Расчет стоимости компьютера 9 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Провела: Мешкова Галина Викторовна

Личностные : развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач практического содержания, развивать умения понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы), понимать сущность алгоритмических предписаний, формировать умение работать в группах.

Предметные : умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)

Для каждого человека дорог подарок, сделанный своими руками. Хотели бы вы удивить своих близких, приготовив праздничный торт своими руками? Тогда ставим перед собой задачу испечь торт с наименьшими затратами, а помогут нам в этот математические знания – действия с десятичными дробями.

Для вас заготовлена инструкционная карта, с помощью которой мы будем работать на протяжении всего урока.

Внимательно прочитайте его и составьте список необходимых продуктов. Обратите внимание – рецепт на 4 порции. Все ли числовые данные в рецепте вы использовали?

Мы готовы идти в магазин за продуктами. У вас есть прайс-листы.

У нас всё готово. Давайте определим с вами алгоритм приготовления нашего торта. Прочитайте ещё раз рецепт и пронумеруйте этапы приготовления торта.

В результате мы выяснили, что для приготовления нужно последовательно

выполнить следующие действия: Как вы считаете сложно испечь торт? Но мы с вами справились!

Чему вы сегодня научились? Нужна ли математика в повседневной жизни?

Где в жизни вы можете применить полученные практические знания? Как видите,

Большинство учащихся будут уметь: различать информацию по видам, указывать свойства информации, выбирать наиболее удачную форму представления информации.

Некоторые учащиеся смогут: сформировать представление о свойствах информации.

Изучат существующие свойства информации.

Научатся правильно переводить информацию.

Смогут составлять постер.

Смогут сформулировать вопросы.

Конкретно-предметная лексика и терминология: Свойства информации — ….

Набор фраз для диалога и письма: Свойства информации — …, объективность…, полнота…, точность…, достоверность…, актуальность…, ценность….

Полезные выражения для диалога/письма:

Информацию можно измерить по …….. и по ……….

Первый способ не всегда объективен, так как ………

Для вычисления объема информации применяется следующая формула ………

Информационный вес символа можно посчитать ……..

знания

Уметь переводить из одной единицы измерения информации в другую.

Психологический настрой. Деление на группы.

Каждый учащийся получает номер от 1 до 4. Учащиеся формируют группы по полученным номерам

Обмен в парах информацией, полученной на прошлом уроке (Стратегия 1 минута)

Учитель: Оценивает степень понимания правил поведения в кабинете информатики:

1. Можно ли прыгать в КВТ?

2. Скажите, как нужно вести себя в кабинете информатики?

3. Расскажите мне о правилах поведения в кабинете информатики?

Работа в группах. Метод Джигсо

Заполните таблицу следующими видами информации: визуальная, числовая, личная, графическая, тактильная, мультимедийная, общественная, звуковая, обонятельная, специальная, аудиальная, текстовая, вкусовая.

ФО оценивание по методу Карусель

1) Приведите примеры:

Ø Достоверной, но неактуальной информации;

Ø Актуальной, но недостоверной информации;

Ø Полной, достоверной, но бесполезной информации;

Ø Доступной, но непонятной информации;

Ø Объективной, но не полной;

Ø Понятной, но не актуальной.

Дескрипторы:

· определяет мощность алфавита

· вычисляет количество символов на странице

· вычисляет количество страниц в документе

Индивидуальная работа 3 задание

Учитель предлагает задание на развитие высокого навыка: анализ в виде практической работы. Задает два вопроса на расширение (дополнительные вопросы, дифференциация)

ФО оценивание по дескрипторам

— правильно указывают данные ответы;

Рефлексия. Заполни дискуссионную карту.

Домашнее задание.

Задания предполагают разделение обязанностей в группе- творческая часть, ответы на вопросы, подведение выводов.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Развитие умений самостоятельной работы, толерантности при работе в паре, группе, навыков логического мышления, выступления перед классом.

сформировать навыки бережного отношения к компьютерной технике, своему здоровью;

1.Работать за компьютером можно сколько угодно времени! (Нет)

2.За компьютером можно сидеть с напитками и едой! (Нет)

3.Компьютер устройство которое работает от электрической сети! (Да)

4. Существуют ли особые правила работы за ПК, в кабинете? (Да)

Объявление темы и цели урока.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока.

Формулируют цели и задачи для достижения цели.

Устанавливаем критерии успеха урока

Правильная рабочая поза:

    . Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.
  • Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
  • Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти — это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
  • Колени — на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
  • Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.
  • Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
  • Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
  • Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
  • Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
  • Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Так же при работе необходимо:

  • дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
  • держать в расслабленном состоянии плечи и руки — в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
  • чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.
  • При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.
  • При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
  • Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.

Даю задание изучить материал учебника стр.6-9

Даю задание составить кластер по правилам поведения и ТБ в кабинете.

Наблюдаю за работой.

Определяем критерии оценивания работы в группе, кластера.

Предлагаю оценить работу каждого участника группы. Предлагаю защитить свой кластер.

Предлагаю оценить кластер метод 2 звезды и одно пожелание.

Работают с учебником.

Начинают работу над кластером.

Предлагают и обсуждают критерии.

Работают над кластером.

В тетрадях выставляют символы критерий работы в группе.

Выбирают спикера для защиты кластера.

Защищают свой кластер.

« — давал ответы, задавал вопросы, работал творчески, помогал другим.

¨ — задавал вопросы, работал творчески

? – не принимал никакого участия в работе группы

Регламент времени Бумага для кластера

Фломастеры, карандаши, цветные стикеры

Дайте объяснение, почему необходимо соблюдать ТБ?

Почему существуют ограничения времени для работы за компьютером?

Перевод символов и оценки за тест в оценку за урок.

Предлагаю оценить на сколько прошел урок.

Обсуждают ответ в группах, дают ответ.

Дают оценку уроку

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

2.

1.

научатся определять и следовать правилам работы в группе

Учащиеся становятся в круг улыбаются друг другу и желают друг другу хорошего рабочего настроения.

Ученик почувствует эмоциональный комфорт и творческую раскованность

2. Проверка домашней работы.

1. Что такое алгоритм?

2. Какими свойствами должен обладать алгоритм?

3. Приведите примеры исполнителей алгоритмов?

4. Какие способы записи существуют?

5. Приведите пример алгоритмических структур?

Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.

Будем рассматривать алгоритмы, исполнителем которых является человек.

Последовательность шагов, которые выполняются человеком при решении некоторой задачи, удобно записывать в виде нумерованного списка (словесная форма) таблицы или изображать с помощью блок-схемы.

В последнем случае для обозначения шагов алгоритма используются следующие геометрические фигуры:

Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется программой.

Алгоритм разрабатывается для решения некоторой задачи или класса задач. При этом:

1. Выделяются фигурирующие в задаче объекты, устанавливаются свойства объектов, отношения между объектами и возможные действия с объектами;

2. Определяются исходные данные и результат;

3. Определяется точная последовательность действий исполнителя, обеспечивающая переход от исходных данных к результату;

4. Последовательность действий записывается на языке, понятном исполнителю.

Формы записи алгоритмов:

Словесный представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм представляет собой произвольное изложение на естественном языке

Графический — последовательности связанных между собой блоков каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Такое графическое представление называется блок схемой -ориентированный граф указывающий порядок исполнения команд алгоритма.

Графические формы записи алгоритмов:

Основные алгоритмические структуры

Следование(линейный алгоритм) Циклы

Следование – команды выполняются одна за другой в том порядке, в котором они записаны в алгоритме.( (Пример. Алгоритм открывания двери в квартиру: достать ключ, вставить в замочную скважину, повернуть нужное количество раз, достать ключ, открыть дверь. закрыть дверь)

Цикл(повторение) — в процессе выполнения алгоритма многократно повторяется определенный набор команд. (Пример. (Мытье 10 тарелок: взять тарелку, помыть, поставить в сушку, взять тарелку, помыть, поставить в сушку и т. д. пока не закончатся тарелки.)

Пример5.

Составьте алгоритм рисования фигуры так, чтобы в процессе перо не отрывалось от бумаги, и ни одна линия не проводилась дважды.

10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Переведи в точку (1;1)

Сдвинь на вектор (4;4)

Сдвинь на вектор (0;-4)

Сдвинь на вектор (4;4)

Сдвинь на вектор (0;-4)

Сдвинь на вектор (-8;0)

Сдвинь на вектор (0;4)

Сдвинь на вектор (8;0)

Задача исполнить команды алгоритма при а=1, b=2, с=3

1. умножить b на b. результат записать в R1 ;

2. умножить а на с, результат записать в R2;

3. умножить 4 на R2. результат записать в R3;

4. вычесть R3 из R1. результат записать в d (d= -8)

Восстановим формулу вычисления: d=Rl-R3=b*b-4*R2 : =b 2 -4ac

Что получается? (дискриминант квадратного уравнения. )

Это пример формального исполнителя алгоритма.

. Задание 2. По представленным картинкам определите тему урока

Учитель выводит картинки на слайде презентации и предлагает определить тему урока:

Ученики рассматривают картинки, обсуждают и определяют тему урока и цели урока

Учитель предлагает ученикам записать тему урока в тетрадь.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно изучить тему, прочитав текст учебника с пометками: + я это знал, — я этого не знал, ! – это меня удивило, ? – хочу узнать.

Ученики читают текст учебника с пометками.

Учитель объясняет учащимся обозначение действий в алгоритме при помощи геометрических фигур.
Ученики слушают, анализируют собственные мыслительные операции, делают краткий конспект по теме.

Музыкальная физминутка

Учитель предлагает учащимся выполнить музыкальную физминутку
Ученики выполняют физминутку.

. Задание 4. (работа в парах)

Учитель предлагает в парах выполнить задание 4.1. и 4.2.

4.1. задание на выполнение алгоритма, записанного в словесной форме.

Определите, что получиться, если выполнить алгоритм:

Напиши диктант по клеточкам: 1В 1П 3В 2Л 3В 2П 1В 1П 3Н 6П 1В 1П 2Н 1Л 4Н 2Л 1В 1П 1В 5Л 2Н 2Л, (где В – вверх, П- вправо, Л – влево, Н – вниз)

Дорисуй полученный рисунок

Положи карандаш на место

Конец
4.2. Составление блок-схемы алгоритма

Составьте блок схему алгоритмов: а) выполнения домашнего задания,
б) приготовления яичницы, в) умножения двух чисел.

Ученики в парах выполняют задания

Учитель предлагает осуществить взаимооценивание в парах.

Ученики обмениваются работами в парах и осуществляют взаимооценивание при помощи стикеров.

Учитель предлагает учащимся обменяться мнениями по уроку, ответив на вопросы:

· Сегодня я узнал…

· Я выполнял задания…

· Урок для меня показался…

· Для меня было открытием то, что…

· Мне показалось важным…

· Материал урока был мне…

Ученики продолжив предложения, обмениваются мнениями по уроку

Учитель суммативно оценивает учащихся по результатам самооценки учащихся.

Домашнее задание:
Учитель организует запись домашнего задания в дневники

Ученики записывают домашнее задание:
учебник

Обучать основам программирования.

Ø Каждая группа должна
составить подробную инструкцию для какого-либо действия:
заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по свето-
фору и др. Инструкцию ученики оформляют на альбомных лис-
тах или ватмане (раздает учитель).

Ø Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуж-
даются по следующим вопросам:

— Что общего во всех инструкциях, алгоритмах? (Пошаговое
выполнение — свойство дискретности.)

— Что получается после выполнения алгоритма? (Конкрет-
ный результат — свойство результативности.)

— Можно ли один алгоритм, например инструкцию по зава-
риванию чая, применить для выполнения аналогичного дейст-
вия, например заваривания травяного сбора? (Свойство массо-
вости.)

— Все ли инструкции просты и понятны? (Свойство выпол-
нимости и понятности команд.)

— Все ли команды четко прописаны и в правильной последо-
вательности? (Свойство детерминированности.)

Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:

Стадии создания алгоритма:

1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает (определить цель, наметить план действий).

2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия (выбрать среду и объект алгоритма, детализировать алгоритм). Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Исполнитель — объект, который выполняет алгоритм. Назначение исполнителя точно выполнить предписания алгоритма, подчас не задумываясь о результате и целях, т.е. формально. Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры…

Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.

Основными характеристиками исполнителя являются: среда, система команд, элементарные действия, отказы.

Откройте окно исполнителя Кузнечик.Откройте пульт для исполнителя Кузнечик.

Используя пульт, напишите алгоритм для получения из числа 4 числа 25.

Задание 2.

1. Используя команды исполнителя Кузнечик, напишите алгоритм для получения из числа 33 числа 4 (без использования пульта).

2. Откройте окно исполнителя Кузнечик и проверьте алгоритм

Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания. Выполняют упражнения.

Тип урока: урок объяснения и усвоения нового материала в 9 классе.

Продолжительность урока: 90 минут.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение урока: стандартное приложение Windows – программа MS Access.

Цели.

Образовательные: познакомить учащихся с понятием о логического выражения, истинности и ложности простого логического выражения, начать формирование умения формулировать простые запросы на языке логических выражений, формирование знаний учащихся об объектах СУБД, освоение технологических приемов по созданию запросов в среде СУБД.

Развивающие: развивать внимание, зрительную память, умение сравнивать; развитие приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;

Воспитательные: воспитание аккуратности, терпения, добросовестности, достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать самостоятельно.

План урока

  • Организационный момент (2 мин.)
  • Актуализация знаний (10 мин.)
  • Объяснение нового материала: Условия выбора, простые логические выражения (20 мин.)
  • Практическая работа 1 за компьютерами (15 мин.)
  • Зарядка для глаз (2 мин.)
  • Объяснение нового материала: сложные логические выражения (15 мин.)
  • Практическая работа 2 за компьютерами (15 мин.)
  • Объяснение нового материала: Сортировка (5 мин.)
  • Практическая работа 3 за компьютерами (7 мин.)
  • Подведение итогов (2 мин.)
  • Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием логического выражения, операциями отношения, простыми и сложными запросами. Но сначала мы проверим домашнее задание, познакомимся с новой темой и выполним практическую работу.

2. Актуализация знаний.

  • Что такое база данных? (Организационная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения)
  • В чем различие между фактографическими и документальными БД? (Фактографические БД содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате.Документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.)
  • Что такое распределенная БД? (Такая БД, в которой части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью.)
  • Что такое информационная система? Приведите примеры Информационных систем. (Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для её хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.(Система продажи билетов на поезда и самолёты,WWW-глобальная информационная система.)
  • Что такое реляционная БД? (База данных с табличной формой организации.)
  • Что такое запись, поле записи? Какую информацию они содержат? (Строка таблицы - запись, столбец - поле)
  • Что такое главный ключ записи? Какие бывают ключи? (Главный ключ – поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей.Ключом может быть одно поле (простой ключ) или несколько полей(составной ключ))

Вопросы из учебника, стр. 70 и 73.

  • Как расшифровывается СУБД? (Система управления базами данных.)
  • Какие СУБД называются реляционными? (Системыработающие с реляционными базами данных)
  • На каком устройстве и в какой форме хранятся таблицы, созданные с помощью реляционной СУБД? ( На компьютере, в табличной форме)
  • Какие основные типы полей используются в БД?
  • Что такое справка?

3. Этап усвоения новых знаний

1) Теоретическая часть. (Приложение 4)

Условия выбора и простые логические выражения.

Слайд 2.

Чаще всего для справки требуются не все записи, а только часть из них, удовлетворяющая какому-нибудь условию. Это условие называется условием выбора. В командах СУБД условие выбора записывается в форме логического выражения.

Логическое выражение – это выражение, состоящее из имени поля логического типа или одного отношения.

Логическое выражение, подобно математическому выражению, выполняется (вычисляется), но в результате получается не число, а логическое значение. Логическое значение – это всегда ответ на вопрос, истинно ли данное значение. (истина или ложь).

Слайд 3.

Операции отношения.

Слайд 4.

  • Символьные величины можно сравнивать и в отношениях , =. Здесь упорядоченность слов (последовательностей символов) определяется по алфавитному принципу(в алфавитном порядке, по правилам русского языка). Вот фрагмент из орфографического словаря, выстроите слова в алфавитном порядке: квартет, компонент, конверт, конвульсия.

С точки зрения математической логики между этими словами истинны следующие отношения:

Слайд 6

С помощью операций отношений можно делать запрос в БД. Запрос мы будем рассматривать как инструмент обработки информации в среде MS Access.

Запросы осуществляют поиск данных в БД. Результатом выполнения запроса является таблица. Запросы позволяют отобрать те записи, которые удовлетворяют заданным условиям.

Запросы бывают простые и сложные. Простой запрос содержит одно условие, а сложный запрос содержит несколько условий для различных полей.

В процессе создания запроса можно отбирать не только записи, но и поля, которые будут присутствовать в запросе.

Запрос – объект БД, который позволяет проводить основные операции по обработке данных – сортировку, фильтрацию, объединение данных из разных источников – и сохранять результаты с некоторым именем, чтобы в дальнейшем применять эти операции по мере необходимости.

Подготовка к практической работе

Работа с интерактивной доской. (Приложение 5)

Расставьте правильно знаки отношений.

Откройте учебник на странице 79 №6а (показывать через проектор/интерактивную доску как сделать запрос).

- Открываем свою БД.

- В диалоговом окне БД выбираем Запросы, Создание запроса в режиме конструктора.

- Добавляем нужную таблицу.

- Добавляем поля для запросов.

- В строке Условие отбора вводим нужный нам запрос.

- Сохранить, дать имя запросу.

Практическая работа 1 на компьютерах с СУБД Access.

Практическое задание

Тема: Условия выбора и простые логические выражения в СУБД Access.

Выполняем Задание 1 в практической работе.

- На вкладке БД выбрать объект Запросы/Создание запроса в режиме конструктора/Создать/Конструктор/Ок

- Добавление таблицы/Таблицы/Добавить/Закрыть.

- Для создания запроса выбрать Поле и Условие отбора

- Дать имя запросу.

2. Автор = Беляев А Р

3. Выберите книги с номером больше 6

Закрепляем результат выполнения работы на интерактивной доске

Перетаскивание строчек (Приложение 6)

- В какие дни температура была 3,4оС;

- Какие ученики по химии имеют оценку 5?

Сложные логические выражения.

Сложные логические выражения содержат логические операции.

Познакомимся с 3 логическими операциями:

Операция логического умножения (конъюнкция) знак операции и;

Операция логического сложения (дизъюнкция) знак операции или;

Операция отрицания, знак операции не.

Осадки не туман

Запомните! Логические операции, как и в арифметики, имеют разный приоритет (старшинство). По убыванию старшинства лог. Операции располагаются в таком порядке:

Проверяем ответы открывая шторку

В какие дни не было снега и давление не опускалось ниже 744 см рт. ст.

Найдите ученика с именем Аликин Петр и оценкой по физике 4.

Найдите книги автора Кервуд Д. или Тынянов Ю. Н.

Практическая работа 2 на компьютерах с СУБД Access.

Практическое задание (Приложение 3)

Тема: Условия выбора и сложные логические выражения в СУБД Access.

Выполняем Задание 2 в практической работе.

На вкладке БД выбрать объект Запросы/Создание запроса в режиме конструктора/Создать/Конструктор/Ок

- Добавление таблицы/Таблицы/Добавить/Закрыть.

- Для создания запроса выбрать Поле и Условие отбора

- Дать имя запросу.

- Геология или не Танцы

- Какие книги стоят на 5 полке, изданные с 1985

- Какие оценки у Галкиной Нины по русскому, алгебре, химии, физики, истории и музыки.

Сортировка БД

Очень часто записи в таблицах бывают упорядочены по какому-либо правилу. Например, ваши фамилии в журнале расположены в алфавитном порядке; расписание движения поездов – в порядке времени отправления.

Процесс упорядочения записей в таблице называется сортировкой.

Для выполнения сортировки важно знать: (показывать через проектор БД)

1. по значению какого поля проводить сортировку;

2. в каком порядке сортировать записи.

Поле, по значению которого производится сортировка наз. Ключом сортировки.

Возможно 2 варианта. Сортировка по убыванию значений ключа и по возрастанию значений ключа.

Практическая работа 3 на компьютерах с СУБД Access.

Практическое задание (Приложение 8)

Тема: Сортировка в СУБД Access.

(Показать, как это сделать на данном примере)

Задание 3. Сортировка по 2 ключам: Автор и Год, исключая книги Беляева А.Р.

Задание 4. Сортировка по 2 ключам: Температура – по убыванию. Давление – по возрастанию. Какая запись окажется во второй строке таблицы? (0;750)

Обратная связь.

1. Что такое логическое выражение?

2. Какое логическое выражение называется простым?

3. Какие виды отношений используются в логических выражениях?

4. Какие логические операции употребляются в сложных логических выражениях?

Ключевые слова: электронные таблицы, вычисление, формула, ссылка, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция.

Для организации вычислений в них используются формулы, которые могут включать в себя ссылки и функции. Различают два основных типа ссылок: относительные (зависящие от положения формулы) и абсолютные (не зависящие от положения формулы). Разница между ними проявляется при копировании формулы из текущей ячейки в другие ячейки. При копировании формулы относительная ссылка корректируется так:

- смещение на один столбец приводит к изменению в ссылке одной буквы в имени столбца;

-смещение на одну строку приводит к изменению в ссылке номера строки на единицу.

В следующем примере показано, что окажется в ячейках B2, C 2 и D 2 при копировании формулы из А2:


В абсолютных адресах перед именем столбца и перед номером строки ставится знак доллара $, такие адреса не изменяются при копировании. Скопируем формулу =$B$2+$C$3 из D5 во все соседние ячейки.



А теперь попробуйте установить соответствие между ссылками и их типами:

При обработке данных в электронных таблицах можно использовать встроенные функции – заранее определенные формулы. В электронных таблицах реализовано несколько сотен встроенных функций, подразделяющихся на: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др. Каждая функция имеет уникальное имя, которое используется для ее вызова. Имя, как правило, представляет собой сокращенное название функции на естественном языке. В таблице приведены наиболее часто встречающиеся функции. Мы уже неоднократно встречались с логическими операциями НЕ (инверсия), И (конъюнкция), ИЛИ (дизъюнкция). Построенные с их помощью логические выражения использовались при организации поиска в базах данных, при программировании вычислительных процессов.

Логические операции в электронных таблицах представлены как функции: сначала записывается имя логической операции, а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды. Для проверки условий при выполнении расчётов в электронных таблицах реализована условная функция.

Ее формат представлен перед вами. Подведем итоги.

Для организации вычислений в электронных таблицах используются формулы, которые могут включать в себя ссылки и функции. Различают относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Функции – это заранее определенные и встроенные в электронные таблицы формулы. Использование функций позволяет упростить формулы и сделать процесс вычислений более понятным.

Читайте также: