Психолого педагогическое сопровождение детей сирот в школе

Обновлено: 08.07.2024

В данной статье рассматривается правовые, социальные и организационные условия личностной и профессиональной адаптации детей-сирот, являющихся студентами факультета среднего профессионального образования; особое внимание авторы уделяют психологическому аспекту в решении изучаемой проблемы. Профессиональное самоопределение является важнейшим этапом и формой личностного выбора, на который влияет множество внешних и внутренних социальных факторов при выборе рода деятельности, занятий. Авторами представлены результаты изучения образовательного и воспитательного потенциала среды факультета для эффективной социализации и адаптации обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С этой целью анализируется законодательная база Российской Федерации в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определяются основные психологические и социальные проблемы обучающихся данной категории; изучается практика внедрения нормативно-правовой базы по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере деятельности факультета среднего профессионального образования Дзержинского филиала РАНХиГС; предлагаются некоторые практические рекомендации по совершенствованию социальной-психологической поддержки студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, актуализация взаимодействия всех служб образовательного учреждения, создание института психологической/социально-психологической помощи внутри факультета, а также эффективная адаптационная программа для студентов-первокурсников изучаемой категории обучающихся.


1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ст. 7, 8, 20, принята Генеральной ассамблеей ООН//М.: РИОР, 2010. – 24 с.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. - М.: Эксмо,2013, Ст. 7,20,39,41,42.

3. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 (ред. от 01.05.2017 г.) № 159-ФЗ// Консультант, 2018 - ст. 7 п.2; ст.8 п.1; ст.8 п.3; ст. 9 п.1; ст.9 п.5.

4. Смаковская, Н.И. Опыт формирования эстетического самоопределения студентов средствами учебного курса и внеучебной арт-проектной деятельности. //Воспитательное пространство школа-вуз как условие жизненного самоопределения субъектов образовательного процесса: коллективн. монография/ И.В. Плаксина. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – С.103-134.

6. Суняйкина, Т.В. Проблематика социального сиротства в России / Т.В. Суняйкина // Концепт, 2016. - № 35. - С. 8.

Изучение современных тенденций самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики необходимо для правильного понимания процессов формирования общественного сознания, определения целей развития общества и управления. В современном обществе среди молодежи остро стоит проблема самоопределения. Особо остро данный вопрос стоит перед детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку это процесс связан с выбором и жизненных целей, и будущей профессии, и общих планов на жизнь [4]. Профессиональное самоопределение – это процесс, истоки которого формируются в детском возрасте, когда дети во время игрового процесса начинают познавать мир, в целом, и в частности, мир будущих профессий.

Процесс профессионального самоопределения имеет цикличный вид: рынок труда требует от субъекта самоопределения гибкости и мобильности, поэтому человек может несколько раз возвращаться к проблеме своего профессионального выбора. [5].

Уточним, что в современном российском законодательстве определены следующие понятия: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, -- это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В процессе изучения вопроса о реализации государственных задач по защите и обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, авторами были выявлены социально-правовые проблемы, свидетельством которых явились факты из биографий выпускников детских домов, материалы прессы, официальная статистика прокуратуры РФ, судебные процессы (таблица 1).

Количество детей-сирот в России

Исследователи в области психологии, педагогики и социологии отмечают, что данной категории обучающихся свойственны социально-психологические особенности, в частности, нежелание приспосабливаться к социальному окружению, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость, малообщительность, желание находится в стороне от общих насущных проблем. Их контакты с окружающими малоэффективны по содержанию и эмоционально не насыщены, то есть им характерны скудный опыт социальных контактов; выраженные иждивенческие склонности; недостаточное развитие индивидуальности, низкая личная активность; сопротивление правилам, нормам, предъявляемым обществом. Данные личностные черты не способствует успешной адаптации обучающихся данной категории к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Следовательно, важнейшая задача всего педагогического коллектива заключается в том, чтобы учащиеся не только успешно осваивали профессиональные компетенции, но и становились самостоятельными личностями [6, c. 5].

Сравнительный анализ поведения детей из семей и детей из учреждений интернатного типа почти всегда показывает, что развитие последних в области интеллекта, чувств и характера уступает развитию детей, воспитывавшихся в семье [6, с. 45]. Дети, воспитывавшиеся в учреждениях с самого рождения, испытывают нарушения в развитии значительно чаще и в большей степени, чем дети, которые поступают в учреждения интернатного типа только в школьном возрасте. Это происходит потому, что детство является периодом, в течение которого закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные, нравственные ориентации, жизнеспособность, целеустремленность. Вне семьи развитие ребенка идет по особому пути с формированием специфических черт личности, проявляющихся в особых эмоциональных комплексах (незащищенность, импульсивность, низкая эмпатия и другие) [6, c. 5].

Исследователи отмечают отличительные особенности детей из приюта: им свойственны повышенная агрессивность, сверхчувствительность, капризность, упрямство, враждебность, нетерпеливость, часто проявляющиеся невротические тенденции, трудность в общении, признаки психического напряжения [7, c. 8].

Адаптация студентов-сирот в вузе является необходимым этапом встраивания и приспособления субъекта к новым социальным условиям в процессе личностно-профессионального самоопределения. Это связано с формированием определенного копинг-поведения, положительной жизненной установки сироты в социуме (жилищно-бытовые условия, актуализация социальных связей и новых социальных ролей, реализация коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональное становление [5].

Главной задачей для деканата факультета, педагогов-организаторов и преподавателей учреждения является создание для обучающихся данной категории комфортных условий для быстрой адаптации в новой среде, для того, чтобы в дальнейшем эти студенты успешно закончили учебное заведение и получили профессию.

Первокурснику адаптироваться непросто: приходится отвыкать от поурочной системы обучения, практикуемой в школах, и привыкать к системе лекционных и практических занятий; кроме того, преподаватели ориентированы уже не на ученика школы, а на студента, т.е. взрослого и ответственного человека; с каждым из преподавателей необходимо наладить определенные продуктивные взаимоотношения.

В Дзержинском филиале РАНХиГС на факультете среднего специального образования обучается 13 детей-сирот, из которых 3 юноши и 10 девушек (рисунок 1). Студенты проживают в семьях опекунов и приемных родителей.


Рисунок 1 – Численность детей-сирот на факультете СПО ДФ РАНХиГС

В вузе созданы необходимые условия для реализации возможностей обучающихся во внеаудиторной деятельности: работают кружки и секции, в которых студенты проявляют и развивают свои способности.

Ежегодно для студентов организуются конкурсы научно-исследовательских работ и научные конференции, итогом которых является издание сборника материалов [7].

В заключении, определим перспективные направления и формы работы со студентами из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения. Мы предполагаем, что для большего комфорта и быстрой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вузе необходимо продолжать и совершенствовать существующую практику взаимодействия деканата факультета, службы педагогов-организаторов и всех преподавателей для определения индивидуального образовательного маршрута данной категории студентов. Далее, важно создать группу социально-психологической помощи, возглавляемую социальным педагогом/педагогом-психологом для консультативной работы и со студентами, и с преподавателями вуза/факультета [4]. Важным направлением работы, мы уверены, должна стать адаптационная работы со студентами-первокурсниками (серия аудиторных и внеаудиторных занятий, на которых студенты смогли бы преодолевать свои страхи; консультативная индивидуальная работа; организация шефской помощи и поддержки студентами старших курсов студенту-сироте).

Таким образом, основные направления совершенствования организации социальных мер по минимизации последствий травм, связанных с потерей родителей у данной категории обучающихся уже сформирован на факультете среднего профессионального образования. Однако остаются мало изученными значительное количество вопросов, касающихся проблемы ранней семейной депривации детей. Ответив на данные вопросы, специалисты в вузе смогут разработать такую систему воспитания, которая позволит скорректировать негативные стороны, обеспечивать их компенсацию с помощью психолого-педагогического взаимодействия со студентами, осуществлять поддержку и их сопровождение в течение всего периода обучения в образовательном учреждении.

В последнее время проблема социального сиротства обостряется. Основными причинами широкого распространения социального сиротства являются: рост числа детей, рожденных вне брака, социальная дезорганизация, материальные и жилищные трудности семей, нездоровые супружеские и детско - родительские отношения, слабость нравственных устоев и деградация личности родителей и других взрослых членов семьи (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение родителей от обязанностей по воспитанию детей).

В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждение для детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные, социальной защиты населения и др.). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Семейное устройство детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признано приоритетным. В настоящее время получают развитие такие формы семейного воспитания сирот, как семейная воспитательная группа, патронатная семья, детская деревня, пансионат семейного воспитания.

Отечественный и мировой опыт показывает, что у ребенка- сироты, воспитывающегося в семье, эффективность социализации и гарантии обрести достойную жизнь в будущем неизмеримо выше, чем у того, кто находится в интернатом учреждении.

В России преимущественной формой семейного устройства является опека (попечительство). Половина выявленных детей- сирот передается на воспитание в семьи опекунов- попечителей. К сожалению, ежегодно около трети детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приходится направлять в интернатные учреждения.

К государственным и муниципальным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: образовательные учреждения (детский дом; детский дом- школа; специальный (коррекционный) детский дом; школа- интернат; специальная (коррекционная) школа- интернат); учреждения социального обслуживания населения (детский дом- интернат для детей- инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально- реабилитационный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальный приют); учреждения системы здравоохранения (дом ребенка) и другие, создаваемые в установленном законом порядке. Таким образом, эти учреждения принадлежат к различным ведомствам.

Во всех учреждениях воспитанники находятся на полном государственном обеспечении, которое включает предоставление бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, общежития и медицинского обслуживания или возмещение им полной стоимости [8, с. 12]. Основной процесс, посредством которого человек становится человеком, является социализация. Под социализацией понимают становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, т. е. ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей. Сложный процесс социализации предполагает решение 3 главных проблем в обучении и воспитании ребенка: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку. Этот процесс сложен для детей, воспитывающихся в нормальной полноценной семье, а тем более - в условиях материнской депривации (в условиях интернатных учреждений, неблагополучных семьях) [26, с.6]. В экспериментальных исследованиях доказана определенная обратимость депривационных расстройств у детей. Обратимость депривации связана с возрастом ребенка (до 5-6 лет) и длительностью периода депривации [46, с.42].

Лангмейер и Матейчек (1984), основываясь на своих исследованиях, делают вывод, что исправление последствий депривации может происходить и в период юношества и даже в зрелом возрасте. Авторы аппелируют к идее пластичности человеческой психики.

Интеграция в общество детей- сирот предполагает:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

- активное участие в этом процессе самого ребенка;

- совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается зачастую недоступной для детей, лишенных родительского попечительства.

По мнению А. Н. Прихожан и Н. Н. Толстых (1991), у детей- сирот, воспитанных в условиях детского дома, формируется такое состояние интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы и такие особенности поведения, что можно говорить о качественно иной личности. Это проявляется в несформированности внутреннего, психического плана действий и собственной мотивации, в преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Очень низкая самооценка, характерная для воспитанников детских домов, становится основой личностных отклонений и невротических расстройств. Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является выраженная неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем детстве, вследствие становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дома. Отсутствие постоянно заботящегося значимого человека и безусловного принятия им ребенка, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводит к снижению активного отношения к жизни. У детей вследствие этого не формируется собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как конформность, что делает их легкой добычей криминала [51].

Ребенок- сирота, так же, как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. У детей- сирот представления о той или иной социальной роли ребенком, подростком, оставшимся без попечения родителей, оказывается затруднено, и требует индивидуального педагогического воздействия. Особенно трудным для ребенка- сироты оказывается освоение роли семьянина. Так, в частности, исследования представлений сирот- учащихся ПТУ о своем будущем, проведенное в г. Кунгуре Пермской области, выявило у них неприятие идеи о том, что в будущем они могут стать супругом/ супругой и родителем [45, с.49]. Выпускники учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- это лица, находящиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с получением основного общего образования. По статистике, ежегодно около 16 тыс. выпускников интернатных учреждений начинают самостоятельную жизнь, из них более8 тыс. выходит из детских домов, школ- интернатов, детских домов- школ, остальные- из коррекционных образовательных учреждений. Они должны решать проблему постинтернатной адаптации, т. е. вхождения в социальную среду в процессе самостоятельного проживания вне стен учреждения. В настоящее время во всех интернатных учреждениях разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, позволяющие им преодолевать трудности социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности, а также программы, направленные на самоопределение и овладение полоролевым поведением.

Воспитание ребенка в неродной семье - отдельная тема для обсуждения. Считается, что усыновление- это оптимальная модель небиологической семьи, способная предоставить ребенку именно ту заботу, в которой он так нуждается. Однако в связи общим снижением уровня жизни в стране и другими негативными социально- психологическими явлениями данная форма остается непопулярной среди наших граждан. Воспитание любого ребенка, особенно приемного, не обходится без проблем. А. С. Спиваковская (1991) обращает внимание на такие негативные явления в семье усыновителей, как родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, неполное принятие ребенка Также выделяют следующие черты родителей- усыновителей: недоверие к себе как родителю, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим родителем. Такое видение себя приводит к гиперпротекции, т. е. к чрезмерной заботе и стремление баловать ребенка при отсутствии системы разумных наказаний и ограничений. Гиперпротекция неизменно влечет за собой различные проблемы вплоть до отклоняющегося поведения у ребенка, что подкрепляет образ себя как несостоятельного родителя и способствует еще большей родительской неуверенности[60].

Многие психологические проблемы, возникающие в процессе усыновления у родителей, связаны с их страхом нарушения тайны усыновления. Границы семьи нередко закрыты даже для специалистов. Семьи не проходят никакой подготовки к усыновлению. Нередко родительская компетентность очень низка, а ожидания от ребенка не имеют отношения к его реальным возможностям. Недостаточная готовность к принятию ребенка зачастую начинает проявляться уже после акта усыновления. Нередко случается, что ребенок был нужен для решения собственных проблем, таких как смерть кровного ребенка, невозможность на данный момент иметь собственных детей и т. д. Впоследствии семья выходит из стресса, и необходимость воспитывать чужого ребенка оказывается лишним бременем. В этой ситуации семья остро нуждается в психологической помощи, организовать которую оказывается очень трудно из- за тайны усыновления. Круг замыкается.

Психологические проблемы взаимоотношений между приемными детьми и родителями еще более ярко проявляются в профессиональных замещающих семьях, которые по своему формальному статусу занимают маргинальное положение: являются формой, промежуточной между усыновлением, т. е. юридическим принятием ребенка в семью, и общественным воспитанием. Естественно, что адаптация детей в профессиональной семье затрудняется множеством психологических препятствий. В. В. Барабанова (1995), проведя исследование семейного детского дома, выделила следующие проблемные зоны профессиональной семьи:

- проблемы эмоционально- личностного благополучия и развития кровных детей в условиях приемной семьи;

- проблемы психологической совместимости приемных детей и родителей- воспитателей, приемных и кровных детей;

- проблема комплекса вины, возникающего у родителей вследствие неудовлетворительности результатов своей воспитательной деятельности, своими неудачами, нередко мнимыми;

-проблема организации и для ребенка, и для родителей возможности в некоторых ситуациях реализовать свое право расстаться друг с другом;

- проблема вхождения приемных детей в семью в тех ситуациях, когда для этого необходима перестройка взаимоотношений в семье, смена социально- психологических ролей;

- проблема супружеских взаимоотношений.

К группе риска относятся следующие ситуации: отсутствие одного из родителей, слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей- воспитателей о дефектах ребенка- сироты, неадекватное представление о трудностях, с которыми они столкнутся.

Исследуя профессиональные замещающие семьи, Н. П. Иванова и О. В. Заводилкина (1993) отмечают позитивную динамику развития взаимоотношений детей- сирот с приемными родителями, указывают на высокий темп развития детей в первые месяцы жизни в замещающей семье, улучшение речи и расширение кругозора, формирование чувства уверенности, развитие межличностных отношений. Делается вывод, что уже к подростковому юношескому возрасту развитие приемных детей не отличается от развития детей, растущих в родной семье.

В. Голанс (1984) разработал критерии оценки приемной семьи:

1. Изучение исторического контекста приема детей.

2. Изучение актуального контекста: проблемы привязанности и сепарации, скорби и потерь у детей.

3. Формирование личности и самосознания ребенка и влияние на это его жизненной истории и особого статуса.

4. Оценка способностей патронатных родителей к родительству.

5. Возможности участия кровной семьи в воспитании ребенка, живущего в приемной семье.

В зарубежных исследованиях выявлены следующие свойства замещающих семей и позитивные факторы, способствующие успешности патроната:

- наличие в семье другого ребенка, более взрослого, чем принимаемый;

- общая заинтересованность семьи;

- патронатная мать является старшим ребенком в своей семье;

- наличие у патронатной матери опыта общения со своими и чужими детьми;

- толерантность родителей к поведенческим проблемам детей;

- ориентация отцов на сотрудничество со специалистами;

- ориентация семьи на длительный патронат.

Таким образом, на эффективность замещающей заботы оказывают влияние три группы факторов, подлежащих особому изучению специалистов:

а) психологические особенности ребенка и его жизненный опыт до помещения в приемную семью;

б) психологические особенности принимающей семьи как системы;

в) наличие, количество и качество контактов с кровной семьей.

10.2. Система сопровождения детей- сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей

В связи со всем вышесказанным сразу оговоримся, что существуют различные модели сопровождения названной категории детей. В России подавляющее большинство детей- сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, проживает в детских домах. Рассмотрим модель сопровождения в детском доме[51].

Процесс сопровождения можно описать как последовательную реализацию следующих шагов:

- проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей;

- информационного поиска методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;

- обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбора наиболее целесообразного пути решения;

- оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана, так как первые шаги являются самыми сложными.

Выделим основные этапы процесса сопровождения:

Диагностический этап. Целью диагностического этапа. является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем вырабатывается логика проведения диагностического исследования. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель поискового этапа - сбор необходимой информациио путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. На этом этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности - одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.

Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы, или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в детском доме.

Важно отметить, что деятельность современных центров и служб сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:
- индивидуальное сопровождение детей в образовательных
учреждениях, с которыми центр заключает договор о совместной работе;

- системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях:

- участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития детей;

- проектирование новых типов образовательных учреждений (приют, социальная гостиница, школа индивидуального обучения и т. д.), в которых нуждаются дети;

Хотелось бы отметить, что приоритетным видом социально-педагогического проектирования выступает разработка проектов в содружестве с конкретной школой, детским домом, группой педагогов и т. д., то есть не только проблемно-, но и адресно-направленная программа. Если оценивать метод комплексного индивидуального сопровождения в целом, то следует подчеркнуть, что в его основе лежит личностно-проблемный подход. Мы помогаем каждому ребенку, опираясь на внутренний потенциал и поддержку его окружения; но мы можем эффективно работать только потому, что владеем знанием и методами решения наиболее типичных проблем, с которыми сталкиваются наши дети.


Наименование программы

Разработчик программы

Исполнители программы

Педагог — психолог, обучающиеся, находящиеся под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях, законные представители , классные руководители, педагоги дополнительного образования

Основание для разработки программы

Цель программы

1.Оказание психолого – педагогической помощи в период адаптации к условиям общеобразовательного учреждения, детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Зудиловская СОШ , Первомайского района.

2.Сохранение естественных механизмов развития обучающихся.

3. Создание условий для актуализации потребности к саморазвитию, самоизменению и самосовершенствованию.

Задачи программы

1.Адаптация в условиях общеобразовательного учреждения.

2.Предупреждение проблем дезадаптации.

3. Сопровождение каждого ученика (цы) в процессе обучения в решении его проблем с использованием реальных факторов социума.

Основные направления реализации программы

1. Социально — педагогическая поддержка семьи и ребёнка в формировании личности ученика, находящегося под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях.

2. Психолого — педагогическое просвещение и повышение культурно — образовательного уровня опекунов и попечителей.

3. Консультирование педагогов по вопросам индивидуального развития и проблем обучающихся, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот.

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы

1. Улучшение микроклимата в классных коллективах.

2. Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся под опекой или попечительством, а так же в приёмной семье.

3. Активное участие законных представителей и детей в воспитательной жизни школы.

4. Усиление роли семьи в воспитании детей.

Управление и контроль за выполнением программы

Управление программой осуществляется Директором школы и заместителей. Общий контроль осуществляется педагогической общественностью.

Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы

Ребенок сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, на его судьбу выпало очень тяжелое испытание. Взрослым, которые находятся рядом в этот момент необходимо особенно внимательно и осознанно отнестись к таким детям. В общеобразовательные учреждения эти обучающиеся и их семьи должны быть на особом контроле. И такому ребенку необходимо создать максимально комфортные условия для успешной социализации и дальнейшего развития.

В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н.М. Неупокоева, Е.И. Афанасенко, И.А. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г.М. Лямина, М.И. Попова, А.Л. Лихтарников и др.) данный вопрос рассматривается развернуто и полно.

Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Их поведение характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе

Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, мозаичности развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у детей из приемных семей нередко носит осложненный характер.

Содержание программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Б. Ананьева с учетом возрастных особенностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш.А. Амонишвили) ребенка.

Согласно подходу гуманистической психологии, ребенок не объект воздействий взрослого, не "сырье" для формирования чего бы то ни было, ребенок - субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несет ответственность за это само становление. Задача программы - не формировать человека по заданным образцам, а помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.

Для любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его взрослым. Формирование опыта "принятия" и "равноправия" является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части программы

Практическая направленность

Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной социализации.

Цель программы

Обеспечение наиболее благоприятных условий для успешной адаптации в условиях общеобразовательного учреждения и гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

Задачи программы

Выявление группы детей, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.

Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе адаптации и обучения, общения.

Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.

Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.

Принципы реализации программы:

1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.

2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Механизм реализации программы:

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей в период адаптации в общеобразовательном учреждении – это система мер, которая включает в себя:

проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития опекаемых детей;

выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого воспитанника;

организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;

информирование родителей и педагогов по вопросам воспитания и развития опекаемых детей.

Ожидаемые результаты.

Успешная адаптация в условиях общеобразовательного учреждения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

развитие активной жизненной позиции детей

развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.

адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;

выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;

налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их возрастных особенностей;

помощь детям при потере или разлуки с родителями;

увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;

развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;

развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;

ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.

Этапы реализации программы.

Первый этап – анамнестический: диагностика и формирование банка данных

1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой психолого – педагогической помощи:

- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

- изучение личности подопечного и выявление индивидуальных особенностей;

- установление открытых доверительных отношений с членами семьи, а также участниками образовательного процесса;

- за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);

- за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);

- за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок);

- за исполнением обязанностей опекунами.

4. Организация педагогической помощи подопечному:

- помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

- помощь в решении конфликтных ситуаций;

- помощь в выборе (записи) кружка или секции;

Второй этап - деятельностно-консультативный

Работа с обучающимися:

1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.

Работа с семьей:

1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным (диагностика детско – родительских отношений).

2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного (занятия с элементами тренинга на сплочение членов семьи, создание позиции значимости и необходимости семейных ценностей).

3.Психолого- педагогическое просвещение опекуна.

4.Психолого –педагогическое просвещение и консультации педагогов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с обучающимся с учетом выработанных рекомендаций


1. Аксенов А.М. Создание в школе-интернате психолого-медико-педагогической и материально-технической базы, способствующей улучшению постинтернатной адаптации воспитанников : дис. … к.пед.наук. – Тула, 2003.

3. Басюк В.С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. – М. : Полиграф сервис, 2001.

7. Семья Г.В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М. : Полиграф артс, 2001.

8. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. – М. : Айрис Пресс, 2004.

9. Шипицына Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот; социально-эмоциональные проблемы. – СПб., 2000.

10. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. – СПб., 1997.

Сегодня в связи с ростом числа социально дезадаптированных детей особенно остро стоит проблема воспитания детей-сирот. Дети, воспитывающиеся вне семьи (биологические и социальные сироты), характеризуются запаздыванием и отклонением в здоровье и становлении личности 4 вследствие часто неблагоприятного течения перинатального периода развития, тяжелых условий жизни в раннем детстве, лишения возможностей взаимодействовать с широкой социальной средой. Условия сиротства влекут формирование специфической личности, не всегда подготовленной к взрослой жизни.

Общая проблема особенностей развития ребенка-сироты и социально-педагогической работы в учреждениях интернатного типа рассматривалась в трудах Ю.В. Васильковой, Т.И. Шульги, Н.А. Аблятипова, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, Р.В. Овчаровой и др. Вопросы социально-психологической и социально-педагогической помощи детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа, представлены в работах Т.И. Шульги, Г.В. Семьи, Л.Я. Олиференко, А.В. Быкова и др.

Многие авторы принимали непосредственное участие в разработке и создании муниципальной системы социальной и психолого-педагогической поддержки детства (Л.Н. Антонова, А.В. Быков, В.А. Иванников, А.Е. Рацимор, Л.Я. Олиференко и др.

Проблемы и последствия социального сиротства, вопросы организации работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях учреждений для таких детей отражены в работах И.Ф. Дементьевой, А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского.

В исследованиях И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.П. Прихожан, Н.Н. Толстых проанализированы особенности деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и особенности детей, воспитывающихся в них.

Анализ особенностей развития личности ребенка в условиях детского дома, школ-интернатов показал, что лишение детей материнской заботы катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом развитии.

Для создания оптимальных условий развития социально адаптированной личности в школе-интернате на современном этапе были введены инновационные компоненты в его воспитательную систему. Психологи, педагоги, другие специалисты ведут поиск новых, более эффективных путей социально-психолого-педагогического изучения сирот и воздействия, способствующих разностороннему развитию детей и коррекции недостатков их психофизического состояния. Необходимым условием полноценного воздействия является слаженность системы работы разных служб детского дома.

Специалисты полагают [3; 10], что ребенку, воспитывающемуся вне семьи, уже на самых ранних этапах онтогенеза требуется индивидуальное медико-психолого-педагогическое сопровождение его развития.

Под сопровождением понимается метод [3], обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом понимается как развивающийся человек, так и развивающая система.

В отличие от академической науки, в рамках психотехнической науки ребенок рассматривается как субъект. Это значит, с точки зрения теории, что ничто не может быть изменено во внутреннем мире ребенка помимо его собственной воли, собственного желания.

Идет взаимодействие с ребенком, предложение ему различных путей решения задач. Ведь задача не в том, чтобы заглянуть в его внутренний мир, узнать как он устроен, его отношения с миром и с самим собой, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления

Сопровождение – это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. Благодаря сопровождению становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка.

Следовательно, сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:

  • диагностика существа возникшей проблемы;
  • информация о путях возможного решения проблемы;
  • консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
  • первичная помощь при реализации плана решения.

По мнению известных ученых – исследователей Л.М. Шипицыной, Е.И. [9] Казаковой, основными принципами сопровождения ребенка-сироты являются:

  • рекомендательный характер советов сопровождающего;
  • приоритет интересов сопровождаемого ребенка;
  • непрерывность сопровождения;
  • комплексный подход сопровождения;
  • стремление к автономизации.

Особую роль сопровождение играет:

  • при переходе с одного этапа обучения на другой;
  • при переходе в систему профессионального образования;
  • при необходимости выбора коррекционно-развивающих программ;
  • при необходимости системных изменений в школе-интернате.

Эффективность реализации программы сопровождения ребенка-сироты в Киреевской школе-интернате заключается в сотрудничестве и единстве действий медиков, психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников (рис. 1).


Рис. 1. Сопровождение развития ребенка-сироты в условиях школы-интерната

Основой скоординированных действий медико-психолого-педагогического направлений является работа школьного консилиума, заседания которого проводятся в соответствии с утвержденным алгоритмом (таблица 1).

Читайте также: