Психолого педагогическое сопровождение детей при подготовке к школе

Обновлено: 04.07.2024

1 Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в период подготовки к обучению в школе. Преемственность дошкольного и начального образования.

2 Главные участники в развитии возможностей каждого ребёнка Педагоги Психолог Родители Ребенок

3 Готовность ребенка к школьному обучению Приоритет : Уровню развития мотивационной сферы Произвольности психических процессов Развитию тонкой моторики руки

4 1. Слабое речевое развитие детей. 2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания деталей. 3. Дети с трудом ориентируются на листе, испытывают сложности во время графического диктанта. 4. Испытывают затруднения в понимании причинно-следственных связей, в умении обобщать и классифицировать, но хорошо умеют считать к моменту поступления в школу. 5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят. 6. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки. 7. Несформированность учебной мотивационной готовности, т.е. желание идти в школу для получения знаний, чаще всего дети хотят идти в школу из-за того, что купили новые туфли или портфель. Показатели психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

5 Факторы влияющие на увеличение психологической незрелости у детей старшего дошкольного возраста: Увеличивается количество детей амбидекстров Увеличение детей с нарушением речи Увеличивается количество детей, которым рекомендовано лечение у невролога (городским ПМПК) Недостатки воспитания: –гипоопека –гиперопека

6 Базовые качества психологической готовности к систематическому обучению в школе Мотивы учения Зрительный анализ (образное мышление) Уровень обобщений (предпосылки логического мышления) Способность принимать учебную задачу Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения) Графический навык Произвольность регуляции деятельности Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)

7 Педагог- психолог Дети Педагоги, педагоги- специалисты Родители Целенаправленная деятельность педагога-психолога

8 Психодиагностика готовности к школе на начало и конец учебного года Посещение школы в течение учебного года Развивающие занятия Игровая терапия Досуговые мероприятия, направленные на повышение учебной мотивации

9 Содержание деятельности заключается в оказании психологической, информационной и практической помощи

10 Приоритетные задачи: Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста Обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями Помочь создать условия, способствующие развитию у детей не только познавательной, но и эмоционально- волевой сферы при осуществлении подготовки к школе

11 Формы работы с педагогами (индивидуальные и групповые): Круглые столы Открытые занятия Психологические консультации Семинары-практикумы Семинары-тренинги Деловые игры Педагогические гостиные

12 Тематика Стили педагогического общения Эффективное взаимодействие с особыми детьми Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и детей Развитие коммуникативных навыков. Вербальное и невербальное общение Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции Эмоционально-волевая готовность к школе Мотивационная готовность к школе

13 Цель –психопрофилактика школьной дезадаптации через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе. Цель – психопрофилактика школьной дезадаптации через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе. Содержание работы с родителями заключается в оказании психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Первым шагом становится налаживание контакта с родителями

14 Формы работы с родителями (индивидуальные, групповые, дистантные) Родительские собрания Консультации Семинары –тренинги Анкетирование, опросы Детско-родительские игровые взаимодействия Наглядная пропаганда (папки-передвижки, памятки, стенды, сайт…и т. д.)

15 Система мероприятий с родителями по повышению мотивационной готовности к школьному обучению Задачи: Выявление образовательных потребностей родителей старших дошкольников в вопросах психологической готовности к обучению в школе. Разработка и реализация программы по повышению родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школьному обучению. Проведение мониторинга эффективности психопрофилактической программы для родителей будущих первоклассников.

16 Этапы работы: Исследовательский Практический Контрольный

17 Разработка анкет Анкетирование родителей старших дошкольников с целью определения уровня их компетентности и образовательных потребностей в вопросах подготовки детей к школе Обработка результатов анкетирования, формулирование выводов Исследовательский

18 Разработка программы работы с родителями Реализация программы Практический

19 Практические занятия, консультации, собрания

20 проведение контрольного анкетирования подведение итогов реализации программы Контрольный

22 Система работы по преемственности детского сада и школы Составление плана совместной работы педагогов школы 1929 и детского сада 2342 Цель: 1.Создать условия для успешной адаптации первоклассников. 2. Организовать систему взаимодействия педагогов школы и детского сада через совместное проведение методических мероприятий, работу с детьми и родителями. 3. Обеспечить готовность дошкольников к обучению в школе.

24 Работа с детьми Проведение Дня знаний Экскурсия в школу с посещением уроков Показ спектакля учениками начальной школы Показ спектакля детьми детского сада ученикам Концерт воспитанников детского сада для учеников и учителей школы Выпускной вечер у дошкольников Выпускной вечер у четвероклассников

26 Экскурсия в школу

28 Посещение педагогами уроков бывших воспитанников

29 Участие педагогов детского сада в педагогических советах школы

30 Показ спектакля учениками начальной школы

31 Показ спектакля детьми детского сада ученикам

32 Целенаправленная система деятельности должна присутствовать в каждом ДОУ, что будет способствовать развитию индивидуальности ребенка, раскрытию и реализации его способностей, профилактике школьной дезадаптации. Педагогические воздействия будут оправданными, а помощь со стороны взрослых –эффективной, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка, учитывая специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае, маленький ученик, преодолев трудности, освоится в школьной жизни и станет настоящим школьником.

33 В сотрудничестве, под руководством, с чьей – то помощью ребёнок всегда может сделать больше и более трудные задачи, чем самостоятельно. Л.С. Выгодский

По данным исследований среди факторов, обусловливающих возникновение трудностей при обучении в начальной школе, наиболее частыми являются отягощенность раннего периода развития, задержка в формировании познавательных процессов (мышления, речи), недостаточное развитие моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмоционально-личностной сферы, нарушения состояния соматического и нервно-психического здоровья. В младшем школьном возрасте школьная дезадаптация проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой школьной успеваемости, крайних форм недисциплинированности.

На современном этапе подготовки детей к школьному обучению в рамках ФГОС НОО стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от педагога-психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционно-развивающей работы.

Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина считают, что для того, чтобы не допустить школьной дезадаптации, в ДОУ педагогу-психологу необходимо своевременно организовывать коррекционно-развивающие занятия по подготовке к школе. В работе с дошкольниками немало важен комплексный подход при выявлении трудностей в обучении, выбор первоочередных коррекционных задач и оптимальных путей их решения, а также грамотно составленное содержание коррекционно-развивающей работы, выбор наиболее эффективных форм и методов психолого-педагогического сопровождения [1].

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования главной задачей в работе с детьми дошкольного возраста ставит приобщение их к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению [3]. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности – игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью проведения работы по психолого-педагогическому сопровождению старших дошкольников в период подготовки к школе, формированию у них учебно-важных качеств необходимых для успешного обучения в школе.

Цель исследования: разработка модели психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к школе.

Эмпирическое исследование по психолого-педагогическому сопровождение старших дошкольников в период подготовки к школе состоит из трех этапов.

Первый этап – организационный, включал в себя: изучение психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; определение рабочей гипотезы; конкретизация цели, задач, объекта исследования; подбор и апробация методов исследования.

Второй этап – опытно-экспериментальный, включал в себя: уточнение цели, задач и методов исследования; проведение психодиагностического обследования, с целью исследования каждого испытуемого, сбор и обработка результатов; проведение формирующего эксперимента (коррекционно-развивающей работы по минимизации выявленных дефектов готовности); повторное проведение психодиагностического обследования, сравнение и анализ полученных данных, их статистическая обработка.

Третий этап – заключительно-обобщающий, включал в себя: – обобщение, систематизация, осмысление результатов экспериментального исследования, проверка подтверждения гипотезы; – формулирование выводов, рекомендаций.

На данный момент наше исследование находится на втором этапе. Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации, а также выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик [2].

Дошкольное детство - период, наиболее благоприятный для формирования необходимых человеку психических функций и социально-значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, активно развиваются его познавательные возможности.

Важнейшая задача системы дошкольного воспитания - подготовить детей к школе, т.е. формирование адаптивных способностей, направленных на приобретение дошкольниками определенных умений и навыков, благоприятствующих успешной перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к школьному обучению. Однако значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них "школьные" умения и навыки, испытывают большие трудности в учении. основной причиной их неуспеха является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. В связи с этим важен такой аспект, как психологическая готовность к систематическому обучению в школе, в структуре которой выделяются следующие базовые качества:

  • мотивы учения;
  • зрительный анализ (образное мышление);
  • уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
  • способность принимать учебную задачу;
  • вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения)
  • графический навык;
  • произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого)
  • обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Цель - выявление детей не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними мероприятий, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости; развитие познавательных процессов.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  1. Привить ребенку умение подчинять свою работу (деятельность) на различных массе обязательных правил. так как подчинение правилам формирует у дошкольника умение регулировать свое поведение и тем самым формы произвольного управления им;
  2. Оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых умений и навыков, а также психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми заданий на слух. Кроме того, программа занятий направлена на развитие у дошкольника самостоятельности, мелкой моторики руке, творческого мышления, чувства цвета;
  3. Оказать воспитанникам помощь в подготовке к школе с целью успешного преодоления трудностей адаптационного периода, помощь в приобретении ими навыков общения друг с другом;
  4. Привить дошкольникам морально-нравственные представления об организации общения друг с другом;
  5. Способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;
  6. Развить рефлексию, возвращения чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли;
  7. Продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

Каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.

Порядка использования технологии в практической профессиональной деятельности.

  1. Проведение диагностического исследования психологической готовности к школе детей подготовительных групп в первом полугодие учебного года.
  2. Консультирование родителей и воспитателей по результатам диагностики, разработка ИОМ.
  3. Выступление на родительских собраниях.
  4. Проведение групповых развивающих занятий в течение учебного года.
  5. Организация подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.
  6. Оценка эффективности программы. Анализ недостатков.

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно-значимые навыки, адаптированность их к обучению в школе. Именно с этой целью была разработано данная программа на основе программы " Психологический тренинг для будущих первоклассников" Арцишевской И.Л. В качетсве коррекционно-развивающего материала за основу была взята программа Останковой Ю.В." Система коррекционно - развивающих занятии по подготовке детей к школе".

Порядка использования технологии в практической профессиональной деятельности:

Проведение мониторинга по школьной готовности, планируется и проводится в три этапа:

  1. Первый (осенний) этап (сентябрь); Прогнозирование на основе мониторинга школьных трудностей. Построение системы собственно коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы.
  2. Второй (зимний) этап (январь). Контрольная диагностика.
  3. Третий (весенний) этап (май). Оценка эффективности программы. Анализ недостатков.

Принципы построение работы:

  • принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка;
  • принцип положительного подкрепления;
  • принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то не понятно, не боимся быть смелыми;
  • принцип уважительного отношения друг к другу.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятия;
  • доступность;
  • проблемность;
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации технологии:

  • умение подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил;
  • умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу;
  • умение общаться друг с другом и с учителем в рамках морально нравственной нормы нашего общества;
  • умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы;
  • умение обобщать, анализировать и соотносить понятия.

На занятиях используются различные методические средства, формы, приемы и виды деятельности:

  1. Игровые приемы;
  2. Беседа;
  3. Упражнения;
  4. Рисунок;
  5. Физкультминутка;
  6. Загадки;
  7. Игры - драматизации

Форма подведения итогов по каждому занятию - рефлексия (беседа о том, что запомнилось на занятии, какие трудности возникли в процессе занятия).

Диагностика. Проходит 3 раза в год (сентябрь, январь и апрель) методикой Людмилы Аполлоновны Ясюковой "Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе".

Формы организации занятий.
Педагог организует работу детей в полном составе группы, если численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 – подгруппами по 10–12 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможностей детей от 25 минут до 30–35 минут.
Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.


Структура развивающих занятий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Результаты.

У детей наблюдаются навыки произвольной регуляции поведения. Развитая речь и хорошее запоминание. Способность к длительному сосредоточению. Развитие познавательных процессов на высоком и среднем уровнях. Сформировано эмоционально-положительное отношение к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский сад это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. Однако данное утверждение остается спорным, так как школа до настоящего времени не соглашается с тем, что она – вторая ступень. Вместе с тем, общеизвестно, что от полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Дошкольное учреждение обеспечивает единство воспитательного воздействия с семьей, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к обучению в школе.

Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей и формирование определенных навыков и привычек для адаптации в новой среде и для обучения. Помимо этого, дошкольное образование ставит своей целью сохранение и развитие индивидуальной неповторимости и самовыражения ребенка. [30, с.13]. В связи с этим особое значение приобретает совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе.

Подготовка детей к школе в детском саду предполагает систему психолого-педагогического сопровождения дошкольника. За последние 10 лет в отечественной науке проблема психолого-педагогического сопровождения активно изучалась. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях рассматривались Бардиером Г., Битяновой М.Р., Деркач А.А., Ромазан И., Чередниковой Т., Дубровиной И.В.

Осмысляя сущность психолого-педагогического сопровождения, исследователи, как правило, сравнивают его с такими понятиями как: психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая помощь.

Глуханюк Н.С., рассматривающая сопровождение как новую образовательную технологию в нашей стране, дает следующее определение сопровождению: «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [13, c.53].

Гуткина Н. И., определяет психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в учреждениях дошкольного образования как разворачивающийся во времени процесс совместной деятельности педагога-психолога и ребенка, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных и контрольных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации воспитанников и оказывать им незамедлительную помощь и поддержку[15, с.8].

В вышеприведенных определениях сопровождение рассматривается как форма организации, как метод и как технология помощи, а также как процесс совместной деятельности.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе их подготовки к школе, на наш взгляд, заключается в том, чтобы содействовать развитию личностного и интеллектуального потенциала личности способствующему эффективности школьного обучения будущего первоклассника, а также профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Читайте также: