Пунктуация функции знаков препинания урок в 8 классе план урока

Обновлено: 04.07.2024

Разработка урока русского языка (форма работы - групповая) для повторения постановки знаков препинания в простом осложненном предложении перед контрольной работой.

ВложениеРазмер
urok_v_8_klasse.docx 29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 17

Урок русского языка в 8 классе

Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении

(групповая работа на уроке)

Учитель Левен Т.А.

- обучающие : отработка навыка определения типа осложненного предложения, отработка навыка выделения грамматической основы, отработка навыка определения осложняющего фактора в простом предложении; знакомство с типами взаимоотношений между простыми предложениями (опережающее задание);

- развивающие : развитие умения учащихся самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание, память, логическое мышление; развитие познавательных и творческих способностей через разнообразные виды деятельности; развитие внимания, пунктуационной зоркости, зрительной, слуховой и моторной памяти;

- коммуникативные : выработка навыка взаимодействия в группе.

Технологическая карта урока

2. Стадия осмысления

3. Стадия рефлексии

Составление сводной таблицы

1.Учитель, Сегодня у нас урок - взаимообучение. Вы будете работать в 4 группах. Каждая группа получит задания на определенную тему. Мы рассмотрим 4 темы:

1. Осложнение простого предложения однородными членами предложения.

2. Осложнение простого предложения обращением.

3. Осложнение простого предложения вводными словами или предложениями.

4. Осложнение простого предложения обособленными членами предложения.

Итак, верите ли вы, что…

… прочитав это предложение, мы узнаем о новой породе деревьев? (За рекой поднимались дубовые пихтовые леса.)

… говорящая во что-то верит во время пути? (Я верю дорогой.)

… путь принадлежит говорящему (По моему пути ему назад не вернуться.)

… смеялось неизвестно сколько молодых особ? (Девушки две семнадцатилетние дочери соседей весело смеялись.)

Учебное задание для группы № 1.

Объясните расстановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Подчеркните их. Укажите схемы.

Образец. Иди в огонь за отчизну, за убежденье, за любовь.

  1. Меня отпускали с Евсеичем на реку всякий день или поутру, или вечером.
  2. Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.
  3. Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.
  4. Начал он свою карьеру мелким, необеспеченным чиновником.
  5. На рассвете в долинах теплом и черемухой веет.

Расставьте знаки препинания, объясните и расстановку. Укажите схемы.

Образец. На лугу росли ромашки, васильки и одуванчики.

  1. Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
  2. Волна и камень стихи и проза лед и пламень не столь различны меж собой.
  3. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
  4. Он посматривал с подозрением то на хозяина то на вожатого.
  5. Речь молодого Дубровского его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие.

Объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. Укажите схемы.

Образец . Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.

  1. Все в тающей дымке: холмы, перелески, овраги.
  2. Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
  3. Все вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава – было покрыто шершавой пылью.
  4. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – все это располагает к сказке.
  5. Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.

Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их расстановку. Укажите схемы.

Образец. На столе лежали разные вещи: книги, тетради, карандаши и ручки.

  1. В саду в доме всюду стояла тишина.
  2. Ничего он не чувствовал ни рук ни ног.
  3. Сумерки шепот деревьев шорохи в траве все это настраивало на таинственный лад.
  4. Только нам двоим мне и моей подруге понравился спектакль.
  5. Всюду на улицах во дворах в домах гремела музыка раздавался смех.

Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их расстановку. Укажите схемы.

Образец. Место доходное теплое и самое для него подходящее.

  1. Человек то пропадал в полной мгле то вдруг освещался трепещущим светом.
  2. Все молятся пристав квартальный городовой полковник и вся его семья.
  3. Ребята натаскивали на лаптях в переднюю грязи возились топали и кричали.
  4. Ветер все сильнее дул в спину в голову леденил затылок делал легкими ноги.
  5. Иывн ахнул глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного.

Учебное задание для группы № 2.

Объясните расстановку знаков препинания. Укажите обращение.

Образец . Приветствую тебя, Кавказ седой!

  1. Милая Катюша, помоги ему!
  2. Артемон, отведи Буратино в темный чулан!
  3. Не ворчи, старуха!
  4. Бью тебе челом, славный царь Горох!
  5. Вот спасибо, парнишка!

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите обращения.

Образец. Торжествуйте, друзья мои, торопитесь!

  1. Добрый день дети и пусть в вашей жизни будет множество добрых дней!
  2. Откуда ты сыночек взялся и как тебя звать?
  3. Не плачь не тоскуй государь мой батюшка родимый…
  4. Не шуми ты рожь спелым колосом.
  5. Опять я ваш о юные друзья!

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите обращения.

Образец. Будьте милостивы, братцы!

И вы знакомые вершины

Прости небесная краса

Прости веселая природа.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите обращения.

Образец. Отчего вы так печальны, доктор?

  1. Господа я вас прошу не трогаться с места!
  2. А вы Максим Максимыч разве не едете?
  3. Мой друг со мною было то же самое.
  4. О самолюбие ты рычаг которым Архимед хотел приподнять земной шар!
  5. Старик я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

Учебное задание для группы № 3

Объясните расстановку запятых. Подчеркните вводные конструкции.

Образец. Значит, по-вашему, ему легко.

  1. Впрочем, может быть, в наши времена требуется герой другого калибра.
  2. Он остановился, наконец, и покачал головой.
  3. По-моему, он недурен.
  4. Одним словом, мы серьезно готовились к докладу.
  5. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните вводные конструкции.

Образец. Во-первых, совсем не за тем орел мышей ловит, чтоб их прощать.

  1. Вероятно я нахмурился потому что жена сделалла серьезное лицо.
  2. По-видимому он остался очень доволен вознаграждением.
  3. Словом сказать хуже нельзя.
  4. Казалось она хотела что-то вспомнить, хотя бы то, каким образом она тут очутилась.
  5. Действительно жизнь моя была в руках этого человека с сизым носом.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните вводные конструкции.

Образец. Началось это, впрочем, довольно оригинально.

  1. Быть может ей пришло мысль вить там гнездо.
  2. Итак опасения Олеси оправдались.
  3. Мне действительно ничего больше не оставалось, как уйти.
  4. По-видимому она слушала меня невнимательно.
  5. На голове у дамы правда была шляпка а в руках зонтик.

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните вводные кнострукции.

Образец. К счастью, твое желание исполнилось.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните вводные конструкции.

Образец. Погода, я вам доложу, нестерпимая.

Учебное задание для группы № 4.

Объясните расстановку запятых. Составьте схему.

Образец. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.

  1. Лес зеленый кругом, молодой, красивый.
  2. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега.
  3. Голодный и прозябший, возвращаюсь я в сумерках в усадьбу.
  4. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.
  5. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых грез нетерпеливо ждет.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их расстановку.

Образец . В небе висела луна, далекая, только что родившаяся.

  1. Маленькое грозовое облако превратилось в тучу похожую на наковальню.
  2. Паровоз ликующе кричал опьяненный собственным стремительным ходом.
  3. Но после недолгой темноты море опять превращалось в незнакомое звездное небо брошенное к нашим ногам.
  4. Через два месяца в Москве художник получил письмо написанное большими корявыми буквами.
  5. Весеннее небо синело в полых водах заливавших равнину.

Объясните знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства.

Образец. Они ушли, весело переговариваясь и радостно кивая мне головой.

  1. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседней зал, темной и пустой.
  2. По случаю заносов, целых два часа я сидел и ждал на вокзале.
  3. Дома у себя Громов всегда читал лежа.
  4. Несмотря на ранний час, Вари не было дома.
  5. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их расстановку.

Образец. Оля подбежала к гусям и , звонко хохоча, протянула к ним свои ручки.

  1. Походив немного я вошел в дом.
  2. Мрачные думы сменяя одна другую закопошились в его голове.
  3. Шторм пролетел мимо натворив много бед.
  4. Я лег на диван и заснул не зажигая лампы.
  5. Спят журавли обыкновенно стоя.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их расстановку.

Образец. На той стороне, за рекой, запевал соловей.

  1. Мы отправились в лес и бродили долго до вечера.
  2. Вдали ближе к роще глухо стучали топоры.
  3. Никто кроме солнца и голубого неба не глядит на него.
  4. В степи на равнине открытой курган одиноко стоит.
  5. Я ничего не мог различить кроме мутного кручения природы.

Первые номера из каждой рабочей группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третьи, четвертые – в четвертую.

Первая экспертная группа знакомится с алгоритмом постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Вторая экспертная группа знакомится с алгоритмом постановки знаков препинания в предложениях с обращениями.

Третья экспертная группа знакомится с алгоритмом постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами.

Четвертая группа знакомится с алгоритмом постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

Каждая экспертная группа получает правильные ответы к заданиям.

Задания для экспертной группы 1.

Алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

При однородных членах запятые

  1. Перед союзами а, но, да (=но), зато – всегда.
  2. Перед повторяющимися союзами
  3. Перед второй частью двойных союзов
  4. При перечислении, если нет союзов.
  1. При одиночных союзах
  2. Во фразеологических оборотах

Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Многие птицы улетают осенью на юг гуси журавли утки грачи
  2. О своем предполагаемом приезде я писал и тебе и отцу.
  3. Какие все же удивительные у него глаза не то недоверчивые сверх меры не то мудрые.

Задания для экспертной группы 2

Алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с обращениями.

  1. Стоит в любом месте, отделяется запятой или восклицательным знаком.
  2. Обращение никогда не является членом предложения.
  3. Частица О от обращения запятой не отделяется.

Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Ах няня няня я тоскую мне тошно милая моя!
  2. Внимай мой друг как здесь прелестно журчит серебряный ручей.
  3. До войны едва в помине был ты Теркин на Руси.

Задание для экспертной группы 3

Алгоритм постановки знаков препинания при вводных словах или вводных конструкциях.

Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

Запятые скобки или тире при вводных

При вводных словах (в любом месте (если дополнительные замечания,

в предложении) пояснения, распространены)

Слова-предложения ДА и НЕТ отделяются запятыми.

Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Впрочем она по ее словам не теряла надежды встретиться со мной впоследствии.
  2. Я с вами не раз спорил об этом, Сергей Васильевич, и кажется ни мне вас ни вам меня не убедить.
  3. Вдруг налетел ветер.

Задание для экспертной группы 4

Алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с обособлением.

(выделяются запятыми или тире)

Определения Дополнения Обстоятельства

1.Если относятся 1.Конкретизируют 1.Деепричастные обороты

к личному местоимению 2.Уточняют и одиночные деепричастия

2.Два или несколько 3.Дополняют 2.Обстоятельства с предло-

определений, если гом НЕСМОТРЯ НА.

стоят после определя- 3.Обстоятельства с предло-емого слова гами БЛАГОДАРЯ, СОГ-

3.Если определение ЛАСНО, ВОПРЕКИ,

имеет добавочное ВВИДУ и ДР.

Расставьте недостающие знаки препинания

  1. Несмотря на все мои старания я никак не могу заснуть.
  2. Неподвижно лежал передо мной небольшой сад весь озаренный серебряным сиянием луны.
  3. Мы спустились с лестницы держась за перила и вышли в сад.

Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, корректируя выполнение задания.

Каждая исходная группа готовит презентацию своего материала и отвечает на вопросы, заданные в начале урока;

Да, узнаем о новой породе деревьев, если не поставим запятую при однородных членах предложения.

2. Беседа по тексту

– Догадались, какая тема урока? Да, мы сегодня говорим о пунктуации и о роли знаков препинания в предложении и тексте. Запишите тему урока. Слайд.
– Какова цель, по-вашему, нашего урока? (Формулирование целей урока)
– Ключевые слова урока?

3. Повторение

Проанализируйте роль знаков препинания в этом тексте.

Функции знаков препинания: завершения, разделения, выделения.

4. Работа по учебнику: § 20, упр. 145.

– Каково назначение знаков препинания?

Пунктуация– это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми

5. Словарная работа

– Для чего служит письменная речь? Для общения. Каким словом еще называется общение?

6. Работа с текстом

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась____точка__ – первый и основной знак членения текста. На основе точки____ возникли другие знаки:__вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")

Анализ функций знаков препинания в данном тексте.

Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.

7. Работа с текстом

– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, какие знаки выделительные, какие – разделительные?

Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить чтобы . передать свою мысль другому ясно и просто.
Будешь понимать людей и их мысли – легче будет жить, и умнее станешь, и тебя все сразу станут понимать, а это – хорошо.

М. Горький.

– Выразительно прочтите текст. Для этого определите тему и основную мысль высказывания М. Горького – это поможет вам выбрать нужный тон чтения. Покажите графически, где нужна пауза.

– Подумайте, какие родственные слова у слов препинание, запятая? (Препятствие, запинаться). Действительно, в создании термина знаки препинания отразилось понимание их как знаков остановок, пауз, каких-то перемен в плавном течении письменной речи

Вывод: одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.

8. Рекламная пауза

– Прочтите выразительно (по ролям). Прорекламируйте знаки препинания.

9. – Ученые-лингвисты говорят о наличии в современном письме пунктуационного алфавита:

10. Решите пунктуационную задачу: на месте каких цифр должны стоять запятые?

Бывают,(1) конечно,(2) и такие орфографические ошибки,(3) которые приводят к неверному пониманию текста,(4) тогда(5) как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или иной мере(7) к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)

1) По словам одно немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединенные Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить корректоров, и они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству жестяное железо было причислено к жести и обложено низкой пошлиной. Ошибка эта была открыта только через 18 лет. Правительство понесло убытки в 48 395 766 долларов, т.е. почти в 100 миллионов рублей.

12. Слайд. Расставить знаки препинания.

Идя потихоньку напевал.

Идя, потихоньку напевал. Идя потихоньку, напевал.

Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.
Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многогранности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (Д. Лихачев)

– От чего зависит постановка знаков препинания?
– Правила пунктуации – пунктограммы. Объясните знаки препинания в высказывании Д. Лихачева.
– Прочитайте стихотворение К. Бальмонта. Можно ли объяснить постановку знаков препинания пунктуационными правилами?
– Такие знаки препинания называются факультативные.

Я люблю далекий след – от весла,
Мне отрадно подойти – вплоть до зла,
И его не совершив – посмотреть,
Как костер вдали за мной – будет тлеть.
Если я в мечте поджег – города,
Пламя зарева со мной – навсегда.
О мой брат! Поэт и царь – сжегший Рим!
Мы сжигаем, как и ты, – и горим!

– Объясните значение тире в стихотворении Бальмонта.
– Попробуйте расставить знаки препинания в стихотворении М. Цветаевой.

Зверю берлога,
Страннику дорога,
Мертвому дроги,
Каждому свое.

– Зачем М. Цветаева использует тире в своем стихотворении?

13. Выводы по уроку

Урок по русскому языку на тему:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Разработка урока по русскому языку в 8 классе используется при повторении изученного в 5-7 классах в начале учебного года. Разработка предназначена для индивидуального обучения учащихся с ОВЗ. Урок носит развивающий характер, познавательный, т.к. учащийся обращается к истории лингвистики, есть элементы занимательной лингвистики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Уметь определять функцию каждого знака препинания.

Совершенствовать умения работы с текстом.

«Пунктуацию нельзя выучить,

Организация начала урока.

Слайд 1 (остается пока без темы урока)

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть ноябрь прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь ваш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете применять. А вот где, вы поймете чуть позже.

-Откройте тетради и запишите число.

Слово учителя: «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

-Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?

- Как, по-вашему, связан этот отрывок с темой сегодняшнего урока? О чем пойдет разговор? (о пунктуации, о знаках препинания) (записать тему урока)

-Что такое пунктуация?

Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

- Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания.

- А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?

В современном русском языке 10 знаков препинания:

Точка с запятой (;)

- Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Задание 1. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

- Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

-Так что иногда от постановки знаков препинания зависел и ход истории. Этот знак препинания в истории назвали кровавым, соответственно, и функцию определили ему - функцию палача. Какому знаку? (запятой)

Вывод: знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

- Но прежде чем поговорим о принципах, вспомним, какую роль выполняют знаки препинания в письменной речи.

Три функции знаков препинания: завершения, выделения, разделения частей предложения;

-Попробуем убедиться в том, что без знаков препинания невозможно понять содержимое текста

Проведем лингвистический эксперимент

(На слайде) и раздаточный материал на каждой парте

Самолеты заходили вновь и вновь (1) не было конца этой адской карусели (2) она хотела уничтожить весь мир (3) неужели я должен был погибнуть не в бою (4) а вот так (5)ничего не сделав (6) ни разу не выстрелив (7) у меня была граната (8) но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет (9) я (10) конечно (11) был раздавлен страхом (12) сколько во мне было этого страха (13)

- Чем вы будете руководствоваться при расстановке знаков препинания?(функции: завершения, выделения, разделения)

- Расставьте знаки препинания, объясните функцию каждого.

- Назовите цифры знаков завершения. Какие знаки завершения использовали?(2,3,7,9,12,13)

- Назовите цифры разделительных знаков. Что они разделяют?

(1,8 (части сложного предложения); 4,6 (однородные члены)

- Назовите цифры выделительных знаков препинания. Что они выделяют?

5 (деепричастный оборот), 10, 11 (вводное слово)

- А теперь прочтите получившийся текст, соблюдая нужную интонацию.

Самолеты заходили вновь и вновь, не было конца этой адской карусели. Она хотела уничтожить весь мир. Неужели я должен был погибнуть не в бою, а вот так, ничего не сделав, ни разу не выстрелив? У меня была граната, но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет. Я, конечно, был раздавлен страхом. Сколько во мне было этого страха!

- При выполнении данного задания мы руководствовались не только функциями знаков препинания, но и принципами русской пунктуации.

Давайте вспомним эти принципы.

-Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Структурный принцип (синтаксический) обусловлен структурой предложения. Он способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки не могут быть авторскими, это фундамент, на котором строится современная русская пунктуация.

Смысловой принцип (логический). В основе правил постановки знаков

препинания лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое членение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое членение.

Интонационный принцип является выразителем семантики, т. е. значения и смысла языковой единицы. Устная речь оформляется интонацией, а письменная – пунктуацией. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении расчленять речь на ее составные части.

- А теперь, ребята, теоретические знания мы должны применить на практике. Для этого выполним задание.

- Предлагаю учащимся представить такую ситуацию:

стихотворение Н. Гумилева было утеряно, а когда отыскали черновой вариант, в первой строфе не оказалось ни одного знака препинания. Наша задача – попытаться восстановить утраченную пунктуацию. (записать в тетрадь, восстанавливая знаки препинания)

В оный день когда над миром новым

Бог склонял лицо свое тогда

Солнце останавливали словом

Словом разрушали города

- С чего вы начали свою работу? (вспомнить принципы, прежде, чем расставить знаки препинания, нужно вдуматься в смысл стихотворения)

И о каком принципе вы вспомнили?

- О смысловом, потому что нельзя расставить знаки препинания, не понимая

смысла. Далее я стал искать границы предложения. В конце строфы поставил

точку – знак завершения. Точку, потому что текст читается с интонацией

повествования, а не восклицания или вопроса. Далее я нашел сложное

предложение, внутри главной части которого есть придаточная, и вспомнил,

что придаточная часть выделяется запятыми с двух сторон, если находится

внутри главной части. И получилось следующее:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Далее ученик объясняет постановку запятой между 3 и 4 строками. (разделение одн. членов)

- Какой же принцип помог вам осмыслить постановку знаков препинания?

- Прочитайте глазами четверостишье и подумайте, о чем надо помнить, чтобы

прочитать его выразительно.

- Чтобы прочитать стихотворение осмысленно и выразительно, надо помнить и

о роли интонационного принципа. Когда я читал строфу уже со знаками

препинания, я чувствовал паузы, соблюдал их, и вырисовалась осмысленность

и выразительность. ( Ученик выразительно читает 1-ую строфу.)

- О каких трех принципах русской пунктуации мы говорили

сегодня на уроке?

- Можно из трех этих принципов выделить основополагающий (-ие)?

( Синтаксический и смысловой, а интонационный оформляет смысловую

сторону текста)

Обобщение изученного материала. Работа с заданиями ЕГЭ ( задания 15-19)

Слайд 13 (КИМы)

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

Там сверкали бенгальским огнем стены занесенных снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.

Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.

Озера прекрасны и на юге и в тишине наших северных лесов.

Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и лес и людей.

Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то чернотой полос то яркими пятнами озимых.

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Осмотрев (1) замкнутый круг залива (2) я увидел парусное судно (3) стоявшее недалеко от берега.

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вывод - обощение по теме урока.

- Можно ли выучить пунктуацию?

Ребята вспоминают слова Валгиной Н. С.

- Согласны ли вы с таким высказыванием?

- О чем же мы должны помнить, когда пишем текст под диктовку, когда есть

необходимость расставить знаки препинания, объяснить их постановку?

- Надо помнить, прежде всего, о том, что лежит в основе русской пунктуации, о

ее назначении и функциях. Когда мы это осознаем, осмыслим, то и устная, и письменная речь обретут стройность, логичность и выразительность.

Читайте также: