Психолого педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения в школе

Обновлено: 29.06.2024

Автор: Сапронова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1596 ДО №1889
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Программа
Тема: Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения как часть адаптированной образовательной программы
Раздел: дошкольное образование

Учитель-дефектолог: Сапронова Ирина Владимировна

ГБОУ Гимназия № 1596, ДО №1889, г. Москва, Российская Федерация

Программа индивидуального сопровождения ребенка с

нарушением зрения как часть адаптированной

образовательной программы

Особенности

психолого-педагогического сопровождения детей с

нарушением зрения в условиях образовательного учреждения……………5

Гл а в а II

индивидуального

сопровождения

ограниченными возможностями здоровья…………………………………….19

Литература, используемая для составления индивидуальной программы:

Список использованной литературы. ………………………………. 34

В настоящее время

в России, в силу целого ряда причин, намечается

возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна,

однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в

В условиях модернизации российского образования особую актуальность

воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–

организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу

имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Но,

несмотря на это, такие дети могут учиться по специальным программам и со

специально подготовленными педагогами, знающими, как с ними работать.

здоровых сверстников. Зная особенности таких детей, педагогам будет легче

разработать и внедрить в практику работы задачи их успешной социализации в

доступные виды деятельности и социальные отношения, учитывая:

- характер инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного

аппарата, психические, и общие заболевания);

(тип ВНД, темперамент, характер

психических процессов и др.).

- недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность);

участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной,

трудовой, коммуникативной), что лишает их нормальной социализации. Как

следствие, взрослые стремятся уберечь такого ребенка от взаимодействия с

социумом, что не способствует формированию и развитию личности ребенка;

- ограниченные возможности для общения (ограничение мобильности и

независимости, условия воспитания: мир,

обучение на дому, незнание педагогом особенностей ребенка, недостаточное

общение со сверстниками, гиперопека).

Образование таких детей предусматривает создание для них специальной

пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление,

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-

инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий

их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни

общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной

и социальной деятельности.

Актуальность проблемы

заключается в том, что современная школа

должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно

учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и

сопровождения ребенка с нарушение зрения и речи, способствующей наиболее

успешному обучению ребенка данной категории.

Задачами работы являются:

Изучение общей и специальной литературы по проблеме;

Подбор и описание направлений работы с ребенком с ОВЗ;

индивидуального сопровождения для ребенка с нарушениями зрения

Мы предполагаем, что для получения общего образования детьми с ОВЗ в

развития, индивидуальных возможностей. Мы считаем, что включение ребенка

каждого конкретного ребенка, будет способствовать полноценному развитию

ребенка и его социализации в обществе.

Особенности

психолого-педагогического

сопровождения

детей с нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include -

заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для

общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования

положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая

обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для

образование - процесс развития общего образования, который подразумевает

Главный принцип инклюзивного образования – «не ребенок подгоняется

сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на

развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в

(Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.

д.). Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает

знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нор-

мально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям,

уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок

образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.

Психолого – педагогические особенности детей и подростков с

нарушениями зрения

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-

90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное

или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и

основных зрительных функций:

1) центрального зрения;

2) периферического зрения;

3) бинокулярного зрения;

Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну

минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0). Узнавание формы

предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается

на 3—4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7—13 годам.

Совершенствуется оно в процессе накопления жизненного опыта. Нормальное

бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и

мышечного аппаратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприятие

чаще всего нарушено. Одним из признаков нарушения бинокулярного зрения

является косоглазие — отклонение одного глаза от правильного симметричного

синтеза, вызывает замедленность темпов выполнения движений, нарушение

воспринимать предметы и действия во взаимосвязи, испытывая сложности в

слежении за движущимися предметами (мячом, воланом и др.), степени их

удаленности. В связи с этим таким детям надо давать больше времени для

рассматривания предметов и динамического восприятия, а также словесного

описания тех предметов и действий, которые учащимся предстоит наблюдать

самостоятельно. Важным средством развития бинокулярного зрения являются

различные виды бытового труда и игровой деятельности: игра в мяч, кегли и

др., моделирование и конструирование из бумаги (оригами), картона, занятия с

мозаикой, плетение и т. п.

восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки

движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется

полем зрения. Поле зрения — это пространство, которое воспринимается одним

глазом при его неподвижном положении.

Степень выраженности отставания в психическом развитии зависит от

этиологии, тяжести и времени возникновения дефектов зрения, а также от

Особенностями психического развития слепых и слабовидящих детей является

представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний.

Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и

ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его

медлительность. Такие дети, часто пытаются "скрыть" или отрицать дефект,

если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и

чувствительны к критике.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные

обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной

проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном

поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще

астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания

играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в

виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще,

чем их нормально видящие сверстники.

Постоянно высокое эмоциональное

эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и

торможения в коре головного мозга.

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас

низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу

от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности

часто переключается на второстепенные объекты.

патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих

запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только

недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной

нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный

нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим

дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической

памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема

категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при

отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость

вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в

его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида

мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет.

Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был

сформирован ранее образ воспринимаемого объекта.

степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий,

физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения

силуэтных изображений не однозначен. Из всех видов изображений лучше

всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную к

форме изображений информацию. Значительно сложнее дети с нарушением

зрения ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Чем сложнее

форма предмета и менее приближена к геометрическим формам, тем труднее

дети опознают объект. При восприятии контурных изображений успешность

опознания зависит от четкости, контрастности и толщины линии. Так, линии

воспринимают быстрее всего.

окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании

отдельных признаков, доступных их восприятию. Тифлопсихологи утверждают,

что дети с нарушением зрения проходят те же стадии в развитии мышления и

примерно в том же возрасте и могут решать задачи, не опираясь на зрительные

восприятия. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются,

отличия. У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире

(особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не

вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или

Особенности физического развития и двигательных нарушений

возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными

представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза

при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается

координация и точность движений.

Особенности речевого развития детей с нарушением зрения

недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения,

стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их

бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым

ребенку предметом, его признаком или, наоборот, становится слишком общим,

Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном

движения губ во время разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при

звуковом анализе слова и его произношении.

Наиболее распространенным дефектом речи при слепоте и слабовидении у

дошкольников и младших школьников является косноязычие разного характера

- от сигматизма (неправильное произношение свистящих и шипящих звуков) до

Нарушения звуковой последовательности при написании слов в значительной

степени объясняется отсутствием или неполноценностью зрения. Дети при

письме из-за недостаточности звукового анализа слова делают пропуски букв,

замены или перестановки.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов

последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной

Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает сбивчива, отрывочна,

особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики,

жеста, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи. Не

воспринимая совсем или плохо воспринимая зрительно большое количество

мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям

самые различные оттенки и значения, и не пользуясь в своей речи этими

средствами, слепые и слабовидящие дети существенно обедняют свою речь,

внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что

оказывает влияние на интонационное оформление речи, вызывая ее бедность и

деятельности, отрицательными попытками наладить контакты со зрячими. На

фоне этого у детей с нарушением зрения наблюдается неуверенность в своих

возможностях, снижается интерес к результату труда, не формируются умения

деятельность и ограничивая социальные контакты, может привести к целому

ряду отклонений в формировании и развитии личности слепых и слабовидящих

динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение

круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта,

отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как

следствие – недостаточность эмоциональной сферы.

массовых дошкольных образовательных учреждений. В детские дошкольные

учреждений знания проблем психофизического развития таких детей и тех

трудностей, которые возникают даже из-за частичной потери зрения ребенком.

детей с нарушением зрения является подготовка к самостоятельной жизни и

деятельности в естественном социальном окружении, формирование личности,

ответственность, принимать решения и действовать в быстро развивающемся

Детям с нарушением зрения сегодня вовсе не обязательно обучаться в

специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование

дошкольном учреждении или в школе. Здоровым же детям это позвoлит развить

толерантность и ответственность. Но не стоит забывать о том, что для этого

необходимо переустроить социальную среду, окружающую ребенка и создать

определенную систему помощи: медицинскую и психолого-педагогическую.

Дети с нарушением зрения могут обучаться в массовых школах, но

это не значит, что они не нуждаются в специальной тифлопедагогической

помощи. Эти дети могут стать неуспевающими учениками только по причине

нарушения зрения при условии, что им не будет оказана специальная помощь.

активной жизненной позиции, осознание способов самореализации и овладение

Данная программа создана для общеобразовательных школ с инклюзивным образованием, также можно адаптировать для ребенка с другими нарушениями , но не множественными.

ВложениеРазмер
progr.docx 23.68 КБ
programma_2.docx 22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Программа псхолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения.

Ф. И.О. ребенка: _________________________Возраст: 8 лет

Диагноз: Сходящееся косоглазие OU,атрофия зрительного нерва

Школа: _____________________________Класс: 2

Ф.И.О. родителей: _____________________________

Ф.И.О. основного педагога ___________________________

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Инструктор ЛФК _______________________________

Уровень развития познавательной сферы на нижней границе

возрастной нормы. Дефицит внимания, дисграфия, дислексия.

Замедленный темп учебной деятельности у ребенка с нарушением зрения.

Рекомендовано обучение по общеобразовательной программе школы в рамках инклюзивного образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута

на текущий период

Освоение образовательной программы за второй класс начальной ступени общеобразовательной школы на доступном ребенку уровне

Развитие школьной мотивации и умения удерживаться в рамках

Формирование пространственных представлений.

Развитие произвольного компонента деятельности

5 дней, 4–5 уроков в день, с 8:30 до 13.10.

Индивидуальные занятия со специалистами во внеучебные часы:

1 час с педагогом-психологом, 4 часа учитель-дефектолог и логопед.

Итого учебных часов в неделю – 23 ч, что соответствует нормам

Потребности ребенка – компенсация способностей: контролировать свое поведение, к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы.

Задачи на период

комната; рекреация и

Создание сенсорно обогащенной среды

При наблюдаемой утомляемости к концу урока

возможно посещение сенсомоторной комнаты;

Расписание, режим дня, алгоритмы деятельности

в картинках, речевые памятки крупными

буквами (белый фон, черный шрифт)

Все специалисты и родители

Приспособления для ориентации слабовидящего

Тетради в крупную клетку и линейку

Памятки с тезисами к каждому уроку

(сигнальные существенные признаки);

интерактивная доска (по мере необходимости на

уроках, не дольше 15 минут)

УМК основные : Русский язык, ФГОС,

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; Литературное

чтение, Климанова Л.Ф. и др.; Математика,

Я все умею делать сам, Т. Геронимус АСТ-Пресс

учебник – тетрадь; Биболетова М.З. «Английский

УМК дополнительные : Е.В. Мазанова

«Коррекция нарушений письменной речи /

Под ред. Н.Н. Яковлевой

Мама ребенка, воспитатели

Данный ребёнок обучается в соответствии с учебным планом ОУ Пятидневная рабочая неделя, занятия по 35 минут с динамическими паузами. Особенностью учебного плана является то, что каждый день ребенок посещает коррекционные занятия такие как: ЛФК, развитие мелкой моторики, социально-бытовая ориентировка, предметно-практическая деятельность , развитие сенсорных и познавательных процессов, коррекция и развитие речи, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающие занятия проводятся во II половине дня.

IV. Организация сопровождения

Специалисты службы сопровождения: Дефектолог, психолог, логопед, учитель(классный руководитель), музыкальный руководитель, инструктор по ЛФК, социальный педагог, медицинский работник.

Направления работы службы сопровождения:

- диагностическая работа проведение комплексного обследования ребёнка и подготовка рекомендаций по оказанию ему помощи в условиях ОУ;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и воспитания, коррекцию недостатков в психическом развитии ребенка в образовательного учреждения; способствует формированию универсальных знаний, умений и навыков.

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации; включает в себя консультирование специалистами.

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам. Осуществляется специалистами, руководителями ОУ.

Тематическое содержание этапов коррекционно-развивающей работы

Связь с ООП в соответствие с ФГОС

Проведение комплексного обследования ребёнка и подготовка рекомендаций по оказанию ему помощи в условиях ОУ

Дефектолог, психолог, учитель, логопед, соц. педагог

Отбор оптимальных для развития коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения и воспитания в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка.

Учет психолого-педагогической характеристики на ребенка

Дефектолог, психолог, учитель, логопед, соц педагог

Организация и проведение специалистами индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития

Системное воздействие на деятельность ребёнка, направленное на формирование универсальных ЗУН и коррекцию нарушений в развитии.

Учет тем, изучаемых по программам

Итоговая диагностика результативности

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Узкие специалисты с привлече-нием учителя и родителей

Функциональные обязанности специалистов

Обязанности учителя-дефектолога: Расширение и коррекция предметных представлений и конкретных способов обследования объектов через углубление знаний о предметах окружающего мира ,формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). Как координатор коррекционно-развивающей работы осуществляет взаимодействие с другими специалистами.

С психологом выстраивает: составление совместных программ методик коррекционной работы; совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности, совместная разработка рекомендаций для учителя и родителей, участие в ШПМПк ОУ.

С учителем,муз.руководителем и физ.работником осуществляет: посещение занятий и консультаций; изучение содержания программы по темам (с целью учёта уровня требований)

Взаимодействие с родителями: участие в родительских собраниях, организация консультаций групповых и индивидуальных, проведение анкетирования.

Взаимодействие с медицинским работником: изучение медицинских карт, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода.

Обязанности психолога: диагностика, коррекция и психопрофилактика личностной (эмоционально-волевой, поведенческой) сферы ребенка, консультирование родителей, воспитателей, родителей.

Обязанности логопеда: диагностика, коррекция и развитие речи ребенка. Логопедическое обследование учащихся, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. Результаты заносятся в речевую карту. Решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.

Обязанности социального педагога: занятость в доп. образовании (секции, кружки), контроль социальной обстановки в семье.

Обязанности учителя: обучение навыкам выполнения заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации , обеспечение выполнения всех рекомендаций учителя-дефектолога, психолога, логопеда. Формирование привычки к постоянному труду через применение в бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

Обязанности тьютора: сопровождение ребенка в течении дня, помощь в образовательной и социальной среде

Предварительный просмотр:

V. Психолого-педагогическое сопровождение

Формы оценки результатов

работы (динамика развития

работа с картинка-

на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве

Включенное наблюдение в ходе

Беседа с другими специалистами

Проверочные задания в виде игры

(расположение фигурок в пространстве, игра в прятки)

Развитие познавательных процессов

2 раза в неделю

внимание в продолжение15 минут; запоминание 7 слов из 10

Наблюдение за ходом занятия;

срезовая диагностика («10 отли-

Коррекция нарушений чтения и

сходных букв а-о, понимание смысла прочитан-

2 раза в неделю

Отсутствие ошибок на

написание букв а-о;

прочитанного текста из 3–4 предложений

Проверочные задания: диктант,

анализ письменных работ с

уроков и занятий.

Беседа с учителем, другими

поведения в школе

Разработка памяток по поведению в школе,

развитие умения у

поведения в школе,

действует в соответствии с

наравне с одноклассника-

Наблюдение на уроках.

Беседа с учителем и другими

VI. Освоение образовательной программы: не нуждается в изменении программы

Формы оценки индивидуаль-

ных достижений, результа-

тов учебной деятельности

Разделы программы на период:

1) Имя существитель-

ное. Собственное и

и множественное число

1) Научить различать

собственное и нари-

оформлять в письмен-

2) Научить выделять

глагол в тексте,

употреблять глагол в

(карточки на уроке,

занятия с логопедом)

1) Написание имени соб-

ственного с большой буквы,

а нарицательного – с ма-

ленькой. Знает правила

2) Безошибочное нахожде-

ние глагола по вопросам

(что делал? что сделал?),

верное обозначение двумя

линиями на письме. Правильно использует окончание глаголов в зависимости от числа на письме и в речи

1) Устный опрос на знание

определения частей речи,

способов выделения в текст

3) Работа с карточками, где

4) Логопедическая оценка

динамики развития пись-

менной и устной речи

VII. Формирование социальной компетентности

поведения в учебной ситуации (на уроке, и во внеурочное время)

готовится к уроку,

учителя на уроке,

записывает домашние задания

карточкам с алгоритмом деятельности на уроке,

собственной деятельности на уроке

Готовность к уроку,

выполненные письменные задания на уроке,

все домашние задания записаны в дневник.

Наблюдение в процессе урока и на

анализ общего для

специалистов дневника наблюдений

контролировать свою деятельность на уроке

поведение в учеб-

если оно не соответствует ситуации,

уметь обратиться за

помощью в ситуации затруднения

занятия со специалистами (психолог,

и занятия в классе

(учитель, тьютор, социальный педагог)

Освоение работы с

соответствие поведения учебной ситуации,

обращение за помощью к учителю,

Наблюдение в процессе урока,

анализ общего для специалистов дневника наблюдений,

учебной деятельности, беседа с родителями

VIII. Организация взаимодействия с семьей

Цель: взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности.

вовлечь родителей в образовательную деятельность ребенка;

содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка;

содействовать освоению родителями навыков анализа детских поступков, понимания их мотивации;

определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;

выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и ребенком;

формировать позитивное отношение родителей и детей к образовательному учреждению, к коллективу сверстников.

Ожидаемые результаты: привлечение родителей к делам и проблемам ОУ; оказание семье разнообразной специальной помощи; повышение педагогической культуры родителей; профилактика негативного семейного воспитания.

Основные направления организации работы с семьей:

организация диагностической работы по изучению семьи;

организация психолого-педагогического просвещения родителей;

привлечение семьи в совместную общественно значимую деятельность и досуга родителей и ребенка(по возможностям родителей);

активное включение в работу с семьей психолога, социального педагога, учителей и воспитателей;

оказание помощи родителям и воспитателям в развитии у ребенка социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

расширить сферу дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительские собрания; консультации по телефону, общение через официальный сайт школы; открытые занятия, развлечения; индивидуальные беседы.

IX. Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации педагогам на последующую ступень обучения:

Результативность использования данной программы.
Для контроля результативности использования данной программы сопровождения в течение курса используется диагностика, методы наблюдения, саморефлексия. На заключительном этапе использования программы можно увидеть улучшение социально-бытового ориентирования, сформированность представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Расширение круга интересов и сферы деятельности ребенка, повысить самооценку и поверить в свои собственные силы.

Примерный прогноз развития ребенка. Индивидуальная программа сопровождения предполагает улучшение психического и физического развития ребёнка, развитие навыков общения. Наметилась положительная динамика развития, поэтому необходимо сохранить познавательную и мотивационную направленность ребёнка на последующие ступени развития. Создавать условия для формирования здорового образа жизни ребёнка, оздоровление, профилактика соматических заболеваний и т.д. Посещать группы лечебной физкультуры. Медикаментозное лечение. Повышать эффективность процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствовать повышению самооценки, самореализации личности.Проанализировать семейную ситуацию, изменить меры наказания и поощрения ребёнка. Необходимо сохранять позитивную направленность ребёнка на последующие ступени развития.

Рекомендации педагогам на последующую ступень обучения .

Требования к организации занятий: ребенок быстро утомляется, поэтому требуется смена видов деятельности, обязательное проведение физкультминуток. Большее внимание уделять обучающей помощи. Тесное сотрудничество с родителями ребенка.

ГБОУ школа-интернат №1 им. К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Аннотация: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ - это комплексная система помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией. В данной статье будет представлен опыт организации службы сопровождения в школе для слепых и слабовидящих детей.

Ключевые слова: Психолого-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья, нарушение зрения, особые образовательные потребности.

Annotation: Psychological and pedagogical support of children with disabilities is a comprehensive system of assistance to a child and his parents in solving problems related to development, education, upbringing, and socialization. This article present the experience of organizing an escort service at school for blind and visually impaired children.

Keywords: Psychological and pedagogical support, disabilities, disabled children, visual impairment, special educational needs.

Специфика психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения заключается в организации грамотного сопровождения, осуществляемого с учётом интеллектуальных возможностей ребёнка, рекомендаций специалистов и врачей, в тесном сотрудничестве с семьёй. Исследованием особенностей психического развития слепых и слабовидящих занимались ряд авторов (А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, М. И. Земова, и др., которые описывают в своих работах физиологические, психические и психологические особенности детей с нарушением зрения. Современными тифлологическими исследованиями доказано, что в условиях адекватного воспитания и обучения слепых и слабовидящих происходит процесс компенсации, под которой понимается возмещение, преодоление утраченных или нарушенных функций, обусловливающие процесс перестройки психики, ее адаптации к новым условиям жизни имеющихся нарушений (Л. С. Выготский, Б. И. Коваленко, М. И. Земцова, А. И. Зотов, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.) [3, c. 21]. Имеют свои особенности и родители детей с нарушением зрения [5].

В статье представлен практический опыт организации службы психолого-педагогического сопровождения (Службы сопровождения) в школе-интернате №1 им. К. К. Грота. Перечисленные формы взаимодействия позволяют учитывать особенности участников образовательного процесса в организации психолого-педагогического сопровождения.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для обучения слепых и слабовидящих учащихся с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, направленной на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

• психологическая поддержка и сопровождение учащихся;

• диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития учащихся;

• содействие в построении индивидуальной траектории образования;

• содействие позитивной социализации учащихся;

• психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;

• содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;

• психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) учащихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.

Работа Службы сопровождения осуществляется по данным направлениям:

• психологическая диагностика (индивидуальная, групповая);

• организация взаимодействия участников образовательного процесса с целью решения задач сопровождения

Специалистами Службы сопровождения являются: социальный педагог, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. Ведущими специалистами являются педагоги-психологи.

Участники сопровождения: классные руководители, учителя, тьюторы, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

Основными организационными структурами, обеспечивающими обмен информацией и взаимодействие специалистов и участников сопровождения, являются:

- психолого-педагогические консилиумы (ППк)

- работа Службы медиации школы.

Особенности организации работы психолого-педагогического консилиума (ППк).

Целью работы ППк является созданиe оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Постоянными членами ППк являются специалисты сопровождения. ППк работает на основании соответствующего Положения, специалистами проводятся плановые и внеплановые заседания.

Основными задачами деятельности ППК являются:

• Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения.

• Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

• Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся, содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.

Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения учащегося конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:

• разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;

• разработку индивидуального учебного плана;

• адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;

• предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника, оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь

Особенности организации деятельности Родительского Клуба.

Целью деятельности Клуба является установление единства в воспитании учащихся педагогическим коллективом и семьёй, укрепление связей между семьёй и школой.

Основными задачами является:

• Объединение родителей и педагогов для взаимодействия в неформальной и доверительной атмосфере;

• Общение и обмен опытом в решении вопросов;

• Повышение психологической и педагогической грамотности родителей;

• Повышение ответственности родителей за выполнение обязанностей по воспитанию детей;

• Оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.

• Встречи в разных форматах (семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, занятия с элементами тренинга, творческие мастерские)

• Повышение педагогической культуры родителей с помощью привлечения других специалистов (обучение Брайлю, информационные встречи с учителями- предметниками)

Встречи Родительского Клуба организовываются и проводятся специалистами Службы сопровождения школы-интерната на регулярной основе (согласно расписанию) на территории школы или с применением дистанционных технологий.

Опыт создания современных ресурсов для оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса с применением дистанционных технологий.

Данный ресурс позволяет педагогам и администрации школы-интерната получать информацию о проблемах, возникших у учащихся и родителей и своевременно разрешать их,

снизить уровень конфликтности, получить психологическую помощь или консультацию. Для учащихся и родителей ресурс позволяет получить психологическую помощь или консультацию.

• снизить уровень напряжённости между участниками образовательного процесса;

• разрешить конфликтные ситуаций между учителями и родителями;

• улучшить взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Целью создания YouTube канала является привлечение творческого потенциала обучающихся, родительской общественности и педагогов к участию в совместной деятельности, а также организация взаимодействия и коммуникации с участниками образовательного процесса с применением дистанционных технологий.

На регулярной основе педагогами-психологами школы создаются короткие (7-10 мин.) ролики, снятые и смонтированные по заранее обсуждённому сценарию и плану на заданную тему. Видео ролики снабжены тифлокомментариями, снимаются и озвучиваются с учетом особенностей слепых и слабовидящих обучающихся.

• развитие личности обучающихся в различных видах общения и деятельности с учетом их индивидуальных, психологических и физиологических особенностей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

• создание условий для развития творческого и креативного мышления;

• освоение современных информационных технологии, открывающих возможности успешной позитивной социализации и профессионального самоопределения;

• повышение уровня самооценки;

• освоение техник тайм-менеджмента;

Основные результаты деятельности данного ресурса: у обучающихся школы-интерната появилась возможность осваивать современные информационные технологии, пробовать применить новые подходы к организации своей деятельности. Реализовывая свой творческий потенциал, обучающиеся становятся увереннее в себе, повышается их самооценка. Опыт участия в подобных проектах открывает новые возможности для успешной социализации и самоопределения детей с ОВЗ.

1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – Москва : Совершенство, 1998. – 298 с.

2. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.

3. Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Никитина А. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 600 с.

4. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. - М. : "Полиграф сервис", 2000. - 250 с.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Схема индивидуального психолого-педагогического сопровождения слепого ребенка

Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность по оказанию психологической и педагогической помощи и поддержки учащемуся в рамках его пребывания в образовательном заведении.

Данное сопровождение необходимо детям с особенностями развития. Оно направлено на создание оптимальных условий их развития в образовательной среде, получение качественного и эффективного образования.

Рисунок 1. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения имеет свои особенности, обусловленные спецификой развития слепых детей:

  • Во-первых, обучение слепого ребенка носит коррекционную направленность. Чтобы ребенок мог нормально развиваться и усваивать образовательную программу, необходимо применять оптимальные методы коррекции его дефекта, которые помогут устранить или сгладить дефект и его отрицательные воздействия на образовательный процесс учащегося.
  • Во-вторых, педагогическое сопровождение слепого ребенка является процессом сопровождения педагогической коррекции. Данная коррекция необходима для выбора оптимальных подходов в обучении ребенка с нарушением зрения.
  • В-третьих, в ходе психолого-педагогического сопровождения, работа специалистов опирается на медицинские показатели состояния здоровья ребенка и особенности его развития.

Рисунок 2. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Психолого-педагогическое сопровождение слепых осуществляется по схеме, предполагающей поэтапную работу медицинских специалистов, социальных педагогов, психологов и педагогов учебного заведения. Работа реализуется в несколько этапов:

  1. Диагностирование. На данном этапе реализуется медицинский осмотр специалистов: ставится диагноз, выявляются вторичные дефекты. Здесь же, проводится изучение семьи ребенка, его социального статуса, особенностей проживания, проводится исследование развития психических процессов, познавательной сферы, сенсомоторных функций, исследуются потенциальные возможности развития ребенка.
  2. Разработка программ развития каждым специалистом и согласование их позиций для составления единой направленности сопровождения.
  3. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Для каждого учащегося создается отдельная коррекционная программа, включающая систему методов обучения, ориентированных на полноценное развитие ребенка с нарушением зрения.
  4. Реализация индивидуальной программы сопровождения. Для этого создаются специальные условия обучения, организуется образовательная обстановка, согласуются действия специалистов, реализуются психологические тренинги, применяются методы индивидуальной коррекции, с учетом специфики развития ребенка и особенностей проявления его отклонений.
  5. Проведение промежуточной диагностики. Она ориентирована на анализ эффективности индивидуальной программы сопровождения, внесение в нее поправок.
  6. Подведение итогов психолого-педагогического сопровождения и оценка уровня обучаемости слепого учащегося, а также наличия оптимальных условий для его полноценного всестороннего развития.

Направления деятельности специалистов сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение слепых реализуется в ходе выполнения специалистами сопровождения работы по следующим направлениям:

  1. Проведение обследования развития учащихся на основе применения комплексных методик;
  2. Постепенное развитие учащегося и контроль его реализации на основании применения коррекционно-развивающего подхода;
  3. Реализация работ разной направленности и форм, ориентированная на выявление индивидуальных особенностей развития, причин и факторов их существования;
  4. Регулярное наблюдение за психическим и физическим состоянием, уровнем развития учащегося;
  5. Оказание помощи и поддержки в социальной адаптации учащихся;
  6. Проведение работы с семьями учащихся;
  7. Контроль за соблюдением санитарных норм реализации программы сопровождения слепых детей и поддержания благоприятной психологической среды обучения слепого ребенка;
  8. Совершенствование психолого-педагогического сопровождения: применение инновационных подходов и методов работы;
  9. Создание системы взаимодействия с разными специалистами и иными физическими и юридическими лицами, заинтересованными в создании условий полноценного развития слепого учащегося.

Инклюзивное образование слепых детей

Инклюзивное образование – это способ организации обучения, при котором реализуется совместное обучение нормальных детей и детей с отклонениями в развитии.

Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения требует построения особой системы психолого-педагогического сопровождения. Данная система ориентирована на учет специфики организации образовательного пространства и особенностей развития каждого учащегося с нарушением зрения в нем.

Инклюзивная система обучения слепых детей требует создания специальных условий в образовательной организации, которые помогут учащимся получить весь спектр образовательных услуг, независимо от особенностей их развития. Для этого, в обычной общеобразовательной школе создаются следующие условия:

  1. Наличие кабинетов специалистов сопровождения: офтальмолог, психолог, тифлопедагог, логопед. Данные кабинеты должны быть оснащены необходимым оборудованием и средствами коррекционной работы.
  2. Подготовка педагогов в области специального обучения и реализации сопровождения слепых детей, их эффективного включения в социальное пространство и интеграцию в образовательную среду школы.
  3. Учет индивидуальных особенностей нарушения зрения учащихся: время возникновения, степень тяжести, наличие вторичных отклонений.
  4. Разработка индивидуальных программ обучения для слепых детей и их реализация в рамках общеобразовательной программы обучения.
  5. Комплексный характер обучения: использование методов коррекции нарушения зрения, лечебная диагностика и восстановление, стимуляция потенциальных возможностей развития учащегося и активизация его познавательной заинтересованности.

Инклюзивное образование слепого ребенка предполагает проведение психолого-педагогического сопровождения по следующим направлениям:

  • Диагностирование.
  • Коррекция и развитие.
  • Профилактика.
  • Информирование.
  • Лечебно-восстановительная работа.
  • Консультирование.

Все эти направления деятельности ориентированы на формирование навыков зрительного восприятия, пространственной, социальной ориентации, навыков коммуникативного взаимодействия, включения в коллектив и определения своего места в нем, развитие эмоциональной сферы личности ребенка и сглаживание протекания его адаптационного периода.

Читайте также: