Психолого педагогическое сопровождение детей с рас в условиях доу

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время актуальным становится инклюзивная практика, которая дает возможность обучать ребенка с РАС в условиях учреждения общего типа и тем самым расширяет его социальные контакты, способствует его социальной адаптации. А также удовлетворяет особые образовательные потребности такого ребенка и способствует полноценному его развитию.

Современные отечественные исследователи Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, разработавшие концепцию интегрированного обучения, предлагают несколько моделей: постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная и эпизодическая [2; 6]. Модель постоянной полной интеграции, по мнению авторов, является моделью инклюзивного образования. Следовательно, по мнению Т.Ю. Четвериковой, инклюзия становится частным случаем интегрированного обучения [5].

Параллельно с предоставлением права на совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием ученые настаивают на обязательном проведении коррекционной работы с нуждающимися дошкольниками [2; 3; 4]. В связи с этим, повышается значимость психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с РАС учитывая их проблемы в развитии и особые образовательные потребности.

Особенностью психолого-педагогического сопровождения в нашем учреждении является комплексная поддержка в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка с РАС [1]. Целью такого сопровождения в инклюзивном образовании становится непрерывная поддержка дошкольников с РАС силами всех специалистов через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории развития таких детей. Данный подход позволяет реализовать идеи междисциплинарной команды, а также своевременно оказать необходимую психолого-медико-педагогическую помощь в дошкольном возрасте, обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательной школе.

В исследованиях М.М. Семаго указывается на то, что междисциплинарная команда должна систематически организовывать коррекционную работу [3]. Примером такой команды в нашем детском саду является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Приоритетным направлением деятельности ПМПк становится выявление недостатков в развитии детей с РАС и организация коррекционной работы на максимально раннем этапе. Такая форма работы проводится постоянно в течение учебного года и предполагает объединение педагогических работников общими целями, направленными на разработку и реализацию стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в условиях инклюзии.

С каждым годом количество детей имеющие РАС увеличивается, причем у всех детей наблюдаются разные формы расстройства, в последнее время наблюдается тенденция сочетанных нарушений. Так например, у Вани Б, по классификации О.С. Никольской была первая группа, а у Никита и Коли С. - третья группа.

Исходя из сказанного выше ребёнок с аутизмом живёт в особом мире, который закрыт от всех. Все за пределами этого мира вызывает у него непреодолимый страх и отвержение.

Во всех случаях мы наблюдали нарушение социального взаимодействия. Это представлялось тем, что ребенок проявлял холодность и безразличие даже к близким, часто сочетающиеся с повышенной ранимостью, чувствительностью к малейшему замечанию в свой адрес. В некоторых случаях наблюдается проявление агрессии.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом аутизма в детском саду осуществляется комплексно, в тесной взаимосвязи между всеми специалистами в трёх направлениях:

1. психолого-педагогическая диагностика;

2. коррекционная работа с ребёнком;

3. поддержка семьи аутичного ребёнка.

Психолого-педагогическая диагностика осуществляется всеми специалистами детского сада. Комплексная диагностика раскрывает всю структуру аномалии психического развития аутичного ребенка, степень и структуру дефекта. Опираясь на эти данные, каждый педагог ведет собственное обследование, определяет конкретные задачи обучения, вырабатывает методику работы. Общий анализ позволяет получить информацию об особенностях усвоения знаний ребенком, о его поведении.

На каждом этапе совместной работы специалисты, обследуя ребенка, оценивают динамику его развития в процессе коррекции. Диагностика развития, таким образом, не является одномоментным срезом, а проходит через всю коррекционную работу. По полученным данным на базе нашего учреждения создаем индивидуальную программу развития (СИПР), в этой программе ведущую роль играет расписание, а так же технология тьютерского сопровождения, что включает: традицию приветствия, традицию следования расписанию, традицию тактильных ощущений (обнимание, прижимания, поглаживания).

Целью специальной индивидуальной программы развития состоит в преодолении негативизма при общении и установлении контакта с ребенком и развитии познавательных процессов в соответствии с индивидуальными возможностями. В соответствии с поставленной целью, решались следующие задачи:

-развитие произвольного внимания;

- развитие умение группировать предметы по: размеру, цвету, названию, форме;

- развитие мелкой моторики;

-смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта у ребенка;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Важным в работе с аутичным ребенком становится специфика построения коррекционной работы. Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом.

На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания. В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками. Важна совместная деятельность: педагог и ребенок.

На второй этапе работы идет формирование устойчивого пространственно - временного стереотипа занятия. Такой стереотип дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игрового взаимодействия, что позволяет их постепенно все более дифференцировать и осмыслять. Условием формирования такого стереотипа является построение специалистом определенного пространственно временного порядка занятия. В то же время, этот порядок никогда не формируется слишком жестко, поскольку пластичность ребенка в отношениях с окружающим является необходимым условием развития, дает возможности нахождения новых точек соприкосновения, формирования новых эпизодов взаимодействия.

Третий этап работы предполагает развитие смыслового стереотипа занятия. Возникновение активной избирательности и развитие положительно окрашенной индивидуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленными и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, открывает возможность для более сложного эмоционального осмысления детьми происходящего. В созданной учебной ситуации ребенок на занятие повторяет у доски, правильно показывает предметы.

Полноценное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с аутизмом не может осуществляться без тесного взаимодействия с его близким семейным окружением. Работа с родителями проводится в рамках консультативного пункта. Основными задачами, которого является:

- оказание всесторонней помощи родителям;

- формирование адекватных детско-родительских отношений;

- создание условий для решения конфликтных ситуаций между родителями детей, посещающие учреждение.

При индивидуальной работе с родителями в рамках индивидуальной консультации происходит сбор информации, выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей ребенка, осуществляется поддержка семьи аутичного ребёнка, которая предусматривает, снижение эмоционального дискомфорта в связи с диагнозом ребёнка., поддержание уверенности родителей в возможностях ребёнка.

-Формирование у родителей адекватного отношения к состоянию ребёнка.

Мероприятия, проводимые в рамках работы консультативного пункта, помогают повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития детей, а также снизить количество конфликтных ситуаций возникающих в семье.

Одной из ведущих особенностей коррекционной работы является, то, что наша командная форма работы помогает подбирать для ребенка такие занятия, которые не требуют больших усилий, точных движений, речевого взаимодействия и в то же время быстро дающие эмоционально яркий эффект. А также незаметно для ребенка облегчает осуществление даже простых заданий. Мы опираемся на удовольствие, которое ребенок получает от результата своей работы, мы стараемся подвести ребенка перед необходимостью совершать все новые необходимые для достижения результата подготовительные действия. Усвоение в ходе совместной игры новых навыков предметного действия позволяет нам все более усложнять взаимодействие.

В решении задач речевого развития мы так же выбрали технологию коррекционной работы исходя из следствия нарушения общения, в основе нашей работы лежит преодоление затруднения контакта с окружающими. Из нашего опыта мы видим, что работа по развитию речи независимо от вариантов речевых расстройств необходимо выполнять исходя из определенных условий. В первую очередь нужно много разговаривать с ребенком, объяснять происходящее вокруг, говорить новые слова, не требуя немедленного их повторения, при этом обязательно это нужно закреплять родителям в домашней обстановке. Ребенка имеющего РАС обязательно нужно активно включать в разные деятельности, его нужно вовлекать в обсуждение планов на предстоящий день, обговаривать их в процессе исполнения, затем оценивать прошедший день. С течением времени ребенок начинает вникать в знакомые ситуации, что говорит о подключении следующего этапа, это постепенный переход к составлению планов на более длительные сроки. Обязательно нужно давать возможность детям регулировать свои действия с помощью речевого планирования.

Следующий этап развития ребенка является обучение бытовым навыкам. Эмоциональное освоение происходящего вокруг, формирование активного отношения, заинтересованности в окружающем необходимы для адекватного приспособления аутичного ребенка к жизни семьи, преодоления его негативизма, капризов, обучения самым простым навыкам бытового поведения, самообслуживания, следования распорядку дня. Освоение таким ребенком необходимых бытовых навыков происходит в длительном взаимодействии с близкими и требует от них большого терпения.

После того как научили элементарным бытовым навыкам, переходим на обретение окружающего мира аутичного ребенка. Обязательно здесь важным моментом является смягчение тревоги, страхов аутичных детей, формирование эмоционально положительного отношения к окружающему, возможности взаимодействия со взрослыми позволяют обогатить знания ребенка об окружающем мире, умение активно ориентироваться в нем. Необходимо организовать совместное активное обследование привычных предметов обихода, любимых игрушек. При этом задачей является не столько обогащение сенсорного опыта, сколько соединение внутренних впечатлений с функциями реального предмета исследования, его значением в жизни ребенка, закрепление этих связей в речи. Необходима постоянная работа, обеспечивающая развитие у ребенка навыка ориентировки в окружающем. Игры, занятия с ребенком должны отражать смену природных условий. Наблюдая за жизнью птиц, животных, растений, ухаживая за ними, ребенок подходит к осознанию и выделению "живого", сопереживанию живому, ответственности за него. Необходимо, хотя это, вероятно, труднее всего, знакомить аутичного ребенка с жизнью других детей. Для того чтобы обогатить эмоциональный опыт аутичного ребенка, целесообразно приобщение его к детским праздникам, походам в зоопарк, цирк, на просмотр мультфильма. Все эти мероприятия, помогают аутичному ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире, эмоционально тонизируют его, формируют разнообразные связи, социальные интересы, помогают постепенно преодолевать его аутистическую изоляцию, позволяют включить его в процесс дальнейшего школьного обучения.

В целом эффективность психолого-педагогического сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования устанавливалась посредством разработанных критериев. В соответствии с рекомендациями ученых (М.М.Семаго, Н.Д.Шматко, С.Н. Сорокоумова, Л.М. Шипицына) были получены положительные результаты, реализации индивдуального коррекционного маршрута. Мы наблюдали положительный эмоциональный настрой всех детей к детскому саду, у некоторых дошкольников с РАС появились предпосылки к речевому развитии. Зафиксированы положительные изменения в межличностном взаимодействии всех детей, появился интерес к занятиям познавательного характера, повысился уровень развития произвольности психических процессов (памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения). В настоящее время дети с РАС могут правильно выполнять инструкции.

Таким образом, результатом психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования становится полноценное и гармоничное развитие личности, а также адаптация этой личности в современном мире. Из нашего опыта видно, что родители которые создают ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, в последующем постепенно переходят к обучению новым навыкам и формам поведения. Важно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. Как показывает практика, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность. Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не „включат" в поле своего внимания. Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает предмет), можно осторожно подключать речевое сопровождение, „забывая" называть предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово. Если ребенок погружен в игры- манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — „строим поезд", разбрасывание кусочков бумаги „устроим салют". Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение. Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти занятия. Однако если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость. Важно не переусердствовать: каждый ребенок имеет право побыть один. Не перегружайте его своим присутствием, давайте ему отдохнуть.

Список литературы

1. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман; ред.-сост. А.Н. Тубельский, А.О. Зверев. – М.: Мирос, 2002. – 296 с.

2. Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 6. – С. 3-10.

3. Семаго, М.М. Ребенок и образовательная среда: структурно-информационный подход. // Известия РАО. – 2006. – № 2. – С. 81-90.

4. Сорокоумова, С.Н. Организация психологической помощи в условиях инклюзивного образования // Приволжский научный журнал. – 2011. – № 3. – С. 214- 218.

5. Четверикова, Т.Ю. Инклюзивное образование как педагогический феномен / Т.Ю. Четверикова // В мире научных открытий. – 2013. – №11.7 (47). – С. 326 – 331.

6. Шматко, Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 5. – С. 12-19.

7. Шипицына, Л.М. Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова. – СПб.: Детство-пресс. – 2002. – 528 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация сопровождения детей с РАС

в дошкольной образовательной организации

воспитатель МОУ Д/с № 250

Красноармейского района

г. Волгограда

Руденко Ирина Николаевна

Что такое РАС? В настоящее время детский аутизм рассматривают как группу неспецифических синдромов разного происхождения, получивших определение расстройства аутистического спектра (РАС ). Детский аутизм – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения и социального взаимодействия. Своеобразие аутистического развития заключается в том, что аутичный ребенок, обладая достаточными речевыми и интеллектуальными возможностями, не стремится их использовать в реальной жизни, во взаимодействии с окружающими. В настоящее время во всем мире отмечается значительное увеличение числа детей с аутистическими нарушениями. Если 20 лет назад отмечалось 3—4 случая детского аутизма на 10 000 детей, то сейчас от 10 до 20. Увеличение числа детей с аутизмом обуславливает необходимость оказания им адекватной и своевременной коррекционной помощи. Аутичный ребенок постоянно нуждается в поддержке и стимуляции для более успешного развития и социальной адаптации. Этого можно добиться, если семья аутичного ребенка встречает понимание своих нужд и потребностей со стороны общества и различных общественных институтов: детского сада, школы, социального окружения.

В основу психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в дошкольной образовательной организации заложен деятельностный подход, осуществление которого предполагает:

1. Определение индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей воспитанника с РАС.

2. Определение и создание специальных условий, способствующих адаптации, социализации и освоению адаптированной образовательной программы (АОП) в соответствии с рекомендациями ПМПК.

3. Оказание помощи в адаптации, социализации воспитанника с РАС.

4. Индивидуализация содержания, организации и методов образования и коррекционной помощи – разработка индивидуальной адаптированной образовательной программы (АОП), индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения.

5. Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у воспитанника с РАС.

6. Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания родителям (законным представителям) воспитанника с РАС.

7. Мониторинг динамики развития воспитанника с РАС и успешности в освоении АОП, корректировка коррекционных мероприятий.

Для аутичных детей с разным уровнем психофизического развития, возможны различные формы интеграции:

– полная, когда ребенок с отклонениями в развитии вливается в обычные группы детского сада; эти дети по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов;

– комбинированная интеграция: они по одному-два человека вливаются в массовые группы, получая систематическую коррекционную помощь;

– частичная и, особенно, временная интеграция, способствующие их ранней социализации (для большинства детей с отклонениями в развитии и для аутичных детей).

Исследователи отмечают в клубке поведенческих проблем аутичных детей – активный негативизм, под которым понимается отказ ребенка делать что-либо вместе со взрослыми, уход от ситуации обучения, произвольной организации. Это одна из основных трудностей в организации обучения и воспитания. Проявления негативизма могут сопровождаться усилением аутостимуляции, физическим сопротивлением, криком, агрессией, самоагрессией. Негативизм вырабатывается и закрепляется в результате непонимания трудностей ребенка, неправильно выбранного уровня взаимодействия с ним. Такие ошибки возникают в связи с тем, что взрослые ориентируются на достижения и способности ребенка, которые он демонстрирует в русле аутостимуляции, в той области, которой он ловок и сообразителен. Но произвольно повторить свои достижения ребенок не может, понять и приять это близким людям почти невозможно. Завышенные же требования рождают у него страх взаимодействия, разрушают существующие формы общения.

В большинстве случаев поведенческие проблемы снимаются при правильной организации жизни ребенка.

не говорить громко;

не делать резких движений;

не смотреть пристально в глаза;

не обращаться прямо к ребёнку;

не быть слишком активным и навязчивым.

Для такого ребенка прежде всего важны личные отношения. Такой ребенок должен сидеть рядом и дополнительно к общей инструкции, необходимо обратиться к нему лично. Желательно, чтобы воспитатель создал ребенку хорошую репутацию в глазах других воспитанников и их родителей. Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для педагогов, важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выражены. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Опыт применения песочной арт-терапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Формирование навыков сотрудничества у ребенка с РАС

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет)


Становление системы оказания комплексной помощи детям с РАС является одной из самых острых проблем современного этапа развития образования.

Расстройства аутистического спектра характеризуются нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них отсутствуют общие интересы с другими людьми. Возможность находиться в группе сверстников, участвовать в совместной деятельности, пусть и с организующей помощью взрослого, может дать особым детям необходимый опыт социального взаимодействия, стимулирует развитие коммуникативных навыков, способствует возникновению или повышению самостоятельности. Именно на это ориентированы родители ребенка с РАС, когда планируют его включение в коррекционную группу дошкольной образовательной организации. Поэтому дети с тяжелыми проявлениями аутизма, нуждаются в комплексном обеспечении необходимого объема коррекционно-воспитательной индивидуальной деятельности, позволяющей сформировать базовые навыки.

В нашем саду, при разработке модели работы с такими детьми в условиях дошкольной организации задействованы специалисты всего педагогического состава, максимально использующие разработанные методы специальной помощи детям с аутизмом. Для этого в группе компенсирующей направленности для детей с РАС, кроме воспитателей, работают учитель — дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, которые диагностируют детей, проводят индивидуальные и фронтальные занятия с ними. Также дети обеспечены медицинским сопровождением, им оказывают помощь врачи детской поликлиники — педиатр, психиатр и средний медицинский персонал детского сада. Медицинские сестры детского сада органично включаются в работу по оздоровлению детей: присутствуют на утреннем приеме зимой и весной в целях профилактики распространения вирусных инфекций гриппа и ОРВИ, при соблюдении прививочного режима, обеспечивают санитарно-гигиенических условия для нахождения детей в детском саду. А сотрудники отдела социального обеспечения защиты населения оказывают необходимую помощь родителям.

Специалистами нашего сада были определены основные этапы и разработаны направления работы.

Основные этапы инаправления коррекционно-развивающей работы с детьми сРАС

Этапы

Направления коррекционно-развивающей работы

Взаимодействие с семьей

Сбор данных о понимании речи, ее коммуникативной направленности, оценка познавательного и социального развития.

Диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка.

Проведение педагогической диагностики.

и тесного контакта с родителями.

Взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка крупной и тонкой моторики, определение ведущей руки.

Установление контакта с взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов.

Адаптация к новым условиям; формирование навыков самообслуживания.

Ознакомление родителей с психическими особенностями ребенка.

Составление адаптированной образовательной и рабочей программ, индивидуальных программ для детей, активация речи с помощью жестов, коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, памяти, мышления, речи.

Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

Составление адаптированной образовательной и рабочей программ.

Активация речи с помощью жестов, песенок- потешек, прибауток в ходе развивающих игр.

Индивидуальные консультации для родителей, ознакомление с адаптированной программой и индивидуальными программами детей.

Развитие познавательной сферы (ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, коммуникативных способностей, развитие общей и мелкой моторики; формирование предметной конструктивной и игровой деятельности).

Формирование у ребенка целенаправленного поведения.

Формирование навыков продуктивной деятельности (ИЗО, лепка аппликация), навыков сюжетной игры Развитие познавательной сферы (ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, коммуникативных способностей, развитие общей и мелкой моторики; формирование предметной конструктивной и игровой деятельности).

Консультации для родителей (групповые подгрупповые и индивидуальные) по ознакомлению с методиками воспитательной работы аутичного ребенка: организации его режима, привитие навыков самообслуживания.

Обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; речевое комментирование ребенком его действий.

Внесение коррективов в индивидуальные программы детей.

Преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма.

Реализация коррекционно-развивающих задач по коммуникации и социализации ребенка в обществе, расширение представлений об окружающем мире.

Консультации для родителей (групповые подгрупповые и индивидуальные) по ознакомлению с методиками преодоления отрицательных форм поведения.

В диагностический период специалисты проводят следующую работу: идет сбор данных об особенностях психофизического развития ребенка; проводится первичная консультация семьи с ребенком; обобщаются полученные данные; проводится первичная психолого-педагогическая диагностика развития ребенка; обобщаются ее результаты; составляются индивидуальные маршруты; уточняется содержание форм, методов и приемов образовательной деятельности. Оценка эффективности прохождения этого периода происходит посредством проведения сравнительного анализа данных. Педагоги составляют таблицу, которую заполняют в течение каждой недели на протяжении всего периода. При составлении таблицы учитываются основные образовательные области с развивающими направлениями и назначением ответственных специалистов. В конце недели подводится оценка участия ребенка: навык сформирован частично (1балл); навык сформирован полностью (2 балла); навык не сформирован (0 баллов).

Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС. Особенно когда включение в детский коллектив становится первым шагом к началу самостоятельности, выходом из привычного окружения семьи.

Адаптационный этап характеризуется установлением контакта с взрослыми, по возможности со сверстниками, приспособлениями к новым условиям среды в группе, помещениям детского сада (физкультурный зал, музыкальный зал, кабинеты учителя-дефектолога, педагога-психолога, сенсорная комната) и отличается достаточной продолжительностью. Если у нормотипичных детей длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОО в среднем составляет месяц. То для детей с РАС время прохождения этого периода может увеличиваться до 2-х месяцев и больше. По результатам нашей работы, мы пришли к выводу, что наряду с диагностическим, более целесообразно проводить и адаптационный этап. Так как, в силу ряда своих особенностей, аутичный ребенок испытывает значительные трудности в процессе адаптации (адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации), то совместное проведение этих этапов позволяет ребенку пройти адаптацию более незаметно и безболезненно.

После проведения диагностического и адаптационного этапов наступает время активирующего этапа, во время которого по завершению проведенной диагностики, наши педагоги проводят обобщение, и анализ результатов. Затем, на заседании консилиума ПМПк, специалисты предлагают свои цели и задачи направления работы для индивидуальных программ сопровождения, которые утверждают на консилиуме. Именно на этом этапе специалистами составляются рабочие программы педагогов и разрабатываются индивидуальные программы детей.

Формирующий икорригирующий этапы являются основными в коррекционной работе. Нашими специалистами были определены приоритетные формы оказания психолого-педагогической помощи и обеспечения уровня сопровождения, позволяющие таким детям получать максимальный развивающий эффект от нахождения в дошкольной образовательной организации. Главным принципом работы с данной категорией детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится и просто так не появится.

Периоды коррекционно-развивающей работы

1 период — установление контакта. В ходе данного этапа педагоги выясняют, что является для ребенка поощрением, а в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы — волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).

2 период — формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Мы стараемся соблюдать принцип постепенности и дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Например, сначала на занятии по продуктивной деятельности (лепке) предлагаем ребенку слепить колбаску, путем раскатывания куска пластилина внутренней стороной ладони; на следующем занятии ребенку нужно превратить эту колбаску в змейку с глазками и длинным язычком; затем, когда ребенок научился лепить змею, мы постепенно вносим не-большие новые элементы вариативности (превратить змею в улитку), при этом большую роль играет помощь педагога, особенно физическая (рука в руке), направляющая ребенка на выполнение действия.

Инструкции и задания во время образовательной деятельности формулируем четко и кратко. Подкрепляем желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.

3 период — развитие познавательной сферы. На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.

В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Взаимодействие и согласованность специалистов и воспитателей, работающих в компенсирующей группе, обеспечивает эффективную коррекционно-воспитательную работу.

Только при соблюдении и использовании в работе этих этапов, у ребенка с аутизмом будут формироваться исключительные, единственные и неповторимые отношения с окружающей действительностью. Модель такого сопровождения детей с РАС совершенствуется, уточняется и насыщается собственными методическими разработками и формами коррекционной работы в нашем ДОУ. Практика специалистов и опыт родителей подтверждают, что комплексный подход приводит к реально ощутимым результатам: быстрее формируются навыки самообслуживания, навыки учебной деятельности, приобретаются навыки социального поведения. Все специалисты отмечают положительную динамику развития детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, коррекционная работа, коррекционно-развивающая работа, образовательная деятельность, установление контакта, адаптационный этап, индивидуальная программа детей, познавательная сфера, социальное взаимодействие.

Похожие статьи

Примерная индивидуально ориентированная программа работы.

Ресурсы ребенка: уребенка отмечена познавательная активность, деятельность целенаправленная.

Формы, режим работы: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с ребенком 1–2 раза в неделю, подгрупповая коррекционно-развивающая.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

б). коррекционно-развивающие: развивать сенсомоторную сферу ребенка; развивать познавательную активность ребенка; развитие психических функций ребенка в процессе совместной и самостоятельной деятельности; развивать эмоционально-волевую сферу.

Индивидуально ориентированная программа работы.

Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе. ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук, голубой.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми.

Примерная коррекционно-развивающая программа для.

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Коррекционно-развивающую работу с ребенком раннего возраста можно условно

Этапы комплексной коррекционной помощи детям раннего имладшего дошкольного возраста

Необходимым условием данного этапа является прохождение ребенком адаптационного.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей.

Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.

Работа с детьмистроится в двух направлениях: индивидуальная работа и участие в подгрупповых занятиях.

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации.

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР.

Группа детей с задержкой психического развития состоит из детей младшего и среднего

Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие памяти, внимания

формирование у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и.

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей.

Коррекционно-развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Читайте также: