у всех моих одноклассников рабочее место укомплектовано полностью: имеется рабочий стол, стул или кресло, шкаф или полка для книг и школьных принадлежностей.

Третий вопрос анкеты требовал оценить свое умение организовать рабочее место дома. У 8 (27,5%) моих одноклассников на рабочем столе находятся предметы, не используемые для учебы. У 4 (14%) учеников 6 В класса пишущие принадлежности находятся в хаотичном состоянии, то есть не убраны в отдельные ящики или контейнеры. 10 (34%) моих одноклассников не распределяют на рабочем столе нужные им предметы с учетом частоты их использования. Несколько раз в неделю проводят уборку своего рабочего места всего лишь 3 (10%) одноклассницы. Большинство 15 (52%) проводят уборку один раз в неделю. 11 (38%) учеников 6 В класса проводят уборку своего рабочего места один раз в месяц. 15 (52%) опрошенных располагают расписание уроков на видном месте. 6 (20%) моих одноклассников знакомы с методом 5С по организации рабочего места. Больше половины (64%) опрошенных не хотят изменять, исправлять, добавлять что-либо на своем рабочем месте дома. Результаты анкетирования представлены в Приложении 2.

2.2. Проведение эксперимента по организации рабочего места школьника.

Правильно организованное рабочее место, согласно методу 5С, повышает производительность труда. Результативность труда школьника заключается, на мой взгляд, в количестве и качестве выполненного домашнего задания, изученного дополнительно материала. Для этого необходимо также не тратить зря драгоценное время. Я попытался доказать это, проведя эксперимент по организации рабочего места см. Приложение 3.

Участниками эксперимента стали мои одноклассники. Участникам ставилась задача: найти необходимый документ (с определенным текстом). На первом этапе файл с документом я расположил в папке с документами. На столе помимо этой папки в хаотичном порядке располагались учебники, дополнительная литература, пишущие принадлежности, цветная бумага (в общем, все то, что обычно бывает на столе у школьника). Засекли время, нужный документ был найден через 7 минут. Затем мои одноклассники вышли из класса, и я разложил на столе предметы по определенным группам: папки с файлами, учебники, дополнительная литература, пишущие принадлежности, но предметов стало больше. На втором этапе необходимо было найти текст с другим содержанием. С этой более сложной задачей мои одноклассники справились за 5 минут.

Проведенный эксперимент доказывает, что использование метода 5С (шаги сортировка и соблюдение порядка) повысили производительность труда на 28%.

2.3. Состояние рабочего места обучающихся 6 В класса

На следующем этапе моего исследования я провел изучение состояния рабочего места моих одноклассников. Для этого я попросил их прислать мне фото своего рабочего места. Я получил фотографии от 14 моих одноклассников (см. Приложение 4). Анализ фотоматериалов показал, что правильно организовано рабочее место у 6 обучающихся. Причем, все они девочки. У них четко прослеживается разделение вещей с учетом частоты их использования и организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто найти их и использовать. То есть, можно сделать вывод, что 43% моих одноклассников практически используют элементы метода 5С ( сэири , сэитон, сэисо). Также, я убедился в том, что для остальных 67% одноклассников необходимо ознакомление с методом 5С для того, чтобы правильно организовать свое рабочее место. Для этого я разработал рекомендации по использованию метода 5С (см. Приложение 5)

В начале своей работы я предположил, что есть прямая взаимосвязь между грамотно оборудованным рабочим местом обучающегося и эффективностью выполнения домашнего задания.

В ходе исследования я изучил технологию бережливого производства и, в частности, метод 5С.

Проведенное анкетирование позволило сделать вывод о том, что рабочее место у большинства моих одноклассников укомплектовано всем необходимым для обучения. Но не все мои одноклассники могут правильно организовать свое рабочее место дома и поэтому снижается эффективность выполнения домашнего задания.

Проведенный мною эксперимент доказал, что применение метода 5С позволяет увеличить эффективность выполнения домашнего задания на 28%.

Мною разработаны рекомендации для школьников по использованию метода 5С.

Итак, цель моего исследования достигнута, гипотеза подтверждена, выполнены все поставленные задачи.

Список литературы

Растимешин В.Е. Упорядочение. Путь к созданию качественного рабочего места.: Практическое пособие/В.Е. Растимешин, Т.М. Куприянова; Под ред. В.Н. Шлыкова. – 4-е изд. – М.: Стандарты и качество, 2009. – 176 с

Иллюстрированный глоссарий по бережливому производству. Под ред. Ч.Марчвински и Дж.Шука. // Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, Центр развития деловых навыков, 2005, 123 с.

Х.Хироюки 5S для рабочих: как улучшить свое рабочее место // Пер. с англ. - М.: ИКСИ, 2007, 160 с.

ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента.

Буканин В.А., Парфенова А.М. Организация рабочего пространства и рабочего места в образовательных учреждениях. Международный научно-исследовательский журнал №04 (58) 2017 часть 4 апрель, стр.19.

Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2018, 472с.

Читайте также: