Какие новые угрозы для россии определены в военной доктрине российской федерации кратко обж

Обновлено: 05.07.2024

Современный этап мирового развития характеризуется острыми социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. В начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

1

Российская Федерация в третьем тысячелетии оказалась в центре радикальных геополитических изменений, она стала объектом повышенного интереса и определенных территориальных притязаний других стран. Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает особого восторга у ряда стран, сохраняющих приверженность к разрешению разнообразных противоречий путем применения военной силы в нарушение существующих норм международного права.

Следовательно, и в XXI веке военная безопасность нашего государства будет иметь определяющее значение. Без нее само существование и развитие России подвергнется опасности.

Под военной безопасностью понимается состояние защищенности общества, государства и его граждан от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения. Военная безопасность является важнейшим слагаемым национальной безопасности России. Она определяется политическим положением страны и уровнем ее обороноспособности.

Важнейшие направления и принципы политики безопасности страны сформулированы в Концепции национальной безопасности, которая отражает цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Для выяснения опасностей и угроз для безопасности России целесообразно определить основные тенденции в развитии современной военно-политической обстановки в мире.

К основным из них можно отнести:

— военная сила по-прежнему играет весомую роль в достижении политических целей государств и блоков;

— расширяется диапазон условий применения военной силы. Прямое ее применение все чаще увязывается с миротворческой деятельностью, коллективными усилиями по принуждению к миру;

— происходит определенное снижение угрозы ядерной и обычной крупномасштабной войны при одновременном возрастании количества рисков, связанных с возникновением вооруженных конфликтов низкой интенсивности;

— формируются новые центры экономической и политической силы и усиливается геополитическое соперничество между ними и США за передел сфер влияния;

— происходит сохранение и расширение потенциально кризисного пространства (Балканы, Кавказ, Средняя, Центральная и Южная Азия, Ближний и Средний Восток), повышение в нем уровня региональной конфликтности на этнической, конфессиональной, криминогенной основе;

— наблюдается тенденция возобновления гонки вооружений, опасность распространения в различных регионах высокоточного обычного, ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;

— прежние международные и региональные механизмы обеспечения безопасности утрачивают прежнюю эффективность и не могут адекватно реагировать на быстро меняющуюся стратегическую ситуацию.

Анализ современной военно-политической обстановки в мире позволяет сделать вывод, что исходным моментом в оценке уровня военной опасности для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности России.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и силовых формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К основным внешним военным угрозам следует отнести:

— развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Россию или ее союзников;

— территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от нее отдельных территорий;

— осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;

— вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

— демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;

— наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

— нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

— наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;

— деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

— ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

— вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

— действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;

— действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

— дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

— распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

К основным внутренним военным угрозам следует отнести:

— попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

— планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

— незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

— широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;

— деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

В последние время все большую актуальность для военной безопасности государств имеют трансграничные угрозы. К ним относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внешними. Значение трансграничных угроз для военной безопасности РФ будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

— создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;

— деятельность подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, прямо или косвенно направленная на подрыв конституционного строя России, создания угрозы территориальной целостности страны и безопасности ее граждан;

— трансграничная преступность, включая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории ее союзников;

— ведение враждебных по отношению к России и ее союзникам информационных действий;

— деятельность международных террористических организаций;

— деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию России, или использование ее территории в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

На сегодняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы ее безопасности. В то же время с учетом изменений геополитической обстановки в мире приходится констатировать, что обеспечение безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

2

Для обеспечения национальной безопасности страны могут использоваться самые разнообразные методы, способы и средства. Однако особое место среди них по-прежнему отводится военной силе. Нейтрализация внешних угроз, а также участие в ней внутренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами и соответствующими органами стран-союзников Российской Федерации.

Вооруженные Силы России выполняют свои задачи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области обороны и безопасности, другими государственными нормативными правовыми актами, международными обязательствами России при строгом соблюдении норм международного права.

К основным задачам Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности страны можно отнести:

— стратегическое сдерживание потенциального агрессора, главным образом ядерными средствами, от развязывания войны против России и ее союзников;

— обеспечение при необходимости политических акций государства путем демонстрации силы, военно-морского присутствия;

— надежная охрана и защита государственной границы Российской Федерации, недопущение проникновения вооруженных группировок на ее территорию;

— поддержание состава и состояния ядерных сил на уровне, обеспечивающем неотвратимость ядерного возмездия агрессору в любых условиях обстановки;

— локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов войсками (силами) постоянной готовности, а в случае эскалации — осуществление полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил, отражение агрессии и достижение поставленных военно-политических и военно-стратегических целей.

В условиях современной обстановки задачи Вооруженных Сил в системе безопасности Российской Федерации не ограничиваются только вопросами обороны страны. Необходимость применения военной силы требует более широких рамок. Приоритетным направлением деятельности Вооруженных Сил РФ стало миротворчество, которое является мощным инструментом внешней политики России. Использование российских войск в миротворческих операциях — один из путей защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения ее безопасности.

Современное российское военное планирование, основанное на реалистичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ, исходит из того, что Вооруженные Силы России должны быть способны:

— в мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий, успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов;

— в случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности;

— в военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи, одновременно в двух локальных войнах.

Исходя из задач по обеспечению военной безопасности Российской Федерации военно-политическим руководством страны определены приоритеты реформирования и укрепления ее Вооруженных Сил в настоящее время и в обозримой перспективе.

К основным из них можно отнести:

1. Сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.

2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.

3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.

6. Совершенствование военной науки и военного образования.

7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

В настоящее время в России предпринимаются конкретные меры по модернизации Вооруженных Сил. Ее важнейшим направлением является поддержание стратегических ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание от развязывания агрессии против Российской Федерации и ее союзников.

В течение ближайших пяти лет планируется существенно повысить оснащенность стратегических ядерных сил современными самолетами дальней авиации, подводными лодками и пусковыми установками ракетных войск стратегического назначения. Уже сегодня успешно ведутся работы по созданию уникальных комплексов высокоточного оружия и боевых маневренных блоков, которые имеют (для потенциального противника) непредсказуемую траекторию полета. Наряду с эффективными средствами преодоления систем противоракетной обороны новые виды вооружений позволяют сохранить то, что является одной из самых существенных гарантий прочного мира, — стратегический баланс сил.

В составе сил общего назначения к 2011 году будет сформировано около 600 частей и соединений постоянной готовности. В случае необходимости на любом потенциально опасном направлении могут быть оперативно созданы мобильные и самодостаточные группировки, основу которых составят профессионально подготовленные части и соединения постоянной готовности.

В последние годы происходит существенное увеличение доли средств, направляемых на развитие армии и флота по сравнению с расходами, предназначенными для их содержания. Так, например, если в 2001 году до 70% военного бюджета уходило на содержание Вооруженных Сил и только 30 % — на их развитие, то в 2005 году это соотношение составляло уже 60% к 40%. К 2011 году планируется выйти на показатель 50% на 50%.

Все проводимые сейчас и в дальнейшем мероприятия по модернизации Вооруженных Сил должны в конечном итоге обеспечить Российской Федерации возможность адекватно реагировать на современные военные угрозы ее безопасности, гарантировать защиту от этих угроз и обеспечить территориальную целостность.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Одним из особых видов безопасности является военная безопасность. Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.

2. Обеспечение военной безопасности предполагает наличие современных вооруженных сил, формирование эффективной системы коллективной безопасности или всеобщей безопасности.

Методические рекомендации

Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса необходимо заострить внимание обучаемых на том, что в современной военно-политической обстановке в мире особое значение имеет выявление военных угроз национальной безопасности Российской Федерации, их ранжирование и выстраивание системы мероприятий по противодействию им. Для этих целей и служит военная безопасность, которая предполагает защиту национальных интересов в случае необходимости военными средствами и методами. Главная цель военной безопасности — обеспечить при рациональных затратах на национальную оборону возможность адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке.

В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо уделить внимание обоснованию места и роли Вооруженных Сил РФ в обеспечении военной безопасности, так как они играют главную роль в обеспечении обороны страны. Вооруженные Силы России боевым составом мирного времени должны обеспечить надежную защиту страны от возможного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по обеспечению военной безопасности России.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

На контрольных занятиях надо использовать нормативно-правовые документы, раскрывающие взгляды военно-политического руководства на обеспечение военной безопасности Российской Федерации.

Несмотря на произошедшие в последние десятилетия коренные изменения военно-политической обстановки в мире, снизившие вероятность мировой войны, военные опасности сохраняются и, более того, имеют тенденцию к усилению. Этому способствует обострение противоречий между западной и восточной цивилизациями, что порождает исламскую экспансию в Западную Европу, национальный и религиозный терроризм и экстремизм, распространение оружия массового поражения и ракетных технологий. В такой ситуации военная сфера имеет особое значение среди многообразия сфер жизнедеятельности государства. Интересы Российской Федерации в данной сфере состоят, в соответствии со Стратегией национальной безопасности, в сохранении суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и её союзников, в обеспечении условий для мирного демократического развития.

2.1. Понятие военной доктрины и её правовая база

Положения Стратегии национальной безопасности применительно к военной сфере конкретизируются в Военной доктрине Российской Федерации.

Военная доктрина – совокупность официальных взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Ныне действующая Военная доктрина утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146.

Правовую основу Военной доктрины составляют:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.
  3. Международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения.
  4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

2.2. Военная безопасность, опасности и угрозы в военной сфере

В целом, Военная доктрина определяет пути и средства обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Военная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения. Определяется отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов. В этих условиях угроза глобальной военной конфронтации заметно снизилась, что положительно сказалось на уровне военной безопасности Российской Федерации.

Вместе с тем на сегодняшний день остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

Военная опасность – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.

Военная доктрина определяет основные внешние и внутренние военные опасности для Российской Федерации.

Основные внешние военные опасности:

  1. Действия НАТО за пределами зоны ответственности блока, приближение инфраструктуры стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока.
  2. Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность.
  3. Развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях.
  4. Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере.
  5. Милитаризация космического пространства.
  6. Развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия.
  7. Территориальные претензии к Российской Федерации и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела.
  8. Распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием.
  9. Нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений.
  10. Применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права.
  11. Наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками государств.
  12. Распространение международного терроризма.
  13. Возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам её союзников.
  14. Наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

Основные внутренние военные опасности:

  1. Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.
  2. Подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации.
  3. Дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

В современном мире военные опасности существуют постоянно. Однако при определённых обстоятельствах военные опасности могут привести к формированию военных угроз.

Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

Основные военные угрозы для Российской Федерации:

  1. Резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы.
  2. Воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования её стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов.
  3. Создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях её союзников.
  4. Демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или её союзниками государств с провокационными целями.
  5. Активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Реализация военных угроз приведёт к возникновению военного конфликта, в который будет втянута Российская Федерация.

2.3. Сущность и классификация военных конфликтов

Военный конфликт - социально-политическое явление, представляющее собой разрешение социально-политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных и иных противоречий между государствами (коалициями государств) или политическими силами внутри одного государства в форме вооружённого противоборства и с использованием средств вооружённого насилия.

Военные конфликты различаются по целям, способам и средствам достижения этих целей, масштабам и срокам военных действий, формам и способам вооруженной борьбы, а также по применяемым вооружениям и военной технике.

Классификация военных конфликтов

В зависимости от наличия факта объявления войны все военные конфликты подразделяются на вооружённые конфликты и войны.

Вооруженный конфликт – вид военного конфликта, вооруженное столкновение в условиях отсутствия факта официального объявления войны одной стороной конфликта другой стороне конфликта.

В зависимости от участников вооружённый конфликт может быть:

Война – вид военного конфликта, вооруженное столкновение между государствами (коалициями государств) при наличии факта формального объявления войны.

В зависимости от масштаба и целей сторон войны подразделяются на локальные, региональные и крупномасштабные (мировые).

Локальная война – война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная война – война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Характерные черты современных военных конфликтов:

  1. Комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера.
  2. Массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием.
  3. Расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве.
  4. Усиление роли информационного противоборства.
  5. Сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий.
  6. Повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием.
  7. Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Особенности современных военных конфликтов:

  1. Непредсказуемость их возникновения.
  2. Наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей.
  3. Возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы.
  4. Заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

2.4. Основы военной политики Российской Федерации

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации осуществляется посредством проведения грамотной военной политики государства.

Военная политика - деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов её союзников.

Основные задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктриной.

Военная политика Российской Федерации направлена на:

  • недопущение гонки вооружений;
  • сдерживание и предотвращение военных конфликтов;
  • совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Основным инструментом обеспечения военной безопасности Российской Федерации является военная организация государства, основу которой составляют Вооружённые Силы Российской Федерации.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для:

  • отражения агрессии против неё и (или) её союзников;
  • поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности;
  • обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооруженных Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – члена ОДКБ как агрессию против всех государств – членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.

В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.

Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.

Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооружённых конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твёрдое выполнение положений Военной доктрины.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Содержание Стратегии национальной безопасности применительно к военной сфере конкретизируются в специальном документе – Военной доктрине Российской Федерации, которая, по сути, представляет собой совокупность официальных взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Военная доктрина утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146.

2. В Военной доктрине определены основные внешние и внутренние военные опасности, а также военные угрозы Российской Федерации. Наличие таких угроз и опасностей негативно сказывается на военной безопасности как одной из составляющих национальной безопасности государства.

3. Реализация военных угроз может привести к возникновению военных конфликтов, в которые будет втянута Российская Федерация. В зависимости от наличия факта объявления одним государством другому государству войны военные конфликты подразделяются на войны (война официально объявлена) и вооружённые конфликты (война официально не объявлена, но военные действия ведутся). В зависимости от масштаба и военно-политических целей, войны могут быть локальными, региональными и крупномасштабными. В свою очередь вооружённые конфликты делятся на межгосударственные и внутригосударственные.

4. Военная политика является основным средством обеспечения военной безопасности государства. Главным инструментом военной политики Российской Федерации является военная организация страны. Основу военной организации составляют Вооружённые Силы Российской Федерации.

5. Российская Федерация декларирует своё право на применение – в определённых обстоятельствах – ядерного оружия, в том числе первой.

Приступая к рассмотрению данного вопроса, отметим, что 2-й раздел Военной доктрины посвящен анализу факторов, определяющих специфику мирового развития, выявлению основных военных опасностей и военных угроз, а также характерных черт и особенностей современных военных конфликтов.

Согласно доктрине современный этап мирового развития характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов.

В настоящее время неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая система международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

Военная доктрина в качестве основных внешних опасностей выделяет:

а) стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

в) развертывание или наращивание воинских контингентов иностранных государств на территориях, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях;

г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;

к) распространение международного терроризма;

л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

В качестве основных внутренних военных опасностей выделены:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

в) дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Согласно Военной доктрине основными военными угрозами являются:

а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

б) воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;




в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

В качестве характерных черт современных военных конфликтов выделяются:

а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

г) усиление роли информационного противоборства;

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

При этом особенностями современных военных конфликтов являются:

а) непредсказуемость их возникновения;

б) наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;

в) возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;

г) заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем - в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Авторы Военной доктрины подчеркивают, что военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил).

Решающими факторами достижения поставленных целей станут овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве.

Одновременно для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие по-прежнему будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию этого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Приступая к рассмотрению данного вопроса, отметим, что 2-й раздел Военной доктрины посвящен анализу факторов, определяющих специфику мирового развития, выявлению основных военных опасностей и военных угроз, а также характерных черт и особенностей современных военных конфликтов.

Согласно доктрине современный этап мирового развития характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов.

В настоящее время неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая система международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

Военная доктрина в качестве основных внешних опасностей выделяет:

а) стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

в) развертывание или наращивание воинских контингентов иностранных государств на территориях, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях;

г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;

к) распространение международного терроризма;

л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

В качестве основных внутренних военных опасностей выделены:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

в) дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Согласно Военной доктрине основными военными угрозами являются:

а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

б) воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

В качестве характерных черт современных военных конфликтов выделяются:

а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

г) усиление роли информационного противоборства;

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

При этом особенностями современных военных конфликтов являются:

а) непредсказуемость их возникновения;

б) наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;

в) возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;

г) заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем - в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Авторы Военной доктрины подчеркивают, что военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил).

Решающими факторами достижения поставленных целей станут овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве.

Одновременно для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие по-прежнему будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию этого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Читайте также: