Расскажите кратко почему роман можно назвать полифоничным

Обновлено: 05.07.2024

Романы Достоевского — это квинтэссенция русской философичности. Если отбросить в сторону мрачные декорации тяжёлого быта, серость городов и трагичность судеб, остаются голоса. Голоса главных героев переплетаются с жизненными воззрениями автора, чтобы рассказать о многообразии идей, душевных терзаний и поисках истины. “Преступление и наказание” не исключение. Больше музыкальный термин “полифония” как нельзя лучше описывает невидимую канву романа. Достоевский мастерски использует приём многоголосия, чтобы в одном произведении показать разные грани жизни, разные способы пройти свой путь, разные взгляды на нравственность, на греховность и на способность духовного роста. Нужно уточнить, что автор не даёт оценку своим героям. Каждый из них имеет право высказаться в монологах и диалогах. Обычно один герой является носителем одной идеи или проблемы. Таким образом, происходит нескончаемый диалог сознания всех персонажей. Громче всех в романе звучит голос Раскольникова. Бывший студент, обезумевший от нищеты и безысходности, чувствующий вину за тяжёлое материальное положение матери и сестры, заразился идеей наполеонизма. Он убеждён, что у сильных мира сего есть право проливать кровь во имя блага. Он готов возвыситься над серой толпой, чтоб привести её к новой жизни любыми, даже антигуманными, способами. Голос Сони Мармеладовой звучит вместе с голосом Раскольникова. Этот дуэт гармоничен именно потому, что конечная цель у героев одна — сделать мир лучше. Только Соня против насилия. Девушка, которой пришлось страдать от людской жестокости, уверена, что только добром можно победить зло. Свидригайлова принято считать двойником Раскольникова. Он тоже убивал, ему не чужда жестокость. Но голоса этих героев к концу романа звучат в разных тональностях. Раскольников прошёл тяжёлый путь испытания совестью, он раскаялся, чтобы получить прощение. В финале его голос звучит в мажоре. Свидригайлов так и не признался в грехах, муки совести довели его до самоубийства, а голос потонул в миноре. Автор даёт высказаться в романе и Лужину, чопорному, скупому и тщеславному себялюбцу. Ведь таким недалеким людям тоже есть место в обществе. Человек, который даже слова из Библии трактует с выгодой для себя: возлюби прежде всех самого себя, потому что все на свете на личном интересе основано. Распознать голос автора в этом полифоничном романе несложно, он говорит с нами через своих героев, он дает им право на ошибку и даёт возможность вырасти духовно. Воспользоваться этим правом суждено не каждому, но выбор всегда за человеком.

Понятие художественного полифонизма

По словам М. М. Бахтина, Достоевский, воплотив в жизнь полифонический принцип, совершил радикальный художественный переворот.

Художественный полифонизм – это понятие, противоположное художественному монологизму. Он подразумевает множественность центров-сознаний, не приведенных к одному идеологическому знаменателю.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Полифонизм по Бахтину предполагает самостоятельность и свободу героя по отношению к автору, равноправие позиций автора и героев, что осуществляется в событии диалогического общения между равноправными сознаниями.

Главным условием художественного полифонизма является:

  • предельная объективность и полнота воссоздания точек зрений персонажей;
  • многоголосие и разноголосие персонажей;
  • отсутствие преобладающей авторской позиции;
  • диалог-спор между автором и героями, между героями-сознаниями.

Пример 2

Федор Михайлович Достоевский закончил свой роман “Преступление и наказание” в 1866 году. В центре этого произведения стоит убийство. По замыслу автора роман должен был показать, что от выбора человека зависит его будущее. Это произведение очень необычное, оно охватывает многие социально-философские проблемы, рассказывает о трагичных судьбах разных людей.

Главным героем произведения является бедный студент Родион Раскольников. Он уверен в своей идее деления людей на “обычных”, то есть простых и ни на что не способных, и “необычных”, тех, кто могут вершить судьбы других. Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы, он считает, что это будет делом благим, потому что старуха лишь приносит вред. Студент считает себя великим человеком, таким, как Наполеон. Федор Михайлович Достоевский создал свое творение, как полифонический роман, то есть то произведение, которому присущи “многоплановость и многоголосость”. Причем полифоническим его впервые назвал литературовед М. Бахтин. Достоевский же сам говорит о том, что “слова героя о себе самом также полновесны, как и слова автора”. А значит мы видим здесь и голос автора и голос героя.

Это произведение интересно тем, что автор выступает здесь, как один из персонажей. Он просто лишь высказывает свое мнение, не навязывая его никому другому. Все персонажи самобытны и являются отдельными неповторимыми личностями.

Полифонический роман Ф.М.Достоевского

25Бахтин М.М

. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худ. лит. 1972. С. 99-101.

26Бахтин М.М

. Автор и герой в эстетической деятельности. С. 191. 27
Бахтин М.М
. Проблемы поэтики Достоевского. С. 116.

28 Там же С. 434.

Говоря о полифоничности романа, мы имеем в виду не только то, что в них получают право голоса люди с самыми различными убеждениями, но и то, что мысли и поступки действующих лиц романа существуют в тесном сцеплении, взаимопритяжении и взаимоотталкивании, каждый персонаж выражает тот или иной ход или оттенок авторской мысли, каждый нужен писателю в его поисках единственной верной идеи. Проследить развитие авторской мысли невозможно без пристального внимания к каждому из действующих лиц романа. Герои Достоевского раскрывают ход мысли автора во всех ее поворотах, а мысль автора делает единым изображаемый им мир и высвечивает главное в идейно-нравственной атмосфере этого мира.

ПРИМЕР полифонического проведения идеи в романе "Преступление и наказание": Раскольников еще до начала действия романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Достоевский нигде не излагает этой статьи в монологической форме. Мы впервые знакомимся с ее содержанием в напряженном и страшном для Раскольникова диалоге с Порфирием. Сначала статью излагает Порфирий, и притом излагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Это внутреннее диалогизированное изложение все время перебивается вопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами этого последнего. Затем свою статью излагает сам Раскольников, все время перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями. В результате идея Раскольникова появляется перед нами в интериндивидуальной зоне напряженной борьбы нескольких индивидуальных сознаний, причем теоретический статус идеи неразрывно сочетается с последними жизненными позициями участников диалога". При этом неотъемлемой чертой П. р. Бахтин считает то, что голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей.

Романы Достоевского — это квинтэссенция русской философичности. Если отбросить в сторону мрачные декорации тяжёлого быта, серость городов и трагичность судеб, остаются голоса. Голоса главных героев переплетаются с жизненными воззрениями автора, чтобы рассказать о многообразии идей, душевных терзаний и поисках истины. “Преступление и наказание” не исключение. Больше музыкальный термин “полифония” как нельзя лучше описывает невидимую канву романа. Достоевский мастерски использует приём многоголосия, чтобы в одном произведении показать разные грани жизни, разные способы пройти свой путь, разные взгляды на нравственность, на греховность и на способность духовного роста. Нужно уточнить, что автор не даёт оценку своим героям. Каждый из них имеет право высказаться в монологах и диалогах. Обычно один герой является носителем одной идеи или проблемы. Таким образом, происходит нескончаемый диалог сознания всех персонажей. Громче всех в романе звучит голос Раскольникова. Бывший студент, обезумевший от нищеты и безысходности, чувствующий вину за тяжёлое материальное положение матери и сестры, заразился идеей наполеонизма. Он убеждён, что у сильных мира сего есть право проливать кровь во имя блага. Он готов возвыситься над серой толпой, чтоб привести её к новой жизни любыми, даже антигуманными, способами. Голос Сони Мармеладовой звучит вместе с голосом Раскольникова. Этот дуэт гармоничен именно потому, что конечная цель у героев одна — сделать мир лучше. Только Соня против насилия. Девушка, которой пришлось страдать от людской жестокости, уверена, что только добром можно победить зло. Свидригайлова принято считать двойником Раскольникова. Он тоже убивал, ему не чужда жестокость. Но голоса этих героев к концу романа звучат в разных тональностях. Раскольников прошёл тяжёлый путь испытания совестью, он раскаялся, чтобы получить прощение. В финале его голос звучит в мажоре. Свидригайлов так и не признался в грехах, муки совести довели его до самоубийства, а голос потонул в миноре. Автор даёт высказаться в романе и Лужину, чопорному, скупому и тщеславному себялюбцу. Ведь таким недалеким людям тоже есть место в обществе. Человек, который даже слова из Библии трактует с выгодой для себя: возлюби прежде всех самого себя, потому что все на свете на личном интересе основано. Распознать голос автора в этом полифоничном романе несложно, он говорит с нами через своих героев, он дает им право на ошибку и даёт возможность вырасти духовно. Воспользоваться этим правом суждено не каждому, но выбор всегда за человеком.


Введение:

Из уникальности времени Ф. М. Достоевский смотрел на мир с разнообразной точки зрения и нарушал творческий уклад традиционных романов.

Поэтому мы видим, что его работы всегда обсуждаются, а персонажи всегда думают, всегда высказывают разные голоса. Своим проницательным пониманием М. М.

Диалогизм позволяет автору учитывать субъективную инициативу персонажа и окружающую среду персонажа.

Поэтому эта теория диалога имеет важное значение как в области литературы и искусства, так и в реальной жизни.

1.1Духовный диалог главного героя

Главный герой Достоевского — свободный человек, который наравне с автором, имеет независимую личность, собственную душу и независимое самосознание.

Например, после того как он получил письмо от своей матери и узнал, что его мать и сестра Дуня прожили тяжелую жизнь, он долго размышлял.

Стоит отметить, что в это время еще один виртуальный персонаж вошел в сердце Раскольникова и имел ожесточенный спор с ним, мучая его, и его сердце было в противоречии. Он хотел прекратить брак своей сестры Дунии, но на самом деле он чувствовал, что ничего не может сделать, чтобы нести ответственность за будущее своей матери и сестры.

Достоевский использует творческий метод разговора с самим собой, который может в полной мере отобразить субъективные чувства главного героя, может подчеркнуть самосознание главного героя и, наконец, заставить главного героя как можно больше избавиться от контроля автора, смело раскрывать свои мысли.

1.2 Диалог между главным героем идругим героем

Формирование диалога между различными главными героями в романе фактически отражает характеристики разнообразия, сложности и противоречия в эпоху.

Во многих психологических войнах Раскольников осторожно играл свою роль, и следователь также намеренно соблазнил Раскольникова выявить недостатки. Ритм двух главных героев очень быстрый, создающий напряженную атмосферу.

Достоевский предоставил обоим главным героям полное личное пространство, не сознательно контролировал мысли героя, не судил две мысли, но позволил героям встать на свои позиции для свободного диалога и поддерживать позицию своих мыслей.

1.3 Диалог между главным героем иавтором

С одной стороны, полифонизм дает главному герою большую свободу, но не абсолютную свободу. То есть концепция независимости и свободы главного героя основана на намерении автора. С другой стороны, литературные произведения задуманы автором, и персонажи и сюжеты построены с помощью субъективного сознания автора.

Поэтому герой Соня вела духовный диалог с автором Достоевским.

Достоевский сделал уникальные инновации в своем творчестве: он не только дает персонажам свободу и делает характер персонажа отличительным перед публикой, но также дает читателям свободу и помогает читателю нарушить традиционное мышление.

Вся история длится всего десять дней, но в сознании героя появляется много персонажей, времени, места и событий. Различные эмоции главного героя Раскольникова могут сосуществовать в одно и то же время: добро и зло, радость и печаль, беспокойство и равнодушие, высокомерие и спокойствие.

Разные персонажи собираются в одном и том же месте в одно и то же время, и все происходит одновременно. Все они отражают синхронную природу полифонических романов.

Достоевский никогда не давал читателям почувствовать логическую связь между прошлым и будущим, всегда позволял читателям оставаться в одном и том же временном интервале, ставить читателей в напряженную атмосферу и позволять читателям видеть больше за ограниченное время.

С одной стороны, от начала и до конца Раскольников искал внутренний мир, искал рецепт спасения, до конца истории он не нашел ни одного. Конец романа предвещает начало другой новой истории.

С другой стороны, Раскольников продолжал беседовать с другими главными героями, но они не сделали точного заключения, но не согласились друг с другом.

Заключение

Исследования поэтики Бахтина принесли нам большую пользу: теория, которую он извлек из творчества Достоевского, помогает нам по-новому взглянуть на творчество писателя и продвигает метод литературных исследований. В то же время он обогащает художественное мышление людей, открывает новые писательские направления для писателей и способствует разнообразному развитию литературного мира.

Основные термины(генерируются автоматически)

: главный герой, Преступление, герой, духовный диалог, наказание, роман, наказание Раскольников, напряженная атмосфера, автор, время.

Пример 2

Федор Михайлович Достоевский закончил свой роман “Преступление и наказание” в 1866 году. В центре этого произведения стоит убийство. По замыслу автора роман должен был показать, что от выбора человека зависит его будущее. Это произведение очень необычное, оно охватывает многие социально-философские проблемы, рассказывает о трагичных судьбах разных людей.

Главным героем произведения является бедный студент Родион Раскольников. Он уверен в своей идее деления людей на “обычных”, то есть простых и ни на что не способных, и “необычных”, тех, кто могут вершить судьбы других. Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы, он считает, что это будет делом благим, потому что старуха лишь приносит вред. Студент считает себя великим человеком, таким, как Наполеон. Федор Михайлович Достоевский создал свое творение, как полифонический роман, то есть то произведение, которому присущи “многоплановость и многоголосость”. Причем полифоническим его впервые назвал литературовед М. Бахтин. Достоевский же сам говорит о том, что “слова героя о себе самом также полновесны, как и слова автора”. А значит мы видим здесь и голос автора и голос героя.

Это произведение интересно тем, что автор выступает здесь, как один из персонажей. Он просто лишь высказывает свое мнение, не навязывая его никому другому. Все персонажи самобытны и являются отдельными неповторимыми личностями.

Полифония романа Достоевского с использованием ЛМС. Литература.

Учитель русского языка и литературы высшей категории Кольцова Наталья Юрьевна

В условиях современной жизни остро встают вопросы духовности, культуры. Каждый учитель литературы старается помочь учащимся развить свои личные качества, расширить интеллектуальные знания, пробудить интерес к учебе, ко всему новому, доброму, прогрессивному, уберечь, от проявлений эгоизма, пассивности, безразличия.

1.Личностные

Формирование морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

2.Метапредметные

-познавательные

Формирование умения анализировать и систематизировать информацию с помощью графического организатора — логико –смысловой модели (ЛСМ)

-регулятивные

Тренинг умения осуществлять целеполагание, планирование и рефлексию учебной деятельности

-коммуникативные

Тренинг умения работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

3.Предметные

Методы, технологии

Организационные формы

Фронтальная беседа, работа в малых группах

1. Организационный этап. Установление контакта с аудиторией.

Слово учителя:

— Звучит отрывок многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий.

Учитель: В чём особенность этого музыкального стиля?

В ходе беседы выясняются существенные признаки полифониии.

Полифония — вид многоголосия при одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.

. Уточнение смысла понятия

В ходе беседы выясняется, что какофония это сочетание звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение, полифония же предполагает гармонию, порядок, системность.

Учитель организует проблемную ситуацию, задавая вопрос:

Учащиеся рассуждают, проводя аналогии между литературным и музыкальным произведением. Учитель акцентирует их внимание на существенных признаках полифонии.

В результате беседы выясняется:

Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается в этом непрерывном диалоге сознаний героев

3. Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос учителя:

— Что делает это многоголосие полифонией?

Что является системообразующими факторами? Что стягивает все голоса в систему.

О человеке, который совершает убийство из благих намерений.

Что обсуждают многочисленные голоса романа?

: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора.

Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается в этом непрерывном диалоге сознаний героев.

Далее беседа ориентирована на следующие проблемные вопросы и соответствующие позиции.

— Как можно сформулировать главный вопрос романа?

— Почему именно этот вопрос лёг в основу романа?

Обобщение учителя:

Достоевский обладал редким для светского писателя качеством – он мыслил последовательно библейски. Обозначив в заглавии романа тему преступления и наказания, Достоевский душой отозвался на великий сюжет о Каине братоубийце.

4. Целеполагание.

— Как из полифонии голосов возникает идея романа? Что нужно нам сделать, чтобы понять художественное высказывание Достоевского?

Чтобы понять идею произведения мы должны увидеть выстроенную Достоевским художественную систему в её основных взаимосвязях и образах. В этом заключается главная задача нашего урока.

5. Выбор средств.

Чтобы увидеть произведение как систему, наглядно представить её основные компоненты и связи, необходимо выбрать наиболее эффективный способ работы.

Учитель предлагает рассмотреть возможности системы образов романа.

Эта система не отражает идейно-художественной структуры романа. Обозначены только герои и семейные связи. Необходимо обратиться к другому инструменту – логико-смысловому моделированию.

  • Логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый её элемент в отдельности,
  • на ней можно показать сравнительную характеристику двух явлений, событий, формул, найти сходства и различия между ними,
  • Установить причинно-следственные связи,
  • выявить основную проблему и найти её решение.

6. Построение логико-смысловой модели

Сочетание фронтальной работы учителя со всем классом и самостоятельной работой учащихся, объединённых в малые группы.

Фронтальная работа на доске и в тетради:

Учащиеся разбиваются на 4 группы. 3 группы учащихся определяются в соответствии с ветвями ЛСМ. Можно делить класс и на 8 групп – 8 лучей. Все эпизоды, которые нужны для аргументации, были проанализированы на предыдущих уроках.

  • В чём символический смысл его фамилии?
  • Кого из героев романа можно назвать двойниками Раскольникова?
  • Какие идеи определяют их жизненную позицию?
  • Зачем Достоевский выстраивает систему двойников для Раскольникова?
  • Кого из героев романа можно назвать антиподами Раскольникова?
  • Какие идеи определяют их жизненную позицию?
  • Зачем Достоевский выстраивает систему антиподов Раскольникова?
  • Какую роль в жизни Раскольникова играет Соня? В чём заключается символический смысл её имени?
  • Какой смысл заложен писателем в образ Лизаветы?

Прочтите библейские легенды и подготовьте ответы на вопросы:

  • Есть ли аналогии в судьбах Каина и Родиона Раскольникова?
  • В чём суть их наказания?
  • Какую роль в романе играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?

Достоевский в романе берется показать все этапы преступления, когда является сама сущность наказания. Задача Достоевского в романе — художественная и одновременно мыслительная: Достоевский показывает, что человек в преступлении как бы переходит предел самой человеческой природы и должен с неизбежностью столкнуться с иной реальностью, кроме человеческой

Таков масштаб художественной и мыслительной задачи Достоевского. С чем его можно сопоставить? — Только с описанием «первого убийства

  • совершенно охранен от преследования
  • и совершенно одинок — отлучен от общества людей.
  • Существенное различие между первым убийцей в Священной Истории и убийцей Раскольниковым состоит в том, что Каин подвергся проклятию

, совершил ошибку, соблазнился, был виновен и пострадал.

Самый умышленный город

У́мысел

— одна из форм вины, противопоставляемая неосторожности.

В уголовном праве умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению

Символика имён и фамилий

Раскольников:

: ассоциируется с мелким грязным водоемом, а также — лживый уж (змий)

: София, мудрость. София – мать святых Веры, Надежды, Любви

: Капернаум — древний город, упоминается в Новом Завете. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.

Как можно трактовать сон Раскольникова о забитой лошади?

— Докажите, что Достоевский исследует

главный вопрос о возможности крови по совести,

а следователь расследует

-Какими методами пользуется один и другой?

  • Какое значение имеет каждая из встреч для развития сюжета?
  • За что Раскольникову смягчают наказание и отправляют на каторгу всего на 8 лет?
  • В какой части романа голос М.Ф.Достоевского звучит отчётливо и ясно? Почему? (Эпилог)

В записной книжке Достоевский о

Важным средством раскрытия героев в романе являются диалоги и монологи.

Не менее важна их форма.

Монологи имеют форму спора героя с самим собою. Одновременно высказывают противоположные точки зрения на происходящее

Монологи в романе диалогичны (разные точки зрения на один факт) – признак полифонизма.

Диалоги можно охарактеризовать как монологические, так как представляют спор героя с самим собой, а не с собеседником.

— Когда происходит нравственное прозрение Раскольникова. Зачитайте данный отрывок. (Работа с текстом)

— Сравните Раскольникова преступившего и Раскольникова покаявшегося? (Важно отметить новые возможности Раскольникова, открывшиеся перед ним: принятие христианских ценностей, духовное очищение, позитивность, возможность будущего)

— Герои Ф.М.Достоевского реалистичны, но являются ли они типичными в наше время? Приведите примеры. (Обратить внимание на вневременную важность поднятой Ф.М.Достоевским проблемы духовного обнищания человека)

— Какие уроки преподаёт нам Ф.М.Достоевский? (необходимость сохранения высоких моральных качеств, христианских ценностей; великая сила любви и т.д.)

Далее следует презентация докладов от групп и совместное заполнение ЛСМ на доске и в тетради.


7. Формулировка идеи произведения на основе анализа и обобщения ЛСМ

Фронтальная беседа, приводящая к общему выводу:

  • Итак, ЛСМ закончена в том виде, который перед вами. Остаётся последний этап к тому моменту, чтобы полифония зазвучала так, как задумал её писатель, или так. как вы поняли его сочинение. Соедините логическими пунктирами точки на лучах. Объясните, почему вы сделали именно так.
  • Можно выслушать несколько ребят, они не должны повторяться, а дополнять друг друга.
  • Всё это говорит об одном:

Графический формат вывода на доске и в тетрадях:

Несостоятельность теории Раскольникова:

8. Рефлексия деятельности на уроке.

  • По результатам
  • По процессу
  • По эмоциональному состоянию

9. Домашнее задание.

Использованная литература:

Литература 10 класс: Коровин Валентин Иванович, Капитанова Людмила Анатольевна, Вершинина Наталья Леонидовна Просвещение, 2012 г.

Романы Достоевского — это квинтэссенция русской философичности. Если отбросить в сторону мрачные декорации тяжёлого быта, серость городов и трагичность судеб, остаются голоса. Голоса главных героев переплетаются с жизненными воззрениями автора, чтобы рассказать о многообразии идей, душевных терзаний и поисках истины. “Преступление и наказание” не исключение. Больше музыкальный термин “полифония” как нельзя лучше описывает невидимую канву романа. Достоевский мастерски использует приём многоголосия, чтобы в одном произведении показать разные грани жизни, разные способы пройти свой путь, разные взгляды на нравственность, на греховность и на способность духовного роста. Нужно уточнить, что автор не даёт оценку своим героям. Каждый из них имеет право высказаться в монологах и диалогах. Обычно один герой является носителем одной идеи или проблемы. Таким образом, происходит нескончаемый диалог сознания всех персонажей. Громче всех в романе звучит голос Раскольникова. Бывший студент, обезумевший от нищеты и безысходности, чувствующий вину за тяжёлое материальное положение матери и сестры, заразился идеей наполеонизма. Он убеждён, что у сильных мира сего есть право проливать кровь во имя блага. Он готов возвыситься над серой толпой, чтоб привести её к новой жизни любыми, даже антигуманными, способами. Голос Сони Мармеладовой звучит вместе с голосом Раскольникова. Этот дуэт гармоничен именно потому, что конечная цель у героев одна — сделать мир лучше. Только Соня против насилия. Девушка, которой пришлось страдать от людской жестокости, уверена, что только добром можно победить зло. Свидригайлова принято считать двойником Раскольникова. Он тоже убивал, ему не чужда жестокость. Но голоса этих героев к концу романа звучат в разных тональностях. Раскольников прошёл тяжёлый путь испытания совестью, он раскаялся, чтобы получить прощение. В финале его голос звучит в мажоре. Свидригайлов так и не признался в грехах, муки совести довели его до самоубийства, а голос потонул в миноре. Автор даёт высказаться в романе и Лужину, чопорному, скупому и тщеславному себялюбцу. Ведь таким недалеким людям тоже есть место в обществе. Человек, который даже слова из Библии трактует с выгодой для себя: возлюби прежде всех самого себя, потому что все на свете на личном интересе основано. Распознать голос автора в этом полифоничном романе несложно, он говорит с нами через своих героев, он дает им право на ошибку и даёт возможность вырасти духовно. Воспользоваться этим правом суждено не каждому, но выбор всегда за человеком.

Пример 2

Федор Михайлович Достоевский закончил свой роман “Преступление и наказание” в 1866 году. В центре этого произведения стоит убийство. По замыслу автора роман должен был показать, что от выбора человека зависит его будущее. Это произведение очень необычное, оно охватывает многие социально-философские проблемы, рассказывает о трагичных судьбах разных людей.

Главным героем произведения является бедный студент Родион Раскольников. Он уверен в своей идее деления людей на “обычных”, то есть простых и ни на что не способных, и “необычных”, тех, кто могут вершить судьбы других. Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы, он считает, что это будет делом благим, потому что старуха лишь приносит вред. Студент считает себя великим человеком, таким, как Наполеон. Федор Михайлович Достоевский создал свое творение, как полифонический роман, то есть то произведение, которому присущи “многоплановость и многоголосость”. Причем полифоническим его впервые назвал литературовед М. Бахтин. Достоевский же сам говорит о том, что “слова героя о себе самом также полновесны, как и слова автора”. А значит мы видим здесь и голос автора и голос героя.

Это произведение интересно тем, что автор выступает здесь, как один из персонажей. Он просто лишь высказывает свое мнение, не навязывая его никому другому. Все персонажи самобытны и являются отдельными неповторимыми личностями.

Полифония романа Достоевского с использованием ЛМС. Литература.

Учитель русского языка и литературы высшей категории Кольцова Наталья Юрьевна

В условиях современной жизни остро встают вопросы духовности, культуры. Каждый учитель литературы старается помочь учащимся развить свои личные качества, расширить интеллектуальные знания, пробудить интерес к учебе, ко всему новому, доброму, прогрессивному, уберечь, от проявлений эгоизма, пассивности, безразличия.

1.Личностные

Формирование морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

2.Метапредметные

-познавательные

Формирование умения анализировать и систематизировать информацию с помощью графического организатора — логико –смысловой модели (ЛСМ)

-регулятивные

Тренинг умения осуществлять целеполагание, планирование и рефлексию учебной деятельности

-коммуникативные

Тренинг умения работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

3.Предметные

Методы, технологии

Организационные формы

Фронтальная беседа, работа в малых группах

1. Организационный этап. Установление контакта с аудиторией.

Слово учителя:

— Звучит отрывок многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий.

Учитель: В чём особенность этого музыкального стиля?

В ходе беседы выясняются существенные признаки полифониии.

Полифония — вид многоголосия при одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.

. Уточнение смысла понятия

В ходе беседы выясняется, что какофония это сочетание звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение, полифония же предполагает гармонию, порядок, системность.

Учитель организует проблемную ситуацию, задавая вопрос:

Учащиеся рассуждают, проводя аналогии между литературным и музыкальным произведением. Учитель акцентирует их внимание на существенных признаках полифонии.

В результате беседы выясняется:

Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается в этом непрерывном диалоге сознаний героев

3. Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос учителя:

— Что делает это многоголосие полифонией?

Что является системообразующими факторами? Что стягивает все голоса в систему.

О человеке, который совершает убийство из благих намерений.

Что обсуждают многочисленные голоса романа?

: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора.

Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается в этом непрерывном диалоге сознаний героев.

Далее беседа ориентирована на следующие проблемные вопросы и соответствующие позиции.

— Как можно сформулировать главный вопрос романа?

— Почему именно этот вопрос лёг в основу романа?

Обобщение учителя:

Достоевский обладал редким для светского писателя качеством – он мыслил последовательно библейски. Обозначив в заглавии романа тему преступления и наказания, Достоевский душой отозвался на великий сюжет о Каине братоубийце.

4. Целеполагание.

— Как из полифонии голосов возникает идея романа? Что нужно нам сделать, чтобы понять художественное высказывание Достоевского?

Чтобы понять идею произведения мы должны увидеть выстроенную Достоевским художественную систему в её основных взаимосвязях и образах. В этом заключается главная задача нашего урока.

5. Выбор средств.

Чтобы увидеть произведение как систему, наглядно представить её основные компоненты и связи, необходимо выбрать наиболее эффективный способ работы.

Учитель предлагает рассмотреть возможности системы образов романа.

Эта система не отражает идейно-художественной структуры романа. Обозначены только герои и семейные связи. Необходимо обратиться к другому инструменту – логико-смысловому моделированию.

  • Логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый её элемент в отдельности,
  • на ней можно показать сравнительную характеристику двух явлений, событий, формул, найти сходства и различия между ними,
  • Установить причинно-следственные связи,
  • выявить основную проблему и найти её решение.

6. Построение логико-смысловой модели

Сочетание фронтальной работы учителя со всем классом и самостоятельной работой учащихся, объединённых в малые группы.

Фронтальная работа на доске и в тетради:

Учащиеся разбиваются на 4 группы. 3 группы учащихся определяются в соответствии с ветвями ЛСМ. Можно делить класс и на 8 групп – 8 лучей. Все эпизоды, которые нужны для аргументации, были проанализированы на предыдущих уроках.

  • В чём символический смысл его фамилии?
  • Кого из героев романа можно назвать двойниками Раскольникова?
  • Какие идеи определяют их жизненную позицию?
  • Зачем Достоевский выстраивает систему двойников для Раскольникова?
  • Кого из героев романа можно назвать антиподами Раскольникова?
  • Какие идеи определяют их жизненную позицию?
  • Зачем Достоевский выстраивает систему антиподов Раскольникова?
  • Какую роль в жизни Раскольникова играет Соня? В чём заключается символический смысл её имени?
  • Какой смысл заложен писателем в образ Лизаветы?

Прочтите библейские легенды и подготовьте ответы на вопросы:

  • Есть ли аналогии в судьбах Каина и Родиона Раскольникова?
  • В чём суть их наказания?
  • Какую роль в романе играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?

Достоевский в романе берется показать все этапы преступления, когда является сама сущность наказания. Задача Достоевского в романе — художественная и одновременно мыслительная: Достоевский показывает, что человек в преступлении как бы переходит предел самой человеческой природы и должен с неизбежностью столкнуться с иной реальностью, кроме человеческой

Таков масштаб художественной и мыслительной задачи Достоевского. С чем его можно сопоставить? — Только с описанием «первого убийства

  • совершенно охранен от преследования
  • и совершенно одинок — отлучен от общества людей.
  • Существенное различие между первым убийцей в Священной Истории и убийцей Раскольниковым состоит в том, что Каин подвергся проклятию

, совершил ошибку, соблазнился, был виновен и пострадал.

Самый умышленный город

У́мысел

— одна из форм вины, противопоставляемая неосторожности.

В уголовном праве умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению

Символика имён и фамилий

Раскольников:

: ассоциируется с мелким грязным водоемом, а также — лживый уж (змий)

: София, мудрость. София – мать святых Веры, Надежды, Любви

: Капернаум — древний город, упоминается в Новом Завете. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.

Как можно трактовать сон Раскольникова о забитой лошади?

— Докажите, что Достоевский исследует

главный вопрос о возможности крови по совести,

а следователь расследует

-Какими методами пользуется один и другой?

  • Какое значение имеет каждая из встреч для развития сюжета?
  • За что Раскольникову смягчают наказание и отправляют на каторгу всего на 8 лет?
  • В какой части романа голос М.Ф.Достоевского звучит отчётливо и ясно? Почему? (Эпилог)

В записной книжке Достоевский о

Важным средством раскрытия героев в романе являются диалоги и монологи.

Не менее важна их форма.

Монологи имеют форму спора героя с самим собою. Одновременно высказывают противоположные точки зрения на происходящее

Монологи в романе диалогичны (разные точки зрения на один факт) – признак полифонизма.

Диалоги можно охарактеризовать как монологические, так как представляют спор героя с самим собой, а не с собеседником.

— Когда происходит нравственное прозрение Раскольникова. Зачитайте данный отрывок. (Работа с текстом)

— Сравните Раскольникова преступившего и Раскольникова покаявшегося? (Важно отметить новые возможности Раскольникова, открывшиеся перед ним: принятие христианских ценностей, духовное очищение, позитивность, возможность будущего)

— Герои Ф.М.Достоевского реалистичны, но являются ли они типичными в наше время? Приведите примеры. (Обратить внимание на вневременную важность поднятой Ф.М.Достоевским проблемы духовного обнищания человека)

— Какие уроки преподаёт нам Ф.М.Достоевский? (необходимость сохранения высоких моральных качеств, христианских ценностей; великая сила любви и т.д.)

Далее следует презентация докладов от групп и совместное заполнение ЛСМ на доске и в тетради.


7. Формулировка идеи произведения на основе анализа и обобщения ЛСМ

Фронтальная беседа, приводящая к общему выводу:

  • Итак, ЛСМ закончена в том виде, который перед вами. Остаётся последний этап к тому моменту, чтобы полифония зазвучала так, как задумал её писатель, или так. как вы поняли его сочинение. Соедините логическими пунктирами точки на лучах. Объясните, почему вы сделали именно так.
  • Можно выслушать несколько ребят, они не должны повторяться, а дополнять друг друга.
  • Всё это говорит об одном:

Графический формат вывода на доске и в тетрадях:

Несостоятельность теории Раскольникова:

8. Рефлексия деятельности на уроке.

  • По результатам
  • По процессу
  • По эмоциональному состоянию

9. Домашнее задание.

Использованная литература:

Литература 10 класс: Коровин Валентин Иванович, Капитанова Людмила Анатольевна, Вершинина Наталья Леонидовна Просвещение, 2012 г.

Читайте также: