Психолого педагогическое сопровождение девиантного поведения в школе анализ

Обновлено: 05.07.2024

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно-принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Процесс сопровождения ориентированный на саморазвитие учащегося ставит перед педагогом следующие задачи:

-подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей окружающего мира;

-научить анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям;

-способствовать развитию желания постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны;

-воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру саморазвития.

В литературе описан большой арсенал способов работы психологов разных школ в ходе сопровождения учащихся с девиантными формами поведения. Тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их - залог успешности воздействия. Многие из них могут быть успешно применены при индивидуальной и групповой работе с девиантными подростками:

Информирование. Расширение (изменение, корректировка) информированности подростка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счёт примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, опыту других людей.

Метафора (метод аналогий).Суть метода заключается в использовании аналогий-образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса) ученика. Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы, удаётся разрядить излишне напряжённую ситуацию.

Проведение логического обоснования. Данный способ позволяет отсортировать возможные способы решения актуальной жизненной задачи за счёт логического анализа, позволяющего прогнозировать (обосновать) последствия (эффективность) разных путей решения.

Конкретное пожелание. Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Ученик оценивает ситуацию, приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.

Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния. Психолог, используя понятные аргументы для подростка, позволяет ему убедиться (утвердиться) в понимании определённых событий, способов, мыслей.

Эмоциональное заражение. При установлении доверительных отношений психолог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счёт этого он может поменять, откорректировать эмоциональное состояние подростка, заражая его собственным эмоциональным состоянием.

Помощь в ликвидации неконструктивных эмоций. Применение данного способа особенно актуально при острых эмоциональных состояниях, которые могут выражаться в форме смеха, слёз, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать, написать…., этот способ снимает напряжение, вызванное негативной эмоцией. Педагогу необходимо поддержать позицию внимательного наблюдателя, который сочувствует, понимает, но не присоединятся к чувствам консультируемого.

Релаксация. Помощь ребёнку в освоении и осуществлении способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.

Домашнее задание. Действия, о которых договариваются педагог и ученик, могут помочь закрепить в ходе диалога изменения, отследить результаты, опробовать новые способы.

Позитивный настрой. Позволяет укрепить веру в возможности подростка по разрешению возникшего затруднения, а так же сконцентрировать сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.

Анализ ситуаций. В ходе беседы можно проводить совместный анализ, как реальных жизненных ситуаций подростка, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а так же развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.

Примеры ситуаций:

1. Подруга или друг просят одолжить дорогую вещь. Вам не разрешают давать свои вещи, кому бы то ни было. Вы даёте вещь, чтобы не потерять друга или находите иное объяснение?

2. Вы находите конверт, в котором крупная сумма денег. На конверте имя и адрес. Вернёте ли вы эти деньги по адресу?

1. Составление проекта желаемого будущего. Для этого можно использовать запись всех желаний без критики и ограничений в течение 10-15 мин. или составление фильма о собственной жизни с фиксацией ряда кадров из желаемого будущего.

2. Определение временной сетки, т. е. размышление о ближайшей перспективе.

3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.

4. Составление списка ресурсов для достижения цели.

5. Составление списка ограничений на пути к цели.

6. Составление поэтапного плана достижения цели.

Конкретные действия, упражнения и процедуры, которые выбирает педагог, психолог для оказания психологической поддержки всегда ситуативны. Они обусловлены прежде всего индивидуальными характеристиками девиантного подростка и направлены на повышение социализации, расширение знаний о себе и своих возможностях, противостояние непредвиденным жизненным трудностям, формирование культуры саморазвития, преодоление трудностей адаптации в современном обществе.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Анализ работы педагога-психолога с детьми, склонными к девиантному поведению

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подрост­ков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Современное подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой, вследствие чего вместо ожидаемых позитивных изменений, наблюдается резкий всплеск делинквентного (противоправного) поведения в обществе, и особенно в детской и молодежной среде.

Для работы с такими детьми нами был разработан план работы, направлен на профилактику и коррекцию девиантного поведения у подростков.

Цель нашей работы – профилактика и коррекция склонности подростков к девиантному поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации.

-оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;

- повышение воспитательного потенциала семьи;

- организация комплексной методической помощи педагогам и всем работникам школы.

Для профилактики и коррекции нарушений поведения, во-первых,

необходимо выяснение условий воспитания ребенка и психологической атмосферы

в семье или другой микросреде, в которой он растет. Во-вторых, очень важно найти возможность осуществления психотерапевтического воздействия на семью путем специальных повторяющихся бесед со всеми членами семьи. В-третьих, при необходимости создать условия для психотерапии ребенка и подростка, тесно смыкающейся с педагогической коррекцией .

Вся работа по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков была направлена на:

· Профилактику и просвещение;

Социально-педагогическая служба МОУ "Шахтёрская средняя школа № 22" совместно с классными руководителями в работе с подростками девиантного поведения основывается на индивидуальных, возрастных особенностях каждого воспитуемого.

1. Профилактическая работа с детьми, склонными к девиантному поведению , и их семьями в нашей школе строится по следующим направлениям:

Ø Ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу.

Ø Организация внеурочной занятости учащихся и их активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни.

Ø Формирование законопослушного поведения и пополнение правовых знаний: проведение профилактических бесед .

Ø Работа с родителями: заседания педагогического всеобуча для родителей, индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания.

Ø Совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия детей и семей, в которых они проживают: рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях педагогического совета школы, семинарах, совещаниях при директоре.

В школе профилактическая работа ведется:

· через систему дополнительного образования (кружки, факультативы, спортивные секции)

· через детское самоуправление

· Через совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся ( заседания совета проходят два раза в месяц и по необходимости, в соответствии с планом работы на учебный год)

3.Межведомственное взаимодействие осуществляется:

§ через планирование совместных профилактических мероприятий по профилактике с КМДН и СДД.

4. Меры педагогического воздействия

· Поощрение учащихся даже за незначительные успехи (учеба, внеурочная деятельность ).

· Организация строгого контроля над выполнением правил школьного распорядка для учащихся, склонных к их нарушению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вести с курсов. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при организации работы с детьми девиантного поведения.

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при организации работы с детьми девиантного поведения

Принципиальное отличие новых ФГОС заключается в том, что их целью является не предметный, а личностный результат. Важно, прежде всего, увидеть личность ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Несомненно, что для успешной деятельности ребёнка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций: внимания, памяти, мышления. Практически в каждой школе есть дети, которые не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами.

Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления.
Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учёбе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого – цикличность. Чередование небольших периодов работы и отдыха – "непроизвольного отключения" - не позволяет выдерживать принятые в школе 45-минутные уроки, в течение которых требуются постоянное внимание и продуктивная работа, соблюдение дисциплинарных требований. Именно такие ученики не в состоянии обучаться наравне с другими детьми, они составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают недоверие как у учителей, так и у родителей учеников.

Основная же задача образования – дать возможность каждому ребёнку, с учётом его психофизических данных, достичь того уровня образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти достойное место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Просматривая различные телевизионные передачи, пролистывая журнальные статьи, мы словно проходим проверку на прочность, на способность сопротивляться неблагоприятным условиям.

Совершенно очевидно, что в результате мы получаем подростка, не знающего, кого он ненавидит, и выплёскивающего свою ненависть на тех, кто находится рядом - таким образом проявляется своеобразный протест против того, что его окружает. В результате возникает тенденция увеличения роста детской безнадзорности, преступности, наркомании, употребления спиртных напитков и табака. Количество школьников с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, что определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность ситуации.

Таким образом, девиантное поведение можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Очень хорошо, что в новых стандартах особая роль отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России.

Отклонения в поведении детей, появление неблагополучных семей – это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, самоустранение семьи от процесса воспитания. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье ребёнок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями. Именно в семье закладываются основы личности нравственного человека, происходит его самоутверждение, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Считаю очень важным требованием ФГОСа равную ответственность за образование и воспитание не только школы, но и родителей. Если родители сразу не воспитали у своих детей культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Естественно, что ошибки в воспитании провоцируют процесс развития девиантного поведения.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.

Такую работу можно разделить на три группы: профилактика, коррекция и реалибитация. Основное направление в работе – это изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей учащихся, в частности:

Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.

Изучение причин социально-педагогической запущенности ребёнка.

Ведение картотеки педагогически запущенных детей и их семей.

Рейды в неблагополучные семьи и выявление их жилищно-бытовых условий.

Изучение положения подростка в коллективе.

Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

Изучение интересов и способностей учащихся.

Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования.

Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Проведение диагностики: исследование интересов, ценностных ориентаций, самооценки подростков, внутрисемейных отношений.

Изучив контингент семей учащихся, можно целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.

Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребёнка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, - своевременно получать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребёнка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.

Важнейшей функцией участников образовательного процесса в профилактической работе выступает организация воспитательной деятельности, а именно:

Социально-педагогическая защита подростков;

Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми;

Развитие способностей и интересов личности;

Формирование и развитие личностных качеств ребёнка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

Увеличение степени относительной самостоятельности детей, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Создание условий, в которых подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

Адаптация или реадаптация так называемых трудных подростков в обществе;

Компенсация дефицита общения в школе, семье, среди ровесников;

Дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.

Говоря о коррекции, следует сказать, что необходимость коррекции поведения возникает при уже сформировавшемся и устойчивом девиантном поведении. То есть в том случае, когда явно присутствуют следующие признаки девиантного поведения:

отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;

чрезмерная эмоциональность и раздражительность;

отсутствие интереса к творчеству и обучению.

Методы коррекционной работы с детьми девиантного поведения можно классифицировать на две группы: педагогические и психотерапевтические, каждая из которых подразделяется на подгруппы.

Методы общественного влияния: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий; коррекция бродяжничества; самокоррекция.

Специальные, или частные, педагогические методы: коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера и др.

Метод коррекции через труд.

Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ.

Реалибитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным.

Выделяют различные виды реалибитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

В работе с семьёй, с целью её реалибитации, используются такие методы, как:

консультирование с целью рациональной краткосрочной психотерапии, предоставление необходимой информации;

работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами) по специальным программам до достижения результата;

групповые тренинги для родителей с целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем.

Учителю на уроке при взаимодействии с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребёнком личностного смысла изучаемого предмета;

помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;

ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;

использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;

учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;

при анализе работы и поведения девиантного ребёнка необходимо делать акцент на позитивном;

учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;

не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;

оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;

не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;

нельзя использовать агрессивные методы воздействия (воспитания и наказания), так как агрессивность – это следствие враждебности, а урок – не поле битвы;

помнить, что главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности.


Цель диагностической программы состояла в получении информации об особенностях развития эмоциональной сферы обучающихся, выявление обучающихся имеющих склонность к девиантному поведению, а также прогнозирование возможных трудностей и пути их коррекции.

Задачи диагностического исследования:

Проанализировать особенности эмоционально-личностной сферы обучающихся старших классов.

Выявить группу школьников, склонных к девиантному поведению:

- агрессивное поведение и жестокость (к людям и животным);

- жестокое, провокационное, задиристое поведение (преднамеренное причинение боли, унижение, мучение), буллинг;

- пропуски занятий, бродяжничество, попрошайничество;

- неуспеваемость и отказ от обучения;

- половые девиации (сексуальные перверсии, проституция, беспорядочные половые связи, неприемлемое половое поведение);

- аморальное, асоциальное, безнравственное поведение;

Определение путей оказания помощи обучающимся испытывающим данные проблемы.

Диагностическая работа включала в себя:

Исследование эмоционально-личностной сферы первоклассников в период прохождения адаптации;

Индивидуальные и групповые беседы с учащимися, педагогами и родителями.

Исследуемые компоненты:

Вербальная агрессия

Человек выражает вербально свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления.

Физическая агрессия

Человек выражает агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Эмоциональная агрессия

У человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое враждебностью, подозрительностью, неприязнью, недоброжелательностью по отношению к нему.

Неуверенность в себе

Сложности в общении со сверстниками.

Результативность:

Неуверенность в себе испытывают порядка 20% обучающихся, это объясняется как индивидуальными особенностями школьников, так и наличием проблем в общении со сверстниками, родителями.

Наличие физической агрессии присуще 11 % от общего числа опрошенных. С данными подростками запланированы коррекционные занятия, консультативная работа направленная на формирование адекватных способов самовыражения в социуме.

Коррекционная деятельность

Учащимся с проявлением вербальной и физической агрессии, рекомендуется консультация у педагога психолога;

Необходимо продолжение просветительской деятельности с обучающимися по следующим темам:

Читайте также: