Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений чем они различаются кратко

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 39 Виды корней и типы корневых систем

ВСПОМНИТЕ

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. У всех ли растений имеются корни?

Нет, корни есть только у высших растений.

3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Корень имеет более сложное строение. Он служит не только для прикрепления растения к супстрату, но и проводит воду и микроэлементы.

Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Прочитайте в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую — мочковатой.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. Заполните таблицу в рабочей тетради

Название Тип корневой Особенности строения
растения системы корневой системы

подсолнечник стержневая развит главный корень
щавель
морковь
свекла

ячмень мочковатая главный корень
лук слабо развит
чеснок или рано отмирает

Корневой чехлик и корневые волоски

1. Прорастите семена редиса и зерновки пшеницы.
2. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
3. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочитайте в учебнике, какое они имеют строение и значение.
4. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисуйте и сделайте надписи.
5. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?
6. Сделайте вывод.


2.

3. Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.
Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.


4.


5.

В обоих случаях это крупные растительные клетки. Под клеточной оболочкой в них находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком, но разная форма клеток. Клетки корневого волоска небольшие, тонкая клеточная стенка, густая цитоплазма, большое ядро, небольшие вакуоли, много митохондрий и протопластов. Клетки кожицы лука крупные, толстая клеточная стенка, цитоплазма разжижжена, крупные вакуоли, ядро не крупное. Корневые волоски включают более вытянутые клетки по сравнению с клетками кожицы лука, таким образом увеличивается их поверхность всасывания.

Вывод : все клетки растений имеют сходное строение в связи с выполняемыми ими функциями.

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?

При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок, он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, на-зывают придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие — мочковатыми?

Кор невую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней

4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.

5. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик защищает участок, образованный мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками зоны деления.

6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления располагаетсяна кончике корня. Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается, поэтому этот участок называют зоной деления.

7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Выше зоны деления расположена зона растяжения (роста); здесь клетки вытягиваются и корень растёт в длину.

8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Выше кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков. У многих растений корневые волоски напоминают лёгкий пушок, покрывающий часть корня. Корневой волосок — длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, лейкопласты и вакуоль с клеточным соком. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня.

9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания. Именно через зону проведения все впитанные из почвы питательные вещества поступают в стебель и далее к другим частям растения.

ПОДУМАЙТЕ! При выращивании картофеля, томатов и других растений применяют окучивание — присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Зачем это делают?

Чтобы появилось больше боковых корней, при этом улучшится снабжение растений водой и минеральными веществами.

Виды корней и типы корневых систем. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Различают два типа корневых систем — стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.

Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.

Ещё по теме

Распределите животных (белка, лисица, косуля, сова, лось, ястреб) по группам: растительноядные и плотоядные.

Охарактеризуйте роль животных в природе.

Половое размножение покрытосеменных растений. Как образуется зародыш растения?

Что такое явление?

Строение стебля. Иглой отделите кору, попробуйте её изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб? Где он расположен и каково его значение для растения?

Дыхание растений. Какой газ при дыхании поглощается, а какой — выделяется?

Цветок. Чем двойной околоцветник отличается от простого?

Живые организмы. Что представляет собой живая природа?

Организм как единое целое. Объясните, как влияет на растение повреждение листьев вредителями.

Размножение живых организмов. Бесполое размножение. Многие тропические комнатные растения в наших климатических условиях не цветут либо у них не созревают семена. Несмотря на это, при желании можно вырастить большое количество этих растений. Каким образом?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

§ 2. Виды корней и типы корневых систем - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Рассмотрим корневые системы моркови, свеклы, репы, пшеницы и лука. Корни репы, моркови и свеклы похожи на толстый стержень, а корни лука и пшеницы — на сильно разветвленный куст, выделить главный корень у этих растений невозможно.

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.

  • Стержневыми корневыми системами называют корневые системы, в которых сильно развит главный корень.
  • Мочковатыми корневыми системами называют корневые системы, в которой сильно развиты придаточные и боковые корни, а главный корень либо менее развит, либо быстро отмирает.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

Морковь, свекла, репа.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.

  • Двудольные: морковь, репа и свекла.
  • Однодольные: лук и пшеница.

Название растения

Особенности строения корневой системы

Хорошо развиты боковые и придаточные корни

Хорошо развиты боковые и придаточные корни

Сильно развит главные корень

Вывод:

Для стержневой системы характерно наличие сильно развитого главного корня и неразвитость боковых и придаточных корней. Для мочковатой корневой системы наоборот характерна неразвитость (или быстрое отмирание) главного корня и мощная система боковых и придаточных корней.

10. Какой агроприём изображён на рисунке? С какой целью его применяют? Есть ли у вас опыт его применения?

§ 2. Виды корней и типы корневых систем - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

На рисунке изображен метод окучивание, точнее окучивание картошки. Окучивание применяют для улучшения условий роста боковых и придаточных корней. Этот метод позволяет существенно увеличить урожай растений, имеющих мочковатую корневую систему: картофеля, кукурузы, томатов, капусты и т.д.

На даче у бабушки я видел, как мой дедушка окучивал картошку и даже помогал ему в этой работе. Дедушка рассказал, что если картошку вовремя окучивать, то урожай с каждого куста будет больше, а каждая картофелина вырастет крупнее.

11. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Какие корневые системы называются стержневыми, какие мочковатыми?
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. По строению корневой системы определите, какие растения – однодольные, какие –двудольные?
6. Заполните таблицу.

Название растения. Тип корневой системы. Особенности строения корневой системы.

Записать в эти три колонки пять растений,типы и особенности их корней.

Читайте также: