Туристско краеведческая деятельность в доу

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное учреждение

Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования Станция туристов

дополнительная общеобразовательная программа

туристско-краеведческой

деятельности дошкольников 5 - 7 лет

Автор-составитель: Вырвич Е.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБО ДО Станция туристов г. Мыски.

Программа рассчитана на 2 года обучения, адресована педагогам дополнительного и дошкольного образования, организующим туристско-краеведческую работу.

Допустимые нагрузки для детей дошкольного возраста …

1 год обучения 5 – 6 лет ……………………………………..

Задачи и содержание программы

1 год обучения 5 - 6 лет ……………………………………..

2 год обучения 5 – 6 лет ……………………………………..

Задачи и содержание программы

2 год обучения 5 - 6 лет ……………………………………..

Модель выпускника дошкольной ступени …………………

Перечень литературы для педагогов ……………………….

Список использованной литературы ……………………….

Приложение 1. Примерная циклограмма организационной образовательной деятельности педагога с детьми …………..

Приложение 2. Конспект контрольного занятия

за 1 полугодие – 1 год обучения …………………………….

Приложение 2. Конспект контрольного занятия

за 1 полугодие – 1 год обучения …………………………….

Пояснительная записка

Цель программы: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее развитие и воспитание средствами туристско-краеведческой деятельности.

Программа направлена на решение следующих задач:

обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках дополнительного и дошкольного образования по туристско-краеведческой деятельности;

создать условия и обеспечить вариативность и разнообразие содержания регионального компонента в дошкольном образовании;

формировать общую культуру личности детей, в том числе гражданственности, патриотизма и чувства любви к своей Родине, ценностей здорового образа жизни, с учетом способностей и состояния здоровья;

расширить знания обучающихся по историческому, природному и культурному наследию родного края;

создать условия для сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников через внедрение элементарных форм детского туризма.

Для достижения цели и решения задач программы первостепенное значение имеет построение работы на принципах:

гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

комплексно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса;

интеграции разнообразных видов детской деятельности;

последовательности и систематичности;

дифференциации и индивидуализации;

креативности воспитательно-образовательного процесса.

Программа ориентирована на детей 5 – 7 лет, рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения - 108 учебных часов, 2 год обучения – 144 учебных часа. Организация воспитательно-образовательного процесса предусматривается в течение календарного года: 36 учебных недель, 2 раза в неделю, еженедельная нагрузка составляет: 1 год обучения - 3 часа, 2 год обучения – 4 часа. На прогулки, соревнования, экскурсии и походы выходного дня в программе отводится: 1 год обучения - 30 часов, 2 год обучения – 50 часов.

для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут;

для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут  4  .

Программа обеспечивает игровую, познавательную, проектно-исследовательскую, двигательную и творческую активность с применением элементов экспериментирования, участие в конкурсах и соревнованиях, возможность общения и совместной деятельности детей и родителей.

Ожидаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров Модели выпускника дошкольной ступени, носят рекомендательный характер и выступают основанием преемственности между дошкольным и дополнительным образованием туристско-краеведческой направленности.

В приложении к программе представлены конспекты контрольных занятий за 1 полугодие, которые проводятся в форме викторины и соревнований, с целью определения степени освоения программы и внесения корректировки в содержание программы 2 полугодия. Итогом работы по программе каждого года обучения является поход выходного дня.

2. Структура программы

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. Комплексно-тематический принцип построения программы с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Планирование воспитательно-образовательного процесса по тематическому принципу позволяет легко вводить региональный компонент. Тема помогает организовать информацию оптимальным для детей способом, способствует вовлечение детей в такие формы работы, как проектно-исследовательская деятельность, детское экспериментирование, творческие коллективные дела и т.п. При выборе форм и методов работы с детьми следует учитывать возможность создания условий для оптимальной двигательной активности во всех видах детской деятельности. Единая тематика разделов в обеих возрастных группах обеспечивает углубленное усвоение программы. Календарно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Педагоги разных организаций образования вправе менять в образовательных блоках темы и содержание совместной деятельности с детьми для учета особенностей своего учреждения образования, населенного пункта и регионального компонента. При этом учитывается то, что для полного освоения программы одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период 2-3 недели.

В программе представлена циклограмма организационной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми) на примере одной темы, содержание которой составлено с учетом интеграции образовательных областей (Приложение 1).

Педагоги разных организаций образования планируют содержание работы по образовательным областям в зависимости от наличия дидактического материала, с учетом особенностей своего учреждения образования, населенного пункта и регионального компонента.

“А воля, а простор, природа, прекрасные
окрестности городка, а эти душистые
овраги и колыхающиеся поля, а розовая
весна и золотистая осень разве не были
нашими воспитателями? Зовите меня
варваром в педагогике, но я вынес из
впечатлений моей жизни глубокое
убеждение, что прекрасный ландшафт
имеет такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию
педагога…”
К.Д. Ушинский

Это, так сказать, малая Родина. А если говорить о большой… В нашем представлении Древняя Русь ассоциируется с бескрайними просторами полей, вольным полетом птицы, стремительным бегом коня.

Впечатляющий образ Руси нарисовал поэт Алексей Константинович Толстой.

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле.
Гой, ты родина моя!
Гой, ты лес дремучий!
Крик полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К.Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: Л.А. Гольденберг, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев, В.Н. Татищев, В.Г. Чекан и др.

Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.

По мнению Б.М. Неменского, искусство родного края – тот дои, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано.

В отечественной педагогике с давних времен (К.Д.Ушинским, Е.А.Флериной, А.П.Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Направлением нашей работы мы избрали “Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения”, что и позволяет нам решению задач оздоровления наших детей. На совещании педагогов дошкольного учреждения средством решения этой проблемы мы избрали туристско-краеведческую деятельность с детьми старшего возраста. Так как наш поселок находится в окружении полей и лесов, целью нашей работы является: научить детей замечать и любить красоту родного края.

Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию.

А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско-краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.

2. Туристско-краеведческая деятельность и ее роль в формировании личности ребенка.

Детей дошкольного возраста часто называют “почемучками”. У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на все окружающее, новое в жизни.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В процессе ознакомления дошкольников с родной природой воспитывается бережное отношение к ней. С самого раннего детства ребенок приучается беречь зеленые насаждения на своем участке, на улице, в парке, заботиться о животных, особенно о птицах, которые помогают охранять урожай полей, садов и огородов от вредителей.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, собирание грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой он бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма.

Туристические походы, путешествия, экспедиции являются самой доступной и эффективной формой краеведческой работы.

И именно туристско-краеведческая деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины.

Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.

Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны.

Мы стараемся в своей работе не упустить возможность обратить внимание наших детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений в природе.

Целенаправленная систематическая работа по охране природы позволяет подключить детей к улучшению экологической проблемы родного поселка и его окрестностей.

С помощью наших воспитателей и родителей, дети узнают о лечебных свойствах растений родного края, участвуют в сборе лекарственных трав, принимают активное участие в изготовлении гербариев, поделок из природного материала.

Наш детский сад в своей работе придерживается принципов парциальной программы на идеях народной педагогики Е.С. Бабуновой “Наш Дом – Южный Урал”.

Работа по ознакомлению детей с историей родного края, является обязательной составной частью наших туристических прогулок, учитывая региональный компонент этой программы. Ребенок получает жизненный опыт в процессе восприятия различных предметов и явлений общественной жизни.

У ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, закладываются основы национального самопознания, формируются первичные представления о традициях и культуре народа.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Растения, накапливая лучистую энергию солнца, обогащают воздух необходимым для дыхания кислородом. Большинство из них выделяют летучие сильно пахнущие вещества, которые убивают микробов – возбудителей различных болезней. На прогулках и экскурсиях дети вдыхают чистый воздух, наполненный смолистым ароматом деревьев, запахами цветов и трав, что оздоравливает их организм.

Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.

Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

3. Содержание, формы и методы туристско-краеведческой деятельности в малокомплектном детском саду.

Туристско-краеведческая деятельность в нашем дошкольном учреждении имеют тесную связь с другими продуктивными видами деятельности детей: аппликацией, рисованием, трудом. Организуя данные виды деятельности с детьми мы решили приобщить дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала.

В своих работах, при изображении природных объектов, дети используют собственные впечатления от прогулок, экскурсий, наблюдений. Это делает работы детей выразительными, эмоциональными, помогает точнее изобразить их.

Также туристско-краеведческая деятельность в нашем детском саду является средством повышения задач оздоровления детей, способствует их физическому развитию, используя и дополняя навыки и умения, полученные на занятиях по физической культуре, проводимые физ.инструктором.

Наш поселок расположен в окружении реки, лесов, полей, а дошкольное учреждение расположено рядом с искусственно созданным водоемом.

Исходя из этого:
цель нашей туристско-краеведческой работы:
– научить ребенка жить в согласии с природой, замечать и любить красоту родного края.

Коллектив нашего дошкольного учреждения поставил перед собой следующие задачи:

  1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы;
  2. Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  3. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему поселку, стране;
  4. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Туризм в детском саду – это большая серьезная игра, внутри которой присутствуют другие игры.

Приобщать детей дошкольного возраста к туризму и краеведению мы начинаем со старшей группы. Программный материал подбираем в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами.

То, насколько успешным будет результат нашей туристско-краеведческой деятельности, во многом зависит от регулирования нагрузки во время туристических прогулок.

Длительность туристической прогулки в оба конца без учета двигательной активности на привале должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Основные показатели Первая прогулка Последующие прогулки
Длительность, км До 1,5 3,5–4,0
Продолжительность, ч До 1,5 3,5
Время непрерывного движения, мин До 15 25
Продолжительность промежуточного привала, мин Около 10 5 (иногда не проводится)
Вес рюкзака, кг 1,5 1,5

По дороге дети рассматривают цветы, деревья, прислушиваются к пению птиц, стараются уловить запахи природы.

Наша туристско-краеведческая работа предполагает три этапа:

  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности в повседневной жизни;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
  • Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка;


Работа первого этапа осуществлялась в основном в игровой форме.

Задачи первого этапа мы решаем через ряд мероприятий, которые проводятся через различные формы:

– проведение тематических физкультурных занятий;
– проведение гимнастики;
– досугов и развлечений.

Предполагаемый результат I этапа:

  • дети подготовлены к участию в походах на 2–3 км.
  • Изучение азбуки туристов и законов леса;
  • Формирование навыков экологического труда.

Работа второго этапа осуществлялась с помощью трудовой деятельности детей.

Задачи второго этапа мы решается следующим образом:

  • Дети изучают туристическое снаряжение, правила укладывания рюкзака;
  • Во время путешествий дети учатся разжигать костер по всем правилам, ставить палатку;
  • Постоянно оказывают помощь в наведении порядка у озера, убирают в специальные мешки, оставленные банки, бумагу, стекло;
  • Учатся лечить растения на поврежденных местах ствола, ветки;
  • Знакомятся с легендами и историей родного края (наведением реки, улиц, памятных мест).

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, мы всю работу строим в игровой форме.

В этом помогают праздники: “День Нептуна”, “В гостях у старичка Лесовичка”, “Лесная аптека”, “Зеленая аптека”, с участием любимых сказочных героев детей – лесных обитателей, Водяного, Лешего, Лесовичка, Хозяйки медной горы и др.


Предполагаемые результаты второго этапа:

1. Дети освоили азбуку туриста и законы леса;

2. Дети с большим энтузиазмом очищают экологическую тропу, полянку, сквер, расположенный рядом с детским садом, от посторонних предметов, проявляют заботу о родной природе;

3. У детей бережное и заботливое отношение к природе, дети не пройдут мимо надломленной ветки, обязательно проявят желание “полечить”;

4. Дети рассказывают о своей улице, об истоках названия родного поселка.



  • Освоение маршрута по усложненной местности, с подъемом на гору (находящуюся вблизи плотины).

На третьем этапе ведется работа по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

1. Сформирован стойкий познавательный интерес. Задают много вопросов, пытаются сами найти ответы;

2. Гуманное отношение к окружающей природе. Дети соблюдают заповеди леса:

  • Не поднимай шума в лесу;
  • Уходя, оставляй место чистым;
  • Не рви растений и т.д.

3. Физическая выносливость. Дети без трудностей преодолевают маршрут длиной 5–6 км.

4. Достаточный объем знаний о растительном и животном мире. Это конкретные представления о системе биологических потребностей человека, животного, растений; знания основных правил поведения человека в экосистеме, обеспечивающих сохранение их целостности.

5. Сформированно эмоциональное восприятие природы.


Тематический план туристско-краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. (Приложение 1)

Словарь терминов. (Приложение 2)

Список используемой литературы. (Приложение 3)

Конспект занятия по краеведению “Путешествие по родному поселку”. (Приложение 4)

Конспект “Праздник Нептуна (на воде). Поход к реке Уй.” (Приложение 5)

Краеведо – туристская работа в детском саду – одна из путей совершенствования воспитательно-образовательной работы детского сада, усиления ее патриотической направленности.

ВложениеРазмер
soderzhanie_i_formy_kraevedo-turistskoy_raboty_v_detskom_sadu.docx 34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и формы краеведо – туристской работы в детском саду.

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы повышать физическую подготовленность и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни(3).

Анализ специальной литературы, изучение практического опыта показали, что одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками(1;4). При этом выявлено, что доступные формы туризма используются в детских садах в основном в познавательных и воспитательных целях. Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни, не заняли еще должного места в физическом воспитании дошкольников. Это связано с тем, что недостаточно разработано методика использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы, позволяющие педагогам применять их в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения(3).

Краеведо – туристская работа в детском саду – одна из путей совершенствования воспитательно-образовательной работы детского сада, усиления ее патриотической направленности. Она позволяет приблизить обучение ребенка к реальной жизни, познакомить его с объектами ближайшего природного и социального окружения, создать запоминающийся образ Родины. Большая Родина всегда начинается с малой – с семьи, двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом. Использование краеведческого материала – важное условие для понимания своеобразия родного края и ступенька к пониманию удаленных от ребенка уголков страны(2).

Целью нашего педагогического исследования является реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности, формирование краеведо-туристского знания, развитие познавательной и исследовательской деятельности, укрепление здоровья.

Основные задачи исследования:

  • ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, памятниками и бережного отношения к ней, воспитание патриотических чувств.
  • на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
  • средствами краеведо – туристской работы развивать интеллект ребенка, формировать наглядно – образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношенийсо взрослыми и сверстниками;
  • нравственно воспитывать дошкольников, формировать доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему поселку и стране;
  • способствовать физическому развитию ребенка и его оздоровлению;
  • учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Формы проведения занятий:

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

  • Беседа с использованием иллюстраций и демонстрацией опытов;
  • Наблюдения за домашними животными, комнатными растениями
  • экскурсии по селу, в мини- музеи в детском саду
  • игры (подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это?”, “Что это?”, разрезные и объёмные головоломки и т.д.).

Старшая группа (5-6 лет)

  • Беседа с использованием иллюстративного материала, с демонстрацией опытов, слайдов, диафильмов и видеофильмов,
  • Наблюдения за животными, комнатными растениями, живой природой.
  • Экскурсии по селу, в предприятия, мини-музеи в детском саду, музей школы.
  • Мини походы на природу, по экологической тропинке на природе.
  • игры (спортивные, подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это, что это?”, “Третий лишний”, сюжетно-ролевые игры).

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

  • беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытов и использованием технических средств,
  • наблюдения за живой природой (растениями, животными, насекомыми)
  • экскурсии в Музей природы с. Эльгяй, по памятным местам на участках Эльгян, Харыйалах, парк культуры и отдыха, сквер
  • игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры-состязания “Кто больше назовёт…!”, и “Кто быстрее” и др. , дидактические: разнообразные головоломки, конкурсы; сюжетно-ролевые игры). Практические занятия в помещении и на местности.

Автор: КУзьмина Светлана Анатольевна

Населенный пункт: Забайкальский край, с. Дульдурга

Информационная карта проекта:

Проблема: В современном мире острейшей проблемой времени становится то, что дети стали отказываться от социальной активности в пользу виртуальной. Ребята стали меньше проводить время на улице, почти не играют в подвижные игры. Дети становятся пользователями Интернет сети, меньше общаются лично, отдав предпочтение чатам. В квартирах мало кто из родителей устраивают спортивный уголок для своего ребёнка. Постоянное сидение за компьютером негативно влияет на осанку, мышечную силу, зрение и психическое здоровье ребенка.

Актуальность.

В условиях модернизации дошкольного образования особо остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Воспитать здорового ребенка, патриота своей страны - одна из важнейших задач современного общества. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки здорового образа жизни, патриотических чувств, нравственные ценности, которые проявятся в старшем возрасте.

В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта. Краеведческий подход в образовании дает возможность расширять воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным посёлком, с его достопримечательностями, дошкольники учатся осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я.А. Каменский, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев.

В отечественной педагогике с давних времен (К.Д.Ушинским, Е.А.Флериной, А.П.Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским) лежит главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают положительный, оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Совершенствуются естественные виды движений, и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Цели проекта для детей: Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;

Цели проекта для педагогов: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

Обогащать личный опыт положительного, взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями Дульдургинского района, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным, объектами природы; Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; Познакомить с разными видами туризма. Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, своего села; повторить правила поведения в окружающей среде. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу; Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Методы:

Поисково-исследовательский метод: самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях;

Метод самореализации через различные творческие дела, участие в различных соревнованиях, экскурсиях;

Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания

Формы работы:

Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала

Различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий)

Викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы,

походы выходного дня.

Этапы работы:

1 этап. Установочный

Сентябрь 2018г

При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую ситуацию.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

2 этап Внедренческий

Планирование совместной деятельности,

Сбор и систематизация информации,

Проведение бесед, игр, экскурсий и др.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием продукта проекта.

3 этап Заключительный

Май 2019г

Представление зрителям продукта деятельности.

Ожидаемые результаты:

Сформированы знания о детском туризме;

Знают представителей растений и животных Забайкальского края;

  • умения необходимые туристам в туристическом походе (умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану села, на макете детского сада). Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.

Привлечение родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Возможные риски

Пути устранения

Отсутствие интереса, желания и времени, возможности помочь со стороны родителей;

Травматизм на экскурсиях;

Неумение родителей взаимодействовать с ребенком для достижения результата

Беседа о правилах поведения на реке, в лесу. Приобретение аптечки

Поиск дополнительных источников финансирования.

Разъяснение приемов взаимодействия

Подбор способов мотивации детей

Расчет бюджета на реализацию проекта составил пятнадцать тысяч рублей: (приобретение туристического снаряжения, аптечки, бумага А 4, листы для ламинирования, ватманы, туристические коврики и т.д.)

Продукт проекта:

- конспекты совместной деятельности, бесед, экскурсий и т.д.

- энциклопедия маленького туриста.

- презентация о проекте.

Пути реализации проекта:

Приложение 1.

Маршрутный лист – Блок № 1

Путешествие по экологической тропе

Экскурсии по детскому саду. (Беседы, встречи с работниками детского сада)

Маршрутный лист – Блок № 2

Маршрутный лист – Блок № 3

Туристические походы на природу

Ознакомление с растительным и животным миром забайкальского края.

Беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, викторины.

Маршрутный лист – Блок № 4

Просмотр презентаций, чтение, беседы

Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, ориентирование по карте.

Приложение 2.

Перспективный план

Сентябрь

Моё село « (презентация)

Беседа с детьми о своем родном крае

Природа родного края

Природа села Дульдурга в фотографиях местных жителей.

Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к своей малой родине.

Мы - туристы

Определение знаний дошкольников о туризме для дальнейшего планирования деятельности.

Октябрь

Мой детский сад

Экскурсия в прачечную. Беседа с работниками прачечной.

- Продолжать знакомить детей с работой мастера по стирке белья,

- уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца,

постельное белье; закрепить названия бытовых приборов;

-воспитывать уважение к труду взрослых

Моё село

Экскурсия в районную библиотеку.

Беседы с работниками библиотеки; закреплять знания о бережном отношении к книгам.

Природа родного края

- Продолжать знакомить детей с природой родного края – река Иля.

- Закреплять характерные особенности октября.

- Знакомить с народным праздником Покровом.

Мы - туристы

Ноябрь

Мой детский сад

Экскурсия в русскую горницу.

Продолжать знакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, люлька, лапти.

Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.

Моё село

Встречи, беседы с работниками парка. Знакомство с профессиями: эколог, лесник, егерь. Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России.

Природа родного края

Знакомство с Красной книгой Забайкалья.

Закреплять знания детей об обитателях лесов Забайкальского края.

Закреплять знания детей об осени.

Мы - туристы

Декабрь

Мой детский сад

Экскурсия в медицинский блок. Встреча с медсестрой.

  • детей с профессией медработника детского сада; показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи. Моё село

Экскурсии в общественные здания: почта, магазин, музей.

Природа родного края

Закреплять в игре знания детей о растениях, растущих в Забайкальском крае. Закреплять с детьми характерные особенности зимы в нашей местности.

Мы - туристы

Эстафеты соревновательного характера.

Познакомить детей с элементарными туристскими знаками. Учить их изображать на бумаге.

Январь

Мой детский сад

Экскурсия по экологической тропе. Птичья столовая.

- в игровой форме продолжить наблюдения за объектами экологической тропы в зимнее время.

Моё село.

  • о рождественских праздниках, как празднуют Рождество в нашем селе. Познакомить детей с народными праздниками и традициями.

Природа родного края

  • загадок о растениях, животных, птицах, насекомых, обитающих в Забайкалье. Закреплять знания детей о животном и растительном мире в игровой форме;

Повторить знания детей о характерных особенностях зимы Забайкальского края.

Мы - туристы

Ориентирование в пространстве, знакомство с планом.

Учить детей ориентироваться в пространстве (в группе, на территории детского сада); познакомить с планом, учить составлять план.

Февраль

Мой детский сад

Экскурсия на кухню. Беседа с работниками кухни. Продолжать знакомить детей с трудом повара; расширять и закреплять знания о кухонной посуде.

Моё село

Познакомить дошкольников с основными достопримечательностями районного центра.

Природа родного края

Закреплять и расширять знание детей о животных родного края,

Мы - туристы

Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру.

Март

Мой детский сад

  • в центр бурятского быта. Знакомство с бурятским бытом, национальной одеждой, традициями.

Моё село

Познакомить детей с историей возникновения села Дульдурга.

Природа родного края

Экскурсия в парк. Деревья нашего края.

Расширять знания детей о деревьях Забайкальского края.

Мы - туристы

Беседа с воспитанником Мишей Д. о поездке с родителями во Вьетнам.

Продолжать закреплять полученные знания детей о туризме в игре

Апрель

Мой детский сад

Природа родного края

Конкурс на лучшую кормушку

Познакомить с русскими обычаями встречи весны.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Мы - туристы

Экскурсия с родителями на реку Дульдурга.

Продолжать знакомить детей с природой родного края. Закреплять туристические знания на практике.

Май

Мой детский сад

Экскурсия по экологической тропе. Работа в цветнике и приусадебном огороде.

Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. Знакомить с растениями в цветнике.

Моё село

Экскурсия в парк Победы.

Беседа о воинах славы.

Познакомить детей с героями-земляками.

Природа родного края

Закреплять знания детей о живой и неживой природе родного края.

Мы - туристы

Совместный поход с родителями на реку Иля.

Закреплять полученные знания на практике. Воспитывать любовь и бережное

отношение к природе.

Перспективный план – работа с родителями.

Помощь в экскурсии к реке Иля.

Совместный поход с родителями на реку Иля.

Перспективный план – работа с педагогами.

Проведение диагностики по проекту.

Октябрь

Организация экскурсии к реке Иля.

Ноябрь

Создание картотеки загадок.

Январь

Февраль

Приобретение аптечки, которая необходима в туристических походах.

Март

Апрель

Читайте также: