Пятимерный план гэллапа кратко

Обновлено: 03.07.2024

Таким образом, формирование общественного мнения в современном мире невозможно без использования воздействия СМИ на общественность. СМИ, во-первых, посредством информирования повышают уровень компетентности общественности, во-вторых, выражая различные точки зрения, создают момент спорности в обсуждаемом вопросе и, в-третьих, привлекают внимание к определенной проблеме, вызывая заинтересованность общественности в ее обсуждении и решении. Процесс формирования общественного мнения и воздействие СМИ на него, несомненно, требует глубокого и всестороннего изучения. Вопросы изучения общественного мнения, проведения его КСИ будут рассмотрены в следующем пункте.

1.3 Изучение и анализ общественного мнения

Основой изучения общественного мнения является его методико-методологическая база, в частности, составления опросника /11, с249/. Особое значение здесь имеет создание программы КСИ общественного мнения по какой-либо проблеме. Программа социологического исследования общественного мнения содержит обоснование методологических подходов и методических приемов его изучения. Методологическая часть программы включает в себя анализ проблемы и формулировку проблемной ситуации, выделение и предварительный анализ объекта и предмета исследования, постановку цели и задач, разработку систем гипотез, интерпретацию и операционализацию основных понятий. Все это входит в логический анализ проблемы, который делится на структурный (изучение структуры явления) и факторный (анализ влияния факторов на явление). Определяющим в программе является этап интерпретации и операционализации предмета исследования. Интерпретация – это объяснение, теоретическая трактовка понятия. Операционализация же представляет собой совокупность операций, с помощью которых понятия расчленяются на составляющие элементы /6, с.30-32/.

Также здесь разрабатываются шкалы, которые будут использоваться в опроснике. Шкала – это алгоритм, с помощью которого осуществляется измерение в тех случаях, когда оно является отображением изучаемых объектов в числовую математическую систему. С помощью шкалы каждому объекту ставится в соответствие число, называемое шкальным значением объекта /соц., словарь, с. 878/. Именно шкала помогает измерить общественное мнение и его интенсивность количественно. Однако шкалирование применяется только в количественных исследованиях.

Большое значение в изучении общественного мнения играет определение типа и объема выборки. Важным условием при этом является репрезентативность выборочной совокупности, т.е. ее соответствие по основным параметрам генеральной совокупности.

Существует три основных класса методов сбора информации: наблюдение; анализ документов (например, газетных статей); опросы, которые делятся интервью и анкетный опрос.

Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц. Наблюдение бывает простым и научным. Простое – это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение подчинено ясной исследовательской цели, планируется по заранее обдуманной процедуре, все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, а информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется: по степени формализованности на стандартизованное и нестандартизованное; в зависимости от положения наблюдателя на соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения. В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным. Поэтому, наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить результаты других методов сбора информации.

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы.

По способу фиксирования информации различаются: рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. Пример: Американский социолог У.Томас и польский Ф.Знанецкий исследовали по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста. Эти документы называют целевыми. Другие – не зависимые от социолога документы называют наличными. Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях.

В зависимости от статуса документы делятся на официальные и неофициальные. Особая группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино. По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. Документы нередко выступают в роли главного источника информации дополненной опросом или прямым наблюдением.

Главные недостатки описанного метода состоят в проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, а лишь результаты.

Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Изучение общественного мнения связывается преимущественно с проведением анкетирования. Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки.

Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказываются для них общими.

Следующая стадия КСИ общественного мнения – это стадия обработки и анализа собранных данных. При этом следует учесть методику сбора информации, которая может быть качественной или количественной. Информацию, собранную в результате КСИ, необходимо упорядочить и формализовать. Это можно сделать при помощи математико-статистичестких методов, к которым относятся подсчет описательных характеристик, коэффициентов корреляции и т.д. Качественные данные обрабатываются как документальный источник. При этом проводятся процедуры: описания, в которой необходимо, во-первых, упорядочить и, во-вторых, сжать информацию; описательного анализа, который включает группировку, типологизацию, кластерный и факторный анализ. Следующее, что необходимо сделать – это проинтерпретировать данные, т.е. придать эмпирическим данным определенное значения. Далее следует процедура объяснения – включения эмпирических знаний об объекте в социальный контекст.

Конечным этапом проведения КСИ общественного мнения является прогнозирование вероятного поведения опрошенных в рамках темы исследования, написание отчета, в котором должны быть указаны рекомендации для организаций, управленческих учреждений по выработке наиболее оптимальных путей развития или реформирования с учетом общественного мнения /6, с.68/.

Считается, что широкая организация опросов общественного мнения оказывают давление на предварительные исполнительные и законодательные решения; возможная неблаговидная причастность политических партий к прогнозам результатов выборов; допускаемые методологические ошибки; неограниченное стремление предпочтительно видеть неопределенную, необъяснимую общественную интеллектуальную жизнь вместо попытки достичь ясности и точности Некоторые ошибки проводящих опрос общественного мнения в прогнозах результатов выборов ободряли кое-каких политических теоретиков, которые были разочарованы иными их выводами кроме достоверности (например, многочисленные обследования общественного мнения могут способствовать народной, а не представительной демократии) ; выступают сторонники политических деятелей, которые боятся влияния общественного мнения на избирателей; представляется благоприятная возможность некоторым социологам критиковать методы проведения обследований общественного мнения; и доставляют многим эстетам, комикам и конкурирующим предсказателям. Возмущение вызывают проводимые опросы общественного мнения и тем, служат угрозой уединенности лиц, находящимся в возрасте, когда вмешательство тяжко оскорбляет.

Таким образом, необходимо совершенствовать методику проведения опросов общественного мнения, для повышения качества получаемой информации и ее достоверности. Наиболее эффективным способом повышения репрезентативности таких опросов является методика, разработанная Джорджем Гэллапом.

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ КСИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Бесплатно скачать Курсовая работа: Пятимерный план Гэллапа по совершенствованию методики КСИ общественного мнения

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологииКУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Пятимерный план Гэллапа по совершенствованию методики

КСИ общественного мнения

по курсу: Социальные проблемы изучения общественного мнения Исполнитель

студентка 063 группы А.Д.Шевченко

доцент, к.ф.н. Ю.Г.Магницкий

Данная курсовая содержит 39 страниц, 2 части, 1 таблица, 1 приложение, 14 источников.

общественное мнение, структура общественного мнения, формирование общественного мнения, средства массовой информации, исследование общественного мнения, инструментарий исследования, выборка, пятимерный план Гэллапа, поллстер

В качестве объекта данной исследовательской работы выступает общественное мнение и его изучение. Соответственно ее предметом является пятимерный план Гэллапа, выступающий в качестве способа повышения эффективности методики КСИ.

Цель работы – анализ и описание методики усовершенствования опросов общественного мнения, на основе исследований Дж. Гэллапа

Конечным результатом курсовой работы является выработка практических рекомендаций по повышению эффективности опросов общественного мнения. СОДЕРЖАНИЕ Введение 4

Характеристика общественного мнения и его изучение

1.1 Сущность и основные характеристики общественного мнения

1.2Формирование общественного мнения и его взаимодействие со СМИ

1.3 Изучение и анализ общественного мнения

2.Совершенствование методики КСИ общественного мнения

2.1 Становление и развития методики опросов общественного мнения в США

2.2 Методика осуществления исследований общественного мнения по плану Гэллапа

Приложение А. Каким видят россияне ПрезидентаВВЕДЕНИЕ

Социология 19 века была описательной, а методы сбора и анализа информации рассматривались лишь как средство познания. Завершившийся 20-й век сделал эмпирические методы социологии сущностным элементом познания общественных отношений, ученые осознали, что предлагаемые ими объяснения социального мира есть - в том числе - функция используемого ими измерительного инструментария.

Произошло это в частности и потому, что методические проблемы, поставленные Дж. Гэллапом при изучении общественного мнения, и решения, найденные им, возвели социологический инструментарий в ранг объекта научного рассмотрения. Также благодаря ему, американские социологи впервые смогли анализировать динамику общественного сознания населения огромной страны, а само общество - получило возможность для самонаблюдений и самоанализа.

Социология 19 века была описательной, а методы сбора и анализа информации рассматривались лишь как средство познания. Завершившийся 20-й век сделал эмпирические методы социологии сущностным элементом познания общественных отношений, ученые осознали.

Формирование общественного мнения и его взаимодействие со СМИ

Формирование общественного мнения - это стадия его развития, связанная с выходом индивидуальных оценочно-ценностных суждений за границы индивидуального сознания, с их взаимодействием, взаимовлиянием и определенным слиянием в сферах группового.

Изучение и анализ общественного мнения

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ КСИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Широкое распространение выборных исследований общественного мнения неразрывно связано с именем американского исследователя Дж. Гэллапа (1901 - 1984). Иногда вообще обследования общественного мнения с помощью выборочного метода называются «опросами.

Методика осуществления исследований общественного мнения по плану Гэллапа

Многообразие задач, стоящих на современном этапе перед исследователями общественного мнения, связано с необходимостью оперативного отклика ученых на запросы социальной практики в ходе перехода к рынку, обеспечения высокого научного качества чаемой.

Как известно, любой, человек, в том числе и кандидат в президенты РФ и, естественно сам президент, имеет не только достоинства, но и недостатки. Президент, помимо чисто человеческих качеств, обладает определенной политической позицией или бывает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были сделаны следующие выводы. Общественное мнение - это состояние массово сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей и формирующееся на.

Интервью строится на основе " опросников " - либо бланков анкет, либо бланков интервью. В основе создания представленного в этом разделе бланка интервью лежит методика Гэллапа - так называемый "пятимерный план", то есть определение отношения к той или иной проблеме по 5 различным направлениям:
1. Представление, знание кандидата о предмете.
2. Его общие взгляды.
3. Причины, по которым он придерживается этих взглядов.
4. Его специфические взгляды по специфическим аспектам проблемы.
5. Интенсивность выраженного мнения.

В соответствии с этим делением в " пятимерном плане" используют пять категорий вопросов: фильтрующие, открытые или свободные, причинные, специфические, выявляющие интенсивность мнений и вопросы для ориентации..
1. Фильтрующие вопросы имеют целью выяснить осведомленность кандидата о конкретной проблеме. (Например: " Слышали ли Вы или читали что-либо о таком-то представлении ? ").
2. На следующем этапе задается открытый вопрос с целью определить взгляды человека. (Например: "Как, по Вашему мнению, должна быть решена данная проблема ?").
3. Причинные вопросы имеют целью определить, почему опрашиваемый придерживается именно таких, а не иных взглядов.
4. Специфические вопросы содержат конкретные предложения; они предполагают краткий отрицательный или утвердительный ответ и являются наиболее полезными с точки зрения предвидения дальнейшего поведения кандидата.
5. Пятая категория вопросов задается с целью обнаружить интенсивность выраженных мнений, насколько глубока убежденность той или иной позиции, какие действия готов предпринять человек для реализации своих взглядов, есть ли шанс, что он может изменить свою точку зрения. Наиболее распространенным является вопрос: "Насколько глубоко Вы убеждены в этом?" Вопросы этой группы могут также задаваться для того, чтобы установить продолжает ли кандидат придерживаться высказанного ранее мнения или прежнего намерения. Например: "Каково Ваше мнение по этому вопросу? К каким выводам Вы пришли? Понимаете ли Вы, что я имел в виду?"
Также возможны вопросы на мотивацию (самые сложные): "Вы так думаете,потому что предполагаете изменения в политической ситуации, потому что считаете этого политика лидером, способным вывести страну из кризиса . "

Читайте также: