Путешествие по сказкам проект в доу

Обновлено: 30.06.2024

Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность : 9 месяцев.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Актуальность темы :

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

Цель проекта: познакомить детей с русскими народными сказками, создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка.

Задачи :

формировать у детей знания о русских народных сказках;

воспитывать любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову;

научить детей оценивать поступки героев;

развивать речь, активизировать словарный запас;

развивать творчество, фантазию, воображение;

способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;

вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.

Этапы реализации проекта:

· изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой;

· подобрать экспонаты для создания мини-музея сказки;

· подобрать русские народные сказки и иллюстрации к ним;

· познакомить с жанровыми особенностями сказки;

· чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним;

· подобрать настольные игры по сказкам;

· подобрать раскраски по русским народным сказкам;

· узнать у детей и родителей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.

Основной этап :

· разговор о правилах поведения с использованием сюжета сказок;

2. Социально-коммуникативное развитие :

· просмотр мультфильмов по сказкам;

· показ сказок в настольном театре теней;

· показ сказки с использованием пальчикового театра;

· чтение сказок и обсуждение их содержания;

· сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных ;

· придумывание другого конца сказкам

· рассказывание сказки по иллюстрациям ;

· заучивание пословиц по сказке;

· подбор дидактических игр ;

4. Художественно-эстетическое развитие :

· составление сказки с помощью мнемотаблиц;

· лепка сказочных героев;

· конструирование фигур сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.

Работа с родителями :

· участие родителей в пополнении кукольного театра группы;

Заключительный этап :

Планируемый результат :

· развитие интереса к русскому народному творчеству;

· развитие эмоциональной отзывчивости;

· развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих способностей;

· совершенствование звукопроизношения и выразительности речи;

· укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми;

· позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе

Актуальность проекта. В век компьютерных технологий, прогресса очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети к сожалению, меньше общаются с книгами, исчезает интерес к истокам художественной литературы – устному народному творчеству и авторских сказок. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. А ведь знакомство с лучшими образцами устного народного творчества и авторских сказок совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Дошкольный возраст – это богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. В этот период происходит накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказок – всё это значительно развивает художественно-эстетическое восприятие детей.

Учитывая актуальность проблемы, мы, педагоги и воспитатели, должны понять и принять понимание и значение устного народного творчества и авторских сказок в художественно-эстетическом развитии детей. Духовно-нравственные понятия, которые ярко представлены в образах героев, закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Данный проект поможет погрузиться в разнообразную совместную деятельность (художественно-эстетическую, коммуникативную, проектно-исследовательскую) и объединит детей, воспитателей и педагогов.

Цель проекта: способствовать формированию положительного эмоционального отношения к устному народному творчеству (сказкам) и авторским сказкам через совместную деятельность детей и взрослых.

Задачи проекта:

Создание условий для развития предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений устного народного творчества (сказок) и авторских сказок;

Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Формировать способность понимать и оценивать поведение героев и событий произведений, сопереживать им.

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей детей и родителей;

Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа, основываясь на впечатлениях о художественном произведении по средствам театрализованной деятельности.

Развивать речь, творческое воображение, инициативу, самостоятельность.

Воспитывать интерес, любовь и уважение к устному народному творчеству и авторским сказкам, бережное отношение к книгам;

Воспитывать положительно – личностные качества за счет усвоения эталонов поведения персонажей.

Участники проекта: дети 6 группы, воспитатели, педагоги, музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческий, групповой, исследовательский.

Формы проведения: беседы, чтение, работа с иллюстрациями, книгами, дидактические игры , настольно – печатные игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения, викторины, театрализованные игры, драматизация, моделирование, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей, творческие задания, опытно-эксперементальная деятельность и т.д.

Продолжительность: долгосрочный - 3 месяца.

Этапы реализации проекта:

1) Подготовительный этап. Составление плана совместной работы с детьми. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми. Анализ ситуации, составление перспективного плана реализации проекта;

3) Заключительный этап.

3. Литературная викторина 4. Подготовка презентации на педагогический совет

Продукты проектной деятельности:

- Выставка книжек-малышек;

- Оформление выставки детских работ (рисунки, аппликации);

- Выставка поделок из бросового и природного материала.

Презентация проекта:

Предполагаемый результат.

Сформировать интерес к литературным произведениям, произведениям народного творчества.

Сформировать умение давать элементарную оценку поступкам и действиям героев; выражать свое отношение к ним.

Сформировать умения: различать эмоции, понимать свои чувства и чувства других людей; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Сформировать умения создавать игровую ситуацию с использованием различных видов театра.

Уметь пересказывать, передавать сюжет сказок.

Образовательные области

Формы работы с детьми

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим:

Конструирование и ручной труд из природного материала:

- Атрибуты к сказке "Репка" (теневой театр);

Цикл наблюдений:

- За изменениями природы весной(за солнцем, небом, долготой дня, таяние снега и тд.);

- За перелетными птицами;

- За трудом взрослых.

Целевые прогулки:

- Экскурсия в ветеринарную клинику;

- Экскурсия в кукольный театр.

Экспериментальная деятельность:

Оформление уголка ряжения.

Проведение литературной викторины.

Проект по развитию речи

Вид проекта: семейный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: Воспитатели старшей группы; дети 5-6 лет; родители.

Форма представления – презентация, инсценировка сказки.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки;

2. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);

3. Совершенствовать навыки, самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

4. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

5. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

6. Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми:

1. Чтение разных сказок;

2. Рисование детьми героев сказок.

3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

5. Самостоятельное составление сказок.

6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

7. Загадки о сказках, героях сказок.

8. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

Содержание работы с родителями:

2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

3. Чтение сказок с детьми.

4. Придумывание сказок с детьми.

5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Компетенции:

Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе,

определяют жанровую принадлежность;

владеют расширенным словарным запасом;

владеют навыками продуктивной деятельности;

владеют выразительными способами общения.

Коммуникативные навыки:

получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

пользуются выразительными средствами речи.

Предпосылки научной деятельности:

имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

способны выражать эмоции, поддерживать диалог.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап:

Срок реализации этапа: 01.10.2018 г. - 30.10.2018 г.

Задачи этапа:

· Создать условия для реализации проекта.

· Довести до участников проекта важность данной проблемы.

· Провести анкетирование родителей.

· Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме.

· Подобрать материалы для игровой и познавательной деятельности, изобразительной и

· Составить план мероприятий.

2. Основной этап:

Срок реализации этапа: 01.11.2018 г. – 15.03.2019 г.

Задачи этапа:

· Реализовать мероприятия по теме проекта с детьми согласно перспективному плану.

3. Заключительный этап:

Срок реализации этапа: 16.03 2019 – 31.03.2019г .

Задачи этапа:

· Собрать и обработать материалы.

· Обобщить и проанализировать результаты работы в различной форме.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Создавая развивающую среду в группе, немало внимания уделено созданию комфортных условий для развития познавательного интереса, развития речи навыков безопасного поведения детей.

Декорации, театральные атрибуты.

Домик (избушка) для показа фольклорных произведений

Картинки для потешки.

Атрибуты для ярмарки.

Аксессуары сказочных героев, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках.

Информационные стенды, памятки и папки-передвижки для родителей.

Техническими средствами обучения: Телевизор. Мультимедийная установка для просмотра: мультфильмов и сказок. Компьютерные презентации, сказки и др.,

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно - эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в зайчат, в хитрую лису. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в содержание проекта знакомство детей с произведениями Сибирских писателей.

Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность помогает детям обогатить творческое воображение (умение додумывать конец к сказке, сочинять короткие рассказы, при инсценировке произведений вносить фантазию и изобретательность), что имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе.

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов проживающих в нашей стране и Иркутской области через восприятие народных сказок, произведений сибирских писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.

Задачи:

- Расширять представления у детей о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;

- Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие -жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.

- Развивать познавательную активность и интерес к детской художественной литературе (сказкам, рассказам, устному народному творчеству) через проигрывание эпизодов, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, разрешение проблемных ситуаций, придумывание собственных рассказов и сказок или окончания, оформление иллюстраций и т.д., проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.

- Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Проект состоит из трех разделов, имеющих интегрированный характер:

- знакомство детей с широтой сказочного жанра народов мира и Сибирских писателей.

- создание своей сказки и иллюстрирование сказок.

- проектированию макетов и изготовление атрибутов к сказкам для режиссёрских и театрализованных игр.

Принципы реализации проекта:

1. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

Предполагаемые результаты методической разработки:

- ребенок имеет представления о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;

- расширились представления о сказках народов мира, о творчестве Сибирских писателей;

- проявляет чувство отзывчивости, дружелюбия, толерантности в межличностных отношениях со сверстниками, испытывает уважительное отношение к семье и ближайшему окружению;

- сформировалось умение сочинять собственные сказки, повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности.

Этапы проекта:
1 этап :

  • Выявлена проблема;
  • Определена тема и цель проекта.

2 этап:

  • Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве;
  • Поставлены определенные задачи;
  • Определены сроки и участники проекта;
  • Составлен план совместной деятельности;
  • Подобраны источники информации;
  • Отобраны приемлемые методы и приемы работы;
  • Осуществлен подбор литературы для чтения отражающей многообразие произведений сказочного жанра и особенности региона – произведения Сибирских писателей.

3этап : Реализация проекта

4 этап:

Перспективный план работы с детьми и родителями

Сентябрь

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

Октябрь

1. Экскурсия в детскую библиотеку.

Ноябрь

Декабрь

Игры с правилами.

Январь

2. Мастер-класс по изготовлению конусного театра.

Февраль

Март

2. Мастер-класс по изготовлению закладок в книжку.

Сочинение сказок в самостоятельной деятельности.

Апрель

Май

2. Презентация проекта для родителей

1. Астапенко В.В. Стёпка Буркин. –Усолье –Сибирское, 2008.

2. Астафьев В.П. Затеси. // Сибирячок. –1993. –№2. –с. 23

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.

6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Стародумов В.Ангарские бусы. Байкальские сказки. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство.1991.

8. Сергеев М. Разноцветные сказки. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1996.

Читайте также: