Расскажите о каком либо известном произведении советской литературы 1920 1930 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наше знание историко-литературного процесса восполняется в 93-м томе самыми разнообразными архивными материалами, восстанавливающими утраченные произведения, воссоздающими творческую и духовную эволюцию ряда писателей. Источниковедческая база, на которую опираются авторы данного тома, представительна и разнообразна.

Опубликованные в томе документы, несомненно, послужат углублению литературоведческих исследований, поставят на объективную основу выводы историко-литературного, теоретического характера.

Так, соединив в одном томе материалы, относящиеся к литературе 20-х и 30-х годов, авторы предоставляют читателям возможность глубже понять особенности взаимодействия, эволюцию и преемственность творческих исканий молодой советской литературы двух ее первых неповторимых десятилетий.

В самом этом подходе, объединяющем оба десятилетия, есть определенная новизна, ибо, как известно, традиционная периодизация дает представление о самоценном значении и собственной специфике каждого из этих этапов развития советской литературы.

Сам характер публикаций 93-го тома воссоздает не внешнюю линию историко-литературного развития от 20-х годов к 30-м, но дает возможность проследить и осмыслить развитие самосознания отдельной творческой личности. Фрагменты произведений, наброски, Дневники, рабочие записи, варианты – все эти материалы, представляющие значительный интерес для исследователей, помогают понять внутренние побуждения писателя, мотивы выбора концепции и художественных средств.

Многочисленные архивные материалы литературы двух десятилетий организуются единой, задачей: осветить процесс разработки метода социалистического реализма и выявить мест то каждой творческой индивидуальности в этом процессе. Вот почему принципиальное.

Дальнейшее исследование этих материалов и включение научных результатов в историко-литературные работы, посвященные генезису социалистического реализма, даст возможность теоретически убедительно воссоздать рождение метода нашей литературы еще в одном плане: через творческие лаборатории его творцов-писателей, то есть изнутри самого процесса.

К сожалению, нами еще не изжита не лучшая из традиций – считать источниковедческие, текстологические дисциплины, как и труд по разысканию и публикации архивов, вспомогательными, обслуживающими областями филологии.

Научная активность текстологии советской литературы возрастает в последнее десятилетие. Текстология обнаруживает теоретические и практические возможности участвовать в решении крупных проблем филологической науки, таких, как проблема эволюции метода, анализ творческого процесса, проблемы эволюции стиля советской литературы и др. Исследования обретают убедительную силу в случае соединения общих концепций с текстологическим, источниковедческим анализом произведений на различных этапах существования текста: от рукописи, через первое издание и различные редакции – к основному тексту. Материалы 93-го тома позволяют живо ощутить сам процесс, динамику работы писателя над созданием произведения, его стилем, гибко меняющимся в ходе работы над текстом.

Переписка Пастернака несет в себе отзвуки страстных споров о роли поэзии в революция. Здесь – самоутверждение и борьба, стремление выразить свои творческие идеалы, здесь – и ощущение трагического отрыва. Эпистолярное наследие нуждается в глубоком и точном исследовании и главным образом – соотнесенности с процессами поэтического творчества.


• Г. В. Александров

• А. В. Луначарский


Система народного образования в СССР на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. с последующими изменениями


Попробуйте составить аналогичную схему по современной системе образования. Найдите различия. Чем они вызваны?


В 1930 г. было принято постановление о всеобщем бесплатном начальном образовании. В городах обязательной была школа-семилетка. Помогать воспитывать школьников в духе верности коммунистическим идеалам помогала Всесоюзная пионерская организация, созданная в 1922 г.

Индустриализация требовала увеличения количества технических специалистов. Поэтому быстро росло число средних и высших учебных заведений. К концу 1930-х гг. в СССР было более 750 вузов и 3700 техникумов, где училось 1,7 млн чел. Независимо от специальности все они были обязаны изучать теорию марксизма-ленинизма и историю ВКП(б).

В чём заключалась революционность изменений в культуре в 1920—1930-е гг.?

Экономист Н. Д. Кондратьев разработал теорию длинных циклов мировой экономики. А. В. Чаянов внёс крупный вклад в изучение крестьянского хозяйства. Оба этих учёных были в 1930 г. арестованы по делу не существовавшей Трудовой крестьянской партии.

Больших успехов достигли представители естественных наук. Президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Н. И. Вавилов снискал мировую известность как ведущий специалист по генетике и селекции растений. Под руководством его брата С. И. Вавилова начал работать Физический институт им. П. Н. Лебедева (ФИАН). Осуществлялись исследования в области физики твёрдого тела, полупроводников и диэлектриков (А. Ф. Иоффе), физики низких температур (П. Л. Капица).

Работавшая под руководством С. П. Королёва и Ф. А. Цандера группа изучения реактивного движения (ГИРД) запустила в 1933 г. первую ракету на жидком топливе. Авиаконструкторы Н. Н. Поликарпов, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев разрабатывали новые типы самолётов, в первую очередь военных. Конструктор стрелкового оружия Ф. В. Токарев создал пистолет и винтовку на уровне лучших мировых образцов.

Какое достижение советской науки и техники обеспечило в будущем приоритет СССР в одной из самых престижных сфер человеческой деятельности?


А. М. Горький

Расскажите о каком-либо известном произведении советской литературы 1920—1930-х гг., попытайтесь объяснить причины его популярности.



Новая Москва. Художник Ю. И. Пименов


Рабочий и колхозница. Скульптор В. И. Мухина


Физкультурница. Художник А. А. Дейнека

Какие произведения советской художественной культуры 1920—1930-х гг. произвели наиболее сильное впечатление на современников и почему?

6. Архитектура: от конструктивизма к неоклассицизму. Господствующим направлением в архитектуре 1920-х гг. был конструктивизм. Этот стиль являлся частью художественного авангарда. Зодчие видели красоту в необычных геометрических композициях, в соотнесении объёмов, в больших застеклённых пространствах. Никаких украшений, скульптур на фасадах конструктивисты не использовали. Новые формы в архитектуре приспосабливались к новым задачам. В городах появлялись огромные административные здания, дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады. Росли новые кварталы, в которые заселялись семьи рабочих.

Яркими образцами конструктивизма являются построенные в Москве Дом культуры им. Зуева (архитектор И. А. Голосов), Дом культуры им. И. В. Русакова и частный Дом-мастерская К. С. Мельникова, Наркомат земледелия (А. В. Щусев и др.).

Особняком в архитектуре 1920-х гг. стоит сооружение, появившееся на Красной площади, — Мавзолей В. И. Ленина. Поначалу он был деревянным, а в 1930 г. его построили из гранита. При сооружении Мавзолея А. В. Щусев сочетал приёмы конструктивизма с мотивами архитектуры прошлого.

В 1930-х гг. классическое наследие воплотилось в целом ряде зданий и архитектурных ансамблей. Среди них жилой дом на Моховой улице (И. В. Жолтовский), Театр Красной армии (К. С. Алабян), павильоны ВСХВ в Москве, комплекс сооружений канала Москва—Волга.


Проект Дворца Советов

Вопросы и задания

1. С помощью иллюстрации и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.

2. Приведите примеры вмешательства власти в сферу науки и художественной культуры. Какие последствия имело такое вмешательство — положительные или отрицательные?

3. В чём проявлялось влияние идеологии на культуру? В каких сферах культурной жизни оно было наиболее сильным? Приведите конкретные примеры такого влияния.

4. Сравните развитие советской культуры в 1920-е и в 1930-е гг. Укажите, что было общим (не менее трёх характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).

6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ

1. Как А. С. Макаренко смог добиться больших успехов в борьбе с беспризорностью? Почему его опыт до сих пор вызывает споры?

2. Как и зачем была организована высылка творческой интеллигенции 1922 г.? Какие она имела последствия?

Наше знание историко-литературного процесса восполняется в 93-м томе самыми разнообразными архивными материалами, восстанавливающими утраченные произведения, воссоздающими творческую и духовную эволюцию ряда писателей. Источниковедческая база, на которую опираются авторы данного тома, представительна и разнообразна.

Опубликованные в томе документы, несомненно, послужат углублению литературоведческих исследований, поставят на объективную основу выводы историко-литературного, теоретического характера.

Так, соединив в одном томе материалы, относящиеся к литературе 20-х и 30-х годов, авторы предоставляют читателям возможность глубже понять особенности взаимодействия, эволюцию и преемственность творческих исканий молодой советской литературы двух ее первых неповторимых десятилетий.

В самом этом подходе, объединяющем оба десятилетия, есть определенная новизна, ибо, как известно, традиционная периодизация дает представление о самоценном значении и собственной специфике каждого из этих этапов развития советской литературы.

Сам характер публикаций 93-го тома воссоздает не внешнюю линию историко-литературного развития от 20-х годов к 30-м, но дает возможность проследить и осмыслить развитие самосознания отдельной творческой личности. Фрагменты произведений, наброски, Дневники, рабочие записи, варианты – все эти материалы, представляющие значительный интерес для исследователей, помогают понять внутренние побуждения писателя, мотивы выбора концепции и художественных средств.

Многочисленные архивные материалы литературы двух десятилетий организуются единой, задачей: осветить процесс разработки метода социалистического реализма и выявить мест то каждой творческой индивидуальности в этом процессе. Вот почему принципиальное.

Дальнейшее исследование этих материалов и включение научных результатов в историко-литературные работы, посвященные генезису социалистического реализма, даст возможность теоретически убедительно воссоздать рождение метода нашей литературы еще в одном плане: через творческие лаборатории его творцов-писателей, то есть изнутри самого процесса.

К сожалению, нами еще не изжита не лучшая из традиций – считать источниковедческие, текстологические дисциплины, как и труд по разысканию и публикации архивов, вспомогательными, обслуживающими областями филологии.

Научная активность текстологии советской литературы возрастает в последнее десятилетие. Текстология обнаруживает теоретические и практические возможности участвовать в решении крупных проблем филологической науки, таких, как проблема эволюции метода, анализ творческого процесса, проблемы эволюции стиля советской литературы и др. Исследования обретают убедительную силу в случае соединения общих концепций с текстологическим, источниковедческим анализом произведений на различных этапах существования текста: от рукописи, через первое издание и различные редакции – к основному тексту. Материалы 93-го тома позволяют живо ощутить сам процесс, динамику работы писателя над созданием произведения, его стилем, гибко меняющимся в ходе работы над текстом.

Переписка Пастернака несет в себе отзвуки страстных споров о роли поэзии в революция. Здесь – самоутверждение и борьба, стремление выразить свои творческие идеалы, здесь – и ощущение трагического отрыва. Эпистолярное наследие нуждается в глубоком и точном исследовании и главным образом – соотнесенности с процессами поэтического творчества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Писатели 20 - 30-х годов 20 века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Писатели 20 - 30-х годов 20 века

Писатели 20 - 30-х годов 20 века

Алексей Николаевич Толстой

Алексей Николаевич Толстой

Александр Александрович Фадеев

Александр Александрович Фадеев

Андрей Платонович Платонов

Андрей Платонович Платонов

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Афанасьевич Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков

Евгений Замятин

Михаил Александрович Шолохов.

Михаил Александрович Шолохов.

Григорий – Петр Глебов

Григорий – Петр Глебов

Аксинья – Элина Быстрицкая

Аксинья – Элина Быстрицкая

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 258 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.04.2016 3036
  • PPTX 18 мбайт
  • 13 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: