Расскажите опираясь на текст трагедии фауст и статью учебника о чем повествует посвящение кратко

Обновлено: 03.07.2024

Господь и Мефистофель заключают пари на Генриха Фауста: соблазнится ли он земными удовольствиями, откажется ли ради них от научных изысканий? Доктор добился многого с божьей помощью, стал уважаемым человеком, но не удовлетворен своими достижениями. Мефистофель предстает перед ученым в образе схоласта. Они договариваются, что если Фауст пожелает остановить прекрасное мгновенье, то низвергнется в ад.

После заключения сделки оба пускаются в странствие, в ходе которого нечистый предоставил ученому власть и обширные возможности, однако это не приносит ему счастья: гибнут люди, сходит с ума возлюбленная.

Во второй части Фауст оказывается в античном мире, влюбляется в царицу Елену и работает на благо человечества. Перед лицом смерти он понимает, что главное в мире – не власть, деньги или любовь, а дело, полезное обществу.

  • Генрих Фауст – передовой человек своей эпохи, вошел в сделку с нечистым.
  • Мефистофель – искуситель, поспоривший со Всевышним на Фауста.
  • Маргарита – любовь Фауста, лишившаяся рассудка.

Посвящение

Автор с благодарностью вспоминает молодость, любимых и друзей, тех, чей круг был тесен, но с годами распался.

Театральное вступление

Оживленный разговор между Директором театра, Поэтом и Актером возник на почве обсуждения проблем творчества, значения искусства в жизни.

Пролог на небе

К Господу приходит Мефистофель и осуждает людей, которые были созданы разумными, но подвержены диким животным страстям. Господь интересуется у Мефистофеля, знает ли тот Фауста. Собеседник отвечает утвердительно и готов биться об заклад, что ввергнет его душу в пучину искушений. Господь принимает вызов, он уверен, что интуиция ученого не подведет, и тот выдержит испытания.

Часть первая

Фауст думает о том, каких высот в науке он добился. Его размышленья прерываются визитом ученика Вагнера. Они беседуют, в ходе разговора Фауст не сдерживает раздражения по поводу самонадеянности Вагнера, уверенного, что человеку все по плечу. После ухода ученика доктора осеняет мысль, что жизнь прожита напрасно. Он намеривается принять яд. Звуки набата и хоровое пение возвещают о рождении Спасителя. Тогда Фауст отказывается от самоубийства.

В толпе гуляющих Вагнера и Фауста окликает человек и благодарит доктора за содеянное добро, за то, что тот подсказал, как победить чуму. Неожиданно к наставнику и его ученику прибивается черный пудель.

Фауст решает оставить собаку у себя. Животное оборачивается Мефистофелем в образе студента. После философского разговора гость не может уйти из-за начертанной внутри жилища пентаграммы. Тогда мнимый студент усыпляет доктора и исчезает. Повторно визитер является в облачении богатого торговца, уговаривая Фауста покинуть дом и предаться различным утехам. Искуситель обещает поразить воображение Фауста. Если наслаждение захватит настолько, что захочется задержать это мгновенье, то нужно просто сказать об этом – и Фауст станет добычей дьявола. Сделка подписывается на бумаге и закрепляется кровью. Далее они отправляются летать на дьявольском плаще.

Оба странника затесываются в компанию гуляк, которым Мефистофель предлагает отведать вина. Один из них опрокидывает чашу, напиток проливается на землю и воспламеняется. Все понимают, что перед ними адское пламя и кидаются на Мефистофеля с ножами, но тот дурманит их сознание. Воспользовавшись моментом, Мефистофель и Фауст ретируются.

Путешественники попадают в логово ведьмы. Фауста не отпускают навязчивые мысли. Дьявол уверяет, что от грустных дум может отвлечь работа. По его просьбе ведьма варит для Фауста зелье, после приема которого он обретает молодость.

Фауст случайно встречает Маргариту и влюбляется в нее. Он умоляет Мефистофеля свести его с девушкой. Дьявол говорит, что она невинна, а потому у него нет над ней власти. Фауст заявляет, что если Мефистофель не устроит свидание, то он расторгнет договор.

Маргарите тоже приглянулся уличный незнакомец. Фауст и Мефистофель проникают в жилище девушки и оставляют шкатулку с драгоценностями в подарок.

Матушка Маргариты относит драгоценности в храм, поскольку догадывается об их нечистом происхождении. Фауст решает преподнести подарок Гретхен повторно.

Маргарита признается соседке Марте о новых дарах. Та рекомендует об этом не говорить матери. К Марте заявляется Мефистофель и приносит весть о смерти ее супруга. Марта требует документального подтверждения. Мефистофель заверяет, что вернется с другом, который подтвердит печальное известие. Заодно он просит Гретхен задержаться.

Наедине с Фаустом Маргарита рассказывает о себе, потом гадает на цветке. Доктор признается девушке о своих чувствах.

В дальнейшем Фауст избегает встреч с любимой. Мефистофель передает тому, как Маргарита тоскует.

Маргарита подозревает Мефистофеля в недобрых замыслах. Фауст передает Маргарите склянку со снотворным для усыпления матери, чтобы при следующей встрече им удалось бы побыть наедине подольше. От переизбытка лекарства женщина умирает.

Брат Маргариты застает влюбленных и намерен поквитаться с возлюбленным девушки, его берет досада, что та решилась на греховную связь. Во время поединка Фауст убивает соперника и покидает город.

Фауст и Мефистофель присутствуют на шабаше ведьм. Прогуливаясь среди костров и мифических персонажей, ученому привиделась тень обезглавленной Маргариты.

Фауст узнает, что Гретхен находится в тюрьме. Доктор просит Мефистофеля выручить ее. Мефистофель сначала отказывается, но затем соглашается усыпить надзирателя, а дальше Фауст должен действовать самостоятельно.

Доктор, очутившись в темнице, видит, что Маргарита как-то странно себя ведет. Он понимает, что девушка лишилась рассудка. Маргарита принимает возлюбленного за палача и просит отложить казнь до рассвета. Фауст объясняет, кто он. Девушка обрадована и одновременно бредит, прося доктора похоронить ее и погибших родственников. Перед смертью Маргарита касается в грехах, и Бог ее прощает.

Часть вторая

Акт первый

Мефистофель в личине шута предстает перед императором. Канцлер объявляет, что в казне пусто.

Дьявол помогает правителю обзавестись деньгами с помощью распространения среди подданных акций под залог золота в недрах.

Фауст в образе кудесника обещает императору показать Париса и Елену. Мефистофель передает Фаусту ключ, благодаря которому доктор может очутиться в античном мире.

Придворные ждут зрелища. Когда это происходит, Фауст влюбляется в красавицу Елену. Зрители видят сценку похищения девушки Парисом. Фауст пытается помешать этому, но духи героев исчезают.

Акт второй

Фауст находится у себя и слушает рассказ одного из студентов об успехах его научного последователя Вагнера.

Вагнер мечтает создать особого человека. Дьявол помогает Вагнеру, и из колбы зарождается Гомункул – существо с двойственной натурой.

Во время праздника Вальпургиевой ночи Фауст приходит в себя и отправляется на поиски Елены.

Акт третий

Елена узнает, что ее готовятся принести в жертву. Ключница помогает девушке, спрятав в замке Фауста.

Елену встречает сам владелец замка. Он отправляет войска на битву с царем Менелаем, а сам с Еленой скрывается в подземном мире. Через некоторое время у влюбленных появляется сын Эвфорион. Подросший мальчик одержим идеей достичь небес одним прыжком. Взобравшись на вершину скалы, Эвфорион прыгает и разбивается. Безутешная мать прощается с Фаустом и растворяется в воздухе. В руках мужчины остаются одежды Елены, которые становятся облаками, уносящими доктора прочь.

Акт четвертый

Фауст подплывает к скале и сетует на нехватку душевной чистоты. Вскоре туда же прилетает Мефистофель. Вместе они помогают императору вернуть престол, а в награду Фауст получает кусок побережья.

Акт пятый

К престарелым супругам приходит странник, которому они уже однажды помогли.

Фауст не в силах уговорить стариков покинуть берег моря, отныне принадлежащий ему одному. Мефистофель обещает решить это дело.

Дом супружеской пары сожжен, хозяева умерли, а их гость убит слугами. Фауст проклинает Мефистофеля, ведь ему хотелось все сделать по справедливости.

Мефистофель приказывает вырыть могилу для Фауста. Ослепший доктор слышит стук лопат и решает, что воплощается его мечта – ведется постройка плотины. Предвосхищая эту прекрасную картину, Фауст умирает.

Мефистофель ожидает, когда он сможет воспользоваться договором. Однако ангелы уносят бессмертную душу ученого на небо.

В Посвящении, лирической доли драмы, говорится, что создатель решил возвратиться к плану, который издавна волновал его: И я прикован силой необыкновенной / К тем образам, нахлынувшим снаружи.
Прологе в театре драматическая часть, она представляет собой разговор Начальника театра, Поэта и Смешного актёра, которые каждый на собственный лад разговаривают об искусстве.
Директор смотрит на театр с коммерческой точки зрения: ему важно, чтоб публика валом валила на спектакли.
Поэт, творящий драмы для театра, говорит о своём презрении к толпе и устремлённости к поэтическим вершинам в обители грёз.
Для Смешного актёра главна слава, ради которой он готов потакать капризам публики. Он понимает закон восприятия толпы: Чем обширнее наших слушателей круг, / Тем заразительнее воспоминание. Этот вывод подтверждён бессчетными наблюдениями нашего времени: чем больше масса, тем прытче она возбуждается.
Слава нужна актёру не когда-нибудь, а конкретно сейчас: Восторги поколенья не безделка.
Таким образом, каждый из создателей театральной постановки глядит на театр по-различному. Совместно они создают один спектакль.

Чтобы вникнуть в суть всех вещей, герой принимает дерзкое решение – обратиться к духам. Так совпадает, что одновременно на небесах заключается сделка на его душу.

Однако горькая ирония духа противоречия о жалкой человеческой участи не является настоящим сочувствием. Мефистофель – гений зла, а его человеколюбие – это лишь игра.

Объектом спора в этой части становится необычный ученый по имени Фауст. Светлые силы верят, что он сможет пройти испытания соблазнами и отыскать истину, а темная сила уверена, что Фауст – всего лишь жалкий человек, который не способен сохранить свою душу.

Главные герои

Второстепенные персонажи

  • Вагнер – ученик Фауста.
  • Елена – древнегреческая богиня. От связи с Фаустом у нее рождается сын.
  • Валентин – родной брат Маргариты, убитый ученым.
  • Эвфорион – сын Елены и Фауста.

Посвящение

Пролог в театре

Темой оживленного спора между Директором театра, Поэтом и Комическим актером стала проблема художественного творчества, значение искусства в обществе.

Пролог на небесах

Мефистофель, явившись к Богу, заключает с ним пари. Он уверен, что сможет переманить Фауста на свою сторону, подвергнув его искушениям перед которыми он не сможет устоять.

Сцена 1

В старинной комнате сидит Фауст с книгой в руках. Сон не идет. Ученый размышляет о своем предназначении в жизни. Столько лет отдано науке, столько трудов вложено, но удовлетворения нет, как ощущал себя глупцом, так и ощущает. Решил он обратиться за помощью к духам, чтобы познать всю мира внутреннюю связь. На одной из страниц, Фауст видит знак Духа Земли. Он кажется ему родным и близким. Захлопнув книгу, он произносит заклинание. Мистический сеанс прервал стук в дверь. На пороге появляется ученик Фауста, Вагнер. Его пламенные речи и уверенность в том, что человек дорос до того, чтобы познать тайны мироздания, раздражают Фауста. После ухода несносного школяра, Фауст вновь погружается в состояние безысходности и глубокого отчаяния. Жизнь бессмысленна. Он принимает решение выпить яд, но раздавшийся колокольный звон и пасхальное хоровое пение, заставляют отложить намеченное самоубийство.

У городских ворот

Сцена 2

Наутро Фауст и Вагнер присоединились к гуляющей толпе, празднующей Христа воскресенье. Народ узнавал Фауста. Они уважали доктора и преклонялись перед ним. Люди помнили добро. Многих его покойный отец исцелил от тяжелых болезней. Хвалебные речи не растрогали его. Он знал, что отец не святой. В своих научных экспериментах не одну жизнь загубил. Неожиданно в поле зрения появляется черный пудель. Фауст чувствует, что пес не просто так появился. Он забирает собаку домой.

Кабинет Фауста

Сцена 3

Кабинет Фауста

Сцена 4

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Сцена 5

Фауст с дьяволом присоединяются к буйной ватаге подвыпивших ребят. Местное вино дьявол не оценил. Он предлагает отведать своего, предупредив, что проливать его опасно. Один из мужчин пьет неосторожно. Капли вина падают, превращаясь в огонь. До мужчин дошло, что здесь без колдовства не обошлось Они бросаются с ножами на Мефистофеля. Дьявол насылает проклятье на них, а сам, воспользовавшись их беспомощным состоянием, исчезает.

Кухня ведьмы

Сцена 6

Фауст и Мефистофель попадают на кухню ведьмы. В котле варится жуткое варево. Фауст грустит. Ему бы лет тридцать с плеч долой. Сатана советует заняться трудом. Пахать с утра до ночи, сеять, удобрять поле. Прекрасный способ помолодеть без колдовства. Фауст не соглашается. Не привык он к тяжелому труду. Тогда только ведьма может помочь. Старуха по просьбе сатаны готовит омолаживающий отвар. Фауст выпивает стакан зелья, обернувшись молодым, полным сил и желания.

Улица

Сцена 7

Фауст очарован проходившей мимо Маргаритой. Девушка приветствие проигнорировала, предпочтя сбежать от назойливого ухажера. Ученый обращается за помощью к Мефистофелю. Дьявол объясняет, что он не властен над незнакомкой. Она еще ребенок, невинна и чиста как ангел. Ученого такой ответ не устраивает. Он ставит условие, либо дьявол его сведет с юной прелестницей, либо они в полночь расстаются.

Вечер

Сцена 8

Все думы Маргариты о мужчине, с которым она столкнулась случайно на улице. Она выходит из комнаты. Мефистофель и Фауст, проникают внутрь, пользуясь ее отсутствием. Дьявол предлагает подкупить прелестное дитя. Они оставляют в шкафу ларчик с драгоценностями. Расчет оказался верен. Маргарита была в восторге, когда вешая платье в шкаф, увидела шкатулку, намеренно оставленную для нее.

Гулянье

Сцена 9

Мать Маргариты сразу поняла, что подарки от нечистого. Поп по приглашению женщины догадки подтвердил, а сам прибрал к рукам драгоценности, обворовав Маргариту. Фауст просит дьявола сделать ей другой подарок, лучше предыдущего.

Дом соседки

Сцена 10

Маргарита идет к соседке, хвастаться обновками. Подарок лучше прежнего. Наряды само загляденье. Марта советует не показывать матери наряды, как в прошлый раз. Иначе, вновь снесет на покаяние. Внезапно появившийся гость на пороге, оказался Мефистофелем. Он принес печальную для Марты весть о кончине ее мужа. Марта не верит словам дьявола. Женщина просит свидетельство его слов. Мефистофель обещает выполнить ее просьбу и просит Маргариту дождаться его. Он вскоре вернется с другом к которому стоит присмотреться повнимательнее.

Улица

Сцена 11

Дьявол и Фауст собираются к Марте в сад. С пустыми руками не придешь. Необходимо добыть обещанное свидетельство о смерти ее супруга. Мефистофель предлагает просто подмахнуть справку и все дела. Не впервой обманывать людей.

Сцена 12

В саду прогуливаются две пары. Маргарита с Фаустом, Марта с Мефистофелем. Маргарите неловко, что Фауст целует ей руку. Она оправдывается за грубую кожу. Мать приучила ее к порядку. Вся черная работа на ней. Отец умер, брат ушел служить в армию. Сестренка, вынянченная у нее на руках, тоже умерла. Маргарита, увидев астру, срывает ее, начиная ощипывать лепестки. Последний лепесток открыл ей правду на чувства Фауста. Любит, конечно же любит! Как подтверждение сделанного ею открытия, она слышит признание в любви.

Беседка

Сцена 13

Настало время прощаться. Маргарита запрещает Фаусту себя провожать, зная суровый нрав маменьки. Мужчины уходят. Маргарита в недоумении, что в ней мог найти такой умный мужчина.

Лес и пещера

Сцена 14

Фауст уединился в лесах и горах. Он пребывает в раздумьях. То тушит страсть в душе, то вновь разогревает. Мефистофель сообщает ему, что Маргарита печальна и мрачна. Влюбленная и несчастная. Давно не видела она любимого. Забыл он о ней. Дьявол подбивает Фауста на грех, советуя не упускать случай, когда птичка добровольно готова попасть в силки ей уготованные.

Комната Гретхен

Сцена 15

Гретхен думает, что больше не увидит Фауста. Душа рвется на части, сердце разбито. Все мысли о нем. Прильнуть к нему, растворившись в объятиях. Забыть обо всем на свете, млеть, целовать, умереть от счастья.

Сад Марты

Сцена 16

Прогуливаясь по саду с Фаустом, Маргарита признается, что на дух не переносит Мефистофеля. В его присутствии ей становится не по себе. Гадкое лицо наводит ужас. Она молиться не может, когда он находится рядом. Мужчина успокаивает ее и просит не волноваться зря. Подобным чудакам тоже жить на свете нужно. Маргарита собирается уходить. Генрих настаивает на встрече. Девушка объясняет, что мать слишком чутко спит и если застанет их вдвоем, то ей не поздоровится. Фауст дает пузырек со снотворным. Он поможет усыпить бдительную матушку, дав им возможность без ограничений насладиться обществом друг друга.

У колодца

Сцена 17

Гретхен и Лизхен встретились у колодца. Подруга рассказывает Маргарите о Варваре, не устоявшей перед плотской страстью. Согрешив, она обрекла себя на вечный позор и осуждение. Жених сбежал, а ей теперь расхлебывай. Маргарита, идя домой, рассуждает про себя. Она раньше тоже осуждала греховную связь, браня подобные поступки строже всех. Теперь сама грешна. От этой мысли тепло и сладостно.

У городской стены

Сцена 18

Маргарита ставит свежие цветы в нишу перед статуей. Девушка молится перед ликом святой матери, призывая защитить ее от беды и уберечь от несчастий.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Сцена 19

Брат Гретхен, Валентин, случайно заметил как в дом сестры крадутся двое. Это невозможно. Он всегда считал, что ни одна девушка в округе не годится в подметки его сестре. Он должен отстоять честь Маргариты. Дьявол подначивает Фауста взять шпагу и заколоть того, кто может помешать сегодняшнему плану. Валентин проигрывает в дуэли с чертовскою силою. Понимая, что совершили убийство, Фауст с Мефистофелем торопятся скрыться с места преступления. Умирая, юноша упрекает сестру в том, что она позабыла про честь свою, поразив его в самое сердце.

Собор

Сцена 20

Гретхен, придя в собор помолиться, слышит за спиной шепот Злого Духа, обвиняющего ее в содеянном. На ее совести смерть брата, мать, усыпленная для долгих мук. Неужели ей этого мало? Маргарите стало душно. Ей хочется сбежать из храма. Звуки органа мешают дышать. Арки, своды теснят грудь.

Вальпургиева ночь

Сцена 21

Ведьмы торопятся на шабаш. Вальпургиева ночь обещает быть жаркой. Фауст еле успевает за Мефистофелем. Давка, толкотня. На Брокене среди присутствующих Фауст замечает облик девы бледной, схожей с чертами его любимой. Рассматривая прелестные черты, он замечает на шее девушки кровавый след. Нехорошие предчувствия охватили его.

Золотая свадьба Оберона и Титании.

Сцена 22

Веселье идет полным ходом. Компания собралась весьма разношерстная, но свадьбу этот факт ничуть не испортил.

Пасмурный день. Поле

Сцена 23

Фауст винит во всем Мефистофеля. Как он посмел скрыть правду. Пока они веселились на горе, Гретхен страдала. Она заточена в темнице, осужденная всеми, людьми и верховными богами. Фауст просит дьявола освободить девушку из заточения.

Ночь. Открытое поле

Сцена 24

Мчась на вороных конях, Фауст и Мефистофель обращают внимание, как ведьмы, слетевшиеся у плахи совершают какой-то обряд.

Тюрьма

Сцена 25

Действие первое

Живописная местность

Фауст очнулся на цветущем лугу. Над ним поет хор эльфов. Доктору кажется, что он попал в рай, настолько чудный вид вокруг.

Императорский дворец

Свита императора замечает у трона нового шута. Это переодетый Мефистофель. Начало Государственного совета. На повестке дня насущные проблемы в империи. Казна опустела. Страна в упадке.

Дьявол предлагает черпать богатство в недрах земли. Ему не дают договорить до конца. Прерывают речь, обвиняя в безбожестве. Мефистофель подговаривает астролога принять его сторону и убедить всех в правильности вышесказанного. Не каждому дано отыскать клад. Лишь мудрец способен на это.

Сад для гулянья

Дьявол проворачивает аферу, пуская в оборот ценные бумаги под залог находящихся в недрах земли драгоценных металлов. Люди поверили аферисту на слово, вкладывая деньги под пустые обещания. Фауст становится тем мудрецом, кто должен отыскать клад.

Темная галерея

Фауст в роли кудесника. Он дает обещание императору показать Париса и Елену, древнегреческих античных героев, но без помощи дьявола здесь не обойтись. Мефистофель дает доктору ключ при помощи которого можно проникнуть в античный мир.

Рыцарский зал

При виде Елены в зале оживились. Дамы принялись обсуждать достоинства и недостатки. Мужчины, наоборот, восхищаться красотой. Фауст не стал исключением. Во время сцены похищения Елены Парисом, ученый пытается задержать красавицу, но бесполезно. Духи исчезают.

Действие второе

Прежний кабинет Фауста

В кабинете все по-прежнему. Дьявол застает Фауста, лежащим без движения. Любовная тоска вновь его сразила. В комнату входит Фамулус, студент. Он рассказывает Мефистофелю о Вагнере, ученике Фауста. Теперь это великий ученый и сейчас он находится на пороге великого открытия.

Лаборатория в средневековом духе

При встрече с Мефистофелем, Вагнер сообщает о желании создать сразу взрослого человека. Свое детище он называет Гомункул. Гомункул советует дьяволу прихватить с собой Фауста на праздник Вальпургиевой ночи.

Классическая Вальпургиева ночь

Действие третье

Перед дворцом Менелая в Спарте

Участь Елены незавидна. Муж решил преподнести ее в качестве жертвоприношения богам. Благодаря ключнице Форкиаде, Елене удается сбежать в соседний замок.

Внутренний двор замка

Елена попадает к Фаусту. Он сообщает любимой, что все в замке принадлежит ей. Менелай, желая отомстить, направляет войска на замок. Фауст в ответ посылает свои. Пока идет сражение они с Еленой прячутся в подземном мире. Вскоре у них рождается ребенок с необычными способностями. Мальчика назвали Эвфорион. Как ни пытался уберечь его Фауст от опасностей, недоглядел. Взобравшись на скалу, Эвфорион прыгает с нее, разбиваясь насмерть. Елена не смогла перенести смерть сына. Тело женщины растворяется в воздухе, оставляя на память в руках Фауста лишь платье.

Действие четвертое

Горная местность

Фауст на облаке подплыл к скале. К нему присоединился Мефистофель. Ученый делится с дьяволом желанием построить на море плотину и отвоевать кусок земли. Ему снова необходима его помощь. Беседу прервали звуки войны. Император в беде. Обман с ценными бумагами раскрыт. Люди требуют смену власти. Дьявол советует ученому помочь его величеству, а в качестве награды за оказанную помощь император обязательно дарует берег моря.

Действие пятое

Открытая местность

Бавкида рассказывает страннику дивные вещи. Новый князь умудрился соорудить новые владения за одну ночь. Человеку такое не под силу, а вот нечистому запросто. Теперь он хочет выселить их с берега, но они не соглашаются, желая умереть там, где жили всю жизнь.

Дворец

Фауст совсем старик. Он недоволен, что пожилая пара не хочет покидать своего места, мешая осуществлению его планов. Он обращается за помощью к Мефистофелю, чтобы он убрал их как можно быстрее.

Глубокая ночь

Пожар спалил хату стариков, часовня обвалилась, липовая роща выгорела. Фауст наблюдал с балкона за искрами пламени. Он надеялся, что старики живы и он сможет попросить прощения за принудительное выселение. Дьявол сообщает, что старики умерли от страха. Гость убит за оказанное сопротивление. Фауст проклинает черта. Он не хотел такого исхода.

Полночь

К Фаусту явились четыре сестры: Грех, Забота, Нужда, Порок. Проникнуть в комнату к ученому удалось только Заботе. У них состоялся занимательный разговор. Фауст убежден, что толк есть исключительно в деле, а не слове. Забота с ним не согласна. Ученый прогоняет ее. Собеседница в отместку делает его слепым, проклиная за то, что не признал ее власти над собой.

Большой двор перед дворцом

Положение в гроб

Мефистофель возле гроба ждет, когда дух Фауста покинет тело. Тогда он сможет предоставить духу их договор, скрепленный кровью. Черт потирал руки в сладостном предвкушении, представляя какие муки уготованы в аду ученому. Пока мечтал, зазевался и проворонил ангелов, оттолкнувших бесов от могилы. Они опередили чертей, забрав душу Фауста вместо ада на небо.

иллюстрация к

Первая, изданная в 1808 году, представляет собой классическую трагедию. В ее основе лежит европейская легенда о докторе Фаусте, продавшем свою душу ради познания и наслаждений.

Вторая, увидевшая свет в 1832 году, после смерти Гёте, — аллегорическая поэма, состоящая из пяти актов, каждый из которых обладает самостоятельной фабулой.

Действие поэмы происходит в античности и средневековье. Предлагаем ознакомиться с ее кратким пересказом:

  • Первый посвящен друзьям молодости.
  • Второй представляет собой спор о театре, который ведут Режиссер и Актер с Поэтом. Первый надеется на постановке заработать, порадовав зрителя. Актер мечтает о славе, а Поэт — о том, что создаст значимое для искусства произведение.

Режиссер предлагает немедля приступать к делу и проводит параллель между театром и мирозданием. По его словам, театр позволяет сойти с небес, спуститься на землю и дальше в ад.

  • Третий представляет собой фантазию на тему библейской истории о праведнике Иове, который стал предметом спора между Богом и Сатаной. В интерпретации Гёте пари заключают на душу доктора Фауста. Так Мефистофель получает право подвергнуть доктора любым возможным испытаниям.

Фауст у себя в кабинете размышляет о том, что отдал много лет постижению наук, но не чувствует себя удовлетворенным. Похвалы помощника Вагнера его лишь раздражают, и после ухода последнего Фауст посматривает на яды, размышляя о самоубийстве. От мрачных мыслей его спасает звон колоколов. Начинается Пасха.

Утром Фауст с помощником выходит в город. Его почитают за то, что он лечил от многих болезней, не страшился эпидемий и помогал людям. Но признание не воодушевляет доктора. За ним увязывается пудель черного цвета. Придя в лабораторию, Фауст переводит Новый Завет. От занятия его отвлекает пес, который становится Мефистофелем.

Маргарита, или Гретхен, — невинная девушка из небольшого городка. Ей пошел 15-й год. Она росла без отца, а недавно похоронила младшую сестру. Простолюдинка влечет героя, и Мефистофель делает так, чтобы Фауст и Маргарита воспылали друг к другу чувствами.

  • Мефистофель и Маргарита вызывают друг у друга неприятие. Девушке не по душе спутник Фауста. Мефистофеля же раздражает то, что он оставил перед порогом Маргариты драгоценности, а она пожертвовала их церкви.
  • Чтобы свидание состоялось, Фауст убеждает девушку дать матери снотворное. Та соглашается. Позже оказалось, что доза была смертельной и мать не проснулась.
  • Брат Маргариты Валентин застал возле окна сестры Фауста и Мефистофеля. Погнался за ними, и в завязавшейся драке Фауст убил брата девушки. Умирая, тот проклял сестру. В ужасе от того, что произошло, герой спешно покинул город.
  • Маргарита забеременела. Родившегося ребенка утопила в реке, за что была арестована и ожидала казни.
  • В разгар Вальпургиевой ночи Фауст видит тень девушки и узнает о судьбе Маргариты. Он бросается ее спасать.
  • В заключении Маргарита сошла с ума. Когда Фауст явился за ней в камеру тюрьмы, она отказалась уйти с ним и попросила похоронить ее вместе с матерью и братом. Отказавшись от помощи нечистой силы, она смогла спасти свою бессмертную душу.

Казна опустела, и правитель не знает, как ее пополнить. Мефистофель, который прикидывался шутом, советует выпустить ценные бумаги. Их залогом будут служить недра. Мефистофель уверяет, что в земле много золота. Когда оно будет найдено, вложения себя окупят. Население покупает ценные бумаги, а Фауста и Мефистофеля чтят как чародеев.

Присутствующие критикуют недостатки внешности Елены, но для Фауста она является воплощением самой красоты. Он не в силах удержать ее образ, но становится одержим идеей отыскать Елену, пройдя сквозь эпохи.

Фауст ненадолго возвращается в собственную лабораторию, где Вагнер создал существо, называемое Гомункулом. Ученый уверен, что это лучший способ воспроизводства людей, но существо страдает от двойственности своей природы.

Герой находит Елену, и от их связи рождается Эвфорион — гениальный ребенок, который не хочет оставаться на земле и быть зрителем, а намерен бороться со стихиями и растворяется в воздухе. Вскоре исчезает и Елена.

Фауст получает возможность построить плотину. Но на пути его замыслов оказывается хижина стариков, которые наотрез отказываются переселяться в другое место. Фауст просит помощи у спутника. Мефистофель убил гостя, который пришел к старикам. Потрясенные, они умирают, а дом горит. Фауст проклинает их за упорство.

Герой стареет и слепнет. Он уже не способен видеть света, но слышит звуки лопат. Они предают ему энергию, и он требует от рабочих энергичнее строить плотину. Фауст не знает, что это не рабочие, а духи роют для него могилу по приказу Мефистофеля.

Фауст умирает, но его душа не достается Мефистофелю. Ее на небо забирают ангелы, где проводником героя в рай становится Маргарита.

Вот на какие моменты при анализе произведения обращают внимание специалисты:

Известно, что первый вариант произведения Гёте написал в первой половине 1770-х годов. Он содержал 1441 рифмованную строку. Оригинал не сохранился, но в 1886 году была найдена копия. Первый фрагмент произведения был опубликован в 1790-м по предложению Шиллера.

Первая часть труда появилась в начале 1800-х, а вторую Гёте закончил в 1831 году, незадолго до смерти. В завещании писатель указал, что произведение должно быть издано, когда его не станет. Поэтому вторая часть трагедии вышла в 1832 году.

Она раскрывается через сюжеты об искушении дьяволом, убийстве ребенка, создании искусственного человека, преступлении и расплате за него, злодействе, сделанном ради общего блага.

Герой одержим идеей абсолютного знания, поэтому еще одной важной темой произведения является цена, которую ученый платит за исследования. Фауст ради знания готов продать душу.

Первая часть написана как классическая трагедия. В практике театральных постановок сложилась традиция, что актеры, играющие в прологе, исполняют ключевые роли и в пьесе. Так перед зрителем предстают: Режиссер — он же Бог, Актер — Мефистофель и Поэт — Фауст.

В первой части есть все элементы трагедии:

  1. Искушение дьяволом.
  2. Соблазнение невинной девицы.
  3. Убийства ее матери, брата и ребенка.
  4. Расплата за содеянное.

Вторая часть имеет более сложную композицию. Акты представляют собой набор аллегорий и загадок, оставляющих пространство для интерпретации. Действие в ней развивается нелинейно, герои попадают из средневековья в античность и обратно.

Главным героем произведения является Фауст, о чем свидетельствует название и содержание. В европейской культуре легенда о Фаусте существовала задолго до Гёте, но благодаря его пьесе обрела новое звучание. В ранних источниках участь героя печальна. Дьявол его уносил в ад.

В начале произведения персонаж не ценит того, что уже имеет. Он уважаемый врач, которого почитают за заслуги перед людьми. Он занимается любимым делом, но все равно недоволен жизнью, чувствует ее неполноценность. Фауст переводит Новый Завет, но не осознает ценности веры. От самоубийства его спасает колокольный звон, затем он становится свидетелем того, как раскаяние спасло душу Маргариты, и сам оказывается спасенным, несмотря на контракт с Мефистофелем.

Первый смог добиться расположения Фауста, явившись в образе студента и показав, что интеллектом он не уступает герою. А затем появился в образе богатого господина, предложив земные удовольствия, которыми Фауст пренебрегал в обычной жизни.

В первой части герой совершает злодеяние — соблазняет девушку, становится причиной смерти ее матери и брата. Поступок Маргариты впечатляет его, но во второй части он продолжает свои поиски, совершая новые преступления. Ради строительства плотины губит жизни двух стариков. В его представлении общее благо важнее отдельных жизней.

Спасение души Фауста в конце является одним из наиболее спорных моментов произведения. Оно порождает множество споров о фигуре героя. Но это и делает произведение интересным.

Читайте также: