Пятилетки как этап культурной революции работа култпропотделов наркомпроса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Годы пятилеток были годами решающих успехов культурной революции. Бурный процесс социалистических преобразований настоятельно требовал быстрого подъема культурно-технического уровня рабочих и крестьян, создания многочисленной народной интеллигенции, усиления роли науки и искусства в социалистическом строительстве. Вместе с тем успехи индустриализации и коллективизации сельского хозяйства создавали необходимые условия для новых достижений в культурном росте страны.
Первейшей задачей культурного строительства в СССР являлась ликвидация неграмотности и малограмотности среди населения. Решить эту крайне важную задачу можно было только про активнейшем участии широчайших масс грамотного населения.
Во второй половине 20-х годов, когда развернулась борьба за индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, стал ощущаться острый недостаток в инженерно-технических кадрах, агрономах, ветеринарных врачах. С введением всеобщего обязательного обучения появилась огромная потребность в учителях. Все в большем числе нужны были врачи. К тому же в то время был раскрыт ряд крупных вредительских организаций, созданных частью старых специалистов.

Поэтому в годы первой и второй пятилеток в невиданных масштабах развернулась подготовка специалистов из рабочих и крестьян. Если в 1914 г. в России имелся 91 вуз и там обучалось 112 тыс. студентов, то в 1939 г. в СССР насчитывалось 750 вузов, в них обучалось около 620 тыс. студентов. Еще больше выросло число средних специальных учебных заведений. Вузы и техникумы были созданы во всех без исключения национальных республиках и областях. Все народы СССР получили доступ к высшему и среднему образованию, чего не было до революции.
Коммунистическая партия, комсомол, советские профсоюзы ежегодно посылали многие тысячи коммунистов, комсомольцев, передовых рабочих на учебу в вузы и техникумы. За годы первой пятилетки почти в шесть раз выросла сеть рабфаков, в которых рабочая молодежь готовилась для поступления в вузы. Почти три четверти всех студентов получали государственную стипендию. За две пятилетки вузы и техникумы подготовили около двух миллионов специалистов.
Кадры советской интеллигенции росли и формировались так-же на партийной, государственной, хозяйственной, общественной работе, в армии и флоте. В СССР выросла многомиллионная армия подлинно народной интеллигенции, которая к концу! второй пятилетки насчитывала в своих рядах свыше 9 млн. человек. Это явилось одним из самых важных завоеваний культурной революции.

К концу 30-х годов в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс. А ведь в 1914 г. в России имелось-всего 289 научных учреждений и только 10 тыс. научных работников. Большое внимание уделялось развитию общественных наук — истории, философии, политэкономии и др. Эти науки призваны открывать объективные законы, на основе которых строится коммунистическое общество. Важный вклад в решение этой задачи вносит историческая наука. Изучая прошлое, обобщая исторический опыт развития всего человечества, социалистического строительства в нашей стране, она служит прочным фундаментом для открытия объективно существующих законов общественного развития, для определения конкретных путей движения к коммунизму.
Эту роль может выполнить только марксистско-ленинская историческая наука, которая сложилась в нашей стране в борьбе с буржуазной историографией. В 20—30-х годах советские историки много сделали для того, чтобы с марксистско-ленинских позиций осветить историю нашей Родины и всего человечества. Особое внимание они уделяли изучению истории революционно-освободительного движения масс, борьбы угнетенных классов против своих угнетателей.

Руководство преобразованиями в культурной сфере по партийной линии в годы первых пятилеток осуществлялось Управлением агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). В январе 1930 г. оно было разделено на два отдела — культуры и пропаганды с секторами научной работы и просвещения включая искусство; пропаганды марксизма-ленинизма; печати, в том числе художественной литературы, и отдел агитации и массовых изданий, состоящий из секторов общей агитации, массовых кампаний промышленного характера, массовых кампаний сельскохозяйственного характера, массовой работы среди работниц и крестьянок. На тех же началах выстраивался культурно-идеологический аппарат ЦК компартий союзных республик, краевых, областных, городских и районных партийных органов.

Практическую реализацию установок партии в области культурного строительства осуществляли наркоматы просвещения союзных республик. В России эту работу вел наркомат под руководством А. В. Луначарского (до 1929 г.) и А. С. Бубнова (1929–1937). В сентябре 1933 г. в Наркомпросе было создано пять управлений: начальной и средней школы; подготовки учителей; университетов и научно-исследовательских учреждений; библиотечное; театральных и зрелищных предприятий. В структуре Наркомпроса сохранялись Главлит, Главрепертком и ОГИЗ. Соответствующим образом были организованы наркоматы других союзных республик.

Развернутое наступление на всех направлениях социалистического строительства с началом 1-й пятилетки требовало организации новой мощной атаки на фронте борьбы с неграмотностью. (К 1927/28 учебному году неграмотное население городов составляло 21,5 %, села — 56,7 %.) Начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культпоход по борьбе с неграмотностью превратился в массовое движение. В 1930 г. на эту борьбу было мобилизовано более миллиона студентов, слушателей советских партийных школ, учителей, культпросветработников. В 1931 г. число обучающихся взрослых достигло 10 млн.

Система общеобразовательных школ России к концу 20-х гг. включала несколько их типов. Действовали начальная, школа второй ступени, семилетка, девятилетка, школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи. Всеми формами обучения было охвачено около 8 % населения. С сентября 1930 г. в стране вводилось всеобщее бесплатное и обязательное начальное (четырехклассное) обучение детей. В городах и рабочих поселках всеобуч предусматривался в объеме школы-семилетки. Местным советским органам предоставлялось право вводить обязательное образование и в других районах. В деревне предлагалось значительно увеличить количество дневных и вечерних школ для молодежи.

Государственные ассигнования на школьное образование в 1930 г. выросли в 10 раз по сравнению с 1925/26 г. В августе 1930 г. разработана и утверждена программа введения обязательного начального образования. Финансовое ее обеспечение предопределяло сооружение новых школ, бесплатное снабжение учащихся начальных классов одеждой, обувью, питанием, учебниками, письменными принадлежностями. Соответственно, новые задачи предстояло решать бумажной промышленности, полиграфии и т. д.

Нехватку учителей с переходом к всеобучу решали предоставлением права каждому, кто имел семилетнее образование, работать в начальной школе — достаточно было закончить краткосрочные (от полугода до трех недель) курсы по подготовке и переподготовке учителей. Проводились ускоренные выпуски из пединститутов и училищ. Прием в педагогические вузы увеличился более чем в 2, в педтехникумы — в 3 раза. В 1930–1932 гг. комсомол провел три всесоюзные мобилизации на педагогическую работу комсомольцев. Все это позволило охватить к концу 1-й пятилетки обучением в начальной школе 98 % детей в возрасте от 8 до И лет (в 1927/28 г. — 51,4 %). Одновременно велась работа по обучению неграмотных и малограмотных. План обучения неграмотных и малограмотных в 1-й пятилетке (18,5 млн) был перевыполнен в СССР более чем в 2,5 раза. На просвещение в 1932 г. было истрачено средств в 6 раз больше, чем в 1927/28 г., и почти в два раза больше, чем предусматривалось пятилетним планом.

Индустриализация страны потребовала ускорить подготовку квалифицированных кадров для промышленности. Обучение рабочих осуществлялось в стационарных учебных заведениях с отрывом и без отрыва от производства. Массовую подготовку осуществляли школы ФЗУ.

Для подготовки высококвалифицированных кадров хозяйственных руководителей в конце 20-х гг. создана Всесоюзная промышленная академия в Москве (первый выпуск состоялся в 1930 г.). Аналогичные учебные заведения работали в других промышленных городах. Проблемы улучшения качества и приближения подготовки кадров технических специалистов к производству с началом 1-й пятилетки решались путем передачи части соответствующих вузов из ведения Наркомпроса в отраслевые наркоматы. Это способствовало укреплению материально-технической базы вузов.

Новая советская интеллигенция формировалась из трех источников — специалистов дореволюционной школы, выдвиженцев из рабоче-крестьянской среды и путем подготовки в средних специальных и высших учебных заведениях. Для общего руководства вузами в 1933 г. создан Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, преобразованный в 1936 г. во Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК. С мая 1936 г. по ноябрь 1937 г. комитет возглавлял И. И. Межлаук, позднее — С. В. Кафтанов.

Численность учащихся начальной и средней школы во 2-й пятилетке выросла с 21,3 млн до 29,4 млн. Расходы государства на культурное строительство (школа, кадры, наука, печать и т. п.) в 5 раз превысили затраты 1-й пятилетки. В 1934–1938 гг. был вдвое увеличен выпуск школьных учебников.

Высокая общественная значимость труда работников вузов выразилась в принятой в 1937 г. штатно-окладной системы заработной платы преподавательского состава, с увеличением ее более чем на 30 %. Преподаватели стали получать от 500 руб. (ассистент, не имеющий ученой степени) до 1500 руб. (профессор, доктор наук, заведующий кафедрой). Вузы могли ходатайствовать о персональных окладах для отдельных преподавателей: до 2000 руб. для профессоров, 1500 руб. для доцентов. Стипендии в вузах составляли от 173 до 183 руб., их получали от 60 до 70 % всех студентов. (Для сравнения: в 1937 г. минимум зарплаты составлял 110 руб., а в 1939 г. среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих народного хозяйства СССР составляла 328 руб.)

Академия наук СССР, президентами которой были крупные ученые и организаторы А. П. Карпинский (1917–1936) и В. Л. Комаров (1936–1945), в 1930 г. перешла в ведение Ученого комитета ЦИК, а с декабря 1933 г. — Совнаркома СССР. В апреле 1934 г. она переехала из Ленинграда в Москву.

Всего в СССР к весне 1929 г. насчитывалось 1227 научных учреждений (из них 7 академий и ассоциаций, 789 институтов. 34 центроархива). В них трудилось около 25 тыс. научных работников (в 1917 г. — около 12 тыс.). К 1929 г. почти треть составляли выпускники советских вузов. В годы 1-й пятилетки к ранее созданным научным учреждениям Академии наук СССР добавились вновь образованные институты: Геологический (1930), Энергетический (1930), Институт физической химии (1931).

Перевод АН СССР в Москву вызвал перебазирование многих академических научных учреждений. Сюда переехал Президиум Академии, физико-математические, химические, геологические и частично биологические учреждения. Образован целый ряд новых академических научно-исследовательских институтов: Математический им. В. А. Стеклова (1934), Физический им. П. Н. Лебедева в Москве (1934, руководитель С. И. Вавилов), Институт органической химии (1934, А. Е. Фаворский и Н. Д. Зелинский), общей и неорганической химии (1934, Н. С. Курнаков), физических проблем (1934, П. Л. Капица). В 30-е гг. начали исследовательскую работу Азербайджанский, Армянский, Грузинский, Дальневосточный, Казахский и Уральский филиалы, Кольская, Северная и Таджикская базы АН СССР. С середины 30-х гг. развертывается сеть научно-исследовательских институтов в вузах. Большой вклад в совершенствование военно-технических знаний и боевой техники вносили новые специализированные военные академии: механизации и моторизации РККА, Артиллерийская, Военно-инженерная, Военно-химическая, ВоенноэлектротехничеСкая, Военно-транспортная и др.

Во главе всех крупных научных центров и НИИ стояли известные ученые, создатели научных школ и новых исследовательских направлений. За особо выдающиеся научные достижения с 1925 по 1934 г. присуждались премии им. В. И. Ленина. С 1934 г. в этих же целях АН СССР учредила и начала присуждать премии имени выдающихся отечественных ученых и деятелей Советского государства.

30-е гг. отмечены важными достижениями в естествознании. Укрепляла свои позиции в мире советская математика. И. М. Виноградов, Д. Ф. Егоров, С. Н. Бернштейн, Н. Н. Лузин, А, Н. Колмогоров, Л. С. Понтрягин, Н. Н. Боголюбов внесли крупнейший вклад в развитие новейших разделов математики и ее приложений.

В начале 30-х гг. в СССР получили развитие исследования по физике атомного ядра. Первые успехи в этой области связаны с теоретическими работами: протон-нейтронная модель ядра (Д. Д. Иваненко), обменные силы (Тамм и Иваненко). Л. Д. Ландау в 1932 г., после открытия нейтрона, предсказал существование нейтронного состояния вещества. Передовые позиции СССР в ядерных исследованиях проявились на первой (сентябрь 1933 г.) и второй (сентябрь 1937 г.) всесоюзных конференциях по физике атомного ядра, в которых принимали участие иностранные ученые. И. В. Курчатов в 1934 г. открыл явление разветвления ядерных реакций. В 1937 г. в Радиевом институте был создан первый в СССР и Европе циклотрон — установка для расщепления атомного ядра.

Больших успехов достигли ученые в области физики твердого тела, полупроводников и диэлектриков (А. Ф. Иоффе, И. Е. Тамм, И. К. Кикоин). П. Л. Капица в 1934 г. создал первый в мире гелиевый ожижитель, его последующие разработки в этой области стали большим вкладом в развитие советской и мировой техники ожижения газов.

17 августа 1933 г. на инженерном полигоне рядом с подмосковным поселком Нахабино поднялась в воздух первая жидкостная ракета, созданная работниками Группы по изучению реактивного движения под руководством С. П. Королева. Ракета находилась в полете всего 18 секунд и поднялась на высоту 400 м, но именно ей суждено было стать прообразом советских ракет, осваивавших космическое пространство. Результатом первого успеха стало создание Реактивного НИИ.

21 августа 1934 г. под Москвой проведены испытания первых радиолокаторов (создатели П. К. Ощепков и др.). В 1937 г. созданы первые отечественные радиопеленгаторы для кораблей и подводных лодок. Одним из пионеров электронной технологии, основанной на применении электронных и ионных пучков, электрических и электромагнитных полей, был А. Л. Чижевский. Ему принадлежит первое в мире изобретение способа электроокраски. Он же стал основоположником гелиобиологии — науки о взаимосвязи солнечных явлений с жизнью земных организмов, которая в те годы была несправедливо подвергнута критике.

В 30-е гг. появились классические труды Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений и об их географии. К сожалению, на биологии и генетике пагубно сказалась деятельность группы биологов под руководством создателя псевдонаучного учения Т. ДЛысенко и философа И. И. Презента. Тем не менее сельскохозяйственная практика в 30-е гг. обогащалась достижениями научных школ по травопольной системе земледелия (глава школы В. Р. Вильямс), вопросам питания растений и химизации сельского хозяйства (Д. Н. Прянишников) и борьбе с засухой (Н. М. Тулайков). Под руководством последнего составлялась новая почвенная карта страны.

Советская литература и искусство в 30-е гг. обогащены новыми произведениями А. Горького, М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, П. Павленко, Ф. Гладкова, Ф. Панферова, Л. Леонова, М. Булгакова, А. Платонова, С. Маршака, К. Чуковского, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Б. Пильняка, Е. Замятина, И. Бабеля, Н. Клюева, О. Мандельштама; спектаклями К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, В. Мейерхольда и А. Таирова; фильмами Н. Экка (режиссер первого звукового фильма), С. Герасимова, Г. и С. Васильевых, Г. Александрова, С. Эйзенштейна, Г. Козинцева, Д. Трауберга, Е. Дзигана; музыкой С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского; живописью М. Грекова, Б. Иогансона, М. Нестерова, П. Корина, И. Грабаря, А. Дейнеки, А. Пластова, Ю. Пименова, К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского, А. Рылова, М. Сарьяна, П. Филонова, К. Малевича; скульптурами В. Мухиной, Н. Томского, М. Манизера, Н. Андреева, И. Шадра; архитектурными сооружениями В., А. и А. Весниных, К. Мельникова, А. Щусева, И. Жолтовского, Б. Иофана, А. Лангмана, Л. Руднева.

Заметный след в истории культур национальных и всего советского народа оставили мастера культуры республик СССР. К их числу относятся, например, такие писатели и поэты, как М. Бажан, М. Рыльский, П. Тычина, В. Сосюра, А. Корнейчук (Украина), Я. Купала, Я. Колас, П. Бровка (Белоруссия), Т. Табидзе, П. Яшвили (Грузия), С. Зорьян, Е. Чаренц (Армения), С. Рустам, С. Вургун (Азербайджан), М. Турсун-заде, С. Айни (Таджикистан), Б. Кербабаев (Туркмения), Зульфия, Айбек (Узбекистан), М. Ауэзов (Казахстан), К, Кулиев (Кабардино-Балкария), Сулейман Стальский, Г. Цадасы (Дагестан), Ш. Кемал, М. Джалиль (Татария) и многие другие.

30-е гг. связаны с целой серией кампаний по критике и переосмыслению состояния философии, политэкономии, искоренению враждебных взглядов и теорий. Наиболее значимым оказалось переосмысление роли исторической науки и образования как наиболее действенных средств контроля над памятью народа и формирования патриотических чувств. Исторический нигилизм, насаждавшийся школой М. Н. Покровского, был осужден. В марте 1934 г. Политбюро признало необходимым восстановить с 1 сентября 1934 г. исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах, а затем в Томском, Казанском, Ростовском и Саратовском. С открытием исторических факультетов в университетах началась кампания по пересмотру отношения к истории страны, восстанавливалась преемственность в развитии истории Российской империи и СССР.

Сталинские пятилетки

Сталинские пятилетки 1929. – Серьезные продовольственные проблемы, введение карточек на хлеб. Ноябрь. – Пленум ЦК ВКП(б), отказ от НЭПа, принятие курса на сплошную коллективизацию.1930, 5 января. – Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства

Глава шестнадцатая ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА — ВАЖНЫЙ ЭТАП КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СССР

Глава шестнадцатая ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА — ВАЖНЫЙ ЭТАП КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СССР Вторая пятилетка ознаменовалась решающими успехами культурной революции в СССР. Завершая построение материально-технической базы социализма, Коммунистическая партия и Советское

XLVII Итоги первой пятилетки

XLVII Итоги первой пятилетки Ещё в 1931 году Троцкий предупреждал, что «при неправильном планировании и, что ещё важнее, при неправильном регулировании плана в процессе его выполнения, кризис может развернуться под самый конец пятилетки и создать непреодолимые затруднения

Орджоникидзе и Молотов: корректировка второй пятилетки

Орджоникидзе и Молотов: корректировка второй пятилетки Значительный материал о порядке принятия решений в высших эшелонах власти дает история утверждения второго пятилетнего плана (1933–1937 гг.)[493]. Обстоятельства принятия на XVII съезде партии новых, более умеренных

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ПРОТИВ ПЯТИЛЕТКИ

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ПРОТИВ ПЯТИЛЕТКИ Казалось, в 1929 году, в условиях развернутого наступления против капиталистических элементов, смешно было по — прежнему говорить о том, что в России вот — вот восторжествует буржуазный строй. Однако антисоветская пропаганда продолжала

и. Первые шаги литовской культурной элиты

и. Первые шаги литовской культурной элиты Создание церковных инстанций, а также сети школ и канцелярий, вызвало к жизни прослойку людей, занимающихся интеллектуальным трудом. До второй половины XV в. в ней почти не было литовцев, русинских писцов дополняли польские

Парк культуры и отдыха Первой Пятилетки

Парк культуры и отдыха Первой Пятилетки Так в 1932 году назвали Таврический сад.В парке построили аттракционы, эстрады, кинотеатр, клуб. Аллеи получили названия (Ударников, Молодежи). На летних эстрадах проходили концерты и лекции, на прудах можно было взять напрокат лодку,

XV. Пятилетки социализма и Великая Отечественная война

XV. Пятилетки социализма и Великая Отечественная война 62. Социалистическая промышленность и коллективные хозяйства в земледелии (колхозы) Строительство социалистической промышленности. Пущенные в ход старые фабрики и заводы были очень отсталыми и с устаревшими

Начало первой пятилетки

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЯТИЛЕТКИ

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЯТИЛЕТКИ Завершение коллективизации сельского хозяйства. В конце первой пятилетки вне колхозов оставалось около трети крестьянских хозяйств республики. В отдельных областях, в частности, в Винницкой, единоличники составляли 41 %, в Черниговской —

Итог первой пятилетки (1996–2000)

Итог первой пятилетки (1996–2000) Первый пятилетний план Беларуси выполнен. Промышленное производство выросло на 65 %, полностью обеспечена продовольственная безопасность

НА ФИНИШЕ ОДИННАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ

НА ФИНИШЕ ОДИННАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Конец десятой и течение одиннадцатой пятилеток ознаменованы важными политическими событиями. За это время были приняты новые Конституции СССР и Казахской ССР, состоялись XXVI съезд КПСС и XV съезд Компартии Казахстана, отмечены 60-летие

Сталинские пятилетки


Культурная революция по понятию руководства ВКП(б) предусматривала не только повышение грамотности населения по сравнению с дореволюционным периодом, но также тотальное насаждение идеологии марксизма-ленинизма во всех сферах общественно-политической жизни.

Программа повышения общеобразовательного уровня за короткий срок дала высокие результаты и количество грамотных в России увеличилось в десятки раз. К 1937 году вводится обязательное семилетнее обучение, к воспитанию подрастающего поколения привлекаются пионерская и комсомольская организации.

Подготовка кадров в культурной сфере

К концу 1930-х годов советская интеллигенция формировалась в своем большинстве из представителей рабоче-крестьянских слоев, воспитанных в соответствие с идеалами коммунизма и марксизма-ленинизма. При этом советские ученые действительно сумели совершить ряд научных прорывов в различных сферах: решение задач дуговой электросварки, борьба с инфекционными заболеваниями, расщепление атомного ядра, селекция и многое другое.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Антирелигиозная кампания

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Результаты культурной революции

В результате культурной революции за короткий срок при помощи образовательной системы и агрессивной идеологии удалось добиться значительного повышения грамотности населения. Но при этом также произошли коренные преобразовании в менталитете и мировоззрении всех жителей Советского Союза, внедрены новые морально-этические ценности.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы


Культурная революция в СССР была следствием Октябрьской революции 1917 года. Сам термин появился весной 1917 года в “Манифесте анархизма”, а Ленин стал его использовать с 1923 года в одной из своих последних работ – “О кооперации”. Он видел в ней задачу культурного развития народных масс.

Культурное строительство в первые годы советской власти

Фактическое начало культурной революции можно отнести к началу 1918 года, когда был издан декрет об отделение церкви от школы и государства. Из системы образования были удалены богословие и древнегреческий язык, а также другие предметы, которые считали связанными с религией.

Октябрьская революция

Рис. 1. Октябрьская революция.

В первые месяцы советской власти, еще до создания СССР, появились органы партийно-государственного управления культурной жизнью:

  • Агитпроп.
  • Главполитпросвет.
  • Наркомпрос.
  • Главлит.

Большевики начали национализацию типографий, издательств, кинофабрик и музеев. Последние уже в годы Гражданской войны могли делать в дворянских усадьбах, например, в Мураново с 1 августа 1920 года, в нем ранее находилась усадьба поэта Тютчева. Уже в годы Гражданской войны была введена жесткая цензура, начались гонения на религию и власти приступили к борьбе с неграмотностью. Декрет о борьбе с неграмотностью был издан 26 декабря 1919 года. Он обязывал население в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на русском или родном языке.

Началось массовое создание школ, так как численность грамотных была невелика, около 42%. Появились и новые учебные заведения, например, институт красной профессуры. В 1920 году был основан университет в Екатеринбурге, который вскоре переименовали в Свердловск.

Причиной культурной революции была общая отсталость страны 1917 году. Борьба с неграмотностью стала первым шагом для создания собственных кадров для развития науки и промышленности.

Культурная революция СССР

Рис. 2. Культурная революция СССР.

Продолжение культурной революции в 1930-ые

Этот процесс бурно шел в годы первых пятилеток. В стране развивался кинематограф, фильмы были черно-белые, а в 1931 году вышел первый звуковой – “Путевка в жизнь”. К концу десятилетия появились знаменитые исторические фильмы, например, “Александр Невский”.

В 1931-1935 годах произошли изменения в школьном образовании. В школу вернули преподавание истории с элементами идеологического воспитания, а также появилась четкая программа, уроки, предметы, оценки. Численность школ к 1940 году выросла до 198 тыс., численность учеников – 35 млн, а численность учителей – до 1,2 млн. С 1938 года сталинскую версию истории партии и советского государства стали изучать по “Краткому курсу истории ВКП(б)”. С 1937 года было введено семилетнее обучение, к концу 1930-ых годов часть языков в СССР перевели с латинского алфавита на кириллицу.

Итогом культурной революции стало повышение уровня грамотности населения до 87% согласно переписи 1939 года. Появилась широкая сеть школ, институтов, библиотек, а также множество объектов культурного назначения.


Рис. 3. СССР ликбез.

Что мы узнали?

Кратко о культурной революции в СССР в 20-е-30-е гг. следует знать, чтобы понимать процессы происходившие в государстве, которое считало себя первым в мире социалистическим. В нем, несмотря на общую бедность, быстро ликвидировали неграмотность.

Читайте также: