Какие факторы влияют на психологическое состояние человека обж кратко

Обновлено: 02.07.2024

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

Стресс — психологические и физиологические реакции организма на стрессовые факторы. Он оказывает серьезное влияние на здоровье человека. Рассказываем, в чем оно выражается.

Стресс — психологические и физиологические реакции организма на неблагоприятные факторы, вызванные истощением механизмов адаптации. То есть, до определенного предела организм справляется со стрессовыми факторами, но если величина последних перевешивает компенсаторные механизмы организма, то наступает дистресс. Именно его в обиходе принято называть стрессом. Дистресс превышает адаптационные возможности организма и действует отрицательно. Доказано, что он оказывает серьезное влияние на здоровье.

Стресс, который не превышает адаптационные возможности организма, вовсе не вреден, а даже необходим для приспособления индивида к изменяющимся условиям окружающей среды. Его называют эустрессом. Он активизирует, мобилизует психику и тело, повышает концентрацию внимания, то есть действует положительно.

Существует много классификаций стресса в зависимости от используемых критериев. Например, классификация исследователей Суворова В. В. и Кокса Т. выделяет:

  • острый, выражающийся в кратковременной естественной реакции на внешнее раздражение;
  • хронический, из которого невозможно выйти без дополнительных усилий;
  • физический, связанный с воздействием таких внешних факторов, как жажда, голод, боль, жара и т. д.;
  • эмоциональный или психологический, возникающий из-за сильных положительных или отрицательных эмоций;
  • социальный стресс.

Другая классификация (автор - Wong P. T.) различает внутриличностный, личностный, межличностный, семейный, рабочий, общественный, экологический и финансовый стресс.

По третьей классификации (Бодров В. А.) существует психологический, физиологический, профессиональный, общественный, природный, экологический и финансовый стресс.

Также можно выделить посттравматический стресс, “культурный шок” (при переезде в другую страну), спортивный стресс, боевой стресс, учебный и экзаменационный стресс и т. д.

Как стрессовые ситуации влияют на организм

Стресс, перевешивающий адаптационные возможности организма, отрицательным образом влияет на здоровье. Это касается как физического самочувствия, так и психики. К его наиболее ярким проявлениям относятся:

  • вегетососудистые симптомы – головная боль, быстрая утомляемость, дрожь, напряжение мышц, повышенное потоотделение, холодные конечности, тахикардия;
  • расстройства ЖКТ в виде колик, диареи, запоров, приступов тошноты;
  • прибавка либо резкая потеря веса;
  • заболевания, вызванные снижением иммунитета.

Возможны эмоциональные и когнитивные проблемы, нарушения сна.


Stress Re.Live - Siberian Super Natural Nutrition. Антистресс-программа содержит органическую форму магния, связанную с глицином для лучшего усвоения, лактопротеин, также мощный комплекс экстрактов растений, стабилизирующих эмоциональный фон.

Возможны эмоциональные и когнитивные проблемы, нарушения сна

Какие заболевания может вызвать

К болезням, которые могут стать последствиями стресса, относят:

  • гипертония;
  • аритмия;
  • инфаркты;
  • гастрит;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • язвенный колит.

Чрезмерное физическое и психическое напряжение способно вызвать проблемы с внешностью – псориаз, акне, ухудшение цвета лица, выпадение волос. В результате печень выбрасывает в кровь повышенное количество глюкозы. Если это наблюдается в течение нескольких месяцев или лет, то это может стать одним из факторов риска развития сахарного диабета второго типа.

К болезням, которые могут стать последствиями стресса, относят инфаркты

Стресс и депрессии

Чрезмерное перенапряжение сплошь и рядом становятся причиной возникновения депрессий. Гормоны стресса подавляют стволовые клетки в гиппокампе. В результате связи между нейронами нарушаются, прерывается процесс образования новых нейронов и разрушаются нервные цепи.

Гормоны стресса подавляют стволовые клетки в гиппокампе. В результате связи между нейронами нарушаются, прерывается процесс образования новых нейронов и разрушаются нервные цепи

Как защититься

Чтобы защититься от стресса, следует соблюдать следующие простые правила:

  • стараться чередовать работу и отдых и правильно планировать рабочий день; в сутки;
  • уделять время приемам пищи, а не есть на ходу и не заедать нервное напряжение;
  • отказаться от практики смягчения симптомов стресса алкоголем и курением;
  • уделять время занятиям спортом, прежде всего, связанным с водой;
  • стараться отвлечься, встречаясь с друзьями и совершая прогулки на природе;
  • стараться не фиксироваться на неприятностях и пересмотреть свое отношение к ним, так как часто некоторые события и люди не так важны, как кажется на первый взгляд.


Медовая паста с лабазником, боярышником, пассифлорой и мелиссой. Медовое лакомство помогает поддерживать нормальную работу сердечно-сосудистой системы и укрепить сердечную мышцу, помогая держать стресс под контролем.

Считается доказанным, что психологический дискомфорт, вызванный проблемами в отношениях с людьми, а также психотравмирующие события вызывают различные соматические заболевания

Преодолеть стресс возможно, особенно если есть поддержка семьи, родных и близких.

Отказ от ответсвенности

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

ВложениеРазмер
urok.6._suicid.pptx 1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Преподаватель – организатор ОБЖ Котлов Вадим Витальевич МБОУ Зареченская СОШ №2 п .Тоцкое Второе Оренбургская область Психологическое состояние человека и причины самоубийств 11 класс, урок 6

Факторы, влияющие на психологическое состояние человека: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Психические и нервные заболевания (шизофрения, опухоль головного мозга); Психопатии (неврастения, истерика); Психические травмы, которым может подвергнуться нормальный человек, испытавший потрясение;

Факторы, влияющие на психологическое состояние человека: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Педагогическая запущенность: тяжелые формы алкоголизма и наркомании, ощущение невостребованности и одиночества; Особенности характера (легкая внушаемость, подчинение чужой злой воле); Тяжелые физические или моральные муки.

26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Суицидиальные действия: самоубийство имитация самоубийства Все люди, относящиеся к данным типам, входят в группы риска по суициду

Понятие психологического кризиса и суицида: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Кризис ограничен во времени - он так или иначе приводит к какому-либо решению или исходу и обычно продолжается не более 6 недель. Во время кризиса человек вынужден или склонен отказаться от привычного образа действий, мыслей и предрасположен к усвоению новых установок.

Понятие психологического кризиса и суицида: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая, будучи сфокусированной и направленной, может способствовать его разрешению. Следует исходить из того, что некоторые адаптационные возможности есть у каждого из позвонивших. Плохо или хорошо, но ранее они как-то справлялись со своими проблемами .

Понятие психологического кризиса и суицида: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Причиной кризиса является психотравмирующее событие, которое субъективно воспринимается абонентом как утрата (в самом широком ее смысле, например, потеря близкого человека, здоровья, изменение социального статуса или привычного окружения и т.д.). Наступление кризиса показывает, что прежние модели поведения оказались неадекватными в изменившихся обстоятельствах.

Понятие психологического кризиса и суицида: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Основными аффективными компонентами кризисного состояния являются тревога, тоска, обида. В ряде случаев отмечаются апатия, ощущение бессилия, стремление к покою и уединению. Основным когнитивным компонентом кризисного состояния является представление о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия времени и возможностей (ощущение дефицита информации).

Понятие психологического кризиса и суицида: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Для восприятия психотравмирующей ситуации человеком, находящимся в кризисе, характерны следующие черты: а) произвольность выводов - их формирование в отсутствие достаточных фактических данных; б) избирательная абстракция - процесс, концептуализирующий целостное восприятие на основе какого-либо одного элемента, вырванного из контекста, и игнорирующий другие признаки; в) сверхгенерализация - формирование обобщенного вывода на основе единичного случая; г) "максимизация - минимизация" - приписывание ситуации или ее аспектам неадекватно преувеличенного или преуменьшенного значения. Негативный исход развития кризисного состояния может привести к суицидальному поведению

Общие черты самоубийств 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Общей целью всех самоубийств является поиск решения. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая боль. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность - безнадежность.

26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В.

Специалисты расценивают суицидальную активность как определенный процесс, состоящий из нескольких стадий, прохождение которых подчинено внутренней логике развития состояния. Разворачиванию суицидального сценария предшествуют общие недифференцированные антивитальные переживания. В основе этих переживаний - снижение субъективной ценности жизни как таковой. Это фиксируется в таких, например, высказываниях абонентов: "Не живешь, а существуешь. ", "Жизнь бессмысленна. " и т.д. 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В.

Стадии суицидальной активности Стадия суицидального замысла характеризуется увеличением суицидальной активности: ранее достаточно обобщенные и расплывчатые мысли обретают конкретное содержание. В этом случае абонент может обсуждать различные формы самоубийств, "примеривая" их на себя. Замысел уже существует в сознании, но в реальной жизни абонент еще не предпринимает каких-либо подготовительных действий для его осуществления. 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В.

Стадии суицидальной активности Стадия суицидального намерения характеризуется созданием конкретного детализированного плана совершения самоубийства. В данном случае человек уже старается разработать для себя четкое представление о том, как, где и в какое время произойдет суицидальный акт. 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В.

Другие причины суицида: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Легкая внушаемость; Работа средств массовой информации; Постоянные стрессы; Неразделенная любовь.

Экстремистские секты 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Человек, попавший под влияние экстремистских сект, где царит культ насилия, имеет склонность к суициду. К самым опасным можно отнести секты сатанистов, расистских и профашистких группировок и преступных сообществ.

Мифы и реалии суицида 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Ложное суждение

Мифы и реалии суицида 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Истинное суждение

Мифы и реалии суицида 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Ложное суждение

Мифы и реалии суицида 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Истинное суждение

Мифы и реалии суицида 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Ложное суждение

Суицидальный риск высок: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В.

Кроме перечисленных существует ряд других критериев, также позволяющих оценить суицидальный риск: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Мужчины чаще кончают с собой, хотя женщины чаще пытаются это сделать

а) подростки, б) мужчины 20-30 лет, в) люди обоих полов старше 60 лет; к группам высокого риска относятся: 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В.

26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Даже здоровые юноши и девушки могут подойти к идее самоубийств! Это обусловлено психологической незрелостью в сочетании с юношеским максимализмом, импульсивной натурой

26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В. Никогда нельзя оправдать самоубийство, но ни в коем случае нельзя отвернуться от человека в трудную для него минуту. Одно доброе слово друга способно предотвратить трагедию.

Помни: только жизнь имеет цену! Всегда следует помнить, что любые события ничтожны по сравнению с возможностью жить, любить, с возможностью все изменить и начать сначала 26.12.2011 Преподаватель Котлов В.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Учёт в воспитании психологических состояний ребёнка

Учёт в воспитании психологических состояний ребёнка. Рекомендации для педагогов.


Презентация урока ОБЖ "Психологическое состояние человека и причины самоубийств"

Презентация для учащихся 11 классов по предмету Основы безопасности жизнедеятельности "Психологическое состояние человека и причины самоубийств"Цитата урока. "Мы не можем вырвать ни одной страни.

Влияние сквернословия на психологическое состояние обучающегося
Основные причины разводов в современном обществе и формы их профилактики, влияние разводов на психологическое состояние учащегося.

Рушится семья — рушится государство М. Мовтень.


Презентация по ОБЖ в 10 классе "Психологическое состояние человека. Причины и профилактика самоубийств в подростковом возрасте". Преподаватель-организатор ОБЖ Ходырев Р.Г.

Презентация по ОБЖ в 10 классе "Психологические состояния человека. Причины и профилактика самоубийств в подрастковом возрасте".

Социально-психологическая адаптация личности как интегральный показатель состояния человека.

Социально-психологическую адаптацию обычно рассматривают как приспособление личности к условиям .


Влияние цвета интерьера на психологическое состояние человека

В настоящее время люди большое внимание уделяют цвету комнат и интерьера этих комнат. Напрашивается вопрос: почему? Ответ нужно искать в психологии людей. Мы стараемся устроить свое жилье так, чтобы н.

1 НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук


2. Ананьев В.А. Психология здоровья : учеб. пособие. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 352 с.

4. Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 200–208.

5. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 12-1. С. 15-18.

7. Маклаков А.Г. Оценка уровня развития адаптационных возможностей личности // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.Н. Снеткова. – СПб: Речь, 2001. – С. 127–146.

8. Павлов К.В. Психология здоровья // Практическая психология : учебник для вузов / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 1998. – С. 291–311.

9. Психология здоровья / Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 504 с.

Психология здоровья как отрасль психологической науки имеет целью изучение явлений, относящихся к здоровью. К ее прикладным задачам относятся следующие: выявление, наблюдение, регистрация, анализ, прогнозирование и использование психологических факторов, влияющих на здоровье человека в условиях окружающей среды. При этом используются методы и исследовательские методики, принятые в смежных областях психологической науки – психологии труда, психологии личности, социальной психологии.

В психологии традиционным стало представление о взаимосвязи между свойствами личности, функциональными состояниями и процессами, протекающими в организме [6]. В свою очередь, имеет место связь здоровья, функциональных состояний организма и отношений личности.

Рассмотрим указанные группы факторов подробнее.

I. Первичные (предшествующие) факторы: их корреляции со здоровьем и болезнью считаются наиболее сильными [8; 10].

1. Факторы, предрасполагающие к здоровью или к болезни.

Личностные конструкты, выражающие отношение человека к элементам среды, представленным в конкретной ситуации, определяют их субъективную значимость для здоровья. На основе формируемого отношения к ситуации субъект выбирает определенную коппинг-стратегию.

– личностная и профессиональная самооценка, их соотношение;

– представление о здоровье и болезни вообще и о себе в этих полярных состояниях;

– субъективная оценка оптимальной, желаемой и реальной продолжительности жизни;

– восприятие собственной уязвимости и риска развития тех или иных вариантов телесного и личностного нездоровья применительно к себе;

– индивидуальное соотношение потребностей и уровня достижений в наиболее значимых сферах – личностный рост, секс, профессиональная деятельность, семья, дружба и др.;

– самоконтроль и контроль за текущей ситуацией в наблюдаемой окружающей действительности.

3. Факторы социальной среды:

а) проблемы профессиональной адаптации, профессионального окружения, профессиональной защищенности;

б) проблемы брака и семьи;

в) влияние социально-экономического и политического (включая факторы социального окружения, особенности профессиональной среды и др.) контекста на человека.

4. Демографические факторы: пол, возраст (с учетом психологического возраста), принадлежность к этнической группе и социальному классу.

Итак, предрасполагающие факторы различным образом влияют на личность и вероятность здоровья или болезни. Например, человек (который, согласно представлениям Б.Г. Ананьева, предстает как биологический индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность) [1] может стать больным, в том числе на соматическом уровне, из-за своего мотивированного нездорового поведения; личностные факторы могут прямо формировать болезнь через особенности физиологических механизмов; биологические факторы болезни могут быть связаны с личностью; множество разнообразных средовых (фоновых) влияний может быть задействовано между болезнью и личностью.

II. Передающие (транслирующие) факторы представляют собой специфическое поведение человека, возникающее в ответ на различные стрессоры. В эту группу входят:

1. Стереотипы поведения, способствующие сохранению здоровья:

– физическая культура и спорт;

– соблюдения режимов безопасности на работе;

– личная гигиена, внимание к состоянию собственного здоровья;

– совладание (коппинг) с разноуровневыми проблемами (переживание и регуляция проблем и стрессоров, саморегуляция и т.д.);

– виды поведения, способствующие здоровью (выбор трудовой деятельности, условий проживания, экологической среды, физическая активность);

– соблюдение правил здорового образа жизни.

2. Стереотипы поведения, не способствующие сохранению здоровья:

– саморазрушающее поведение с суицидными тенденциями;

– многочисленные варианты аддитивного поведения – алкоголизм, наркомания и иные патологические зависимости;

– употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые излишества);

– жертвенность как неадаптивный вариант поведения;

Исследования психологических механизмов изменения поведения очень перспективны и значительно дешевле высокотехнологических изысканий, однако зачастую ими пренебрегают. В то же время, например, известно, что при диабете второго типа изменение стиля жизни эффективнее, чем медикаментозное лечение, а снижение веса и физическая активность могут предотвратить диабет у тех, кто находится в группе риска.

III. Мотиваторы – факторы общего реагирования:

3. Адаптационные возможности человека как целостна характеристика ресурсов организма. Они включают, в том числе, личностный адаптивный потенциал (ЛАП), по А.Г. Маклакову, или, иначе, адаптивные способности личности [7]. Важное значение в поддержании профессионального здоровья играет индивидуальный ресурс профессионального развития (ИРПР) [4].

Подчеркнем, что воздействие любых внешних факторов на человека происходит опосредованно – через его психику. Индикаторами отклонения здоровья являются негативные психические состояния.

Известно, что самооценка здоровья используется является фактором для получения данных о физическом (соматическом) здоровье человека. Ее адекватность как измерительного инструмента характеризуется по совпадению с клиническими суждениями врача. При этом необходимо иметь в виду, что врачебное суждение тоже имеет субъективную природу, однако подразумевает в своей основе специальные знания и опыт. При этом врачи предпочитают не диагностировать здоровье, а фиксировать отсутствие конкретных болезней. Исследователи (И.Н. Гурвич, 2000; и др.) отмечают низкий уровень совпадений самооценки здоровья с врачебными суждениями, причем самооценка сдвинута в сторону большего оптимизма [9].

В самооценке здоровья находит свое выражение, в большей степени, социальная и профессиональная успешность человека, чем собственно состояние его здоровья. Но для оценки уровня профессиональной адаптации более объектизизированной является экспертная оценка.

При благоприятном влиянии психологических факторов доминирующее психическое состояние человека – резистентное, а доминирующее настроение – гармоничное (устойчивое, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии факторов доминирующее состояние – дезадаптивное (стресс, утомление, напряжение и др.) или депрессивное (апатия, уныние), а доминирующее настроение – дисгармоничное (тревожное, сниженное, пессимистичное). Настроение, – устойчивый компонент психического состояния, – обеспечивает взаимосвязь структуры личности с физическим и психическим тонусом человека.

Психология здоровья как отрасль психологической науки представляет собой широкое поле для исследования психологических факторов риска развития болезней, влияния социальной и профессиональной среды на здоровье.

Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

Поведение человека всегда проявляется в какой-либо обстановке ,ситуации. При этом сложившиеся обстоятельства по-разному влияют на человека, выступая фактором изменения его психологического состояния.

Чрезвычайная и экстремальная ситуации .

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация- это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Поведение в ЭС и ЧС

Характеристики поведения

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Г.Ю. Фоменко, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, исходит из более широкого понимания пребывания человека в чрезвычайной ситуации – бытийного. Ею определены и описаны два модуса бытия личности в чрезвычайных условиях : предельный и экстремальный , связанные с различными типами личности. Показано, что лица с предельным модусом характеризуются в поведении результативными ожиданиями, психологической подготовленностью, ответственностью. А лица с экстремальным модусом- отсутствием психологической готовности, экстернальностью, неэффективностью.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Психические состояния

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

“Куда ты идешь?” – спросил странник, повстречавшись с Чумой. “Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек”. Через несколько дней тот де человек снова встретил Чуму. “Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят”, - упрекнул он ее. “Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха”

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

В условиях одиночества человек разговаривает не только с неодушевленными предметами и живыми существами, но нередко и с самим собой. В этих случаях силой воображения он создает партнера и ведет с ним диалог, задавая вопросы и отвечая на них, спорит сам с собой, доказывает что-нибудь самому себе, заставляет что-то делать, успокаивает, убеждает и т.д. Эмоционально насыщенная потребность в общении может вызвать яркие эйдетические образы партнеров .

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить ( хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Выход из ЭС и ЧС

Психологические детерминанты

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию :

- как приключение, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

- как угрозу, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

- как испытание, характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.

Читайте также: