На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ; ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ; ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА; ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; HEALTH; HEALTHY LIFESTYLE; PHYSICAL DEVELOPMENT; PHYSICAL EDUCATION; SOCIAL NEEDS; FORMATION OF PERSONALITY; PHYSICAL MOVEMENT; HUMAN CAPABILITIES; PROMOTING PHYSICAL CULTURE.

Аннотация: В статье описывается влияние физической культуры на улучшение самочувствия, формирование физических способностей, всестороннее развитие личности. Физическая культура рассматривается как сфера культуры, которая позволяет с помощью своих собственных средств и методов раскрывать способности человека. В статье дается определение роли физической культуры в воспитании и самовоспитании человека, которое достигнуто лишь при правильном физическом образовании и занятии спортом.

Степень культуры общества в значительной мере определяется уровнем развития, выявлением и применением личных человеческих возможностей. В концепции общечеловеческих культурных ценностей одной из основных элементов считается степень здоровья и физической подготовки.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в труде, учебе, в общении с людьми. Физическая культура оказывает некоторое воздействие на формирование человека как личности и на развитие социальных взаимоотношений.

Физическая культура является частью общественной культуры, результатом человеческой деятельности, методом физического совершенствования человека, которое воздействует на жизненно важные стороны личности, на их способности. Физическая культура развивается в процессе жизни под воздействием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, развлечении и в формах самовыражения личности через социально-активную деятельность. Физическая культура направлена на укрепление и улучшение уровня здоровья, на воспитание всесторонне развитой личности.

Физическая культура играет значительную роль в формировании личности. Большинство социальных ситуаций встречаются в спортивной деятельности, которые позволяют совершенствовать жизненный опыт, выстраивать особенную систему ценностей и установок.

Результатом работы в физической культуре является физическая подготовленность и уровень познания двигательных умений и навыков, высокая степень развития жизненных сил, достижений в спорте, нравственное, эстетическое и умственное развитие.

Физическую культуру рассматривают как часть общей культуры общества, одну из областей социальной деятельности, которая направлена на улучшение здоровья, формирование физических возможностей и применение их в соответствии с потребностями общественной жизни. Она является степенью развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья[1].

Физическая культура выполняет следующие функции:
• развитие и укрепление организма (формируются физические качества и способности, улучшаются двигательные навыки и т.д.);
• подготовка к трудовой деятельности и защита Родины (увеличение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий работы, профессионально-прикладная подготовка и т. п.);
• удовлетворение потребностей в активном отдыхе и оптимальном использовании внерабочего времени (игры, развлечения);
• выявление волевых и физических качеств, двигательных возможностей человека на максимальном уровне.

Физическая культура считается не только эффективным средством физического развития личности, укрепления и поддержания его здоровья, сферой общения и проявления активности, но и, безусловно, оказывает большое влияние и на такие стороны жизни, как авторитет и положение в обществе, эстетические идеалы и ценностные ориентации, структура нравственно-интеллектуальных характеристик, трудовая деятельность.

В обществе физическая культура считается важным методом воспитания нового человека, который гармонично сочетает в себе моральную чистоту, физическое совершенство и духовное богатство. Она оказывает воздействие на повышение социальной и трудовой активности человека. Движение спорта основывается на многосторонней деятельности общественной организации в сфере физической культуры. На сегодняшний день решаются такие задачи, как превращение массового физкультурного движения в общенародное, основывающийся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое включает все слои общества[3].

Важнейшие задачи физического воспитания:
• улучшение физических способностей молодого поколения;
• правильное физическое развитие;
• помощь в формировании важнейших морально — волевых качеств;
• информирование детей и молодежи о необходимых двигательных умениях и навыках;
• укрепление здоровья и закаливание организма[2].

Целью физического воспитания является укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с образованием, эстетическим и нравственным, трудовым воспитанием и обучением, физическое воспитание способствует многостороннему формированию личности человека.

Во время учебных занятий, тренировок, спортивных соревнований учащиеся переносят значительные моральные и физические нагрузки. Черты характера такие, как смелость, дисциплинированность, решительность, самообладание, сила воли, выдержка, уверенность в своих способностях формируются на основании умений подчинить свои интересы интересам команды, выполнений конкретных правил соревнований, зависимости результатов спортивных состязаний от усилий каждого члена команды, уважительного отношения к сопернику.

Внимание, устойчивость умственной работоспособности, наблюдательность, восприятие развиваются благодаря приобретению учащимися знаний о способах выполнения физических действий, усвоению правил закаливания организма, использованию приобретенных навыков жизни[4].

Трудолюбие прививается в ходе занятий физическими упражнениями и спортом, когда учащиеся для достижения предельного результата, справляясь с усталостью, неоднократно выполняя физические упражнения.

На развитие способностей понимать, чувствовать прекрасное в поступках и совершенных форм человеческого тела, эстетическое воспитание личности оказывает влияние физическая культура и спорт. Выполняя ряд упражнений под музыку в фигурном катании, художественной гимнастике способствует совершенствованию музыкальной культуры. Занимаясь альпинизмом, туризмом и остальными видами спорта, человек начинает понимать и чувствовать красоту природы.

В дошкольных, школьных учреждениях, во всех типах учебных заведениях, армии в общеобязательные занятия физкультурой проводятся по государственным программам[5]. Школьная программа предусматривает организацию и проведение учебных занятий в объеме не менее трех часов в неделю, а также одного часа факультативного и оздоровительного мероприятия в течение дня (физкультурные паузы, дни здоровья, спортивные соревнования, утренняя гимнастика, оздоровительные лагери и т.д.).

Исходя из этого, роль физической культуры в развитии базовых качеств и свойств личности очень велика. Каждый человек должен уметь вырабатывать общие положения и действовать согласно им. Однако мало просто обладать способностью рассуждать и делать выводы, — необходимо уметь использовать их в жизни, добиваться своих целей, преодолевая преграды, которые встречаются на пути. Это может быть достигнуто лишь при правильном физическом образовании и занятии спортом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве целей физического воспитания студентов в вузах рассматривается физическая культура личности. В этой цели выражена идея о работе с обучающимися на перспективу, направленную на жизненное самоопределение в культуре в качестве субъектов собственной самостоятельной жизни. В физической культуре личности студента проявляются все структурные элементы его общей культуры: уровень культурного развития и разнообразная деятельность. Культурная деятельность студента рассматривается как самореализация личности и выступает чертой ее активности. Основанием для этого является весь образовательный процесс в вузе, направленный на развитие общей и физической культуры студентов, знаний, умений, качеств, норм поведения, организаций образа жизни. Физическая культура обращена к личности учащегося.

Структура физической культуры личности включает следующие компоненты:

Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и кроме физического развития включают в себя и духовное. Так же и биологические факторы играют большую роль и становятся предметом отношения студента к своим физическим возможностям.

Ценностные ориентации, воспринимаемые личностью проходят через самосознания и осваиваются на уровне личностного смысла. Далее проходя через реальную жизнедеятельность и опыт студента, ориентации разделяются на подтвержденные и неподтвержденные, т.е. на те, которые осуществляются в действиях и на те, которые просто хранятся в сознании. Процесс формирования можно считать состоявшимся, когда эти самые ориентации, проверенные личным опытом, становятся реальными мотивами поведения людей. Этот процесс будет протекать интенсивнее, если ценностные ориентации в физической культуре сопряжены с жизненными планами личности.

Формирование потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании у студентов является ключевым звеном в образовательном процессе. Этот процесс предусматривает удовлетворение личных интересов, активизацию потребностно-мотивационной сферы. В целом же этот процесс целенаправлен, включает последовательное приближение к более высокой степени развития. В ряду индивидуальных показателей этого выступают система стремлений, желаний, целей, которые формируются во взаимодействии с биологическими склонностями и особенностями формирующей среды.[1]

Так же важно отметить, что все больше важным фактором является осознание физической культуры, как части общей культуры личности человека и общества в целом.

Цель физкультурного образования- это всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности- самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей с помощью физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры. Развитие передовой практики физкультурного образования значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии биологических и психических процессов, происходящих в организме человека. Практика показала, что физическая культура так же способствует и умственному развитию и воспитывает ценные моральные качества. Учебные занятия являются основной формой обучения в вузах, в процессе этих занятий и изучается физическая культура.

Физкультурное образование всегда было связано с окружающей природной и социально-культурной средой, поэтому в высших учебных заведения проводятся занятия на природе и коллективом. Возрос и спрос на специалистов в области физкультурной деятельности, в следствие этого стали открываться специальности, на которых готовят таких специалистов. Вместе с тем стали появляться инновации в данной области: новое спортивное оборудование, новые разработанные физические упражнения и методики.[2]

Физическое воспитание проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Воплощение методики физического воспитания связано с разработкой современных технологий преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый уровень профессиональной готовности специалистов, выпускаемых вузами. Подход к профессиональной физической подготовке студентов в высших учебных заведениях должен обеспечивать формирование в процессе обучения необходимых психофизических качеств будущих специалистов. которые помогут быстро адаптироваться к условиям. Преподавание физической культуры должно осуществляться в настоящее время на основе профессиональных, оздоровительных, педагогических и информационных технологий. Поэтому должна быть разработана технология преподавания физической культуры с обеспечением высокой психофизической готовности выпускников. Эта технология должна обеспечить системный подход к подготовке специалистов на базе современных достижений теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и здорового образа жизни.

Современная профессиональная деятельность требует от студента специальной психофизической подготовленности, поэтому разработка и реализация на практике психофизической модели выпускника высшего учебного заведения, рассчитанная на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, является главной целью, от достижения которой зависит конечный результат деятельности кафедр физического воспитания. В период подготовки к профессиональной деятельности, то есть во время учебы в вузе, студенты получают возможность привести свой уровень развития психофизических качеств в соответствие с созданной моделью выпускника, включающей требования к избранной специальности.

Но помимо вузовской программы занятий физкультурой есть еще и дополнительное физкультурно-оздоровительное образование. Именно в физкультурно-оздоровительной работе можно в относительно свободной среде сформировать потребность в занятиях физкультурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни, влиять на досуг.

Так же особо нужно отметить такую форму работы, спортивно-массовой и оздоровительной работы со студентами на учебных практиках, позволяющую осуществлять спортивно-оздоровительную и воспитательную работу с учащимися вне рамок учебной программы вуза. Практика показывает, что один месяц проведения этой работы по эффективности не уступает полугодичному периоду занятий физкультурой в стационарных условиях вуза. Организация спортивно-массовой и оздоровительной работы на учебных практиках позволяет не только увеличить физическую нагрузку, но и обеспечить комплекс необходимых восстановительных мер. Так же эти занятия помогают развивать такие качества, как трудолюбие, честность, коллективизм, волю и в целом развивают личность учащегося.

Физическая культура является важнейшим средством социального становления студентов- будущих специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Для высших учебных заведений базовая программа по физическому воспитанию студентов является нормативной. В этой программе выделяются три основные формы:

Первая форма- реализуется на академических занятиях в учебное время и включает в себя образовательную, воспитательную и оздоровительную направленность;

Вторая форма- предполагает занятия спортом во внеучебное время;

Третья форма- активный досуг студентов, т.е. организация самостоятельных занятий во внеучебное время.

Теперь поговорим о студентах с ослабленным здоровьем. В вузы поступает все большее количество таких студентов. Для них создаются специальные медицинские группы. Они включают в себя задачи повышения уровня здоровья и физической работоспособности учащегося, содействие устранению нарушений, связанных с заболеваниями, улучшение физического развития и воспитание основных жизненно необходимых физических качеств( выносливость, сила, гибкость) и двигательных навыков. Практический учебный материал для специальной медицинской группы носит оздоровительную и профилактическую направленность использования средств физического воспитания для устранения отклонений в здоровье, физическом развитии и функциональном состоянии организма.

Основной формой организации учебного процесса по физическому воспитанию для студентов специальной медицинской группы являются учебные занятия, в процессе которых решаются задачи реабилитационного характера, а также повышения уровня физической и умственной работоспособности. Учебные занятия для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, являются обязательными в течение 1-4 курсов. Программа этих курсов включает в себя теорию, практический раздел, профессионально-прикладную физическую подготовку как специальное средство для устранения отклонений в состоянии здоровья и физического развития. Занятия по теоретическому разделу проводятся в виде лекций, бесед и консультаций, на которых уделяется внимание вопросам влияния физических упражнений на организм при различных отклонениях в здоровье, вопросам профилактики заболеваний и травматизма, режиму умственного труда с характеристикой физиологических особенностей организма.

При работе со студентами специальной медицинской группы используют три принципа:

Первый принцип- заключается в оздоровительной лечебно-профилактической направленности использования средств физической культуры, т.е. студенты устраняют приобретенные отклонения;

Второй принцип- дифференцированный подход к использованию средств физической культуры в зависимости от состояния здоровья студента;

Третий подход- профессионально-прикладная физическая подготовка как завершающий этап лечебно-профилактической работы в специальной медицинской группе.[4]

Воспитание- один из основных видов педагогической деятельности преподавателя физической культуры, более широкий и сложный процесс, чем обучение двигательной подготовке. Оно отличается от случайных влияний окружения на человека наличием осознанной цели и задач, программы, применением специально разработанных средств, форм и методов воздействия. Организация воспитательного процесса проявляется в умении преподавателя обеспечить управляемое формирование личности студента в соответствии с целью и задачей их всестороннего развития. Управление формированием личности студента осуществляется в учебно-тренировочном процессе и требует от педагога знания способов воздействия на личность и умения оперировать этими знаниями в конкретных условиях.

Только на определенном уровне психического развития человек становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, появлением собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок, то есть появлением внутренней среды, внутренних требований к себе и внутренних санкций. Такое понимание личности диктует определенный психологический подход к воспитанию. Из этого следует, что сущность воспитания заключается в формировании всей личности у студента, а не отдельные ее черт.

Физическая культура: учебн. пособие/ Под общ. ред. Е. В. Конеевой.- Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 558, [1] с. : ил. – (Высшее образование).

Бальсевич В.К. Онтокинезия человека: Монография. – М.: Теория и практика физической культуры и образования, 2006, - 275 с.

Пономарев, В. В. Физическое воспитание студентов вуза с ослабленным здоровьем, проживающих в условиях Крайнего Севера: теоретические и методические основы.- Красноярск: СибГТУ, 2012.- 151 с.

Физическое воспитание : учеб. Пособие для студентов подгот. учеб.-тренировоч. групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р. И. Купчинов. – Мн. : ТеатраСистемс , 2006. – 352 с.

В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.

Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе , поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.

Цели воспитания физической культуры личности

Основные цели воспитания физической культуры личности:

  • создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
  • активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли;
  • формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
  • зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность;
  • усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.

Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности

Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:

  • Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
  • непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
  • опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.

В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой , согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.

  • Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
  • Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
  • Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).

Методология воспитательной деятельности

В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.

Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).

В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.

Составляющие методы воспитания:

  • средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
  • приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.

Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.

Основные методы воспитания

Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:

  • Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
  • Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
  • Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
  • Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
  • Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).

Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.

  • Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.
  • Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
  • Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
  • Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
  • Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.

Средства воспитания физической культуры

Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:

  • Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
  • Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
  • Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
  • Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
  • Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
  • Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
  • Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.

Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.

В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

Основные функции теорий личности

1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какиелибо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

Отечественные теории личности

А. Мясищев, Смирнов, Малышев. Личность это система отношений, отношения это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека "). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.

Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

Б. Ананьев, Платонов, Мерлин. Личность не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности "некие абстрактные духовные образования ". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура биологические свойства (темперамент, возраст, патологии. ).

В. Рубинштейн. Личность это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

Зарубежные теории личности

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), СуперЭго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого ".

Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности показатель психологического здоровья.

Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.

Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.

Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиологогенетическое объяснение поведения.

Социальнокогнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.

Когнитивная психология. Дж.Келли теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное то, как человек объясняет любое событие.

Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.

Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

Читайте также: