Как вы поняли слова достоевского о романе сервантеса дон кихот кратко

Обновлено: 04.07.2024

А в Достоевском замерещился Гойя…

А знаете, чем сильнее всего притягивают они меня? Неукротимой веселостью духа, неистребимым, нарастающим жизнелюбием.

Возникло обжигающее ощущение, что книги одного ищут картины другого, и наоборот, и даже уже – нашли друг друга, узнались и не узнались, сами подивились и общему, и неповторимому…

Бросился в библиотеку. В литературе о Достоевском ничего о Гойе. Впрочем, это неудивительно: литература о литературе несравненно реже тянется к другим видам искусства (живописи, графике, скульптуре, музыке), чем наоборот. Но в литературе о Гойе Достоевского как не бывало.

С одной стороны, 30 томов Достоевского, с другой – около двух тысяч работ Гойи (за 40 лет почти половину посмотрел воочию, а в репродукциях собрал почти все). Конечно, думал над неизбежными общими вечными темами, идеями, неизбежными дли всех художников, но и над пережитыми Достоевским и Гойей близко, живо – по времени.

Для более точного сравнения того и другого по их ритму, экспрессии совершенно незаменимыми оказались два условия.

Второе (это о Гойе). Здесь незаменимую роль играет современное искусство полиграфии, достигшее – особенно за последние годы – фантастического совершенства. Раньше полиграфия просто убивала живопись: репродукция – трупы. Теперь – небывалое возрождение, в полном смысле слова вторая, еще более живая жизнь, когда глаз нормального человека приближается к хищной точной зоркости глаза самого художника.

Но ведь смешение сновидений с явью, тьмы со светом – это, можно сказать, главная особенность художественного метода и самого Достоевского. И если Достоевский, который был и гениальным читателем, не просто скользнул взглядом по этим строчкам, а вчитался в них, то он не мог не обжечься ими, не мог не почувствовать здесь нечто свое, родное.

Поразительно! Насколько русский Достоевский хочет, чтобы человек и все человечество явились на Страшный суд Божий с испанской книгой…

В поэме есть оба наших героя и стоят они буквально рядом (в первой части главы второй).

Маска это, череп, лицо ли —

Выражение злобной боли,

Что лишь Гойя смел передать…

Крик петуший нам только снится,

За окошком Нева дымится,

Ночь бездонна – и длится, длится

Наконец, финал всей этой чертовни:

И царицей Авдотьей заклятый,

Достоевский и бесноватый

Город в свой уходил туман…

И всегда в духоте морозной,

Предвоенной, блудной и грозной,

Жил какой-то будущий гул.

Но тогда он был слышен глуше,

Он почти не тревожил уши

И в сугробах невских тонул.

Словно в зеркале страшной ночи,

И беснуется и не хочет

Узнавать себя человек…

А по набережной легендарной

Приближался не календарный

Настоящий Двадцатый Век.

Вот в каком духовном поле углядела и свела Ахматова Гойю и Достоевского. Вот кто первым зажег эти две звезды и поставил рядом в небе искусства. И это в их зеркале сильнее всего беснуется и не хочет узнавать себя человек. А не узнает, так и сгинет…

Сопоставляя Достоевского и Гойю, конечно, чувствуешь приращение духовных сил, но одновременно и еще сильнее – свою ограниченность. Одному человеку эта задача не по силам. Она может решаться только в общей радости и тревоге, в спасительном сотрудничестве и в добром соревновании.

Гойя с Достоевским на земле не встретились, а в ноосфере сошлись.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

СТРАШНЫЙ ВОПРОС

СТРАШНЫЙ ВОПРОС Есть ли в России достаточно хлеба, чтобы прокормиться до нового урожая? Одни говорят, что есть, другие говорят, что нету, но никто не знает этого верно. А знать это надо и знать наверное, теперь же, перед началом зимы, — так же надо, как надо знать людям,

СТРАШНЫЙ ВОПРОС

СТРАШНЫЙ ВОПРОС * № 1 (рук. № 1).Чтобы сказать правду — нынешний год не то, что было в 1880 году. От того, что в хлебной торговле, в народе, в потребителях, в обществе, в правительстве, занятых продовольствием — паника, т. е. неопределенный, смутный страх ожидаемого и

Страшный секрет империи

Страшный мир катастрофиста

Страшный мир катастрофиста Живя в невыносимой среде, катастрофист находит в ней, подозреваю, свой мазохистический уют. Попытки правительства потерпели очередной крах. Генофонд нации безвозвратно подорван. БАМ никому не нужен. Восстановление Храма Христа Спасителя

Страшный Суд

Страшный Суд Вчера уткнулся в телевизор. Любовался новым галстуком президента и роскошными интерьерами кремлёвских хором, в которых проходило очередное заседание Общественной палаты при президенте. Сначала умники и умницы гадали на кофейной гуще, ударят ли по карману

Глава 21 СТРАШНЫЙ СОН БОРЗЫКИНА

пообещай мне страшный рай…

пообещай мне страшный рай… Об авторе| С 1989 года Бахыт Кенжеев - постоянный автор “Знамени” (последняя публикация см. N 10, 2007 г.).* * *“Небесные окна потухли”.“Ты что? Неужели беда,и чёрные звёзды, что угли,погасли, причём навсегда?”“Вот именно - в области светасложился

ПОД СТРАШНЫЙ ХОХОТ ПОЧИНКА

ПОД СТРАШНЫЙ ХОХОТ ПОЧИНКА Александр Проханов 18 марта 2002 9 0 12(435) Date: 19-03-2002 ПОД СТРАШНЫЙ ХОХОТ ПОЧИНКА Мы чувствуем, что нас проглотили, погрузили в едкий желудочный сок и переваривают. Нас все меньше, липкого сока все больше. Мы исчезаем, рассасываемся, окруженные

ПОД СТРАШНЫЙ ХОХОТ ПОЧИНКА

ПОД СТРАШНЫЙ ХОХОТ ПОЧИНКА Александр Проханов 18 марта 2002 13 0 12(435) Date: 19-03-2002 ПОД СТРАШНЫЙ ХОХОТ ПОЧИНКА Мы чувствуем, что нас проглотили, погрузили в едкий желудочный сок и переваривают. Нас все меньше, липкого сока все больше. Мы исчезаем, рассасываемся, окруженные

СТРАШНЫЙ СОН

СТРАШНЫЙ СОН Александр Проханов 10 июня 2003 0 24(499) Date: 10-06-2003 Author: Александр Проханов СТРАШНЫЙ СОН (Отрывок из нового романа) Триста лет назад Петр Первый велел выкопать в Балтийском море Финский залив, провел туда из Ладожского озера реку Неву и построил Санкт-Петербург,

Читайте также: