Расскажите о том как проходило формирование органов управления в городах кратко

Обновлено: 06.07.2024

Избиратели в городах также делились на курии: конкретно на 3. Каждая из курий избирала одинаковое число гласных и в совокупности обеспечивала треть доходов городской казны. Но поскольку этими куриями были крупные, средние и мелкие хозяева, курии состояли из разного числа избирателей и наибольшее представительство в расчёте на одного избирателя имели крупнейшие собственники.

P.S Курия — группа населения и административная единица

Англійський парламент, вперше скликаний у 1265 p., протягом кількох сторіч був найефективнішою станово-представницькою установою середньовічної Європи. Як відомо, уже в XIV ст. королівська влада в Англії не мала права встановлювати нові податки та збирати раніше встановлені без згоди парламенту. Останній з кожним роком ставав усе більш впливовою політичною установою. У нього була своя соціальна база, яка з ростом міст та первісною капіталізацією сільського господарства тільки розширювалася і міцніла. Але Англія також пройшла у своєму розвитку через етап абсолютної монархії. Що ж дозволило зміцнитися королівській владі і, відповідно, що примусило парламент на якийсь час відмовитися від колишніх політичних амбіцій?

У 1380 р. в зв'язку з Столітньою війною, яку Англія вела на той час з Францією, було введено подушний податок на військові потреби. Податок збирався чиновниками настільки насильно і брутально, що це викликало повстання під проводом Уота Тайлера. Міська біднота Лондона відкрила ворота міста повсталим селянам. Тайлер від імені свого війська висунув королю такі вимоги: остаточне звільнення усіх селян, скасуванню панщини із заміною и невеликим грошовим внеском, надання селянам права вільної торгівлі продуктами своєї праці. І хоча Тайлера було підступно вбито, феодали переконалися в необхідності міцної королівської влади як гаранта їх становища в суспільстві. Аналогічний урок знать отримала у 1450 р. під час повстання Джека Кеда. Знать, церква, багаті міщани шукали порятунку у міцній королівській владі.

-:многие крестьяне были морально-психологически неподготовлены к "воле".

большинство помещиков не смогла вписаться в новые экономические условия, лишившьсь права эксплуатировать крестьянский труд.

Земства – органы выборного местного самоуправления. Именно в их выборности главное отличие от прежних органов губернской управы. Они были ответственны перед избирателями, а не перед вышестоящими чиновниками (хотя их деятельность и контролировали губернаторы).

2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.

Выборы проводились в соответствии с имущественным цензом, для крестьян были многоступенчатыми. Избиратели разделялись по куриям, которые имели не равную численность избирателей, но равное представительство. Таким образом, преимущество было у богатых землевладельцев (часто дворян) и крупных промышленников.

3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.

Избиратели в городах также делились на курии: конкретно на 3. Каждая из курий избирала одинаковое число гласных и в совокупности обеспечивала треть доходов городской казны. Но поскольку этими куриями были крупные, средние и мелкие хозяева, курии состояли из разного числа избирателей и наибольшее представительство в расчёте на одного избирателя имели крупнейшие собственники.

4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?

Эта реформа стала наиболее последовательной потому, что в этом случае российские власти наиболее точно повторили образец – английскую систему, в то время как в случае с другими реформами они пытались учесть российские особенности и в итоге реформы имели целый ряд негативных последствий.

Судебная реформа основывалась на следующих принципах:

  • равенство всех граждан перед законом;
  • независимость и несменяемость судей и следователей;
  • состязательность сторон;
  • гласность суда;
  • коллегиальность принятия решений не назначаемой коллегией присяжных.
5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?

Реформа устраняла сословные ограничения. То есть, в теории даже дети крепостных (в соответствии с крестьянской реформой уже бывших) могли поступать в университеты. Но фактически ограничения остались, потому что образование по-прежнему было платным, то есть недоступным малоимущим слоям общества.

6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.
  • всеобщая воинская повинность;
  • перевооружение армии, что включало разработку новых моделей вооружений;
  • специальные военные учебные заведения, дававшие разный уровень подготовки будущим офицерам разных рангов;
  • приём в специальные военные учебные заведения представителей всех сословий, что сделало и офицерский корпус всесословным;
  • изменена система подготовки рядового состава;
  • изменена организация армии – страна разделена на военные округа;
  • улучшение многого в материальном обеспечении солдат.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос

1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.

Отмена крепостного права сама по себе не требовала дополнительных реформ. К примеру, если бы при Александре I большая их часть перешла в разряд вольных хлебопашцев, система империи осталась бы в целом прежней. Но в середине XIX века крестьянская реформа нужна была не сама по себе, а в качестве основы модернизации. Модернизация требовала и других реформ, которые должны были коренным образом преобразовать общество, и особенно армию, чтобы избежать поражений в следующих войнах.

Реформа Содержание реформы Значение реформы
Земская реформа введение выборных органов местного самоуправления Появление выборных органов власти- важный шаг в политической модернизации, многие считали её основанием для введения парламента, составленного из представителей всех земств
Городская реформа Изменения порядка избрания органов городского самоуправления Органы власти в городах, избиравшиеся большей частью мужского населения — важный шаг в поэтической модернизации
Судебная Реформа Введение
современного
судопроизводства, которое во многом напоминала английский
Исчезла судебная волокита прошлых правлений (когда дело могло тянуться долгие годы), большая справедливость принятия судебных решений, появление новой прослойки адвокатов и других профессиональных работников судов
Военная реформа Создание армии, построенной и вооружённой по новому
модернизированному европейскому образцу
Создание современной русской армии, которая показала свою эффективность во время Русско-
турецкой воины 1877-1878 годов
Реформа системы образования Вводились разные типы учебных заведений, часть содержалась за счёт земств. Даровано было больше свободы в гимназиях и ВУЗах Доступ к образованию получили более широкие круги населения, включая женщин (но в основном из привилегированных слоёв). Университеты и отчасти гимназии стали рассадником вольнодумства

Думаем, сравниваем, размышляем:

3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.

Земская реформа давала явное преимущество в местных органах самоуправления дворянам. Потому её не стали вводить на окраинах, где дворянство считалось не лояльным (прежде всего, на землях бывшей Речи Посполитой, на которых только в 1863 году разгорелось восстание, а в 1864 году (году введения земств) войска подавляли последние очаги сопротивления).

4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
  • доступ к образованию получало всё большее число детей, включая девочек;
  • разделение на реальные и классические гимназии вводили элементы специализации ещё на уровне среднего образования, что снижало общую нагрузку;
  • благодаря платности высших ступеней образование считалось привилегией, а не обязанность, потому ученики ценили своё положение;
  • университеты пользовались большой внутренней автономией, что благотворно сказывалось на процессе преподавания.
  • начальные учебные заведения финансировались разными организациями, часто земствами, потому средств часто не хватало;
  • реформа не смогла сделать престижной профессию учителя в заведениях ниже гимназии во многом и из-за низкого жалования таких учителей;
  • образование так и не стало всеобщим, что тормозило и модернизацию в целом и индустриализацию в частности;
  • из-за платности образования в гимназиях и ВУЗах оно было доступно не всем.
6. Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре I.
Университеты Политехнические институты
Классические гимназии↑ Реальные училища↑
Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑ Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑
7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?

Они связаны напрямую. Именно Крымская война показала неэффективность вооружённых сил времён Никола I, также именно она указала на конкретные их слабые стороны.

8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

– армия стала более многочисленной;

  • многочисленность армии и особенно резерва (в котором потенциально были почти все мужчины дееспособного возраста) позволили полководцами в полной мере воспринять систему Карла фон Клаузевица по которой, в частности, величие победы определялось величиной потерь, понесённых обеими сторонами – увлечение его идеями по всей Европе во многом привело к мясорубке Первой мировой;
  • армия стала всесословной (как её рядовой состав, так в результате реформы военных учебных заведений и офицерский корпус);
  • сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом к получению образования;
  • войны получили больший общественный резонанс, потому что воевала не профессиональная армия, имевшая мало связи с обществом, а призывники.
9. Используя Интернет, дополнительную литературу (в том числи художественные произведения авторов XIX в.), соберите информацию о том, как происходило обучение в гимназиях в 1870-е гг.

Обучение в гимназиях происходило по схеме, знакомой нам по школе – через объяснения учителя и ответы гимназистами заданного на дом задания в устном или письменном виде в зависимости от предмета. Отдельно следует отметить уровень преподавателей. Он был довольно высок.

Гимназическое образование было далеко не всеобщим, а элитарным. Гимназии были лишь в губернских городах, по одной на город. Потому туда собирались хорошие специалисты. Многие учёные совмещали работу в университете и в гимназии в городах, где университеты были. За обучение платили, но, тем не менее, оно было доступно не только высшим слоям общества, хотя дети совсем бедных родителей попасть в гимназии не могли.

§ 17. Реформы I860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

§ 17. Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

Вопросы для работы с текстом § 17. Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

Земства – органы выборного местного самоуправления. Именно в их выборности главное отличие от прежних органов губернской управы. Они были ответственны перед избирателями, а не перед вышестоящими чиновниками (хотя их деятельность и контролировали губернаторы).

2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.

Выборы проводились в соответствии с имущественным цензом, для крестьян были многоступенчатыми. Избиратели разделялись по куриям, которые имели не равную численность избирателей, но равное представительство. Таким образом, преимущество было у богатых землевладельцев (часто дворян) и крупных промышленников.

3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.

Избиратели в городах также делились на курии: конкретно на 3. Каждая из курий избирала одинаковое число гласных и в совокупности обеспечивала треть доходов городской казны. Но поскольку этими куриями были крупные, средние и мелкие хозяева, курии состояли из разного числа избирателей и наибольшее представительство в расчёте на одного избирателя имели крупнейшие собственники.

4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?

Эта реформа стала наиболее последовательной потому, что в этом случае российские власти наиболее точно повторили образец – английскую систему, в то время как в случае с другими реформами они пытались учесть российские особенности и в итоге реформы имели целый ряд негативных последствий.

Судебная реформа основывалась на следующих принципах:

  • равенство всех граждан перед законом;
  • независимость и несменяемость судей и следователей;
  • состязательность сторон;
  • гласность суда;
  • коллегиальность принятия решений не назначаемой коллегией присяжных.
5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?

Реформа устраняла сословные ограничения. То есть, в теории даже дети крепостных (в соответствии с крестьянской реформой уже бывших) могли поступать в университеты. Но фактически ограничения остались, потому что образование по-прежнему было платным, то есть недоступным малоимущим слоям общества.

6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.
  • всеобщая воинская повинность;
  • перевооружение армии, что включало разработку новых моделей вооружений;
  • специальные военные учебные заведения, дававшие разный уровень подготовки будущим офицерам разных рангов;
  • приём в специальные военные учебные заведения представителей всех сословий, что сделало и офицерский корпус всесословным;
  • изменена система подготовки рядового состава;
  • изменена организация армии – страна разделена на военные округа;
  • улучшение многого в материальном обеспечении солдат.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос

1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.

Отмена крепостного права сама по себе не требовала дополнительных реформ. К примеру, если бы при Александре I большая их часть перешла в разряд вольных хлебопашцев, система империи осталась бы в целом прежней. Но в середине XIX века крестьянская реформа нужна была не сама по себе, а в качестве основы модернизации. Модернизация требовала и других реформ, которые должны были коренным образом преобразовать общество, и особенно армию, чтобы избежать поражений в следующих войнах.

РеформаСодержание реформыЗначение реформы
Земская реформавведение выборных органов местного самоуправленияПоявление выборных органов власти- важный шаг в политической модернизации, многие считали её основанием для введения парламента, составленного из представителей всех земств
Городская реформаИзменения порядка избрания органов городского самоуправленияОрганы власти в городах, избиравшиеся большей частью мужского населения — важный шаг в поэтической модернизации
Судебная РеформаВведение
современного
судопроизводства, которое во многом напоминала английский
Исчезла судебная волокита прошлых правлений (когда дело могло тянуться долгие годы), большая справедливость принятия судебных решений, появление новой прослойки адвокатов и других профессиональных работников судов
Военная реформаСоздание армии, построенной и вооружённой по новому
модернизированному европейскому образцу
Создание современной русской армии, которая показала свою эффективность во время Русско-
турецкой воины 1877-1878 годов
Реформа системы образованияВводились разные типы учебных заведений, часть содержалась за счёт земств. Даровано было больше свободы в гимназиях и ВУЗахДоступ к образованию получили более широкие круги населения, включая женщин (но в основном из привилегированных слоёв). Университеты и отчасти гимназии стали рассадником вольнодумства

Думаем, сравниваем, размышляем:

3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.

Земская реформа давала явное преимущество в местных органах самоуправления дворянам. Потому её не стали вводить на окраинах, где дворянство считалось не лояльным (прежде всего, на землях бывшей Речи Посполитой, на которых только в 1863 году разгорелось восстание, а в 1864 году (году введения земств) войска подавляли последние очаги сопротивления).

4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
  • доступ к образованию получало всё большее число детей, включая девочек;
  • разделение на реальные и классические гимназии вводили элементы специализации ещё на уровне среднего образования, что снижало общую нагрузку;
  • благодаря платности высших ступеней образование считалось привилегией, а не обязанность, потому ученики ценили своё положение;
  • университеты пользовались большой внутренней автономией, что благотворно сказывалось на процессе преподавания.
  • начальные учебные заведения финансировались разными организациями, часто земствами, потому средств часто не хватало;
  • реформа не смогла сделать престижной профессию учителя в заведениях ниже гимназии во многом и из-за низкого жалования таких учителей;
  • образование так и не стало всеобщим, что тормозило и модернизацию в целом и индустриализацию в частности;
  • из-за платности образования в гимназиях и ВУЗах оно было доступно не всем.
6. Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре I.
УниверситетыПолитехнические институты
Классические гимназии↑Реальные училища↑
Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑ Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑
7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?

Они связаны напрямую. Именно Крымская война показала неэффективность вооружённых сил времён Никола I, также именно она указала на конкретные их слабые стороны.

8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

– армия стала более многочисленной;

  • многочисленность армии и особенно резерва (в котором потенциально были почти все мужчины дееспособного возраста) позволили полководцами в полной мере воспринять систему Карла фон Клаузевица по которой, в частности, величие победы определялось величиной потерь, понесённых обеими сторонами – увлечение его идеями по всей Европе во многом привело к мясорубке Первой мировой;
  • армия стала всесословной (как её рядовой состав, так в результате реформы военных учебных заведений и офицерский корпус);
  • сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом к получению образования;
  • войны получили больший общественный резонанс, потому что воевала не профессиональная армия, имевшая мало связи с обществом, а призывники.
9. Используя Интернет, дополнительную литературу (в том числи художественные произведения авторов XIX в.), соберите информацию о том, как происходило обучение в гимназиях в 1870-е гг.

Обучение в гимназиях происходило по схеме, знакомой нам по школе – через объяснения учителя и ответы гимназистами заданного на дом задания в устном или письменном виде в зависимости от предмета. Отдельно следует отметить уровень преподавателей. Он был довольно высок.

Гимназическое образование было далеко не всеобщим, а элитарным. Гимназии были лишь в губернских городах, по одной на город. Потому туда собирались хорошие специалисты. Многие учёные совмещали работу в университете и в гимназии в городах, где университеты были. За обучение платили, но, тем не менее, оно было доступно не только высшим слоям общества, хотя дети совсем бедных родителей попасть в гимназии не могли.

Городская реформа Александра 2

Подготовка к реформе

Суть реформы и основные преобразования

Городская реформа 1870 года создавала в каждом городе 2 формально независимые инстанции:

  • Городская дума - распорядительный орган.
  • Городская управа - исполнительный орган.

Если же рассматривать общую концепцию городского управления по реформе Александра 2 выглядит следующим образом.

Система городского управления по реформе 1870

Кто имел право голоса

Правом голоса по реформе наделялись горожане, которые:

  • Были старше 25 лет
  • Были подданными Российской Империи
  • Не имели задолженностей по налоговым платежам
  • Имели в собственности недвижимость в городе

Система городского присутствия

Историческое значение

Рассматривая городскую реформу Александра 2 важно понимать ее ограниченность. Да, она предоставляла определенную самостоятельность каждому городу в виде возможности формирования органов местного самоуправления. Но эти органы занимались решением исключительно хозяйственных вопросов: благоустройство, местные промыслы, городская торговля, строительство больниц и так далее. Реальной власти у этих органов не было. Это само по себе вызывало бурную критику реформы со стороны либералов, которые называли ее несостоятельной из-за отсутствия реальных свобод. В действительности же дела обстояли еще хуже. Деятельность городских дум и управ жестко контролировалась государством. Об утверждении Городского головы выше уже говорилось. Кроме того губернаторы наделялись правами полной отмены любого решения городских органов. Аналогичными возможностями наделялся руководитель МВД.

Изучая работу городских дум и управ более глубоко, важно отметить, что у них не было никакой самостоятельности и действительной власти. Вся самостоятельность ограничивалась принятием незначительных, даже для города, решений. Для масштабных изменений и дел у Думы не было ресурсов и власти. Например, для реализации своих решений часто им приходилось обращаться к полиции, сборщикам налогов и других лицам, которые находились в подчинении государства и губернаторов. Поэтому реформа 1870 года дала иллюзорность наличия власти у органов местного самоуправления. Реальная же власть во всех городах по-прежнему находилась в руках губернатора и государства.

Читайте также: