Классификация химических реакций план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.

Задачи:

  • Обучающие: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации. Рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам.
  • Развивающие: развивать умение анализировать, сопоставлять данные и делать выводы, развитие познавательных способностей
  • Воспитывающие: формирование коммуникативной компетенции: воспитание самостоятельности, сотрудничества.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы: диалог, частично-поисковый метод.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная и групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, реактивы и лабораторное оборудование для проведения лабораторных опытов.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Слайд 2.

?Что объединяет эти явления? Что лежит в их основе?

Во время грозы образовался озон.

Железный гвоздь, лежавший на влажной земле, покрылся ржавчиной.

Предполагаемые ответы: Все явления объединяет то, что в их основе лежат химические явления, химические реакции.

?Что происходит в ходе химической реакции с веществами?

Слайд 3. В ходе химической реакции из одних веществ образуются другие вещества, отличающиеся от исходных по составу, строению и свойствам.

3. Изучение новых знаний

Химические реакции можно классифицировать по различным признакам.

Слайд 4.

?Как вы думаете, по какой признак объединил все указанные реакции:

Данные реакции не сопровождаются изменением состава веществ.

?Как называется явление существования разных простых веществ, образованных одним элементом? (Аллотропия)

?Как называется процесс превращения бутана в изобутан? (изомеризация)

Вывод: Процесс взаимопревращений разных аллотропных модификаций одного химического элемента и реакции изомеризации относятся к реакциям, которые не сопровождаются изменением состава веществ. Слайд 5.

Классификацию химических реакций, протекающих с изменением состава вещества, можно проводить по самым разным признакам.

? Какие типы реакций, протекающих с изменением состава вещества вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: реакция соединения, разложения, обмена, замещения.

Слайд 6. ?Определите, какой признак объединяет эти реакции:

В неорганической химии

В органической химии

Предполагаемые ответы: из нескольких веществ образуется одно, происходит соединение.

?Одинаковый ли механизм протекания реакций такого типа в органической и неорганической химии?

Вывод: Реакции, в результате которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество называются реакциями соединения в неорганической химии и реакциями присоединения в органической химии.

Слайд 7. ? Какой признак объединяет реакции:

В неорганической химии

В органической химии

Вывод: В ходе этих реакций из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ. В неорганической химии реакции называются реакциями разложения, в органической – реакциями отщепления.

Реакции отщепления – антонимы реакциям присоединения.. Составьте самостоятельно реакции дегидрирования этана и дегидратации этанола.

Слайд 8. Просмотрите видеофрагменты: получение железа из его оксида, взаимодействие натрия с водой

Составьте уравнения данных реакций.

?Какой признак объединяет эти реакции? Какие изменения происходят с веществами в ходе таких реакций?

В ходе реакций атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном. Такие реакции называются реакциями замещения. В органической химии реакции замещения имеют свою специфику.

Слайд 9. Найдите среди перечисленных реакции замещения.

(К реакциям замещения относятся реакции №2 и №3.)

Ребята, определите к какому типу можно отнести реакции между предложенными веществами.

Лабораторная работа (работа в группах)

Проведите опыты, соблюдая правила техники безопасности, заполните таблицу:

Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений. Научиться выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций. Рассмотреть классификацию химических реакций по различным признакам.

1. Образовательная - систематизировать, обобщить и углубить знания обучающихся о химических реакциях и их классификации, развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

2. Развивающая - развить культуру речи с применением химических терминов и формул, развитие познавательных способностей, мышления, внимания.

3. Воспитательная - воспитание самостоятельности, усидчивости, внимательности, толерантности.

Оборудование и реактивы:

Нитрат аммония, гидроксид натрия, гидроксид аммония, сульфат меди (II), карбонат натрия, соляная кислота, гексацианоферрат (III) калия, хлорид железа (III), перманганат калия, серная кислота, этанол.

Оборудование:

Пробирки, склянки с растворами, пипетки, штативы, чашка Петри, фарфоровая чашка для выпаривания, стеклянная палочка, вата, металлический противень.

Словесные (беседа, объяснение)

Методы проблемного обучения, лабораторный опыт.

Изучение нового материала

Применение и закрепление знаний

1. Организационный момент (1 мин)

Б) Техника безопасности;

2. Мотивация (2 мин)

Вступительное слово:

В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Вот мы просто сидим, стоим, идем куда-либо, а в каждой клеточке нашего тела каждую секунду происходят десятки и сотни тысяч превращений одних веществ в другие.

Почти не уступает живому организму и неодушевленная материя. Где то сейчас, именно в данный момент, происходит химический круговорот: одни молекулы исчезают, другие возникают, и эти процессы никогда не останавливаются.

Если бы в одночасье все они прекратились, то мир стал бы безмолвным. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? Как биологам удается ориентироваться в многообразии живых организмов? (создание проблемной ситуации).

Предполагаемый ответ: В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.

Сформулируем тему занятия: Классификация химических реакций.

Любой урок должен преследовать цели.

Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока?

Что мы должны рассмотреть?

Чему стоит научиться?

Рассмотреть возможные классификации химических реакций.

Научиться выделять признаки, по которым производится классификация реакций.

А в чем польза классификации химических реакций?

Предполагаемый ответ: Она помогает обобщить, структурировать знания о химических процессах, выделить что-либо общее и предсказать на основе имеющихся знаний что-либо еще неведомое, но схожее с известным.

А где знание классификации химических реакций может быть применено в вашей практике?

Кроме того, знание класса химической реакции того или иного процесса может помочь в управлении этим процессом.

3. Актуализация знаний (6 мин)

А) Задание с карточками на отличие физических процессов от химических реакций (2 мин).

Задание выполняется студентом на магнитной доске и параллельно группой с презентацией.

Вглядитесь в эти известные всем Вам явления. Разделите их на группы. Укажите название группам и дайте определение каждой группе.

Б) Повтор техники безопасности

Проведение лабораторных опытов (3 мин)

А как можно узнать, что у нас идет химическая реакция?

Предполагаемый ответ №1: по критериям.

Предполагаемый ответ №2: По выпадению осадка, выделению газа и т.д.

Цель урока: систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.

– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений.

– Научиться выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций.

– Рассмотреть классификацию химических реакций по различным признакам.

– Доказать учащимся взаимосвязь противоположных процессов.

– Доказать материальность изучаемых процессов.

– Формирование образовательной, коммуникативной (умение работать в группе) общекультурной компетентности.

– Формирование умений проводить химические эксперименты с соблюдением правил т/б, наблюдать за реакциями, умение работать в команде, выполнять творческие проекты.

– Развитие логического мышления путём сравнения, анализа, обобщения и систематизации.

Тип урока: обобщение и коррекция знаний учащихся

Форма работы: групповая, фронтальная.

Оборудование: таблица “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, ПК с проектором; таблица “Растворимость солей, кислот и оснований в воде”; лабораторное оборудование – пробирки; спиртовка, спички, газоотводная трубочка, химический стакан, ложечка, штатив для пробирок; химические вещества – пероксид водорода, оксид марганца (IV), серная кислота, хлорид бария, цинк, соляная кислота, сульфат меди (II), перманганат калия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Природа, по-видимому, любит превращения.

Учитель: Здравствуйте! Вы изучаете химию уже четвёртый год, и надеюсь, убеждаетесь в том, что химия – удивительная наука! Скажите мне, пожалуйста, что изучает химия?

Ответ: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающие эти превращения.

Учитель: Одна из задач химии использовать эти процессы для получения соединений с новыми полезными свойствами, а так же для получения разных видов энергии. В организме человека и в окружающем нас мире протекает огромное число реакций, без них невозможна жизнь. Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать их типы. Сегодня мы и рассмотрим классификацию химических реакций. Итак, запишите тему урока: “Классификация химических реакций”. (Слайд 1)

Какие цели, вы поставите перед собой, исходя из темы? (Слайд 2)

III. Проверка знаний учащимися фактического материала.

1 Что называется явлением?

(Явление – это то, в чём проявляется развитие, изменение чего– либо).

2. Чем сопровождается любое явление?

3. Какие виды энергий вы знаете?

(Кинетическая, потенциальная, внутренняя) (Слайд 3)

4.К каким явлениям относятся данные превращения? (Слайд 4)

5. В чём разница между физическими и химическими явлениями?

(В результате химических реакций происходит образование новых веществ)

6. Будут ли данные реакции химическими? (Слайд 5)

(Нет, т.к. происходит изменение ядер атомов)

7. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях?

(Молекулы, атомы не делятся, происходит только их перегруппировка)

8. Что же такое химическое явление?

(Х.Р.– процесс превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом или строением) (Слайд 6)

9. Назовите химические процессы: (Слайд 7)

10. По каким признакам можно судить о протекании именно химических реакций? (Слайд 8)

(Изменение, цвета, выделение тепла и света, изменение запаха, выделение газа, образование или растворение осадка)

IV. Проверка знаний учащимися основных понятий, законов, теорий, умений объяснять их сущность.

– В чем сущность протекания химического процесса? (Слайд 9)

(Разрыв химических связей в реагентах.(E затрачивается)

Возникновение новых связей в продуктах реакции.(E выделяется)

Получение готового продукта, возможность выделить его из общей массы веществ и дальнейшее использование. При этом общее число атомов каждого элемента остаётся постоянным, следовательно, и масса веществ в результате Х. Р. не изменяется)

– Кем и когда была установлена эта закономерность? (слайд 10)

(В 1748 году сформулирован закон сохранения массы веществ)

– Какой ещё закон лежит в основе химических реакций?

(Закон сохранения энергии: энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а только переходит из одной формы в другую)

Что является условной записью химического процесса? (УХР)

Найдите правильную запись химического процесса. (Слайд 11)

(3, т.к. соблюдается закон сохранения массы вещества)

V. Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения.

Учитель. При изучении курсов органической и неорганической химии мы изучали множество химических реакций. Вспомните, пожалуйста, какие признаки могут быть выделены при классификации Х. Р?

I. Признаки классификации химических реакций (Слайд 12)

    По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
  1. По тепловому эффекту
  2. По признаку обратимости
  3. По признаку изменения степеней окисления
  4. По агрегатному состоянию веществ
  5. По наличию катализатора

II. Классификация Х.Р.

Какие типы реакций можно выделить в каждой группе вы мне скажите сами, выполнив лабораторный опыт по инструкционным картам (Слайд13). (Работа по схеме№3 в учебнике стр. 115)

(Класс разбит на четыре группы по пять человек, группы получают экспериментальное задание, все результаты заносят в таблицу, один человек от каждой группы записывает УХР на доске, полную характеристику по классификационным признакам.)

1. По числу и составу реагентов. (Слайд 14)

– Реакции, идущие без изменения состава веществ:

(Выступление ученика-выполнение деятельностно-ценностной задачи)

Вывод: Аллотропизация – взаимопереход аллотропных модификаций

Sn (белое) Sn (серое)

– изменилось строение вещества

– Реакции, идущие с изменением состава вещества. (Слайд 15)

2. По изменению степеней окисления химических элементов. (Слайд 16)

– Не окислительно-восстановительные. (С. О. – const)

3. По направлению: (Слайд 17)

– Обратимые реакции – протекают одновременно в двух противоположных направлениях

– Необратимые реакции – протекают только в одном направлении

4. По наличию катализатора: (Слайд 18)

5. По тепловому эффекту:(Слайд 19)

6. По агрегатному состоянию веществ: (Слайд 20)

– Гетерогенные реакции – протекают в неоднородной среде, на поверхности раздела фаз (т-г, т-ж, ж-г, т-т).

– Гомогенные реакции – протекают между веществами в однородной.

VI. Закрепление.

(Выполнение теста, состоящего из частей А, Б, С и взаимная проверка по критериям) (Слайд 21)

VII. Домашнее задание.

1. О. С. Габриелян, “Химия 11 класс”, Глава II, §13-16.

2. Выполнить задание по творческому проекту: а) Сколько Х.Р. продемонстрировано? Назвать данные процессы, составить УХР, охарактеризовать по всем признакам. Предложить свои Х.Р., которыми встречаетесь в быту.

VII. Итоги.

Учитель. Постараемся из всего вышеизложенного сформулировать соответствующий вывод. Независимо от того, между какими веществами – органическими или неорганическими – происходит химическое превращение, для них характерны одни и те же закономерности (Слайд 22) Ежесекундно в организме человека происходят сотни и тысячи всевозможных реакций. Вы постоянно с ними сталкиваетесь. Для нас сегодня приготовили творческий проект Юлия В. Диана М. Сергей П. “Химические реакции на кухне” (Презентация ребят)

Нажмите, чтобы узнать подробности

·уметь давать классификацию химическим реакциям по различным параметрам.

I.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Вы изучаете химию уже четвёртый год, и надеюсь, убеждаетесь в том, что химия – удивительная наука! Скажите мне, пожалуйста, что изучает химия? (слайд №1)

Ответ учащихся: Химия- наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающие эти превращения.

Не только вещи, но и мысли тоже требуют порядка. Можно сколь угодно долго искать в уголках нашей памяти какую-либо информацию и так и не найти её, пока мы не приведём все наши знания в порядок или в систему.

Учитель: В организме человека и в окружающем нас мире протекает огромное число реакций, без них невозможна жизнь. Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать …. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?(подсказки выведены на слайд №2 презентации)

вода = водород + кислород

медь + кислород = оксид меди (II)

Ответ учащихся: Сегодня мы рассмотрим классификацию химических реакций.

Ответ учащихся: Химическая реакция–это такое изменение вещества, при котором разрываются старые и образуются новые связи между атомами.

II. Актуализация знаний.

На слайде №4 у вас выведены ответы на мои вопросы, ваша задача услышав вопрос, ответить на него, используя заготовленные ответы со слайда.

1.Атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе (Реакции замещения).

2.Исходные вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях (Гетерогенные)

3.Реакции протекают с выделением энергии (Экзотермические)

4.Реакции протекают в данных условиях только в одном направлении (Необратимые)

5. Реакции, идущие без изменения степени окисления (Неокислительно-восстановительные)

6.Два сложных вещества обмениваются составными частями (Реакции обмена)

7.Реакции протекают с поглощением энергии (Эндотермические)

8.Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное (Реакции соединения)

9. Исходные вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии (Гомогенные)

10.Из одного сложного вещества образуется несколько более простых (Реакции разложения)

11. Реакции протекают в данных условиях одновременно в двух противоположных направлениях (Обратимые)

12.Реакции, идущие с участием вещества, которое изменяет её скорость или направление, но по окончании реакции остающиеся неизменным качественно и количественно. (Каталитические)

13. Реакции, идущие с изменением степени окисления (Окислительно-восстановительные)

14. Реакции, идущие без участия катализатора (Некаталитические)

Учитель: Молодцы! При изучении курсов органической и неорганической химии мы изучали множество химических реакций. Опираясь на ответы, полученные при выполнении химического диктанта, вспомните, пожалуйста, какие признаки могут быть выделены при классификации Х.Р.?

Признаки классификации химических реакций (Слайд №5)

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

По тепловому эффекту.

По признаку обратимости.

По признаку изменения степеней окисления.

По агрегатному состоянию веществ.

По наличию катализатора.

III Изучение нового материала.

Учитель: Все ли химические процессы протекают с образованием новых веществ? (нет, есть те, в которых состав веществ не изменяется)

- Реакции, идущие без изменения состава веществ: (Слайд №6)

1) Аллотропизация – взаимопереход аллотропных модификаций

Sn (белое) ↔ Sn (серое) (уч-ся приводят свои примеры аллотропизации)

– реакции, в которых изменилось строение вещества

Учитель: Какие типы реакций, идущих с изменением состава вещества можно выделить в каждой группе, вы мне скажите сами, видя на слайде общие схемы типов. (слайд №7).

1. По числу и составу реагентов.

Важно отметить, что в органической химии нет понятия соединения, а есть понятие присоединение. А кто мне скажет, почему именно присоединения? (присоединение происходит к конкретным атомам углерода)

Примером реакции присоединения является:

Б) Р-я разложения (слайд 8)

Учитель: Почему в органической химии это типичная реакция? (все органические в-ва при нагревании без доступа воздуха разлагаются)

Приведём простой пример.

В) Р-я замещения

Г) Р-я обмена

NaOH + НСl = NaCl + Н2О

2. По изменению степеней окисления химических элементов
(Слайд №11-12)

Теперь вы знаете типы реакций, попробуйте определить какой же это тип.

(учащиеся пытаются определить, говорят к какому типу относится реакция.)

Учитель: данную реакцию нельзя классифицировать по примеру рассмотренным выше, но для неё характерна другая классификация.
(слайд №9)

Окислительно – восстановительные (С. О. у элементов меняется)

Неокислительно- восстановительные (С. О. – const)

Ca +2 Cl2 -1 + Na2 +1 C +4 O3 -2 = Ca +2 C +4 O3 -2 + 2Na +1 Cl -1

3. По направлению: (Слайд №13-14)

-Обратимые реакции - протекают одновременно в двух противоположных направлениях

В органической химии обратимыми являются реакции

- Необратимые реакции - протекают только в одном направлении

Признаки необратимости (по правилу Бертоле): (Слайд №14)

образование слабого электролита (Н2О …),

образование комплексного соединения.

4.По тепловому эффекту(Q): (Слайд №15)

- Экзотермические (+ Q)

-Эндотермические (-Q)

В данном случае нужно запомнить несколько правил:

1) все реакции разложения – эндотермические

2) все реакции соединения, кроме N22 =2NO–Q и H2+I2→2HI–Q ЯВЛЯЮТСЯ ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИМИ.

5. По участию катализатора различают: (Слайд №16)

каталитические реакции -протекают с участием катализатора, например:

некаталитические реакции — протекают без участия катализатора, например:

6. По агрегатному состоянию участвующих в реакции веществ различают: (Слайд №17)

гомогенные реакции, в которых реагирующие частицы не отделены друг от друга какими-либо граничными поверхностями, а составляют единое целое, например:

гетерогенные реакции, в которых реагирующие вещества разделены граничными поверхностями, например:

Просмотрев видеоопыт, запишите уравнение протекающего процесса, охарактеризуйте реакцию по всем признакам. (Опыт: Получение кислорода в лабораторных условиях путём разложения перманганата калия).

1) реакция разложения

V. Домашнее задание (слайд 20)

VI. Рефлексия. Выберите свой путь настроения на уроке

Перед завершением урока учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное состояние.

Задание: поднимите руку или ответьте реакцией в ZOOMе, понравился ли вам данный урок.

Читайте также: