Что является средствами воспитания ученика в школьном коллективе

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическая проблема: Формирование классного коллектива, способствующего становлению личности в условиях современного общества (слайд №1).

Цель: обобщить систему работы по формированию классного коллектива за два года.

1. Изучение литературы о формировании коллектива.

2. Определение степени сформированности классного коллектива.

3. Анализ возможных путей дальнейшего формирования классного коллектива.

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. При формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведения в обществе, они знакомятся с принципами и социальными нормами общества. Получают практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности.

Актуальность формирования классного коллектива, способствующего развитию личности ребенка, в условиях современного общества выражается в решении различных проблем, так, например, массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Таким образом на мой взгляд главной целью классного руководителя является воспитание ребенка в ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе (слайд № 2).

Организация и воспитание ученического коллектива базируется на двух аспектах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

В качестве важнейшей среды в воспитании ученического коллектива выступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся. В процессе организации указанных выше видов деятельности необходимо уделять внимание:

- Воспитанию ученического актива;

- Организации увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;

- Формированию здорового общественного мнения;

- Созданию и развитию положительных традиций коллективной жизни.

Для коллектива младших школьников характерны следующие черты: слабая организованность, низкий уровень способности к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Создание сплочённого коллектива класса начальной школы, его развития и совершенствования является главным направлением усилий классного руководителя на протяжении всех лет работы с данным составом учащихся. (слайд 3) В целом можно выделить три стадии развития ученического коллектива (план на все 4 года).

На первой стадии мы имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы классного руководителя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований классных руководителей.

Вторая стадия начинается тогда, когда создан актив класса, и он включается в работу, активно поддерживая требования учителя.

На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом считается умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.

Такое деление процесса формирования коллектива на отдельные стадии является условным, но оно помогает с определенной меркой подойти к уровню развития и наметить правильную стратегию работы.

В первые дни работы с классом, нельзя опереться ни на общественное мнение, ни на общественный долг детей, так как ученик стремится показать себя.

На первой стадии развития ставим перед собой следующие задачи, представленные на слайде (слайд 4).

На первой стадии дети учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам.

Необходимо, чтобы педагогические требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к собственному поведению.

На первой стадии развития коллектива для того, чтобы наладить взаимодействие учеников проводились групповые игры с правилами на сплочение (слайд 5).

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час является прямой формой общения педагога с учениками. (слайд 6)

За первый год для формирования нашего классного коллектива мы успели сделать немало интересных, творческих работ и проектов, провести множество забавных и весёлых праздников. (слайд 7) Многие из этих мероприятий стали в дальнейшем традиционными.

На второй стадии огромное значение приобретает организация общей деятельности коллектива. Если педагог не находит учащимся дела по душе, они сами ищут его. Здесь ставятся следующие задачи (слайд 8) :

Коллектив сплачивается при наличии хорошо организованного и подготовленного актива. Актив – ядро, верная опора педагога в руководстве коллективом. (Происходит проявление сильных и активных личностей, на которых можно положиться). Работа по самоуправлению началась с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира и помощника командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. На комиссии разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали.

Интересной и, на мой взгляд, наиболее эффективной, формой сплочения коллектива на второй стадии развития стали коллективно-творческие дела. Как правило КТД привязаны к какому-нибудь событию или празднику. Все вместе готовим костюмы, декорации, плакаты, подарки родителям. Детям помогают не только учитель, но и родители. При подготовке сценария праздника, распределяются роли на весь класс. Вовремя работы над подготовкой мероприятия дети раскрепощаются и преодолевают барьер в общении друг с другом, хотя некоторые при родителях начинают стесняться. Конечно, большую активность в подобных мероприятиях проявляют дети тех родителей, которые посещают все наши мероприятия, и дома готовятся с детьми к праздникам. Уже третий год мы проводим праздники, на которые приглашаем родителей. Они тоже с удовольствием участвуют в конкурсах и играх. Происходит сплочение детского коллектива и коллектива родителей. (слайд 9)

Все наши достижения и творения можно увидеть в папках класса, а успехи каждого из ребят – в личном портфолио ученика. Для этого в каждой папке есть страницы учёта активности учащихся в жизни класса и школы, глядя на которые хорошо видно, кто какие работы выполнял, в каких мероприятиях и поездках участвовал в течение всего учебного года. Так же, это помогает учителю подвести итоги года по каждому из участников воспитательного процесса и добавить в его личное портфолио отчёт за год.

На третьей стадии развития коллектива уже меньше контроля со стороны классного руководителя и больше направленной деятельности коллектива. Коллектив вырос, он стремится к дальнейшему совершенствованию, и ставятся следующие задачи (слайд 12) :

Очень важно своевременное оценивание успешности воспитательного процесса и уровня развития с помощью мониторинга. (Слайд 13)

Правильный выбор критериев и показателей сформированности детского коллектива – важнейшее требование, так как неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

По каждому критерию определены показатели, выбраны методы и методики педагогической диагностики. (Слайд 14)

- позиция ребенка в ученическом коллективе (реальная и идеальная);

- ситуация адаптированности в классном коллективе.

В конце второго класса по результатам диагностики мы пришли к выводу, что второй этап формирования ученического коллектива не завершен. И задачей на третий год обучения стало – продолжить работу по формированию классного коллектива. (Эта задача до конца 4 класса).

Полученные данные мониторинга сформированности классного коллектива свидетельствуют о том, что на начало 2019-2020 учебного года классный коллектив имеет достаточно высокий уровень сформированности (на данный момент находится на второй стадии формирования коллектива).

87 % учащихся класса включены в активную творческую деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные ребята хотя и не проявляют инициативы, однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью относятся к поручениям. Все учащиеся класса принимают участие в общешкольных мероприятиях, КТД. Уровень самоуправления коллектива класса средний. (слайд)

За два года класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы.

И в заключение хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение двух учебных лет работа по формированию классного коллектива дает свои результаты.

В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: "А кто самый главный человек в школе?" "Однозначно, директор", – ответило бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель," – скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений "ребенок – школа" или "семья – школа" нет более ' важной персоны, чем классный руководитель.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: "А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!" "А у этих замечательных детей, вероятно, и замечательные родители," – моментально рождается в родительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни! Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним "я" и с окружающими его людьми!

Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном коллективе, созданий условий для самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе. Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

В нашем учебном учреждении уже построена и успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Уже известно, что на определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется, если не уделяется достаточного внимания формированию классных коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы нашего учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса.

Однако, в теории не существует понятия “воспитательная система класса”. Класс принято рассматривать лишь как компонент (элемент) воспитательной системы школы. Большинство исследователей склонны считать, что понятие “воспитательная система” отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне всего образовательного учреждения и не может характеризоваться процесс воспитания, происходящий на уровне структурного подразделения учебного заведения - в классе, кружке, секции.

Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в среднем и старшем звене. Для решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательной системы – поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течении многих лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированным педагогом, учениками и родителями образу выпускника школы.

1. Понятие и сущность воспитательной системы.

Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы. (табл.1)

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты воспитательной системы Составные части (элементы компонентов)
I. Индивидно-групповой компонент. 1. Классный руководитель.
2. Учащиеся класса.
3. Родители учащихся.
4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
II. Ценностно-ориентационный компонент. 1. Цели и задачи воспитания.
2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
III. Функционально-деятельностный компонент. 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
2. Основные функции воспитательной системы.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
IV. Пространственно-временной компонент. 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
4. Этапы становления и развития воспитательной системы.
V. Диагностико-аналитический компонент. 1. Критерии эффективности воспитательной системы.
2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.

Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде: (схема 1)

2. Моделирование воспитательной системы класса.

Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заменитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности. Трудно вообразить построение эффективной воспитательной системы образовательного учреждения или его структурного подразделения без ранее сформированных о ней модельных представлений.

Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса.

Моделирование воспитательной системы класса – это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обуславливают внесение корректив первоначальную созданную модель.

В ходе моей педагогической работы и изучение литературы, мной определены формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. (табл.2)

Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2. Определить уровень сфомированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

2. Мастерские общения.

2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

Лучше всего, заблаговременно знать в каком классе вы будете классным руководителем. Познакомиться с детьми, походить на уроки, посетить внеклассные мероприятия, и еще очень важное, на мой взгляд, это постоянная связь с учителями начальной школы.

3. Концептуальная модель воспитательной системы класса.

Ученик не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где педагог руководствуется сознательными намерениями. Действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану (например: план воспитательной работы на учебный год) в соответствии с поставленными задачами.

Этапы развития воспитательной системы.

Мой педагогический стаж 14 лет, и всегда я была классным руководителем, и считаю, что без класса работать в школе не интересно.

В 2007-2008 учебном году из пяти 9-х классов было создано два 11-х, и в одно из них я стала классным руководителем. У части детей я была классным руководителем в 8 и 9 классе, они и стали моей опорой и надеждой. В работе с классом я использовала все свои наработки, весь свой опыт. Главной своей целью в 10 классе я ставила - сплочение коллектива, так как учащиеся были собраны из всех классов. Я знала, что дети лучше всего сближаются в неформальной обстановке, и поэтому сразу же мы провели классный час “Давайте познакомимся”, выходили на природу, а на осенних каникулах выехали на три дня на базу отдыха. После этой поездки дети общаются совсем по-другому.

Цель воспитательной работы – развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Положительный результат будет тогда, когда процесс обучения и воспитания будет проводиться в системе.

  • Художественно-эстетическое (“Первое сентября”, “Посвящение в первоклассники”, “День самоуправления”, “День матери”, участие в предметных месячниках, “Веселый новый год”, “День Святого Валентина”, конкурс “Минута славы” “Самая обаятельная и привлекательная”, “День смеха”, “Прощай школа”);
  • Гражданско-патриотическое (посещение музея “Истории и достижения ЗСМК”,военные сборы, “Армейский экспресс”, конкурс военно-патриотической песни, классные часы, День Победы. Митинг);
  • Здоровьесберегающее (антинаркотические акции, беседы, кл.часы с привлечением специалистов);
  • Спортивное (акции “За здоровый образ жизни”, районные спартакиады, дни здоровья);
  • Профориентационое (районный марафон по профориентации “Сотвори себя сам”, классные часы с привлечением специалистов, посещение Вузов города, беседы с преподавателями Вузов, экскурсии на предприятия города).
  • Сформировать (продолжить) формирование классного коллектива;
  • Воспитание ответственности через самоуправление;
  • Совершенствование нравственных качеств;
  • Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

Заключение.

Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание –
это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.

Воспитательная концепция класса. Судя по толковому словарю Ожегова - это система взглядов на воспитание, основная мысль воспитания.

Что же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.

Именно в наше время – время сложное, неопределенное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль преподавателя, вторая – воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле – это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой школьной жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.

Школа с новым положением ребенка нужна сегодня не случайно. Общество круто разворачивается к человеческой личности.

Идея развития личности ребенка - узловой момент новой школы.

Главная цель воспитания – Человек.

Хочешь воспитать ребенка? Как воспитать личность, не воспитывая?

Главное – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Это – значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.

В развитии личности ребенка большую роль играет игровая деятельность. Чем богаче и содержательнее будут все мероприятия, тем больше создается возможностей на формировании нравственных ценностей.

Школе надо выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, то есть свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания его живую душу и живую этику.

Для воспитателя каждый ребенок конкретен. Отсюда – необходимость точного индивидуального подхода, составление индивидуальных программ.

В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя.

Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.

Список литературы:

1. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. -М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.-160с.
2. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2005 .
3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 .
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн. -М.:ЦГЛ,2002.

Педагогическую практику, с целью формирования педагогического опыта взаимодействия с учащимися средних классов, я проходила в городе Воронеж в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении СОШ №29.

Главной целью моей воспитательной работы было воспитать в учениках и в себе всесторонне развитую личность, а также подробно изучить детский коллектив как средство и фактор воспитания.

Несмотря на небольшой период практики, я смогла познакомиться со сложной, но творческой и насыщенной работой учителя в полной мере, а также проследить взаимоотношения детей в коллективе, понять их слабые и сильные стороны, проанализировав их поведение на уроках, во внеурочное время.

Моей целью было выявить уровень сформированности коллектива, изучить микроклимат в детском коллективе. Для реализации цели использовались следующие методы: наблюдение, метод беседы с классным руководителем и школьным психологом, учителями – предметниками, анализ школьной документации, анализ работ обучающихся.

В данном классе обучается 22 человека: 10 – девочек и 12 – мальчиков.

Практически все дети живут в полных семьях. Из беседы с классным руководителем стало известно, что в целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.

Старостой класса является Гадяцкая Валерия. Она справляется со своей ролью хорошо. Лера дисциплинированный, коммуникабельный, ответственный человек. Она ведет контроль посещаемости и успеваемости класса, всегда предупредит классного руководителя или учителя–предметника о каких–либо изменениях. Одноклассники ее ценят и уважают.

Горбунова Анфиса – творческая девочка, отлично учится, любит читать. Пользуется авторитетом у одноклассников.

Богатский Никита – спорстмен, имеет множество медалей и наград, его фотография висит на почетной доске спорстменов в школе. Никита очень активный и энергичный мальчик, очень дружелюбен, всегда улыбается. Он смог получить авторитет в классе за легкость в общении, доброту, коммуникативные и организаторские способности, оказание помощи одноклассникам.

Как и в любом коллективе, в классе сформированы микрогруппы по интересам, но это не говорит о том, что нет общей сплоченности, наоборот, дети очень хорошо общаются друг с другом.

За время моей практики конфликтов, особых нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков по неуважительным причинам не было.

Родители контролируют успеваемость своих детей, просматривая электронный журнал.

Классный руководитель поддерживает в классе дружественную атмосферу, организует различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учеников. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли.

Все вопросы обучающиеся решают на классных часах, при этом учитывается мнение каждого ученика и выбирается наиболее подходящее решение, с которым согласно большинство. Ребята класса принимают активное участие в классных, общешкольных, городских мероприятиях и олимпиадах, а также конкурсах творческих и проектных разработок.

В результате выше сказанного можно сделать следующий вывод. Общий эмоциональный настрой класса носит положительный характер. На уроках не всегда хорошая дисциплина, некоторые обучающиеся отвлекаются от работы, но всегда ответственно относятся к общественным поручениям, участвуют во внеклассной и внеурочной деятельности. В данном классе есть как формальный, неформальный лидеры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый класс для педагога, для меня лично, - особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Несмотря на то, что каждые четыре года учитель начальных классов выпускает в среднюю школу один класс и берет новый, каждый класс до конца обучения в школе остается моим классом.
Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.
Надеюсь, что собранные личные материалы по формированию дружного сплоченного классного коллектива, внесут свой посильный вклад в развитие воспитательной системы класса.

Концептуальные основы воспитательной системы класса

В основу своей воспитательной системы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива. Формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей классного руководителя. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных и общешкольных дел.

Цели и задачи воспитательной работы

Основной целью своей работы как классного руководителя, я считаю, формирование полноценного коллектива.
Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные задачи:
• создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика,
• развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся,
• создание условий для раскрытия творческого потенциала,
• стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности,
• воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими,
• мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.

Слайд 4 Этапы формирования дружного коллектива

Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.

Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.

Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.

Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои классные дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива. Подведение итогов пребывания в начальной школе.
Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе классный руководитель - это единоличный организатор коллектива, то на следующих этапах он меняет тактику управления, развивает самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

Законы жизни детского коллектива:

1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.

2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.

4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радо­сти и горести каждого ученика переживаются учащимися совмест­но. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных ме­роприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы об­щения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.

Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводим классные собрания, которые были посвящены: Слайд 6

выбору старосты класса ;

созданию законов класса;

Разнообразие форм и методов работы классного руководителя

Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. Вы можете увидеть разнообразие форм и методов работы классного руководителя.

Формы внеклассной работы с младшими школьниками.

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр са­мых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы:

- тематический классный час;

Формы часов общения:

- беседа (этическая, нравственная)

- дискуссия (в 4 классе)

- встречи с интересными людьми

- викторины по различным областям знаний

Нетрадиционные формы внеклассной работы, а не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения. Дети любят вместе бывать на экскурсиях, прогулках и даже субботник с друзьями в радость, т.к. ребенку важно быть участником такого труда, результаты которого необходимы окружающим.

В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный подход, важной задачей которого является формирование активной жизненной позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления.

Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников. В основном проводятся праздничные мероприятия, связанные с календарными датами и такими событиями, как Новый год, 8 марта, День матери, День защитников Отечества, Масленица, Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий.

Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса, выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок, походов, встреч с интересными людьми.

Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий.
Подводя итоги, можно утверждать, что разумная и эффективная воспитательная система должна быть основана на таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип системности.
Я убеждена, что полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс, который легко учить и которому легко учиться, формируется через:

выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в творческой деятельности,

развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании, развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей,

формирование потребности в здоровом образе жизни,

воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу,

воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному городу.

Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью.

Вы можете познакомиться с тематикой классных часов на разных этапах формирования сплоченного коллектива.

Читайте также: