Общественно педагогическое движение и школьные реформы 60 х гг xix в

Обновлено: 07.07.2024

1. Общественно-педагогическое движение и школьные реформы 60-х гг. XIX в.

2. Состояние образования в России до реформ 60-х годов XIX века.

3. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова.

4. Школьные реформы 60-70-х гг. XIX в.

5. Женское образование.

6. Основные этапы педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

7. Л.Н.Толстой о "свободном воспитании" и творческом развитии личности.

8. Дидактические взгляды Л.Н.Толстого.

9. Л.Н.Толстой о труде учителя, его подготовке и назначении в обществе.

10. Значение педагогического наследия Л.Н.Толстого для развития современной педагогической науки и школы.

"Воспитание и образование" /1862/

1. Общественно-педагогическое движение и школьные реформы 60-х гг. XIX века.

В конце 50-х – нач. 60-х годов 19-го века в России наблюдался подъем общественного движения, связанного с борьбой передовых сил против крепостного права. Вспомните: 50-е гг. (1855-1856гг.) страна переживала поражение в Крымской войне (событие, которое в те годы сыграло значительную роль в жизни многих известных личностей – Толстого, Пирогова и др.)

1861г.- отмена крепостного права. Это событие сопровождалось ростом крестьянских, студенческих волнений, которые нередко подавлялись военной силой. В этот период появляются различные общественные организации, кружки, где обсуждаются революционные, народнические идеи. Эти идеи коснулись и искусства, и литературы и всей русской культуры. Под влиянием освободительного движения творчество выдающихся мастеров культуры приобретало черты гуманизма, пронизывалось идеями социальной справедливости, сочувствием, состраданием к порабощенному народу, стремлением посвятить всего себя служению этому народу, своему Отечеству. Эти идеи, конечно же, наложили свою печать на развитие педагогической мысли и школы в России. И, конечно же, наложили свою печать и на развитие педагогики.

Педагогическое движение в рассматриваемый период являлось составной частью общественного движения.

Прежде, чем говорить об основных идеях, выдвигаемых представителями общественно-педагогического движения, скажу кратко о состоянии образования в России до реформ 60-х годов.

2. Состояние образования в России до реформ 60-х годов XIX века.

а) Растет сеть начальных училищ (по сравнению с началом века – в 3 раза) – но в основном в городах.

б) В 40-50-е гг. было создано около 3 тысяч сельских народных школ (за счет общественных сборов с крестьян содержались).

Низкий уровень образования, элементарные знания, необходимость дополнительной работы писарем, счетоводом и т.п.

Гимназии (с 1852 г.)

3 типа гимназий:

1. гимназии, где изучались древние языки, сочинения церковных писателей;

2. гимназии, где изучался латинский язык, изучалось естествознание в описательном духе;

3. гимназии, где внимание уделялось законоведению (тоже в описательном эмпирическом духе).

Правительство стремилось ограничить доступ в гимназии детей недворянского происхождения. Применялись карательные меры по отношению к учащимся.

Профессиональное образование.

а) были средние учебные заведения, где готовили к будущей специальности.

открывались реальные классы в гимназиях.

б) Высшие технические учебные заведения (Технологический институт, Институт гражданских инженеров).

Пирогов занимал промежуточную позицию: он выступал против бюрократической системы руководства школой, возражал против предоставления реальным гимназиям одинаковых прав с классическими.

Древние языки (Пирогов считал) – неотъемлемая часть среднего образования.

В этот период возникло несколько общественных организаций, которые ставили своей целью решение насущных проблем педагогической теории и практики.

1859 г. – Петербургское педагогическое собрание (впоследствии: Петербургское педагогическое общество)

Редкин П.Г., Ушинский К.Д., В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, А.Я. Герд и др.

1861 г. - при Вольном экономическом обществе создается Комитет грамотности, где оживленно обсуждаются вопросы организации народной школы.

Создаются педагогические общественные организации, воскресные школы, школы для детей рабочих, дошкольные учреждения – в некоторых работали революционеры.

Передовая демократическая интеллигенция, не дожидаясь реформ сверху, приступила к организации школ для народа. Начиная с 1859 года, возникают воскресные школы, которые, однако, в 1862 году были закрыты правительством и вновь стали открываться лишь после 1864 года, но под строгим контролем органов власти.

Под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено было провести ряд реформ: крестьянская (отмена крепостного права), судебную, военную, школьную, земскую. Эти реформы носили в целом половинчатый, двойственный характер. Подготовка их началась в 1856 году. Проекты реформ вырабатывались несколько раз. В начале 60-х годов проекты реформ были более либеральными, чем в 1863-1864 годах.

Каков же вклад отдельных педагогов и общественных деятелей в реформирование школьного образования в России, в развитие педагогической мысли?

Вы уже имеете представление о педагогической деятельности и взглядах Ушинского, частично Толстого. Сегодня нам предстоит изучить некоторые страницы деятельности Пирогова, познакомиться с его дидактическими взглядами.

В обстановке резкого обострения и кризиса феодально-крепостнического строя и начавшегося подъема освободительного движения в России 60-х годов XIX века царизм был вынужден провести ряд государственных реформ в общественной, политической, экономической, культурной, образовательный сферах. В их числе были и школьные реформы, которые, как и все остальные преобразования 60-х гг., являлись по содержанию буржуазными, по характеру и способу проведения - крепостническими. Они соединяли в себе две противоречащие друг другу тенденции: антифеодальную - разрушение сословной школы и антибуржуазную, препятствующую созданию единой системы, ведущую к насаждению школ-тупиков, школ низшего сорта для низших сословий.

Развернувшееся общественное движение за просвещение женщин в России в 60-е годы XIX века привело к тому, что наряду с закрытыми институтами благородных девиц, стали открываться всесословные женские училища, которые позже были преобразованы в гимназии и прогимназии. Министерство народного просвещения разрешило назначать учителями начальных классов женщин. В связи с этим, О.Б. Кирьянова в своем исследовании отмечает, что общественно-педагогическая мысль второй половины XIX века отражала две тенденции в практической деятельности в области женского профессионального образования:

- прагматическую (С.А. Владимирский, М.И. Кази), направленную на достижение узкопрофессиональной подготовки на базе элементарного начального обучения (на уровне школьной грамоты или полным ее отсутствием);

- гуманистическую (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, А.Г. Неболсин), направленную на обеспечение более широкой образовательной подготовки в начальной школе.

Представители гуманистической и прагматической тенденций, объединившись на основе идеи развития, разошлись в подходах к определению меры развития, и, следовательно, соотношения, общего и специального образования как теоретического, так и практического.

Как показала практика, начальные школы с трехлетним курсом обучения не могли уже удовлетворить потребностей общества. Создаются различные виды школ: земская (была ближе к сельским жителям), церковная школы. Рост числа школ, особенно в 60-е -70-е годы XIX века, остро поставил вопрос о подготовке для них учителей. Создаются казенные учительские семинарии, в которых установлен трехлетний курс обучения. Для подготовки учителей городских училищ, преобразованных в 1912 году в высшие начальные училища, были созданы учительские институты.

В 60-70-е годы Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов активно содействовали развитию идей К.Д. Ушинского, положившего начало освобождению отечественной педагогической теории и практики от подчинения немецкой традиции и обосновавшего положение о том, что дело народного образования должно быть предоставлено самому народу. Считая, что народность должна быть основой воспитания, К.Д. Ушинский убеждал в том, что у каждого народа должна быть своя национальная система воспитания, которую нельзя заимствовать у другого народа.

По твердому убеждению сторонников религиозного направления (С.А. Рачинский, А.Н. Острогорский, Н.А. Миллер-Красовский, Н.А. Елеонский), основным звеном в системе воспитания была семья, где закладывались основы религиозного мировоззрения.

В основу всей системы воспитания С.А. Рачинским были положены нравственно-религиозные начала. Нравственно-религиозное воспитание

Нельзя не согласиться с мнением Н.И. Пирогова о том, что нравственное воспитание личности не может быть завершенным, если у человека не выработалось сознательное стремление к самосовершенствованию, желание найти свой нравственный идеал, в достижении которого должны соединиться усилия самого человека и система человеческого воспитания.

Создатель основ педагогики раннего возраста В.М. Бехтерев большое значение придавал развитию гуманных чувств, потребности делать добро, мужества, стойкости, оптимизма. Он считал необходимым вводить основные методы нравственного воспитания уже в раннем возрасте, как только ребенок начнет понимать речь взрослых.

Особое место в развитии идеи духовно-нравственного воспитания занимает революционно-демократическое направление в педагогике исследуемого периода. С критикой религии, морали официальной теории воспитания резко выступали радикально-настроенные разночинцы Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, В.Г. Чернышевский; их деятельность составила целую эпоху в истории русского освободительного движения. Дискуссию о судьбах школы и воспитания они превращали в политическую полемику.

Революционно-демократическая теория Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова явилась высшим этапом развития домарксистского материализма. Их революционный демократизм развивался и формировался в непримиримой борьбе с крепостничеством; они вскрыли грабительский характер реформ, проводимых царизмом в 60- е годы, критиковали политику царизма в области просвещения, систему воспитания, сложившуюся в казенных учебных заведениях; отвергли антинаучные утверждения о том, что положение и место человека в обществе, как и возможности развития его способностей предопределены происхождением человека; его наследственностью; выдвинули идеал нового человека, определили цели и задачи воспитания.

Обращаясь к вопросам нравственного воспитания, революционеры-демократы по-новому понимали происхождение и сущность морали. В отличие от французских материалистов-просветителей и социалистов-утопистов, считавших основным источником нравственности разум и уровень просвещенности народа, революционеры-демократы указывали на тесную связь моральных принципов с общественно-экономическими условиями жизни, не ограничивались критикой морали, но внесли много оригинального в разработку идей нравственного воспитания. Впервые в истории педагогической мысли революционеры-демократы сделали попытку подчинить цели, содержание и методы воспитания борьбе за освобождение народных масс от угнетения, в качестве важнейшей задачи провозгласили необходимость подготовки убежденных борцов против произвола и насилия над личностью.

Серьезное влияние на развитие общественно-политической мысли России 60-80 -х годов XIX века оказало идейное наследие Д.И. Писарева, который не был профессиональным педагогом, воспитателем, однако в его литературном наследии большое место занимают педагогические проблемы. Это объясняется в значительной степени тем, что вслед за русскими революционерами-демократами 60-х годов XIX века Д.И. Писарев в социально-политической борьбе последовательно выступал с требованиями просвещения простого народа. Статьи Д.И. Писарева были неизменно связаны с социальными задачами, выдвинутыми прогрессивным общественным мнением того времени: борьбой с пережитками крепостничества за полное политическое, социальное, экономическое равенство всех людей Стержнем подлинной нравственности человека он считал труд на общую пользу. Главная задача нравственного воспитания детей, по Д.И. Писареву, - привитие им знаний, чувств, привычек поведения, соответствующих общественным интересам. Нравственные убеждения формируются в семье, а задача родителей - развивать мыслительную активность детей, самостоятельность в выработке нравственной позиции.

Д.И. Писарев отслеживает процесс становления нравственных убеждений у юношей: знакомство с людьми, книгами, осмысливание противоречий и обобщения. Лишь переработанные собственной мыслью знания и понятия превращаются в неотъемлемое достояние личности. Подлинно нравственный человек тот, кто трудится на личное и общественное благо. Труд, который Д.И. Писарев считает стержнем подлинной нравственности человека, способствует разностороннему развитию личности и реальной подготовке молодежи к выбору профессии.

Следуя идеям антропологизма, Д.И. Писарев утверждал, что человек прежде всего существо биологическое. Он живет и развивается в обществе и поэтому его формирование в конечном счете определяется обществом, в котором человек живет; на развитие и воспитание отдельного человека влияют конкретные жизненные обстоятельства, условия семейной жизни, материальное и социальное положение родителей, уровень их образования и воспитания. Конечно, это расходится с современным пониманием сущности человеческой личности, но для своего времени данные взгляды были прогрессивными.

Их усилия были направлены на определение новых идей нравственного формирования личности.

Таким образом, важнейшей составной частью общественного движения конца XIX века было развитие педагогической мысли и педагогического движения. Острая критика догматического воспитания, борьба против сословной школы за общее светское образование, за воспитание высоконравственной личности - таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной педагогикой второй половины XIX века. Вместе с тем исследование показало, что педагогическое движение не было однородным. Наиболее передовые представители педагогической мысли, принадлежавшие к различным общественным направлениям, трактовали вопросы духовно-нравственного воспитания личности со своих классовых позиций, но их объединяли такие общие черты, как любовь к Отечеству, его историческому прошлому, стремление к созданию системы просвещения, служащей действенным источником формирования духовно-нравственной культуры личности.

В 1861г. Официально отменили крепостное право. Сутью земской реформы 1864 г. было создание системы местного самоуправления в России. Земские органы были отделены от политики — они должны были решать исключительно хозяйственные вопросы местного значения: ремонт дорог, строительство школ, распределение местных финансовых средств. В то же время они стали первыми органами самовыражения народа и пользовались авторитетом у населения. Судебная реформа 1864 г. заключалась в введении в России европейских судебно-правовых стандартов: отделении суда от администрации; наличия обвинения и защиты; суда присяжных, мировых судей, гласности судопроизводства. В то же время были сохранены некоторые пережитки старой системы -особый суд для чиновников; В результате военной реформы вводилась всеобщая воинская обя­занность финансовая— создание Гос­банка и введение четкой финансовой отчетности (зарождение официальной бухгалтерии); реформа образования — возвращение автономии университетам. подготовка первого официального проекта Конституции

Начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Царское правительство направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом.

После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много.

По общественно-политическим взглядам-демократ-просветитель. По философским взглядам- дуалист.

Причины возникновения общественнопедагогического движения:
1) Появление различных политических течений,
распространение нигилизма и материалистических
идей. Общественное движение развивается до уровня
легальных, широких, общественных, политических
партий с выработкой программ деятельности.
2) Развитие культуры и науки.
3) В пореформенный период окончательно оформились
три направления в общественном движении –
консерваторы, либералы и радикалы. У них были
разные политические цели, организационные формы и
методы борьбы, духовные и морально-этические
позиции.

Либерально-демократическое направление
Идея об общем с Западной Европой пути
исторического развития России.
Настаивали на введении в образование
демократических свобод, что должно
способствовать становлению в России гражданского
общества.

Либерально-демократическое направление
• Цель воспитания - в подготовке к
жизни высоконравственного человека
с широким интеллектуальным
кругозором, готового отрешиться от
эгоистических устремлений ради
блага общества.
• Ведущие идеи:
- общечеловеческое воспитание;
- перестройка всей системы образования
на основе принципов гуманизма и
демократизма;
- направленность образования на
развитие личности;
Николай Иванович Пирогов
- преемственность всех ступеней
(1810-1881)
Ученый, гениальный хирург, анатом, педагог образования.

Радикальное (революционнодемократическое) направление
В методике учебной работы придавал решающее
значение развитию мысли: умению думать ,
самостоятельным путем добывать знания, формировать
свое мировоззрение.
Настаивал на изменении отношения к учителю,
на коренном улучшении его материального и правового
положения и, наконец на предоставлении ему как можно
большей самостоятельности в проводимых с детьми
занятиях.

Николай Александрович
Добролюбов
(1836-1861)
Вскрыл реакционные, антинаучные
основы крепостнической системы
воспитания детей и изложил новую
теорию воспитания в духе
революционного демократизма
Резко критиковал домашнее воспитание
девочек и женские воспитательные
учреждения в России, имеющие целью
только подготовку их к роли жены и
матери.
Особо важное значение придавал
семейному воспитанию детей. Первой
воспитательницей детей должна быть
мать. Женщине необходимо правильно
понимать задачи воспитания, уметь
видеть запросы и интересы ребенка,
помогать ему самостоятельно развиваться.

Вопросы к теме:
1)Сколько всего направлений общественнопедагогического движения существовало?
2)Какое направление Вы считаете более
правильным? Почему?

Читайте также: