Теории учебной деятельности проблемное обучение программированное обучение кратко

Обновлено: 05.07.2024

2.4. Современные направления обучения

Традиционное обучение


Достоинства традиционного обучения: систематичность, относительно малые затраты времени. Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее именно так происходит обучение в большинстве случаев.
В образовании, наряду с традиционным обучением, сформировались и другие направления: проблемное обучение; программированное обучение; алгоритмизированное обучение; развивающее обучение; обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий; знаково-контекстное обучение; проектное обучение и др.

Проблемное обучение


Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы в процессе преодоления интеллектуальных трудностей. Недостатки и трудности применения: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует от учителя глубоких знаний в своей области и высокого уровня общей культуры, владения техникой составления проблемных задач и искусством проблемного рассказа, большего количества времени на подготовку к урокам.
Психологами и педагогами рекомендуется включать элементы проблемности в обучение любого типа. В последнее время делается акцент на мотивирующей функции проблемных заданий. Поэтому проблемные задачи и компоненты эвристической беседы включаются в уроки при традиционном и развивающем обучении.

Программированное и алгоритмизированное обучение

Программированное обучение – это обучение с помощью программированного материала, реализуемое посредством обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника). Оно решает задачу оптимизации управления процессом усвоения знаний и умений.
Возникновение программированного обучения соотносится с именем Б.Ф. Скиннера, который в 1954 г. призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления этим процессом.
Бёррес Фредерик Скйннер (1904–1990) – американский психолог и писатель. Внес огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма – психологии поведения. Скйннер наиболее известен как автор теории оперантного научения, в меньшей степени – благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества, как форму социальной инженерии.

Структура программированного обучения выглядит так:


При алгоритмизированном обучении в содержании обучения выделяются учебные алгоритмы. Алгоритм, по Л.Н. Ланде, есть правило, предписывающее последовательность элементарных действий (операций), которые в силу их простоты однозначно понимаются, исполняются всеми. Алгоритм – это система указаний (предписаний) об этих действиях, о том, какие из них и как надо производить.
Таким образом, алгоритмический процесс представляет собой систему действий с объектом. Алгоритмы служат предметом усвоения для учеников и средством обучения, показывающим, какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы усвоить новые знания. Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации этого процесса и его модельного представления, поскольку алгоритмы представляют собой пошаговую программу деятельности учения и преподавания.
Ниже приводится пример Л.Н. Ланды предписания-алгоритма как модели процесса решения задачи (расстановка знаков препинания в предложении).

Алгоритм

Достоинства программированного и алгоритмизированного обучения: создается возможность индивидуального подхода к ученикам в условиях массового обучения; осуществляется непрерывная обратная связь от ученика к учителю; ученик постоянно поддерживается в состоянии активной деятельности. Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке, ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; отсутствует творчество в учебной деятельности; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.
В современной школе в связи с компьютеризацией возможно разнообразное применение элементов программированного обучения. Это и отработка отдельных учебных действий в соответствии с заданным алгоритмом, и работа в компьютерных классах по обучающей программе, и особые системы контроля знаний и т. д.
Поскольку программированное обучение обеспечивает индивидуальный темп, его полезно использовать при индивидуализации обучения в классе, организации учебной деятельности неуспевающих школьников.

Знаково-контекстное обучение
Технология обучения
Дистанционное обучение

В настоящее время активно создается новая система обучения на расстоянии – дистанционное обучение, осуществляемое при помощи специальных взаимодействующих на входе и выходе технических средств.
Концепция дистанционного обучения предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучаемых за счет предварительного обеспечения их всеми необходимыми дидактическими материалами.

Личностно-ориентированное обучение

Личностно-ориентированное обучение приобретает достаточно широкую известность в последнее время. Его основная позиция – ориентация на индивидуальность ученика, развитие его личности в процессе обучения.

Д. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. И действительно, в дошкольном детстве ребенок стремится познать то, в чем видит для себя проблему. Он сталкивается с массой проблем, которые ему приходится решать в основном самому. Решая их, он учится.

Поступление в школу коренным образом меняет положение. В учении школьном, в ходе обучения проблем учебного характера у учащихся фактически не бывает. Вспомним учение о двух уровнях развития и зоне ближайшего развития: по каждому учебному предмету программа и учебник составлены так, что каждый день известно, что нужно узнать, откуда и какие сведения получить. Единственная проблема для учащегося в этой ситуации - понять и запомнить то, что объяснил учитель и написано в параграфе учебника.

Сам характер беспроблемного изложения знаний в основных источниках всех сведений для учеников - учебниках - делает фактически невозможным систематическое включение учащихся в решение проблемных задач. А ведь до поступления в школу в житейских отношениях (в общении со взрослыми, в играх с игрушками, в познании мира) проблемы вставали перед ребенком систематически. Теперь же, став учеником, он последовательно постигает знания, излагаемые учителем и описанные в учебниках.

Поэтому, в частности, так трудно говорить о массовом внедрении проблемного обучения в школьную практику и о развитии на этой основе логического мышления, пытливости ума, исследовательского подхода к изучаемому у школьников по сравнению с тем, что наблюдалось в дошкольном возрасте. Строя обучение не на основе, а вопреки природному стремлению ребенка - подростка - взрослого осуществлять постижение нового как решение жизненно важных проблем, школьное обучение в погоне за частными результатами - усвоением большой суммы знаний, умений и навыков - теряет не менее важное: инициативу и творчество учеников.

В чем же суть проблемного обучения?

Лучше всего обратиться к самому древнему примеру - к тому, как учил Сократ своих учеников около 2500 лет назад.

* Платон. Диалоги. – М., 1986. - С. 66-73.

Сократ сам задает вопросы ученику, формулируя их так, чтобы ученику было над чем подумать и в то же время хватало знаний дать ответ на вопрос или найти ответ в ходе рассуждений. Длинная череда связанных между собой вопросов, каждый из которых подчинен главному - первому, заданному учеником, заставляет ученика, находя ответы на эти вопросы, отвергнуть наконец неправильное мнение и утвердиться в истинном.

Подобного рода беседы получили название сократических или эвристических, развивающих.

В условиях современного обучения, когда ученики не сами приходят к учителям с вопросами, а идут в школу учиться в соответствии с программой учебной работы, формулирование проблемы и вопросов, которые им нужно выяснить, - дело учителя. Поэтому проблемное обучение - по большей части явление в школе искусственное, идущее не от ученика, ищущего ответ на интересующий его вопрос, а от учителя, озабоченного тем, как бы заинтересовать учащихся учебной работой, которая к их сегодняшней жизни имеет отношение лишь внешней обязанности, но не внутреннего побудительного фактора.




Сформулировав проблемный вопрос, сузив проблему до масштабов, соотносимых со знаниями учащихся, учитель рассматривает взаимодействие поверхности воды с поверхностью помещаемого на нее тела, сообщает новое знание о строении поверхностного слоя воды и его свойствах или привлекает учащихся к деятельности по выяснению нового знания.

С 50-х гг. XX в. в школьную практику стало внедряться программированное обучение.Его изобретение и распространение связано с деятельностью Б. Скиннера и Н. Краудера (В. Оконь упоминает, что первую обучающую машину сконструировал в начале 20-х гг. М. Трембицкий).

Сущностью программированного обучения является управление умственной или практической деятельностью учащегося с помощью указаний последовательности действий по усвоению учебного материала. Эта последовательность действий является жесткой программой последовательного усвоения небольших доз информации с обязательным контролем за успешностью работы.

Б. Скиннер предложил линейное программированное обучение. Учебный материал разделяется на небольшие дозы, которые последовательно предъявляются для восприятия ученику. После каждого предъявления информации следует контрольный вопрос на ее воспроизведение или повторение в несколько измененном виде с пропуском нового термина, даты и т.п., которые ученик должен вспомнить.

Эти программы могут быть помещены в учебных пособиях (безмашинное программированное обучение) или в обучающих машинах, компьютерах (машинное программированное обучение). В последние десятилетия о безмашинном программированном обучении речь фактически не идет. Учителями используются лишь его элементы. Все разработки связываются сейчас с применением компьютера, и в педагогическом лексиконе утвердились понятия компьютерное обучение, система компьютерного изучения.

К началу 90-х гг. в мире было создано несколько десятков тысяч обучающих систем - тренировочных, имитационных и моделирующих, игровых, проблемного обучения и др. Для лучших из них характерны два показателя: 1) управление учебной деятельностью ученика на всех этапах ее осуществления от постановки учебного вопроса (задачи) до оценки оптимальности его решения; 2) диалоговое взаимодействие ученика с компьютером на языке, близком к естественному.

Современные системы компьютерного обучения многопрограммны. В них входят программы управления учебной деятельностью, программы диагностики уровня подготовленности ученика, программы определения возможностей развития ученика и др. Комплекс программ, обеспечивающий одну какую-либо функцию процесса обучения, называется модулем (например, педагогический модуль - обеспечивает управление учебной деятельностью, модуль эксперт - обеспечивает оценку результатов обучения и др.) * .

* См.: Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1. - С. 440-462.

Часто современные компьютерные системы называют интеллектуальными. Они в определенной мере имитируют разумный диалог, учитывают особенности учащегося, оценивают оптимальность избранного пути (способа) решения учебной задачи. Их развитие идет по двум принципиально различающимся направлениям, в основе которых различные подходы к пониманию сущности обучения и воспитания вообще. В основе одного направления - идея Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. В соответствии с этим в систему закладываются программы, которые должен усвоить ученик. Эти программы в совокупности своей близки к модели личности ученика. Закладывается и система экспертных оценок результативности пошагового и окончательного освоения программы. Таким образом, каким быть ученику в результате обучения, определяет компьютер (вернее, разработчики компьютерной программы).

* Пейперт С. Переворот в сознании. - М., 1989. - С. 41.

* См.: Фролова Г.В. Педагогические возможности ЭВМ. - Новосибирск, 1988. - С. 9.

Бесспорно, будущее школы немыслимо без компьютеризации обучения. Новейшее направление в информационных технологиях - это мультимедиатехнологии, обеспечивающие общение компьютера с человеком не только языком цифр, графиков, печатных слов, но и реальными звуками речи, стереомузыки, видеофильмов. Энтузиасты использования компьютера в обучении утверждают, что недалеко время, когда школьный учебник будет состоять не просто из текста с иллюстрациями, но и будет способен разговаривать, петь, исполнять музыку. В него будут включены яркие мультфильмы и видеоклипы. Кроме того, содержание такого электронного учебника может изменяться по воле читателя, это существенно повысит интерес учащихся к работе с ним. Правда, настройка персональных мультимедиакомпьютеров - дело весьма трудное даже для профессионалов. Это, кроме их дороговизны, сдерживает использование мультимедиатехнологии в обучении и воспитании.

Однако следует иметь в виду, что роль учителя даже при переходе на компьютерное обучение останется по-прежнему значительной, может быть, еще более значительной, чем в наше время: неизбежно будут возникать новые проблемы - воспитательные, нравственно-эстетические. В условиях постоянного общения с компьютером решать их школьникам будет значительно труднее, чем сейчас, когда работа с компьютером - явление эпизодическое. Ничто не может заменить живого общения учащихся и учителя.

Итак, мы рассмотрели общие положения шести теорий обучения: теории обучения как организации и осуществления индивидуального познания, теории поэтапного формирования умственных действий, включенного обучения, алгоритмизации обучения, проблемного и программированного обучения. Сопоставление этих теорий дает основание сделать вывод о том, что первая из них - теория обучения как индивидуального познания - характеризуется по сравнению с остальными большей глубиной и всеобщностью. Остальные пять можно характеризовать с достаточным основанием как технологии осуществления первой: познание детьми окружающего мира может быть организовано путем включения учебной деятельности в игровую, общения или трудовую, путем поэтапного формирования умственных действий, при помощи усвоения алгоритмов деятельности, а также в ходе проблемного и программированного обучения. Для всех теорий характерны пробуждение у учащихся интереса к знаниям, восприятие и осмысление нового, решение задач и запоминание, применение знаний в различных условиях, контроль и оценка результатов деятельности. Именно этот общий путь от незнания к знанию и объясняет теория обучения как индивидуального познания.

Д. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. И действительно, в дошкольном детстве ребенок стремится познать то, в чем видит для себя проблему. Он сталкивается с массой проблем, которые ему приходится решать в основном самому. Решая их, он учится.

Поступление в школу коренным образом меняет положение. В учении школьном, в ходе обучения проблем учебного характера у учащихся фактически не бывает. Вспомним учение о двух уровнях развития и зоне ближайшего развития: по каждому учебному предмету программа и учебник составлены так, что каждый день известно, что нужно узнать, откуда и какие сведения получить. Единственная проблема для учащегося в этой ситуации - понять и запомнить то, что объяснил учитель и написано в параграфе учебника.

Сам характер беспроблемного изложения знаний в основных источниках всех сведений для учеников - учебниках - делает фактически невозможным систематическое включение учащихся в решение проблемных задач. А ведь до поступления в школу в житейских отношениях (в общении со взрослыми, в играх с игрушками, в познании мира) проблемы вставали перед ребенком систематически. Теперь же, став учеником, он последовательно постигает знания, излагаемые учителем и описанные в учебниках.

Поэтому, в частности, так трудно говорить о массовом внедрении проблемного обучения в школьную практику и о развитии на этой основе логического мышления, пытливости ума, исследовательского подхода к изучаемому у школьников по сравнению с тем, что наблюдалось в дошкольном возрасте. Строя обучение не на основе, а вопреки природному стремлению ребенка - подростка - взрослого осуществлять постижение нового как решение жизненно важных проблем, школьное обучение в погоне за частными результатами - усвоением большой суммы знаний, умений и навыков - теряет не менее важное: инициативу и творчество учеников.

В чем же суть проблемного обучения?

Лучше всего обратиться к самому древнему примеру - к тому, как учил Сократ своих учеников около 2500 лет назад.

* Платон. Диалоги. – М., 1986. - С. 66-73.

Сократ сам задает вопросы ученику, формулируя их так, чтобы ученику было над чем подумать и в то же время хватало знаний дать ответ на вопрос или найти ответ в ходе рассуждений. Длинная череда связанных между собой вопросов, каждый из которых подчинен главному - первому, заданному учеником, заставляет ученика, находя ответы на эти вопросы, отвергнуть наконец неправильное мнение и утвердиться в истинном.

Подобного рода беседы получили название сократических или эвристических, развивающих.

В условиях современного обучения, когда ученики не сами приходят к учителям с вопросами, а идут в школу учиться в соответствии с программой учебной работы, формулирование проблемы и вопросов, которые им нужно выяснить, - дело учителя. Поэтому проблемное обучение - по большей части явление в школе искусственное, идущее не от ученика, ищущего ответ на интересующий его вопрос, а от учителя, озабоченного тем, как бы заинтересовать учащихся учебной работой, которая к их сегодняшней жизни имеет отношение лишь внешней обязанности, но не внутреннего побудительного фактора.

Сформулировав проблемный вопрос, сузив проблему до масштабов, соотносимых со знаниями учащихся, учитель рассматривает взаимодействие поверхности воды с поверхностью помещаемого на нее тела, сообщает новое знание о строении поверхностного слоя воды и его свойствах или привлекает учащихся к деятельности по выяснению нового знания.

С 50-х гг. XX в. в школьную практику стало внедряться программированное обучение.Его изобретение и распространение связано с деятельностью Б. Скиннера и Н. Краудера (В. Оконь упоминает, что первую обучающую машину сконструировал в начале 20-х гг. М. Трембицкий).

Сущностью программированного обучения является управление умственной или практической деятельностью учащегося с помощью указаний последовательности действий по усвоению учебного материала. Эта последовательность действий является жесткой программой последовательного усвоения небольших доз информации с обязательным контролем за успешностью работы.

Б. Скиннер предложил линейное программированное обучение. Учебный материал разделяется на небольшие дозы, которые последовательно предъявляются для восприятия ученику. После каждого предъявления информации следует контрольный вопрос на ее воспроизведение или повторение в несколько измененном виде с пропуском нового термина, даты и т.п., которые ученик должен вспомнить.

Эти программы могут быть помещены в учебных пособиях (безмашинное программированное обучение) или в обучающих машинах, компьютерах (машинное программированное обучение). В последние десятилетия о безмашинном программированном обучении речь фактически не идет. Учителями используются лишь его элементы. Все разработки связываются сейчас с применением компьютера, и в педагогическом лексиконе утвердились понятия компьютерное обучение, система компьютерного изучения.

К началу 90-х гг. в мире было создано несколько десятков тысяч обучающих систем - тренировочных, имитационных и моделирующих, игровых, проблемного обучения и др. Для лучших из них характерны два показателя: 1) управление учебной деятельностью ученика на всех этапах ее осуществления от постановки учебного вопроса (задачи) до оценки оптимальности его решения; 2) диалоговое взаимодействие ученика с компьютером на языке, близком к естественному.

Современные системы компьютерного обучения многопрограммны. В них входят программы управления учебной деятельностью, программы диагностики уровня подготовленности ученика, программы определения возможностей развития ученика и др. Комплекс программ, обеспечивающий одну какую-либо функцию процесса обучения, называется модулем (например, педагогический модуль - обеспечивает управление учебной деятельностью, модуль эксперт - обеспечивает оценку результатов обучения и др.) * .

* См.: Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1. - С. 440-462.

Часто современные компьютерные системы называют интеллектуальными. Они в определенной мере имитируют разумный диалог, учитывают особенности учащегося, оценивают оптимальность избранного пути (способа) решения учебной задачи. Их развитие идет по двум принципиально различающимся направлениям, в основе которых различные подходы к пониманию сущности обучения и воспитания вообще. В основе одного направления - идея Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. В соответствии с этим в систему закладываются программы, которые должен усвоить ученик. Эти программы в совокупности своей близки к модели личности ученика. Закладывается и система экспертных оценок результативности пошагового и окончательного освоения программы. Таким образом, каким быть ученику в результате обучения, определяет компьютер (вернее, разработчики компьютерной программы).

* Пейперт С. Переворот в сознании. - М., 1989. - С. 41.

* См.: Фролова Г.В. Педагогические возможности ЭВМ. - Новосибирск, 1988. - С. 9.

Бесспорно, будущее школы немыслимо без компьютеризации обучения. Новейшее направление в информационных технологиях - это мультимедиатехнологии, обеспечивающие общение компьютера с человеком не только языком цифр, графиков, печатных слов, но и реальными звуками речи, стереомузыки, видеофильмов. Энтузиасты использования компьютера в обучении утверждают, что недалеко время, когда школьный учебник будет состоять не просто из текста с иллюстрациями, но и будет способен разговаривать, петь, исполнять музыку. В него будут включены яркие мультфильмы и видеоклипы. Кроме того, содержание такого электронного учебника может изменяться по воле читателя, это существенно повысит интерес учащихся к работе с ним. Правда, настройка персональных мультимедиакомпьютеров - дело весьма трудное даже для профессионалов. Это, кроме их дороговизны, сдерживает использование мультимедиатехнологии в обучении и воспитании.

Однако следует иметь в виду, что роль учителя даже при переходе на компьютерное обучение останется по-прежнему значительной, может быть, еще более значительной, чем в наше время: неизбежно будут возникать новые проблемы - воспитательные, нравственно-эстетические. В условиях постоянного общения с компьютером решать их школьникам будет значительно труднее, чем сейчас, когда работа с компьютером - явление эпизодическое. Ничто не может заменить живого общения учащихся и учителя.

Итак, мы рассмотрели общие положения шести теорий обучения: теории обучения как организации и осуществления индивидуального познания, теории поэтапного формирования умственных действий, включенного обучения, алгоритмизации обучения, проблемного и программированного обучения. Сопоставление этих теорий дает основание сделать вывод о том, что первая из них - теория обучения как индивидуального познания - характеризуется по сравнению с остальными большей глубиной и всеобщностью. Остальные пять можно характеризовать с достаточным основанием как технологии осуществления первой: познание детьми окружающего мира может быть организовано путем включения учебной деятельности в игровую, общения или трудовую, путем поэтапного формирования умственных действий, при помощи усвоения алгоритмов деятельности, а также в ходе проблемного и программированного обучения. Для всех теорий характерны пробуждение у учащихся интереса к знаниям, восприятие и осмысление нового, решение задач и запоминание, применение знаний в различных условиях, контроль и оценка результатов деятельности. Именно этот общий путь от незнания к знанию и объясняет теория обучения как индивидуального познания.

Теория развивающего обучения появилась в конце 50 — начале 60-х гг. XX века.

Особый вклад в теорию развивающего обучения внесли исследования Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Теория проблемного обучения.

Условия возникновения теории проблемного обучения:

Во-первых, успехи, открытия в психологии, особенно в психологии мышления (Б.Г.Ананьев, А.Я.Пономаре, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейн, открывший феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности). Дидактическая теория проблемного обучения опирается на психологические теории мышления и его результаты. Во-вторых, педагогическая практика, опыт лучших учителей, которые в своей деятельности применяли отдельные компоненты проблемного обучения задолго до возникновения его теории.

Проблемное обучение — это вид обучения, характеризующийся систематической учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий через решение учебных проблем.

В основе проблемного обучения лежат проблемные ситуации, вопросы и задания, формирующие познавательный интерес и развивающие интеллектуальную активность учащихся.

Логика проблемного обучения выстраивается по схеме:

Проблемная ситуация → проблема → поиск способов решения → решение проблемы путем выбранных способов.

При проблемном обучении, как правило, используются следующие методы:

1. Полуалгоритмический, т.е. решение задач разными способами.

Полуэвристический— активный поиск возможно правильного решения.

Эвристическийпредполагает поиск алгоритма, который может быть не только правильным, но и неправильным.

Наиболее распространенные формы проблемного обучения:

2. Проблемная беседа (эвристическая или сократическая).

Проблемная лекция и т.д.

Программированное обучение — это обучение с помощью программированного материала, реализуемое посредством обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника). Оно решает задачу оптимизации управления процессом усвоения знаний и умений.

Возникновение программированного обучения соотносится с именем Б.Ф. Скиннера, который в 1954 г. призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления этим процессом. Бёррес Фредерик Скиннер (1904–1990) — американский психолог и писатель. Внес огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — психологии поведения. Скиннер наиболее известен как автор теории оперантного научения,

Теоретические основы любого программированного обучения составляют следующие общие принципы:

а) принцип деления материала на небольшие, тесно связанные меж­ду собой части (порции, шаги);

принцип активизации деятельности учащихся, изучающих про­граммированный текст;

принцип немедленной оценки каждого ответа учащегося;

принцип индивидуализации темпа и содержания учения;

принцип эмпирической верификации (проверки) программирован­ных текстов.

ТЕМА 5.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Современная концепция содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский и др.). Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода к отбору содержания образования. Нормативные документы, отражающие содержание образования.

Содержание образования — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечит развитие личности.

Существенные проблемы теории содержания образования связаны с определением базового компонента, разработкой стандартов, процессами гуманизации и гуманитаризации..

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

Традиционное обучение постепенно входит в противоречие с современными социально-экономическими запросами на специалиста, получившего высшее образование, так как направлено на усвоение знаний энциклопедического характера, является тормозящим фактором.

После вступления России в Болонский процесс, произошла замена квалификационнойоценки модели выпускника вуза на компетентностнуюмодель специалиста. Компетентностный подход рассматривается, как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с рынком интеллектуального труда, как средство углубления их сотрудничества на новом этапе развития.

Такой подход делает основной акцент на результат образования не в объёме усвоенных знаний, а в способности человека решительно действовать в различных проблемных ситуациях, не просто функционировать в заданных условиях.

Переформулировка целей образования выдвинула на первый план задачу развития личности с помощью индивидуализации обучения. Соответственно, изменяются методы обучения на различных уровнях образования, преимущество получают инновационные педагогические технологии, и, происходит постепенный отказ от традиционных методов обучения и процедур оценивания учащихся.

Каким, предположительно, должен быть желаемый образ инновационного выпускника вуза, который будет соответствовать новой концепции образования??

В соответствии с компетентностым подходом, он должен быть способен, помимо прекрасной профессиональной подготовки (иметь знания, умения, навыки по специальному предмету) и включать дополнительные, метапредметные знания и социально-психологические способности.

1) Уметь анализировать своё поведение, принимать решения в нестандартной ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности, разработав алгоритм её достижений.

2) Обладать умением самостоятельно осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из любых источников, на любых носителях, что позволяет самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения конкретных профессиональных и жизненных задач.

3) Уметь работать в команде, выполнять разные социальные роли, представлять и уметь аргументировано доказать свою точку зрения, как в диалоге, так и в публичном выступлении.

Исследовательский этап.

Чтобы культурно разрешить противоречия, возникающие при развитии, нужно начать с исследовательского этапа. На этом этапе мы пытаемся восстановить пройденный путь до того, как возникли затруднения и противоречия. Восстанавливая, что мы делали ранее и в какой последовательности, в каких временных промежутках, до возникших трудностей. Проводится диагностика ситуации, сбор данных.

Критический этап.

Этап нахождения дополнительных средств, для разрешения противоречия.

Когда мы уже поняли причины возникновения трудностей, должны определить, какие необходимы дополнительные средства, меры, для того, чтобы снять эти причины, которые привели к возникновению трудностей и применить их для разрешения противоречий. На этом этапе мы пытаемся найти пути решения трудностей.

Все эти три этапа составляют РЕФЛЕКСИЮ, анализ, рефлексию первого уровня.

В этой рефлексии тоже могут возникнуть трудности, тогда нужно будет выйти в рефлексию уже второго уровня. Всеми этими аспектами рефлексии глубоко занимались методологи Щедровицкий Г.П., Громыко Ю.В, Анисимов О.С., которые продвинулись в изучении развития рефлексивных способностей.

Рефлексивные способности являются важным элементом компетенций педагога.В развитии рыночных отношений, когда двигателем прогресса является конкуренция между организациями, в здоровом смысле, и конкуренция между людьми, такая ситуация заставляет думающих людей или организации жить не в режиме функционирования, а в режиме развития.Если завтра организация или частное лицо – любой специалист, захочет быть конкурентноспособным, он должен перейти в режим развития, в режиме функционирования это не перспективно, а значит, нет наращивания потенциала.

Рефлексивные способности – важный аспект образования, их нельзя передать рассказами, лекциями, чтением книг по этой теме. Рефлексивные способности выращиваются, как и любые способности к чему-то новому.

Следовательно, в учебном процессе, в технологии обучения, через решение учебных задач, преподаватель может воспитывать, развивать у учащихся необходимые рефлексивные способности.Если в 11 лет у ребенка не возникают рефлексивные способности, они развиваются стихийно, как получится, то в профессиональной деятельности у него также возникнут трудности.

Учебное пространство педагог может представить в виде учебного поля, где превалируют специальные проблемные ситуации, куда входит ученик, на выходе он уже изменённом виде. В учебном процессе должны превалировать проблемные учебные ситуации. В первое время, учитель выводит в рефлексивную позицию и обучает ребёнка анализу возникающих трудностей, которые педагог может специально моделировать. Позже, это должно перейти на уровень САМОРЕФЛЕКСИИ.Конечно, формирование данных психических качеств нужно начинать в раннем возрасте, чтобы на уровне старших классов и в студенческом возрасте не испытывать трудностей в обучении и профессиональном развитии.

Проблемное обучение наиболее соответствует социально-экономическим реалиям, так как с развитием конкуренции в рыночных условиях между субъектами хозяйствования, возникает необходимость развития рефлексивных способностей у этих субъектов.

Что такое ПО (проблемное обучение)?

Преподаватель создаёт учебные ситуации проблемного характера – это центральная задача педагога при проблемном обучении, организует самостоятельную поисковую деятельность своих учеников с усвоением готовых выводов науки.

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машине).

Основой программированного обучения является бихевиоризм, в частности, Б.Скиннер. Принцип современного программированного обучения не претерпел кардинальных изменений, поэтому его, вряд-ли, можно отнести к инновационным технологиям обучения. Педагогические модели, типы обучения, имеют в основе психологические теории, которая опирается на философские знания.

Позднее в автобиографии Б. Скиннер свяжет этот факт с одним из событий своей личной жизни. 11 ноября 1953 г. он посетил урок арифметики в школе, где училась его дочь, и был поражен тем, насколько действия учителя противоречили всем теоретическим представлениям о процессе научения. Под влиянием этого впечатления он стал размышлять о возможностях психологии по улучшению преподавания школьных предметов.

Процесс обучения в школе было предложено рассматривать выработку у ребенка большого числа реакций определенного типа. По сути дела, это означало пересмотр целей образования. Вместо традиционных знаний, умений и навыков обучение выступало как получение заранее намеченной (запрограммированной) системы внешних реакций (набора поведения).

Первая задача сводится к формированию этих реакций. Надо научить ребенка правильно произносить и записывать слова, понятия, действия, но главная задача — поставить данное поведение под контроль различных стимулов. Тем самым, процесс обучения был отождествлен с процессом научения.

В качестве примера обучающей программы Б. Скиннера можно привести следующую последовательность заданий, предназначенных для детей 9-10 лет, изучающих правописание.

Отличительной чертой скиннеровской программы является разбиение материала на очень маленькие порции, усвоение которых не представляет труда для любого учащегося. Прохождение каждого шага предполагает осуществление учеником соответствующей ответной реакции (например, вписывание букв и слов). После ответа, учащийся сразу же может убедиться в правильности своего ответа.

В этом случае, роль учителя качественно изменяется. Из основного источника учебной информации он должен превратиться в человека, управляющего процессом научения. Пользуясь обучающими машинами, учитель может одновременно контролировать процесс обучения целого класса. В этом случае, сам учитель может начать действовать не как несовершенная машина, а путем установления контактов интеллектуального, культурного и эмоционального характера, в соответствии со своими возможностями.

При такой организации учебного процесса каждый ученик может усваивать материал в своем собственном темпе, решая столько задач, сколько он успеет в течение урока. При этом, индивидуализируется только скорость прохождения учебного материала.

Никаких попыток дифференцировать содержание обучения, в зависимости от наклонностей или способностей учеников в рамках данного подхода, не предпринималось. Все ученики идут по одной линии обучения. В итоге, предложенная система обучения получила название линейного программирования.

В этом плане представляет интерес еще одна разновидность обучающих программ, которая получила название разветвленного программирования. Несмотря на схожесть названий, автор этой системы обучения, американский педагог Н. Краудер, категорически отвергает свою связь с теорией линейного программирования Б. Скиннера.

Достоинства метода программированного обучения:

1. Вырабатывает логическое мышление, способы рациональных действий.

2. Воспитывает умение логически мыслить.

3. Соответствует индивидуальной скорости обучения учащегося, возможен индивидуальный вариант обучения.

Недостатки

1.Не в полной мере соответствует самостоятельности в обучении.

2.В учебной программе всё компьютеризировано, не требует поиска информации. Много времени уходит на структурирование содержания такой программы. По каждому модулю содержание возможных ошибок должно быть обязательно учтено. Всё, что необходимо предусмотрено в заложенной обучающей программе.

3.Применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач, наиболее применимо для естественных наук, где более чётко и однозначно можно структурировать тестовые задания. Не всё можно программировать в соответствии с технологией программированного обучения.

4. Обеспечивает только получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получать новые знания. Всё самое необходимое заложено в электронных пакетах, учебниках, ничего лишнего.

5. Размерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

Итак, главный недостаток – это алгоритмический тип мышления. Что в этом плохого? Затрудняет общее развитие ребёнка, продуктивный стиль познавательной деятельности, не рассчитан на весь жизненный цикл.

На сегодняшний день, есть американский вариант программирования обучения – школа завтрашнего дня.Её разработчики абсолютизировали достоинства и пренебрегали недостатками программированного обучения, ориентировано на внешнее подкрепление. В 90-е годы, доктор Ховард привез в Москву и адаптировал в некоторых школах эту компьютерную программу обучения.

Сегодня, мы рассмотрели обучающие методы: традиционный, проблемный методы и метод программированного обучения, выделили их достоинства и недостатки, сделали вывод о том, что невозможно абсолютизировать ни один метод обучения. Наилучшие результаты можно получить при оптимальном сочетании разных типов и методов обучения при должном профессионализме педагога.

Литература:

Зимняя И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК,2013. - 448 c.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемной ситуации. 2009

Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. 2017

Проблемный метод обучения и метод программированного обучения.

Учебные вопросы:

1. Ситуация в высшем образовании после вступления России в Болонский процесс.

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Программированное обучение

Традиционное обучение постепенно входит в противоречие с современными социально-экономическими запросами на специалиста, получившего высшее образование, так как направлено на усвоение знаний энциклопедического характера, является тормозящим фактором.

После вступления России в Болонский процесс, произошла замена квалификационнойоценки модели выпускника вуза на компетентностнуюмодель специалиста. Компетентностный подход рассматривается, как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с рынком интеллектуального труда, как средство углубления их сотрудничества на новом этапе развития.

Такой подход делает основной акцент на результат образования не в объёме усвоенных знаний, а в способности человека решительно действовать в различных проблемных ситуациях, не просто функционировать в заданных условиях.

Переформулировка целей образования выдвинула на первый план задачу развития личности с помощью индивидуализации обучения. Соответственно, изменяются методы обучения на различных уровнях образования, преимущество получают инновационные педагогические технологии, и, происходит постепенный отказ от традиционных методов обучения и процедур оценивания учащихся.

Каким, предположительно, должен быть желаемый образ инновационного выпускника вуза, который будет соответствовать новой концепции образования??

В соответствии с компетентностым подходом, он должен быть способен, помимо прекрасной профессиональной подготовки (иметь знания, умения, навыки по специальному предмету) и включать дополнительные, метапредметные знания и социально-психологические способности.

1) Уметь анализировать своё поведение, принимать решения в нестандартной ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности, разработав алгоритм её достижений.

2) Обладать умением самостоятельно осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из любых источников, на любых носителях, что позволяет самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения конкретных профессиональных и жизненных задач.

3) Уметь работать в команде, выполнять разные социальные роли, представлять и уметь аргументировано доказать свою точку зрения, как в диалоге, так и в публичном выступлении.

Читайте также: