Исследовательская деятельность в начальной школе статья

Обновлено: 20.05.2024

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.

Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

1. Исследовательская деятельность в системе начального общего образования

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности не на результат, а на процесс. Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе.

Важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Не только родители, но и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры, могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности младшего школьника.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:

  • фантастической;
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • организация исследования;
  • подготовка к защите и защита работы.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • целенаправленность и систематичность;
  • мотивированность;
  • творческая среда;
  • психологический комфорт;
  • личность педагога и помощь родителей;
  • учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.

2. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися

Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:

Тема исследовательской работы. О чём?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Зачем я хочу провести исследование?

Задачи исследования. Как я буду исследовать?

Объект исследования. Что я буду исследовать?

Предмет исследования. Что меня интересует в объекте исследования?

Гипотеза исследования. Что я предполагаю?

Дата и место проведения моего исследования. Когда и где?

Методика работы. Какие методы работы я выберу и почему?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Подтвердилась или нет моя гипотеза?

Использованная литература.

Приложение.

Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ребёнку легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные.

6. Выбор методов исследования

Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

7. Сбор и обработка информации

Цель: зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников.

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Цель: структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

9. Описание работы. Подготовка отчета

10. Доклад

Заключение

Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.

"В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". В.А. Сухомлинский.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности . Ребенок любознателен, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. С возрастом происходит трансформация исследовательской деятельности, проявляется избирательность - исследуется только то, что вызывает интерес. А в школе приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными программами и стандартами.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям и может быть еще журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нем человек все реже может опираться на отработанные его предками и им самим стереотипы. Для того чтобы выжить в динамичном мире современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны не только в современной образовательной практике. Исследовательские методы активно изучались и использовались ещё с начала прошлого века (И.Г. Автухов, С.Т. Шацкий, Л.С. ВыготскийБ.В. Всесвятский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и Л.В. Занков)

Развитие познавательных потребностей и интересов ребёнка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.

Каждое самостоятельно сделанный вывод, каждый прожитый, пережитый, перечувствованный день вносит свою лепту на формирование самооценки, самосознания маленького, но уже чувствующего себя личностью человека.

В век интенсификации технологических процессов в жизни современного общества человек должен обладать высокой технологической культурой. Методологическую основу саморазвития личности необходимо начать с младшего школьного возраста. Исследовательская деятельность является одной из ведущих областей развития творческих качеств личности.

Актуальность выбранной темы я вижу в том, что исследовательская деятельность, как один из видов нетрадиционной формы обучения и воспитания, позволяет наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Данная форма обучения способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

Мною были поставлены следующие цели:

Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:

  • изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
  • выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;
  • формировать у учащихся представления об исследовании, как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
  • разработать систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе.

Исследовательская деятельность может применяться как во всех образовательных областях в начальной школе и старшего звена, так и в воспитательной работе.

  1. Организация исследовательской деятельности в начальной школе.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа осталась всё-таки немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы, т.е. алгоритм исследовательской деятельности: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

  • Подготовительный
  • Основной
  • Заключительный.

Возникает вопрос: а как научить их работать над исследованием, особенно если речь идет о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое исследование? Я сама должна быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как я это люблю. Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой исследования, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к работе?

2. Система организации исследовательской деятельности в начальной школе.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы, по моему мнению, мне необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Я должна чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали. На таких желаниях мне легко строить работу, если правильно преподнести детям цель и задачи исследования .

Моя педагогическая значимость в организации исследовательской деятельность состоит в том, чтобы:

  • Открывать возможности формирования жизненного опыта.
  • Стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении.
  • Выводить процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  • Реализовывать принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
  • Вести учащихся по ступенькам роста личности от исследования к исследованию.

Когда я изучила методику проведения исследования, то мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, показалась сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеялись сразу, как только началась реальная исследовательская работа с детьми.

В подготовительный период я вместе с детьми не только выбираем тему для исследования, определяем задачи, но и как можно больше стараемся собрать информацию о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.

Для сбора информации я предлагаю детям выбрать наиболее удобную форму поиска материала:

1. Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

3. Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

4. Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

5. Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

7. Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям эти методы в виде карточек с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности. Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.

В своей работе я с 1 класса вовлекаю не только детей в исследовательскую деятельность, но и их родителей. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснить родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить "Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект". В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие "на равных" дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт "дипломатических переговоров", который так необходим в жизни.

Я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался "образ" класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями.

Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. Познакомила детей с тем, что такое проект, познакомила с некоторым теоретическим материалом. Затем на родительском собрании проинформировала родителей. Первый проект был посвящён теме "Мой четвероногий друг". Дети очень волновались. Очень активно применяла метод проектов на уроках внеклассного чтения и окружающего мира. Дети проекты оформляли по - разному, кто - то в бумажном варианте, были и презентации. От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. В основном дети выполняли индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике.

От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию , самоорганизации , самоконтролю и самооценке .

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Исследовательская деятельность в начальной школе.

Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 26

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

В связи с введением Федерального государственного стандарта возникла необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Мы уже отошли от традиционного обучения, которое строилось не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств: научного мировоззрения, чувства ответственности, организованности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую .

Концепция деятельности

Ведущая ключевая идея педагогического опыта.

Систематическое и методически правильное применение исследовательского метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

Проблема опыта

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через исследовательский метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

- формирование способности обучающихся самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры;

- повышение уровня образования младшего школьника через развитие навыков учебной деятельности обучающихся.

Основные задачи:

- раскрыть понятие исследовательского метода, используя педагогическую и методическую литературу;

- показать специфику применения исследовательского метода в начальной школе;

- обобщить свой опыт работы с использованием технологии исследовательского метода обучения.

Одним из основных методов обучения в моей работе является исследовательский метод. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учеников, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

Исследование – это бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность должна быть свободной .

Что такое исследовательский метод в образовании?

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Учебное исследование и школьное обучение.

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Однако утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто - обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Когда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Учебное исследование в начальной школе

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Я ценю и стараюсь использовать в своей деятельности конструктивный подход к обучению, основными моментами которого считаю:

Учебник не является доминирующим источником учебной информации; приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности.

Учащийся - полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире

Учитель выступает, прежде всего, как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и убеждения.

Я всегда стараюсь объективно оценить самостоятельные, пусть не всегда правильные, рассуждения учащихся, “умные” вопросы, сознательно исправленные ими ошибки.

Оцениваю все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении.

Сегодняшним школьникам необходимо не только преподнести информацию, им необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять её, самим осознать суть предложенной проблемы, сделать выводы или, что еще лучше, самим найти решение проблем. Очень важно систематизировать и осмыслить те, зачастую отрывочные, сведения, которые уже имеются у учащихся.

Исследовательскую работу дети выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы

2) формулирование цели и задач исследования

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и эффективность научных исследований;

7) публичное представление работ.

Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора.

Учащийся должен ответить на вопросы:

1) какое направление (тему) я выберу? (родители, учитель, сам).

2) каким будет вид моей работы? (обычно я советую именно исследовательскую работу)

3) как я буду её выполнять? – один или в группе?

4) когда я буду её выполнять – в течение года или летом?

5) где я буду её выполнять? – в школе под руководством учителя, самостоятельно или с помощью родителей.

От выбора темы во многом зависит успех работы. Я не приемлю формальный подход, когда тема исследования подбирается под уже существующую методику. Более важным для меня является заинтересованность в том или ином вопросе. Большинство выбранных для исследования вопросов являлись интересными для меня или для моих учеников, а разработка собственных исследований является одним из самых важных моментов моей работы.

Я не совсем согласна с теми преподавателями, которые считают, что успех исследовательской работы зависит только от правильно поставленных цели и задач. По-моему мнению, главное – правильно определить учащегося и ту тему для разработки, которая наиболее подходит его типу личности.

Я бы дала только одну универсальную рекомендацию: тема должна быть интересна учителю и ученику, посильна в выполнении. Например, проводя исследование генеалогического древа своей семьи, некоторые учащиеся подошли творчески, с интересом собирали материал, активно включая в эту работу и своих родителей, а для некоторых эта работа оказалась сложной.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ (что мы хотим узнать).

Актуальные для взрослой науки задачи, например, научной новизны, практической значимости, снимаются, т.к. наиболее эффективно то учебное исследование, в котором ученик узнал, причем самостоятельно, что-то неожиданное для себя, испытал искреннюю радость, стимулирующую его на дальнейшую работу. На каждом этапе исследования учащемуся необходимо давать определенную свободу в работе. Иначе исследование постепенно превратится в обычное, репродуктивное обучение, состоящее из стандартных учебных этапов.

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволяют расширить кругозор и учащегося, и руководителя.

Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению и получению продукта исследования.

Считаю, что завершающим моментом каждой работы должно стать представление её не только перед ребятами в классе, но перед всеми учащимися начальной школы.

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.

К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности.

поисковые (исследовательские) умения;

навыки оценочной самостоятельности;

умения и навыки работы в сотрудничестве;

менеджерские умения и навыки;

презентационные умения и навыки

Негативные стороны исследовательской технологии:

неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;

риск неудачного окончания работы;

повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;

невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

В чём заключается педагогическая значимость исследовательской деятельности?

- Ставит ученика в позицию активного участника.

- Даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы.

- Открывает возможности формирования жизненного опыта.

- Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

- Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

- Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

- Формирует информационный инструментарий.

- Учит работать в команде.

Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества.

Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу так, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности. Свою исследовательскую работу учителя я провожу с целью повышения собственного профессионализма и организации исследовательской работы учащихся с целью их творческого, интеллектуального и коммуникативного развития. Все это приводит к профессиональному росту, постоянному развитию, самореализации, а также повышению качества обучения учащихся.

Полученная в процессе учебного исследования информация не всегда может быть новой, однако она является новой для того, кто ее получил, что не умаляет значимости учебно-исследовательской работы

Таким образом, исследовательская деятельность в рамках начальной школы имеет место быть и дает хорошие результаты по развитию творческих способностей младших школьников .


Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них общеучебных умений и навыков, компетентностей. Приоритетной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития личности обучающегося. Каждый ребенок наделен способностями, которые необходимо раскрывать и развивать. Поскольку все дети — по природе исследователи, любопытны и полны желания учиться и самосовершенствоваться, то одним из средств раскрытия и развития способностей ребенка, на наш взгляд, является исследовательская деятельность.

А. В. Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; выводы [2].

А. С. Обухов исследовательскую деятельность рассматривает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [3, с.17].

А. И. Савенков под исследовательской деятельностью понимает особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Но если исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в ситуации неопределенности, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования [6, с. 14].

Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое освоение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [4, с. 246]. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося, является основой для формирования исследовательской компетентности.

Виды исследовательской деятельности в общеобразовательной организации:

1. Учебно-исследовательская деятельность — творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.

Целью учебно-исследовательской работы учащихся в общеобразовательной организации является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами самостоятельного получения новых знаний и переработки полученной информации.

Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников. При таких условиях исследовательская деятельность обучающихся в условиях общеобразовательной организации приближается к научной, однако сохраняет отличительные черты: тематика определена требованиями образовательной программы и предполагает получение достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Основными направлениями учебно-исследовательской деятельности являются: формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности; создание условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся; совершенствование исследовательских умений школьников; развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся; ориентация на дальнейшее продолжение образования в вузе.

Учебно-исследовательская деятельность должна соответствовать ряду принципов: естественности, иерархичности, самоорганизации, сотрудничества учащегося и педагога, продуктивности, сочетания индивидуальной и групповой рефлексии, индивидуализации, культуросообразности и др.

2. Исследовательская проектная деятельность, продуктом которой является исследовательский труд: реферат, доклад, статья и другое, то есть результат исследовательского труда.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет, во-первых, связать теорию с практикой и уровнем подготовки учащихся; во-вторых, объединить интересы школьников; в-третьих, достигнуть высокой степени усвоения учебного материала. Занятия включают в себя создание учениками продуктов деятельности когнитивного, креативного, организационно-деятельностного типов.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся является перспективным способом формирования у них мотивации к исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская работа — это комплексная система участия обучающихся во внеучебных формах научной работы, основанная на принципах самостоятельности, добровольности, заинтересованности, направленная на углубление творческих качеств учащихся.

4. Исследовательская практика — деятельность учащихся в средовых условиях, требующих исследовательского подхода. Исследовательская практика вводится с целью создания условий для приобретения учащимися исследовательских умений и навыков в решении общественно значимых проблем. Задачами исследовательской практики являются: организация исследовательской деятельности учащихся в среде, нацеленной на удовлетворение образовательной, культурной, социальной потребностей личности; социальная адаптация личности средствами исследовательской деятельности; приобретение практических умений исследовательской культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий; приобретение навыков формирования индивидуальных исследовательских моделей поведения, преодоления проблем, требующих исследовательского подхода, умения применять теоретические знания в конкретной исследовательской ситуации.

Соединяя возможности современной общеобразовательной организации в области исследовательской деятельности и широчайший спектр организаций дополнительного образования, создаются возможности для приобщения обучающихся к исследованию на всех ступенях обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального уровня общего образования предусматривает вовлечение педагогическими работниками обучающихся в исследовательскую деятельность уже с начальной ступени обучения: в 1–2 классах — это доступные творческие задания, выполняемые на уроках; в 3–4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные как индивидуальные, так и коллективные исследования. Функция наставника заключается в организаторской, стимулирующей и корректирующей роли, то есть главное для педагогического работника — увлечь детей предметом исследования, показать значимость их исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью обучающихся, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности. Ведущей же её характеристикой является творческая активность, которая заключается в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, другим людям и самому себе.

Организация исследовательской деятельности обучающихся в современной общеобразовательной организации будет более эффективной при создании и соблюдении следующих условий: целенаправленное и систематичное включение обучающихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной и внеурочной работы; мотивированность деятельности учащихся; учёт возрастных особенностей; постоянное повышение уровня педагогического руководства исследовательской деятельностью обучающихся в процессе работы; организацию сотрудничества педагогических работников, юных исследователей и их родителей.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающихся начального уровня общего образования, необходимо следовать методологии исследования. Под руководством педагогического работника ребенок определяет проблему учебного исследования и намечает пути ее решения. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными, интересными, личностно значимыми для юного исследователя, работа должна выполняться им добровольно с обязательным обеспечением необходимого комплекса вспомогательного материала, оборудования и средств. Учитель направляет мысли и работу ученика, а ребенок самостоятельно пытается находить ответы, проверять их правильность и правдивость при помощи уже имеющихся знаний, старается делать выводы. Полученную информацию юный исследователь может применить при решении уже новой задачи, сравнивая и собирая в единое целое. Но результат этой деятельности возможен лишь только при внимательном отношении педагога, опирающегося на особенности развития младшего школьника. В процессе включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Поэтапное включение обучающихся начального уровня общего образования в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка, что в результате ведет к формированию у обучающихся очень важной ключевой компетентности — исследовательской. Под исследовательской компетентностью понимается интегральная характеристика личности учащегося, проявляющаяся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений [5, с. 451]. Данная компетентность является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает школьнику обучаться, позволяет стать ему более гибким, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость её формирования.

1. Борздун В. Н. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки / В. Н. Борздун, Л.А. // Методист. Научно-методический журнал. — 2003. — № 6. — С.48–51.

2. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. // Народное образование. — 1999. — № 10.

3. Обухов А. С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. — 2008. № 2. — С.17–23.

4. Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность учащихся в условиях общеобразовательной школы: функция и виды // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 6. — С. 246–247.

5. Рассказова Ж. В. К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 450–452.

6. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. — 2007. — № 3. — С.14–24.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, ребенок, знание, исследовательская деятельность обучающихся, исследовательская практика, исследовательское поведение, начальный уровень, общее образование, общеобразовательная организация.

Читайте также: