Чем определяются сущность задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев).

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделяют следующие направления:

-ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

- ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;

- ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2 - 4) предложений;

- ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2 - 3 слогов) на части и составление слов и слогов;

- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимающие смыслоразличительной роли фонемы.

В ДОО всех возрастных группах проводят специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи детей, на которых в комплексе решаются задачи обучения грамоте:

В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30-40 слов вмин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.

12. Последовательность работы над фразой.(источник: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда)

Формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (типа Мама шьет.Птица летит.) к распространенному.

Распространение двусоставного предложения идет постепенно. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей: Лена шьёт платье. Хлеб режут ножом. Затем вводится определение:Маленькая девочка собирает ягоды.Затем в предложение вводится косвенное дополнение в форме винительного, родительного, дательного, творительного падежей с предлогом: Дети смотрели на слона. Чай пьет она с конфетами. Лодка плывет к берегу. И потом вводится обстоятельство: Дети гуляли в лесу.

Параллельно с формированием у детей распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.




Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Винительный падеж без предлога или с предлогом. Отработка падежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: Вижу маму; Творительный падеж орудийности — Рубить топором; дательный косвенного объекта — Дать удочку рыболову; родительный принадлежности — Книга брата.

Затем, необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов на, в, за, под, с, к.

Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т. д., затем наречия, обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, вечером, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко.

Параллельно ведется работа над интонацией. Формируются представления о повествовательной и вопросительной интонации.

Планирование и содержание занятий с детьми 1 уровня ОНР

Из интернета! (Скорее больше подходит под ответ)

Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР I уровня

Задачи, виды работ Содержание занятий Приемы работы
Работа над экспрессивной речью: развитие слухового и зрительного восприятия и памяти · Создание ситуаций вокруг интересных предметов и игрушек для установления контакта и возникновения желания говорить. · Использование музыкальных инструментов и звучащих предметов для ознакомления детей с неречевыми звуками. · Использование уже знакомых музыкальных инструментов для различения и запоминания неречевых звуков, от слухового восприятия к слуховой памяти. · Ознакомление детей на речевом материале с тембром, силой, высотой, интонацией голоса. · Использование звукоподражания. · Работа над ритмами, ритмическим рисунком слов типа: "лиса", "коса", "роза", "рыба": o отхлопывание; o оттопывание; o то же самое заданной рукой, ногой, пальцем; o кивание; o прыжки; o отстукивание мячом и т.д. · Соотнесение звучания слова с его изображением. · Осмысливание значений слов. · Выбор картинки по данному ритмическому рисунку. · Запоминание расположения игрушек и картинок. · Выполнение простейших словесных инструкций  Игра "Посмотри на новую куклу, поиграй с ней".  Игра "Постучи по барабану, поиграй на дудочке, на гармошке".  Игра "Угадай, на чем я играла".  Игра "Постучи громко/тихо".  Игра "Как мяукают котенок и мама-кошка?".  Игра "Произнеси первую часть слова тихо, вторую - громко" (или наоборот).  Игра "Найди картинку, на которой нарисован мяч".  Игра "Что нарисовано на картинке?".  Игра "Найди, где стоит матрешка".  Игра "Принеси мяч"
Развитие моторики  Имитация движений животных, птиц.  Развитие равновесия.  Отработка различных видов прыжков, способов ходьбы.  Простейшие игры с мячом (катание и бросание, прокатывание между чем-либо, сбивание и т.д.)  Игра "Походи, как медведь, как солдат и т.д."  Игра "Постой, как цапля".  Игра "Попрыгай вокруг себя, как зайка".  Игра "Забей мяч в ворота"
Развитие ориентировки в пространстве  Движение в заданном направлении (воспитатель ведет ребенка).  Простейшая ориентация на себе.  Самостоятельное движение в выбранном или заданном направлении  Игра "Пойди прямо - налево" и т.д.  Игра "Покажи глаза, уши, колено. "  Игра "Пойдем налево - найдем куклу, пойдем направо - найдем машинку".  Игра "Куда пойдем, что найдем?"
Проведение работы над фразой (от двусоставного предложения к предложению с определением и местоимением)  Выполнение простейших действий с предметами различного размера.  Организация выставки знакомых игрушек. Повторение за логопедом фраз: "Вот моя кукла", "Вот мой зайка" и т.д.  Игра "Принеси большой мяч, покажи маленький мяч". "Дай кукле кубик. Дай зайке большой кубик".  Игра "Возьми любимую игрушку. Какая она? Поиграй с ней"
Развитие связной речи (без учета грамматических форм) Дифференциация притяжательных местоимений "мой - моя" - три занятия (с провоцированием: "Мой кукла", "Моя мишка". ).  Введение существительных, глаголов по темам: "Животные", "Посуда", "Одежда".  Введение прилагательных (форма, цвет, мягкость).  Составление простейших описаний предметов и игрушек.  Сравнительное описание предметов и игрушек.  Описание предметов и игрушек по схеме с усложнением.  Работа с загадками.  Чтение художественных произведений (сказок, потешек и т.д.).  Обыгрывание художественных произведений и введение диалогов.  Выход в свободную форму общения (на основе личного опыта каждого ребенка).  Использование простейших театров для игр со сказками (главное - запомнить порядок появления персонажей, работать над винительным, родительным, дательным и творительным падежами)  Игра "Сравни лошадь и корову, белку и зайчика" и т.п.  Игры-драматизации по разным темам.  Игра "День рождения".  Постановка пьесок "Репка", "Три мед-ведя", "Теремок"

Из тетрадей. (менее подходит под ответ, но может быть важной информацией)

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев).

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделяют следующие направления:

-ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

- ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;

- ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2 - 4) предложений;

- ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2 - 3 слогов) на части и составление слов и слогов;

- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимающие смыслоразличительной роли фонемы.

В ДОО всех возрастных группах проводят специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи детей, на которых в комплексе решаются задачи обучения грамоте:

В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30-40 слов вмин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.

12. Последовательность работы над фразой.(источник: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда)

Формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (типа Мама шьет.Птица летит.) к распространенному.

Распространение двусоставного предложения идет постепенно. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей: Лена шьёт платье. Хлеб режут ножом. Затем вводится определение:Маленькая девочка собирает ягоды.Затем в предложение вводится косвенное дополнение в форме винительного, родительного, дательного, творительного падежей с предлогом: Дети смотрели на слона. Чай пьет она с конфетами. Лодка плывет к берегу. И потом вводится обстоятельство: Дети гуляли в лесу.

Параллельно с формированием у детей распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Винительный падеж без предлога или с предлогом. Отработка падежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: Вижу маму; Творительный падеж орудийности — Рубить топором; дательный косвенного объекта — Дать удочку рыболову; родительный принадлежности — Книга брата.

Затем, необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов на, в, за, под, с, к.

Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т. д., затем наречия, обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, вечером, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко.

Параллельно ведется работа над интонацией. Формируются представления о повествовательной и вопросительной интонации.

Планирование и содержание занятий с детьми 1 уровня ОНР

Из интернета! (Скорее больше подходит под ответ)

Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР I уровня

Задачи, виды работ Содержание занятий Приемы работы
Работа над экспрессивной речью: развитие слухового и зрительного восприятия и памяти · Создание ситуаций вокруг интересных предметов и игрушек для установления контакта и возникновения желания говорить. · Использование музыкальных инструментов и звучащих предметов для ознакомления детей с неречевыми звуками. · Использование уже знакомых музыкальных инструментов для различения и запоминания неречевых звуков, от слухового восприятия к слуховой памяти. · Ознакомление детей на речевом материале с тембром, силой, высотой, интонацией голоса. · Использование звукоподражания. · Работа над ритмами, ритмическим рисунком слов типа: "лиса", "коса", "роза", "рыба": o отхлопывание; o оттопывание; o то же самое заданной рукой, ногой, пальцем; o кивание; o прыжки; o отстукивание мячом и т.д. · Соотнесение звучания слова с его изображением. · Осмысливание значений слов. · Выбор картинки по данному ритмическому рисунку. · Запоминание расположения игрушек и картинок. · Выполнение простейших словесных инструкций  Игра "Посмотри на новую куклу, поиграй с ней".  Игра "Постучи по барабану, поиграй на дудочке, на гармошке".  Игра "Угадай, на чем я играла".  Игра "Постучи громко/тихо".  Игра "Как мяукают котенок и мама-кошка?".  Игра "Произнеси первую часть слова тихо, вторую - громко" (или наоборот).  Игра "Найди картинку, на которой нарисован мяч".  Игра "Что нарисовано на картинке?".  Игра "Найди, где стоит матрешка".  Игра "Принеси мяч"
Развитие моторики  Имитация движений животных, птиц.  Развитие равновесия.  Отработка различных видов прыжков, способов ходьбы.  Простейшие игры с мячом (катание и бросание, прокатывание между чем-либо, сбивание и т.д.)  Игра "Походи, как медведь, как солдат и т.д."  Игра "Постой, как цапля".  Игра "Попрыгай вокруг себя, как зайка".  Игра "Забей мяч в ворота"
Развитие ориентировки в пространстве  Движение в заданном направлении (воспитатель ведет ребенка).  Простейшая ориентация на себе.  Самостоятельное движение в выбранном или заданном направлении  Игра "Пойди прямо - налево" и т.д.  Игра "Покажи глаза, уши, колено. "  Игра "Пойдем налево - найдем куклу, пойдем направо - найдем машинку".  Игра "Куда пойдем, что найдем?"
Проведение работы над фразой (от двусоставного предложения к предложению с определением и местоимением)  Выполнение простейших действий с предметами различного размера.  Организация выставки знакомых игрушек. Повторение за логопедом фраз: "Вот моя кукла", "Вот мой зайка" и т.д.  Игра "Принеси большой мяч, покажи маленький мяч". "Дай кукле кубик. Дай зайке большой кубик".  Игра "Возьми любимую игрушку. Какая она? Поиграй с ней"
Развитие связной речи (без учета грамматических форм) Дифференциация притяжательных местоимений "мой - моя" - три занятия (с провоцированием: "Мой кукла", "Моя мишка". ).  Введение существительных, глаголов по темам: "Животные", "Посуда", "Одежда".  Введение прилагательных (форма, цвет, мягкость).  Составление простейших описаний предметов и игрушек.  Сравнительное описание предметов и игрушек.  Описание предметов и игрушек по схеме с усложнением.  Работа с загадками.  Чтение художественных произведений (сказок, потешек и т.д.).  Обыгрывание художественных произведений и введение диалогов.  Выход в свободную форму общения (на основе личного опыта каждого ребенка).  Использование простейших театров для игр со сказками (главное - запомнить порядок появления персонажей, работать над винительным, родительным, дательным и творительным падежами)  Игра "Сравни лошадь и корову, белку и зайчика" и т.п.  Игры-драматизации по разным темам.  Игра "День рождения".  Постановка пьесок "Репка", "Три мед-ведя", "Теремок"

Из тетрадей. (менее подходит под ответ, но может быть важной информацией)

при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

— ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

— ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;

— ознакомление со словесным составом предложения — деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;

— ознакомление со слоговым строением слова — членение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;

— ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.


Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом.

* интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);

* формирование умения различать твердые, мягкие согласные;

* названия слов с заданным звуком;

3. Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитие мелкой моторики (гимнастика для пальцев рук) тесно связанно с речью детей. С этой целью проводятся специальные упражнения для пальцев рук, состоящие из последовательных действий, которые сопровождаются стихотворениями, считалками, потешками. Выполнение упражнений способствует тренировке пальцев, которые становятся подвижными, гибкими. Исчезает скованность движений.

Возраст 5-7 лет - этап развития звуко-буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения. В этом возрасте дети научатся проводить фонетический разбор слов:

1. Количество слогов;

2. Гласные звуки (ударные и безударные);

3. Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие);

4. Количество звуков и букв.

Подготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления:

1. Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться звуковой действительности языка.

2. Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями.

Р ешаются основные задачи:

- учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);

- учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;

- знакомить детей с графическим изображением буквы;

- обучать чтению слогов;

- развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

- определение количества слогов в слове;

- последовательное произношение каждого звука в слове;

- определение количества звуков в слове;

- обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым).

По мере изучения букв дети учатся читать слоги, слова из 2-3 слогов.

На занятиях по ознакомлению со звуками и буквами решаются следующие задачи:

- учить выделять звук в слове;

- учить определять место звука в слове;

- учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Успехи в чтении и письме во многом будут, зависят от того как ребенок введен в грамоту и в усвоении русского языка в целом.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей.

Поэтому важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий, произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи, является составной частью общей пси-хологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью. Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются умения : сосредоточивать внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи — взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений, навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой — сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений, навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке, соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение — это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

Русское письмо — звуко - буквенное. Оно точно передает звуковой состав языка и требует механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечи-вается звуко - буквенным анализом слов. Поэтому и психологический

механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое.

В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко - слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина; метод Д. Б. Эльконина и др.). В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны : 1) различать четко все гласные и согласные фо-немы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и др. доказали, что фонематический слух (способность воспринимать звуки человеческой речи) развивается очень рано. К двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка — миска). Однако первичного фонематического слуха недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Задачи подготовки к обучению грамоте в детском саду

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности ка к предпосылки обучения грамоте.

Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:

1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Та-ким образом развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.

2) развитие фонематического восприятия.

3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.

4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.

5) развитие артикуляционной моторики.

7)формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в пред-ложении и т. д., произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы.

9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. самосознания.

Содержание современных программ существенно отличается. Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте.

Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие детально разработанной и апробированной методики обучения, данные о ее положительном влиянии на умственное и общеречевое развитие детей позволяют утверждать, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

1. ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

2. ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

3. ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

4. ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

5. ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слога звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

Методика ознакомления со словесным составом предложений.

В процессе речевого общения дети обращают внимание, прежде всего, на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму. Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий - картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры. Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень. С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку. Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

- четкое произнесение слов с паузой;

- произнесение слов под хлопки;

- последовательное называние слов в предложении;

- в громкой речи, про себя;

- произнесение слов по рядам;

- шепотный анализ предложения;

- составление предложений с заданным словом;

- перепрыгивание через скакалку;

- отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

Дидактические игры и упражнения для обучения грамоте.

Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Ход игры: Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.

Цель: развивать навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимание.

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Необходимые материалы: карточки с согласными.

Ход игры: Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко, с-п-г- (сапоги) и т. д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Необходимые материалы: карточки с цветными буквами.

Ход игры: 1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке. 2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Ход игры: Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.

2. Невская Л. Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 1990.

3. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М. ,1991.

4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. ,

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2004.

6. Козырева Л. М. Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5—7 лет. Пособие для педагогов и родителей / 2006

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактические пособия по обучению детей грамоте

Дидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.


Сущность подготовки к обучению грамоте

Чтение и письмо — виды речевой деятельности, осно­вой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформи­ровавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г.Ананьев).

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, граммати­ческой стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Формиро­вание речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи состав­ляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи, является составной частью общей пси­хологической готовности к школе. Произвольность и созна­тельность построения речевого высказывания являются пси­хологическими характеристиками письменной речи. Поэто­му развитие произвольности и рефлексии устной речи слу­жит основой для последующего овладения письменной ре­чью.

Показателями определенного уровня осознания речи и го­товности к обучению грамоте являются умения: сосредоточивать внимание на вербальной задаче; произ­вольно и преднамеренно строить свои высказывания; выби­рать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее ре­шения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи — взаимосвязанные стороны едино­го процесса речевого развития. С одной стороны, совер­шенствование речевых умений, навыков составляет усло­вие последующего осознания явлений языка, с другой — сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений, навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, фор­мирование элементарных знаний о речи повышают уро­вень ее произвольности и осознания, что, оказывает влияние на общее речевое развитие, повыше­ние речевой культуры детей1.

Механизмы чтения и письма в современной психоло­гии рассматриваются как процессы кодирования и декодиро­вания устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В пись­менной речи используется другой код (это могут быть иеро­глифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение — это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

Русское письмо — звуко - буквенное. Оно точно передает звуковой состав языка и требует ме­ханизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечи­вается звуко - буквенным анализом слов. Поэтому и пси­хологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся чи­тать действует со звуковой стороной языка и без пра­вильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое1.

В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само назва­ние его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина; метод Д.Б.Эльконина и др.).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чте­ния, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении дол­жно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обу­чении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фо­немы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориенти­роваться на гласную букву и определять твердость или мяг­кость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой сто­роне речи. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина и др. доказали, что фонематичес­кий слух (спо­собность воспринимать звуки человеческой речи) развивается очень рано. К двум годам дети разли­чают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка — миска).

Однако первичного фонематического слуха недостаточно для овла­дения навыком чтения и письма. Необходимо развитие бо­лее высоких его форм, при которых дети могли бы расчле­нять поток речи, слова на составляющие их звуки, уста­навливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонема­тическим восприятием.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

1 Сохин Ф. А. Основные задачи развитая речи // Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.

1 Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. — М.: Знание, 1976.

Схема. Задачи по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.


В средней группе детей продолжают знакомить с этими терминами, учат пони­мать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх; с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внима­ние на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе учат: производить анализ слов различ­ной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно харак­теризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты, идет обучение детей чтению и письму. К концу года дети долж­ны: научиться читать со скоростью 30 — 40 слов в мин., записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соеди­нения букв и четкое письмо их основных элементов; осво­ить позу пишущего.

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

— ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

— ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;

— ознакомление со словесным составом предложения — деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;

— ознакомление со слоговым строением слова — чле­нение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;

— ознакомление со звуковым строением слов, форми­рование навыков звукового анализа слов: определение ко­личества, последовательности звуков (фонем) и составле­ние слов с определенными звуками, понимание смысло -различительной роли фонемы.

Ведущую роль играет формирование способности анали­зировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указыва­лось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Интерактивные методы обучения грамоте детей с ОВЗ

Рекомендуемая литература

  1. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1974.
  2. Виноградова Н.Ф., Ушакова О.С. Рассказывание по картине. В кн.: Разви­тие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина, - М., 1979.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Гл. XII. Наблюдения над общим характером усвоения грамматического строя. - М., 1961.
  4. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. В кн.: Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  5. Леушина A.M. К вопросу о культуре логической мысли дошкольника / Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена, т. 56, 1947.
  6. Логинова В.Р., Орлянская И.А. Формирование видовых обобщений у де­тей старшего дошкольного возраста. Умственное воспитание детей в детском саду: Сб. науч. трудов. - Л., 1981.
  7. Максаков А.И. Говори правильно. - М, 1988.
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976.
  9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1972.


"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки - гиперссылку , чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 9).

Читайте также: