Пути формирования и реализации педагогического мастерства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Научить профессии учителя нельзя, но научиться ей можно. Состоится учитель-мастер или нет, зависит не только от системы обучения, но прежде всего от усилий тех, кто учится. Обучение будет успешным, если опираться на следующие принципы.

  1. Принцип целостного подхода к обучению заключается в том, что знания усваиваются как практически переживаемый опыт.
  2. Принцип активной коммуникации состоит в разработке системы заданий, направленных на стимулирование активности.
  3. Принцип расчлененности педагогических действий с целью последовательного овладения отдельными приемами.
  4. Принцип сопряженности упражнений, направленных на развитие педагогической техники, и задач на творческое использование уменийв микропреподавании, а отсюда – жесткость и вариантность в организации учебной работы.
  5. Принцип аспектного подхода, учета специальности.
  6. Принцип связи знаний и умений, с практическими занятиями

Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства.

Для передачи своих чувств учитель использует, прежде всего, интонационно-фонетические средства речи, а также жесты, мимику, выразительную позу и т. д.

С помощью языка чувств учитель вызывает у школьников сопереживание, как бы заряжая их собственным отношением к определенным взглядам, поступкам, нравственным ценностям. Добиваясь такой чувственной гармонии, он получает возможность активно влиять на чувственный мир ученика – своеобразный катализатор его познавательной и практической деятельности.

Учителю любого предмета следует знать, что убеждения личности вне чувств не существуют. Убеждения тем прочнее, чем более наполнены такими положительными чувствами, как прекрасное и возвышенное в единстве с знаниями. На их основе формируется такое личностное этическое образование, как совесть.

В педагогике существует закон, определяющий действенность учительского труда: формирование разных видов человеческого опыта прямо пропорционально чувственной отзывчивости личности на ситуации их передачи и усвоения. На положительных чувствах наиболее продуктивно формируются разные психофизиологические установки, стереотипы поведения и практического действия, обусловливающие потребности и интересы личности.

Чувства можно разделить на первичные и вторичные. Первичные чувства человека, сформированные и развитые на биологической стадии эволюции, не выводят его сознание за пределы чувств – инстинктов и ощущений. Они выступают только предпосылкой человеческого сознания. Вторичные, так называемые человеческие, чувства возникают не только на биологической, но и на социальной основе.

В основном педагогическая и психологическая наука дифференцируют человеческие чувства по предмету, их вызывающему. Например, говорится о существовании моральных, трудовых, интеллектуальных, практических, эстетических (вызываемых искусством) чувств. Однако определять чувства предметами окружающего мира – значит обеднять их содержательность, превращать их в механические проявления, ограничивающие богатство человеческой духовности.

Формально — логически чувства можно определить следующим образом. Если воспринимаемый мир (природа, искусство, разные виды творческого действия человека) соответствует идеалам воспринимающего и вызывает при этом умеренное положительное переживание, то эти чувства можно назвать прекрасными. Если при этом отмечается интенсивность положительных переживаний, такие чувства называются возвышенными. Если воспринимаемый мир не соответствует идеалам воспринимающего и вызывает умеренные отрицательные переживания, то эти чувства безобразны. При чрезмерности отрицательных переживаний возникают низменные чувства. Переживание смерти близкого по идеалам человека вызывает чувство трагического, а переживание духовных недостатков, изъянов людей – чувство комического. Взаимосвязь между чувствами и их интенсивность отражены на схемах 1 и 2.

Безымянный

Хотя схема не может отразить все многообразие связей, тем более духовных, психологических, все же на ней четко прослеживаются логические взаимообусловленности от единичного к общему и наоборот. Наличие положительных и отрицательных переживаний как определенного единства по закону единства и борьбы противоположностей вызывает взаимозависимые чувства положительной и отрицательной направленности.

Если условимся на оси координат (схема 2) от нулевой точки О (точка чувственной индифферентности) разместить развитие чувственных переживаний положительной и отрицательной направленности, то увидим схематические количественные параметры чувств. Возвышенное – это количественно увеличенное прекрасное, а низменное – увеличенное безобразное. Вряд ли можно найти четкие границы перехода одних чувственных состояний в другие, учитывая неповторимость человеческой индивидуальности. Все же можно предположить множество переживаний чувства прекрасного от нулевой точки О до А, или чувства возвышенного от А до В. Эта множественность отражается обилием понятийного языкового аппарата, отражающего эмоционально-чувственные состояния личности.

Безымянный

Чувственные переживания отражают норму человеческой жизни, когда человек может управлять чувствами, держать их в узде. Когда же чувства управляют человеком, это, как правило, заканчивается болезнью. Возможен и летальный исход. Такие состояния можно назвать стрессовыми.

Природа человеческих чувств обусловлена высшей нервной деятельностью. Чувства всегда проявляются во внешних и внутренних изменениях организма. Внешне они выражаются в позе, в изменении тонуса шейных мышц, в динамике жестов, мимике, дыхании, интонации голоса, в движении глаз, мигании ширине зрачков, в цвете и влажности кожи, в смехе или в плаче. Внутренне – в значительном изменении деятельности желез внутренней секреции, обильном выделении в кровь адреналина, расширении коронарных сосудов сердца, усилении свертывания крови, торможении работы пищеварительного аппарата и т. д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад будет полезен как начинающим, так и опытным педагогам. Рекомендуется для выступления на педагогических чтениях.

За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения. В жизнь всего образовательного процесса прочно вошёлФедеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Он четко определил, каким государство хочет видеть выпускника общеобразовательного учреждения, и какова роль педагога в этом. Стоит отметить, что требования, предъявляемые ФГОС второго поколения к педагогу достаточно высоки. Чтобы соответствовать необходимым качествам, учитель должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Актуальность выбранной темы связана с недостаточной информированностью педагогов, особенно молодых специалистов, о способахформирования педагогического мастерства и заключается в необходимости обобщения опыта специалистов.

Важное место, внынешних реалиях образовательного процесса, занимает вопрос формирования педагогического мастерства. Становление учащегося как всесторонне развитой личности -процесс сложный и требующий от учителя не только глубоких знаний, разнообразных способностей, творческого подхода, но и постоянного самосовершенствования.Педагогическое творчество предполагает наличие у педагога наличие определённых качеств -эрудиции, креативности, способности предвидеть и проектировать,характеризующих его как творческую личность. Педагогическое мастерство предполагает формирование и использование педагогом индивидуально-оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью.

Известный педагог Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. 1 Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также при овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности.Всё это и есть пути формирования педагогического мастерства.Но,для начала, рассмотрим этапы его становления:

I этап - профессиональное просвещение. Начинается в старших классах, когда учащиеся уже всерьёз задумываются о будущей профессии.На этом этапе благодаря информации, получаемой от учителей, родителей, из средств массовой информации, формируется отношение к той или иной специальности, и учащиесяначинают готовиться к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап– профессиональный отбор. Начинается с обучением в средних и высших учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

IV этап - профессиональный рост. Начинается вместе с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, навыкии умения, постепенно развивают своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный и его успешность зависит от множества факторов. Молодой специалист должен понять, что его профессиональное развитиеистановление, как учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Для формирования педагогического мастерства ему будет необходимо овладеть суммой знаний, навыков, умений, развить свои личностные качества.

Таким образом, познакомившись с этапами становления педагогического мастерства, можно отметить, что его формирование начинается уже на 1 стадии, когда молодой человек только определяется с выбором профессии и происходит на протяжении всей педагогической деятельности учителя.

На основании проанализированного опыта выдающегося педагога Макаренко[2], педагогов Азарова[1], Хозяинова[6] выделим следующие пути формирования педагогического мастерства:

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Это, ещё раз, доказывает опыт выдающихся педагогов – Сухомлинского, Макаренко, Амонашвилли, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем непрерывной систематической работы над собой, и начинавших работу по самосовершенствованию с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю или месяц.

На мой взгляд, в самообразовании и саморазвитии педагогу помогут несколько принципов, которые выделил основоположник научной педагогики в России - Константин Дмитриевич Ушинский: спокойствие, прямота, обдуманность действий, решительность, не говорить о себе без нужды ни одного слова, не проводить время бессознательно, каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках, не хвастаться. 2

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования.Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации учителей состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Если учитель занимает активную позицию и стремится к дополнительному образованию, то рост его профессионального мастерства идёт более интенсивно.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах.Одним из важных условий формирования профессионального мастерства учителя является хорошо организованная в школе система методической работы, как части системы непрерывного образования.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам. На методических семинарах педагог имеет возможность не только ознакомиться с опытом своих коллег, но и поделиться своими навыками и умениями. Это даёт ему возможность расширить свой творческий кругозор и привнести в свою деятельность что-то новое.

5. Инновационно-педагогическая деятельность,освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики. 3 Инновационная деятельность помогает педагогу не застаиваться на месте. Искать новые пути и решения старых вопросов и проблем. Знакомство с инновационной деятельностью помогает педагогу сделать проводимые занятия более разнообразными и интересными.

6. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога).Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Совершенствование педагогического мастерства осуществляется в процессе развития исследовательских умений и навыков: от творческого использования достижений современной психолого-педагогической науки к разработке и внедрению собственных приемов, методик, технологий в педагогическую деятельность.

7. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей. Педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах оттачивается и является высшим уровнем педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Участие в профессиональных конкурсах дает учителювозможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне,повысить авторитет в педагогическом коллективе.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Учитель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, учитель не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания.

Все эти пути взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. - М.: МПСИ, 2010. - 432 с.

Беляев, В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство / В.И. Беляев. - М.: МИУПУ, 2006. - 516с.

Котова, И. Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 298с.

Неудахина, Н.А. Основы педагогического мастерства / Н.А. Неудахина. - Барнаул: АлтГТУ, 2012. - 152 с.

Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2009. - 510с.

Хозяинов, Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г.И. Хозяинов.- М.: Высш. шк.,2010. - 201с.

Человек становится способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества благодаря образованию. Образование обеспечивает не только познание мира, но и разви­тие личности в ее неповторимом своеобразии.

По проблеме содержания образования у классиков педагогики существует полное единство взглядов. Они утверждают, что зна­ние, которое дается в школе (в университете, гимназии, т.е. вооб­ще в сфере официальной системы образования), никуда не годит­ся. Почему? Приводятся два главных аргумента: 1) это знание схо­ластическое, не нужное для жизни, 2) это знание нецелостное.

Дело в том, что на самом деле человеческое знание (все чело­веческое знание) представляет собой единую систему, единый организм, где все связано со всем, где все зависит от всего, где есть что-то главное, без чего умирает весь организм, и что-то вто­ростепенное, без чего он может существовать.

М.Монтень утверждал, что подлинно разумное обучение из­меняет и наш ум, и наши нравы.

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, по утверж­дению В. А. Сластенина, необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит мыслить и действовать, самостоятельно анализировать педагогические яв­ления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каж­дую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспи-

тания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматрива­емого явления; правильно диагностировать его — определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения'.

Средние и высшие профессиональные учреждения нацелива­ют учащегося (студента) прежде всего на достижение высокого уровня подготовки в процессе обучения. Важно понять, что на­копление знания и овладение им — это первый шаг к формирова­нию личностного мастерства, субъективно значимого для каждо­го. Развитие педагогического мастерства начинается с изучения психолого-педагогических дисциплин.

Постижение данной дисциплины будет успешным, если опи­раться на следующие принципы.

Принцип целостного подхода к обучению заключается в том, что знания усваиваются как практически переживаемый опыт. Заня­тия строятся таким образом, чтобы теоретические положения темы осмысливались в процессе дискуссии, составления схем, конспек­тов или в другой систематизирующей форме; затем полученные знания проигрываются в упражнениях, развивающих педагоги­ческие способности; наконец значимость проблемы осознается в тренинге, выступающем обязательной частью каждого занятия,

1 Педагогика: учеб. пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,
Е.Н.Шиянов. - М., 1998. _

где моделируются ситуации, позволяющие переводить знания в умения.

Принцип активной коммуникации состоит в разработке системы заданий, направленных на стимулирование активности учащихся (студентов) в группе: проведение ролевых игр, соревнований, об­суждений демонстрируемых фрагментов деятельности, подклю­чение студентов к организации хода занятия.

Принцип расчлененности педагогических действий означает по­следовательное овладение отдельными приемами в процессе пси­хофизического и педагогического тренинга. Важно, чтобы каж­дый студент знал объем понятий, умений, которыми он должен овладеть на том или ином году обучения. Так, первокурсник дол­жен управлять своей речью, владеть элементами культуры педаго­гического общения и организаторской техники.

Принцип сопряженности упражнений и задач, направленных на развитие педагогической техники и творческое использование умений.

Принцип аспектного подхода, т.е. учет специализации на заня­тиях по педагогическому мастерству.

Принцип связи знаний и умений с практическими занятиями в базовых учреждениях (на предприятиях) на практике, где студен­ты под руководством преподавателей поэтапно включаются в орга­низацию деятельности учащихся: от наблюдения через участие во фрагментах занятия к самостоятельной разработке и проведению учебной и воспитательной работы.

Становление профессионального мастерства идет успешно при условии максимальной педагогизации всей жизни колледжа. Осо­бенно полезна работа студентов в кружках, клубах, студиях. Толь­ко на уровне взаимодействия коллективов преподавателей и сту­дентов может состояться значительное продвижение будущего специалиста к высотам педагогического мастерства, ибо обучение — процесс двуединый, требующий встречной активности 1 .

Педагогическое мастерство – это знание педагогического процесса и умение его оптимально организовывать и эффективно реализовывать.

Педагогическое мастерство вполне доступно для овладения каждому педагогу. Однако, для этого требуется интенсивная работа над собой, поскольку, мастерство педагога является совокупностью многих компонентов, включающих и личностное развитие педагога, его профессиональные качества, а также, оно находится под воздействием иных факторов педагогического процесса.

Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своему структурному устройству, педагогическое мастерство представляет собой совокупность следующих компонентов:

  • Профессионально-педагогическая ориентация личности педагога. Педагог должен обладать определенными личностными качествами, которые определяют его профессионализм и ориентацию на эффективную реализацию педагогической деятельности. педагог должен обладать нравственными свойствами и ориентирами деятельности, быть трудолюбивым, ответственным, уважать детей и их особенности, быть милосердным и сострадательным, любить детей и свою работу.
  • Профессионально-значимые знания. Система знаний педагога должна быть достаточной для выполнения им продуктивной педагогической работы и достаточной для выполнения своих профессиональных функций. Если педагог обучает детей конкретной дисциплине, то он должен владеть ей в совершенстве. А если педагог обучает учащихся начальной школы, то ему необходимо знать основы и программу сразу нескольких дисциплин, а также владеть методами передачи знаний и навыков.
  • Профессионально-значимые и нужные способности и навыки педагогической деятельности. Педагог должен обладать умением организации и ведения педагогического процесса, выполнять свою работу качестве. Чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, педагогу необходимо обладать: организаторскими способностями, коммуникативными навыками, быть наблюдательным, хорошо владеть речью и уметь ее правильно применять, уметь планировать и прогнозировать свою деятельность, определять перспективы развития учащихся, управлять их вниманием, уметь завоевать их уважение и быть для них авторитетом.
  • Профессиональное творчество. Чтобы быть мастером своего дела, педагогу требуется применять творческий подход к ведению процесса обучения и воспитания, использовать нестандартные варианты ведения педагогического процесса, оригинальные подходы и методы организации обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. Структура педагогического мастерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стадии формирования педагогического мастерства

Мастерство педагога не является единожды сформированным и неизменным. Оно требует постоянного развития и саморазвития педагога.

Процесс формирования педагогического мастерства является длительным. Он сложен и подвержен воздействию большого количества факторов.

Мастерство педагога формируется в несколько стадий:

  1. Стадия просвещения. На этой стадии происходит профессиональная ориентация учащихся старших классов, техникумов, училищ. Им рассказывается о профессии педагога, ее особенностях, ее значимости и важной функциональной роли. Целью этого этапа является выработка положительного отношения к данной профессии, развитие к ней интереса и мотивации к обучению в педагогических вузах.
  2. Стадия профессионального отбора и профессиональной подготовки. Учащиеся проходят обучения в вузах или в средних профессиональных училищах для получения специальности педагог. Происходит формирование теоретических знаний и практических навыков педагогической деятельности.
  3. Стадия профессиональной адаптации. В ходе обучения, студенты проходят практику в учебных заведениях разного типа и уровня, чтобы получить реальные представления и практические навыки будущей деятельности. Студенты учатся использовать свои теоретические знания в практических педагогических ситуациях, осознают реальность выбранной профессии, приспосабливаются к будущей работе и приходят к пониманию того, хотят они заниматься, выбранной деятельностью или нет.
  4. Стадия профессионального роста. Она связана с деятельностью педагога по избранному направлению работы. Педагоги реализуют обучение и воспитание учащихся в конкретном учебном учреждении. Здесь происходит реализация своего мастерства, его развитие и совершенствование. Педагог самообучается, развивает свои навыки, углубляет познания в области педагоги, учится применять методы и средства в образовательной деятельности, совершенствует свои навыки.

Педагогическая техника, как основной компонент педагогического мастерства

Педагогическая техника – это профессиональные навыки педагога, открывающие ему возможности видения и чувствования своих учеников.

Педагогическая техника является залогом педагогического мастерства. Если, у педагога имеется хорошая, развития техника преподавания, то он может ярко себя подать, выразить свое эмоциональное отношение к профессии, раскрыть во взаимодействии с учащимися все свои профессиональные и личностные качества, способствующие мастерскому исполнению своих профессиональных функций.

Если техника педагога хороша налажена, то у него остаются временные и иные ресурсы для реализации своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Педагогическая техника способствует развитию личностных качеств педагога.

К основным особенностям педагогической техники, определяющей ее значимость в развитии педагогического мастерства, относятся следующие:

Читайте также: