Психолого педагогический практикум для учителей гиперактивный ребенок в школе

Обновлено: 05.07.2024

Множество родителей и учителей задают такой вопрос. Рассказываем, как взаимодействовать с учениками, у которых синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь.

Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.

Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.

Гиперактивный ребенок в семье

Основные показатели

Ученик-невидимка

ученик-невидимка в классе

Поговорим о положительных сторонах

идея

Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.

И да, дорогие коллеги, такие дети держат нас, педагогов, в тонусе. Одинаковое задание такие дети ни за что не будут делать дважды.

Советы по работе с детьми с гиперактивностью, СДВ и СДВГ

Если речь идет о поставленном медицинском диагнозе, пожалуйста, не полагайтесь только на эту статью, вам понадобится учебный план и школьный психолог.

Оставайтесь в диалоге с родителями или начните его. Обязательно! Они будут вам только благодарны за простое человеческое отношение. Иногда родители могут предложить методики, которые можно смело взять в работу.

Не пытайтесь изменить ребенка, да, вы можете его воспитать, но не надо корректировать его личность.

Спрашивайте у самих детей, что им нравится. Берите информацию у первоисточника, он точно знает, КАК ему нравится учиться.

Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз.

Учащимся с СДВГ может быть сложно систематизировать информацию и концентрироваться на чем-то. Им нужна система. Используйте инфографику (найдете ее в нашем разделе на сайте), пошаговые инструкции, советы – как учебные, так и жизненные.

Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки.

Ваша главная задача как учителя – добиться того, чтобы ребенок осмыслил полученный материал. А осмысливать можно всегда по-разному, так что используйте различные методы фиксации информации. Стикеры, доски с карточками, цветные карандаши, маркеры, ручка и бумага, заполнение таблиц – в ход может пойти все, пробуйте.

Разбивайте любую задачу на части. Лучше меньше и постепенно. И не забывайте повторять задание, еще и еще раз.

Детям с дефицитом внимания, как это может быть ясно уже из самого названия, нужна от вас обратная связь. Комментируйте их работу и хвалите, только тогда они будут лучше стараться. Им важно не только понимать требования, но и получить оценку их результата. При правильной похвале в самом ребенке можно сформировать мотивацию, которая поможет ему держать себя в руках.

Гиперактивный ребенок в школе и дома: секреты эффективного взаимодействия

Часто педагоги испытывают особые трудности, работая с гиперактивными и агрессивными детьми, поскольку они доставляют наибольшее беспокойство, постоянно норовят сорвать урок, невнимательны и неусидчивы.

Учитель же, прекрасно зная, как и чему учить детей, не всегда может найти контакт с такой категорией обучающихся. Какправило, это дети с разнообразными нарушениями эмоциональной сферы. Однако задача педагога состоит в том, чтобы помочь таким ребятам адаптироваться в классном коллективе и найти свое место в социуме. Поэтому педагоги должны в полной мере понимать, как необходим комплексный подход к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей с гиперактивностью. И только при условии объединения усилий учителей, врачей и родителей можно оказать таким детям реальную помощь.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это особое неврологическое и психическое состояние ребенка, выражающееся в гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Как правило, этот синдром ярко проявляет себя уже в раннем детстве и может влиять на поведение всю жизнь. У детей это одно из самых часто встречающихся нарушений. По данным исследований синдром дефицита внимания и гиперактивности страдают от 3% до 5% детей по всему миру. Примечательно, что мальчики примерно в три раза чаще страдают синдромом гиперактивности по сравнению с девочками. Практически в каждом классе можно найти такого ребенка. К сожалению, дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности и не получающие адекватной психолого-педагогической помощи, часто больше склонны к девиантному поведению. Специалисты отмечают, что среди взрослых правонарушителей достаточно высок процент людей, которые в детстве страдали синдромом дефицита внимания и гиперактивности. У разных детей симптомы могут различаться, однако большинство из них имеет трудности с контролем активности, страдают от неустойчивости внимания. Бывают случаи, когда ведущим симптомом выступает дефицит внимания, без проявлений гиперактивности. По мере взросления импульсивность постепенно уменьшается, она отмечается у 70% подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и у 50% взрослых, страдавших данным заболеванием в детском возрасте. Практически всегда дети с синдромом гиперактивности имеют проблемы в школе и дома. Если взрослые не смогут вовремя обнаружить синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка и не начнут своевременную коррекцию, то заболевание будет мешать не только учебе. Оно нарушит процесс социализации ребенка в обществе, повлияет на его эмоциональное развитие, может привести к появлению рискованного поведения, нарушениям закона и злоупотреблению психоактивными веществами.

Специалисты отмечают, что синдром гиперактивности и дефицита внимания является наследственным заболеванием. Каждый ребенок, проявляющий симптомы растет в семье, где хотя бы один из родственников страдает таким же недугом. Отмечено, что если один из близнецов страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности, то и у второго, обнаруживается данный синдром. Нельзя сказать, что в современном мире таких детей стало больше. Но диагностируется СДВГ у детей гораздо чаще, поскольку врачи, педагоги и родители хорошо осведомлены о синдроме гиперавтивности и без труда распознают это нарушение у ребенка.

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Синдром может по-разному проявляться у детей, однако схожими и ведущими симптомами являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность заключается в том, что ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете. Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сразу начинает скучать, если выполняет какое-либо действие на протяжении длительного времени. Целенаправленное сосредоточение на чем-то вызывает у таких детей значительные затруднения. При этом они становятся неугомонными и с трудом выполняют необходимую деятельность. Все свои дела они откладывают напоследок, никогда не стремятся выполнять свои обязанности, не могут усидеть спокойно на месте. Часто такие дети начинают много дел одновременно и ни одно не доводят до логического завершения.

Гиперактивность выражается в том, что дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, не могут усидеть на месте. Они находятся в постоянном движении и все время о чем-нибудь разговаривают. Такой ребенок сразу заметен в классе: он либо ерзает на месте, либо качает ногой, стучит по столу ручкой, иногда даже ходит по кабинету во время занятий. При этом ребенок еще испытывает сильное волнение.

Импульсивность проявляется в следующем: со стороны может показаться, что ребенок, прежде чем что-то сделать, не думает вообще. На вопрос он отвечает первое, что приходит в голову. Он легко может сделать неуместное замечание, выйти из класса на уроке, переходит улицу, не глядя по сторонам.

Помимо этого, дети с гиперактивностью могут страдать от тревоги и даже депрессии, демонстрировать различные нарушения поведения.

Диагностические критерии синдромадефицита внимания и гиперактивности по DSM-IV

Специалисты психологи, неврологи и психиатры определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, опираясь на определенные диагностические критерии, отраженные в классификации психических болезней. Эти критерии можно разделить на две группы.

  • Нарушения внимания:
  • Импульсивность и гиперактивность:

- ребенок плохо организует свою деятельность;

- часто забывает, что ему нужно сделать;

- совершает много ошибок из-за невнимательности, ему трудно сосредоточиться;

- ребенок постоянно теряет вещи;

- ребенок слушает взрослого, но не может сказать затем, о чем с ним говорили;

- посторонние раздражители очень легко отвлекают его внимание;

- ребенок не желает выполнять задания, требующие концентрации внимания;

- во время игры и при выполнении задания ребенок с трудом удерживает внимание.

- ребенок постоянно разговаривает;

- не может усидеть на одном месте;

- он не играет тихо и спокойно;

- очень много бегает, ерзает, крутится;

- вмешивается в разговор окружающих без приглашения;

- с трудом может дождаться своей очереди, чтобы сделать что-то;

- начинает отвечать, не дослушав вопрос.

При этом диагноз ставится специалистом, и только тогда, когда отмечается проявление не менее чем пяти критериев, из приведенных выше.

Как педагог может помочь ребенку?

Не смотря на то, что проблемой детской гиперактивности занимается довольно широкий круг специалистов: дефектологи, психологи, педагоги, логопеды, психиатры, большинство воспитателей в дошкольных учреждениях, учителей в школах и родителей считают, что гиперактивность вызывает у ребенка только проблемы с поведением. Многие вообще полагают, что такое поведение это просто-напросто невоспитанность. Кроме того, практически каждого ребенка, который неусидчив на занятиях, учителя сразу же относят в разряд гиперактивных детей. Однако синдром дефицита внимания и гиперактивности- это медицинский диагноз, поставить его может только специалист. Решить, что ребенок действительно страдает данным синдромом, доктор может лишь после проведения специальных диагностических мероприятий. При этом излишняя двигательная активность является далеко не главным критерием. Специалисты отмечают, что причинами гиперактивности ребенка являются патология беременности, родов, а также инфекционные заболевания, которыми ребенок болел в раннем возрасте. Так, асфиксия во время родов, внутриутробное кислородное голодание, нейроиммунный конфликт между матерью и ребенком являются факторами, провоцирующими в последующем развитие синдрома гиперактивности.

Свою работу с гиперактивным ребенком учитель может выстроить по трем направлениям:

1. Стимулирование развития функций, дефицит которых наблюдается (внимание, контроль поведения, двигательный контроль).

2. Отработка конкретных способов взаимодействия с окружающими людьми.

3. Работа с негативными эмоциями, в частности с гневом.

Коррекционная деятельность может идти параллельно сразу по всем направлениям, или по одному конкретному.

Развитие дефицитарных функций

Развивая дефицитарные функции, стоит проводить работу поэтапно. Начинать можно с развития какой-либо одной функции. Ведь таким детям трудно быть и внимательными, и спокойными одновременно. Поэтому если педагогу важно, чтобы ребенок был спокоен на уроке, то не стоит ждать от него больших результатов и аккуратности в тетрадях. Если же главное получить значимый результат работы, то не обращайте внимания на двигательную активность ребенка. И только лишь когда в процессе коррекции удалось добиться устойчивых и положительных результатов по тренировке какой-то одной функции, можно перейти к тренировке одновременно двух. Как правило, начинать стоит с тренировки внимания. Затем следует работатьнад снижением импульсивности и контролем над поведением.

Игры на развитие внимания

На сегодняшний день существует масса игр для развития внимания ребенка. В частности педагоги и родители могут пользоваться следующими:

Игры на расслабление

Причиной повышенной импульсивности и двигательной активности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является их неспособность расслабляться. Поэтому взрослые обязательно должны научить детей приемам релаксации. Для этого можно использовать следующие игры:

Игры для развития волевой регуляции поведения

Поскольку отсутствие достаточного контроля над собственным поведением является еще одной характерной особенностью гиперактивных детей, взрослым стоит заниматься коррекционной работой, направленной на развитие волевой регуляции. С этой целью можно предложить поиграть с такие игры:

Отработка конкретных способов взаимодействия с окружающими людьми

На первом этапе работы стоит заниматься с ребенком индивидуально. Взрослый должен сначала научить ребенка слушать инструкции, понимать их. Для этого может потребоваться, чтобы малыш проговаривал их вслух. Кроме того, важно сформулировать систему правил поведения во время общения с другими людьми и во время выполнения задания. Важно добиться, чтобы ребенок усвоил эти правила. Затем скажите ему, за выполнение каких правил он получит поощрение. Система поощрения может быть следующей: ребенок получает жетоны за соблюдение правил каждые 15 – 20 минут. Полученные жетоны затем можно обменять на какие-либо награды. Инструкции, которые взрослый дает ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, должны быть предельно понятными и короткими, не более 10 слов. Педагог должен быть готов к тому, что такие дети могут попытаться манипулировать им, и сохранять спокойствие. Большое число людей вокруг может привести к перевозбуждению таких детей, поэтому желательно, чтобы они сидели на первой парте, видели перед собой только учителя.

После того, как первый этап преодолен, можно вовлекать ребенка в групповые виды деятельности. Для начала подойдут малые группы детей по 2 – 4 человека. Освоившись в малой группе, отработав правила поведения в коллективе, малыш способен участвовать в общих групповых играх. Если такую последовательность не соблюдать, то ребенок перевозбудится и переутомится, в конечном итоге потеряет контроль над собственным поведением.

Работа с негативными эмоциями

У детей, страдающих синдромом гиперактивности, при выполнении любой деятельности ведущим является эмоциональный компонент. И поскольку эмоции стимулируют деятельность, то волевой компонент уходит на второй план. Получается, что именно эмоции определяют поведение гиперактивного ребенка. Малыш может переживать целый спектр неприятных переживаний, и задача взрослого научить его справляться с ними. Для начала обсудите с малышом такие вопросы:

- Что тебя может разозлить?

- Как ты ведешь себя, когда злишься?

- Что ты переживаешь в состоянии гнева?

- Какие слова ты говоришь, когда ты злишься?

Чтобы преодолеть злость или гнев, взрослый может предложить ребенку использовать специальные психологические методики:

- Чтобы научить ребенка спокойно общаться с другими людьми, можно поиграть в такую игру: взрослый берет интересный для ребенка предмет в руки. Задача ребенка спокойно уговорить взрослого отдать ему вещь. При этом взрослый это сделает тогда, когда захочет, а не по первому требованию. Ребенок может просить шепотом, одними жестами, ласковыми словами.

Что нужно знать родителям гиперактивного ребенка

Родители детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, испытывают трудности при общении с ними. Одни из них борются с непослушанием ребенка при помощи строгих наказаний и увеличения запретов. Другие просто машут рукой на своего беспокойного ребенка, не обращают на него внимания, тем самым лишая его поддержки. Поэтому такие дети часто страдают от:

- Недостатка родительского внимания. Родители не стремятся вникать в проблемы ребенка, а лишь водят его по врачам, пытаясь решить проблему его поведения при помощи медицинских препаратов.

- Отсутствия достаточного контроля над поведением со стороны родителей. Взрослые должны составить список запретов и строго следовать ему.

- Отсутствия навыков управления гневом.

Педагог может помочь родителям, объяснив им, что:

- Ужесточение дисциплины не даст положительных результатов.

- С такими детьми необходимо спокойно и мягко общаться.

- Ни в коем случае не стоит кричать на такого ребенка и приказывать ему. Как, впрочем, использовать восторженный тон. Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности очень чувствителен к эмоциям окружающих его людей и быстро присоединяется к ним.

- Увеличение нагрузок ведет к переутомлению и капризам.

- Гиперактивные дети, как и любые другие, нуждаются в похвале и одобрении. Но похвала должна быть искренней.

- Ребенку нужно давать простые и четкие инструкции. Не стоит поручать ему несколько дел одновременно.

- Если ребенку предстоит переключиться с одного вида деятельности на другой, то стоит предупредить его об этом заранее.

- Можно ограничить пребывание ребенка в местах скопления большого количества людей, чтобы не допускать его перевозбуждения.

- У такого ребенка должен быть четкий режим дня.

- Стоит ограничить занятия на компьютере и просмотр телевизионных передач.

В заключение хотелось бы добавить, что, несмотря на то, что гиперактивные дети доставляют взрослым много беспокойства, грамотный и здравый подход к коррекции их поведения может помочь свести к минимуму негативные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности и успешно социализировать этих детей.

Как распознать СДВГ:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детстве. При таком синдроме человек слишком активен и импульсивен, ему сложно концентрироваться и удерживать внимание.

Выделяют три основные группы симптомов СДВГ:

  • гиперактивность (ребенок много и бесцельно двигается);
  • импульсивность (ребенок перебивает, выкрикивает с места, вмешивается в разговоры, не может дождаться своей очереди);
  • невнимательность (ребенок не может управлять своим вниманием и отвлекается на все, что способно его увлечь — скажем, на то, что быстро движется, мелькает, блестит, шумит).

Эти симптомы могут быть выражены по-разному: или один сильнее других или все три в равной степени. Проявляются в любой обстановке, не соответствуют возрасту и создают трудности для самого ребенка и окружающих.

СДВГ часто сочетается с расстройством аутистического спектра, расстройствами учебных навыков: дислексией, дисграфией или дискалькулией; диспраксией (моторной неловкостью), тиками и синдромом Туретта.

Конечно, эти симптомы не означают стопроцентного наличия у вашего ученика СДВГ, это могут быть проявления и других расстройств. Поэтому диагноз может поставить только квалифицированный врач.

Большинство учёных сегодня сходится на том, что в основном за возникновение синдрома отвечает генетика, но свой вклад вносят и неврологические нарушения. Это могут быть осложнения в период беременности и родов, сложности послеродового периода, внешние факторы (например, курение матери во время вынашивания ребенка, черепно-мозговые травмы и воздействие некоторых химических веществ). У большинства людей симптомы после подросткового возраста сглаживаются или уходят совсем. Сохраняется синдром примерно у 40 процентов людей. Им приходится учиться с ним жить.

Для детей с СДВГ учеба в школе – это вызов. От них требуют усидчивости, концентрации, примерного поведения и следования правилам, а эти качества у них в дефиците. Из-за СДВГ им сложно справляться со школьной программой, устанавливать отношения с одноклассниками и учителям, ведь своими эмоциями они тоже не слишком умело управляют. Все это, да еще и сопутствующие расстройства вроде тика часто становятся поводом для школьной травли. Педагогу важно учитывать эти трудности в работе с учеником, создавать для него комфортную среду, в которой ребенок бы мог показать свои способности по максимуму.

Как создать комфортную среду для ученика с СДВГ, его одноклассников и учителя:

1. Установите дисциплину в классе

Правила поведения и пребывания в классе должны быть общими для всех учеников и максимально четкими. Это защитит ребёнка с СДВГ от претензий со стороны одноклассников, что он находится в особых условиях, и поможет ему привыкнуть к распорядку. Желательно разместить устав класса на видном месте, потому что гиперактивным детям тяжело удержать в голове много информации. Все ученики должны осознавать, какие последствия наступят за несоблюдение правил.

2. Поймите, какой уровень нагрузки ребёнок может вынести

Это нужно сделать в первые недели вашей совместной работы. Например, отследить, сколько минут подряд такой ученик может читать текст или решать задачи до того, как переключит внимание, и сколько информации он усваивает. Не нужно давать больше, пытаясь таким образом повысить его работоспособность – это не сработает, а ребенок может просто испугаться объёма задания, и не сделать ничего.

3. Выясните, как привлечь его внимание

4. Выясните, какие ситуации провоцируют ребенка на проявление сильных эмоций

Это могут быть школьные праздники, родительское собрание, контрольная работа или разбор конфликта. Если что-то из этого планируется, подготовьте к этому ученика – напомните, какие правила нужно соблюдать и что будет за их нарушение. Если взрыв эмоций у ребенка вызывают плохие оценки, объясняйте, что вы оцениваете только то, как он усвоил материал, а не его личность. Если школьника всё же захлестнули эмоции, первое, что нужно сделать – успокоить его: отвести в тихое место, дать воды, если это уместно – обнять, и ни в коем случае не ругать.

5. Помогайте разрешать возникающие конфликты

Как сделать учёбу ребёнка с СДВГ эффективной:

Хвалите его даже за небольшие достижения

Обращайте внимание на моменты, когда он высказывает ценные мысли, чтобы и ему, и всему классу было понятно, что он может внести важный вклад в общее обсуждение. Игнорируйте мелкие нарушения и пустяковые реплики с его стороны, если они не слишком мешают общей работе, не делайте ему замечаний каждый раз.

Поддерживайте его работоспособность

У детей с СДВГ работоспособность колеблется: гиперактивное поведение сменяется усталостью, они могут на уроке лечь в изнеможении на стол, даже заснуть. Чтобы поддерживать внимание учеников, чередуйте виды деятельности. Показывайте видео, читайте тексты, решайте задачи, проводите физкультминутки, добавляйте работу в группах.

Помогайте организовывать рабочий процесс

Если ребёнку тяжело отвечать устно или письменно, можно договориться с ним о приемлемой форме сдачи работ. Например, вместо письменного задания, он может ответить устно, а вместо пересказа может сдать сочинение (или наоборот). Некоторым легче печатать на компьютере, чем писать от руки.

Как учителю поддерживать своё эмоциональное состояние:

Родители ученика – тоже ценные советчики, которые знают своё чадо лучше всех. Важно построить с ними хорошие отношения, не ругать и не оценивать их воспитательные способности. Этим вы только заставите их занять защитную позицию. Лучше всего договориться действовать с ними вместе и разделить зоны ответственности: чем вы можете помочь ученику в классе, а они – дома.

Если педагог научится работать с гиперактивными детьми, это будет огромный шаг в его профессиональном развитии. После такого опыта с менее сложными учениками работать гораздо легче. Главное – не стараться нести весь груз ответственности самостоятельно, это не добавит вам здоровья, а только отнимет силы.

В последнее время все большую актуальность приобретает синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который в процессе онтогенеза может фасадно измениться в девиантность или делинквентность. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей 4–20%, Великобритании – 1–3%, Италии – 3–10%, в Китае – 1–13%, Австралии – 7–10%, России – 4–18% В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Чаще всего девочки страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Кроме того, у них возникает неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.

Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и корригировать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно развить сильную и творческую личность.

  • трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания);
  • не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);
  • слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по несколько раз);
  • не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;
  • может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);
  • отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался);
  • нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:
  • ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;
  • ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);
  • болтлив;
  • начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
  • ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;
  • ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать других детей).
  • щедрые (даже в ущерб себе);
  • отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);
  • энергичные (активны в спорте и на физкультуре);
  • добрые;
  • смелые;
  • творческие;
  • веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);
  • дружелюбные;
  • непосредственные;
  • с повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так называемые “качели успеваемости”. Сегодня ребенок “приносит” домой одни девятки и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен. Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например, звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно. Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы, легкоотвлекаемы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. Трудности планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе, в устройстве семейной жизни. Гиперактивные проявления сильной степени выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального . Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как “хулиганское” и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня “гиперактивного” ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. “Гиперактивные” дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр – друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Эффективна семейная игровая терапия.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать 2 основных приёма: сглаживание напряжения и следование за интересами ребёнка.

Коррекционную работу с такими детьми можно производить в рамках игровой терапии. Полезна работа с песком, глиной, крупой, водой.

В работе с гиперактивным ребёнком потенциальную помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесные контакт. Они способствуют лучшему осознанию своего тела и осуществлению контроля.

Коррекционно – развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Своевременная диагностика и коррекция трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза к нормальному течению, облегчить вхождение ребёнка в обычную социальную среду. Наиболее коррегируеиый возраст – от 5 до 12 лет.

Главный принцип развития: “Своевременность решает всё!”.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов – антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам, психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ – трудности в самоорганизации. Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и агрессивную реакцию.

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению поставленной задачи. Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует предупредить его об этом за 5–10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний, окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу. Достаточно час то такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.

1. Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.
2. Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.
3. Используйте как можно больше наглядных средств обучения.
4. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).
5. Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.
6. Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).
7. Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.
8. Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.
9. Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.
10. Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.
11. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.
12. Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.
13.Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.

Читайте также: