Разнообразие форм организации обучения и педагогические возможности и условия применения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Постепенное изменение политических, экономических, социокультурных условий жизни российского общества требует постоянной модернизации системы образования. Это касается и подготовки специалистов, и имеющихся в педагогике форм организации обучения.

Понятие о формах организации обучения

Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.

Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.

Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры.

С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения.

Эмпирическая типологизация средств обучения

В педагогике форма обучения – это не то, что существует в единственном числе и является обязательным для всех. В зависимости от целого ряда параметров, таких, например, как количество учащихся, вовлеченных в процесс образования, выделяют сразу несколько разнообразных форм обучения:

  • индивидуальная, которая предполагает, что воздействие будет оказано на одного индивидуума;
  • групповая: учащиеся работают в группах, в которые объединяются на основе различных критериев;
  • фронтальная: педагог взаимодействует со всеми учащимися в классе.

Очевидным преимуществом индивидуального обучения является возможность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, что наилучшим образом сказывается на развитии потенциала личности.

Работа в группе эффективна в тех случаях, когда в нее объединяется 5 - 7 человек. Разделение на группы позволяет реализовать дифференцированных подход к обучению и воспитанию, так как состав группы является более-менее однородным по уровню подготовки, интересам и увлечениям. В таких условиях можно привлечь для изучения большее количество фактического материала, использовать проводимую работу для выявления и установления действующих в группе механизмов и закономерностей, проверить достоверность сделанных на основе наблюдений выводов.

В группе во время совместной деятельности наблюдается гармонизация отношений между всеми участниками процесса, создание благоприятной атмосферы, что сказывается как на продуктивности обучения, так и на активности во внеклассной и внешкольной деятельности.

К числу основных преимуществ фронтальной формы работы можно отнести возможность охвата педагогическим воздействием сразу большого количества обучающихся.

Классно-урочная система как основная форма организации обучения

Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике. Это:

  • классно-урочная система;
  • внеурочная работа.

Урок – это главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию.

Один урок посвящен изучению вопросов по одному предмету из программы. Урок является продолжением занятий, проведенных ранее. Материал, полученный в ходе урока, является базисом для продолжения обучения.

Урок – это автономная, логически завершенная организационно-структурная единица образовательного процесса.

Классификация уроков как форм обучения

Классно-урочная система включает различные типы уроков:

  • собственно урок;
  • лабораторная работа;
  • лекция;
  • мастерская;
  • семинар;
  • экскурсия.

Как видите, форма обучения – это процессуальная сторона образования, которая позволяет организовать целенаправленный процесс личностного и профессионального развития.

Тема 5.1. Теоретические аспекты обучения и образования.

1. Формы обучения: анализ форм организаций обучения: традиции и новации.

2. Методы обучения: проблема классификации методов обучения, активные методы обучения (АМО), условия выбора методов обучения.

3. Средства обучения: понятие, классификация, характеристика.

1. Формы обучения: анализ форм организаций обучения: традиции и новации.

Исторически сложились три формы организации обучения: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т. п. Естественно, что делать это на фронтальном занятии не представляется возможным. При всем явном преимуществе индивидуальных занятий перед фронтальными первые не могут стать основной формой обучения в дошкольном учреждении. Почему? Отметим их неэкономичность по времени. Предположим, что в группе 20 детей. На занятие с каждым ребенком отведем по 20-25 мин. Получается, что в течение более чем 6 ч педагог занят индивидуальным обучением. А что в это время делают другие дети? Кто заботится об их безопасности, развитии? Прибавьте к этому психофизиологическое состояние педагога, работающего с таким напряжением сил. Таким образом, переход на индивидуальные занятия не представляется возможным.

Но в некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы. Прежде всего это относится к детям с недостатками в развитии, часто болеющим, имеющим проблемы с поведением (неусидчивый, повышенная возбудимость, импульсивность поведения и др.). Занимаясь с такими детьми индивидуально, педагог помогает им усвоить необходимые знания и умения, развивает способность управлять своими психическими процессами. В индивидуальных занятиях нуждаются также дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности (к рисованию, пению, математике), и дети с доминирующим познавательным интересом (к миру техники, к животным).

С каждым ребенком в группе педагог периодически проводит индивидуальные занятия контрольно-диагностического характера, чтобы выявить уровень его обученности, вовремя определить пробелы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей. Для такого занятия можно подбирать несколько вариантов аналогичных заданий, выполнять которые будут все одновременно.

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. Традиционно по дидактическим задачам занятия делились на три группы: занятия усвоения новых знаний, умений; занятия закрепления ранее приобретенных знаний, умений; занятия творческого применения знаний и умений. В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.).

Занятия имеют определенное строение (структуру), которое во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Целесообразно напомнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Более того, как отмечала в свое время А. П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога - помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. С этой целью педагог продумывает задачи и способы организации обучения детей вне занятий. С кем-то надо повторить стихотворение, кого-то поупражнять в порядковом счете, с некоторыми детьми необходимо попрыгать, побегать. Подобных задач педагог намечает немало, а для их решения выбирает то или иное время дня (время прогулки, утро, когда основная часть детей еще не пришла, и т.д.).

Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

Формы обучения в школе

2. Методы обучения: проблема классификации методов обучения, активные методы обучения (АМО), условия выбора методов обучения.

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Следует напомнить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е.А. Флерина, Е. И. Радина, П. Г. Саморукова и др.), а именно:

- объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления;

- объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т.п.);

-педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;

-детям дается целевая установка для наблюдения,что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кроликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

- усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре);

- обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

- наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов с помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.

В обучении детей используются наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца.

Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства магнитов, убеждаются, что для "роста и развития растений необходимы свет, тепло, влага и т. п.

Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). Упражнения бывают нескольких видов: подражательные, конструктивные, творческие.

Дидактические правила проведения упражнений таковы: ставить перед детьми учебную задачу; показ способа действия; многократно повторять упражнение; контроль за выполнением.

Опыты и экспериментирование. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит "принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

В дошкольном обучении используются разные виды моделей. Прежде всего "Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.

Словесные методы и приемы:

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материалов рассказе знания разного содержания передаются в образной форме.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е. А. Флерина).

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные -начиная со средней группы.

Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые). Назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно, формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения.

В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Классификация методов обучения в школе — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако ны­нешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную но­менклатуру методов. Обучение — чрезвычайно подвижный, диа­лектический процесс. Система методов должна быть динамич­ной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснован­ных классификаций методов обучения.

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего призна­ка выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, сло­во. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, нагляд­ный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).

Метод

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации вы­ступают последовательные этапы, через которые проходит про­цесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

• формирование умений и навыков;

• проверка знаний, умений, навыков.

Нетрудно заметить, что данная классификация методов со­гласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.

3. Классификация методов по типу (характеру) познаватель­ной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познава­тельной деятельности (ТПД) — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого до­стигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже извест­ными нам уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы:

Если, например, познавательная деятельность, организо­ванная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых зна­ний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место до­статочно низкий уровень мыслительной активности и соответ­ствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения.

Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса. Если в дошкольном учреждении мало пособий, раздаточного или демонстрационного материала, то невозможно использовать многие методы обучения. Например, в детском саду нет репродукций картин, диафильмов, слайдов, следовательно, возможность знакомить детей с окружающим миром, творчеством художников сужается. В результате преимущество отдается словесным (вербальным) методам.

3. Средства обучения: понятие, классификация, характеристика.

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Идеальные средства обучения — это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский (Собр. соч. Т. 1. С. 103) приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др.

Различные подходы к классификации средств обучения

Существует множество классификаций средств обучения, отличающихся положенным в ее основу признаком.

Различают следующие средства обучения:

•по составу объектов: материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);

•по отношению к источникам появления: искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

•по сложности: простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

• по способу использования: динамичные (видеофильм) и статичные (слайды);

• по отношению к участникам процесса обучения: используемые учителем (классный журнал) и используемые учащимися (рабочая тетрадь);

•по особенностям строения: плоские (схемы), объемные (глобус) и виртуальные (мультимедийные презентации);

•по характеру воздействия: визуальные (диаграммы, измерительные приборы), аудиальные (магнитофон) и аудиовизуальные (видео, компьютер);

•по носителю информации: бумажные (учебник), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-ROM, DVD);

•по уровням содержания образования: на уровне урока (раздаточный материал), на уровне предмета (учебник, дидактические материалы) и на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

•по отношению к технологическому прогрессу: традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, компьютеры, мультимедиа) и перспективные (Web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).

Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.

Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.

Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История развития форм обучения

На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.

Основные виды

К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.

Индивидуальная

Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.

Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.

Групповая

Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.

Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.

Фронтальная

Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.

Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.

Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.

Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.

Основные задачи форм обучения

В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.

  1. Обучающая. В ее основе лежит принцип передачи и получения знаний. В этом заключается главная суть любого ученого процесса. Теоретические знания, практическое применение должно быть донесено до ученика и усвоено им.
  2. Воспитательная. Помимо получения знаний в процессе обучения вложены воспитательные моменты. Ученик учится себя вести в коллективе, наедине с учителем, ощущает себя частью социума. В процессе обучения происходит выявление интересов ученика и его наклонностей, формирование личности.
  3. Развивающая. Задача направлена на развитие умений, навыков, применения полученных знаний на практике и в реальной жизни. Ученик развивает собственные способности, учится формулировать мысли, задавать вопросы и искать на них ответы.
  4. Психологическая. Помогает развивать характер, выявлять темперамент и действовать в соответствии с ним. Ученик учится усердию, вырабатывает стремление доводить начатое до конца, взаимодействовать с учителем и другими учащимися, разрешать конфликты и грамотно выходить из сложных ситуаций.
  5. Координирующая. Задача направлена на указание и определение порядка действий, важности и необходимости их выполнения. Учитель направляет деятельность ученика в нужное русло, тем самым способствуя достижению лучших результатов обучения.
  6. Стимулирующая. Функция позволяет не утратить интереса к учебе, наоборот, увидеть значимость обучения и ее необходимость. Стимулирование может производиться любыми результативными методами: хорошие оценки, подарки поощрения в виде экскурсий, поездок, участий в конференциях и т.д.

Урок — основная форма организации обучения

В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:

  • уроков;
  • факультативов;
  • лекций;
  • семинаров;
  • лабораторных работ;
  • практических работ,
  • олимпиад;
  • круглых столов;
  • кружков.

На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.

Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.

Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:

  • проверка заданного на дом материала;
  • объяснение и разбор новой темы;
  • закрепление знаний.

Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.

Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.

Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.

Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.

Преимущества и недостатки

Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:

  • единая организаторская структура,
  • постоянный коллектив участников образовательного процесса,
  • удобство временного промежутка,
  • коллективная работа на результат,
  • возможность создания благоприятной доброжелательной атмосферы на определенное время в определенном коллективе.

Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.

Из недостатков следует выделить следующие:

  • отсутствие постоянного индивидуального подхода к ученикам, обучающимся в классе,
  • ориентированность на всех одновременно (не на слабых и не на сильных),
  • уравнивание способностей, возможностей, уровня знаний.
  • отсутствие возможности достоверного регулярного контроля уровня знаний.

Какие формы обучения можно сочетать

Выбирая из многообразия обучающих форм, следует обратить внимание на те виды, которые сочетаются между собой и дополняют друг друга.

Примеры форм организации обучения, которые легко сочетаются между собой в любых вариациях:

  1. Объяснительно-иллюстративная форма. Является традиционной в плане передачи информации. Учитель объясняет новую тему, используя наглядны пособия: картины, схемы, графики, таблицы. Задача учеников — усвоить материал и повторить основные пункты темы.
  2. Догматическая форма предполагает бездоказательное обучение.
  3. Проблемная, дискуссионная, поисковая форма. Основана на самостоятельной работе учеников, поиске информации, доказательств и направлена на формирование новых навыков и умений.
  4. Развивающая форма предполагает преимущественное изучение теории с выработкой осознанности и понимания цели учебного процесса.
  5. Поисковая, эвристическая форма. Имеет в основе проблемный и развивающий принципы. Направлена на самореализацию и самообучаемость.
  6. Индивидуальная, личностно-ориентированная форма обучения предусматривает выделение способностей каждого обучаемого и их развитие.
  7. Дистанционная, компьютерная форма обучения, получившая популярность в настоящее время, позволяющая проводить обучение без прямого контакта, однако с учетом индивидуальных особенностей. В данном виде обучения большую роль играют новые технологии, активно применяющиеся в образовании (компьютерные программы, тесты, презентации).
  8. Модульнаяформа помогает изучать предметы блоками, при этом наблюдается высокое усвоение полученных знаний.
  9. Межпредметнаяформа имеет в основе изучение смежных дисциплин.

Использование нескольких форм обучения зависит от цели уроков, предметной составляющей и уровня знаний учеников. Следует сочетать формы грамотно и рационально, тогда образовательный процесс будет продуктивнее.

Формы организации обучения, их функции и особенности

Формы организации обучения – это отражение разработанной и практически воплощенной деятельности педагога и учащихся, направленной на реализацию учебно-воспитательного процесса, происходящую по определенным образом установленному порядку, режиму.

Как правило, учебного процесса на конкретные формы классифицируют по:

  1. Численности учащихся. По этому признаку, форма организации может носить индивидуальный, коллективный, групповой, массовый характер.
  2. Месту прохождения учебного процесса. Здесь можно выделить форму школьного обучения и внешкольного.
  3. Временному периоду прохождения отдельного учебного занятия. Здесь можно выделить классическую форму построения урока – 45 минут или же нестандартные занятия, проходящие в различных временных интервалах, в зависимости от направления деятельности и устава учебного заведения.
  4. Одновременно нескольким параметрам. В этом случае, можно выделить индивидуально-групповое обучение, лекционно-семинарское, коллективно-семинарское, классно-урочная система обучения, система взаимного обучения, индивидуально-проектное обучение, построение групповых проектов.

Наиболее стандартными и распространенными формами организации обучения, применяемыми на всех уровнях образовательной системы являются стандартные уроки, домашние задания, факультативы, экскурсионные занятия, организация трудовой работы в школе, приобщение к производственному труду.

Формы организации обучения характеризуются конкретностью временных рамок и пространственных связей. Это означает, что процесс обучения строится на основе определенного режима, определяющего временные периоды прохождения занятий, перерывов, длительность учебной четверти, период каникул и т.д. Также, конкретизируется место прохождения учебного процесса, количество учащихся и формируется педагогический состав.

Рисунок 1. Формы организации обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Форма организации обучения включает в свой состав стадии учебно-воспитательной деятельности, их последовательность и структурное строение. В ней учитываются уровни развитости самостоятельных навыков учащихся, их способности, возможности, возрастная специфика и дидактическая цель проведения учебно-воспитательной деятельности в целом и отдельного учебного занятия в частности.

Формы организации обучения выполняют ряд функций, которые можно подразделить на два класса:

Стандартные функции. К этим функциям относятся:

  • Развивающая – ориентированная на создание условий для эффективного развития личности обучающегося, формирования его основных нравственных, духовных, этических и эстетических качеств, моральных ценностей и ориентиров деятельности;
  • Обучающая – основана на организации учебного процесса таким образом, чтобы он отвечал своей приоритетной цели – давал знания учащимся в различных областях и направлениях деятельности. Для этого должны быть созданы оптимальные условия;
  • Воспитывающая – направлена на реализацию воспитательных целей в учебном процессе. Обучение должно не только обучать, но и воспитывать, помогать в формировании мировоззрения, способствовать социализации личности, развивать ее самостоятельность.

Специфические функции. К ним относятся:

  • Интегративная – связана с созданием единой системы целей, задач, методов, приемов, содержания обучения, позволяющей облегчить восприятие и обеспечить условия для целесообразного взаимодействия педагога и учащихся в процесс обучения;
  • Коммуникативная – основана на создании условий для построения оптимальных рациональных взаимоотношений и сотрудничества между педагогом и учащимися, между учащимися, между членами педагогического коллектива;
  • Управленческая – основывается на применении формы организации обучения в качестве метода управления этим процессом и эффективного средства для ознакомления учащихся с процессами управления и подготовки их к этой деятельности.

Классно-урочная форма организации обучения и ее специфика

Для отечественной педагогики, классно-урочная форма организации обучения является наиболее популярной и интенсивно развивающейся в течение длительного исторического периода. Она возникла еще в 17-ом столетии и нашла практическое применение благодаря Я. А. Коменскому.

Такая форма обучения характеризуется строгим функциональным и структурным устройством, создает условия для развития процесса взаимного обучения, способствует формированию коллективных связей, сотрудничества, воспитывает учащихся в духе соревнования и позволяет сэкономить финансовые ресурсы, расходуемые на организацию учебного процесса, поскольку предполагает работу одного педагога с большим коллективом учащихся.

Специфическими чертами этой формы обучения являются:

  1. Объединение учащихся в группы по возрастному признаку и уровню подготовленности. Учащиеся объединяются в классы и таким постоянным составом проходят все стадии обучения;
  2. Учебная деятельность каждого класса планируется педагогом;
  3. Учебный процесс строится на основе организации последовательности учебных занятий – уроков;
  4. Уроки характеризуются мононаправленностью т.е. каждый урок содержит информацию по одной учебной дисциплине;
  5. Уроки строятся по специальному режиму – расписанию;
  6. Педагог осуществляет управление и контроль за прохождением учебного процесса;
  7. Учебная деятельность характеризуется вариативностью т.е. имеет разнородные виды познавательной работы.

Особенности индивидуальной формы организации обучения

Форма индивидуального обучения получила развитие в начале 20-го столетия и начала завоевывать популярность к его концу.

Такая форма обучения основывается на создании в школах не классических классов, а предметных мастерских, ориентированных на персонализированное обучение в них. В каждой мастерской имеется педагог, дающий учащемуся задание, направляющий его, помогающий в его выполнении и проводящий контроль за его исполнением.

Данная форма обучения не предполагает построения учебных занятий по четкому расписанию и строгому плану.

Индивидуальная форма обучения хороша тем, что она ориентирована на учет индивидуальных особенностей развития, потребностей, интересов, способностей каждого учащегося. Она позволяет педагогу отыскать действенный подход к учащемуся и развить его способности, раскрыть таланты.

Однако, эта форма обучения достаточно затруднительна в реализации, особенно в условиях массового обучения.

Читайте также: