Пункт коррекционно педагогической помощи в школе

Обновлено: 04.07.2024

Основная цель деятельности ПКПП – это оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного или образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
Содержание занятий в ПКПП отвечает возрастным особенностям обучающихся, зачисленных в ПКПП, но не дублирует содержание учебных программ по учебным предметам, установленным типовым планом средней школы.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
 заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся с ОПФР);
 заявления законного представителя воспитанника с ОПФР.

В ПКПП в первую очередь принимаются воспитанники, нарушения психофизического развития, которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного образования или образовательной программы общего среднего образования.

Комплектование групп, подгрупп осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР.
В зависимости от характера нарушения развития детей могут быть сформированы следующие группы для обучающихся:
с нарушениями речи;
с нарушением слуха;
с нарушениями зрения;
с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Объединение и распределение по группам и подгруппам воспитанников с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП, проводит учитель-дефектолог в период с 1 по 15 сентября текущего года.
С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводят предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей воспитанников и запроса руководителя учреждения образования), выявляют воспитанников, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи.

В рамках работы с законными представителями воспитанников учитель-дефектолог ПКПП:
 сообщает родителям воспитанников о результатах предварительного обследования,
 проводит разъяснительную работу о необходимости коррекционно-педагогической помощи,
 информирует о процедуре психолого-медико-педагогического обследования в ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи,
 информирует о графике работы психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР,
 разъясняет законным представителям, что отказ от прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР является основанием для отказа в зачислении обучающегося в ПКПП.

В ПКПП не зачисляются воспитанники, которые осваивают образовательные программы специального образования (либо нуждаются в обучении по образовательным программам специального образования).

Отчисление воспитанников из ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования после исправления нарушений на основании :
 списка воспитанников, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утверждённого директором ЦКРОиР;
 по другим причинам:
- смена места жительства;
- перевод в иное учреждение образования;
- отказ законных представителей воспитанников с ОПФР от коррекционно-педагогической помощи.
В данном случае основанием для отчисления из ПКПП служит заявление законных представителей воспитанников с ОПФР.

В ПКПП ведется следующая документация:
список воспитанников, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденный директором ЦКРОиР;
приказ руководителя учреждения о зачислении воспитанников с ОПФР в ПКПП;
приказ руководителя учреждения об отчислении воспитанников из ПКПП;
заявления законных представителей воспитанников с ОПФР;
заключения ЦКРОиР на воспитанников с ОПФР, зачисленных в ПКПП;
индивидуальные карты психолого-педагогического обследования, в которых отражены индивидуально-типологические особенности воспитанников с ОПФР, зачисленных в ПКПП;
расписание занятий, утвержденное руководителем учреждения образования;
перспективные планы работы на каждую группу, подгруппу, индивидуальные планы, утвержденные руководителем учреждения образования;
ежедневные планы работы;
список воспитанников, исправивших нарушения психофизического развития, составленный по результатам совместного обследования воспитанников учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденный директором ЦКРОиР;
паспорт кабинета;
журнал учёта проведенных консультаций;
график консультаций учителя-дефектолога на учебный год (по установленной форме);
список групп, подгрупп воспитанников, утвержденный руководителем учреждения образования;
журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП воспитанников с ОПФР (по установленной форме);
журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала);
годовой план работы учителя-дефектолога, утвержденный руководителем учреждения образования;
аналитический отчет о работе учителя-дефектолога ПКПП за учебный год.

Основной формой организации работы учителя-дефектолога являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.
В расписании занятий указывается время, продолжительность проведения занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных). К расписанию прилагаются списки обучающихся по группам (подгруппам) или фамилии и имена обучающихся при проведении индивидуальных занятий, а также названия групп (подгрупп) по виду и степени тяжести нарушения развития, указывается группа, в которой воспитанники осваивают содержание учебной программы дошкольного образования.
Продолжительность занятий определяется индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников с ОПФР:
Продолжительность групповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
средняя группа -20-25 минут;
старшая группа- 25-30 минут.
Продолжительность групповых занятий для учащихся составляет 30 – 45 минут.
Продолжительность подгрупповых занятий для воспитанников составляет:
средняя группа-15-20 минут;
старшая группа 20-25 минут.
Продолжительность подгрупповых занятий для учащихся составляет 25– 35 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников составляет:
средняя группа-15-20 минут;
старшая группа 15-25 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для учащихся составляет от 15 до 40 минут.
В учреждениях дошкольного образования продолжительность перерывов между групповыми, подгрупповыми занятиями составляет 10-12 минут, между индивидуальными 5-10 минут.
Периодичность посещения занятий воспитанников с ОПФР – 2- 4 раза в неделю. При определении продолжительности занятий следует учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться соответствующими документами. Длительность индивидуальных занятий определяется в зависимости от структуры речевого нарушения.
Все изменения в расписании коррекционных занятий обязательно согласовываются с администрацией, при необходимости составляется и утверждается новое расписание.


Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении.
Во время каникул коррекционно-педагогические занятия проводятся по желанию воспитанников с ОПФР или их законных представителей. В период каникул учитель-дефектолог проводит работу по оформлению текущей документации, разработке дидактических материалов для проведения коррекционно-педагогических занятий, осуществляет консультирование педагогических работников учреждения образования, законных представителей воспитанников в рамках своих функциональных обязанностей.
В период с 26 по 30 мая учитель-дефектолог выполняет следующую работу:
 проводит консультации для родителей (законных представителей), педагогических работников и воспитанников, нуждающихся в оказании коррекционно-педагогической помощи.
 проводит консультации для родителей (законных представителей) будущих первоклассников по вопросам речевой готовности детей к школьному обучению.
 проводит диагностику уровня развития речи воспитанников, получавших помощь в ПКПП в 20__/20__ учебном году.
 проводит анализ работы пункта коррекционно-педагогической помощи за 20__/20__ учебный год.

В соответствии с должностными обязанностями учитель-дефектолог проводит консультативную работу с педагогическими работниками учреждения образования по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, с законными представителями воспитанников с ОПФР по вопросам оказания коррекционно-педагогической помощи, индивидуализация обучения ребенка (в рамках 36-часовой рабочей недели).
Количество консультаций и время на их проведение нормативными правовыми документами не регламентируются.
Периодичность проведения консультаций 1-2 раза в месяц (определяется учителем-дефектологом по согласованию с администрацией учреждения образования).
Учет проведенных консультаций ведется в журнале проведенных консультаций.

В период с 1 по 15 сентября 2021/2022 учебного года учителем-дефектологом пункта коррекционно-педагогической помощи проводилось обследование и распределение по группам, подгруппам обучающихся с особенностями психофизического развития, зачисленных на занятия в пункт коррекционно-педагогической помощи.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Рекомендации законным представителям учащихся, посещающих коррекционные занятия в пункте корреционно-педагогической помощи, по автоматизации звуков.

После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка.В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Соблюдаем эту последовательность обязательно:

- добиваемся четкого произношения изолированного звука (р, р-р, р-р-р, р-р-р-р и т.д.);

- закрепляем звук в слогах (ра, ро, ры, ру и т.д);

- вводим звук в слово (в начале слова, в середине слова, в конце слова) ( рак, ура, вар);

- отрабатываем звук в словосочетаниях, фразах (Рома на огороде.);

- правильно и четко произносим звук в стихах (Улитка едет за границу проведать устрицу – сестрицу.)

- автоматизируем звук в текстах, рассказах (Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары.);

- закрепляем звук в самостоятельной речи).

Принято считать, что на всю автоматизацию нового звука – от слогов до самостоятельной речи – уходит в среднем 35-45 дней. Но учтите, что эти сроки относятся только к дислалии, при более серьезных нарушениях (дизартрии, ринолалии) сроки автоматизации увеличиваются.

Обязательно следите за качеством предъявляемого материала – в словах не должно быть двух оппозиционных звуков. Например, если мы автоматизируем звук /р/, который ранее ребенок произносил как /л/, ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука: рояль, зеркало…

Для Вашего удобства в картотеке заданий вы найдете весь необходимый словарный материал для работы с Вашими детьми дома.

Проявляйте как можно больше терпения и любви к своим детям и положительный результат не заставит себя ждать.

Учитель-дефектолог Ю.В. Змачинская

Условия зачисления в пункт коррекционно-педагогической помощи

Помощь, оказываемая учащимся в пункте коррекционно-пеагогической помощи.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

1. Развитие связной речи.

2. Коррекция произношения.

3. Накопление и совершенствование словаря.

4. Развитие физического и речевого слуха.

5. Развитие грамматической стороны речи.

6. Развитие артикуляционной моторики.

7. Обучение навыкам словообразования и словоизменения.

График работы ПКПП

График работы
пункта коррекционно-педагогической помощи
в 2021/2022 учебном году

График проведения консультаций учителя-дефектолога
пункта коррекционно-педагогической помощи
Змачинской Юлии Васильевны
на 2021/2022 учебный год

Консультирование законных представителей воспитанников, не зачисленных на занятия в пункт коррекционно-педагогической помощи (по запросу)

Консультирование законных представителей воспитанников, зачисленных на занятия в пункт коррекционно-педагогической помощи (по запросу)

Консультирование педагогических работников (по запросу)

Информирование законных представителей обучающихся об организации и цели оказания коррекционно-педагогической помощи в ПКПП

Законные представители обучающихся

Информирование педагогов и законных представителей о результатах психолого-педагогического обследования

Законные представители обучающихся, педагоги начальных классов, воспитатели ГПД

О причинах, лежащих в основе нарушений письма и чтения

Педагоги начальных классов, законные представители обучающихся

Речевое развитие ребенка

Законные представители обучающихся

Рекомендации учителю по формированию и развитию фонематического слуха у учащихся 1 – 2 классов

Педагоги начальных классов, воспитатели ГПД

Что делать, если ребенок начал заикаться?

Законные представители обучающихся

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка

Законные представители обучающихся

Классификация речевых нарушений. Нарушения письма.

Педагоги начальных классов, воспитатели ГПД

Работа с ребенком на летних каникулах

Законные представители обучающихся

Информация о ПКПП

Взрослым очень интересно

То, что всем давно известно!

И «Кого ты больше любишь –

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

На беседу к логопеду!

Он попросит: «Помычи!!

Пошипи и пожужжи!

Хорошо пойдёт беседа

У меня и ЛОГОПЕДА!

В сентябре 1990 на базе учреждения образования был открыт дефектологический пункт (сейчас пункт коррекционно-педагогической помощи). С 2005 в пункте коррекционно-педагогической помощи работает учитель-дефектолог Змачинская Юлия Васильевна (1 квалификационная категория).

Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временны трудности в усвоении учебных программ.

Работа учителя-дефектолога направлена на решение следующих задач:

- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

- формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов;

- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Ежегодно в ПКПП оказывается помощь 40 учащимся, имеющим недостатки в произношении звуков, в развитии письменной и устной речи, в развитии неречевых процессов. Индивидуальные и групповые занятия проходят в первой и во второй половине дня, до или после уроков (в зависимости от смены).

В зависимости от характера нарушения развития детей в ПКПП сформированы группы:

- с нарушениями устной речи;

- с нарушениями письменной речи и чтения;

- с трудностями в обучении (имеющими смешанные расстройства развития учебных навыков и психологического развития)

Пункт коррекционно-педагогической помощи имеет хорошую техническую базу, позволяющую использовать элементы информационно-коммуникативных технологий на занятиях, способствуя повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Оказывается помощь учителям начальных классов: даются практические рекомендации в работе с детьми с ОПФР. Постоянное и тесное сотрудничество учителей начальных классов и учителя-дефектолога приводит к повышению качества обучения детей с ОПФР.

Совместно с воспитателями групп продленного дня проводятся развлекательные игры, викторины, конкурсы для учащихся и их родителей, в которых активно принимают участие ребята с особенностями психофизического развития.

В целях пропаганды дефектологических знаний в учреждении проводятся информационные кампании. Их цель – это обращение внимания обучающихся на то, что люди с нарушением развития живут среди нас и нуждаются в нашей заботе, понимании, поддержке и внимании. Что таких людей не стоит бояться, с ними можно общаться и сотрудничать, и что в целом они мало чем отличаются от нас. Ведь вместе мы можем сделать жизнь людей с ментальными нарушениями лучше.

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Как научить ребёнка писать без ошибок?

По статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок делает ошибки, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Теперь таким детям ставят диагноз – дисграфия. По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

10. Переносит слова как попало.

11. Часто не делает пробелов между словами.

12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям:

• Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.

• Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.

• Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.

• Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.

• После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА: работа ПКПП по оказанию коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

ГДЕ СЛУШАЕТСЯ: совещание при заместителе директора

ДАТА: ноябрь 2017 г.

ЦЕЛЬ: контроль за ходом и результатами коррекционно-педагогической работы.

В соответствии с положением о пункте коррекционно-педагогической помощи задачами пункта являются:

изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

С учетом педагогической (клинико-педагогической и психолого-педагогической) квалификации речевых расстройств в ПКПП скомплектованы следующие группы с нарушением речи: артикуляторно-фонематическая дислалия (5 учащихся), дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, обусловленная недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи (5учащихся), нерезко выраженное общее недоразвитие речи (неосложненный вариант – 2 группы по 6 учащихся), трудности формирования навыков чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи (6 учащихся). Учителя-дефектологи проводят также индивидуальные коррекционные занятия (27 учащихся) и подгрупповые: нерезко выраженное общее недоразвитие речи (неосложненный вариант) – 2 учащихся; трудности формирования навыков чтения и письма, обусловленные недоразвитием ФФСН – 2 учащихся. Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (или компенсацию) индивидуальных нарушений развития, восполнения пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности обучающихся с ОПФР. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, которое составлено с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждено руководителем учреждения образования. Продолжительность групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, длительность перерывов между занятиями, периодичность посещения занятий обучающимися соответствует методическим рекомендациям. В отдельных помещениях по оказанию коррекционно-педагогической помощи с учетом потребностей обучающихся организовано пространство, условно разделенное на зоны: учебную, игровую, релаксационную, сенсорную, зону развития мелкой моторики и конструктивного праксиса, зону развития артикуляционной моторики и постановки звуков (зона индивидуальной работы.

Организационные и содержательные аспекты деятельности пункта отражены в документации учителей-дефектологов: картах, перспективных планах, журналах учета проведенных занятий и посещения их обучающимися, рабочих тетрадях учащихся, ежедневных планах работы.

Учитель-дефектолог Головнева Н.Н. В процессе работы в ПКПП решает следующие задачи:

развитие мелкой и артикуляционной моторики,

восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической и связной речи,

развитие познавательной сферы,

преодоление трудностей чтения и письма.

Для достижения поставленной цели и решения задач ведет работу по следующим направлениям:

методическая работа, самообразование;

создание коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР.

На коррекционных занятиях учителем использовались следующие задания и упражнения: на работу с эмоционально-мотивационной сферой, на обучение самоконтролю, на развитие произвольности внимания, памяти, восприятия, на коррекцию и развитие крупной и мелкой моторики, на развитие связной речи обучающихся.

В рамках работы по данному направлению ведутся диагностические речевые карты. За период с 16 сентября по 1 декабря можно отметить следующие результаты (поставленные звуки, находящиеся на этапе автоматизации):

С - у 2 уч. Ш - у 2 уч. Л - у 5 уч.

Р - у 4 уч. К - у1 уч. В - у 1 уч.

За текущий период проведено 8 консультаций для родителей, 6 - для педагогов, 6 консультативных занятий для детей, не посещающих ПКПП. Головнева Н.Н. с 2016 года является руководителем районного методического объединения учителей-дефектологов ПКПП.

С целью изучения мнения родителей о работе педагогов с детьми в пункте коррекционно-педагогической помощи и улучшения работы ПКПП администрацией школы проводилось анкетирование. В анкетировании приняли участие 22 (70%) законных представителя обучающихся. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что все родители обращают внимание на речь ребенка, но в разной степени работают над исправлением речевых ошибок: 15% не хватает времени на это, 10% занимаются только иногда, 10% родителей даже не знают, сколько звуков не умеет произносить их ребенок. Важное место в системе коррекционной помощи занимает взаимосвязь учителя-дефектолога с родителями. Анкетирование выявило нарушение этих связей: 30% родителей не получают заданий логопеда для занятий с ребенком дома, 15% родителей занимаются с ребенком только по выходным, многие дети пропускают занятия по причине болезни и другим причинам, 30% родителей не знают о времени посещения занятий (ребенок посещает их во время нахождения в ГПД). В целом, анкетирование показало, что работа учителей-дефектологов с родителями проводится, однако требует более комплексного подхода.

В ходе изучения вопроса учителям-дефектологам рекомендовано:

- продолжать работу по созданию адаптивного образовательного пространства в кабинетах с учетом потребностей детей различных категорий, пополнению пункта раздаточными материалами;

- осуществлять связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций.

Пункт корекционно-педагогической помощи

Проведение консультаций для законных представителей и педагогических работников: 3 вторник месяца.

Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы школьного образования.


Задачами пункта являются:

-изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

-формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов образования;

-формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.


Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:

В состав ПКПП зачисляются дети с речевыми нарушениями, а именно:

-с фонетическими нарушенимия речи (дислалия, стертая форма дизартрии, ринолалия)

-с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);

-нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);

-с нарушениями чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

-с нарушением чтения и письма (дислексия, дисграфия,дисорфография), обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи;

- с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования.

Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи на основании следующих документов:

-заявления законного представителя обучающегося;

-заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).

Для получения заключения необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).Запись ведется учителем-дефектологом после проведения диагностики и беседы с законными представителями учащихся.

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребенка.

По результатам обследования выдается заключение, которое нужно предоставить в пункт коррекционно-педагогической помощи.

За более подробной информацией вы можете обратиться к учителю-дефектологу школы.

ПАМЯТКА

Памятка

Слово учитель-дефектолог в школьном пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) у многих людей ассоциируется с детским садом, с нарушением звукопроизношения. Ведь именно там малышей учат правильно и чисто произносить звуки, заучивать стихи, чистоговорки и скороговорки.

Для чего же нужен учитель-дефектолог в школе?
Как правило, дети должны приходить в школу с чётким и внятным произношением звуков. Но в силу разных причин (частые простудные заболевания, невнимательное отношение взрослых к речи ребёнка, позднее речевое развитие и многое другое) не все первоклассники могут произносить звуки достаточно верно.

Первая задача учителя-дефектолога – коррекция звукопроизношения младших школьников. Родителям надо знать, чем раньше ребёнок научится правильно произносить звуки, тем быстрее произойдёт их закрепление, тем легче и успешнее будет идти развитие речи в целом. Поэтому в первом классе учитель-дефектолог особое внимание уделяет исправлению звукопроизношения.

Иногда у учителя-дефектолога возникает необходимость закреплять работу по звукопроизношению и во втором классе. Это бывает из-за сложности нарушений у школьника, а также из-за недостаточной работы родителей по закреплению полученных на коррекционных (логопедических) занятиях навыков, особенно в летний период.
Если родители желают добра своему ребёнку, хотят видеть его успехи в школе, то очень важно прилагать все усилия, чётко и постоянно работать дома, выполнять все требования учителя-дефектолога. Одних занятий с учителем-дефектологом в школе недостаточно. Нужна заинтересованная работа родителей по закреплению школьного коррекционного материала.

Следующая задача учителя-дефектолога – развитие фонематического слуха. Такая работа идёт и в детском саду, и в школе. Фонематический слух - это умение услышать и назвать звук в слове (есть ли звук о в слове кот?), назвать звуки в слове по порядку ( рука – первый - р, второй – у, третий – к, четвёртый – а), придумать слово на определённый звук (р – речка, роза, ракета) и другое.

Когда школьники начинают писать под диктовку, то умение определить последовательность звука в слове, услышать звук – очень сложная и трудная работа для детей. Поэтому развивать фонематический слух необходимо постоянно в детском саду и в школе. Работа эта длительная, так как ребёнок постепенно приучается слушать слово, звуки, из которых состоит слово.

Значительную помощь оказывает школьникам умение составлять схемы слов. Звучание слова закрепляется в зрительном варианте. Определённый звук имеет цветовое обозначение.
Данная работа необходима для правильного написания слов без специфических ошибок.

Предупреждение и устранение специфических ошибок при чтении и письме – основная и главная задача школьного учителя-дефектолога.

Что такое специфические ошибки?

Дисграфические и дислексические ошибки проявляются в следующем:
• пропуски букв, слогов (машина – мшина, манна);
• перестановки букв и слогов (корова – ковора);
• замены букв (мороженое – моложенное, жуки – шуки, Люба – Луба);
• слитное написание слов (Детигуляют);

  • недописывание слогов и слов (дорога – дорог, черепаха – черепа);
    • и другое

Иногда ошибки приобретают такой характер, что написанное прочитать и понять невозможно. Учитель-дефектолог, проводя систематическую и планомерную работу на коррекционных занятиях, устраняет такие ошибки. Часто на это уходит не один год, так как специфические ошибки очень стойкие.

Хочется напомнить, что без заинтересованного участия родителей в коррекционной работе, не может быть достигнут положительный результат. Только совместная работа учителя-дефектолога и родителей обеспечит успешную, радостную и интересную жизнь Вашего ребёнка в школе.

Читайте также: