Психолого педагогические проблемы в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

"Центр развития ребёнка - детский сад", в котором я осуществляю свою профессиональную деятельность, работает с февраля 2008 года. Муниципальное дошкольное учреждение находится в Рудничном районе города Кемерово. Одной из основных задач детского сада "Планета детства", в котором я работаю, является: сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника и коррекция нежелательных личностных проявлений. МАДОУ № 238 посещают 280 воспитанников, среди них 75% из полных семей, 22 % - неполных, 1,5 % - опекаемых, 1,5 % - многодетных, большинство родителей воспитанников имеют высшее образование. "Сложные дети", или "проблемные дети"…Эти категории детей в нашем детском саду составляют небольшой процент, однако доставляет большие трудности во взаимодействии в системе "педагог - ребенок". Проведя анкетирование среди педагогов, выяснилось, что воспитатели не всегда находят оптимальные способы взаимодействия с такими детьми, имеют потребность в повышении психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми и, именно поэтому, я считаю целесообразным проводить психологическую работу по данной теме.

Теоретико-методологическую основа, на которую я опиралась при обобщении опыта моей работы: теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский); принцип системного подхода в психологии (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов); теоретические представления о проблеме саморазвития и профессионального роста педагога (А.К. Маркова), теоретические представления отечественных исследователей (Г.Э. Бреслав, Л.М. Семенюк, Р.В. Овчарова). Также при проведении данной психологической работы я использовала труды следующих авторов: Е.А.Алябьевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Шевченко Ю.С., Кряжевой Н.Л., К. Фопель.

Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают психические нагрузки. В обычной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и, казалось бы, поводов для беспокойства быть не должно. Но и среди детей, воспитывающихся в полной семье, наблюдается высокий процент неврозов, появление которых обусловлено разными факторами. Очень многие из них носят социально-психологический, социально-экономический и социально-культурный характер. Основой профилактики эмоционального неблагополучия, охраны психологического здоровья дошкольников является укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома, удовлетворение их эмоциональных потребностей, осуществление поддержки, выявление с психологом, родителями, педагогами причин психологической дисгармонии каждого ребёнка, а также обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний.

Основные этапы организации психологической работы

Научная новизна данного опыта работы заключается в следующем: обоснованы понятия "агрессивность", "тревожность", "гиперактивность", выявлены особенности психологической работы проблемных детей в условиях ДОУ.

Цель обобщения опыта моей работы: выявить и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения проблемных детей старшего дошкольного возраста (агрессивных, гиперактивных, тревожных) с целью обеспечения динамики снижения нежелательных личностных проявлений. Достижение поставленной цели я реализовываю в процессе последовательного решения следующих задач:

  • проанализировать методическую литературу по проблеме психолого - педагогического сопровождения проблемных детей в ДОУ;
  • провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами МАДОУ по данной проблеме;
  • подобрать диагностические методики с целью выявления причин негативного поведения дошкольников и последующего выбора эффективного инструментария для его коррекции, перехода энергии детей в позитивное русло;
  • составить конспекты занятий с детьми и проводить коррекционно-развивающую работу с проблемными дошкольниками;
  • осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу педагога-психолога с родителями воспитанников проблемных детей;
  • провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками.

При проведении психологической работы с проблемными детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи психологической работы.

4. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коррекции нежелательных личностных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.

5. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья.

Я считаю, что материал, представленный в обобщении опыта моей работы будет способствовать эффективному снижению уровня агрессивности, тревожности и других нежелательных личностных проявлений старших дошкольников, формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере взаимодействия с проблемными детьми, гармонизации детско-родительских отношений. Созданные методические практические материалы для работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми могут использоваться педагогами, психологами ДОУ при подготовке и проведении родительских собраний, лекториев для родителей, в индивидуальной работе с родителями.

Реализация поставленных задач проводилась по основным направлениям деятельности педагога - психолога: психологическое консультирование, психопрофилактика, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа. Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями дошкольников и педагогами МАДОУ.

Цель работы педагога-психолога с родителями: гармонизация детско-родительских отношений.

В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с родителями:

  • формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
  • осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности;
  • обучить эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: "Детские страхи", "Тревожные дети", "Возрастные особенности детей" и др. В каждой группе создана папка "Консультации педагога-психолога для родителей" с тематическими консультациями. Второй год в детском саду я применяю такую форму работы с родителями как "Почта доверия" и считаю её эффективной формой взаимодействия между психологом и семьей. Также в рамках индивидуальных консультаций я предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями психолога по интересующим их вопросам.

Работа педагога-психолога с дошкольниками В практике психологической работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми я применяю следующее:

  • проверяю соответствие жалоб родителей/педагогов истинному положению вещей (т.е. необходимо исключить субъективизм у взрослых в оценке поведения ребенка);
  • анализирую жалобы и претензии к ребенку и взаимоотношения его с тем, кто обращается к психологу, поскольку не исключено, что негативные проявления носят избирательный характер;
  • изучаю личность ребенка с помощью диагностических методов, беседую с родителями, педагогами воспитанников.

Я уделяю особое внимание ближайшему окружению дошкольников, в первую очередь семьи. Индивидуальную коррекционную работу с агрессивными детьми я провожу по следующим направлениям: обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии; отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; работа с гневом, с тревожными детьми - повышение самооценки дошкольников, обучение приемам саморегуляции.

В нашем дошкольном учреждении имеется отдельный кабинет психолога, необходимое оборудование для проведения коррекционных занятий. Я изучила и проработала методическую литературу. Материал в ней направлен в основном на развитие психических процессов и на снятие психомышечного напряжения (релаксацию).

В то же время, разработанный мной цикл занятий ориентирован на коррекцию детского поведения, так как волшебная среда, в которую попадает ребенок, меняет стиль его поведения, что и подтвердилось при дальнейшем анализе эффективности цикла занятий. Игры были мной модифицированы под целостный сюжет занятий, чтобы дети, попадая в волшебную комнату, целиком погружались в сюжет игры, не переключаясь на что-то другое.

С декабря 2008/2009 учебного года в МАДОУ мною составлен и реализуется цикл занятий с детьми по психоэмоциональной коррекции, который называется "Интересные путешествия".

Задачи цикла занятий:

  • коррекция нежелательных личностных особенностей;
  • формирование у детей представлений о своих сенсорных возможностях;
  • развитие познавательной сферы и органов чувств;

- обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

Основные методы, применяемые на занятиях: фототерапия, сказкотерапия, элементы телесной терапии, специальные упражнения, импровизация; аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки.

Основные принципы моей работы в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми:

  • признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка;
  • уважительное, доброжелательное отношение к детям;
  • недопустимость упреков и порицаний;
  • обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка;
  • постепенность коррекционного процесса.

Цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и включает три этапа: диагностический, коррекционный и контрольный. Курс практических занятий проводится в составе коррекционно-развиваюших групп (5-6 детей), которые были сформированы на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. Состав группы не определяется наличием какого-либо сходного признака, напротив, дети с разными проблемами (гиперактивные, агрессивные, тревожные) занимаются вместе. Продолжительность игрового занятия зависит от индивидуальных особенностей воспитанников и составляет от 25 до 40 минут. Курс состоит из десяти занятий, проводимых один раз в неделю. Занятия имеет свою тему и цель. Перевоплощаясь в определенный образ, дети с увлечением участвуют в занятиях.

На каждого ребенка, намеченного к прохождению курса игротренинга, заводится индивидуальный коррекционный лист, в котором кратко фиксируется причина назначения на занятия, что помогает при планировании дальнейшей работы с ребенком.

Коррекционный (формирующий) этап Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса. Я считаю своей главной задачей обучать детей приемам саморасслабления и снятию психомышечного напряжения (особенно с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, истерические реакции). На индивидуальных занятиях я особое внимание уделяю обучению дошкольников релаксации.

Контрольный этап. Данный этап представляет собой проведение оценки результативности проводимых занятий и заключается в сравнении показателей первичной (до начала занятий) диагностики с результатами обследования после занятий с акцентом на указанные в коррекционной карте отклонения в поведении.

Результаты наблюдений, мнений взрослых, диагностики обобщаются и анализируются, т.е. являются своего рода материалом, на основании которого готовится письменное заключение по итогам реализации проведенных занятий в отношении каждого ребенка. В нем резюмируются нарушения (отклонения) в поведении, выявленные до работы, используемые методы и приемы работы с данным ребенком, их эффективность (или неэффективность), общая оценка результатов и дальнейшие рекомендации родителям и педагогам.

Я планирую вносить также в свой план работы перечень мероприятий по контролю и дальнейшему наблюдению за детьми, которые проходят курс цикла занятий.

В результате второго года проведения психологической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, можно говорить о положительных промежуточных результатах: дети стали более уравновешенными, спокойными, уступчивыми, понимающими других (если говорить об агрессивных детях). Те дошкольники, кому данный цикл занятий был назначен для снижения тревожности, приобрели уверенность, более активно участвуют в играх и отвечают на занятиях.

Психологическая работа с детьми по психокоррекции получила положительную оценку со стороны родителей и воспитателей. По мнению заинтересованных взрослых, в результате прохождения курса занятий у детей наблюдается снижение агрессивности, тревожности, дошкольники стали увереннее в себе, стали относиться терпимее друг другу, а это значит, что у них формируется чувство сопереживания (эмпатия).

Цель работы педагога-психолога с педагогами: формирование толерантного отношения, поведения, развития коммуникативных навыков во взаимодействии с проблемными дошкольниками.

В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с педагогами:

  • формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;
  • развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;
  • повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми;
  • способствовать коррекции психоэмоционального состояния у воспитателей (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).

Таким образом, для сохранения психологического здоровья, социального благополучия и коррекции нежелательных личностных проявлений у проблемных дошкольников необходимо выполнение следующих условий:

Анализ современной психолого-педагогической литературы и практики позволяет охарактеризовать дошкольное детство как феномен культурного развития ребенка, период первичной социализации. И, в первую очередь, этим и обусловлена актуальность исследования:

• Понимание феномена дошкольного детства как культурного развития ребенка, периода первичной социализации.

• Изменение педагогических подходов в дошкольном образовании.

Современная действительность, с её противоречиями между стереотипами и новшествовами, между требованиями и возможностями, между желаемым и действительным, изменила и требования и подходы к педагогической практике. Изменились и взрослые и дети. Изменилось и сознание общества! Социальная модель общества, в вопросе образования детей с ограниченными возможностями, пройдя этапы эксклюзивной модели, модели сегрегации, модели интеграции, пришла к пониманию необходимости следующего прогрессирующего шага- создания инклюзивной модели социального общества. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Для того чтобы шло полноценное образование всех детей необходимо создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности этих детей. И такие условия возможны при организации нового вида образования – инклюзивного образования. Когда не ребёнок подстраивается под систему, а система обучения подстраивается под ребёнка.

Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно-развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для инклюзивного ребенка. Инклюзивным детям часто бывает сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого. Отсюда, сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в программе инклюзии. Тьютор является своего рода связующим звеном, основной задачей которого является координация взаимодействия между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, воспитателем/учителем и родителями ребенка.

Таким образом в современных условиях, одной из задач педагогического коллектива- создание новых условий образовательной деятельности, которые позволят снизить психофизиологическую нагрузку у детей среднего дошкольного возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении, создание и внедрение в жизнь индивидуальной программы развития –маршрута для инклюзивных детей.

Проблема обусловлена, прежде всего, невозможностью применения стандартного подхода в решении проблем при поступлении в детский сад всех детей.

Необходимо отходить от стандартизированных рамок и искать новые подходы для более успешной адаптации каждого ребенка к детскому саду.

В дошкольные годы происходит психологическая адаптация человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет принятия норм и ценностей данного общества.

После длительных исследований существует согласие в том, что природа (гены) и воспитание (среда) взаимно влияют друг на друга.

Задача родителей или воспитателей – создать условия.

Задача ребенка – адаптироваться к тому окружению, в котором он проживает.

Адаптация – процесс, помогающий ребенку меняться, подстраиваться к ближайшему физическому и социальному окружению, чтобы использовать свои возможности с максимальным эффектом для своего развития.

В контексте данного исследования наибольший интерес представляет социальная адаптация, которая представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям с окружающими.

В психологии доказано, что характер поведения человека в процессе социальной адаптации зависит от целей и ориентации его ценностей, а также возможностей их достижения в социальной среде. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие традиционно связывают с периодами кардинальных изменений жизни индивида и его окружения.

Цель работы - Выявление возможных путей и методов психолого-педагогического сопровождения детей среднего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.

Объект исследования - период первичной адаптации детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад.

Предмет исследования - педагогическая деятельность работа по проведению адаптационных мероприятий для детей среднего дошкольного возраста к детскому саду.

Гипотеза исследования выступило предположение, что ожидаемый результат возможен, при выполнении следующих условий :

обеспечение атмосферы доверия и безопасности для каждого вновь поступающего ребенка;

осуществление активизации внутреннего потенциала каждого ребенка;

оказание помощи установлению продуктивных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

• рассмотреть психолого-педагогические аспекты проблемы адаптационного периода поступления в детский сад детей среднего дошкольного возраста

• выявить психологические проблемы адаптации детей среднего дошкольного возраста к ДОО;

• организовать практическое исследование о зависимости характера адаптации ребенка от особенностей его психического состояния;

• осуществить психолого-педагогическую поддержку любого ребёнка среднего дошкольного возраста и его семьи в адаптационный период при поступлении в детский сад.

• биографический метод (сбор и анализ анамнестических данных детей)

• количественный и качественный анализ полученных данных

Логика этапов исследования

I Изучение психолого-педагогической, методической литературы. Определение исходных позиций исследования, формулирование гипотезы. Разработка программы и плана опытно-экспериментальной работы.

Внедрение вспомогательной программы.

III Обобщение и описание опытно-экспериментальной работы и ее материалов, апробации результатов исследования. Осуществление сравнительного анализа качественных и количественных результатов эксперимента.

1 Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптационного периода поступления в детский сад детей среднего дошкольного возраста :

• Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

• Сущность адаптационного периода у детей дошкольного возраста, приходящих в среднюю группу детского сада из семьи

• Специфика работы с родителями дошкольников среднего возраста в адаптационный период поступления в детский сад

2 Экспериментальная часть по выявлению проблем детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад

• Организация и методы исследования по выявлению проблем детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад

• Программа исследования по выявлению проблем детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад

• Организация и обсуждение результатов экспериментального исследования

• Разработка коррекционной программы адаптации детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка в детском саду.

Общепедагогические принципы и принципы специальной (коррекционной) педагогики и психологии

Срок реализации программы в среднем составляет 1–2 месяца

Ориентировка на индивидуальную работу с ребенком

Отслеживание результатов осуществляется по следующим параметрам:

1. Эмоциональное состояние ребенка;

2. Психофизиологические показатели : сон и аппетит;

3. Социальные контакты;

4. Активность в различных видах деятельности.

Психолого-педагогический блок.

Основная цель технологии - повышение качества образовательной деятельности через коррекцию тревожности.

По окончании адаптационного периода делаются выводы о продолжительности, уровне и особенностях адаптации ребенка к условиям детского сада.

1. Работа с мотивацией: формирование положительной мотивации, адекватного отношения к возможным неудачам; Коррекция мотивации.

2. Работа с самооценкой и самоконтролем: обучение навыкам самооценки и самоконтроля; Коррекция тревожности.

3. Работа над поведением и качеством общения: обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; навыкам коллективной деятельности; Коррекция личностной тревожности.

4. Релаксация: снятие мышечного напряжения. Коррекция агрессивности. Разрядка агрессивных чувств.

Анализ диагностики,после апробации программы, показал:

тревожность воспитанников значительно снизилась,

адаптивность воспитанников повысилась.

Вывод: Организация социально-психологического сопровождения способствует повышению успешности адаптации ребенка среднего дошкольного возраста к детскому саду.

• Обогащение представлений об особенностях и специфике периода адаптации.

• Стимулирует дальнейший интерес в области вопросов данной темы.

• Оптимальный подбор и планирование объёма и характера мероприятий.

• Пополнение методической копилки воспитателя.

• Предложена коррекционно-развивающая программа по развитию адаптации детей среднего дошкольного возраста к детскому саду.

Анкета для родителей при поступлении ребенка в детский сад I. Что должен знать воспитатель о ребенке Имя, фамилия ___ Дата рождения ___ Дата поступления в детский сад ___ Хронические заболевания.

Гиперактивность как одна из самых актуальных проблем детей дошкольного возраста В последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома.

Поэтапное решение проблемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой Поэтапное решение проблемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой. 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.

Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне признается не воспитание члена общества,.

Реализация педагогических условий по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста . Главная задача педагога помочь детям в формировании повышения уровня развития познавательных процессов. Создать более комфортные, психологически.

Центр уединения в детском саду как средство обеспечения психолого-педагогических условий при реализации ФГОС Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные проблемы воспитания дошкольников (Эссе).

Воспитание начинается в семье - это истина. Семья, детский сад и другие службы должны действовать согласованно, быть неразделимы в вопросах воспитания - это одна из проблем современности. Это подчас не всегда выполнимая задача. При индивидуализации процесса воспитания, необходимо полная идиллия в ключевых моментах ДОУ, семьи и общества. К сожалению, на практике мы же видим обратную картину. Формируя в детях любовь к ЗОЖ, дети в социуме видят употребление алкоголя и курение как норму. Поэтому воспитание настолько сложный и трудоемкий процесс. В настоящее время дети развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики, новинки кинематографа. Это проблема номер два. Какой же он, современный ребёнок ? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощённый и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.

Сегодняшние дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию информации . Дошкольники иногда могут делать неожиданные выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о преждевременном взрослении современных детей . Работая с детьми 6-7-летнего возраста, исходя из наблюдений и изучив литературу, можно сказать, не смотря на большую информированность, возникает третья проблема . Очень быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, с замедленным психическим развитием , с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных .

Современные дети говорят много , но плохо. Дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и гиперактивность. Задача воспитания дошкольника должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности , развития концентрации внимания, а также двигательного опыта и физического здоровья.

У современных детей повышены тревожность и агрессия- это четвертая проблема, на мой взгляд. Чаще всего дети проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Если воспитатель занимает позицию опытного партнёра, то это выражается в детской инициативности и самостоятельности. У современных детей преобладает рефлекс свободы, думаю, это пятая проблема.

Учитывая факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребёнком , когда ребёнок выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности). При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах.

Я считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога – это шаг навстречу детям. Важно, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения высоких результатов. Использование ИКТ при организации воспитательно -образовательного процесса с детьми повышает познавательную активность и мотивацию дошкольников к обучению , способствует наиболее широкому раскрытию способностей. Я не стану перечислять все используемые современные технологии, но отмечу, что активная деятельность – это наиболее успешный вид восприятия информации . Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную сферу детей , но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. Проблема для родителей- какой детский сад выбрать? С одной стороны, это позволяет отдать ребенка в образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство э видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады - это тоже проблема современности. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего воспитательную работу, требует огромных физических сил и душевных затрат. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам – достойную зарплату.

В заключение хочу сказать, что сравнивая современного дошкольника со сверстником конца 20 века, становятся очевидными различия в мировосприятии , темпах развития , поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении , владение инновационными технологиями.

Что дает детский сад ребенку? Благодаря наличию детского сообщества создается пространство социального опыта ребенка. Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям,

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи необходимо развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста и внедрять новые формы обучения.

Несомненно, система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много:

— материально-техническая база устарела;

— современная учебно-методическая база (игрушки, развивающие игры, дидактический материал и др.) часто пополняется при помощи родителей и спонсоров, и почти не пополняется за государственный счет;

2.Перегруженность дошкольных образовательных учреждений;

3.Социальный статус работников дошкольного образования:

— низкая заработная плата;

— педагогическая нагрузка (35 часов в неделю, а у учителя – 18 часов);

— отпуск (42 дня, а у учителя – 56 дней)

Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны.

От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.

У многих возникает вопрос зачем нужен детский сад? Давайте попробуем ответить на него.

Детский сад нужен родителям ребенка.

Это дает возможность устроиться на работу, получать о заработную плату и повысить уровень благосостояния своей семьи. Поэтому они уверены, что ребенок находиться под присмотром опытных воспитателей, сыт и спокоен.

В современных научных исследованиях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности периода детства. Данный феномен объясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению в сложную социальную жизнь - накопления опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, разными видами деятельности.

Ребёнок социализируется в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд культурной информации, умений и навыков, развивая интегративные качества; в процессе общения с людьми разного возраста ; в рамках различных социальных групп, расширяя систему общественных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных задач, усваивая модели поведения. Именно поэтому, как отмечает Н.Ф. Голованова, овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, а овладеть способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Причём накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям:

1) воспроизводить жизненные ситуации , опираться на детские впечатления повседневной жизни;

2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

5) отсутствие единой программы обучения детей в детском саду.

Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители желают быть активными участниками педагогического процесса, они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования. В настоящее время родителям предоставлено право самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе. В результате часть родителей — сторонников акселерации детского развития — испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет.

В чем же причины затруднения адаптации детей к начальной школе?

Одной из них специалисты считают несоответствие функциональной возможностей детей требованиям школы. И дело ьуь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отсвание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы.

Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник. Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.

Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, дисбаланс в учебе, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение.

Можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребёнка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.

Однако в программу детского сада обучение чтению и письму попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре , или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно. Дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школ.

Одной из главных задач государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе. Поэтому необходимы детские заведения с кратковременным пребыванием, частичным пребыванием в детском саду и коллективе.

-формирование эффективной бюджетной политики в сфере дошкольного образования;

-внедрение новой системы оплаты труда, мотивирующей на повышение объема и качества труда;

-создание конкурентной среды в сфере дошкольного образования.

Таким образом , сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом и возможностями со стороны семь и).

Список литературы

Читайте также: