Как соотносятся представления об истине в античной философии и философии нового времени кратко

Обновлено: 06.07.2024

Истина – это философское понятие, отражающее конечное, абсолютное знание, цель и критерий научной деятельности.

Понятие и теории истины в философии

Первоначальное представление об истине было сформулировано в античной философии Парменидом По данной теме мы уже выполнили реферат Эвдемонизм Эпикура подробнее . В своей онтологической концепции Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее излагал положения, противоречащие общепринятых и очевидным вещам, – отсутствие движения, времени, развития, раздельности вещей и самих вещей как таковых. Отстаивая собственную позицию, Парменид подвергает критике чувственное восприятие мира, обозначая его как необъективное мнение, основанное на ненадежных источниках и противопоставляя ему собственные, истинные, а значит соответствующие настоящему положению вещей знания.

Проблема истины становится одной из центральных проблем гносеологии и этики, свое позицию относительно различения истины и мнения высказывают Демокрит, Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее , Протагор и многие другие. Однако первое устоявшееся определение истины, ставшее впоследствии классическим принадлежит Аристотелю.

Истина – есть соответствие нашего знания объективной действительности.

Однако по мере развития философии, религии, науки, этики возникают и другие подходы к определению истины ее содержания, роли и значения. К основным из них относят:

  • когерентный,
  • прагматический,
  • конвенциалистский,
  • семантический и т. д.

Когерентный подход основан на критериях логической согласованности и непротиворечивости знания. Истинное знание должно опираться на истинные посылки, а всю структура такого знания должна не иметь внутренних противоречий. Хотя данный подход позволяет критически оценивать различные системы, он не является абсолютным поскольку логической и непротиворечивой может быть и надуманная концепция, не имеющая отношения к действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

Прагматический подход меняет само понимание истины. Истинным считается то знание, которое способно принести практическую пользу, дать положительный эффект от своего использования. Данный подход сформировался в американской философии и науке. Его слабостью является недооценка фундаментальных и философских концепций, рассматривающих проблемы, выходящие за пределы актуальной проблематики.

Конвенциалистский подход рассматривает истину как соглашение, договор большинства о том, что можно читать истиной. Данный подход является идеалистическим, поскольку достичь реального согласия большинства членов какой-либо общности не предполагается возможным, но в тоже время точно отражает формирования субъективного представления об истине в малых группах, объединенных определенной догматизированной идеологией или религией.

Семантический подход к истине был разработан для уточнения классического, корреспондентского подхода, за счет введения дополнительного критерия, предполагающего установление не просто соответствии знания реальности, но и учету содержательной специфики этого сознания.

Роль истины в науке и виды истины

Истина занимает в науке двойственное положение. С одной стороны, истина – как абсолютное знание является конечной целью любой познавательной деятельности и науки как системы знаний, теории и методологии познания, и как наконец практической деятельности по познанию мира.

Однако полное познание мира вероятно невозможно, что в свою очередь обесценивает любые достижения науки в сравнении с недостижимой целью. Однако истина является не только и не столько целью, сколько критерием научной деятельности. Знание, полученное в рамках науки, является постольку ценным и значимым, поскольку отвечает критерию истинности. Рассматривая истину как критерий ценности знания невозможно не указать на многообразие видов истины и диалектические взаимоотношения между ними.

  • абсолютная,
  • относительная,
  • объективная,
  • конкретная.

Абсолютная истина выступает целью любой познавательной деятельности. Она представляет собой полное и законченное знание об объекте всех его свойствах, механизмах, взаимосвязях с другими объектами реальности, т.е. представляет собой абсолютное знание обо всем.

Относительная истина является ограниченным знанием об объекте, его свойствах и взаимосвязях. Любое реальное научное знание представляет собой относительную истину, поскольку полное и окончательное познание объекта всегда ограничено объективными возможностями науки.

Объективная истина представляет собой такое знание об объекте источником, которого выступают его свойства, качества, структура и т.д.

Конкретная истина являет собой знание, являющееся истинным в определенных, конкретных условиях. Так, знание о том, что трава – зеленая – является конкретной истинной, связанной с присущим человеку способом зрительного восприятия. Объективная истина будет состоять в том, что электромагнитное излучение (свет) отражающееся от травы, будет иметь определенную длину волны, вызывающую у человеческого наблюдателя субъективное переживание зеленого цвета.

В научной деятельности абсолютная и относительная истина находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Так, на основании имеющегося знания, относительной истины, в науке ставятся цели и задачи, предполагающие достижения более полной, абсолютной истины. Однако, как только эти цели будут реализованы, получаемое знание даст раздвинет горизонт понимания исследуемых объектов, и став относительной истиной, станет источником новых целей и задач по достижению истины абсолютной. Хотя данный процесс оценивается как потенциально-бесконечный, сторонники позиции гносеологического позитивизма отмечают что доля истинных познаний о мире неуклонно растет, и познание абсолютной истины в конечном итоге возможно.

Понятия истины, правды и заблуждения

Понятие истины тесно связано с другими понятиями, описывающими критериальную ценность знания и утверждений, такими как правда и заблуждения.

Заблуждение рассматривается как противоположность истины – т.е. такое знание, которое не соответствует объективной действительности. Вместе с тем, заблуждение представляет собой вид относительной истины, которая на определенном этапе исторического развития рассматривалась как соответствующая действительности, но позднее была критически переоценена (представления о неделимости атома, материи как веществе, абсолютности механических законов взаимодействия атомов и т.д.).


5. Любутин К. Н. Категория субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1969.

6. Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. – 412 с.

Научное исследование истины необходимо начать с расширения постановки этой проблемы. В настоящее время предпринимается попытка дополнить классическую гносеологическую концепцию истины с помощью онтологической концепции [см.: 2; 3; 4]. Первая гипотеза, которая выдвигается в данной статье, заключается в том, что концепция истины должна быть выстроена по принципу субстанционального единства всех ипостасей истины. Понятие истины должно быть сформировано в синтезе альтернативных концепций истины, сложившихся в классической и современной философии.

Это достаточно серьезная задача, и в данной статье будет предпринята попытка частичного ее решения. Необходимо преодолеть односторонность гносеологической формулировки проблемы истины и найти основание для онтологизации этой проблемы. Представляется, что в классической рационализме, где познавательное отношение определяется субъект-объектной схемой познавательного процесса [см.: 5], альтернативная онтологическая формулировка проблемы истины присутствует изначально. Рассмотрим данную философско-теоретическую ситуацию более подробно по отношению к античной философии, философии Древней Греции.

Проблема истины в философии самым тесным образом связана с постановкой и решением проблемы бытия, и это не случайно. С понятия бытия начинается оригинальная философская рефлексия действительности. Бытие - наиболее распространенная категория западного философского словаря. Во всех философских концепциях европейской философии представлено понятие бытия. Оно рассматривается в онтологическом, эстетическом, этическом, аксиологическом, антропологическом и иных аспектах. Существует особое философское учение о бытии - онтология, где бытие предстает в глубинных законах и базовых принципах. Эти принципы характеризуют различные элементы Природы, Культуры, Социума, Человека. И рядом с понятием бытия мы всегда найдем понятие Истины как категорию, выражающую отношение человека к проблеме бытия. В зависимости от того, какие именно элементы мира и человеческого существования признаются бытием, определяется содержание истины.

В отечественном изучении истории философии существуют различные подходы к определению общего локуса античной философии. А.Ф. Лосев полагал, что главный подход к реальности в античной философии определяется принципом объективизма - как материи, так и мышления. Вещество, ум, душа - эти философские абстракции не несут никакого субъективного содержания в античной философии. В ней нет личностного начала, нет присутствия субъективных смыслов, полагает А. Ф. Лосев. Чувственно-материальный космос, космическая душа, космический ум есть вечные и неизменные космические силы. Понятие субъекта в античной философии также раскрывается через объект, знающий себя как объект. Именно объективистское рассмотрение бытия и обуславливает древнегреческое философское понимание истины.

Значение Сократа для европейской философии состояло в том, что он смог дать положительный импульс для постижения бытия в контексте диалектики идеи и материи. Сократ был убежден и заразил своей убежденностью последующие поколения европейских мыслителей в том, что человеческий разум способен узнать, увидеть объективные формы и идеи, и материи. Материя в античной философии выступает инобытием эйдоса-идеи. Возможность увидеть настоящее содержание идеи - этой способностью, полагает Сократ, обладает человек. Настоящее содержание идеи открывается разумом человека.

Бытие в философии Платона - это бытие объективных и субстанциальных эйдосов. Непревзойденное значение для последующего философского мышления имеет форма сочинений Платона, дух его философии, проникнутый пафосом постоянного диалектического сложного поиска истины и ради самой истины отказывающийся от формулировки последних и окончательных выводов. Окончательные выводы легко убивают многомерность эйдетического бытия. Невозможно остановить то, что бытийствует только как процесс, как бесконечное движение. У идеи нет статики. Она живет в постоянном движении.

Тождество бытия и мышления, понятое Парменидом философски-интуитивно, в философии Платона подкрепляется рациональной необходимостью объединения содержаний категорий материи и идеи. Зрительная видимость Единого бытия расширяется моделированием Единого в рассудочной способности мыслить это единство. Видимость и рассудочность - диалектические противоположности познания - равным образом необходимы для истины. Истина достигается не только интуитивным видением тождества бытия и мышления, но и логически правильным рассуждением. Диалектика рассудочного познания и экстазного вИдения истины представлена в философии Платона как тропа к высшей истине.

Для мышления быть истинным - означает двигаться двумя путями: 1) путем постоянного самосознания, философской рефлексии; 2) путем направления своих мыслей к Благу. Мы обладаем истинным знанием тогда, когда 1) мы знаем, каким конкретным способом мы получили это знание; 2) специальным усилием направили, нацелили свое рассуждение, чтобы увидеть в вещах, событиях, процессах их диалектическое восхождение к благу. Таковы великие интеллектуальные открытия Платона, связывающие бытие и истину в единое целое.

Аристотель - это мыслитель, для которого характерна тщательная логико-смысловая проработка конкретных философских проблем. Именно он фиксирует категориальные различения истины бытия и истинности мышления. Хотя именно в философии Платона впервые истинность мышления стала маркером, индикатором, залогом истинного человеческого существования.

Ум-перводвигатель космоса в философии Аристотеля непременно материален (но не в чувственном, а в интеллектуальном смысле), этот Ум мыслит сам себя, оформляя материю самым лучшим, самым совершенным способом из всех возможных. Существует не только физическое становление космоса, но и смысловое, эйдетическое.

Центральным приемом в философии Аристотеля оказывается построение системы философских категорий. Для обоснования правильности выделения этих категорий Аристотель специальным философским рассуждением отделяет истинность знания от истины бытия. Истинность знания - это соответствие становления категорий-смыслов, их подобие физическому становлению вещей и тел, событий и процессов. Так формулируется знаменитое классическое аристотелевское понимание истины как истинности знания.

Для философской рефлексии, в ходе которой мы обнаружим, истинны наши знания или нет, Аристотель указывает два пути: мысленное представление и чувственное восприятие. Для античной философии бесспорно, что истинное знание возможно лишь в форме мысленного представления, а не в форме чувственного восприятия. Но Аристотель выстраивает более сложное понимание процесса получения истинного знания.

Он полагает, что чистая форма мысленного представления или чистая форма чувственного восприятия не могут быть определены как истинные или ложные. Чувственное восприятие дает знание о постоянно изменяющемся мире, его содержание постоянно меняется. Истинность данных чувственного восприятия постоянно сменяет одна другую. Тогда как мысленное представление возводит свое содержание к единому и универсальному источнику бытия и мышления - Благу. Его содержание не может быть относительным, так как оно описывает неподвижный вечный источник любого движения (как процесса мышления, так и процессуального бытия).

Аристотель противопоставляет истину не заблуждению, а незнанию. Понятно, почему. По отношению к самомышлению космического Ума любой момент этого самомышления оказывается тождественным этому Уму. Так, истина приобретает абсолютный характер - и как истина бытия (всегда имеющего единый источник - Благо), и как истинность знания (в соответствии с тождеством становления категорий и становления чувственной материальности космоса).

Объективизм античной философии неизбежно предопределял такое понимание истины. Диалектика философского познания, которое осуществляется через живое человеческое мышление, не могла не привести к дальнейшему развитию философского понимания истины, когда через диалектическое отрицание акцент переносится с безличностного Космоса, Космического Ума к Божественной Личности, к личностному воплощению принципов истины и блага. Это диалектическое отрицание в понимании истины и произойдет на следующем этапе истории европейской философии в эпоху Средних веков.

Рецензенты:

Викторук Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск.

Кудашов Вячеслав Иванович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Философия как учение мудрости ставит перед собой задачу изучения многих фундаментальных проблем и вопросов. Одни из них является проблема истины. Что такое истина? Каковы её критерии? Как её стоит понимать? Проблему истины затрагивали представители разных школ на разных этапах развития философской мысли. Целью моей работы является изучение исторического становления понятия истины, взгляды различных философов на неё, а также определение видов и критериев истины.

Парменид бы не единственным представителем античной философии, изучавшим проблему истины. Первый афинский философ Сократ с целью установления истины разработал метод субъективной диалектики. Он считал, что истина рождается в процессе беседы и является объективным знанием, которое не зависит от мнения людей. Истину Сократ искал в решении этических проблем, потому что считал бессмысленным постижение космоса и природы, в силу их бесконечности и безграничности, в отличие от внутреннего мира человека. Истина противопоставлена злу, так как человек, обладающий истинным знанием, не станет совершать злых, неправильных поступков: будет вести добродетельную жизнь. Его ученик Платон считал, что истина – это идея (эйдос), а источник её познания – мыслящая душа. Он считал, что истину нельзя взять от куда-либо, её можно только развить из своей души. Все мы приходим из мира эйдосов и в него уходим. Душа человека всегда была наделена истиной, поэтому в её поисках нет смысла, истину необходимо вспомнить.

Самое распространенное суждение об истине в наши дни первым высказал Аристотель, он считал, что истина отражает существующий порядок вещей, отражает действительность, она выражает соответствие знаний объекту, отражает высшую форму бытия человека. Разум человека (как особый механизм) может приблизиться к истине лишь посредством применения законов логики. Именно постигая истину, человек приближается к совершенному бытию.

Говоря о философии Древней Греции невозможно не упомянуть об отношении к истине софистов. Для них истине не была так важна, как способность отстоять свою точку зрения при помощи ораторского искусства.

Можно сказать, что истинной они считали то, что им необходимо было донести до людей в той или иной ситуации. Представители стоицизма в свою очередь сомневались в существовании какого-либо критерия истины, как таковой. Истина им виделась непостижимо в силу тот, что суть вещей они считали непознаваемой.

Совершенно точно можно сказать, что древнегреческие философы по-разному определяли значение истины, а также её критерии. Но многие из них считали, что истина является путем к счастливой жизни.

В становлении средневековой философской мысли прослеживается неразрывная связь между религией и философией. Представители Патристики видели истину в познании текстов Священного писания. Аврелий Августин, представитель классической патристики, считал, что абсолютная истина дается человеку через откровения. Он так же опирался на взгляды Платона, проповедуя учение о врожденности истинных понятий и суждений.

Схоласты настаивали на невозможности противоречия истин веры и разума. Именно поэтому Фома Аквинский писал о том, что в философии не может быть истинным суждение, являющееся ложным с точки зрения религии.

Философия возрождения оставила к XVII множество неразрешенных вопросов, которыми предстояло заняться представителям философии Нового времени. Одной из центральных проблем того времени выступала проблема познания. Что поможет человеку найти путь к истине: разум или ощущения?

На протяжении данного периода происходила борьба между сенсуализмом и рационализмом, с явным преимуществом последних в силу прогресса в науке и изменений в социальной и экономической сфере жизни общества. В это же время развивается эмпиризм, представители которого за основу познания и главный критерий истины считаю опыт.

Сторонник эмпиризма Джон Локк считал, что философия представляет собой истинное познание вещей. Самым точным он предполагал интуитивное знание, как знание, состоящее из самоочевидных мыслей. Дж.Беркли, английский эмпирик, сенсуалист, выделял четыре критерия истины: насыщенность испытываемых ощущений; одновременность и схожесть восприятия у большинства людей; согласованность ощущений между собой при чём это не простая согласованность знаний, а та, что более простота и удобна для усвоения. Субъективный сенсуалист, Дэвид Юм считал, что можно познать истину только при помощи ощущений, а сама истина – это соответствие знания ощущению. При этом Юм являлся агностиком, то есть он считал, что достоверное познание мира невозможно. Такие представители эмпиризма как Эрнст Мах и Рихард Авенариус истину как трактовали согласованность ощущений.

В начале XIX века одной из проблем в центре классической немецкой философии была проблема истины. Иммануил Кант считал истину непознаваемой самой по себе, а Гегель писал о том, что истинной формой существования истины может быть только система. Их современник Людвик Фейербах предполагал истиной антропологию. А основоположник марксистской философии Карл Маркс считал важнейшим критерием истины – практику и полагал, что без неё поиски истины бессмысленны.

Ближе к XX веку вопрос истины становится все более запутанным и неопределенным. С конца XIX века усилилась иррациональность в вопросе определения истины. Такой известный философ как Фридрих Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки жизненных ценностей. Жан-Поль Сартр считал, что именно свобода является сущностью истины. Ницше считается предшественником экзистенциалистов, а Сартр их представителем, которые в целом противопоставляли объективную истину субъективной (личной).

Представители западной философии XX века принимали за истину некий совершенный, идеальный объект. А представители неопозитивизма разделили истину на логическую (априорную) и эмпирическую. А Томас Кун вообще предлагал аннулировать понятие научной истины на выдвинутые неопозитивистами теории.

Подводя к логическому завершению все споры о истине, представители постмодернизма выразили свое мнение об истине. Они считали, что познание является обреченной на неудачу погоней за истиной, как за иллюзией.

Таким образом, можно сказать, что в истории философии сложилось несколько способов понимания истины, вот некоторые из них:

  1. Онтологическая: истина то, что есть, что существует;
  2. Гносеологическая: истина представляет собой соответствие знаний и действительности;
  3. Позитивистская: истинно то, что возможно подтвердить опытным путем;
  4. Прагматическая: истина – это полезность и эффективность знаний;
  5. Конвенциональная: истина выражается в соглашении.

На основе всех предположений и размышлений об истине в настоящее время выделяют несколько концепций (теорий):

1. Классическая концепция (её также называют корреспондентной) – истина есть соответствие высказываний действительности. Аристотель, был первым, кто высказал подобное определение истины, но разрабатывать его не стал, так как считал это утверждение само собой разумеющимся. Конечно у этой концепции есть свои недостатки, так, например, существуют высказывания, считающиеся истинными, но они отражают несуществующие вещи (например, мнимые числа).

2. Конвенциональная концепция – истина есть продукт договора людей.

Суждение истинно, если оно не противоречит аксиомам системы.

Аксиомы являются продуктом соглашения и не имеют опытного происхождения. Выбор той или иной аксиоматической системы обусловлен соображениями удобства и продуктивности математического доказательства. К сожалению, эту теорию можно применять только в рамках определенных систем, отсутствует связь с реальностью. Система истинна для себя относительно себя же (ярким представителем является Пуанкаре).

3. Авторитарная теория – убежденное доверие авторитету, истинности его высказываний (присуща средневековой философии и религиозным направлениям философии).

4. Истина в качестве очевидности, ясного представления (например, Декарт).

5. Теория прагматизма и инструментализма – вера и убежденность являются неотъемлемой частью истины. Истина – это то, что полезно человеку, что помогает ему добиться успеха. Согласно Ч.Пирсу истинным является верование, которому суждено быть признанным большинством.

6. Марксистская теория – главным критерием истины является практика, а сама истина обладает такими свойствами как объективность, процессуальность, конкретность, диалектичность.

7. Феноменальная концепция – истина выражается в согласованности внутреннего опыта. (Жан-Поль Сартр)

Также в философии принято выделять определенные виды истины.

Относительно критерия субъективности-объективности, Объективной считается истина, не содержащая в себе информации зависящей от мнения человека, отражающая действительное положение вещей. Субъективная истина зависит от того, кто познает истину. Касательно критерия относительности-абсолютности: в относительной истине отражается неполная, ограниченная информация о чём-либо. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет познания.

Принято выделять три основных критерия истины:

1. Чувства – наблюдаемость предмета знания, высказывания;

2. Разум – непротиворечивость содержания высказывания;

3. Практика – преобразование предмета знания в реальности, помогающее подтвердить или опровергнуть истинность высказывания.

История философии показывает нам развития такой категории как истина и отношение к ней. Я тяготею к мнению представителей постмодернизма, невозможно определить одну истину для всех людей, сфер деятельности, областей жизни.

Большинство философов определяли истину, как соотношение между миром и мыслью. Подобным образом и большинство людей в наши дни придают истине значение, представленное в классической теории: соответствие высказывания действительности.

На самом деле некоторые люди не задумываются о таком понятии как истина, подменяя её понятием правда. У каждого человека есть определённый набор суждений, которые он считает истинным, некоторые из них общеприняты, некоторые исключительно субъективны, а некоторые открывают только ту часть, которая делает человека счастливым. Я считаю, что истина едина и не стоит категорично разбивать её на какие-либо части.

Ведь многие суждения представителей разных школ для меня являются верными, а для кого-то будет приемлема только одна определенная позиция.

Окончательно решения у данной фундаментальной проблемы философии не существует. Да и необходимо ли оно?

Развитие рационального восприятия действительности, преобладание разума над эмоциями и личным восприятием — это главное в философии Нового времени. Кратко узнать о её основных проблемах и идеях можно из трудов представителей двух ведущих течений — эмпиризма и рационализма. В таблице периодизации философия НВ относится к XVII-XVIII столетиям.

  • Основные направления
  • Главные особенности
  • Проблемы философии
  • Три теории субстанции
  • Отношения с наукой
  • Смысл жизни
  • Основные деятели

Кратко об отличительных чертах философии Нового времени

Основные направления

Главной идеей философии НВ стала мысль, что разум человека не имеет границ в своём могуществе и что все явления мира могут быть объяснены с научной, рациональной точки зрения. Процветал материализм, стремление к познанию. Основными направлениями в философии стали:

Её главные направления и особенности

  • Рационализм. Это философское направление признаёт ум как единственный источник получения знаний, отрицая роль личного опыта и чувственного восприятия. Главной идеей этого течения стала мысль, что только с помощью рационального мышления можно изучать окружающую действительность и менять её по своему усмотрению. Сформировался рационализм в конце XV — начале XVI века. Его представили такие известные мыслители, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
  • Эмпиризм. Это течение противопоставлялось как рационализму, так и мистицизму. Его последователи считали, что главным в познании мира выступает опыт и личное восприятие окружающей реальности, а роль научных исследований в сравнении с ним ничтожно мала. Они пытались снизить роль теоретических обобщений и увеличить значимость персональных ощущений человека. Эмпиризм зародился в середине XV века. Его основоположники и видные представители — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк.

Одной из характерных черт философии НВ стало восхваление человека как активного и творческого существа. Для неё характерен оптимистичный взгляд на будущее и интерпретация исторических событий. В политическом смысле рационализм стал представлять интересы нового класса и капиталистической буржуазии в их стремлении перебороть старые феодальные устои. Для этого нужно было постепенно расширить и раскрепостить умы людей при помощи развития образования и науки.

Рассматриваемая проблематика философии

В XVIII веке сформировалась философия эпохи просвещения. Предпосылкой её появления стало массовое развитие науки, культуры, философии и общественной мысли в результате научной революции. В её основе лежало равенство прав и свобод, свободомыслие, построение всех отношений в обществе на разумных и рациональных основах.

Главные особенности

Философия НВ стала уникальным прорывом в развитии человечества. Среди её особенностей можно отметить:

Связь с наукой и религией

  • Развитие методик познания. Остро встал вопрос достоверности знаний и эффективности способов их получения через индуктивно-эмпирический или рационально-дедуктивный метод. Появился принцип методического сомнения. Возникли идеи о независимости знаний и человека. Философия отдалилась от искусства и религии, с которыми сближалась в эпоху Античности и Возрождения.
  • Стремление сделать философию автономной. Целью мыслителей стало освобождение людей от религиозных или каких-либо других предпосылок в построении своего мировоззрения. Они хотели, чтобы человек формировал свой взгляд на мир только исходя из разумной и подтверждённой опытным путём информации.
  • Механицизм. Основной моделью для построения картины мира стала механика — наука, изучающая движение и взаимодействие материальных тел в пространстве. Философы нового времени предполагали, что по законам этой науки организуются и функционируют и все остальные сферы жизни.
  • Популярность метафизического метода. Мир рассматривался как множество объектов и явлений, которые существует независимо друг от друга и не изменяются. Потому изучать их тоже можно отдельно.
  • Материалистические взгляды. В Новое время популярной стала идея о том, что окружающий мир существует вне зависимости от восприятия человека, а бытиё определяет сознание.

На видоизменение философии и становление её идей большое влияние оказало развитие наук, таких как естествознании, астрономия, математика, механика. Одной из её главных задач стало не только изучение вопросов бытия, но и удовлетворение потребностей общества.

Проблемы философии

Видные представители

В философии НВ также впервые появилась идея о том, что счастье — это не точка назначения, а путь. Только в постоянной динамике человек может удовлетворять свои желания и потребности. При этом насколько бы высоко человек ни взобрался, у него всегда будет желание лезть ещё выше — эмоции от старых достижений притупятся и возникнет необходимость искать новые. Таким образом, постоянного душевного покоя и гармонии можно достигнуть только через активность.

В период Нового времени также впервые появилось упоминание о теории научного метода. Она гласила, что сами по себе несвязанные и хаотичные кусочки информации практически бесполезны — только их систематизация, поиск взаимодействий и изучение общей картины придают им значение. Кроме того, возникла теория о независимости знаний от личности человека, их всеобщности. Центральной идеей философии стало то, что наука едина для всех. Эти взгляды сохранились и в современном мире.

Три теории субстанции

В Новое время была поднята проблема субстанции — некой первоосновы мира, которая существует всегда и не зависит ни от чего другого. Теории о ней существовали ещё со времён античности, но специфика вопроса оставалась значимой для общественности в XVII—XVIII вв. В Новое время возникло 3 основных направления:

О философии Нового времени

  • Дуализм. Теория о том, что во вселенной существуют два первобытных начала, противоположные по своей основе. Согласно ей, вся человеческая жизнь — это постоянная борьба двух противоборствующих сторон, потому люди никогда не смогут достигнуть состояния покоя и умиротворения.
  • Монизм. Согласно этой теории, все объекты и живые существа во вселенной являются порождениями единого начала. Все они похожи между собой и отличаются только количественными, а не качественными характеристиками.
  • Плюрализм. По этой теории, во вселенной существует множество форм субстанции, никак не связанных между собой. Они не борются и не противопоставляются друг другу, сосуществуя во всех областях человеческой жизни, будь то творчество, наука, религия или философия.

В XIX веке, когда начиналась научная и индустриальная революция, теория о субстанции была признана фикцией. На этом этапе её перестали считать значимой.

Отношения с наукой

В Новое время впервые установилась точная связь между философией и наукой. Знаменитые мыслители теперь пытались объяснить картину мира не религиозными учениями и верованиями предков, а исследованиями и рациональным сбором информации. Изменились основные теории о сущности человека, его месте в мире — они больше не соответствовали идеям церкви. Из-за жажды философов к познаниям начал быстрее протекать научный прогресс.

Целью философии НВ стало освобождение человека от ограничений, навязанных невежеством и страхом. На первый план вышло формирование у людей нового мировоззрения на основе научных познаний.

Смысл жизни

Одним из основных различий философии НВ от идей античности стал её взгляд на смысл человеческой жизни. Главной идеей стало то, что он не даётся людям богом или кем-либо ещё, а выбирается самостоятельно, в процессе существования. Это могло быть создание семьи, получение образования или должности и так далее. Через выполнение этих частных целей человек достигал ощущения радости и счастья. Это имело значение само по себе, без служения какой-либо высшей цели.

Приоритетом стало удовлетворение не только своих, но и межличностных потребностей. В процессе воспитания у человека возникало желание не только самому стать счастливым, но и приносить радость друзьям, семье, детям, близким или даже всему человечеству. Идеалом стала самореализация личности без причинения вреда кому-либо.

Основные деятели

Большое влияние на развитие философии НВ оказали её основные деятели. Они не только продвигали свои идеи, но и разрабатывали методики, писали научные труды, налаживали связь с народом. Многие из философов также продвигали противоположные друг другу теории, несмотря на принадлежность к одному течению.

Френсис Бэкон

Достояние философов

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) считается первым в списке представителей философии НВ. Он изобрёл методологию экспериментального естествознания. Бэкон считал, что философия должна носить практический характер и помогать человеку установить господство над природой и признавал важность как личного опыта, так и анализа, обобщения в познании мира.

Интересно, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Он рассматривал теологию (изучение божественного, которое невозможно понять умом) как науку наравне с философией.

Томас Гоббс

Философы нвоого времени

Томас Гоббс (1588—1679) — ещё один представитель философии нового времени. Фаталист, который считал свободу воли проявлением сил природы. Признавал механическую теорию, согласно которой все характеристики объектов (цвет, размер, вес) субъективны, а объективно лишь их существование. Верил в бога, но считал, что он не вмешивается в земные дела.

В философии Гоббс рассматривал человека прежде всего как часть государства. Считал, что оно должно быть слугой народа и обеспечивать его счастье и безопасность, а не наоборот. Одновременно с этим философ критиковал государственную систему, считая, что она принижает и ущемляет людей.

Рене Декарт

Рене Декарт

Рене Декарт (1596—1650) — французский философ-рационалист и математик. Считал, что разум господствует над всем, а опыт — лишь один из его инструментов. Он первым ввёл идеи эволюции, но смотрел на них только с точки зрения механики.

Основной темой его философии было изучение субстанции. Здесь он придерживался дуализма — идеи двух противоборствующих начал. Одним из них было материальное, понятное разуму и объяснимое механистическими представлениями. Вторым — духовное, непостижимое умом и доступное только бессмертной душе человека.

Одной из основных проблем, которые рассматривал Декарт, был поиск достоверных знаний. Он использовал рационалистические и аналитические методы исследований, а также придерживался философского скептицизма. Главным достижением Декарта стало доказательство рефлекторной сути человеческой психики.

Философия Нового времени стремилась сблизиться с наукой, отдалившись от религии и искусства. Её основными особенностями стали материалистические начала и идея господства разума над всем остальным.

Читайте также: