Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе по модулю школа наставничества
Обновлено: 02.07.2024
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что основная образовательная программа реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы .
Образовательная организация способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности : создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи:
- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
- включение в личностно значимые творческие виды деятельности и в общественно значимые дела;
- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
- помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, интеллектуальной и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности;
- создание пространства для межличностного общения.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:
- запросы родителей, законных представителей;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности учащихся и педагогов;
- возможности образовательного учреждения.
Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы.
Организуется внеурочная деятельность по 5-ти основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Организация внеурочной деятельности в 2021/2022 учебном году
Наряду с общими требованиями к организации внеурочной деятельности, обозначенными в нормативных документах федерального и регионального уровней, школа выработала свой перечень требований:
Нормативно-правовым обеспечением реализации внеурочной деятельности в 2021 – 2022 учебном году являются:
1.Положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ "СОШ №1"
3. План внеурочной деятельности начального общего образования на 2021- 2022 учебный год
4. План внеурочной деятельности основного общего образования на 2021- 2022 учебный год
5. План внеурочной деятельности среднего общего образования на 2021- 2022 учебный год
6. Расписание занятий внеурочной деятельности на 2021- 2022 учебный год
7. Приказ об организации внеурочной деятельности и об утверждении расписания внеурочных занятий
8. Рабочие программы внеурочной деятельности.
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_nastavnichestva.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Люди учатся, когда они учат.
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Настоящая примерная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 3 года
Цель: обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у каждого молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Формы и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Данная программа наставничества составлена для работы с молодым специалистом, учителем начальных классов. Расчитана на 1 год.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
над молодым специалистом
на 2020-2021 учебный год
учитель начальных классов
г. Печора 2020 г.
Общие сведения о педагоге-наставнике
Педагог-наставник: Филиппова Татьяна Николаевна
Специальность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 27 лет
Квалификационная категория: высшая
Общие сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: Степаненкова Светлана Евгеньевна
Специальность: учитель начальных классов
Стаж работы: без стажа
Квалификационная категория: без категории
В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство;
проектирование профессиональной карьеры;
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
Принцип уважения и доверия к человеку.
Основные направления работы:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предметам.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.
Виды деятельности в работе с молодым специалистом:
Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).
Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).
Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.
Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.
5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).
6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.
Этот сборник адресован директорам, завучам, учителям – разработчикам программ воспитания.
Мы составили его по результатам экспертизы авторских рабочих программ воспитания, созданных педагогами-практиками в ходе апробации Примерной программы воспитания в 2019/20 учебном году.
Тексты модулей, включенные в этот сборник, показывают разнообразие палитры видов, форм и методов воспитательной деятельности в образовательных организациях. Но, конечно, сборник не смог вместить всё богатство воспитательных практик и идей талантливых педагогов России.
Материалы сборника иллюстрируют Примерную программу воспитания и Методические рекомендации по разработке программ воспитания . Просим вас обратить внимание: это всего лишь примеры, а не образцы. Используйте их для вдохновения, для обсуждения, для обмена опытом с коллегами.
Мы надеемся, что материалы сборника помогут вам отразить в своей рабочей программе воспитания уникальные воспитательные традиции и новаторские подходы, создающие неповторимую атмосферу вашей образовательной организации!
С глубоким уважением к вам и вашему труду,
составители сборника –
авторы Примерной программы воспитания
О Г Л А В Л Е Н И Е
Читайте также:
- Как природно климатические условия повлияли на занятия жителей древней индии 5 класс впр кратко
- Какие природные богатства индийского океана имеют в наши дни первостепенное значение кратко
- Герпесная ангина в детском саду что делать
- Что является средствами воспитания ученика в школьном коллективе
- Почему специальные обязанности военнослужащих носят временный характер обоснуйте свой ответ кратко