Зачем нужна внеурочная деятельность в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника.

Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активность, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту - это их задача.

Задачей внеучебной деятельности является воспитание школьников и активное их участие в процессе социализации. Именно в ходе этих занятий и должны формироваться основные позитивные черты будущей личности в виде целеустремленности и способности достигать поставленных целей.Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе - это ключевой этап в становлении характера и манеры поведения маленького человека. Именно поэтому деятельность учителя начальных классов является настолько важной и значительный в данный период, сложный для многих детей.

Особый интерес для нас представляет познавательная деятельность. Казалось бы, зачем она необходима, если ребенок и так многое изучает на уроках в школе, и иногда объем информации для него является даже слишком большим? Однако следует обязательно помнить, что ребенок в свободное время обязательно должен заниматься тем, что ему нравится, но эти занятия должны его развивать, а не затормаживать его взросление, и ни в коем случае деятельность в свободное время ребенка не должна этого времени впустую тратить. Именно поэтому особое значение приобретает исследовательская деятельность в начальной школе как способ одновременно научить ребенка чему-то новому и обеспечить его увлекательным времяпрепровождением. Детей следует знакомить с основами исследовательской деятельности, учить их ставить цель исследования, пошагово выполнять всю работу и приходить к определенному результату. Таким путем у ребенка развивается логическое мышление, ребенок учится выполнять работу методично и последовательно, и, в конце концов, это познакомит его с формой лабораторной работы, с которой приходится часто сталкиваться на уроках физики и химии в средней школе. Конечно, исследовательская деятельность в начальной школе не сможет полностью раскрыть всех талантов будущих физиков, химиков и математиков, но на данном этапе становится видно, какой ребенок обладает способностями в области логики и последовательной методичной работы, и кому надо над этим поработать. Внеурочная деятельность в начальной школе очень многоаспектна, но есть самое главное условие: она должна быть интересна для школьников. При отсутствии интереса, при скуке на занятиях ребенок теряет интерес к обучению и к познавательным занятиям, что может привести к большим проблемам в будущем. Так что творите, изобретайте, придумывайте, побольше разговаривайте с детьми - без всего этого невозможно организовать веселую и занимательную внеучебную деятельность.

2.Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС начального общего образования

Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно:

- максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,

-обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

3 Таким образом, целью внеурочной деятельности является:

-Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

-Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности :

  1. Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
  2. Включать учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
  4. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
  6. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
  7. Создавать условия для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  8. Углублять содержание, формы и методы занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Внеурочная деятельность -неотъемлемая часть образовательного процесса

Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Внеурочная деятельность как компонент процесса обучения.docx

Внеурочная деятельность как компонент процесса обучения. (слайд 1)

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.

Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует реализации требований ФГОС общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. (слайд 2)

В младшем школьном возрасте не всегда сразу видны творческие способности учащихся и внеурочная деятельность позволяет открыть в ребятах весь их потенциал.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки.

Цели и основные задачи внеурочной деятельности. (слайд 3)

Основной целью внеурочной деятельности является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей, приобретение собственного социально-культурного опыта.

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- формирование здорового образа жизни.

3. Влияние внеурочной деятельности на развитие младшего школьника.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеурочной деятельности (слайд 4) - это кружки различных направлений, в которые привлекаются младшие школьники. На занятиях у учащихся развивается умение организовывать и планировать свою работу. Умение обнаружить ошибки и недостатки в работе и найти способы их преодоления. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам, достижениям и неудачам, воспитывать у них правильную самооценку.

Плюсы и минусы внеурочной деятельности.

Нужна ли внеурочная деятельность в школе?

4.1 Плюсы и минусы внеурочной деятельности.

Мною было проведено анкетирование родителей моего класса. Вопросы, заданные мною родителям, у вас на столах. Вот что показал опрос. Результаты можно увидеть в диаграмме. На основе анкетирования я вывела следующие + и - .

Какие положительные моменты мы видим во внеурочной деятельности?

- все виды внеурочной деятельности предоставляют учащимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям и по собственному желанию

- реализуемые программы развивают индивидуальные способности учащихся, их кругозор;

- посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников.

Но наряду с плюсами есть и некоторые недочеты в организации внеурочной деятельности:

- запросы родителей не всегда совпадают с желаниями детей;

- есть совпадения в расписании при посещении детьми внеурочных занятий в школе и учреждениях дополнительного образования.

4.2 Нужна ли внеурочная деятельность в школе?

Хоть внеурочная деятельность уже давно принята и утверждена, до сих пор не утихают споры: Нужна ли внеурочная деятельность в школе?

Некоторые родители не понимают ее значимости.

Мое мнение как педагога - внеурочная деятельность нужна. Это творческое или спортивное развитие. Это расширение кругозора - Музыка, ИЗО, Танцы, Театральные дисциплины, Спортивные секции . - все это очень полезно. Каждая из этих дисциплин развивает в ребенке уверенность в себе, это работа над комплексами, творческое мышление и неформальное общение.

Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом и формирование социальной культуры школьников.

Какой же мой вывод? (слайд 8)

В нашем быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора и высокой культуры, образование ребенка должно быть направлено на развитие личности в целом. Современному обществу нужна полноценная творческая, духовно и физически здоровая личность. Исходя из этого я могу с уверенностью сказать, что внеурочная деятельность является важнейшим компонентом современного образовательного процесса в школе.

Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Педагоги трактуют ее как занятия в кружках и спортивных секциях, посещение музеев, театров, экскурсий и выставок классом и так далее. В общем, это любые мероприятия, которые учитель проводит со своими учениками не во время уроков, а до или после них. То есть даже классный час, по большому счету, является внеурочкой.

Соответственно ее можно условно разделить на несколько разных видов:

  • игровой (коллективные игры);
  • спортивно-оздоровительный;
  • познавательный (кружки и факультативы);
  • досугово-развлекательный (тренинги);
  • творческий (рисование, музыка, сценическая деятельность);
  • трудовой (субботники или профориентация);
  • краеведческий (туризм);
  • военно-патриотический.

Обычно, при разработке учебно-воспитательного плана вся школа и конкретные учителя организовывают разные виды внеурочки. В школе создают кружки разной направленности, факультативы и спортивные мероприятия. Также планируется культурная часть, в которую входят различные концерты и утренники к знаменательным датам.

Еще при школе могут действовать различные творческие коллективы, например хор или танцевальный ансамбль.

Но разве участие детей в таких мероприятиях является обязательным?

Добровольно-обязательная деятельность

внеурочная деятельность учащихся является частью основной образовательной программы любого общеобразовательного учреждения (школы, лицея, гимназии).

То есть помимо уроков школьники должны обязательно посвящать свое время внеурочке. По нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 такая дополнительная нагрузка на школьников не должна превышать 10 часов в неделю, вне зависимости от года обучения (с 1-го по 11-й классы). Кроме того, по ФГОС нагрузка распределена таким образом:

  • на уровне начального образования — до 1350 часов в год;
  • на уровне основного общего образования — до 1750 часов в год;
  • на уровне среднего образования — до 700 часов в год.

Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Это означает, что направление внеурочной деятельности может выбрать сам ученик или его родители. И если ребенок посещает спортивные секции, театральную студию или любые кружки вне школы, его не могут обязать заниматься внеурочкой еще и в школе.

Если же таких внешкольных занятий нет — посещение внеурочки является, по мнению Минпросвета, обязательным. А вот что конкретно ему посещать — добровольный выбор ребенка и его родителей.

Обратите внимание! Все кружки и факультативы ребенок должен посещать только добровольно и исключительно на основании заявления, написанного родителями или иными законными представителями на имя директора школы.

Примечание.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Читайте также: