Что такое пассаж в музыке определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Passage - в переводе с французского - проход, переход. В интернете написано, что музыкальный пассаж – быстрый переход из одного регистра инструмента в другой, либо переход от одной музыкальной темы к другой. Это решительно имеющее место, но, мягко говоря, неточное определение.
Когда говорится о переходе, всегда спрашивается – откуда и куда. Культ виртуозных скрипачей и пианистов достиг своего апогея в 19-м веке; но наряду с Паганини и Листом породил и пустых виртуозов, исполнявших ими же сочиненные произведения, где демонстрировалось владение инструментом на уровне цирковой акробатики. Эти виртуозы, как правило, умели также и импровизировать – головокружительные пассажи, ведущие в. головокружительные пассажи, переходящие в. дополнительный пассаж. Конечно, от такой музыки в голове оставалось только головокружение.
Значение пассажа в первую очередь – быстрое движение. Музыкальный процесс вообще, и импровизация в частности, отображают все основные виды движения в пространстве: ходьбу, ползанье, бег, полет, скачки, вращение. Как и в жизни, в импровизации должны сочетаться разные виды движения; и стоит поупражняться, прослушивая самые различные произведения - и классические, и прочие; и попробовать опознать в их музыке разные типы движений. Вас ожидает сюрприз – в хороших произведениях разные типы движений пропорционально сбалансированы, и служат музыкальной драматургии.То же и у выдающихся импровизаторов; послушайте, к примеру, фантастически построенное соло саксофониста Поля Десмонда в Blue Rondo A La Turk или соло Б.Б.Кинга из How Blue Can You Get.
В джазе пассажи получили названия runs – гаммообразные пробежки, и double time – т.е.звуки, вдвойне более быстрые обычных – речь идет о шестнадцатых по сравнению с восьмушками. Вот 2 примера из импровизации самого виртуозного джазового пианиста всех времен - А.Тэйтума (оба примера приложены).
Так же, как невозможно говорить одними связками слов, т.к. требуются слова, несущие смысл, так и невозможно играть одни пассажи, во всяком случае, продолжительное время – необходимы четко оформленные музыкальные идеи.
Пассаж можно создать и путем варьирования, украшения риффа,что как бы растворяет его - наподобие классических вариаций на тему. Это именно то, что произошло в бибопе в 40-х годах, когда его создавшие музыканты отказались от ясности танцевальных риффов периода свинга, что повлекло за собой немедленную потерю многих тысяч восторженных слушателей джаза, которые приходили в дансинги танцевать под звуки популярных биг бэндов.
Не всякая быстрая музыка является пассажем; произведения типа быстрых прелюдий Баха, Perpetuum mobile Паганини, Полет шмеля Р.Корсакова сами по себе не являются пассажами, хотя импровизатор может извлечь из них фрагменты и использовать в качестве пассажей в своей мелодической линии.

Для начинающего импровизатора первые пассажи не будут нечто виртуозным и недостижимым, но попросту более динамичным движением по сравнению с риффами. Если отдельный рифф можно приравнять к слову - а в музыке это называется мотив, то пассаж можно приравнять к связке слов; и как таковой может фигурировать перед риффом, после него, и между двумя риффами.

Значит: есть 3 типа пассажей: вводный, исходящий и соединительный.

Вводный пассаж: исполняется перед риффом; и последний его звук должен состыковаться с началом риффа. Естественно, что такие пассажи могут располагаться там, где есть паузы - а риффы всегда так или иначе содержат паузу (пример). Звуки пассажей строятся – как и риффы - из тех же пентатонического и блюзового ладов. Обратите внимание на соотношение по времени между пассажиками и риффами: пассажи украшают,но не довлеют.
Чтобы выстроить вводный пассаж прямо на инструменте, необходимо начать именно с его ритма; в данном случае : and- and- and- and- and- and-| RIFF восьмушками, или аналогично шестнадцатыми. Получается,что пассаж выходит затактом к звуку на сильной доле риффа - КОТОРЫЙ ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТЕН! Этот звук является ЦЕЛЬЮ вводного пассажа; и начиная вводный пассаж, надо держать звук в голове. Чем сильнее этот финально-начальный звук звучит в голове, тем более уверенно прокладывается мелодический маршрут подхода к нему (approach).
Второй необходимый элемент для построения пассажа - интонация, прямолинейная, волнообразная, круговая и т.д.

Исходящий пассаж: строится обратным путем: первый звук пассажа - последний звук риффа. Он как раз самый важный, а окончание пассажа может раствориться в паузе. Однако, его ритм и интонация имеют такое же важное значение.

Cоединяющий пассаж- начинается с последнего звука предыдущего риффа и заканчивается первым звуком следующего риффа. Тут происходит как бы срастание исходящего пассажа с вводным(пример приложен).

В конце концов все разновидности пассажей в мелодии используются так или иначе- каждому надо найти подходящее место, чтобы послужил процессу общего развития в импровизационной линии.
Не забывайте: риффы могут существовать и без пассажей; наоборот – не часто, и ограниченное время. Если рифф есть самая короткая законченная музыкальная идея (так же определяется и муз. мотив), которую можно повторять и танцевать; повторяющиеся пассажи после некоего числа повторений начинают утомлять.
Привожу свой спонтанный пример использования в импровизации небольших пассажей – на тему Чарли Мингуса Boogie Stop Shuffle.

Вложения:

Инвентаризация.

Стоит теперь слегка приостановиться,оглянутся назад – и составить опись уже приобретенного инвентаря. Так что этот урок будет, так сказать, закрыт на переучет; но не для Вас, а для притока нового материала.
Итак, инвентарь(Tools), который у нас с Вами уже накоплен:

Базовый ритм специфического ньюорлеанского шага;

Повторное декламирование предложения на английском языке во время ходьбы;

Подмена текста скэтом; его слогарь;

Превращение полученного в риффе и перенос декламации на инструмент - сначала на той же ноте;

Пентатонический лад, и два его трихорда;

12-ти тактовая форма блюза; понятие о хорусе;

Понятие о значении синкоп;

Интонации вопроса и ответа,использование их чередований для построения риффов в рамках блюзового хоруса;

Понятие о пермутацях и их использовании в риффе;

Ритмические варьирования риффа – путем уменьшения и добавления звуков;

Понятие о транспозиции - перемещении мелодического хода из нижнего трихорда в верхний, и наоборот;

Понятие о пассаже и 3 его вида – вводный, соединяющий и исходящий.

Смотреть значение Пассаж в других словарях

Пассаж — (аса), пассажа, м. (фр. passage, букв. проход). 1. Крытая галерея с рядом магазинов по обеим сторонам, соединяющая две улицы. Отправляться в пассаж за покупками. || Коридор, проход.
Толковый словарь Ушакова

Пассаж — м. франц. пошлое: неодобрительный поступок. Ах, какой пассаж она сделала! | Крытый ход, коридор, переходы, проход из улицы в улицу, галерея, иногда с лавками или другими.
Толковый словарь Даля

Пассаж — -а; м. [от франц. passage - проход].
1. Крытая галерея с торговыми помещениями по обеим сторонам, имеющая выходы на параллельные улицы. Петербургский "Пассаж".
2. Часть музыкального.
Толковый словарь Кузнецова

Пассаж — 1) крытая галерея с двумя рядами магазинов (или контор), имеющих
выходы на параллельные улицы; 2) неожиданное
происшествие, неожиданный
оборот дела.
Экономический словарь

Пассаж — -1) крытая галерея с двумя рядами магазинов или контор, имеющих выходы на параллельные улицы; 2) неожиданное происшествие, неожиданный оборот дела.
Юридический словарь

Пассаж — 1) прививка бактерий от одного животного кдругому; 2) перенос (пересев) культуры микроорганизма на новую по составу среду. Обычно термин употребляется с числовым значением.
Словарь микробиологии

Пассаж — (франц. passage - букв. - проход, переход), 1) (устаревшеевыражение) отдельное место в тексте книги, статьи, речи. 2) В музыке -последование звуков в быстром движении (часто трудное.
Большой энциклопедический словарь

Пассаж — — отдельное место в тексте книги, статьи, привлекшее внимание. В музыке — последовательность звуков в быстром движении. В архитектуре — тип торгового или делового.
Исторический словарь

Пассаж — (франц. passage, букв. - проход, переход) - термин, первоначально обозначавший (как и в литературе) отрывок произведения, не обязательно совпадающий с разделом его формы, но.
Музыкальная энциклопедия

Пассаж — (франц. passage, букв. – проход, переход) – тип торгового (реже – делового) здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода.
Архитектурный словарь

Пассаж — по [12]: 1) крытая галерея с рядом магазинов, имеющая выходы на параллельные улицы; 2) музыкальная фигура, проходящая в быстром темпе, образуемая развитием или повторением.
Философский словарь

Слушая игру выдающихся пианистов или скрипачей, вы, наверное, не раз восхищались их удивительной техникой. Вспомните: бывают в музыкальных произведениях эпизоды, где звуки несутся с огромной скоростью. Кажется, будто они рассыпаются как жемчуг или сливаются в один непрерывный поток.

Если вы заглянете в словарь иностранных слов, то наверняка удивитесь тому количеству совершенно разных значений, которые приобрело в русском языке французское слово passage. Его основной смысл - переход, проход, переезд, перелет т. п.

Музыкальный пассаж - это быстрое последование нот, как бы соединяющих два более значительных звука, или, наоборот, разделяющих их, во всяком случае образующих некий переход от одного к другому.

Пассажи обычно являются признаком виртуозной музыки, хотя нередко они лишь украшают произведения медленно-спокойные. Своим быстрым и легким движением они словно привносят дуновение свежего воздуха, ощущение живого пространства, незапрограммированности, импровизационной свободы. С помощью этого же приема композитор может создать музыку неистовую и смятенную, бурную и патетическую. Словом, пассаж - очень распространенный элемент музыкального движения особенно в инструментальной музыке и в зависимости от задачи композитора он может проявлять самые разнообразные выразительные возможности.

Пьесы для рояля или аккордеона записывают на двух строчках. Одна для правой руки, другая для левой. Произведения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано пишутся на трех строчках. Верхняя для голоса, скрипки, виолончели и т. Д., две нижние - для рояля. Но вот музыку исполняет струнный квартет, оркестр или даже еще больший коллектив. Оркестр, хор и несколько солистов. Как быть в таком случае. Нельзя же писать отдельные строчки для каждого исполнителя. Нельзя, да и не нужно. Ведь в ка..

(Страсти. Лат. Passio, нем. Passion) - музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса.. ..

Читайте также: