Р м боскис для педагогических целей выделила две категории слабослышащих детей школьного возраста

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическая классификация детей с нарушением слуха .

Необходимость дифференциации контингента лиц, имеющих нарушения органов слуха, тесно связана с практикой построения медицинских и педагогических типологий детей со стойкими нарушениями слуха. Вопросы исследования и классификации остаточной слуховой функции у детей с дефектами слуха издавна интересовали как врачей-оториноларингологов , так и сурдопедагогов. Созданные ими педагогические классификации адресованных учителю и направлены на обоснование различных подходов к обучению лиц с недостатками слуха, а медицинские классификации имеют своей целью дать оториноларингологам ориентиры для проведения лечения и профилактики заболеваний, ведущих к нарушениям слуха. В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л. В. Нейманом . Ее отличие от ранее разработанных в том, что диагноз глухота ставится при меньшей степени потери слуха. Устанавливаются три степени тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот. В основе некоторых классификаций лежит как способность ребенка с потерей слуха воспринимать речь на том или ином расстоянии от говорящего, так и критерии громкости в децибела. Признавая важность медицинских классификаций нарушений слуха, сурдопедагоги всегда подчеркивали необходимость психолого-педагогических классификаций, обеспечивающих вслед за адекватным диагностическим определением наблюдаемого у ребенка состояния слуховой функции наиболее рациональный выбор корригирующих мероприятий, методик его обучения [9]. Опираясь на психологическую концепцию школы Л.С. Выготского, его ученица Р.М. Боскис провела исследование особенностей развития детей с недостатками слуха [2]. Результаты легли в основу созданной ею педагогической классификации детей с нарушениями слуха. Творчески применив учение Л.С. Выготского о сложной структуре развития аномальных детей, в котором взаимодействуют факторы первичные и факторы вторичные, Р. М. Боскис разработала научное обоснование их классификации, предложив новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом: 1) степень поражения слуховой функции; 2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции; 3) время возникновения нарушения слуха. Основой этой классификации являются следующие положения. Деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка отличается от деятельности нарушенного слухового анализатора у взрослого. Взрослый к моменту наступления нарушения слуха имеет сформированную словесную речь, словесное мышление, представляет собой сформировавшуюся личность. Нарушение слуха у него — в первую очередь препятствие для общения с опорой на слух. У ребенка нарушение слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, приводит к возникновению целого ряда вторичных нарушений, в том числе к нарушению развития мышления, речи, познавательной деятельности [12]. Большое значение в понимании развития ребенка с нарушенным слухом имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможности использования остаточного слуха. Способность опираться на сохранные остатки слуха больше у того, кто владеет речью. Критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи. Критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха от глухих детей является возможность использования слуха в общении и развития речи при данном состоянии слуха. По этому критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты. Глухота — стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. По аудиометрическим данным глухота — это не только снижение слуха выше 80 децибел, но и потеря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относящихся к речевым . Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиометрии, обнаруживается снижение слуха менее 80 децибел. Степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового нарушения; педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Р. М. Боскис были выделены две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. К категории глухих относятся е дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи [2]. Глухие и слабослышащие различаются по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным и слухозрительным восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха [17]. Отдельную группу в отношении формирования речи и ее восприятия составляют позднооглохшие. Эти дети отличаются тем, что к моменту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи , но все они имеют навыки словесного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление, для таких детей при поступлении в специальную школу важной первоочередной задачей является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия обращенной к ним речи. На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы учитывает не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития. Поэтому позднооглохшие дети, как правило, учатся в школе для слабослышащих детей; глухому ребенку с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также целесообразно посещать школу для слабослышащих.

1.Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] /Н.Ю.Борякова,- М.:АСТ; Астель, 2008. - 222с

2.Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. [Текст] /Р.М.Боскис, — М.,Просвещение, 1988.-128 с.

4.Выготский, Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Умственная отсталость, слепота и глухонемота,[Текст]/Л.С.Выготский,- М,- № 4,- 1934,- С. 56 - 68.

Особенности обучения детей с нарушением слуха в раннем возрасте.

1.Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] /Н.Ю.Борякова,- М.:АСТ; Астель, 2008. - 222с

2.Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. [Текст] /Р.М.Боскис, — М.,Просвещение, 1988.-128 с.

4.Выготский, Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Умственная отсталость, слепота и глухонемота,[Текст]/Л.С.Выготский,- М,- № 4,- 1934,- С. 56 - 68.

Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и от других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития I. детей. Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории:

1) слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;

2) слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.

Таким образом, на основе измерения слуха, с одной стороны, и исследования речи — с другой, выделяются 4 группы детей с недостатками слуха. На основе этой классификации удалось создать такую сеть школ для детей с недостатками слуха, в которой глухие дети не обучаются с теми детьми, которые могут обучаться более быстрым темпом и которые требуют иных условий обучения.

Из школы для глухих изъяты все слабослышащие дети, которые в начале обучения, в связи с глубоким недоразвитием речи, напоминают своих глухих сверстников, но, обучаясь отдельно от них, развиваются значительно быстрее и очень скоро теряют это сходство. Это достигается путем создания особого типа школы для слабослышащих и позд-нооглохших детей, обеспечивающей дифференцированное их обучение.

Для целей дифференцированного обучения эта школа разделена на два отделения, где в разных условиях учатся слабослышащие дети с различным уровнем речевого развития.

В I отделении школы для слабослышащих обучаются дети, обладающие развитой речью, лишь с некоторыми ее недостатками. У них отмечаются неправильности произношения, трудности овладения грамотным письмом и некоторые ошибки грамматического строя речи. Эти речевые нарушения мешают им успешно обучаться в обычной школе; с учетом этих дефектов они и обучаются в специальной школе.

Во II отделении той же школы обучаются дети с глубоко недоразвитой речью, т. е. именно те дети, которые в начале обучения напоминают глухих. Их речь характеризуется глубокими отклонениями в виде резко искаженного произношения, ограниченного запаса слов, аграмматизма, доходящего до полного отсутствия предложения. В результате глубокого речевого недоразвития эти дети очень ограниченно понимают обращенную к ним речь и читаемый текст. Во II отделении школы для слабослышащих детей создаются специальные условия систематического накопления речевого запаса. Эти условия в первоначальном пе риоде обучения в некотором отношении аналогичны школ-глухих, причем для слабослышащих создаются условия максимального использования остаточного слуха при помощи звукоусиливающей аппаратуры и, что самое главное коррекции того речевого запаса, который дети приобретают самостоятельно с помощью слуха.

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р.М. Боскис построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются следующие положения, определяющие своеобразие развития ребенка со слуховой депривацией.

1. Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного состояния у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а его состояние оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных отклонений. Потеря слуха нарушает речевое развитие ребенка, при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. При рано возникшей тугоухости без своевременного коррекционного обучения формируется общее недоразвитие всех сторон речи у слабослышащего. Несформированность речи препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познавательной деятельности. Особенности познавательной деятельности отражаются на умственном, нравственном, эмоционально-волевом развитии личности из-за непонимания многих понятий и жизненных ситуаций. Затрудняется понимание окружающей действительности из-за недоразвития речи и социализация школьника. Наблюдаются отклонения в физическом развитии, особенно у глухих (неправильная осанка, походка, нарушение координации движений и др.).

2. Для правильного понимания своеобразного развития ребенка с нарушенным слухом важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха, т. е. взаимозависимость развития слуха и речи. С одной стороны, нарушение слуха препятствует нормальному развитию речи, с другой — функционирование слуха находится в прямой зависимости от уровня развития речи, от опыта речевого общения. Чем выше уровень развития речи, речевой активности у ребенка, тем больше возможности использования остаточного слуха. Способность использования слуха больше у человека, владеющего языком, его словарным запасом, грамматическим строем, культурой речевого общения. При большом опыте речевого общения дети имеют возможность лучше воспринимать обращенную речь, так как улавливают знакомые слова и фразы по смыслу на основе контекста. Дети с более развитой речью производят впечатление лучше слышащих. В свою очередь, чем лучше у ребенка слух, тем больше возможностей для самостоятельного развития речи на основе подражания речи окружающих.

3. Критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи. При возникновении недостатка слуха у ребенка прежде всего нарушается развитие речи. Поэтому критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха от детей с тотальной глухотой является не только возможность использования слуха в общении, но и возможность развития речи при данном состоянии слуха. Р. М. Боскис слуховую недостаточность у ребенка оценивает с точки зрения речевого развития при данном нарушении слуха. По этому критерию проводится отграничение тугоухости от глухоты.

Глухота — стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое ее восприятие даже на самом близком расстоянии от уха. Тотальная глухота встречается редко. В большинстве случаев при глухоте сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки окружающего мира, некоторые звуки речи на близком расстоянии. При аудиометрии обнаруживается потеря слуха от 80 дБ до 85 дБ.

Тугоухость — стойкое снижение слуха, при котором, в отличие от глухоты, возможны: минимальное самостоятельное накопление речевого запаса на основе сохранившейся остаточной слуховой функции; восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиометрии определяется снижение слуха от 20 дБ до 80 дБ. ;

4. Уровень и особенности речевого развития при нарушении слуха обусовлены рядом причин. Р. М. Боскис выделяет четыре фактора, от которых зависит уровень развития речи: степень снижения слуха; время возникновения слуховой недостаточности; педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха; индивидуальные особенности детей.

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р.М. Боскис, построена на принципиально новых критериях, учитывающих своеобразие развития детей с нарушенным анализатором. Первый критерий такой классификации — степень поражения слуховой функции. Однако он оказывается недостаточным для рациональной организации дифференцированного обучения. Поэтому учитывается второй критерий — уровень развития речи при данной степени нарушения слуховой функции. Существенное значение ) имеет время возникновения глухоты или тугоухости.

Р.М. Боскис выделяет две основные категории детей с недостатками слуха: глухие (неслышащие) и слабослышащие. К категории глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухо- , ты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно хотя бы в минимальной степени самостоятельное развитие речи.

При одном и том же состоянии слуха возможен различный уровень речевого развития. По этому критерию Р.М. Боскис выделила в пределах каждой категории по две группы детей.

В зависимости от времени наступления слухового нарушения среди глухих выделена группа детей, которые либо совсем не приобрели речевых навыков, либо утратили их из-за ранней (до 2-3 лет) потери слуха — глухие без речи (ранооглохшие). Другая группа — глухие дети, овладевшие речью до возникновения глухоты и сохранившие ее в той или иной мере — глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).

Категория слабослышащих детей также неоднородна. Среди них выделены ; две группы: слабослышащие, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками (некоторые отклонения в грамматическом построении речи, отдельные ошибки в произношении и др.); слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием (употребляющие отдельные искаженные слова, короткие фразы с неправильным их построением и др.).

Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления нарушения слуховой функции выделяются четыре группы детей с нарушениями слуха и речи. Каждая отличается своеобразными условиями обучения, связанными с различными возможностями образования, общения с окружающими.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха Р.М.Боскис(это женщина. ). Эта классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации является положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.

Р.М.Бокис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможности использовать свой слух.

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха , разработанная Р.М Боскис, построена на критериях, построена на своеобразии развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора.

Р.М.Боскис выделила 2 основные группы с недостатками слуха : глухие и слабослышащие.

К группе глухих относятся дети , которые в следствии врожденной или раноприобретенной глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью.

К категории слабослышащих относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи.

В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы:

- слабослышащие которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками.

- слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции.

Среди глухих также выделяют 2 группы детей, в зависимости от времени возникновения дефекта.

-ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся не слышащими.

-позднооглохшие дети, потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты.

1) Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха.

Существует психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха Р.М.Боскис(это женщина. ). Эта классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации является положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.

Р.М.Бокис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможности использовать свой слух.

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха , разработанная Р.М Боскис, построена на критериях, построена на своеобразии развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора.

Р.М.Боскис выделила 2 основные группы с недостатками слуха : глухие и слабослышащие.

К группе глухих относятся дети , которые в следствии врожденной или раноприобретенной глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью.

К категории слабослышащих относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи.

В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы:

- слабослышащие которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками.

- слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции.

Среди глухих также выделяют 2 группы детей, в зависимости от времени возникновения дефекта.

-ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся не слышащими.

-позднооглохшие дети, потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты.

Дефект слуха, в первую очередь, отрицательно влияет на формирование речи, т.е. той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от слухового анализатора.

Наиболее простым методом обследования слуха является прием с помощью речи – шопотной или разговорной. Слова подбираются с низкой и высокой частотной характеристикой.

Восприятие шепотной речи считается нормальной на расстоянии 6-7м. Если ребенок не владеет речью и не понимает словесных поручений рекомендуется использовать звучащие игрушки и музыкальные инструменты. Эти приемы не являются объективными и достаточно точными.

При снижении необходимо направит ребенка на обследование слуха к сурдологу, где будет проводится аудиологическое или компьютерное исследование слуха.

К причинам, приводящим к нарушениям слуха, относят родовые травмы, наложение щипцов на головку плода, оперативные вмешательства на среднем ухе, разрыв цепи слуховых косточек при травмах, аденоидные вегетации.

Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация Л.В.Неймана (4-группы глухих):

1. Глухие дети воспринимают низкие частоты(125-15гц) реагируют на очень громкий голос у самого уха(крик)

2. Воспринимают частоты(150-500гц) реагируют на громкий голос у уха, на громкие звуки на небольшом расстоянии

3. Звуки в диапазоне низких и средних частот (125-1000гц) звуки музыки, инструментов, бытовые звуки

4. от 125-2000гц звуки музыки, инструментов, бытовые звуки

В зависимости от средней потере слуха в первом диапазоне по Нейману выделяют 3степени тугоухости: 1-ая до 50дб; 2-ая от 50-70дб; 3-ая от 70-80дб – далее глухота. Самостоятельно овладеть речью с трудом могут дети, обладающие степенем слуха на 15-20дб Л.В. Нейман предлагает принять эту степень слуха в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. Глухота наступает на уровне 83-85дб.

Глухие(ранооглохшие) дети – к этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. В настоящее время определилось 4 типа звукоусиливающей аппаратуры:

1) аппараты индивидуального пользования(спичтрейнеры) для занятий с отдельными учащимися по развитию слухового восприятия и работой над звукопроизношением.

2) различные модели индивидуальных слуховых аппаратов для постоянного ношения

3) аппараты для коллективного пользования, различные звукоусиливающие установки для классных посещений.

4) установка, связанная с применением индукционной петли.

Важной особенностью психического развития глухих детей, является то обстоятельство, что они почти одновременно овладевают несколькими различными видами речи – словесной (речевой и письменной), дактильной и жестовой.

Слабослышащие дети – в зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладеть речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.

Ощущение и восприятие: большое значение имеет развитие зрительного анализатора. Особенности глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов, трудности восприятие предметов в необычном ракурсе.

Для компенсации нарушений слуха наибольшее значение имеют вибрационные ощущения (кожные ощущения)

Характерна асинхрония – недоразвитие одних систем восприятия при высоком уровне других.

Речь: дети с нарушением слухом могут овладеть словесной речью только в условиях спец обучения.

Память: память глухих детей совершенствуется входе формировании словесной речи, в процессе игровой и учебной деятельности.

Мышление: привалирование наглядных форм мышления над понятийным, страдает точность и полнота отражения существенных признаков, трудности в оперировании понятий, в сравнении величин, в понимании взаимообратных отношений между величинами, характерна обратимость мыслительных операций.

Обучение и воспитание: создаются школы-интернаты. Школы 1вида – глухие дети,2вида – слабослышащие и позднооглохшие.

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

2) Сказкотерапия как метод психокоррекционного воздействия.

Сказкотерапия – метод, используемый в сказочной форме для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. (Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, А Менегетти, М Осорина, Е. Лисина, Т.Зинкевич-Евстигнеева и др.).

Сказкотерапия основывается на использовании в работе сказок как метафор, притч, нравоучений и сопровождается проигрыванием эпизодов, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, рисование по мотивам сказки, творческую работа со сказкой.

Коррекционные функции сказки:

- психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

- символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

- принятие в символической форме своей физической активности.

Способы работы со сказкой:

- использование сказки как метафоры;

- рисование по мотивам сказки;

- обсуждение поведения и мотивов действий персонажа;

- проигрывание эпизодов сказки;

- использование сказки как притчи-нравоучения;

- творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой, сочинение сказок).

- Традиционные (народные): бытовые, сказки-загадки, сказки-басни, притчи, сказки о животных, мифологические сюжеты и

Положительное значение сказкотерапии:

- отсутствие в сказке прямых назиданий;

- усваивание ребенком причинно-следственных событий, существующих в мире;

- соприкосновение с жизненным опытом предшествующих поколений;

- постановка читателя перед ситуацией выбора: борьбы добра со злом, взаимопомощи, любви;

-психологическая защищенность читателя в силу окончательной победы добра, обеспечивающая оптимальный настрой читателя;

- отсутствие заданности в имени главного героя и события;

- ореол тайны и волшебства, интригующий сюжет.

На сегодняшний день широко используются в психокоррекционной работе авторские программы Т.Д. Зинкевич, Евстигнеевой и И.В. Вачкова.

Евстигнеева предлагает следующие этапы работы:

постановку сказок с помощью куклы.

В рамках последнего этапа сказкотерапия тесно соединяется с куклотерапией.

Занятие по сказкотерапии в коррекции страхов, негативных эмоциональных переживаний, жизненных сценариев, коммуникативных проблем проходит по след.плану:

-разогрев(называние двух персонажей и сочинение сказки про них, игры);

-любимая сказка(составление списка);

-нелюбимая сказка(то же);

-обсуждение проблемы в кругу, почему данная сказка любима и наоборот;

-деролинг;( Деролинг - постигровая процедура выхода игрока из роли, призванная заставить игрока отделить от себя сознание его персонажа);

Эта классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.

1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детстве влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познания.

2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью. Нарушение слуха, с одной стороны, препятствует нормальному развитию речи, с другой стороны, нормальное функционирование слухового анализатора находится в зависимости от уровня речевого развития. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем больше возможностей использовать остаточный слух. Человек, владеющий языком, имеющий достаточный словарный запас, способен лучше воспринимать обращенную речь, т.к. улавливает знакомые слова и фразы по смыслу, в контексте фразы. Дети, у которых речь развита лучше, производят впечатление слышащих. Чем лучше у ребенка слух, тем больше возможностей для самостоятельного развития речи на основе подражания речи окружающих.

3. Р.М. Боскис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух. При глухоте обнаруживается потеря слуха выше 80 дБ. В том случае, если при аудиометрии обнаружено снижение слуха меньше 80 дБ, говорят о тугоухости.

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р.М. Боскис, построена на критериях, учитывающих своеобразие развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р.М. Боскис выделила 2 основные группы детей с недостатками слуха — глухие и слабослышащие. К группе глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или раноприобретенной глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи (хотя бы минимальное).

В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:

♦ слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками (нарушения в звукопроизношении, отклонения в грамматическом строе речи);

♦ слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции (фразы короткие, неправильно построенные, отдельные слова сильно искажены и т.д.).

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

♦ ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся неслышащими;

Позднооглохшие дети составляют особую категорию детей со сниженным слухом.

Дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование речи, т.е. той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора. Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления слухового дефекта выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха и речи.

Существует также классификация глухих детей со сложным дефектом, т.е. аномалии слухового анализатора сочетаются с нарушениями работы других органов и систем организма.

Читайте также: