Внеурочная деятельность по естествознанию в начальной школе представляет собой

Обновлено: 07.07.2024

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учеб­ных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продол­жительность ее выполнения во многом определяется индивидуальны­ми особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в от­личие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.

Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выпол­нение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Основная цель этой дея­тельности — повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Объем и содержание домашнего за­дания определяется учителем конкретно по каждому уроку. При этом следует учитывать общий объем задания по всем предметам так, чтобы на его выполнение ученик не затратил больше времени, чем это регламентировано для данного возраста учащихся. Непра­вомочно использовать время выполнения домашних заданий на самостоятельное освоение детьми учебного материала, который учи­тель по каким-то причинам не успел дать на уроке. Такой подход приводит к неоправданной перегрузке учащихся. Дети при самосто-

ятельном изучении материала могут неправильно усвоить какие-то знания, что в дальнейшем лишь усложнит работу учителя: переучи­вать всегда труднее, чем учить.

Содержание домашнего задания также определяется учителем по каждому конкретному уроку. Это может быть закрепление материала урока в ходе работы с текстом и рисунками учебника; выполнение заданий в учебных пособиях, например в рабочих тетрадях; выполне­ние каких-либо опытов и фрагментов практических и лабораторных работ, наблюдения в окружающем мире. Домашние опыты и практи­ческие работы могут выполняться учащимися с целью закрепления и практикования полученных на уроке знаний и умений. Но неред­ко необходимость выполнения этих видов работ обусловлена осо­бенностями протекания некоторых процессов в самой природе и тем самым невозможностью исследовать их в рамках одного урока. Иногда процесс можно проследить только в условиях, приближен­ных к природным или непосредственно в природе. В классе же со­здать такие условия не всегда возможно. Например, исследовать в классе переход снега и льда в воду не представляет трудностей. А вот, чтобы проследить переход воды в лед, нужно создать условия по­ниженной температуры, отвести на это исследование определенное время, т. к. этот процесс не происходит мгновенно. Данный опыт, как правило, и предлагается на выполнение во внеурочное время. Некоторые опыты на уроке лишь закладываются, а затем обсужда­ются их результаты. Весь процесс хода опыта, который может быть достаточно длительным, выполняется во внеурочное время. Напри­мер, чтобы установить, что из черенков действительно можно вы­растить новые растения, на уроке лишь высаживаются черенки в почву. Во внеурочное время черенки должны быть заготовлены. Процесс их укоренения не может закончиться на одном уроке. По­этому наблюдения за этим процессом, их фиксация также являют­ся внеурочной деятельностью учащихся.

В содержание домашнего задания включаются задания для на­блюдений в окружающем мире. Они даются по теме данного уро­ка, и их выполнение способствует практикованию знаний. Вместе с тем, учителю надо заранее предусмотреть и подготовку детей к восприятию учебного материала на следующем уроке. Поэтому в домашнее задание желательно включать задания для наблюдений по теме следующего урока, задания что-то повторить из ранее изу­ченного, узнать что-то из других, чем учебник источников и т. п. Таким образом, выполнение домашних заданий обеспечивает связь изученного учебного материала с тем, что предстоит изучить.

Успех выполнения домашнего задания зависит от того, как оно задано. Часто учитель записывает на доске страницы учебника и



Особенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружа­ющем мире, даны необходимые рекомендации к технике их выпол­нения, указаны конкретные или возможные объекты для наблюде­ний. Лишь после понимания детьми цели выполнения работы дома сообщаются и записываются страницы учебника, учебного пособия.

Отмеченная здесь специфика формулировки домашнего задания на уроках естествознания не только отвечает задачам этого учебного предмета, но и способствует решению проблемы преемственности. В самом деле, в старших классах преподаются основы наук, и от учащихся требуется, прежде всего, знание учебного материала. Раз­витие навыка чтения вообще не входит в задачу обучения на этом этапе. Учителя-предметники, давая домашнее задание, как прави­ло, указывают лишь страницы учебника, не объясняя его цель. Если на уроках естествознания при формулировке домашнего задания не выделяется специфика задач этого предмета, дети привыкают к тем

целям, которые отражаются в домашних заданиях на уроках чтения. Поэтому в старших классах, записав в дневник страницы учебни­ка, они продолжают считать, что им надо научиться читать текст, и с этой целевой установкой работают дома. Естественно, что на сле­дующем уроке их ответы зачастую не удовлетворяют учителя. С нашей точки зрения, такова одна из причин традиционного сниже­ния успеваемости у учащихся в пятом классе.

Домашние задания могут быть дифференцированы учителем. Так, слабым учащимся объем задания может быть ограничен обра­зовательным минимумом. Сильным учащимся задание может быть усложнено. На реализацию этого подхода рассчитаны дополнитель­ные тексты в учебниках 3. А. Клепининой. Не случайно они выне­сены за рамки материала, рассчитанного на урок.

Другими видами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблю­дений в окружающем мире. О них уже говорилось выше. Эти виды деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно фор­мулирует и дает учитель. Вместе с тем, они сформулированы в не­которых вариативных учебниках, и учитель может на них ориенти­роваться. Проведение опытов, практических работ во внеурочное время, ведение самостоятельных наблюдений играет важную роль в учебном процессе. Они способствуют проверке и практикованию уже полученных знаний и умений, обогащают жизненный опыт детей, что позволяет в учебном процессе шире применять комму­никативное общение, создавать исследовательские ситуации. Эф­фективности этих видов деятельности учащихся способствует их фиксация. Методика ведения и фиксации наблюдений освещена на с. 135—140 данной книги. Результаты опытов и практических работ обычно фиксируются в тетрадях. Здесь формой фиксации являются записи, таблицы, схемы и т. п.

К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о приро­де особенно, если это касается обязательного списка книг для вне­классного чтения.

Возможны и другие виды внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учеб­ных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продол­жительность ее выполнения во многом определяется индивидуальны­ми особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в от­личие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.

Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выпол­нение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Основная цель этой дея­тельности — повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Объем и содержание домашнего за­дания определяется учителем конкретно по каждому уроку. При этом следует учитывать общий объем задания по всем предметам так, чтобы на его выполнение ученик не затратил больше времени, чем это регламентировано для данного возраста учащихся. Непра­вомочно использовать время выполнения домашних заданий на самостоятельное освоение детьми учебного материала, который учи­тель по каким-то причинам не успел дать на уроке. Такой подход приводит к неоправданной перегрузке учащихся. Дети при самосто-

ятельном изучении материала могут неправильно усвоить какие-то знания, что в дальнейшем лишь усложнит работу учителя: переучи­вать всегда труднее, чем учить.

Содержание домашнего задания также определяется учителем по каждому конкретному уроку. Это может быть закрепление материала урока в ходе работы с текстом и рисунками учебника; выполнение заданий в учебных пособиях, например в рабочих тетрадях; выполне­ние каких-либо опытов и фрагментов практических и лабораторных работ, наблюдения в окружающем мире. Домашние опыты и практи­ческие работы могут выполняться учащимися с целью закрепления и практикования полученных на уроке знаний и умений. Но неред­ко необходимость выполнения этих видов работ обусловлена осо­бенностями протекания некоторых процессов в самой природе и тем самым невозможностью исследовать их в рамках одного урока. Иногда процесс можно проследить только в условиях, приближен­ных к природным или непосредственно в природе. В классе же со­здать такие условия не всегда возможно. Например, исследовать в классе переход снега и льда в воду не представляет трудностей. А вот, чтобы проследить переход воды в лед, нужно создать условия по­ниженной температуры, отвести на это исследование определенное время, т. к. этот процесс не происходит мгновенно. Данный опыт, как правило, и предлагается на выполнение во внеурочное время. Некоторые опыты на уроке лишь закладываются, а затем обсужда­ются их результаты. Весь процесс хода опыта, который может быть достаточно длительным, выполняется во внеурочное время. Напри­мер, чтобы установить, что из черенков действительно можно вы­растить новые растения, на уроке лишь высаживаются черенки в почву. Во внеурочное время черенки должны быть заготовлены. Процесс их укоренения не может закончиться на одном уроке. По­этому наблюдения за этим процессом, их фиксация также являют­ся внеурочной деятельностью учащихся.

В содержание домашнего задания включаются задания для на­блюдений в окружающем мире. Они даются по теме данного уро­ка, и их выполнение способствует практикованию знаний. Вместе с тем, учителю надо заранее предусмотреть и подготовку детей к восприятию учебного материала на следующем уроке. Поэтому в домашнее задание желательно включать задания для наблюдений по теме следующего урока, задания что-то повторить из ранее изу­ченного, узнать что-то из других, чем учебник источников и т. п. Таким образом, выполнение домашних заданий обеспечивает связь изученного учебного материала с тем, что предстоит изучить.

Успех выполнения домашнего задания зависит от того, как оно задано. Часто учитель записывает на доске страницы учебника и

Особенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружа­ющем мире, даны необходимые рекомендации к технике их выпол­нения, указаны конкретные или возможные объекты для наблюде­ний. Лишь после понимания детьми цели выполнения работы дома сообщаются и записываются страницы учебника, учебного пособия.

Отмеченная здесь специфика формулировки домашнего задания на уроках естествознания не только отвечает задачам этого учебного предмета, но и способствует решению проблемы преемственности. В самом деле, в старших классах преподаются основы наук, и от учащихся требуется, прежде всего, знание учебного материала. Раз­витие навыка чтения вообще не входит в задачу обучения на этом этапе. Учителя-предметники, давая домашнее задание, как прави­ло, указывают лишь страницы учебника, не объясняя его цель. Если на уроках естествознания при формулировке домашнего задания не выделяется специфика задач этого предмета, дети привыкают к тем

целям, которые отражаются в домашних заданиях на уроках чтения. Поэтому в старших классах, записав в дневник страницы учебни­ка, они продолжают считать, что им надо научиться читать текст, и с этой целевой установкой работают дома. Естественно, что на сле­дующем уроке их ответы зачастую не удовлетворяют учителя. С нашей точки зрения, такова одна из причин традиционного сниже­ния успеваемости у учащихся в пятом классе.

Домашние задания могут быть дифференцированы учителем. Так, слабым учащимся объем задания может быть ограничен обра­зовательным минимумом. Сильным учащимся задание может быть усложнено. На реализацию этого подхода рассчитаны дополнитель­ные тексты в учебниках 3. А. Клепининой. Не случайно они выне­сены за рамки материала, рассчитанного на урок.

Другими видами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблю­дений в окружающем мире. О них уже говорилось выше. Эти виды деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно фор­мулирует и дает учитель. Вместе с тем, они сформулированы в не­которых вариативных учебниках, и учитель может на них ориенти­роваться. Проведение опытов, практических работ во внеурочное время, ведение самостоятельных наблюдений играет важную роль в учебном процессе. Они способствуют проверке и практикованию уже полученных знаний и умений, обогащают жизненный опыт детей, что позволяет в учебном процессе шире применять комму­никативное общение, создавать исследовательские ситуации. Эф­фективности этих видов деятельности учащихся способствует их фиксация. Методика ведения и фиксации наблюдений освещена на с. 135—140 данной книги. Результаты опытов и практических работ обычно фиксируются в тетрадях. Здесь формой фиксации являются записи, таблицы, схемы и т. п.

К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о приро­де особенно, если это касается обязательного списка книг для вне­классного чтения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Внеурочная работа по естествознанию: виды и формы

Организация внеурочной деятельности в начальной школе не новая форма для школ, она хорошо освещена и в педагогических источниках.

Однако необходимо учесть ряд условий, без соблюдения которых внеурочная работа может оказаться обычным продолжением урока. Основные из этих условий: системность и последовательность занятий, учет индивидуальных особенностей и склонностей учащихся (с помощью наблюдений и психолого-педагогической диагностики), предоставление учащимся возможности самостоятельно выбрать ту или другую форму занятий.

Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина)

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных традиций и физического развития.

Принципы организации внеурочной деятельности :

· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

· опора на традиции и положительный опыт организации ВД;

· опора на ценности воспитательной системы школы;

· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, совместных творческих дел и др.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа

Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности

Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность;

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Все виды внеурочной деятельности должны строго ориентироваться на воспитательные результаты.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Внеурочная деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Внеурочная деятельность по естествознанию выполняются непосредственно в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке, в краеведческом уголке.

Необходимость организации внеурочных работ вызвана тем, что многие наблюдения за природой и ее объектами, постановка с ними опытов, необходимых для усвоения программных понятий, не укладываются в рамки учебного расписания. Учащиеся работают по заданиям, которые получают на уроках. Эта работа учителем контролируется и проверяется, а результаты ее используются на уроках.

Внеурочная работа имеет большое значение в учебном процессе по естествознанию. Она способствует расширению знаний, полученных на уроках, их конкретизации, формирует умения и навыки практического характера, вызывает интерес к изучаемому материалу, развивает самостоятельное мышление младших школьников, вооружает их приемами самообразования.

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.

Научный клуб младших школьников – сообщество, внеурочная работа в котором ведется по художественно-эстетическому, научно-познавательному направлению и через проектную деятельность.

Внеурочная деятельность выстраивается в системе интерактивного общения с помощью переписки (обычная и (или) интернет-почта).

Клубная деятельность детей в области естествознания строится через систему заданий учебников по окружающему миру. Дополнительные задания, цель которых – организация клубной деятельности детей, начиная со второго класса, учитывают разный возраст, уровень интеллектуального развития детей, социальное положение, топографическую принадлежность школьника и т.п.

Работа клуба построена так, что в ней могут принимать участие все желающие. С каждым ребенком, независимо от его успехов в учебной деятельности, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут (дистанционный).

Еще одной формой организации внеурочной деятельности является экскурсия.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Например, поход в краеведческий музей. Ребенок познаёт родной край, гордится своим народом.

Формы внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Основная цель этой деятельности — повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Этот вид внеурочной работы способствует развитию исследовательских навыков.

В содержание домашнего задания включаются задания для наблюдений в окружающем мире. Они даются по теме данного урока, и их выполнение способствует практикованию знаний. Вместе с тем, учителю надо заранее предусмотреть и подготовку детей к восприятию учебного материала на следующем уроке. Поэтому в домашнее задание желательно включать задания для наблюдений по теме следующего урока, задания что-то повторить из ранее изученного, узнать что-то из других, чем учебник источников и т. п. Таким образом, выполнение домашних заданий обеспечивает связь изученного учебного материала с тем, что предстоит изучить.

Особенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружающем мире, даны необходимые рекомендации к технике их выполнения, указаны конкретные или возможные объекты для наблюдений. Лишь после понимания детьми цели выполнения работы дома сообщаются и записываются страницы учебника, учебного пособия.

Домашние задания могут быть дифференцированы учителем. Так, слабым учащимся объем задания может быть ограничен образовательным минимумом. Сильным учащимся задание может быть усложнено. На реализацию этого подхода рассчитаны дополнительные тексты в учебниках. Не случайно они вынесены за рамки материала, рассчитанного на урок.

Другими формами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблюдений в окружающем мире.

Эти формы деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно формулирует и дает учитель. Вместе с тем, они сформулированы в некоторых вариативных учебниках, и учитель может на них ориентироваться. Проведение опытов, практических работ во внеурочное время, ведение самостоятельных наблюдений играет важную роль в учебном процессе. Они способствуют проверке и практикованию уже полученных знаний и умений, развитию исследовательских навыков, обогащают жизненный опыт детей, что позволяет в учебном процессе шире применять коммуникативное общение, создавать исследовательские ситуации. Эффективность этой деятельности учащихся способствует их фиксации. Результаты опытов и практических работ обычно фиксируются в тетрадях. Здесь формой фиксации являются записи, таблицы, схемы и т. п.

К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о природе особенно, если это касается обязательного списка книг для внеклассного чтения.

долговремен ную память; воспит ывать ува жительное отношение к о дноклассникам. Кака я форма деятельност и

А) Нормативными документами (Го сударственный обра зовательный стандарт, базисный учебный план, учебная

4. По мнению Г.Н .Аквилевой, З. А. Клепининой, форма обучения естест вознанию, ведущим методом, которой

является наблюдение, позволяющ ее формироват ь у ребенка наиб олее полное предста вление об объектах и

запланирова л работу в г руппах с целью исследова ния учащ имися свойств образцов по лезных ископаем ых

7. Этап урока , на кот ором учитель фронт ально задает вопросы классу по содержанию про шлого урока, не

8. В теч ение нескольких недель дет и под руково дством учител я выращивали на подоконнике растен ие фасоли с

А) Источником знан ия является средство нагл ядности (карти на, таблица, модель, н атуральный объект);

В) Систематическое приме нение нагляд ности на уроках способствует повышению по знавательной активности учащихся

Г) изучение новых понятий на уроках естест вознания сп особствует развитию с ловарного запаса младш их школьников;

В) При фор мировании новых понятий необхо димо учитывать и ндивидуальные осо бенности учащи хся, использовать

Г) последовательность развития природоведческ их понятий на уро ке: выделение обо бщающего слова, существе нных

13. Соотнесите т ему урока с форма ми и мето дами организации познават ельной деят ельности дет ей (курс

Форма организации учебной деятельност и, которая позво ляет проводить наблюдения и изучать природные процес сы в

15. Соврем енный учебник состоит из двух стру ктурных блоков, вкл ючающих следующие компонент ы. Каждый

____________ _________ требует устного изложен ия учащимися про йденного матер иала. Он может стр оиться как беседа,

рассказ ученика, чтение текста, соо бщение о наблюдении или опы те. ____ ______________ делится на фронта льный,

когда учитель обращается с вопроса ми и заданиями ко все му классу, и индивидуа льный – с подбором вопросов и заданий

20. _______________________ ____________ про водится при текущей провер ке знаний. Она о бычно занимает 5 – 7 минут

урока. Главной целью __ ______ __________________ __ является проверка усвоен ия школьниками новы х понятий и видов

Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей, умение поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать информацию.

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_zanimatelnoe_estestvoznanie_3_-_4_klass.doc 130 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей, умение поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать информацию.

Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения, приобретаемые в ходе экспериментирования, в будущем могут стать основой для научно-исследовательской деятельности.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит практический метод, который создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

  • реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
  • воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Цель программы – формирование информационной грамотности обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

  1. развивать познавательный интерес к экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности;
  2. способствовать формированию потребности к самопознанию и саморазвитию;
    содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в творческом коллективе;
  3. развивать способности объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию всех видов.

Общая характеристика курса

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая реализуется в школах: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

  • имеет долгосрочный характер;
  • носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений, подготовка презентаций, наблюдения за погодными явлениями, заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.)

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования способностей у младших школьников самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов :

  • занимательность
  • научность
  • сознательность и активность
  • наглядность
  • доступность
  • связь теории с практикой
  • индивидуальный подход

Для более успешного усвоения курса необходимо разнообразить формы проведения дополнительных занятий: экскурсии, викторины, занятия-исследования и т.д.

Читайте также: