Как можно сделать карьеру в школе

Обновлено: 06.07.2024

Минобрнауки России отреагировало на это и предлагает ввести новую систему должностей учителей: ассистент учителя, помощник учителя, старший учитель, главный учитель, наставник, эксперт , а также увеличить учительские квалификационные категории.

Вместе с тем, в школах имеется достаточно возможностей, чтобы педагогу самому сделать карьеру. Карьерный рост педагога — это своеобразная лестница его профессионального роста. Надо только определиться, какая область деятельности его устраивает.

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

С позиции вертикальной карьеры — это должностной рост учителя: учитель, заместитель директора, директор школы — в рамках школы, а далее руководитель, муниципального, регионального органа управления образованием, работник Минобрнауки, Министр образования. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.

Реальные возможности представляются учителю с точки зрения понятия горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации. Например:

Подчеркнем, что карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и, главное, — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Учителю следует позиционировать себя личным активным участием в конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д., отличными показателями успеваемости учеников, их результатами участия в мероприятиях различного уровня.

Как считает декан Московской высшей школы социальных и экономических наук, эксперт Международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS, кандидат педагогических наук Елена Ленская, карьера строится тогда, когда появляются новые интересные обязанности и растет зарплата.

А как у них

В разных странах развиваются разные модели карьерного роста. В Сингапуре, например, в школах есть и учителя-специалисты (горизонтальная карьера), и старший учитель, учитель-мастер (карьера по вертикали). В Англии очень хорошо зарекомендовали себя учителя-мастера, которые консультируют и тренируют других учителей.

Справочно

  • продвижение в какой-либо сфере деятельности;
  • достижение популярности, славы, выгоды;
  • обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Принято считать, что карьерные возможности учителя ограничены. Системе образования требуется не так много директоров и завучей школ, гимназий и лицеев, чтобы гарантировать карьерный рост каждому педагогу. Однако не стоит забывать о таком явлении, как горизонтальная карьера.

В отличие от вертикальной карьеры, которая представляет собой продвижение по иерархической лестнице внутри системы, горизонтальная ориентирована на профессиональное развитие в рамках одной должностной позиции. Педагог, оставаясь учителем, становится мастером своего дела, специалистом, у которого хотят учиться. В его классы записываются заранее, а попав, считают, что поймали удачу за хвост. Интересно, что строить горизонтальную карьеру можно как в школе, так и за ее пределами.

Карьера в школьных рамках

Возможностей для построения горизонтальной карьеры в школе одновременно много и мало. Много — потому что совершенствовать педагогическое мастерство можно бесконечно, мало — потому что современная система предлагает всего три категории (начинающий учитель, первой категории и высшей).

Сейчас учитель, перестав быть начинающим, получает либо первую, либо высшую категорию. Это дает небольшую прибавку к окладу и определенное положение. В планах Министерства просвещения вместо первой и высшей категории ввести статусы учителя-методиста и учителя-наставника. Присваиваться категории, как и сейчас, будут аттестационной комиссией.

Учителем-методистом сможет стать педагог, разрабатывающий и внедряющий новые технологии обучения, активно участвующий в работе методических объединений, готовый проводить открытые уроки и мастер-классы. Для того чтобы претендовать на звание учителя-методиста, педагогу потребуется пять лет работы по специальности и курсы повышения квалификации. Курсы надо пройти хотя бы за три года до аттестации.

Требования к учителю-наставнику несколько выше. Здесь потребуется уже семилетний стаж и те же курсы повышения квалификации. Аттестацию пройти будет проще, если претендент ранее имел высшую квалификационную категорию.

Карьера вне школы

Педагогическая деятельность вне школы равно подойдет любому учителю. Нередко она лучше оплачивается и оставляет больше свободного времени, но это можно ощутить далеко не сразу. Первые годы на новом поприще придется напряженно работать, а в некоторых случаях — пройти переподготовку.

Репетитор

Методист онлайн-школы

Эта карьера подойдет всем, кто имеет хорошие организаторские и коммуникативные навыки. Методисты в таких школах составляют расписание, согласовывают его с педагогами и родителями учащихся, консультируют самих учеников по организационным вопросам, занимаются аттестацией преподавателей и учащихся. У этой работы есть серьезный минус — во многих онлайн-школах методисты вынуждены не только составлять, но и продавать учебные курсы. Работа эта напряженная, нередко нервная и может привести к выгоранию, хотя оплачивается вполне достойно.

О том, как пройти собеседование в частную школу, читайте в материале по ссылке.

Преподаватель учебных курсов для взрослых

На сегодняшний день человек не может получить образование один раз и на всю жизнь. Постоянно меняющийся мир вынуждает взрослых людей постоянно учиться, а для этого нужны те, кто будет учить. Бесспорно, работа со взрослыми подойдет не всем педагогам, поскольку они уже не изучают общеобразовательные предметы. Однако навыки учителей иностранного языка, искусств, информатики непременно будут востребованы.

Подготовительные и развивающие курсы для детей

Раннее развитие детей сейчас популярно, как никогда: в некоторые школы и гимназии неподготовленного ребенка просто не примут. Курсы по подготовке к школе и раннему развитию постоянно набирают педагогов. Можно работать в этой области и самостоятельно, особенно учителям начальной школы и воспитателям детских садов.

О том, как создать успешные образовательные проекты, читайте в материале по ссылке.

Логопед

Работа логопеда хорошо оплачивается и дает множество возможностей для профессионального роста. Для ее выполнения учителю потребуется пройти переподготовку, которая займет несколько месяцев. Учиться можно онлайн. Работать можно, как и в случае с репетиторством, в образовательном центре или как самозанятый.

С чего начать

Построение карьеры — большая работа, но даже малый путь начинается с первого шага. Давайте посмотрим, что можно сделать уже сегодня.

В школе

Вне школы

Человек проводит на работе почти треть жизни. Если продуманно построить горизонтальную карьеру, вы добьетесь высоких результатов в профессии и максимально реализуете собственные возможности.

В России давно существует стереотип, что учитель — это на всю жизнь, окончил вуз и работаешь в школе. Раньше это было актуально, причем не только для педагогов, но для большинства остальных профессий. Но сейчас все изменилось. Стало совершенно неважно, кем и где вы работаете: ведете эфиры на радио или объясняете математику детям. Каждый день появляется что-то новое. Поэтому неизбежно либо вы сами решите, либо ваше начальство тонко намекнет, что, если вы хотите оставаться востребованными специалистами, нужно вставать на путь совершенствования. То есть в любом случае придется учиться тому, что в вузе вам не рассказывали.

Если мы говорим об учителях, то множество преподавателей чувствуют запрос времени и необходимость в дальнейшем образовании. Академия Минпросвещения делает упор на развитие педагогов не только за счет курсов повышения квалификации. Безусловно, формальные способы не потеряли своей популярности, но сейчас появляются и неформальные.


Есть другой путь к повышению запроса. Он, вероятно, больше подходит для большинства учителей, однако пока на практике работает редко. Речь идет о запросе, который формируется работодателем, в данном случае подразумевается директор или администрация школы.

Руководитель должен мотивировать учителей не просто собирать стопку сертификатов, а действительно что-то менять в процессе обучения детей

И главное — видеть результат, как те или иные курсы влияют на качество образования в школе. И пока нет этой осмысленности и сформулированного запроса со стороны работодателя, система дополнительного образования будет испытывать серьезные провалы.

Вторая проблема — порочность системы. Зачастую учителя находят курсы, в описании которых обещают одно, а на выходе они получают непонятно что. Кажется, азы педагогического дизайна обсуждаются на каждом углу, их активно учат и преподают. Однако пока этот курс не реализован в государственной системе профессионального развития и повышения квалификации.


Академия Минпросвещения как раз занимается вопросом, как составить программу так, чтобы она действительно приводила к обещанному результату. Например, создатели курса обещают учителю биологии, что после прохождения 16-часового, недельного или месячного обучения он освоит ИКТ. В итоге не проверяется, знает ли он, что такое ИКТ, изменилось ли что-нибудь на уроке, повысилось ли качество образования. Проблема в непродуманной обратной связи, которая приводит к тому, что результат остается простой декларацией, а слушатели курса разочаровываются. То есть нужно уделить внимание педагогическому дизайну и глубине погружения преподавателей в освоение его основных навыков.

Нужна ли пациенту аттестация врача-хирурга, который будет проводить ему операцию? Грубый пример, но он позволяет понять, ради чего нужна аттестация

У ребенка должна быть уверенность в том, что учитель дает ему правильные знания. Тогда что должна проверять аттестация? Речь не о количестве конкурсов, в которых преподаватель принял участие, и не о стопке сертификатов, которую он получил на каких-либо курсах. Должны проверяться результаты детей: есть ли динамика, помогает ли это конкретному ребенку, который находится в сложной жизненной ситуации, помог ли учитель ребенку поверить в себя, найти свое дело. Если мы аттестуем именно это, тогда процедура становится абсолютно понятной.

Мы все живем по принципу экономии ресурсов. Государственная система не исключение

В российских регионах вряд ли есть доступ к подобным ресурсам, но он есть у Академии Минпросвещения. То есть Академия может заключать партнерские отношения с коллегами, которые разбираются в soft skills. Как пример: есть ежегодная флагманская программа. Она не похожа на стандартные курсы повышения квалификации. Ее суть заключается в том, что участнику дается траектория, маршрут, состоящий из микронавыков и мини-модулей. Все это проходится в сопровождении наставника и с возможностью самодиагностики и выбора собственного пути развития.

Один из самых частых запросов преподавателей — иметь один общий портал, единую точку входа в многообразный мир повышения квалификации. Речь о ресурсе, который бы объединил в себе не только разные программы, но и разные форматы: разовые отдельные мероприятия, мастер-классы, курсы, лекции и так далее. Например, учитель работает в Москве и ему не хватает ресурсов для дополнительного образования. На поиск других курсов человеку абсолютно не хочется тратить много времени. Единая точка входа поможет сэкономить это время и позволит быстро ознакомиться с программами развития не только Москвы, но и других регионов России. Множество мероприятий сейчас проходит онлайн, а значит, не придется даже никуда ездить.


Для этих целей создается не просто портал, а целая цифровая система дополнительного профессионального образования. Она состоит из федерального реестра, в который отбираются самые лучшие и востребованные программы. Тогда любой учитель сможет с ними ознакомиться, неважно, в каком регионе он находится.

Одним из ключевых вопросов при создании любой такой системы является оценка качества. Априори она является комплексной и включает в себя множество разных метрик. Но полностью доверять этой оценке, конечно, нельзя. Например, возьмем любую конференцию. В чем ее плюсы? Это быстро и занимает не более 1–2 дней, есть возможность отключаться от процесса, не нужно делать какие-то особые практические вещи. В результате не нужно тратить больше времени.

В чем минус? Такие короткие программы пользуются популярностью именно из-за того, что они короткие. А длинная программа может быть изначально очень востребованной, но к концу обучения количество слушателей резко сокращается. Дело в том, что люди хотят, чтобы все проходило быстро, плотно и не требовало много усилий. Однако по факту не получают нужный объем знаний. И сертификат, выданный на такой краткосрочной конференции, отправляется в стопку к другим.

Проблема в неумении ставить себе правильные цели. И пока учителя не научатся этому гибкому навыку, тенденция не исчезнет

На что же тогда обращать внимание при оценке качества?

Во-первых, качество точно не должно быть связано с объемом. Самый верный показатель востребованности в таком случае — количество записей на курс с оговоркой и пониманием, что если программа короткая, то, возможно, дело не в ее качестве. Во-вторых, нельзя воспринимать любую программу как застывший продукт. Это прекрасно понимают в бизнесе. Поэтому любой продукт после какого-то потока клиентов улучшается. Собирается обратная связь по продуманным критериям, и дальше продукт начинают совершенствовать. Сфера образования и развития должны идти по тому же пути. Создали программу, прошел первый поток, в конце среди участников проводится анонимный опрос (обязательно анонимный, так откликается больше людей). Идет призыв дать обратную связь по преподавателям: от простой эмоциональной оценки до полезности. Этот опрос мнений нельзя назвать независимой диагностикой, однако он очень важен. Ведь учитель — такой же клиент. К опросу же относится информация, сколько процентов готовых материалов учитель начинает применять на практике. Если курс ничего не поменял в процессе преподавания предмета, значит, эта программа — просто потеря времени.


Самая важная и последняя метрика — сопоставление результатов обучения учителя с результатами его учеников. Но это нужно проверять не сразу, а только года через два. Однако если там появилась динамика и видна связь между курсом и результатами, значит, повышение квалификации в той или иной мере сработало.

Абсолютно точно бизнес должен быть в образовании. Потому что он работает как кнут, подстегивает, создает конкуренцию, из-за которой рождаются новые результаты. Многие вещи, которые госструктурам сложно запускать и пилотировать, бизнесу более доступны. Государство может брать в качестве образца схемы, которые бизнес уже успел наработать.

В профессии учителя есть предметная компетенция, а есть то, что находится над предметом, что универсально. Механизмы коучинга на самом деле абсолютно общие и могут подстроиться под любую сферу. Однако первые попытки захода бизнеса в образование не оправдались, потому что коучинг оставался на более бизнесовом уровне.

Чтобы наставник мог говорить с каждым учителем на понятном ему языке, он должен быть практиком

То есть он должен все еще стоять у доски и понимать, что такое объяснять предмет 25 разным детям. Еще нужно к каждому ребенку найти подход. Брать в наставники теоретика в этом случае бессмысленно. А вот практика — да, причем он должен разбираться в этом от и до, знать, что и где можно подсмотреть, чтобы подсказать коллеге.

Еще одна очень важная часть компетенций — это методические, точнее дидактические компетенции. Если говорить простыми словами, как разным детям, с какими-то разными стремлениями и задачами, объяснить новый материал, например теорему Пифагора. А ведь ее можно вводить пятью-десятью разными способами. И как выбрать этот способ, какие они есть, какие задачи они выполняют, когда нужно превратить класс в группу исследователей, а когда нужно просто рассказать. Это копилка методик, которой, к сожалению, учителям очень не хватает. Этому надо учить и учиться.

У нас каждый день появляются новые технологии. Однако нужно помнить, что зачастую все новое — это красиво переписанное старое. Если учителя овладеют хотя бы тем, что написано во ФГОСе, то это уже будет большой прорыв. Это основа основ, связанная с целеполаганием, образностью материала, интересного детям разного возраста.


Наставник или тьютор — это ровно тот человек, который обладает разными стандартными и новыми технологиями, в том числе и практической методикой. И Академия старается найти таких людей. Есть понимание, что такие люди есть, но их нужно показать миру. Наверняка они готовы обучать других людей, делать новых наставников.


В данном случае не было правильного или неправильного ответа. При оценке смотрели как раз на аргументацию и соответствие метода. Подходит ли он для решения именно этой задачи, поможет или нет. Порядка 50% учителей, которые проходили эту диагностику, успешно справились с заданием, и это очень хороший результат, который оправдал наши надежды. Теперь есть понимание, что в каждом регионе у нас есть 10, 50, а то и больше человек, которые могут становиться наставниками. Этих людей заметили, знают, что они есть. И одна из задач Академии — сделать так, чтобы этих людей привлекали к наставничеству.

Для чего нужны профессиональные конкурсы

Во-первых, профессиональные конкурсы нужны, чтобы покрыть понятную потребность человека в признании. Во-вторых, конкурсы должны задавать тренды в профессии. Например, появилось понимание, что нужно смотреть в междисциплинарность, на soft skills, в сторону функциональной грамотности. Это значит, что профессиональные конкурсы, один или целая линейка, должны стать отражением этой тенденции. Они должны стать платформой, где профессионалы, которые хоть что-то в этом понимают, смогли показать себя миру. Таких профессионалов нужно искать и делать достоянием общественности. И внутри конкурса эти профессионалы должны развиваться. Преодолевая какие-то конкурсные этапы, они учатся чему-то новому, растут как личности и как профессионалы.

Конкурс в любом случае — это всегда про профессиональное развитие. Есть еще одна мысль, но она пока мало воплощена в конкурсах для учителей. Когда ребенок добивается результата, над этим работает не один учитель, а целая команда. Поэтому подчеркивается важность создания атмосферы не только в классе между учениками и учителем, но и в педагогическом коллективе. Речь идет про командную работу. Поэтому профессиональным конкурсам пора эволюционировать и смотреть в сторону развития командной работы. В этом случае разговор пойдет не только о росте одного человека.

В команде, если ты видишь, что кто-то лучше тебя, тебе хочется стать хотя бы на его уровень. То есть это про подстегивание и взаимообогащение


Другими словами, в педагогике сейчас можно сделать карьеру, и неплохую?
Если понимать карьеру как продвижение по иерархической лестнице, то в нашем деле она бессмысленна. В России почти полтора миллиона учителей и 50 тысяч школ. То есть шанс стать директором школы есть лишь у одного из 30 педагогов. И у всех у нас есть один шанс на полтора миллиона стать министром образования. Какое уж тут продвижение по службе? Учительская карьера — это профессиональное и общественное признание. Я часто задаю коллегам вопрос: сколько надо очень хороших учителей, чтобы школа пользовалась спросом? Оказывается, всего три-четыре. Это и есть признание.

Сегодня информации стало больше и благодаря новым технологиям она доступнее. Получить знания можно не только в школе. В чем именно в таком случае состоит работа современного учителя?
Мысль о том, что преподаватель — не единственный источник знаний, не нова. Всегда можно было почитать Большую советскую энциклопедию. Поехать в Лондон, в Британский музей. В познании как таковом нет ничего инновационного. Откуда вы берете информацию? Из рассказов — устных, письменных. Визуально. Точно так же поступали люди и 100, и 200, и 500 лет назад. А вот для того, чтобы эту информацию можно было образно подать, донести до учеников и закрепить в их памяти, нужны технологии, и они должны быть инновационными. Сегодняшние учителя разрабатывают по-настоящему прорывные методики. Например, методика перевернутого класса. Слышали? Когда ученики, свободно обращающиеся с различными гаджетами, получают новую информацию не из уст учителя, а самостоятельно. Приходя в школу, они вместе с педагогом эту информацию обсуждают, высказывают свои точки зрения, у них формируется критическое мышление.

А насколько интересна работа для самих преподавателей?
У современных учителей гораздо больше свободы. Действующий закон об образовании запрещает кому бы то ни было — завучу, директору, министру — вмешиваться в методики и технологии, по которым учителя преподают предметы. А последний закон 2013 года позволяет еще и выбирать разные формы обучения. Учить детей теперь можно аудиторно, можно — дистанционно, можно — комбинированно. Все это позволяет формировать персональную образовательную программу как для ребенка, так и для учителя.

При этом в соседнюю школу от вас учителя не бегут. Более того, у вас нет ни одной свободной вакансии…
Нет, не бегут. Слышали про рейтинг московских школ? Довольно долго школа №548 была в первой двадцатке. Сейчас хороших школ стало больше и мы переместились на 29-ю позицию. Так вот, интересная закономерность: в школах первой двадцатки не самые высокие заработные платы. Но учителя из них не уходят. Они понимают, что чем больше педагогическая нагрузка — тем ниже качество образования. А учителям интересно работать с умными и образованными детьми. Они ловят от этого кайф.

Читайте также: