Рабочая программа внеурочной деятельности школьный музей 5 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2395 0

ПРОГРАММА

(по внеурочной деятельности)

Музееведение

(краеведение)

Учителя МАОУ СОШ №41 г. Томск

Березина Татьяна Анатольевна

Томск – 2016 год

Введение

Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора, навыков общественно полезной деятельности, формирования у подрастающего поколения высоких нравственных и морально-психологических качеств.

Музей как специфический институт науки и культуры призван выполнять свои, присущие только ему, социальные функции, которые определяются как общественное назначение музея, его роль по отношению к обществу, задачи музейной деятельности, определяемые изменяющимися общественными потребностями.

К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную функцию, а также иные функции: исследовательскую, охранную, рекреационную, коммуникативную, профориентирующую и другие.

Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических процессов и явлений, которые изучает музей. В процессе документирования приходится вести полевую документацию, проводить экспертизу, осуществлять картографирование, звукозапись, фото- и видеосъёмку и многое другое. Документирующая функция осуществляется в трёх формах: комплектование фондов, фондовая работа, создание экспозиций. Каждая из форм имеет свои специфические особенности.

Участие детей в поисково-собирательской работе, изучение и описание музейных предметов, создание экспозиций, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга (рекреационная функция), овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности (функция профессионального ориентирования) и т. д.

Закрепление и расширение знаний учащихся, предусмотренных федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего среднего образования по предметам: краеведение и история родного края. Знания, полученные в процессе изучения предметов, конкретизируются и закрепляются на практике в процессе краеведческих изысканий.

Школьный музей – это общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского клуба, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков.

Пояснительная записка

Классификация программы: авторская, частная, долгосрочная (рассчитана на 5 лет).

Направленность программы: туристско-краеведческая.

Программа ориентирована на детей в возрасте: 11-15 лет (5 - 10 классы)

Срок реализации: 5 лет. Целесообразность: каждая школьная параллель охватывается этой программой, и большее число детей вовлекаются в работу музея.

Цель программы: воспитание в ребёнке чувства патриотизма, любви к своей малой Родине, гордости и уважения к национальным традициям.

Задачи программы:

Знакомство учащихся с ратными традициями томичей на примере подвига 166 стрелковой дивизии;

Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, на основе музейного материала, изучения военной истории своей страны.

Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку и музейной терминологии.

Формирование уважительного отношения к старшему поколению.

Формирование коммуникативных навыков и совместной коллективной деятельности.

Актуальность программы:

Программа кружка актуальна и педагогически целесообразна. Чувство патриотизма, гордость за свою Родину в наши дни, имеет огромную роль. Интерес к проведению экскурсий, выступлению пред экскурсантами; интерес к истории и генеалогии семьи, своих родных; выбор профессии в группе 4-5 года обучения.

Особенности программы:

Программа подразумевает работу, как с теоретическими знаниями, так и с фактическим материалом: экспонатами, реальными документами, живыми участниками событий, свидетельствами очевидцев.

Формы и режим занятий:

Форма проведения занятий групповая и индивидуальная с каждым учеником- экскурсоводом. В группе занимается по 10-15 человек. Объём часов в год составляет 144 часа на группу. Занятия проводятся в музее на базе школы №41. Расписание строится из расчёта 2 раза по 2 часа в неделю на все года обучения. Образовательный процесс строится, в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и

особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Условия реализации программы.

Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается обширная материально-техническая база, для эффективной деятельности по программе необходимы:

Основной и научно-вспомогательный фонды музея;

Библиотека краеведческой и военно-исторической литературы;

Материалы для составления экскурсий;

Материалы периодических печатных изданий;

Аппаратура: магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, диктофон, фотоаппарат, аудио- и видеокассеты.

Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

Ожидаемые результаты (ЗУН):

В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения:

Знать традиции своей малой Родины;

воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;

овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;

познакомиться с основным и научно-вспомогательным музейными фондами, усвоить музейную терминологию;

освоить знания о предмете музееведение, специфических особенностях школьного музея.

получить навыки поисковой, собирательской работы, работы с музейными документами и вспомогательной литературы;

заниматься элементарной научно-исследовательской деятельностью;

самостоятельно заниматься подготовкой и проведением

экскурсий в музее и пешеходных экскурсий в городе.

Механизм оценивания:

Проводится в форме зачёта по теории в каждом разделе. Зачёта по мини выставке; защиты мини экскурсии; защиты экскурсии в музее; участии в городских экскурсиях. Все формы оцениваются один раз в год.

Формы подведения итогов реализации программы :

Итогом реализации программы к концу года станет умение учащегося самостоятельно заниматься экскурсионной деятельностью:

ВложениеРазмер
programma_muzeya_tylikova.docx 64.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

629643, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Овгорт, ул. Кооперативная, д.5,

ОКПО 31126025, ОГРН 1028900557498, ИНН/КПП 8907001201/890701001

На заседании Директор

Протокол № 1 от 31.08.2019 г. ________________Рочева Е.Ю.

Дополнительная общеразвивающая программа

Уровень программы: ознакомительный

Возраст участников: 9 - 16 лет

Срок реализации: 1 год (157 час)

Тыликова Олеся Павловна

Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Программа рассчитана на обучающихся 9-16 лет.

Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых : принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;

- учебно–познавательных : владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.

-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.

- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.

Принципы реализации программы :
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.

Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:

- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;

- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.

Ведущие направления деятельности:

  1. Организационная и методическая работа.
  2. Поисково-исследовательская работа.
  3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
  4. Экскурсионно-массовая работа.
  5. Учебно-образовательная и воспитательная.
  6. Работа с фондами.
  7. Информационно-технологическая работа.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

Формы проведения занятий

Занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей. Занятия проводятся в виде лекций, дискуссий, практических семинаров. Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительные мероприятия . К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям. Встречи с интересными людьми. Викторины, индивидуальные выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия, научные экспедиции. В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к созиданию

- игровая (эстафеты, народные игры и пр.);

- познавательная (получение первоначальных представлений о родном крае и пр.)

- проблемно-ценностное общение (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, виртуальных путешествий по историческим и памятным местам и пр.)

- досугово - развлекательная (фестивали, национально-культурные праздники, концерты, викторины и пр.);

- художественное творчество (уроки творчества, индивидуальные выставки и пр.)

- социальное творчество (подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам; совместная деятельность с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношескими движениями, организациями, сообществами; встречи с тружениками тыла и военнослужащими, с выпускниками, явившими собой достойные примеры гражданственности и патриотизма)

- спортивно-оздоровительная (веселые старты)

- туристско-краеведческая (туристско-краеведческие экспедиции);

Ожидаемые результаты программы

1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2. Систематизация работы школьного музея.

3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.

7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Шурышкарского района и поселка. 8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.

9. Влияние на выбор профессии учащимися.

10.Социализация школьников.
Формы контроля:

  • Тесты
  • Контрольные вопросы
  • Проекты
  • Экскурсии .

Нормативно-локальная база деятельности школьного музея :

- Положение о школьном музее;
- Программа развития школы;
- План работы школы на учебный год;
- Программа развития музея;
- План работы музея на учебный год;

- Рабочая программа дополнительного образования детей.

Основные этапы реализации программы

Срок реализации программы 1 год .

Общее количество часов – 157,5. В неделю- 4,5 часа (вторник, пятница)

Документация музея :
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;

Приѐмы и методы

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и применяется на занятиях.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся и применяется на занятиях кружка. Для того, чтобы занятия были интересными можно использовать народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. При изучении некоторых серьезных тем целесообразно устраивать просмотр мультфильмов, документальных фильмов и их обсуждение. На занятиях звучат произведения великих русских композиторов, фрагменты духовной музыки, русские народные песни и песни народов России (дети не просто слушают, но и танцуют), стихи о России, о родном крае. Занятия проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включаются различные викторины, эстафеты, конкурсы. Интересны и познавательны встречи с интересными людьми Сынского края, тружениками тыла, детьми войны. На занятиях широко используется самостоятельная работа с книгой, документом, информацией из Интернета, а также групповые исследования, диспуты, дискуссии. Кроме того, занятия часто связаны с общественно полезной деятельностью. Изыскания обучающихся, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов). Участие детей в различных делах, акциях, проектах (помощь ветеранам труда и труженикам тыла. Культурно-просветительская работа; участие в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно- познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические

Методы обучения : словесные (лекции – беседы),

наглядные методы (просмотр видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их анализ),

практические методы (оформление фотоотч ё тов, составление творческих отч ё тов, проектов, презентаций)

Дополнительной формой работы по данной программе является посещение музея им. Е.И.Тыликовой, тематических выставок, экскурсионных объектов. Дидактический материал, необходимый для проведения занятий: - краткие конспекты материалов для лекций - бесед; - СД – диски с информацией об известных экскурсионных объектах; - книги по истории, архитектуре и искусству; - карточки с индивидуальными заданиями; - презентационные материалы, ранее провед ё нных экскурсий; - словарь терминов, применяемых в исследовательской деятельности; - краткий словарь музейных терминов; - схемы описания музейных предметов .

Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная.)

Обеспечение программы методическими видами продукции

Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей, отвечающее требованиям СниП, СЭС и пожарной инспекции.

Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций.

Материально-техническая база : Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья, шкафы. На окнах жалюзи для создания возможности качественной демонстрации электронных презентаций и фильмов

Технические средства обучения : ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фотоаппарат.

Основные новации, кардинально изменившие музей, приходятся на конец XX столетия. Это время ознаменовалось новшествами в экономической и политической сферах, повлиявшими и на общую культурную ситуацию. Среди факторов, способствовавших активизации музейного дела можно отметить:

глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного наследия;

НТР и возникновение информационного общества с особой значимостью образования, приведшие к изменению роли музея: от хранителя и интерпретатора к новому каналу культурной (музейной) коммуникации;

разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых моделей музея и параллельном развитии национальной идеи и интернационализации музееведения;

формирование рыночной экономики, не только создавшей сферу музейного менеджмента, но и переориентировавшей музей на интерес к случайному посетителю и, как следствие этого, возникновение музейной педагогики и музейной социологии , трансформировавшей музееведение как вспомогательную дисциплину в междисциплинарное направление - музеологию .

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром формирования гражданственности и патриотизма.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Педагогическая целесообразность

Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Нормативно-правовая база

Концепция развития дополнительного образования на 2014-2020 годы;

Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года",

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

Учебный план МБОУ СОШ № 31 г.Владимира на 2020- 2021 учебный год;

Цели и задачи

Цель курса - способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции и умения осуществлять нравственный выбор для способности адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовно-историческим ценностям и развитие информационной культуры школьников средствами музейной педагогики.

Основными задачами курса являются :

содействие становлению активной гражданской позиции и чувства патриотизма;

расширение знаний учащихся об истории родного края;

повышение информированности учащихся по вопросам музееведения и музеологии;

развитие навыков исследовательской деятельности, проектирования и творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свое мнение, на практике применять теоретические знания в деле развития школьного музея;

формирование умения диалогового стиля общения и работы в команде;

формирование мотивации профессиональной ориентации учащихся.

Направленность программы - туристско-краеведческая .

Уровень программы – ознакомительный.

Направления деятельности:

• работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;

• развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;

• воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности через активизацию исследовательской деятельности и участие в конкурсном движении;

• использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме проектов;

активизация гражданской позиции через участие в ДОО Совет музея.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами вспомогательного фонда школьного музея, организация и проведение экскурсий, музейных уроков, участие в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня.

Формируемые знания, умения, навыки.

знание основных терминов и понятий курса (музей, музееведение, музеология, музейная типология, музейный предмет, фонды музея, др.);

формирование умений и навыков музееведческой культуры (атрибуция экспоната, оформление инвентарной книги и др.);

формирование умений и навыков проектной исследовательской деятельности (поиска и сбора информации из разных источников: средств массовой информации, литературных и научных статей, произведений искусства, электронных и других источников, бесед, соцопросов и т.д.) и их практическое использование в деле пополнения фондов школьного музея, развития школьной музейной педагогики и социологии;

развитие умения вести самостоятельный поиск культурно-исторического наследия в пределах родного края, проводить экскурсии, музейные уроки и т.д. в школьном музее;

развитие детского общественного движения патриотической направленности.

Адресат программы: обучающиеся 14-17 лет.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 102 часа (3 часа в неделю: по два занятия по 60 мин.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Одним из направлений деятельности музея - моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды военно-исторических материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

на период 2013-2018 годы

Профиль музея: Боевой и трудовой славы, народного творчества

Составители: Степанова Любовь Александровна – учитель русского языка и литературы, Калашникова Екатерина Александровна – учитель истории и обществознания

28.08.2013

Пояснительная записка

Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, коммуникативная, профориентационная и др.

Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Одним из направлений деятельности музея - моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды военно-исторических материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Программа развития школьного музея разработана с учетом воспитательной стратегии школы на основе анализа школьных программ основного и дополнительного образования.

Актуальность программы

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования нравственно-патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия.

Цель программы:

формирование патриотического воспитания детей с использованием школьного музея как историко-культурного потенциала.

Задачи программы:

Формирование патриотического воспитания с использованием школьного музея как центра культурно-воспитательной работы не только среди детей, но и взрослого населения;

Организация экскурсионных поездок, детских и молодежных групп по культурно-познавательным маршрутам региона с целью поддержки туризма, проведения исследовательской деятельности и постановки на учет наиболее ценных музейных предметов;

Взаимодействие учителей-предметников и классных руководителей со школьным музеем в рамках образовательной программы;

Создание возможностей для организации при музеях кружков краеведения по комплектованию фондов музея, по возрождению и привитию детям народных традиций, патриотического воспитания;

Организация и проведение общих Дней музеев с общеобразовательными учреждениями района

Основные направления:

Основополагающие документы:

1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (РП РФ № 1340 от 03.09.2005).

5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.

6. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (Приложение к письму Минобрнауки России от 24.09.2007 № 06-1549).

7. Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2013 № АК 315/09.

Деятельность музея основывается на принципе:

Принцип социального партнерства всех школьных и внешкольных структур в организации воспитательной работы на основе их интересов и потенциальных возможностей.

Механизм реализации программы развития школьного музея

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Музейный актив формируется из учащихся основной школы с 1-9 класс. Совет музейного актива состоит из учащихся, работающих в школьном музее более 3-х лет. Он выполняет следующие функции:

разрабатывает, утверждает и определяет сроки реализации основных мероприятий по выполнению программы;

анализирует и координирует реализацию основных мероприятий программы;

рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива;

организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.

Ожидаемые результаты

Программа развития музея Боевой и трудовой славы, народного творчества на 2013-2018 г.г. предполагает освоение подростками и молодежью жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, которые в дальнейшем помогут не только ответственно строить свое будущее, но и мотивировать сверстников на общественно-значимую деятельность.

К качественным показателям по итогам реализации программы развития можно отнести:

освоение подростками и молодежью жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, формирование социально-патриотической активности

формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своего народа;

укрепление взаимодействия между государственными и общественными структурами, в целях создания системы нравственно- патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Критерии оценки результатов реализации программы

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

собеседования с учащимися;

Читайте также: