Рассказы и сказки е пермяка для 3 класса план урока

Обновлено: 02.07.2024

Цели:
• Образовательные:
o создать условия для развития познавательного интереса с опорой на прочитанные произведения Е.Пермяка;
o способствовать формированию у учащихся представлений об основной теме произведений;
o учить высказывать своё отношение к рассказу и героям;
o учить анализировать текст произведения и правильно, последовательно излагать свои мысли;
o формировать умение группировать схожие понятия по заданным признакам.
• Развивающие:
o способствовать формированию умений и навыков младших школьников: выразительное чтение, чтение по ролям;
o развивать наблюдательность, познавательную активность, творческое воображение;
o развивать логическое мышление с помощью подбора синонимов и антонимов, путём объяснения значения пословиц;
• Воспитательные:
o воспитывать трудолюбие и уважение к трудовой деятельности человека;
o воспитывать уважение к профессиям;
o помочь учащимся понять ценность дружбы и совместной деятельности;
o воспитывать потребность в чтении книг.

Оценить 702 0

Образовательные:

создать условия для развития познавательного интереса с опорой на прочитанные произведения Е.Пермяка;

способствовать формированию у учащихся представлений об основной теме произведений;

учить высказывать своё отношение к рассказу и героям;

учить анализировать текст произведения и правильно, последовательно излагать свои мысли;

формировать умение группировать схожие понятия по заданным признакам.

Развивающие:

способствовать формированию умений и навыков младших школьников: выразительное чтение, чтение по ролям;

развивать наблюдательность, познавательную активность, творческое воображение;

развивать логическое мышление с помощью подбора синонимов и антонимов, путём объяснения значения пословиц;

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие и уважение к трудовой деятельности человека;

воспитывать уважение к профессиям;

помочь учащимся понять ценность дружбы и совместной деятельности;

воспитывать потребность в чтении книг.

Оборудование: Портрет Е.А. Пермяка, выставка книг Е.Пермяка, работы учащихся по прочитанным произведениям: аппликация, отзывы-рисунки, поделки, на доске высказывание Е.Пермяка, страницы устного журнала, компьютер, мультимедийная доска, индивидуальные карточки.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: устный журнал.

Продолжительность: 45 минут.

1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока
3. По страницам журнала
4. Обобщение материала
5. Итог урока
6. Рефлексия

Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!

Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!

Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Этотруд!

2. Постановка целей урока

Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!

3. По страницам журнала

Учитель: Сегодня мы с вами пролистаем страницы нашего журнала, вспомним рассказы Е. Пермяка, познакомимся с его героями, вашими сверстниками, узнаем, какое качество объединяет их всех. Итак, в путь…

В произведениях Е. Пермяка можно часто встретить краткое народное изречение. О чём я говорю?

Ученик открывает 1 страницу журнала: О пословице. Половица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто употребляют её в своей речи.

На столе предметы: колосок, карандаш, зёрна, книга

Сбор первого урожая.

Учитель:Какие качества помогли Славке вырастить хорошую пшеницу?

Учитель:Правильно, ребята, трудолюбие. Трудолюбие – это любовь к труду, к тому, что вам нравится делать и получать определённые результаты.

Ученик читает стихотворение Г. Граубина

Перед этой пашней
Шапку скинь, сынок!
Видишь, пробивается
Хлебный стебелёк.
Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода!

Подберите синонимы, которые обозначают качества, свойства:

торопливый – (быстрый, скорый, поспешный)
полезный– (хороший, нужный, пригодный)
скромный – (тихий, нехитрый, простой)
сообразительный – (умный, понимающий, догадливый)
старательный – (исполнительный, внимательный, заботливый)

Учитель:Перед вами лежат карточки с именами и качествами героев. Соедините слова, характеризующие героев. Учитель:Расскажите об этих героях.
Ученики:Это маленькие ребята от 6 до 9 лет, наши ровесники.
Учитель:Что объединяет их? Найдите в рассказах отрывки, которые характеризуют героев.
Учитель:По каким делам смотрели на ребёнка окружающие?
Ученики: Сёма – построил мост, Танюша – вырастила из черенков кусты смородины, Маша – помогала убираться по дому, Никиша – помог друзьям, которые заблудились в лесу.

Учитель:Какой из прочитанных вами рассказов можно отнести к пословице?

Учитель:Что общего в стихотворении М. Исаковского и в рассказе Е.Пермяка?

Чужой– (свой, наш)
Равнодушный – (отзывчивый)
Ленивый – (старательный)
Хвастливый– (скромный)

Учитель:Ребята, посмотрите на доску: К какому герою подходят эти описания.

Ученик: Эти качества свойственны Алёше, потому что он не хвастался своим поступком, а сделал добро людям.

Учитель:Найдите в тексте описание калитки.

Ученики заполняют таблицу Учитель:Какое впечатление произвело на Алёшу данное сравнение?
Ученик: Быть чужой – плохо.
Учитель:Как вы считаете, зачем всё это говорил дед внуку?
Ученик: Алёша был старательным мальчиком, и дед знал, что внук сделает всё правильно и аккуратно.
Учитель:Почему дедушка хотел поклониться по пояс и пожать руку человеку, починившему калитку?
Ученик: Ему понравилось, что у калитки появился хозяин, и внук смог довести дело до конца.
Учитель:Подумайте, что общего между ребятами, кто работал на колхозном поле и тем, кто отремонтировал калитку?
Ученик: Ребята чужое превратили в своё, и их добрые дела будут жить вечно.

Физкультминутка:

Потрудились – отдохнём,
Встанет, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

У работящего в руках дело – (огнем горит)

Лучше синица в руках, чем (журавль в небе)

Умелые руки не знают (скуки)

Глаза боятся, а руки (делают)

Автор: Петя с дедушкой большими друзьями были.
Дедушка: А для чего, Петенька, людям руки нужны?
Внук: Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.
Автор: Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только был он маленький и по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Единое счастье – работа,
В полях, за станком, за столом, –
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, –
Часы за упорным трудом!
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет:
Что станет с плодами, – безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падет на народ!
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, –
Все счастье земли – за трудом!

4. Обобщение

Учитель:Мы с ваши пролистали страницы журнала, настала пора отдохнуть. Давайте, разгадаем кроссворд и скажем, каким важным качеством человека обладают герои рассказов Евгения Пермяка.

(Слова:труд,работа,Урал,Двойка, Смородинка, Славка, Танюша,большим, Никиша,Евгений)

5. Итог урока

Ученик: Важным качеством человека являетсятрудолюбие. Умение трудиться и уважать труд других людей.

6. Рефлексия

Каждый ребенок выбирает соответствующую карточку и выходит к доске:

– На уроке было интересно, узнал новое – солнышко.
– Узнал новое, но было скучно – переменная облачность.
– Ничего не запомнил, было скучно – туча.

- создать условия для совершенствования и развития навыков сознательного, правильного чтения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;

- формирование у учащихся умения анализировать произведение, выделять главную мысль;

- формировать умение делить рассказ на части, навык связного высказывания. формирование целостного представления о художе­ственном произведении, подвести детей к пониманию необходимости труда.

ВложениеРазмер
3_urok.docx 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ведрова Т.М. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

ГКОУСО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Урок чтения в 3 классе

  • создать условия для совершенствования и развития навыков сознательного, правильного чтения.
  • коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
  • коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;
  • способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся; воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе;
  • воспитывать нравственные качества учащихся;
  • формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка
  • формировать положительную мотивацию учащихся к обучению, познавательный интерес к учебным предметам.

Учебники у учащихся. Карточки со словарными словами. Выставка книг Е.А.Пермяка.

  1. Организационная часть.
  • При помощи рукопожатия, улыбнувшись, поприветствуем друг друга!
  • Садитесь, сидим правильно, отвечаем громко, чётко.
  • Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного.
  • Какой урок? (Ответы детей)
  • Который по счету? (Ответы детей)
  • Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей)
  1. Дыхательная гимнастика.

1) Дыхательные упражнения:

2) Артикуляционная гимнастика:

Чтение слов со стечением согласных на конце.

- Что готовили к уроку? (Ответы детей)

- Почему так названо стихотворение?

( на доске Евгений Андреевич Пермяк (1902—1982).

На зкране фотография Е.А.Пермяка

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Ему не нужно было выдумывать героев. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, духовном богатстве. Евгений Андреевич Пермяк написал для детей и юношества сотни рассказов и сказок, несколько научно-популярных книг, в которых утверждается великое значение труда.

Вот на выставке некоторые книги Евгения Андреевича Пермяка. После урока вы посмотрите их.

Чтение учителем текста произведения.

  1. Работа по первичному впечатлению и пониманию смысла рассказа
  • Понравился ли рассказ?
  • Почему так названо произведение?
  • Назовите главного героя произведения. (Ответы детей)
  • С чего все началось? (Ответы детей)
  • Чем все закончилось? (Ответы детей)
  1. Работа над текстом сказки, словарная работа
  • Открываем учебники на стр.
  • Прочитайте рассказ, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух. Не забываем, что читаем внимательно, стараемся правильно произносить все буквы.
  • (Дети читают: 3группа – 2 абзаца, 2 группа – 3 абзаца)
  • Какие слова вам не понятны? (Ответы детей) (На доске слова на карточках)
  • Что за зеленые прутики принес домой Танин папа?

Объясните, что такое - смородиновые черенки, палисадник, проклюнулись, дёрн, Калиниковы?

  • Чтение словарных слов.
  • Чтение трудных слов.

верилось- не верилось, проверять, вырастить – вырастила, репейники, цепкие, полоть – выполоть – выполешь – выдергивать, мягкая, долгожданный.

  1. Физминутка для глаз.
  • Читаем рассказ вслух цепочкой.
  1. Беседа на актуализацию знаний учащихся о кустарниках.
  • Расскажите о смородине. Что это дерево или кустарник? Где растет? За чем его выращивают в саду? (Ответы детей)
  1. Физминутка
  1. Чтение учащимися рассказа цепочкой .
  2. Беседа по содержанию рассказа.
  • Что принес однажды отец?
  • Почему Таня решила вырастить смородинку?
  • Что для этого она сделала? Прочитайте.

повыдергивала лопухи, землю вскопала, дерн сняла, комья разбила, разметила шнуром и колышками, посадила рядками черенки;

  • Кто помогал девочке?
  • Какой была Таня? (Таня была работящей, трудолюбивой девочкой).
  • Какие слова говорят о добром отношении к девочке автора рассказа?
  1. Деление текста на части и составление плана пересказа.

1. Смородиновые черенки.

2. Таня решила вырастить смородинку.

3. Подготовка грядки.

4. Посадка черенков.

5. Долгожданный день.

6. Отношение людей к Тане.

  1. Работа с пословицей
  1. Прочтение пословицы учителем

В труде рождаются герои.

  1. Объясните смысл пословицы.
  2. Чтение пословицы хором и отдельными учениками

В пословицах заключается мудрость, их надо знать, помнить. Они помогают честно и правильно жить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все: выявят положительных и отрицательных героев произведения.

Большинство: раскроют характер главного героя через исследование поступков и действий.

Некоторые: научатся оценивать собственные поступки; будут стремиться совершать добрые дела.

Педагогическая технология (темы самообразования): проблемно-диалогическое обучение

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, наглядные

Формы: фронтальная, парная, групповая

Ресурсы: слайды, учебник, дидактический материал

1.Организационный момент. Психологический настрой

Все за парты тихо…сели

На меня все…посмотрели

Будем мы читать…красиво

На вопросы… отвечать

Новое произведение… изучать.

Прочитайте девиз нашего урока

- Как вы его понимаете?

(Ответы учащихся.)

- Действительно, именно от поступков, совершаемых человеком, зависит, какой он на самом деле человек и будут ли помнить о нем люди.

Что значит быть хорошим человеком? На этот вопрос мы ответим в ходе нашего урока.

Все: проговаривают

Большинство: анализируют, отвечают на вопросы: почему, зачем

Некоторые: предлагают свое в соответствии с тематикой

2.Повторение

А) - Какой раздел начали изучать?

- Какое произведение изучили на прошлом уроке?

- Восстановите текст по опорным словам.

Африка Сахара купальня мальчики море акула артиллерист выстрел крик

- Кто по вашему главный герой рассказа? Каким он был человеком?

(главный герой, офицер-артиллерист любящий, умный и сильный человек, который способен принять не легкое решение, который, увидев опасность, грозящую его сыну, не стал паниковать, а действовал хладнокровно и обдуманно. Да, он рисковал жизнями мальчиков, но у него не было другого выхода.)

- Чему учит нас это произведение?

(Рассказ учит соблюдению правил безопасности. Капитан корабля не просто так приказал соорудить в море купальню из паруса, он сделал это для обеспечения безопасности купающихся. Если бы мальчики не нарушили правила купания и не выбрались в открытое море, то артиллеристу бы не пришлось идти на такие рискованные действия.)

Б) Речевая разминка

Хороша помощь, оказанная вовремя.

- Объясните смысл пословицы.

- Прочитай с разной интонацией.

- Прочитайте с логическим ударением на разные слова.

Все: слушают

Большинство: дают быстрые правильные ответы

Некоторые: дают быстрые правильные ответы с краткими пояснениями, доказательствами

3. Проверка домашнего задания (10 минут)

Добавляется 1 балл, если:

1.выдержана структура письма

2.грамотно построены предложения

- Что было задано на дом?

1. Читать внимательно3 раза, чтобы ответить на вопросы теста.

2.Кто желает, написать письмо героям произведения.

1.У берегов какой страны стоял корабль?

А) Австралии Б) Африки В) Англии

2. Какую игру устроили мальчики?

А) кто больше наловит рыбы

Б) кто дальше в воду закинет камень

В) плавать на перегонки в открытом море

3. На каком расстоянии от мальчиков находилась акула?

А) в 20 шагах Б) в 12 шагах В) в 25 шагах

4. На что решился артиллерист- отец?

А) прыгнул в воду и поплыл на выручку

Б) выстрелил из пушки в акулу

В) ждал, что произойдёт

5. Что артиллериста побудило совершить этот поступок? ________________________________

2. Письмо героям произведения

Читают у доски (оценивает класс по критериям)

Все: участвуют в проверке д\з

Большинство: применяют свои знания на практике (тест)

Некоторые: выполняют задания на синтез с пояснениями, доказательствами (письмо)

4.Актуализация знаний

Гимнастика для глаз

- Напомните мне девиз нашего урока.

- Сегодня мы прочитаем рассказ про мальчика, который совершил доброе дело.


- Какое же доброе дело он совершил, попробуйте предположить по этой иллюстрации.( если затрудняются предлагаю обратить внимание на название)

- Какое же доброе дело здесь можно совершить?

(проложить мост, чтобы всем было удобно и безопасно ходить в школу)

- Наше произведение так и называется Пичугин мост

- А кто догадается, почему Пичугин?

( предлагают разные варианты)

- Давайте определим цель нашей деятельности на уроке.

Выполнение упражнений по образцу

Все: знают, что предстоит изучать, объект изучения

Большинство: ставят собственные цели обучения, исходя из темы

Некоторые: ставят цель на перспективу, связывают с жизненной ситуацией

5. Усвоение новых знаний (10 минут)

1 часть Чтение эпизода учителем

Цепочкой по 1 предложению

3 часть. Чтение эпизода по абзацам хорошочитающими детьми

А) Знакомство с автором

- А написал этот рассказ замечательный детский писатель Евгений Пермяк (слайд)



Каждая пара получает карточку с биографией автора.

На доске появляются 6 вопросов.

Задание: внимательно прочитать биографию и найти ответы на эти вопросы. (подчеркнуть карандашом)

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Настоящая фамилия писателя Виссов, но город Пермь сыграл большую роль в его творческой биографии, поэтому он предпочел псевдоним Пермяк. Отец Евгения Виссова, почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Его детские и юношеские годы прошли в обществе бабушки, деда и тетки, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Виссов освоил шесть ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное в церковноприходской школе и позже писательское ремесло В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета.

Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру. Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово.

Вопросы:

1. Когда и где родился Е.Пермяк?

2.Какая настоящая фамилия Е.Пермяка?

3. Кем был отец Евгения, сколько лет было Евгению когда умер отец?

4. В обществе кого прошло его детство и юность?

5.Какие 5 ремёсел освоил Евгений Виссов?

6. О ком все книги писателя?

- При чтении биографии Пермяка какие слова вам были не понятны?

Б) Словарная работа

В произведении также встретятся малознакомые слова и выражения, значения которых нужно уточнить.

Ветла читаем в учебнике

За семь верст киселя хлебать

В) Чтение с остановками

- О чём говорили ребята по пути в школу?

- Кто из ребят отличался от всех? Чем?

- Какая проблема была у ребят?

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Что задумал Сёма Пичугин?

- Сколько дней рубил ветлу Сёма?

- Достаточно ли было только завалить дерево? Что ещё сделал Сёма?

- Как назвали мост?

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Сколько мостов возвели после того, как Сёмина ветла сгнила?

- А название мосту осталось…..

Г) Физминутка

Ребята, какое доброе дело совершил Сема? (Построил мост). Давайте и мы попробуем построить мост. Возьмите соседа за руку и постройте ваш мостик дружбы.

Все: знают понятия урока, умеют их воспроизводить своими словами

Большинство: формулируют правила, устанавливают соответствия, сравнивают

цели, планировать этапы работы, развивать умение работать в парах.

Коммуникативные: эмоционально воспринимать содержание рассказа, высказыва ть

собственное мнение, уважать мнение собесе дни ков. Ориентироваться в нравственных

понятиях: доброта, забота, любовь, сопереживание, сочувствие.

На изучение данной темы отводится 2 урока. На первом уроке читается начало текста до

«Я бросился к матери и обнял её ноги. Сквозь толщу юбок я почувствовал, что е ё колени

забинтованы. Но я даже не подал виду. Я никогда ещё не был так ласк ов с нею. Я

никогда ещё так не любил свою мать. Обливаясь слезами, я целовал её обветренные

- Что же могло произойти, что мальчик так переме нился по отношению к маме?

Читайте также: