Представители какой философской школы отрицали существование движения

Обновлено: 06.07.2024

Некоторые основные философские течения это идеализм, эмпиризм, рационализм или иррационализм. В этой статье я перечисляю основные школы философской мысли в западной культуре.

С древних времен человек задавал такие вопросы, как происхождение своего существования, истина или знание. Философия отличается от других дисциплин, которые пытались ответить на эти вопросы тем способом, которым она оправдывает ответы. Он основан на рациональных аргументах.

Чтобы определить философские течения западной цивилизации, необходимо принять во внимание исторический контекст, в котором они развиваются. Исторические факты определяют мышление того времени.

Философия западной цивилизации берет свое начало в Древней Греции с первыми философами, досократиками, пришедшими из Милетской школы, основанной Фалесом Милетским. Некоторые из них, как Гераклит, окажут большое влияние на мыслителей грядущих лет, как в случае с Платоном.

Позже, с великолепием Афин V века до нашей эры, известного как Век Перикла, пришли софисты. Эти мыслители сосредоточены на политической и социальной организации полиса. В этом же веке находится фигура Сократа, первого, кто искал абсолютную истину и создал процедуру, основанную на диалоге.

Ученик Сократа Платон - первый известный греческий философ, которому доступны полные сочинения.С него я начну классификацию основных философских течений нашей культуры.

Основные философские течения Запада

1- Классическая философия. Платон и Аристотель

И Аристотель, и Платон разработали теорию, охватывающую не только универсальный вопрос о Бытии и знании, но также изучающие этику и политику.

Платон и теория идей

Платон (427–347 до н. Э.) Родился в богатой семье в Афинах во время Пелопоннесской войны. Он был учеником Сократа и является первым философом, о котором существует полная письменная теория, Теория идей. С помощью этой теории он дает ответ на происхождение мира или бытия и знания.

Афинский философ утверждает, что идеи - это абстрактные сущности, управляющие миром. Философ описывает в мифе о пещере, в своем Республикамир как нечто двойственное, которое делится на мир идей, доступ к которому возможен только через знание, и чувственный мир или чувства, который является простой видимостью. Последний изменчив, поэтому не считается надежным. Согласно этой теории, Платон считается отцом объективного идеализма.

Подобно двойственному миру Платона, тело также является разделенным на тело и душу. Единственное, что осталось - быть душой.

Платон был основателем Академии, которую посетил Аристотель, о которой я расскажу позже. Платон оказал большое влияние на своего ученика, хотя внес радикальные изменения и подверг сомнению теорию своего учителя.

Философия Платона присутствует во многих других более поздних направлениях мысли. Фактически, его концепция высшего существа как Идеи Добра и двойственность его теории окажут большое влияние на религию и христианство.

Во втором веке нашей эры будет также направление, называемое неоплатонизмом. во главе с Плотином и Филоном. Эта тенденция преувеличивает идеи Платона, смешивая их с религиозными аспектами.

Аристотель

Аристотель родился в 4 веке до нашей эры. Он был очень плодовитым в различных дисциплинах, таких как искусство или наука. В возрасте восемнадцати лет он эмигрировал в Афины, где учился у Платона. Ученик отличается от учителя своим представлением о метафизике. По словам Бертрана Рассела в своей книге, Аристотель проявляет больше здравого смысла. История западной философии.

Он соглашается с Платоном в том, что сущность определяет бытие, но в его Метафизика резко критикует теорию своего учителя. Он возражает, что не объясняет рационально ни разделение между миром идей и чувственным миром, ни отношения, которые Идеи имеют с чувственным миром.

По Аристотелю, должно быть что-то еще, что придает движение и смысл вселенной и связывает материал с формальным. Аристотель имел большое значение для средневековой и схоластической философии.

2- Эллинизм

Эллинизм - это не философское течение как таковое, а историко-культурное движение, возникшее в результате завоеваний Александра Македонского. Греческий полис превратился в эллинистические царства, имевшие общие характеристики.

Несмотря на то, что политика пережила темные века, эллинизм имел особое значение в искусстве и философии, что способствовало прогрессу цивилизации. Некоторые из наиболее известных философских течений.

  • Скептицизм. Основана Пирроном. Оно происходит от глагола skptomai (искоса посмотри на). Это продолжалось до 200 года нашей эры в более позднем аспекте. Он утверждает, что важно достичь спокойствия духа, поэтому не нужно притворяться, что достигаешь абсолютного знания, поскольку ни чувства, ни разум не являются надежными.
  • эпикурейство. Это течение носит имя своего основателя Эпикура и выступает за получение удовольствия в качестве конечной цели. Это культ тела, потому что, хотя он понимает мир, в котором существуют боги, они не имеют отношения к человеку, единственной целью которого является достижение желаний, которые являются двигателем существования.
  • Стоицизм. Течение, основанное Зеноном Китиевым, просуществовало шесть веков (IV век до нашей эры - II век нашей эры). Согласно Зенону, течение жизни определяется законами природы, которые циклически повторяются. Единственный способ достичь счастья - жить согласно природе.

Другими мыслителями того времени, следовавшими за этим движением, были Панесио Родосский, Чистый Асо, Посидонио Апамейский или Диоген Вавилонский.

3- Схоластика или схоластика

Между 11 и 12 веками, с гегемонией христианской религии, философия снова приобрела важность, на этот раз для объяснения существования Бога.

Святой Августин Гиппопотам первым попытался объединить христианскую религию с классической греческой философией, но именно в схоластической школе философия Аристотеля, которая используется в качестве рационального аргумента для доказательства существования Бога, достигает своего пика.

Термин схоластический пришел из школ духовенства того времени. Отцом этого течения является святой Ансельм Кентерберийский, хотя выделяются и другие, такие как святой Фома Аквинский, теория которого также сочетает аристотелизм и христианскую веру. Эта тенденция, охватывающая философию и религию, продолжится до 14 века.

Узнайте больше об этом философском течении: Схоластика: история, характеристики, значение, представители.

4- Гуманизм

Гуманизм - это культурное направление, зародившееся в четырнадцатом веке в Италии и распространившееся по всей Европе. Он охватывает период до 16 века и отличается интересом к классике.

В области философии выделяются такие мыслители, как Николас де Куса, Марсилио Фичино или Пьетро Помпонацци, которые развивают теории Аристотеля и Платона, адаптируя их к времени.

Примечательно, что в настоящее время католическая религия больше не находится на подъеме из-за таких событий, как протестантская Реформация под руководством Мартина Лютера.

5- Рационализм

В семнадцатом и восемнадцатом веках происходит научная революция, которая устанавливает новый метод познания и новые дисциплины, такие как математическая физика. В этом контексте современная философия родилась с такими течениями, как рационализм.

Доктрины, классифицируемые как рационалисты, защищают, что реальность может быть познана только через разум и что идеи - это то, что происходит априори, они являются врожденными и не происходят из мира чувств.

Создателем рационализма является Рене Декарт (1596–1650), который разрабатывает философскую теорию, основанную на методе анализа математики, в котором он не оставил права на ошибку. Это хорошо известный метод сомнения или декартовский метод.

Эта форма знания описана в его основной работе, Рассуждение о методе (1637). Также в картезианской теории следует отметить двойную концепцию человека в душе и теле, мыслящей субстанции (res cogitans) и экстенсивной субстанции (res Amplia), которая будет подвергнута сомнению эмпириками, такими как Юм.

Его доктрина произвела революцию в философии, поскольку в эпоху Возрождения такие течения, как скептицизм, вновь проявились в руках Монтеня, который поставил под сомнение возможность истинного познания мира для человека.

Скептики, которых Декарт критикует, потому что, согласно его утверждениям, отрицая существование истинного знания, они уже демонстрируют присутствие человеческой мысли.

В этом рационалистическом течении есть и другие представители, такие как Спиноза (1632–1677) и Лейбниц.

6- Энциклопедизм и механизм

XVIII век - это век Просвещения в связи с рождением Просвещения. Движение, превозносящее знания и меняющее богоцентричный порядок на антропоцентрическую модель, в которой разум отдается приоритету.

Просвещение символически отождествляется с Французской революцией, которая защищает равенство всех людей, независимо от их происхождения. Этим фактом старый режим отбрасывается, чтобы установить новый политический порядок, основанный на разуме.

Революция была бы невозможна без великих мыслителей того времени, таких как Вольтер (1694–1778), Руссо (1712–1778) и, конечно, без Дидро (1713–1784) и Энциклопедия, который он опубликовал вместе с Даламбером (1717-1783). Первый великий словарь человеческих знаний, давший название этому интеллектуальному и философскому движению.

Дидро и Даламбер ссылаются на Фрэнсиса Бэкона, философа прошлого века. Бэкон уже критиковал традиционные знания, в которых наука использовалась в качестве инструмента, и защищал их социальную работу и их важность для прогресса людей.

Таким образом, в эпоху Просвещения преобладающим философским течением является механизм и защита экспериментальной философии. Философия, которая, согласно Дидро, делала знание доступным для всех, поскольку не было необходимости знать математические методы, которые использует Декарт со своим рационализмом.

Получите больше информации об этом философском течении: Что такое энциклопедизм?

7- Эмпиризм

Еще одно направление, критически реагирующее на рационализм, - это эмпиризм, защищающий знание посредством чувственного опыта.

Однако эмпиризм нельзя считать полностью противоположным рационализму, поскольку две теории основаны на разуме и идеях, различается лишь их происхождение, врожденные или основанные на опыте. Эта доктрина также сформирована в семнадцатом и восемнадцатом веках, и ее главными представителями являются Джон Локк и Дэвид Хьюм.

Он различает только две человеческие способности: непосредственное восприятие или впечатления и размышления или идеи. Согласно этому, имеет значение только настоящее, то, к чему прикасаются наши чувства.

Основываясь на этом, он развивает причинно-следственную связь, относящуюся к тому факту, что мы знаем, что что-то произойдет, потому что это происходит постоянно или непрерывно. Наиболее важные работы Дэвида Юма: Трактат о природе человека (1739-40) и Очерки человеческого понимания (1748).

Получите больше информации об этом философском направлении: 5 основных вкладов эмпиризма.

Главный источник трансцендентального идеализма - это прусский философ Иммануил Кант (1724–1804). Это учение, собранное в его работе Критика чистого разума (1781) и позже в Критика практического разума (1788 г.) и в Критика суда (1790) защищает, что субъект влияет на знание данного объекта с наложенными условиями.

Другими словами, когда субъект пытается что-то узнать, он приносит с собой универсальные элементы или субстанции (явления, которые остаются во времени), которые даны априори.

Метод исследования, который пропагандирует Кант, основанный на этой теории, - критика, состоящая в выяснении границ знания. Он пытается объединить мысли эмпирика и рационализма, которые он критикует за то, что они сосредоточены на одной части реальности.

Другой важный элемент кантовской теории - это категорический императив, формула, с помощью которой Кант объясняет свою концепцию разума, которая для него была величайшим правом человека.

Фактически, хотя в этой классификации я называю Канта идеалистом, это не совсем ясно из его постоянных ссылок в исследованиях по философии Просвещения.

Кант в тексте, опубликованном в немецкой газете в 1784 году, определяет Просвещение как путь бегства из государства меньшинства, в котором человек оказался по своей вине.

9- Марксизм и исторический материализм

Материалистические доктрины - это доктрины, которые представляют единую реальность, основанную на материи, и где сознание является лишь следствием этой материи.

Основное материалистическое течение XIX века - марксизм. Эта философская, историческая и экономическая доктрина основана на классовой борьбе. Он утверждает, что история человечества - это история борьбы за власть между одними классами и другими.

Эта теория сильно отмечена контекстом промышленной революции и появлением капиталистической системы. Отцы марксизма - Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).

Важнейшие работы Маркса: Капитал (1867 г.) и Коммунистический манифест (1848), последняя написана совместно с Энгельсом.

10- Утилитаризм

Хотя утилитаризм является современным движением Просвещения, он поместил его после марксизма в XIX веке из-за того, что ему придавал Джон Стюарт Милль.Джон - сын Джеймса Милля (1773-1836), также последователь этой теории.

Джон Стюарт Милль привносит в эту теорию новый аспект с важным различием между удовлетворением и счастьем, устанавливая первое как точечное состояние, в то время как счастье - это нечто более абстрактное. Следуя этому заявлению, он утверждает, что жизнь, полная удовлетворительных событий, не обязательно должна быть связана со счастливой жизнью.

11- позитивизм

Основываясь на этой теории, он поднимает закон трех стадий; теологический этап, на котором Бог является центром, метафизический этап, на котором главным действующим лицом является сам человек, и позитивный этап, на котором наука преобладает, а люди сотрудничают друг с другом для решения проблем.

12- Иррационализм

Теории Шопенгауэра и Ницше различаются по многим аспектам, но они также совпадают в других, что делает эти две теории иррациональными. Оба ставят разум на службу личности.

Шопенгауэр защищает принцип индивидуации, с помощью которого человек пытается доминировать над реальностью через разум, чтобы продлить жизнь индивидуума как можно дольше.

Самая важная работа Шопенгауэра - это Мир как воля и представление (1818).

Работы, в которых Ницше развивает свою теорию: Происхождение трагедии (1872), Веселая наука (1882 и 1887), Так говорил Заратустра (1883-1891), За гранью добра и зла (1886) и Генеалогия морали (1887).

14- Экзистенциализм

Это течение возникло в начале 20 века, и, как следует из названия, главный вопрос, который возникает, - это человеческое существование. Один из его предшественников - Кьеркегор (1813-1855). Для экзистенциалистов существование человека выше его сущности.

Среди экзистенциалистов мы также находим Жан-Поля Сартра или Альбера Камю. Испанский Ортега-и-Гассет (1883-1955) также находился под сильным влиянием экзистенциалистских подходов.

15-Цинизм

Философская школа, основанная Антисфеном в 4 веке до нашей эры. Он защищает добродетель как единственное благо, ведя жизнь, презирающую богатство. Среди циников выделяется Диоген.

16-Абсолютный идеализм

Движение 18 века под руководством Гегеля (1770-1831). Эта доктрина утверждает, что дух - единственная абсолютная реальность.Другие философы, такие как Шеллинг (1775–1854), также говорили об абсолюте.

17-Субъективный идеализм или имматериализм

Реальное - это то, что воспринимает наблюдающий объект. Движение, представленное Беркли (1865-1753)

Культурное движение с философскими аспектами, которое анализирует системы или структуры до достижения законченной концепции. Это течение основал Клод Леви-Стросс. Еще одним представителем этого движения был Мишель Фуко.

Потребность в теоретическом определении системы отношения "универсум — человек" появилась с той самой минуты, как возникло осознание себя цивилизованным человечеством. Поэтому история философии представляет базовые направления: материализм, идеализм, их школы и течения

Материализм

Представителями материализма были Гераклит, Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основу универсума положено материальное начало. Под материальным началом понимается воздух, огонь, вода, атом, материал, алейрон и природа в целом.

Человек является порождением закономерно развивающейся материи. Он характеризуется субстанциальностью и атрибутивностью, наличием сознания. Основу сущего представляют материальные, а не духовные явления. Сознание человека определяет его бытие, а его мышление развивается под влиянием образа жизни.

Идеализм

Школа идеализма представлена такими философами и мыслителями как Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский.

Основу универсума составляет духовное начало – мировая воля, Бог, идея, дух. Порождением некого духовного начала является человек. Весь предметный мир берет свое начало от объективного (мирового духа, Бога) или субъективного (Человека) духа, разума, сознания, чувства. Бытие может определять сознание. Образ жизни человека зависит от его мышления. .

Дуализм

К представителям дуализма относятся Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс.

Дуализм является устойчивым философским течением. Основу универсума составляют два самостоятельных начала: духовное и материальное, сознание и материя.

Их существование характеризуется одновременностью, параллельностью и независимостью друг от друга. Тело независимо от духа, а дух, соответственно, от тела. Нервные процессы мозга и психика существуют параллельно, как мозг и субстрат сознания.

Диалектизм

В ряд тех, кто придерживался диалектизма входили такие философы как Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс.

Основным принципом диалектики являлось утверждение того, что в универсуме и в человеке все проходит развитие по законам, где взаимодействуют противоположности, а количественные изменения переходят в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.

Диалектика также делится на два философских подхода: материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).

Метафизика

К представителям течения метафизики относятся П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс.

Сторонники данного подхода утверждали, что универсум и человек статичны, устойчивы и постоянны (догматизм), в тоже время, они изменчивы, и нет ничего постоянного (релятивизм).

Эклектизм

Течение эклектизма представлено такими мыслителями как Потамон, У. Джеймс.

Согласно эклектизму, универсум и человек постоянны и изменчивы, в них есть относительное и абсолютное, поэтому ничего конкретного о состоянии объекта, системы сказать нельзя.

Гностицизм

Гностиками являлись те философы, которые признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир.

Этими представителями были Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.

Агностицизм

Агностиками являлись Д. Юм, И. Кант, Э. Мах.

Ими отрицалась возможность человека познать мир. Они сомневались в том, что человеческое сознание может адекватно отразить мир. Мир, по их мнению, в целом непознаваем, или он непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности.

Скептицизм

Скептиками Секстом Эмпириком и Д. Юмом утверждалось то, что нет однозначного ответа на вопрос "о познаваемости мира". Существование ответа на данный вопрос отрицалось потому, что есть явления, которые были уже познаны, и существуют те, которые еще не познали, есть явления загадочные, таинственные, есть "мировые загадки".

Поэтому мир может быть познаваем и непознаваем одновременно. Эта группа философов постоянно сомневаются и в том и другом.

Монизм

Монистами являлись такие знаменитые философы как Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах.

По их мнению, единый принцип мог объяснить мир, универсум и человека. Этот принцип составлял основу из материального или идеального. Вся система философии должна иметь структуру из общего основания.

Позитивизм

К течению позитивистов относились О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.

Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм составляют целую сциентистскую эпоху. Она отражала идеи, которые означали, что все подлинное, позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук.

Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.

Феноменологизм

К течению феноменологизм относятся такие ее сторонники как Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти.

Они придерживались субъективно-идеалистической позиции в системе "универсум — человек": "нет объекта без субъекта". Основой философской системы являет интенциональность" сознания. Важное значение имеет направленность сознания на объект. В противопоставление философии, как науке о "чистых сущностях" (эйдетика), выступает познание реальных фактов.

Экзистенциализм

Философами-экзистенциалистами являлись К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев.

В экзистенциализме существует двойственная оценка системы "универсум — человек": религиозная и атеистическая. Их сходство заключается в постижении бытия. Для этих систем бытие является нерасчлененная целостность субъекта и объекта.

Бытие в экзистенциализме представлено как экзистенция – непосредственно данное человечеству существование. Конечная точка бытия человека является его смерть.

Судьба определяет время жизни, она существует неразрывно с сущностью экзистенции. Сущность экзистенции включает рождение, смерть, любовь, отчаяние, деяние и раскаянье.

Герменевтика

Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.

Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.

Персонализм

Среди представителей персоналистов были русские, немецкие, французские, американские мыслители и философы.

Через приоритет человека в философском осмыслении действительности ведущее место занимала система "универсум — человек". Главное место занимала личность в ее определенных проявлениях — суждениях и действиях.

Базовой онтологической категорией являлась личность, персона. Она выступала как основное проявление бытия, где волевая активность, деятельность соединялись вместе с непрерывностью существования. Истоки личности зачинались не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале.

Идеи персонализма развивали Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Козлов, Д. де Ружмон, М. Шелер, Э. Мунье, Ф. Якоби, П. Лендсберг.

Структурализм

В группу структуралистов входили такие ученые как К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман.

Универсум и человека воспринимаются ими по-своему. Выявление структуры предполагает особенности их мировосприятия. В этом случае структура выступает как совокупность отношений между элементами целого. При любых изменениях целое сохраняет свою устойчивость.

По их мнению, структуралистов, науку о человеке невозможно представить без абстрагирования от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.

Школы античной философии собой философскую мысль Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшуюся с VII века до н.э. до VI века н.э.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке

Милетская школа (VI век до н.э)

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Эпикуреизм (306 год до н. э.)

Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философия К. послужила непосредств. источником стоицизма, смягчившего кинич. парадоксы и внёсшего гораздо более конструктивное отношение к политич. жизни и к умств. культуре, но удержавшего характерный для К. перевес этики над др. филос. дисциплинами. Образ жизни К. оказал влияние на идеологич. оформление христ. аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа К. стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до совр. хиппи).

Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки, М.— Л., 1947 ; ,1 о с е в А. Ф., История антич. эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М., 1969 , с. 84—108; Н а х о в И. М., Кинич. лит-pa, М., 198) (лит.); его же, Философия К., М., 1982 ; D u d 1 с у D. R., A history of cynicism from Diogenes to the sixth century, L., 1937 ; H o i s t a d R., Cynic hero and cynic king. Studies in the cynic conception of man, Uppsala, 1948 ; S а у r e F., The Greek cynics, Balt., 1948.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(греч. κυνικοί, лат. cynici – циники) – одна из т.н. сократических филос. школ Древней Греции. Кинизм выражал идеологию бедных слоев свободных греков в эпоху кризиса антич. полиса.

К. разрабатывали в основном э т и ку, соединяя положение Сократа: "Познай самого себя" с рассуждением софистов: "Что же касается полезных вещей, то те из них, которые установлены законами, суть оковы для человеческой природы, те же, которые определены природой, приносят человеку свободу" (Охуrynch. pap. XI, ed. Hunt, L., 1959, p. XI, No 1364, frg. A, 4, 1–8). Признавая вместе с Сократом, что счастье человека совпадает с добродетелью, К., однако, отвергали внешний человеку божеств. этич. критерий, видели счастье человека в автономии нравств. личности от окружающего социального мира. К. призывали "учиться у природы", "жить как животные", отвергать религию, мораль, право. "Богатства же твои. бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве. котомка твоя пусть будет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь" (Лукиан, Продажа жизней, 9; рус. пер., Собр. соч., т. 2, М.–Л., 1935).

В теории познания К. продолжали сенсуалистич. линию софистов, отвергали родовое и общее ради индивидуального. Ими разработана теория определения, относящаяся не к общему и не к индивидуальному, а к совокупности индивидуальных предметов. С позиций сенсуализма и примата единичности К. (Антисфен, Диоген Синопский) критиковали "мир идей" Платона.

Школа К. основана Антисфеном, учеником Горгия и Сократа. Им заложены этич. и гносеологич. основы учения К. Последователем Антисфена был Диоген Синопский, к-рый резко противопоставлял социальное природному, развивал мысли Антисфена об идеальном обществ. строе (πόνος ἀγαϑός). Пропагандируя личным примером крайне опрощенческую форму кинизма, Диоген дал основание считать кинизм скорее образом жизни, чем философией (см. Diog. L. VI 103), что дошло до вашего времени в специфич. значении слова "циник". Ученик Диогена Кратес стал воспитателем Зенона из Китиона (основателя стоицизма). В дальнейшем история кинизма тесно переплетена со стоицизмом. Мн. идеи стоиков (учение о мировом гос-ве, всеобщее равенство, сперматич. логос, сенсуализм и гипостазирование понятия о единичном) непосредственно заимствованы у К. или производны от их идей. С др. стороны, через стоицизм учение К. обогащалось идеями аристотелизма и др. школ, что обнаруживается у поздних К., в частности в утонченной сверхкультурной гипертрофии кинизма у Лукиана.

Лит.: История философии, т. 1, (Μ. ], 1940, с.146–50; История философии, т. 1, М., 1957, с. 111–12; Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947; Dümmler F., Antisthenica, Halis, 1882; Вernays J., Lucian und die Kyniker, В., 1879; Schafstaedt H., De Dlogenis epistulis, Gött., 1892: Capelle W., De Cynicorum epistolis, Gött., 1896 (Diss.); Gomperz Th., Die Kyniker, "Cosmopolis", 1897, Bd 7, Sept., S. 858–7 ; Jоël К., Die Auffassung der kynischen Sokratik, "Arch. Gesch. Philos.", 1907, Bd 20, H. 1–2; Geffсken J., Kynika und Verwandtes. Hdlb., 1909; Dudley D., Ahistory of cynicism, L., [1937 ]; Höistad R., Cynic hero and cynic king, Uppsala, 1948; Reither W. H., The origins of the cyrenaic and cynic movements, "Perspectives in Philosophy", 1953, p. 79–90.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

КИНИКИ (греч. κυνικοί, от прозвища Диогена κύων — “пес”, по другому, менее вероятному объяснению, от Κυνόσαργες — Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici — циники) — одна из т. н. сократических философских школ Древней Греции. Ее основатели и представители (Антисфен из Афин, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений, — это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Ачександру Македонскому: “Отойди и не засти мне солнца”; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т. п.

Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, — лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной, и притом наиболее простой идее. Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить покинически.

Учение киников, созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (предтеча кинизма Антисфен был незаконнорожденным), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ — духовной свободы. Последовав примеру Сократа, киники довели его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена “Сократом, сошедшим с ума”. Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то киники с вызовом именовали себя “гражданами мира” (термин “космополит” был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее: Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия — “без общины, без дома, без отечества”. Киники хотели быть “нагими и одинокими”; социальные связи и культурные навыки казались им мнимостью, “дымом” (в порядке умственного провоцирования они отрицали все требования стыда, настаивали на допустимости кровосмесительства и антропофагии и т. п.). “Дым” нужно развеять, обнажив человеческую сущность, в которой человек должен свернуться и замкнуться, чтобы стать абсолютно защищенным от всякого удара извне. Все виды физической и духовной бедности для киников предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным: в той мере, в какой киники занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, “идеи” Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету

Философия киников послужила непосредственным источником стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внесшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для киников перевес этики над другими философскими дисциплинами. Образ жизни киников оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа киников стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи). Ист.: Giannantoni G. (ed.) Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol. 2. Napoli, 1990, p. 137—587; Антология кинизма, изд. И. M. Нахов. M., 1984,2-е изд.1996.

Лит.; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969, с. 84—108; Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981; Он же. Философия киников. М„ 1982; Dudley D. R. A history of cynicism from Diogenes to the sixth century. L., 1937; Höistad R. Cynic hero and cynic king. Studies in the cynic conception of man. Uppsala, 1948; Sayre F. The Greek cynics. Bait., 1948; Die Kyniker. Darmstadt, 1986*; Goulel-Cay M.-O. Le cynisme à l'époque impériale, ANRW II 36. 4, 1990, p. 2720—283.4; Die Kyniker in der modernen Forschung, ed. M. Billerbeck. Amsl., 1991; Downing F. G. Cynics and Christian Origins. Edinburgh, 1992; Le cynisme ancien et ses prolongements, eds. M.-O. Goulet-Cazé. R. Goulet. P., 1993; The Philosophy of Cynicism: An Annotated Bibliography, by L. E. Navia, 1995; Navia L. E. Classical Cynicism: A Critical Study, 1996; The Cynics: The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy, ed. R. B. Branham, M.-O. Goulet-Cazé. Berkeley—Los Ang.—L., 1997. См. также лит. к ст. Антисфен из Афин, Диоген Синопскии, Кратет Фиванский, Менедем изДампсака, Маним.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Читайте также: