Психолого педагогическое сопровождение детей мигрантов в школе
Обновлено: 07.07.2024
Актуальность создания системы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях школы. Разработка структурно-функциональной модели системы сопровождения, направленной на решение конкретных проблем детей-мигрантов в адаптационный период.
Рубрика | Психология |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.08.2018 |
Размер файла | 342,3 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Оренбургский государственный педагогический университет
Модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов (на начальном этапе обучения)
Зимакова Лариса Николаевна
Процессы обновления затронули все сферы жизнедеятельности в нашей стране, в том числе и образование. В данной сфере деятельности произошло смещение акцентов с массовых статистических показателей на индивидуальные потребности, достижения и проблемы. Но, несмотря на это, анализ работ отечественных психологов (И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой и др.) показывает, что на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе освещены вопросы организации психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в общеобразовательных школах различных категорий населения (детей-сирот, детей-инвалидов и др.), и недостаточно разработан вопрос организации и специфики системы сопровождения детей-мигрантов в условиях школы.
Потребность в создании системы психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов на этапе начального обучения обусловлена, прежде всего, тем, что в младшем школьном возрасте эта категория населения составляет большую (и возрастающую) проблемную социальную группу и нуждается в профессиональной помощи и защите.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности школьника в целом. Поведение становится более целенаправленным, осознанным. Формируется ответственность за свое поведение и элементы самоконтроля. Изменяется содержание процесса общения со сверстниками. Теперь поведение регулируется в большей степени самим ребенком с опорой на те нормы поведения, которые он усвоил. Именно в младшем школьном возрасте дети накапливают опыт саморегуляции поведения и навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Активно происходит освоение новых социальных ролей, нормативных ценностей, формируется представление о себе как личности. Успешность адаптации детеймигрантов существенно зависит от социального окружения ребенка, от тех людей, которые объясняют ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. С нашей точки зрения, именно на данном этапе дети-мигранты особенно остро нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и поддержке.
Процесс школьной адаптации детей-мигрантов мы рассматриваем как совокупный процесс специфической социально-психологической адаптации, включающей в себя как этнокультурную, так и школьную. Межкультурная адаптация нами понимается как целостный многосторонний процесс психологического и социального приспособления к новой культуре, образу жизни и поведению, результатом которого является интеграция в новую культурную среду при сохранении богатств собственной культуры [7, с. 277]. Школьная адаптация детей-мигрантов - это частное явление по отношению к общей социально-психологической адаптации, в структуре которой школьная адаптация может быть причиной или следствием.
Новая социальная ситуация развития детей-мигрантов при поступлении в школу требует формирования нового адекватного социопсихологического и психофизиологического статуса. Потому, как правило, проблемы адаптации, не будучи решенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза [4, с. 546].
В настоящее время в психолого-педагогической науке принято считать, что школьная адаптация представляет собой процесс активного приспособления, результатом которого является адаптированность.
Исследование, проведенное в школах г. Оренбурга (выборка 140 человек), показало, что проблемы адаптации в большей или меньшей степени присутствуют у всех детей-мигрантов и выражаются они в повышенной тревожности (77% выборки), в низкой успешности в деятельности (86%), в низком социальном статусе (56%). и т.д. Проблема школьной адаптации детеймигрантов вызывает необходимость целенаправленного воздействия на течение интеграционных процессов данной категории.
Анализ теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации детей-мигрантов является интегративной технологией, включающей в себя комплекс профилактических, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию психолого-педагогических условий для успешной адаптации сопровождаемого в образовательной среде начальной школы.
Изучив спектр адаптационных проблем детей-мигрантов, мы пришли к выводу о необходимости создания универсальной системы психолого-педагогического сопровождения, позволяющей учитывать специфику и возможности конкретной образовательной среды и адаптантов. Таким образом, нами была разработана структурно-функциональная модель системы психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детеймигрантов.
Методологической основой моделирования программы психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов явились следующие теоретические подходы:
личностно-ориентированный подход, предполагающий создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса, раскрытие возможностей личности, формирование уверенности в себе, развитие личностно значимых и общественно приемлемых способов самореализации (Роджерс, И.С. Якиманская, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.);
ценностный подход, предполагающий изучение центральных механизмов внутренней регуляции социального поведения личности, приобщение учащихся к ценностям общества, формирование адекватных требованиям образовательной среды способов поведения (Залесский Г.Е, А.В. Бездухов);
деятельностный подход, основные положения которого сконцентрированы вокруг изучения психики через изучение деятельности (Рубинштейн С.Л.), и интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания (Леонтьев А.Н.).
Графическое изображение модели представлено на рис. 1.
Системообразующим компонентом данной модели является цель психолого-педагогического сопровождения: помощь в решении адаптационных проблем детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы. Вокруг цели выстраиваются следующие компоненты: структурно-организационный, функциональный, диагностический и методический. Каждый компонент направлен на решение конкретных задач сопровождения.
Структурно-организационный компонент предполагает взаимодействие всех участников процесса школьной адаптации детей-мигрантов в различных формах:
работа с педагогами включает в себя психопросвещение и консультирование (семинары, лекции, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, совместная разработка и реализация психопрофилактических и психокоррекционных программ, мониторинг адаптации, психолого-педагогический консилиум);
работа с родителями включает в себя психопросвещение и консультирование в виде семинаров, лекций, групповых и индивидуальных консультаций;
работа с детьми-мигрантами и детьми, принимающей стороны заключается в психодиагностике, психопрофилактике и психокоррекции в индивидуальных и групповых формах.
Функциональный компонент обеспечивает взаимодействие структур и блоков модели с учетом механизмов адаптации (физиологических, психологических, социальных, культурных), факторов (групповых и индивидуальных) и условий (социальных, психологических, педагогических) способствующих успешной школьной адаптации.
Диагностический компонент модели предполагает отбор диагностических методик и организацию мониторинга процесса адаптации.
Методический компонент обеспечивает разработку программ психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов с учетом региональной и индивидуальной специфики проблем и возможностей практической реализации.
По содержанию деятельности все компоненты модели делятся на два блока, в соответствии с основными группами адаптационных проблем детеймигрантов: социально-психологический и психолого-педагогический. Каждый блок нацелен на создание условий, способствующих успешной адаптации детей-мигрантов к обучению в школе.
Социально-психологический блок модели предполагает решение адаптационных проблем в части социального статуса, развития личности, эмоционального благополучия адаптанта.
Психолого-педагогический блок предполагает непосредственно психолого-педагогическое сопровождение в части создания условий для обеспечения учебного процесса в вариативной образовательной среде, для оказания реальной помощи детям-мигрантам в овладении знаниями, умениями, навыками, в формировании коммуникативного опыта в совместной деятельности, оказании влияния на успешность ребенка во всех видах деятельности (игре, учении, труде).
Рисунок 1. Структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов
Результаты экспериментального исследования, проведенного в образовательных учреждениях г. Оренбурга, подтверждают эффективность разработанной модели. Программа психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов в начальной школе может быть рекомендована к широкому использованию в системе общего образования.
психологический сопровождение дети мигрант
1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. - С. 426-433.
2. Бездухов, А.В. Теоретические основания формирования этического сознания будущего учителя/ А.В. Бездухов // Мир образования. Образование в мире. - 2009. - N 2 (34). - С. 235-241.
3. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности /М.: МГУ, - 1994. - 138 с.
4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. -- СПб.: Питер, 2002. - 672 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ Серия: Классическая учебная книга М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
6. Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной И.В. 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.
8. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников/М, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007 г., - 160 с.
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
10. Rogers С. The Interpersonal Relationship in the Facilitation of learning // Humanizing Education / Ed. by E. Lecper. Washington, D.C.: National Education Association, 1937. P. 11--18. Association for Supervision and Curriculum Development.
Подобные документы
Психологическая сущность адаптации, подходы к её изучению в научной литературе. Практика изучения проблем адаптации студентов-первокурсников к условиям ВУЗа. Адаптационный лагерь и кураторство как формы психолого-педагогического сопровождения учащихся.
курсовая работа [49,3 K], добавлен 11.08.2014
Основные принципы организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, влияние условий на их развитие. Исследование уровня развития интеллектуальных способностей у младших школьников, сохранение их психологического и физического здоровья.
курсовая работа [43,7 K], добавлен 12.12.2014
Школьная адаптация как междисциплинарная проблема. Готовность к обучению в среднем звене и факторы школьной дезадаптации. Адаптационная программа для учащихся пятых классов. Анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации.
дипломная работа [349,0 K], добавлен 03.04.2010
Теоретический анализ психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Развитие личности и познавательных процессов детей раннего возраста. Изучение особенностей адаптации детей к детскому саду.
дипломная работа [239,9 K], добавлен 18.07.2010
Определение, история развития, характерные особенности социальных сетей. Развитие и становление социальных сервисов интернета. Суть, цель, классификация и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка в социальных сетях, его методология.
курсовая работа [2,3 M], добавлен 18.02.2011
Психолого-педагогические проблемы родителей первоклассников, их типы и направления исследований. Диагностика психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников, разработка соответствующего проекта и оценка его практической эффективности.
курсовая работа [326,2 K], добавлен 20.10.2014
Возрастная периодизация в отечественной психологии. Особенности развития детей 3-4-х лет. Психическое развитие детей 4-5 лет. Формирование психологической готовности к школьному обучению. Направления работы психолого-педагогического сопровождения.
Актуальность проблемы обусловлена также и тем, что до настоящего времени недостаточно изучены учебно-образовательные аспекты адаптации мигрантов, в том числе, интеграция детей-мигрантов в российскую систему образования на всех его ступенях.
Эффективное решение задач психологического сопровождения детей-мигрантов требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса, разработки программы комплексной психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов, направленной на повышение социальной зрелости в поликультурной среде. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит психологу и педагогам.
Процесс психологического сопровождения представляет собой не только непосредственное участие в образовательном процессе. При возникновении у ребенка психологических, учебных, социальных трудностей, наличие рядом с ним соответствующего специалиста службы психологического сопровождения поможет решить возникшую проблему [1, с.35]. Специалист службы сопровождения координирует деятельность ребенка, педагогов и родителей в решении проблем ребенка.
На комплексный подход специалистов к решению проблем ребенка указывают В. Иванова, Т. Голубева, специалисты Управлений по образованию Санкт-Петербурга, указывая, что самая важная задача службы сопровождения — комплексность охвата проблемы.
Деятельность службы психологического сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям. Принципами психологического сопровождения является положение гуманистической психологии о сопровождении процесса развития ребенка, направлении его развития, а не навязывании ему цели и пути, правильного с точки зрения педагога [5, с.143]. Служба сопровождения объединяет работу всех участников образовательного процесса, обеспечивая необходимую вовлеченность их в решение определенных задач.
В психологическом сопровождении выделяют следующие направления:
1. Организация среды: материальной, методической, психологической;
2. Помощь непосредственно ученику;
3. Помощь преподавателям;
4. Работа с родителями;
5. Сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений.
По М. Битяновой, смысл сопровождающей деятельности школьного психолога заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире [3, с.75].
1. полноценное включение учащихся мигрантов в социокультурную среду образовательного учреждения;
2. адаптация социокультурной среды образовательного учреждения к мигрантам (обеспечение ее инклюзивности);
3. создание условий для позитивного межкультурного общения в образовательном учреждении;
4. содействие проявлению позитивного влияния учащихся мигрантов на развитие образовательного учреждения.
Для адекватного решения этих задач, педагог-психолог должен обладать следующими профессионально значимыми компетенциями:
а) знание и понимание: базовых культурных особенностей и характеристик детско-родительских отношений в культурно-этнических группах, представители которых посещают образовательное учреждение; специфики процессов социально-психологической адаптации к школе у детей-мигрантов; сущности основных социально-психологических феноменов, с которыми сталкиваются дети-мигранты (аккультурация, культурный шок и т. п.);
б) умение: дифференцировать значимость этнокультурного фактора при оценке учебной успешности и социально-психологической адаптированности ребенка; разрабатывать стратегию психологического сопровождения с учетом этнокультурных особенностей ребенка-мигранта и его семьи; варьировать формы и содержание своей профессиональной деятельности с учетом фактора этнокультурной принадлежности учащихся и их родителей;
в) владение: технологиями оценки межкультурной компетентности педагогов; приемами диагностики культурной включенности ребенка и его семьи; технологиями индивидуальной коррекционной и развивающей работы с ребенком-мигрантом.
В целом, работа по психологическому обеспечению детей-мигрантов должна быть одним из приоритетных направлений деятельности психолога образования и находить отражение в планах работы и аналитических отчетах.
Общая структура психологического обеспечения детей-мигрантов может строиться следующим образом:
1. идентификация детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации;
2. дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;
3. проведение психолого-медико-педагогического консилиума по проблемам интеграции детей-мигрантов и выработка единой стратегии психолого-педагогического сопровождения этих детей и их семей;
4. реализация решений консилиума.
Содержательно работа педагогов-психологов образовательных учреждений, направленная на интеграцию мигрантов, может включать в себя следующие составляющие:
а) работа с учащимися: углубленная индивидуальная диагностика; организация индивидуальных занятий для детей-мигрантов; организация групповых занятий для детей-мигрантов; организация групповых занятий для поликультурных классов;
б) работа с педагогами: организация групповых занятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; индивидуальное консультирование педагогов по проблемам взаимодействия с детьми-мигрантами; экспертиза программ психолого-педагогического сопровождения интеграции детей-мигрантов;
в) работа с родителями: индивидуальное консультирование родителей детей-мигрантов; групповое консультирование родителей детей-мигрантов; индивидуальная и групповая работа с родителями детей, обучающихся в поликультурных классах.
Выполняя задачу по интеграции мигрантов, педагоги-психологи образовательных учреждений должны находиться в тесном взаимодействии с окружными Психолого-медико-социальными центрами (ПМСЦ), в структуре многопрофильной психологической службы которых необходимо иметь социального психолога с дополнительной подготовкой в области психологического обеспечения интеграции детей-мигрантов [2, с.153].
1. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в образовании. — СПб, 2012–251 с.
2. Гриценко В. В., Шустова Н. Е. Социально-психологиическая адаптация детей из семей мигрантов. Изд: Форум, 2011–224 с.
3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 2010. — 229 с.
5. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологи. Учебно-методическое пособие. Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. 245 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое сопровождение, образовательное учреждение, образовательный процесс, психологическое обеспечение детей-мигрантов, ребенок, психолог, раз, решение проблем ребенка, социально-психологическая адаптация, социокультурная среда.
Похожие статьи
Психологические проблемы детей из семей мигрантов
Жалобы родителей-мигрантов, обращающихся к психологу по поводу психологических проблем детей, в основном связаны со страхами. Каждый человек в тот или иной момент испытывает тревогу и страхи.
Психологические особенности интеграции.
Поэтому психотехники социально-психологической адаптации, разработанные только для детей из семей мигрантов, будут недостаточными и неэффективными, если адаптационная программа не затронет и остальные составляющие образовательной среды — педагогов.
К проблеме психолого-педагогического сопровождения.
психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, психологическое сопровождение, образовательный процесс, педагогическая среда, основная школа, полноценное развитие, индивидуальная работа.
Диагностика адаптации обучающихся из семей мигрантов.
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе.
Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды.
Организация и содержание психолого-педагогического.
и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и
Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего возраста.
Этнопсихологические характеристики детей из семей мигрантов
Социально-психологическая работа с детьми-мигрантами — это
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе.
Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде.
Адаптивная образовательная среда для детей мигрантов.
Ключевые слова: дети мигрантов, социокультурная адаптация, учебная адаптация, адаптивная образовательная среда.
Проблема адаптации детей мигрантов к российскому образу жизни должна рассматриваться в контексте адаптации родителей.
Технологии социокультурной интеграции детей из семей.
Современная мировая обстановка определяет важнейшие социальные процессы, одним из которых является миграция. Это не просто перемещения людей с одного места жительства на другое, а сложное этнографическое, социально-психологическое, политическое.
Психологическое сопровождение детей раннего возраста.
- психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ КОРТЕНЕВА Ю.В, Система психолого-педагогического сопровождения детей – мигрантов в условиях.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Система психолого-педагогического сопровождения детей – мигрантов в условиях образовательного учреждения Выполнила: Кортенева Ю.В
Мигрант Мигрант - это лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного места жительства.
Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей-мигрантов это педагогический процесс, организующий социокультурную деятельность субъектов взаимодействия, учитывающий индивидуально-личностные особенности детей - мигрантов, опыт прошлого проживания, поведенческие стратегии детей-мигрантов при вхождении в новую среду и обеспечивающий взаимодействие различных культур, носителями, которых являются дети-мигранты через включение их в социокультурные мероприятия.
Цель: создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.
Задачи: психологическое сопровождение детей-мигрантов; обеспечение эффективной интеграции в российскую школу детей-мигрантов; повышение толерантности всех участников учебного процесса.
Направления работы по психологическому сопровождению детей-мигрантов: диагностика психологического состояния и уровня развития познавательной сферы; консультирование педагогов, родителей, учащихся; развивающая групповая работа с учащимися; развитие этнокультурной компетентности.
В числе проблем, с которыми сталкиваются педагоги, следующие: дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать.
дети мигрантов сталкиваются с проявлениями мигрантофобии как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых;
детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка;
частая смена местожительства семьи мигрантов, даже в пределах одного региона, вызывает трудности социального и медицинского обслуживания, приводит к тому, что у ребенка затруднена адаптация к новым условиям пребывания в школе, для семьи мигрантов встает проблема организации досуга, включения ребенка в систему дополнительного образования.
установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации; повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;
совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении; обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.
Можно обозначить следующий механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптация детей мигрантов
1. Первоначальное обследование поступающих в образовательное учреждение детей мигрантов (социальное и материальное положение семи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).
2. При необходимости всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов и интерактивных методик. Организация работы межвозрастных языковых классов и групп.
3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня (просмотр фильмов, использование компьютерных, языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках).
5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре округа.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОУ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Структура занятия: Разминка– 5 мин. Когнитивный блок – 5-10 мин. Основное содержание занятия – 20-30 мин. Рефлексия и релаксация (при необходимости) – 5-10 мин.
Спасибо за внимание !
Выбранный для просмотра документ КОРТЕНЕВА Ю.В..docx
Мигрант - это лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного места жительства.
Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей-мигрантов - это педагогический процесс, организующий социокультурную деятельность субъектов взаимодействия, учитывающий индивидуально-личностные особенности детей - мигрантов, опыт прошлого проживания, поведенческие стратегии детей-мигрантов при вхождении в новую среду и обеспечивающий взаимодействие различных культур, носителями, которых являются дети-мигранты через включение их в социокультурные мероприятия.
Цель: создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.
психологическое сопровождение детей-мигрантов,
обеспечение эффективной интеграции в российскую школу детей-мигрантов,
повышение толерантности всех участников учебного процесса.
Направления работы по психологическому сопровождению детей-мигрантов:
Диагностика психологического состояния и уровня развития познавательной сферы;
Консультирование педагогов, родителей, учащихся;
Развивающая групповая работа с учащимися;
Развитие этнокультурной компетентности.
В числе проблем, с которыми сталкиваются педагоги, следующие:
- дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать.
- дети мигрантов сталкиваются с проявлениями мигрантофобии как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.
- детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей мигрантов - плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка;
- частая смена местожительства семьи мигрантов, даже в пределах одного региона, вызывает трудности социального и медицинского обслуживания, приводит к тому, что у ребенка затруднена адаптация к новым условиям пребывания в школе, для семьи мигрантов встает проблема организации досуга, включения ребенка в систему дополнительного образования.
Для успешной адаптации детей мигрантов необходима систематическая работа:
- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;
- установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации;
- повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;
- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении;
- обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.
Можно обозначить следующий механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптация детей мигрантов:
1. Первоначальное обследование поступающих в образовательное учреждение детей мигрантов (социальное и материальное положение семи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).
2. При необходимости всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов и интерактивных методик. Организация работы межвозрастных языковых классов и групп.
3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня (просмотр фильмов, использование компьютерных, языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках).
5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре округа.
При использовании переводчика (даже частично) или в ситуации маленьких (или низкого интеллектуального уровня) детей необходимо либо перенос занятия либо его удлинение (до 1-1,5 часов).
Каждое занятие строится следующим образом:
1. Разминка– 5 мин.
2. Когнитивный блок – 5-10 мин.
3. Основное содержание занятия – 20-30 мин.
4. Рефлексия и релаксация (при необходимости) – 5-10 мин.
Цель адаптации и социализации детей-мигрантов к образовательной среде школы следующая: интегрировать учащихся-мигрантов в российскую образовательную среду. То есть, дать возможность ученику осознать, что образовательная среда школы ученику функционально знакома, и он может действовать в ней самостоятельно, решая встающие перед ним как образовательные, так и социальные задачи
Задачей социального педагога и педагога-психолога является понимание особенностей/тонкостей национального мышления клиентов, их мировоззрения, их ощущений и поведения в процессе взаимодействия с ними.
Список использованной литературы.
Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в образовании. — СПб, 2012–251 с. 2.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 2010. — 229 с.
Гриценко В. В., Шустова Н. Е. Социально-психологиическая адаптация детей из семей мигрантов. Изд: Форум, 2011–224 с.
Миронова Т. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 659-662.
Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологи. Учебно-методическое пособие. Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. 245 с.
Создание службы психолого-педагогической помощи семьям детей мигрантов-мусульман (центр языковой и социокультурной адаптации, образовательный сайт, психологическое консультирование).
Базовые научные понятия
Мультикультурные компетенции учителя, этноконфессиональные установки педагога; психолого-педагогические технологии и практики работы с детьми мигрантов.
Содержание исследования (аннотация)
Образовательные учреждения занимают ведущее место в психолого-педагогической, социокультурной, языковой адаптации детей мигрантов. Успешность обучения и сопровождения детей мигрантов в образовательных учреждениях в большей степени зависит от педагога. Педагог для эффективной работы с детьми мигрантов должен обладать мультикультурными компетенциями, которые выражаются в личностных качествах и профессиональных навыках. Цель настоящего проекта: изучить установки учителей к мультикультурному образованию, систематизировать технологии обучения детей-мигрантов, описанных в зарубежной и российской научной литературе, выявить наиболее эффективные практики и внедрить их в работу учителя. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты демонстрируют в целом позитивные установки педагогов к культурному разнообразию в обществе и классе и определяют их отношения и методы работы с детьми мигрантов. Российские учителя считают наиболее приемлемыми для обучения учащихся мигрантов этнокультурные, групповые, интерактивные, игровые технологии, технологии индивидуального и дифференцированного обучения. В тоже время в ходе исследования выяснилось, что в российских школах отсутствует система обучения детей мигрантов, учителя не владеют специальными знаниями и методиками работы с этой группой учащихся. Исходя из данных, полученных в ходе экспериментального исследования, были определены психолого-педагогические способы сопровождения детей мигрантов: разработаны программы центра языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов, программа курсов повышения квалификации для педагогов. Данные программы утверждены Министерством образования РТ и находятся на этапе реализации. Кроме того, результаты проекта последовательно внедряются в учебный процесс по различным программам педагогического образования, реализуемым в КФУ.
Стоимость проекта
Сумма расходов на 2017 год: 1 800 000
Оплата руководителя проекта: 1 200 000 руб.
Командировки: 150 тыс. руб.
Статьи: 150 тыс. руб.
Надбавки: 300 тыс. руб.
Источники финансирования
Казанский федеральный университет ( ППК), Министерство образования и науки РТ
KPI
Публикации в Scopus и WoS
1. Gromova C. Modern technologies of teaching children of migrants in educational institutions. – 2017 (сборник IFTE 2017 - 3nd International Forum on Teacher Education; на этапе индексирования).
2. Khairutdinova R. Etnoconfessional attitudes of the Russian teachers: results of the experimental research. – 2017. (сборник IFTE 2017 - 3nd International Forum on Teacher Education; на этапе индексирования).
3. Khairutdinova R. Gromova C. Multicultural Training of the Teacher for Work with Children of Muslim Migrants/ Social and Behavioral Sciences. – 2017. ( на этапе индексирования).
4. Gromova Chulpan, Gabtelovich Yalalov Farit, Razifovna Kashapova Aygul, Raesovna
The advanced cognitive abilities of the multidimensional person/ Turkish online journal of design art and communication. . - 2016. - Vol.6, Is.. - 7. – Р. 5234-240.
5. Khairutdinova R.R, Selivanova O.G, Abildina S.K., Pedagogical conditions of school students /International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol.11, Is.3. - P.141-150.
6. Khairutdinova R.R, Kazaeva E.A, Czerwinski G., The use of the task method in civic education of students//International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol.11, Is.3. - P.245-259.
7. Khairutdinova R.R, Fedorova Y.A., Pedagogical professional self-determination support for students under conditions of additional education program implementation//International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol.11, Is.9. - P.2275-2285.
8. Nizamova L. Tatar Politics of Identity in the Global Arena, in Social Sciences and Interdisciplinary Behaviour - Proceedings of the 4th International Congress on Interdisciplinary Behaviour and Social Science - ICIBSOS 2015. Taylor and Francis Group, CRC Press, 2016.
Глава “Educational technologies for migrant children” в коллективной монографии "International experiences in the area of refugee and migrant children's adaptation - theory, research, praxis"/ Варшава, Польша. - 2017 ( на этапе публикации).
Научные доклады на конференциях и семинарах
1. VII Международная научно-практическая конференция по мультикультурному образованию 15-17 июня 2016. Университет Альмерии, Альмерия, Испания.
3. Международная научно- практическая конференция «Миграция в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Современные вызовы, опыт, инновации”, 26-27 сентября 2016 , Казань, Россия.
5. III Международный педагогический форум по модернизации педагогического образования: Международная научно- практическая конференция “Транснациональная и региональная адаптация детей мигрантов: современные практики и модели социокультурной и психолого-педагогической интеграции”, 23-25 мая 2017. КФУ, Казань, Россия.
6. Международная конференция AERA , март 2018, заявка на участие в симпозии “Educating Immigrant Students in Different National Contexts: Balancing Equality and Pluralism”.
Семинары и круглые столы
2. Семинар “Мультикультурная подготовка учителя” , 4-6 декабря 2016, КФУ, Казань, Россия
3.Экспертный круглый стол «Актуальные вопросы социокультурной адаптации детей мигрантов в России и зарубежом: от теории к практике, 16 марта 2017, РУДН, г. Москва
1 . “Vocational Integration in Post-Migrant Society", 2-7 июля 2017, Технический Университет Дрездена, Германия.
2. The adaptation of migrant children Сентябрь 2017 Варшава, Польша Громова Ч.Р
Участие в грантах, проектах
1. САЕ “Учитель 21 века” (с 2016 г.)
2. Заявка на совместный грант Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) и Российского научного фонда (РНФ) ( ноябрь 2017 г.) Тема проекта “Pedagogical practice of teachers in the classroom with migrant pupils”.
Курсы повышения квалификации
Практическая значимость проекта
На базе Института психологии и образования КФУ созданы:
- Центр языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов;
Результаты проекта последовательно внедряются в учебный процесс по различным программам педагогического образования, реализуемым в КФУ. Мультикультурная проблематика освещается в процессе реализации отдельных модулей:
2. Магистратуры. Инновационные процессы в образовании (4 часа), Современные проблемы начального общего образования (4 часа), Психолого-педагогическое сопровождение детей по индивидуальному образовательному маршруту (4 часа), Проблемы культурной идентичности ребенка (4 часа), Педагогика межнационального общения в начальной школе (4 часа), Зарубежные модели и технологии современного начального образования (4 часа).
Руководитель проекта от КФУ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)
Хайрутдинова Резеда Рафаилевна, кандидат филологических наук, доцент, соруководитель Центра миграционной педагогики КФУ;
Громова Чулпан Раесовна, кандидат психологических наук, доцент, соруководитель Центра миграционной педагогики КФУ
Руководитель проекта от зарубежного вуза-партнера (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)
Дина Бирман, доктор наук, профессор, Университет Майами (США) h-index 18.
Сведения о зарубежном вузе – участнике проекта (полное название, позиция в рейтинге QS (если есть))
Читайте также: