Психолого педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями в общеобразовательной школе

Обновлено: 04.07.2024

Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе.

Методические рекомендации предназначены для использования руководителями, учителями и специалистами психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных школ для создания специальных условий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с Государственной программой развития образования в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование. Согласно стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2025 года предполагается обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии.

Новый Закон об образовании в Российской Федерации ставит перед современной общеобразовательной школой задачу внедрения и развития инклюзивных форм образования. В последнее десятилетие в России наблюдается растущая тенденция к появлению новых форм обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями - интегрированное и инклюзивное обучение. Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья и у детей с инвалидностью обусловлены закономерностями нарушенного развития. При этом многими учеными и практиками отмечается, что успешность включения детей с особым развитием в среду общеобразовательной школы во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы к началу их самостоятельной жизни. Как показывают проведенные ранее исследования, речь идет не о качествах личности, а о целостной системе отношений личности. В эту систему включаются представления о самом себе, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям; отношение к жизненным целям, к прошлому и будущему, к жизненным ценностям; отношение к непосредственному психологическому окружению. Эти отношения составляют базовые структуры личности, такие, как образ своего Я, направленность личности и ее временная перспектива, отношения с другими.

Дети с особыми образовательными потребностями – весьма специфичный контингент учащихся. И здесь нужно развести два понятия: дети с ОВЗ и дети с особыми образовательными потребностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная система педагогических мер по созданию всеми субъектами образовательного процесса социально-психологических и педагогический условий для оказания помощи и поддержки ребенка с особыми образовательными потребностями в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации в инклюзивном образовательном пространстве.

Система психолого-педагогического сопровождения в условиях массовой общеобразовательной школы выполняет ряд функций.

Стимулирующая функция направлена на активизацию ребенка в процессе общения в обществе здоровых детей.

Развивающая функция предполагает создание условий для нормальной социализации детей с особыми образовательными потребностями в обществе здоровых детей.

Коррекционная функция выступает процессом психолого-педагогической поддержки, подразумевая коррекцию травмирующих воздействий на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих вторичные или психологические последствия дефекта.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями в массовой общеобразовательной школе способствует социализации воспитанника и успешному усвоению учебного материала. При этом требуется соблюдение ряда условий.

Во–первых, принятие факторов, обуславливающих наличие у обучающегося особых образовательных потребностей, и их влияние на специфику овладения учебной программы и участие в жизни общества.

Во–вторых, ориентация на субъектное включение обучающегося и его семьи в общий процесс образовательной инклюзии.

В–третьих, создание для данного процесса особой формы жизнедеятельности обучающегося – специальной развивающей среды, организация которой зависит от педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы следует вести по четырем направлениям.

В рамках первого направления (адаптационный этап) необходимо провести работу с ребёнком и членами его семьи на этапе поступления в школу.

Второе направление подразумевает оказание психолого-педагогической поддержки ребенку в условиях школы с целью развития его коммуникаций.

В основе третьего направления положено оказание индивидуальной психолого–педагогическойпомощи ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе его обучения в условиях массовой общеобразовательной школы.

Четвертое направление должно охватывать работу с педагогическим коллективом.

Принимая во внимание все вышесказанное, в нашей образовательной организации составлена система сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. В данную систему включены все участники образовательного процесса (дети, родители, дети с ООП, родители детей с ООП).

Цель сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов:

• индивидуальное сопровождение детей;

• системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

сначала мы собираем общую информацию о ребенке, о его семье, анамнез его физического и психического развития;

выявляем проблему – сложности в обучении или сложности адаптации, или нет друзей в классе и т.д.

вырабатывается план работы с ребенком;

вырабатываются рекомендации для учителей, родителей и специалистов

реализация плана по решению поставленной проблемы

проводится анализ решена ли проблема и проводится дальнейшая работа.

Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.

Специалисты ОО начинают сопровождение с ребенком в следующих случаях

• выявление проблем в ходе массовой диагностики;

• обращение родителей за консультациями;

• обращения педагогов, администрации;

• обращение специалистов других социальных служб.

В системе этого взаимодействия четко определены функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения (учителя, кл.рук., психолога, соц.пед., учителя-логопеда).

Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, но и по более общим показателям:

• удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;

• уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);

• способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;

• успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.

Программа психолого-педагогического сопровождения на ступени как начального, так и основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает (о которых я уже говорила выше)

Коррекционно-развивающая работа включает: (и здесь также четко в зависимости от рекомендаций, каждый член ПМПк выполняет только ту часть коррекционной работы, за которую он отвечает. Например, педагог может выявить проблему, психолог может определить причину данной проблемы – почему ребенок рвет тетради (а может он умственно отсталый, нервный или просто переутомлен) – и дать рекомендации. Социальный педагог, классный руководитель или педагог решает данную проблему в рамках своей непосредственной деятельности).

Консультативная работа включает — выработку совместных обоснованных рекомендаций— консультирование специалистами педагогов — консультативную помощь семье. Таким образом, снимается множество противоречий и барьеров между родителями и школой в вопросах обучения и воспитания детей. Ведь каждый родитель идеализирует своего ребенка. — консультационную поддержку и помощь ребенку по вопросам социализации.

Информационно-просветительская работа предусматривает: информационную поддержку образовательной деятельности, разъяснение участникам образовательного процесса, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей.

Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте всех специалистом школы.

Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой или учебной деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Преемственность.

обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Системность.

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития.

Непрерывность. помощи до полного решения проблемы.

Вариативность.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей в выборе образовательного маршрута. Т.е. мы можем только рекомендовать где и как обучать ребенка.

Методы и формы работы с детьми:

Формы и методы работы с родителями:

Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

Основу работы с родителями здоровых детей должен составить цикл занятий, направленных на развитие толерантности. Родители здоровых детей часто выражают опасение в том, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Вполне типична ситуация, при которой родители здоровых детей не хотят инклюзии, потому что боятся, что дети с инвалидностью окажут какое-то негативное влияние на их здоровых детей. Основная причина страха в этом случае – стереотипы, барьеры, возникающие в условиях информационного цейтнота.

Формы и методы работы с педагогами и классными руководителями: тренинги, семинары, рекомендации, практикумы.

По результатам данной системы психолого-педагогческого сопровождения будут следующие результаты:

создание комфортной развивающей образовательной среды:

преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования;

обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;

достижение целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);

уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии; формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ООП;

повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ООП.

Как вы слышали ранее, главным результатом проведенной комплексной работы в нашей школе стало то, что при улучшении здоровья детей стало расти качество их обучения.


Инклюзивное образование - процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Описание разработки

В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы предусмотрены конкретные мероприятия по внедрению инклюзивного образования. Они позволяют обеспечить равные права детям с ограниченными возможностями на качественное образование с созданием условий для обучения и интеграции в общество.

Инклюзивное образование - процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Основными задачами данных курсов являются:

- формирование готовности к применению технологий инклюзивного образования детей разных возрастных групп с ограниченными возможностями;

- развитие профессиональных компетенций в области образования учащихся с особыми потребностями, включенными в систему общего образования.

Слушатели курсов знакомятся с современными понятиями интеграции и образовательной инклюзии, с нормативно-правовыми документами, регламентирующее инклюзивное образования, с мировой практикой решения данного вопроса.

Переосмысление роли и места личностного, социально-эмоционального развития, умение самостоятельно применять на практике полученные знания, сознательная регуляция поведения в социуме и подготовка к реальной жизни, - таковы ожидаемые результаты, которые должен демонстрировать ребенок с особыми нуждами, обучаясь в современной школе. Данные результаты мы можем получить только при сопутствующем психолого-педагогическом сопровождении.

В данной статье мы хотим на примере средней школы № 13 раскрыть механизмы психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями.

Прибывшие в школу дети с поражением опорно-двигательного аппарата были разновозрастными, имели не только поражение двигательной системы, но и нарушения речи, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы, поведения. Они отличались повышенной утомляемостью, быстро становились вялыми или раздражительными, при неудачах чаще всего отказывались от выполнения задания.

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Членами данной группы стали специалисты разных сфер деятельности школы: учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог, завуч по воспитательной работе и медицинский работник. Было разработано положение о данной службе, распределены обязанности, составлен план работы.

Психолого-педагогическая служба школы обеспечивает создание условий для повышения автономности и социальной активности детей, для развития интеллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Базируясь на личностном и системно-ориентированном подходе, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплексную систему всесторонней, динамической, диагностической, коррекционной и развивающей помощи в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями учащихся в ходе образовательного процесса.

Основными принципами организации деятельности психолого-педагогической службы сопровождения являются:

приоритет интересов и потребностей учащихся;

Система психологического сопровождения учащихся в образовательном процессе предусматривает деятельность в традиционных направлениях: диагностика, коррекционная работа, консультирование, профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения. Выбор оптимальной стратегии обучения, формирование индивидуальной программы развития учащихся в начальной школе (I образовательная ступень) и установление индивидуального педагогического маршрута на II образовательной ступени осуществляются на основе психолого-педагогической диагностики (ППД) . В обязательный диагностический минимум входит обследование всех учащихся на старте I ступени, II ступени и при определении профессиональных притязаний и возможностей за два года до окончания школы. Диагностический минимум на I ступени позволяет выявить резервные возможности у первоклассников и определить уровень обученности при поступлении ребенка в любой класс. Процесс психологической диагностики учащихся на данном этапе требует оценки уровня развития моторных, сенсорных, мнемических функций, интеллекта, а также мотивационной и личностной готовности к обучению. Проводится как количественный, так и качественный анализ результатов диагностики, что позволяет не только оценить вид и характер обнаруженных нарушений, но и выявить компенсаторные возможности психики для определения прогноза и стратегии работы с каждым учащимся. Далее разрабатываются рекомендации по организации индивидуального дифференцированного подхода к процессу воспитания и обучения ребенка. В ходе первого года обучения определяется группа учащихся, имеющих стойкие проблемы развития и обучения. Этим детям требуется проведение углубленной психолого-педагогической диагностики.

При переходе на II ступень обучения с целью профилактики дезадаптации в средней школе психолого-педагогическая диагностика учащихся с особыми нуждами проводится в первые месяцы учебного года. Это вызвано изменением форм обучения и образовательной среды, требующей от учащихся самостоятельности, умения устанавливать контакты с большим количеством взрослых людей и более старших учеников. Проведение психолого-педагогической диагностики позволяет соблюдать преемственность в обучении детей в 4 - 5-м классах, повышать эмоциональное благополучие учащихся и их родителей. Благодаря этому появляется возможность согласованного взаимодействия учителей-предметников, классных руководителей, родителей в решении учебных и эмоциональных проблем детей, в подборе личностно-ориентированных технологий обучения, воспитания и развития.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде

Амурзаков Нуржан Жунусович
КГУ «Неполная коррекционная школа-интернат

Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд

Инклюзивное образование - процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Основными задачами данных курсов являются:
- формирование готовности к применению технологий инклюзивного образования детей разных возрастных групп с ограниченными возможностями;
- развитие профессиональных компетенций в области образования учащихся с особыми потребностями, включенными в систему общего образования.
Слушатели курсов знакомятся с современными понятиями интеграции и образовательной инклюзии, с нормативно-правовыми документами, регламентирующее инклюзивное образования, с мировой практикой решения данного вопроса.
Переосмысление роли и места личностного, социально-эмоционального развития, умение самостоятельно применять на практике полученные знания, сознательная регуляция поведения в социуме и подготовка к реальной жизни, - таковы ожидаемые результаты, которые должен демонстрировать ребенок с особыми нуждами, обучаясь в современной школе. Данные результаты мы можем получить только при сопутствующем психолого-педагогическом сопровождении.

В данной статье мы хотим на примере средней школы № 13 раскрыть механизмы психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями.
Прибывшие в школу дети с поражением опорно-двигательного аппарата были разновозрастными, имели не только поражение двигательной системы, но и нарушения речи, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы, поведения. Они отличались повышенной утомляемостью, быстро становились вялыми или раздражительными, при неудачах чаще всего отказывались от выполнения задания.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Членами данной группы стали специалисты разных сфер деятельности школы: учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог, завуч по воспитательной работе и медицинский работник. Было разработано положение о данной службе, распределены обязанности, составлен план работы.

Психолого-педагогическая служба школы обеспечивает создание условий для повышения автономности и социальной активности детей, для развития интеллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Базируясь на личностном и системно-ориентированном подходе, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплексную систему всесторонней, динамической, диагностической, коррекционной и развивающей помощи в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями учащихся в ходе образовательного процесса.

Основными принципами организации деятельности психолого-педагогической службы сопровождения являются:

приоритет интересов и потребностей учащихся;

Система психологического сопровождения учащихся в образовательном процессе предусматривает деятельность в традиционных направлениях: диагностика, коррекционная работа, консультирование, профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения. Выбор оптимальной стратегии обучения, формирование индивидуальной программы развития учащихся в начальной школе (I образовательная ступень) и установление индивидуального педагогического маршрута на II образовательной ступени осуществляются на основе психолого-педагогической диагностики (ППД). В обязательный диагностический минимум входит обследование всех учащихся на старте I ступени, II ступени и при определении профессиональных притязаний и возможностей за два года до окончания школы. Диагностический минимум на I ступени позволяет выявить резервные возможности у первоклассников и определить уровень обученности при поступлении ребенка в любой класс. Процесс психологической диагностики учащихся на данном этапе требует оценки уровня развития моторных, сенсорных, мнемических функций, интеллекта, а также мотивационной и личностной готовности к обучению. Проводится как количественный, так и качественный анализ результатов диагностики, что позволяет не только оценить вид и характер обнаруженных нарушений, но и выявить компенсаторные возможности психики для определения прогноза и стратегии работы с каждым учащимся. Далее разрабатываются рекомендации по организации индивидуального дифференцированного подхода к процессу воспитания и обучения ребенка. В ходе первого года обучения определяется группа учащихся, имеющих стойкие проблемы развития и обучения. Этим детям требуется проведение углубленной психолого-педагогической диагностики.

При переходе на II ступень обучения с целью профилактики дезадаптации в средней школе психолого-педагогическая диагностика учащихся с особыми нуждами проводится в первые месяцы учебного года. Это вызвано изменением форм обучения и образовательной среды, требующей от учащихся самостоятельности, умения устанавливать контакты с большим количеством взрослых людей и более старших учеников. Проведение психолого-педагогической диагностики позволяет соблюдать преемственность в обучении детей в 4 - 5-м классах, повышать эмоциональное благополучие учащихся и их родителей. Благодаря этому появляется возможность согласованного взаимодействия учителей-предметников, классных руководителей, родителей в решении учебных и эмоциональных проблем детей, в подборе личностно-ориентированных технологий обучения, воспитания и развития.
Ведущее направление психолого-педагогического сопровождения — психолого-коррекционная работа. Планирование и организация данных занятий осуществляется на основании результатов ППД. Далее подбираются методы психолого-педагогического и социального воздействия, направленные на оптимизацию развития психологических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.
Таким образом, деятельность службы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями является основой для полноценной интеграции учащегося в общество как в школе, так и за её пределами.

Список литературы:
Нормативные документы:

Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (Указ Президента РК от 07.12.2010 года № 1118 )

Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК (Приказ МОН РК от 16 ноября 2009 №529)

1 Жайтапова А.А.. Рудик Г.А., Белошниченко Е.В., Сатывалдиева А.С. Педагогика 21-го века на пороге школы.Алматы. 2009.

2 Грозная Н. Развитие инклюзивного образования: международный опыт. 2004 // Обращение к ресурсу 29.12.2006.

7. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007
8. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и
проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2010. - № 1.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотерны технологии психолого-педагогического сопровождения, основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения, отражены роли специалистов, задействованных в системе поддержки и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями

Практический психолог:

Качанова Елена Викторовна

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Технология психолого-педагогического сопровождения - постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения; - коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, специалисты);

Технология психолого-педагогического сопровождения

- постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения;

- коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, специалисты);

Технология психолого-педагогического сопровождения - психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста; - рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Технология психолого-педагогического сопровождения

- психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста;

- рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения - педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи; - индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно- развивающая работа; - создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно-развивающей среды;

Основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения

Основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения

Для реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании государственных образовательных стандартов.

  • Изучить личность ребенка и его родителей, системы их отношений.
  • Проанализировать мотивационно-потребносную сферу ребенка и членов его семьи.
  • Формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
  • Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.
  • Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.
  • Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
  • Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Характеристика содержания программы сопровождения:

Формы и методы работы с родителями:

Роли специалистов, задействованных в системе поддержки и развития детей с особыми образовательными потребностями

Логопед – коррекция нарушений устной и письменной речи.

Спецпедагоги – помощь и обучение в небольших группах поддерживающего обучения, с целью успешного овладения ребенком родного языка и основ математики.

Психоло г – оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам, диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, ее сильных сторон, а так же сторон требующих развития.

Учителя-предметники – своевременное выявление и направление к специалистам детей с особыми образовательными нуждами, повышение учебной мотивации. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Роли специалистов, задействованных в системе поддержки и развития детей с особыми образовательными потребностями Медицинский работник школы- профилактика и коррекция соматического состояния, контроль за условиями жизни и деятельности ребенка в школе, объемом нагрузок. Социальный педагог – социальная адаптации ребенка и взаимодействие с семьей, профилактика правонарушений и нарушений всеобуча. Классные руководители – своевременное выявление и направление к специалистам детей с особыми образовательными нуждами, повышение учебной мотивации. Учет индивидуальных особенностей ребенка в учебно-воспитательной работе. Педагоги-консультанты – учителя, прошедшие курсы по обучению детей с особыми образовательными потребностями и вдохновленные идеей инклюзивного образования. Консультирование коллег по составлению индивидуальных программ обучения и выбору стиля взаимодействия.

Роли специалистов, задействованных в системе поддержки и развития детей с особыми образовательными потребностями

Медицинский работник школы- профилактика и коррекция соматического состояния, контроль за условиями жизни и деятельности ребенка в школе, объемом нагрузок.

Социальный педагог – социальная адаптации ребенка и взаимодействие с семьей, профилактика правонарушений и нарушений всеобуча.

Классные руководители – своевременное выявление и направление к специалистам детей с особыми образовательными нуждами, повышение учебной мотивации. Учет индивидуальных особенностей ребенка в учебно-воспитательной работе.

Педагоги-консультанты – учителя, прошедшие курсы по обучению детей с особыми образовательными потребностями и вдохновленные идеей инклюзивного образования. Консультирование коллег по составлению индивидуальных программ обучения и выбору стиля взаимодействия.

Читайте также: