Чем научное познание отличается от других форм познания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Познавательные действия осуществляются человеком в разнообразных конкретных ситуациях и видах деятельности. Последние далеко не всегда непосредственно связаны с наукой.

Включенность познавательных действий в многообразные конкретные виды человеческой деятельности (производственную, художественную, конструктивную и др.) и их специфика в контексте этих видов послужили основанием для выделения их в особые типы познания. В числе таких типов называют практическое, мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное познание, научное и др. Классифицируя многообразие зафиксированных таким образом типов познания, их содержание дихотомически делят на вненаучное и научное познание.

Вненаучное познание — это совокупность познавательных действий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевой установки познания. Это познавательные действия и процессы, происходящие в контексте производственной, военной, художественной деятельности и др., а также религиозного освоения мира. Без них эти виды деятельности невозможны или малопродуктивны, если их познавательная составляющая не получила соответствующего развития (наиболее отчетливо это проявляется в практически-преобразующей деятельности).

Генетически исходной формой вненаучного познания является обыденное познание. Это форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в русле неспециализированных или, как правило, не отличающихся высокой степенью специализации конкретных видов человеческой деятельности (поддержание необходимого санитарно-гигиенического и эстетического состояния жилья, приготовление пищи, лечение и уход за больными в нетяжелой форме и др.). Иные формы вненаучного познания представляют собой познавательное освоение реальности, осуществляемое в рамках отчетливо специализированных видов человеческой деятельности (в осуществляемой на основе природных и традиционных технологий производственной деятельности, в искусстве, религии, нравственно-этической сфере и др.). Как уже упоминалось, их обычно называют практическим, художественным, религиозным познанием, т.е. в соответствии с названием включающего их конкретного вида человеческой деятельности.

Выделяют достаточно широкий набор характеристик вненаучного познания: нечеткая выделенность предмета и средств исследования, ситуативность, невысокая степень общности и прогностичности результата и др. Однако далеко не каждая из них приложима к любой из форм вненаучных познавательных действий. Например, мировоззренческие представления, выработанные в искусстве и особенно в религии, чаще всего достаточно общи, глобальны или носят космический характер. Нередко они сопряжены с детальной рефлексией над процессом их выработки, правда, не всегда строго выдержанной в понятийно-терминологическом отношении.

Характеризуя научное познание, также указывают на его специфические признаки. В их числе: направленность на производство достоверного знания, четкую выделенность объекта и предмета исследования, использование специализированного инструментария (в том числе методов), обеспечивающего воспроизводимость и контролируемость познавательных действий, обоснованность и системность изложения полученного знания, прогностичность, специфический язык.

Исходными являются интенциональные особенности, т.е. характер направленности осуществляемых познавательных действий. В идеале научное познание направлено исключительно на производство и теоретическую систематизацию достоверного знания о природной, социальной и духовной реальности. Нередко вне четких представлений о возможных сферах его вненаучного применения. Это общая целевая интенция (направленность) конкретизируется при выборе объекта и предмета исследования. В качестве объекта исследования выбирается достаточно четко выделенный фрагмент реальности, а если внутреннее разнообразие однотипных фрагментов, выбранных в качестве объекта исследования велико, то на этапе объектогенезаосуществляются дополнительные действия интенционального характера. Из всей совокупности однотипных объектов по определенным критериям выбирается репрезентативный объект.

Интенциональная специфика научного познания проявляется также на этапе предметогенеза, поскольку в предстоящих исследованиях предполагается изучать не все известные характеристики объекта, а лишь их определенную совокупность. Она по определенному набору причин интересует людей и составляет предмет научного исследования — целостную совокупность устойчивых, взаимосвязанных характеристик объекта, интересующих исследователя.

Интенциональные особенности познавательных процессов в науке в свою очередь определяют специфику ряда компонентов научного познания и в первую очередь его инструментария.

Использование исследовательского инструментария науки должно обеспечивать успешное решение поставленных проблем и тем самым приращение предметного знания об исследуемых объектах. Это достижимо при условии соответствия исследовательского инструментария характеру объекта и предмета исследования, а также характеру изучаемой проблемы. Обеспечить это соответствие — наиболее сложная задача (степень трудности которой далеко не всегда адекватно оценивалась), поскольку исследовательский инструментарий необходимо адаптировать к недостаточно изученным (или вовсе неизвестным) свойствам и отношениям познаваемого объекта.

Резюмируя сказанное о специфике научного познания, следует особо выделить его интенциональные особенности. Во-первых, направленность на получение достоверных (объективных, истинных) знаний как сведений о природной, социальной и духовной реальности, свободных от деформаций, привносимых личными эмоциональными предпочтениями, действием общепринятых представлений и др. Во-вторых, направленность на получение достоверных знаний о четко выделенных фрагментах исследуемой реальности и их характеристиках. Другие особенности научного познания (наличие особого инструментария и языка, деятельность по их созданию и рефлексивному осмыслению) производны от первых, хотя в содержательном плане они сопряжены с наиболее трудоемкой и утонченной работой. От ее результатов зависит эффективность научного познания, понимаемая как его способность обеспечить достоверное знание об интересующих человека характеристиках природной, социальной и духовной реальности.

Тем не менее, представления о специфике научного познания будут неполными, если отвлечься от вопроса о том, чем в свою очередь обусловлены его интенциональные особенности. Общая интенция на получение достоверных знаний, на первый взгляд, не нуждается в обосновании и пояснении. Однако исторические исследования науки показывают, что она далеко не всегда была в науке исходной и доминирующей, во всяком случае в конкретные исторические эпохи понималась различно. Дать удовлетворительный ответ на этот вопрос и на вопрос о том, почему в проблемном поле науки оказались именно данные, исследуемые в конкретный период времени характеристики природной, социальной и духовной реальности, можно на основе представления о науке как социокультурном феномене, т.е. рассмотрев науку в единстве ее внутренней структуры и связей с другими сферами жизнедеятельности общества, в котором она существует.

9.3. Понятие науки

Наука, как и любой другой элемент культуры, имеет свой специфический способ существования в социуме, определяемый его состоянием. Зарождающаяся наука древности мало похожа на средневековую науку и тем более на науку нового и новейшего времени даже в такой области как математика. Поэтому выработка ее адекватного понятия, на первый взгляд, кажущаяся делом несложным, заняла продолжительный период новейшего времени, т.е. даже того времени, когда важнейшие характеристики науки проявлялись достаточно интенсивно.

1) наука как система знания,

2) наука как специфическая деятельность,

3) наука как социальный институт,

4) наука как производительная сила,

5) наука как форма общественного сознания.

Исторически первым аспектом науки, привлекшим к себе пристальное внимание философов и самих ученых, была ее характеристика как системы знаний. Главной причиной этого был социальный статус науки практически исключительно как явления духовной культуры, ценность и своеобразие которого зависели от уровня оригинальности и содержательного богатства знаний. Как духовный потенциал материального производства и тем более производительная сила наука не принималась во внимание. Об этом свидетельствует, например, отсутствие социального спроса на оригинальные научно-технические проекты (летательных аппаратов, подводной лодки и др.) в античной науке.

Отсутствие опытного экспериментально-математического естествознания с его развитой операциональной компонентой, а также устойчивой социальной ниши и социальной организации самих ученых были причинами недостаточно интенсивного осмысления других аспектов науки, прежде всего деятельстного (наука как специфическая деятельность).

Наука как система знаний — это совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Она включает в себя следующие основные уровни: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Эмпирический уровень составляют прежде всего данные наблюдений, эмпирические факты и их корреляции, эмпирические обобщения, зависимости и законы. Основными элементами теоретического уровня знаний являются понятия, категории, законы, принципы, гипотезы, теории. Совокупность элементов метатеоретического уровня (или что то же самое уровня предпосылочного знания) включает в себя научную картину исследуемой реальности (научную картину мира), идеалы и нормы научного исследования и философские основания науки. Состав и динамика науки как системы знаний составляют главное содержание большинства последующих фрагментов данной работы, которое в определенной мере пересекается с содержанием второго аспекта науки.

Наука как специфическая деятельность — это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Наука как специфическая деятельность организована, прежде всего, по дисциплинарному принципу, т.е. путем выделения отдельных научных дисциплин (математики, физики, химии, биологии, социологии, лингвистики и др.), в рамках которых содержание и последовательность познавательных действий согласуются с особенностями объекта и предмета исследования, а также характером искомого знания и сферами его применения. Наряду с дисциплинарной организацией научной деятельности существуют такие ее формы как область исследований,где объединяются некоторые параметры смежных дисциплин, а также программно-целевые исследования, ориентированные на решение комплексных задач (освоение новых источников энергии, создание новых материалов, освоение мирового океана, морского дна, космоса и т.д.). Наиболее масштабные единицы измерения науки как деятельности по производству и теоретической систематизации знания — это три основные группы наук: 1) естественные — науки о природе; 2) гуманитарные — науки об обществе и человеке; 3) технические — науки об искусственных объектах. Несколько условно их можно выделить также по характеру познавательных целей, связанных с содержанием человеческой жизнедеятельности. Первые ориентированы на изучение условий взаимодействия человека с природой, вторые — на изучение целей воздействия человека на природу, третьи — на изучение средств воздействия человека на природу.

· пересмотр основных положений данной дисциплины;

· пересмотр ее общепринятых методологических установок;

· исследования вблизи предельных значений числовых параметров изучаемой реальности;

· исследования в пограничных областях;

· отсутствие прямо выраженной ориентации на непосредственное практическое использование результатов.

Фундаментальные исследования второго типа (ориентированные фундаментальные исследования) — это научные разработки, в которых в общем случае ставится цель найти оптимальное по определенным параметрам прикладное решение крупной научно-технической или социальной проблемы или обеспечить теоретическое обоснование ее решения. Таковы, например, фундаментальные исследования, ориентированные на решение проблемы термоядерного синтеза, создание ЭВМ новых поколений, разработку высоких технологий и др.

Наука как социальный институт — это сообщество занятых научной деятельностью людей, организованных в системе научных учреждений. Как социальный институт наука оформилась в Новое время. Внешне это выглядело как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии, а позднее в исследовательские лаборатории и НИИ, подобно тому, как в более раннее время в рамках специальных учреждений объединились служители культа, юристы, финансисты и другие категории людей, занятых профессиональной деятельностью.

Ныне численность мирового научного сообщества составляет около 5 млн. человек. Считается, что наукой способны заниматься не более 6-8% населения; реально в развитых странах в сфере науки занято около 0,3% жителей. Однако степень воздействия науки на общество в целом коррелирует не с демографическими пропорциями, что достаточно очевидно проявляется в содержании ее следующих аспектов.

Наука как форма общественного сознания — это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания в идеале такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека. Ведущее значение в этом плане имеют фундаментальные науки, где периодически возникают и в определенной мере решаются мировоззренческие вопросы. Относительно самостоятельное значение в его воздействии на общественное сознание имеет выработанный в науке стиль мышления как наиболее системный и рефлексивно-обоснованный.

В настоящее время достаточно активны попытки преуменьшить воздействие науки на общественное сознание в целом или оценить его однозначно негативно. Причем все более часто они делаются в явной и глобальной форме[33]. Эти ситуации возникают и повторяются столь же долго, сколько существует сама наука. В такого рода критике науки заслуживают внимания прежде всего фрагменты (если они в конкретных произведениях имеются) о причинах (а не последствиях) доминирования или существенного воздействия научных представлений и стиля научного мышления на общественное сознание.

Познание

Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.

Познание — это.

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

Ребенок с лупой

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Познание это..

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:


Чувственное и рациональное познани

Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

Методы познания

Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:

Познание ребенка

  1. Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
    1. анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
      прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека);
    2. классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
    3. познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
    4. конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
    5. абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные; – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки); движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
    6. идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания; создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
    7. формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
    1. через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
    2. эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
    3. измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
    4. сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.

    Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.

    Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!

    Научное познание отличается от других видов познания (обыденного) по субъекту, объекту , методам и средствам познавательной деятельности (включая язык). Однако главными отличительными признаками научного познания являются генетические, т.е. связанные с происхождением научно-познавательной деятельности в культуре. Главное отличие научного познания—это его предметный и объективный способ рассмотрения мира, вторым отличительным признаком являлся рассмотрение объектов (предметов) не вовлечённых в настоящей практической деятельности, но которые могут быть вовлечены в практику в будущем к особенностям научного познания относятся—систематичность в организации знаний, обоснованность, доказательность, строгость языка, экспериментальная деятельность и др. Из этих особенностей науки и формируется и научный эпос—(этика учёного) т.е. установка на производство нового знания, запрет на плагиат. Предметность.

    Наука как все формы духовного производства необходима чтобы регулировать, обеспечивать разнообразной человеческой деятельностью в объективном и социальном мире. Деятельность представляет преобразования объектов в соответствии с их собственными законами функционирования и развития.

    На ранних стадиях человеческого общества субъектные и объектные стороны деятельности(практической) не расчленяются в познании: познание отображает способы практического изменения объекта включая в характеристику последних цели, способности, действия субъекта т.е. знания функционирования в качестве предписаний(делай так чтобы получить то-то)

    С развитием средств деятельности происходит объективация предметных отношений и выделение предметной стороны практики отделение её от субъективных факторов и рассмотрение как самостоятельной не зависимой от человека объективной реальности. Это и есть условие развития научного познания.

    Ориентация науки на изучение объектов которые могут быть вовлечены в деятельность, акту ально или потенциально их исследовать как подчиняющиеся объективным законам функционирования и развития -эта главная черта научного познания. Поскольку в деятельности человека могут преобразовываться самые различные объекты (предметы природы, человек, сознание, социальные, общественные субъекты искусство ведение, культуры) поскольку все эти объекты могут стать предметами научного исследования Предметность, объективность и направленность на изучение объектов не вовлечённых в практику отличают научное познание от других видов познавательной ненаучной деятельности.

    Вненаучное познание включает в себя познавательную деятельность в рамках философского, мистического, религиозного, художественного способов освоения мира. Формы освоения реальности близкие к научной деятельности по принципам организации по инструментарию предшествующей ей (астрология, алхимия, пабольстика) либо параллельные ей сопутствующие научные формы освоения действительности (парапсихология, синтология)

    Научное познание отличается от других видов познания (обыденного) по субъекту, объекту , методам и средствам познавательной деятельности (включая язык). Однако главными отличительными признаками научного познания являются генетические, т.е. связанные с происхождением научно-познавательной деятельности в культуре. Главное отличие научного познания—это его предметный и объективный способ рассмотрения мира, вторым отличительным признаком являлся рассмотрение объектов (предметов) не вовлечённых в настоящей практической деятельности, но которые могут быть вовлечены в практику в будущем к особенностям научного познания относятся—систематичность в организации знаний, обоснованность, доказательность, строгость языка, экспериментальная деятельность и др. Из этих особенностей науки и формируется и научный эпос—(этика учёного) т.е. установка на производство нового знания, запрет на плагиат. Предметность.

    Наука как все формы духовного производства необходима чтобы регулировать, обеспечивать разнообразной человеческой деятельностью в объективном и социальном мире. Деятельность представляет преобразования объектов в соответствии с их собственными законами функционирования и развития.




    На ранних стадиях человеческого общества субъектные и объектные стороны деятельности(практической) не расчленяются в познании: познание отображает способы практического изменения объекта включая в характеристику последних цели, способности, действия субъекта т.е. знания функционирования в качестве предписаний(делай так чтобы получить то-то)

    С развитием средств деятельности происходит объективация предметных отношений и выделение предметной стороны практики отделение её от субъективных факторов и рассмотрение как самостоятельной не зависимой от человека объективной реальности. Это и есть условие развития научного познания.

    Ориентация науки на изучение объектов которые могут быть вовлечены в деятельность, акту ально или потенциально их исследовать как подчиняющиеся объективным законам функционирования и развития -эта главная черта научного познания. Поскольку в деятельности человека могут преобразовываться самые различные объекты (предметы природы, человек, сознание, социальные, общественные субъекты искусство ведение, культуры) поскольку все эти объекты могут стать предметами научного исследования Предметность, объективность и направленность на изучение объектов не вовлечённых в практику отличают научное познание от других видов познавательной ненаучной деятельности.

    Вненаучное познание включает в себя познавательную деятельность в рамках философского, мистического, религиозного, художественного способов освоения мира. Формы освоения реальности близкие к научной деятельности по принципам организации по инструментарию предшествующей ей (астрология, алхимия, пабольстика) либо параллельные ей сопутствующие научные формы освоения действительности (парапсихология, синтология)

    В истории культуры, философии и естествознания существовали различные формы познания, которые были далеки от образцов и стандартов классического научного познания. Их относят к ведомству ненаучного познания.

    Содержание статьи

    В чем сходства и различия научного и ненаучного познания

    • В чем сходства и различия научного и ненаучного познания
    • Как отличить научную публикацию от лженаучной
    • Каковы особенности научного познания

    Сходства научного и ненаучного познания

    Если считать, что научное познание базируется на рациональности, необходимо понимать, что ненаучное или вненаучное познание – это не выдумка или фикция. Ненаучное познание так же, как и научное, производится в некоторых интеллектуальных сообществах в соответствии с определенными нормами и эталонами. Ненаучное и научное познание имеют собственные средства и источники познания. Как известно, множество форм ненаучного познания старше познания, которое признается научным. Например, алхимия намного старше химии, а астрология старше астрономии.

    Научное и ненаучное познание имеют источники. Например, первое базируется на результатах опытов и наук. Его формой можно считать теорию. Законы науки вытекают в определенные гипотезы. Формами второго считают мифы, народную мудрость, здравый смысл и практическую деятельность. В некоторых случаях ненаучное познание также может базироваться на чувстве, которое ведет к так называемому откровению или метафизическому озарению. Примером ненаучного познания может стать вера. Ненаучное познание может осуществляться с помощью средств искусства, например, при создании художественного образа.

    Отличия научного и ненаучного познания

    Во-первых, главным отличием научного познания от ненаучного является объективность первого. Человек, который придерживается научных взглядов, понимает тот факт, что в мире все развивается независимо от тех или иных желаний. На такую ситуацию не могут повлиять авторитеты и частные мнения. В противном случае мир мог бы оказаться в хаосе и вряд ли вообще существовал.

    Во-вторых, научное познание в отличие от ненаучного направлено на результат в будущем. Научные плоды в отличие от ненаучных не всегда могут дать быстрые результаты. Многие теории перед открытием подвергаются сомнениям и гонениям со стороны тех, кто не хочет признавать объективность явлений. Может пройти достаточное количество времени, пока научное открытие в отличие от ненаучного будет признано состоявшимся. Ярким примером может стать открытия Галилея Галилео или Коперника относительно движения Земли и строения солнечной Галактики.

    Научное и ненаучное познание всегда находятся в противоборстве, что обуславливает еще одно отличие. Научное познание всегда проходит следующие этапы: наблюдение и классификация, эксперимент и объяснение естественных явлений. Ненаучному познанию все это не присуще.

    Читайте также: