Работа с учебником как метод обучения в начальной школе

Обновлено: 29.06.2024

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется п е реосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.

Сегодня школа вся и во всем меняется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Воспитание у наших учен и ков самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.

Сегодня арсенал методов обучения весьма разнообразен. Это – лекции, деловые игры, различные формы программированного контроля, модульное и проектное об у чение и т.д. Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, скол ь ко организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой н е возможно не выучиться.

Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности и контроля за учебным познанием школьников. Главным инструментом воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение и работа с учебником и учебным материалом. Учебник — основное средство обучения любому предмету. Поэтому умение р а ботать с учебником — профессиональное умение учителя. Многие

учителя слепо следуют за учебником, когда необходимо внести какие-то коррективы, изменения в методику обучения. Задача каждого учителя - научить детей работать с а мостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника.

Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразов а ния будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.

В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разноо б разными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима сист е матическая и разнообразная работа с ней.

К сожалению, реально дела обстоят так, что, обращаясь к разнообразной научно-популярной литературе, учащиеся весьма часто проявляют неумение находить в кн и гах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизировать м а териал. Недостаточная и неграмотная организация самостоятельной работы на уроках ведет к слабому развитию самостоятельности мышления у школьников.

Опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не видят в учебнике самоучителя, основного источника знаний. А многие вообще не открывают учебники.

Важнейшие приемы и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:

- чтение текста с выделением главных мыслей;

- чтение текста и составление плана прочитанного;

- составление ответа по составленному плану;

- чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;

- комментированное чтение текста (вопросы при этом могут быть следующими.

Организовать индивидуальную, фронтальную или групповую работу можно организовать на всех этапах урока, используя алгоритмы и памятки. Здесь нужно отметить, что каждому виду деятельностьи соответствуют свои определенные вопросы, которые помогают наиболее глубоко проанализировать его.

Привлечение на уроке имеющихся в учебнике условно-графических изображений: исторических карт, схем, диаграмм позволяет чётче и нагляднее изобразить события и явления, подвести итог объяснению, выразить определённые тенденции в их развитии.

Немаловажную роль при организации работы с учебником (текст или документ) играют вопросы и задания в конце параграфа. Чтобы ученик обращался к ним, учитель должен стимулировать их работу, т.к. эти вопросы предусматривают не только простое воспроизведение материала, но и многие из них ставят проблему, требующую анализа и сопоставления явлений, определения причин и следствия, формирования и обоснования обобщающих выводов. В основном в учебниках помещены вопросы различного уровня сложности.

Таким образом, работа с учебником принадлежит к числу наиболее важных направлений деятельности учителя на уроке. Многое зависит от учителя, его творческого подхода к организации обучения.

Я считаю, что только комплексное использование средств обучения, в частности учебника в сочетании с другими источниками знаний позволяет повысить познавательную активность обучающихся, а в конечном итоге и качество обучения.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты олимпиад доступны моментально . Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.

Сегодня школа вся и во всем меняется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение поставило перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.

Сегодня арсенал методов обучения весьма разнообразен. Это – лекции, деловые игры, различные формы программированного контроля, модульное и проектное обучение и т.д. Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и, им же, деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности и контроля за учебным познанием школьников. Главным инструментом воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение и работа с учебником и учебным материалом.

Что такое учебник? Это сценарий процесса обучения. В нём зафиксированы знания, которые должен усвоить ученик, способы деятельности, которыми эти и другие знания можно добыть самостоятельно, намечены пути творческого применения знаний и умений, указаны некоторые средства воспитания. Учебник в руках учителя выполняет много функций. Он служит основным средством обучения предмету. Каждый учитель знает и довольно успешно реализует эту функцию. Одновременно учебник является средством обучения работе с книгой, прежде всего научной. Обе функции важны и характерны для всех классов.

Учебник — основное средство обучения любому предмету. Поэтому умение работать с учебником — профессиональное умение учителя. Многие

учителя слепо следуют за учебником, когда необходимо внести какие-то коррективы, изменения в методику обучения. Задача каждого учителя - научить детей работать самостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника.

Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.

В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.

К сожалению, реально дела обстоят так, что, обращаясь к разнообразной научно-популярной литературе, учащиеся весьма часто проявляют неумение находить в книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизировать материал. Недостаточная и неграмотная организация самостоятельной работы на уроках ведет к слабому развитию самостоятельности мышления у школьников.

Опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не видят в учебнике самоучителя, основного источника знаний. А многие вообще не открывают учебники.

Одна из причин в том, что школьники не хотят самостоятельно работать с учебником. А не хотят потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним. Сам учебник , пусть даже самый удачный, тоже не научит ребенка учиться. Это только учитель на профессиональном уровне прививает желание и умение учиться, формирует учебные навыки, в том числе и приемы работы с учебником. Я считаю, что одной из главных задач учителя начальных классов, учителя-многопредметника является формирование у детей:

положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;

желания работать с учебником;

приемов самостоятельной работы с материалами учебника.

. Надо только учителю видеть:

все методические возможности учебных заданий и иллюстраций учебника,

не использовать поверхностно материал учебника,

не игнорировать учебник, не заменять его своим рассказом.

Конечно формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный.

Для развития интереса к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщения.

Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.

Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.

Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопросов, при изучении принципа действия и устройств приборов, при подготовке к практическим, лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.

Важнейшие приемы и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:

- чтение текста с выделением главных мыслей;

- чтение текста и составление плана прочитанного;

- составление ответа по составленному плану;

- чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;

- комментированное чтение текста (вопросы при этом могут быть следующими):

-Что из прочитанного вам уже известно?- Что нового вы узнали?- Как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают научить учеников ориентироваться в тексте);

- устные или письменные ответы на вопросы к тексту (эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально); формирует умение отвечать кратко и четко;

- выписать новые термины и их определения ( важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять;

- записать терминологический текст (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;

- составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации совместно с учителем (составление схем под руководством учителя; объяснение учителя по готовой схеме; озвучивание готовых схем учениками заполнение и озвучивание схем учениками;

- составление текстов с пропущенными словами;

- тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается с помощью учителя разработать тесты применительно к конкретному тексту или разделу.

Никогда не пренебрегайте заголовком и эпиграфом. Эти короткие строчки часто вбирают в себя основную мысль всего текста. Прочитав заголовок, нелишне будет спросить себя, о чем пойдет речь? Что я об этом уже знаю? Прочитав фамилию автора, вспомните, какие его произведения вам уже известны.

При чтении могут появиться вопросы, ответы на которые в данном тексте вы не найдете. Хорошо, если вы воспользуетесь своим интеллектуальным багажом, полистаете справочную литературу.

Уже в ходе первичного чтения нужно выделять главную мысль в тексте. Для этого можно использовать способ отбрасывания ненужной информации. (Вспомните занимательные задачи по математике, где наряду с нужными сведениями стоят совершенно лишние.)

В качестве заключения еще раз хотелось бы отметить, что задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник.

Автор: Осинцева Елена Васильевна

Организация: МБОУ СОШ с. Осиновка

Населенный пункт: Республика Башкортостан, Бирский район

Учебник – важный источник знаний учащихся, если учитель научит учащихся пользоваться им.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Задача каждого учителя – научить детей работать самостоятельно с учебником, поэтому одной из главных задач учителя начальных классов является формирование у детей:

  • положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;
  • желания работать с учебником;
  • приемов самостоятельной работы с материалами учебника.

Конечно формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат.

С первых дней обучения в школе стараюсь объяснить детям, насколько важно и нужно уметь работать с учебником, ведь не всегда есть возможность спросить у учителя или родителей, а учебник всегда рядом, но надо уметь его понимать. В первую очередь, знакомлю с условными значками и памятками, которые помогают разобраться, где важное и интересное, указывают на сложность заданий, помогают вспомнить изученное. Объясняю, как важно бережно относиться к учебникам, приучаю пользоваться обложками и закладками. После того как первоклассники научатся читать, побуждаю их определять тему урока, цели и задачи, работать с содержанием, чтобы быстрее найти нужную страницу, видеть и правильно использовать образец, рисунок. В 3 и 4 классах советую, вести тетрадь подсказок, в которую школьники записывают основные правила в виде схем и таблиц, составленные по учебнику.

Разумеется, младшие школьники не могут ещё выбирать главное и второстепенное так хорошо и быстро, как старшие. Но если их этому не обучить в начальной школе, в дальнейшем возникнут трудности. Решению этой задачи помогает работа с художественными текстами, где обучающиеся находят и подчёркивают или выписывают ответы на вопросы. Этой работе учащиеся учатся, выполняя контрольные работы по литературному чтению или домашние задания в тетради на печатной основе, а также на обычных уроках, где помощь учебника необходима.

Нужно правильно организовать работу с учебником, чтобы учащиеся не просто читали его, а продолжали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал.

Важнейшие приемы и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:

- чтение текста с выделением главных мыслей;

- чтение текста и составление плана прочитанного;

- составление ответа по составленному плану;

- чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;

- комментированное чтение текста ;

- устные или письменные ответы на вопросы к тексту ;

- выписывание новых терминов и их определений (важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять);

- запись терминологического текста (составленного учителем), добавление пропущенных терминов и подчеркивание их;

- составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации совместно с учителем ;

- составление текстов с пропущенными словами;

- тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается с помощью учителя разработать тесты применительно к конкретному тексту или разделу.

Фрагменты урока окружающего мира во 2 классе по учебнику Н.Ф. Виноградовой с применением этих приёмов:

--Как узнать тему сегодняшнего урока? (прочитать в учебнике)

-- Правильно, а в чём нам ещё помогает учебник? (узнавать новое, закреплять. повторять пройденное)

-- Значит, если учебник нам так много помогает, мы можем назвать его нашим другом и помощником? Как надо относиться к другу? (бережно)

Дети рассказывают об обложках и закладках.

Как учебник общается с нами? (при помощи текстов и условных значков)

Что нужно уметь, чтобы общение было лёгким и комфортным? ( быстро и правильно читать)

Затем читают тему урока.

Чтение текста по учебнику и выполнение заданий

-- Проверим, как вы умеете работать по учебнику.

3. Закончите предложения (Кузнец делал железные предметы для дома: … (кочерги, лопаты, ухваты, гвозди) Купцы торговали продуктами питания. (одеждой, гвоздями))

4. Найдите ошибку (Труд горожанина не отличался от труда сельского жителя.

Приемы самостоятельной работы ученика с учебником. Составление плана текста. Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Применение активных методов обучения работы с учебником на уроке. Работа с иллюстративным материалом учебника.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.02.2012
Размер файла 24,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Методы обучения учащихся работе с учебником

1. Приемы самостоятельной работы с учебником

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.

Основные из них:

· Конспектирование (краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного). Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

· Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

· Тезирование (краткое изложение основных мыслей прочтенного).

· Цитирование (дословная выдержка из текста). Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

· Аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла).

· Рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном).

· Составление справки (сведений о чем-нибудь, полученных после поисков). Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.

· Составление формально-логической модели (словесно-схематического изображения прочитанного).

· Составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме).

· Составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов). Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

2. Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний

В курсе каждого учебного предмета есть темы достаточно сложные, вызывающие затруднения при усвоении учащимися. В таких случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового материала проводить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем уже проводить беседу. В принципе следовало бы на каждом уроке после объяснения учителя предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно с учебником. Это обусловливается закономерностями познавательной деятельности. Чтобы прочно усвоить тот или иной материал, требуется неоднократное обращение к его изучению. Всякая последующая работа, если она правильно организована, не только способствует лучшему запоминанию знаний, но и позволяет находить в них новые детали и оттенки, глубже подходить к их осмыслению. К сожалению, на это не всегда хватает времени. Нужно правильно организовать работу с учебником, чтобы учащиеся не просто читали его, а продолжали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал. Важнейшими приемами при использовании этого метода являются следующие:

а) четкая постановка цели работы с учебником,

б) указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися,

в) определение порядка самостоятельной работы и приемов

г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся,

д) беседа по закреплению нового материала.

а) Прежде всего существенное значение имеет правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учителем. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий характер. Их изучение вызывает у школьников большие трудности. Естественно, что по таким темам не следует отсылать учащихся к самостоятельной работе с учебником, их нужно излагать и объяснять самому учителю. Таким образом, соблюдение принципа доступности обучения является одним из условий правильной организации самостоятельной работы учащихся с учебником с целью овладения новым материалом.

б) Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя. Прежде всего, нужно точно определить тему нового материала, провести общее ознакомление с его содержанием, обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны усвоить (иногда их полезно записать на доске или вывесить в виде таблицы), а также дать подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле.

в) В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них вопросы, как они понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.

г) Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику.

д) Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала.

е) Изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником.

ж) При изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях лучше использовать самостоятельную работу с учебником.

з) Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, давать упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся.

Приведенные примеры показывают, что самостоятельная работа учащихся с учебником по усвоению нового материала как метод обучения требует от учителя хорошего знания и практического владения разнообразными приемами ее организации.

3. Применение активных методов обучения работы с учебником на уроке

Одним из важных навыков, которыми должны овладеть учащиеся является формирование умения работать с книгой - учебником.

В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.

Планируя работу школьников с учебником, важно иметь в виду следующее:

1. Самостоятельная работа с этой книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития: осознание теоретического материала, развитие познавательной - деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач и пр.

2. Для развития интереса (формирования устойчивых мотивов) к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщений.

3. Проблема овладения умениями и навыками пользования учащимися книгой не может быть успешно решена на уроках только по одному учебному предмету. Следует планировать соответствующий вид деятельности школьников при изучении всех дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. При этом важно выделять общие умения и специальные.

В старших классах формирование этих умений связано с более глубокой проработкой материала, в частности, при обобщении изученного необходимо придавать знаниям структуру теории. Это приводит к объединению, взаимно дополнению методических приемов, что педагогически эффективно.

Как известно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала, вопросов и задач, инструкций к лабораторным работам, сведений справочного характера. Все эти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового, повторение, закрепление и т.д.). Рассмотрим, как это целесообразнее всего сделать.

3.1 Работа с текстом учебника

Этот вид использования учебника может быть при изучении новых вопросов, знакомстве со структурой и логикой материала, применении заданий по тексту, подготовке его к пересказу. Рассмотрим эти ситуации на материале курсов 9 - 11 классов.

В 11 классе при изучении модели атома водорода по Бору часть материала дается для самостоятельного рассмотрения в классе или дома, при этом предлагается определить постоянную Ридберга, используя задания:

1. Прочитайте текст учебника.

2. Выпишите формулу для частоты излучения атома водорода.

3. Подумайте, какими способами можно вычислить постоянную К, исходя из данной формулы и выражения для R (название постоянной вводится учителем).

4. Зная формулу для частоты y.найдите К. Ответьте, какие величины нужны для определения постоянной Ридберга.

5. Вычислите R.

Применяется такая форма самостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых параграфов учебника с последующим письменным выполнением заданий. Предназначенный для самостоятельного изучения материал и содержание письменной работы подбираем так, чтобы школьники в течение одного урока могли выполнить полностью все задание.

Практика показала, что после проведения трех-четырех самостоятельных работ учащиеся приобретают нужные организационные навыки и практически все справляются с заданием. Если же кто-либо испытывает затруднения, то он получает у учителя необходимую консультацию и соответствующее задание на дом.

Использование учебника на уроке способствует выработке умения самостоятельно готовиться к занятиям дома. Школьники должны знать, как составить план ответа, подготовить конспект, написать тезисы. На первом этапе педагогически целесообразно поощрять использование планов, тезисов, цитат при ответе на уроке. При этом уместно, например, в качестве дополнительного вопроса дать цитату из учебника с просьбой прокомментировать выдержку. Здесь могут быть вопросы на знание фактологического материала, вопросы мировоззренческого и методологического плана.

Необходимо обращаться к учебнику при подведении итогов изучения главы или темы, т.е. при обобщении материала. Для этого целесообразно использовать схемы, таблицы, Она позволяет выделить основной материал, дает ориентировку в изученном, обладает мнемоническими свойствами.

учебник обучение урок иллюстративный

3.2 Работа с иллюстративным материалом учебника

По нашему мнению, методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором - деятельность учащихся направляется на. усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях.

В старших классах наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями - выполнение определенных заданий. Они могут быть самыми разнообразными. Приведем примеры: используя рисунок учебника определите характеристики колебания. Как и почему изменится быстрота разрядки конденсатора, если горящею спичку поднести к одной из пластин, сбоку.

3.3 Использование учебника для справок

Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику необходимо неоднократно обращаться к изложенным в учебнике фактам, законам и т.д. Прежде всего такая необходимость возникает при решении задач и повторении. Справку по основным понятиям и законам легко найти, используя предметно-именной указатель; поможет здесь и оглавление. Помогают искать нужную информацию обобщенные знания (какие теории изучались и в каком классе, какие фундаментальные факты рассматривались и т.д.). Особенно они полезны при повторении материала в 11 классе.

3.4 Применение игровых приемов работы с учебным текстом

Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование следующих игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы:

Ш Вопрос-ответ.

Быстро, внимательно прочитать текст. Iвариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся к чтению текста параграфа.

Ш Шпаргалка.

Ш Дотошный ученик.

Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.

Ш Части текста (по ролям).

Ш Коллективный рассказ.

Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу.

Ш Очевидное-невероятное.

Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.

Ш Прочитать текст. И передать его материал так, чтобы объяснение было наглядным и убедительным. Причем уч-ся разбиваются на группы. Математики - иллюстрируют материал примерами и расчетами. Техники - сопровождают объяснения, проводимыми опытами. Теоретики - выводят формулы и законы. Литераторы - пишут текст без формул.

Ш Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:

· Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)

· Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста.

· Подобрать заголовок для текста.

· Составить план прочитанного, написать краткое изложение

Учебник в состоянии объединить различные методические приемы и решения, он служит стержнем в организации учебного процесса. Каждому учителю надо использовать его как можно более оптимально.

Подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, ее форма выполнения должны вызывать интерес уч-ся, желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так. Чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

Известно: чем шире диапазон знаний, тем глубже ум проникает в существо вопроса. Отсюда вывод: чем глубже читатель хочет проникнуть в суть серьезной книги, тем больше дополнительной литературы и других, подчас самых неожиданных источников ему может потребоваться.

Надо сказать, что, какую бы книгу вы ни взяли (а постичь глубины художественной литературы отнюдь не легче, чем научной), всегда вашу работу могут существенно облегчить технические приемы организации чтения.

Литература

1. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты/Г.Г. Гецов.-М.: Знание, 1989. - 144 с.

2. Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с науч. и науч.-попул. кн. 2-е изд./Л.А. /Л.А. Николаева.-М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

3. Шлин А. Самоучитель: Как научиться быстро читать/ А. Шлин. - М.:АСТ, 2001. - 272 с.

4. Штернберг Л.Ф. Скоростное конспектирование: Учебн.-метод. пособие/ Л.Ф. Штернберг.М.: Высш. шк., 1988.-31 с.

Подобные документы

Организация работы с учебником географии. Возможность эффективного применения разных методов обучения на основании удобного построения учебника. Работа с системой вопросов и заданий, с текстовыми картами. Особенности применения дополнительной литературы.

реферат [28,2 K], добавлен 17.10.2011

Цели и содержание образования, технологии обучения. Анализ места работы над учебником и учебной литературой в организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения. Создание кластеров как одна из форм самостоятельной творческой работы.

статья [68,4 K], добавлен 22.04.2015

Учебник как средство организации познавательной деятельности учащихся в урочной и неурочной работе по географии. Анализ структуры учебников. Ведущие, равнозначные и обслуживающие иллюстрации. Методы при работе с учебником по экономической географии.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 07.09.2013

Формирование у школьников самостоятельности. Основные принципы организации самостоятельной работы учащихся. Работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками. Пояснительная записка к дидактическим материалам. Организация работы в группе.

статья [18,1 K], добавлен 21.11.2011

Изучение истории развития методов обучения, их классификации. Методы обучения военнослужащих. Методы развития творческих способностей и способности к самостоятельному мышлению. Работа с учебником и книгой. Учебно-трудовые упражнения. Лабораторный метод.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 27.04.2016

Наглядные методы обучения и их классификация. Обоснование наглядности обучения педагогами прошлого. Наглядные методы обучения в музыке. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие памяти, мышления, воображения. Работа с учебником и книгой.

курсовая работа [54,3 K], добавлен 25.04.2015

Наиболее распространенные методы обучения биологии в VI—VII классе, их эффективность и характеристика. Эксперимент как один из сложных и трудоемких методов обучения. Беседа, ее виды и роль в преподавании биологии. Организация работы с учебником.

Читайте также: