Какие произведения написал толстой для детей 2 класса по литературе кратко

Обновлено: 07.07.2024

А. Н. Толстой – автор с удивительно редким талантом написания произведений разных жанров. Из под его пера выходили пьесы и романы, сценарии и рассказы. Но самое главное, чем он запомнился народу и стал его любимчиком – это сказки.

Алексей Николаевич посвятил огромную часть своей жизни созданию детской литературы, поэтому значительную часть времени он посвящал изучению произведений русского фольклора. Русские народные сказки завораживали его, поэтому зачастую он просто брал некоторые из них и подвергал их некоторым изменениям и обработкам, пересказывал их в более доступной для детей форме.

Сказки Алексея Толстого для детей – кропотливый труд

Вклад автора в развитие национального чувства у детей неоценим. Он старался показать маленьким читателям то невероятно большое нравственное, идейное и эстетическое наследие, которое несет собой русское устное народное творчество.

После тщательнейшего отбора и отсева подходящих фольклорных материалов, ему удалось переработать и собрать более 50 сказок, в результате чего появился его наиболее популярный сборник произведений о волшебстве и о животных.

Сам автор соглашался с тем, что проведенная им работа была невероятно сложна и, казалось, длилась вечно. Ему приходилось иметь дело с несколькими вариациями одной сказки, которые детально обрабатывались. В итоге Толстой отбирал лишь самые интересные, те, которые были обогащены большим количеством интересных языковых оборотов, обладали увлекательным сюжетом и удивительными подробностями. Все это помогало освоить русскую историю и культуру не только самим детям, но и их родителям, причем в весьма удобной для восприятия форме.

Сказки Алексея Толстого для детей: нелегкий путь автора

Tolstoj-2


f13.ifotki.info

Принимая это нелегкое решение, Алексей Толстой был уверен, что война – это самое тяжкое испытание в жизни людей. Однако эмиграционный период стал для него огромным испытанием. Уехав за пределы своей страны, он испытал многочисленные страдания и понял, что значит быть человеком без родины, без звания и титула. К тому же в те времена за рубежом не жаловали помещиков, частично растерявших свое имущество. Их неприкрыто презирали, но одновременно сторонились их, стараясь быть с ними как можно более осторожными. Спустя мучительные годы полный размышлений и страданий, колебаний и ощущения ненужности Алексей принял решение вернуться домой в 1923 году.

Но даже там, на чужой территории, автор не переставал творить. Из-под его руки то и дело выходили новые произведения или же тщательно переработанные старые.

Долгожданное возвращение

Писатель был уверен, что понять душу русского человека и постигнуть ее тайну, увидеть его величие, необходимо хорошенько ознакомиться с историей народа, с его корнями, с трагическими и творческими событиями, на которых и завязывался загадочный русский характер.

Вклад в детскую литературу

Более 10 лет писатель кропотливо работал над детской повестью-сказкой, прежде чем она предстала перед публикой в своем окончательном облике. И лишь в 1936 году произведение было окончательно завершено.
Толстой уделял огромное внимание и изучению русских народных сказок, как уже было сказано выше. Он выбирал из них наиболее впечатлившие его и запомнившиеся произведения, пересказывал их, обрабатывал. В самом начале своего творческого пути автор твердо определился с тем, что он будет страстным и ревностным приверженцем родного устного творчества, столь близкого ему с самого раннего детства. Он испытывал к фольклору неподдельно широкий интерес, а в позднем творческом периоде появлялись невероятные и фантастические фольклористические идеи.

Критика обрушивалась не только на русские сказки, но и на народные произведения в целом. Борьба велась довольно активно и со всех сторон получала поддержку многочисленных коррупционеров, которые стремились полностью очистить будущее литературы от этого жанра произведений, от культурного наследия прошлого, от исторических корней.

Однако 9 сентября 1933 года отношение к сказкам изменилось. ЦК ВКП все же причислил сказку к тем литературным жанрам, которые необходимы для полноценного детского развития. Вынесенное постановление закрепил позицию данного жанра в многолетнем противостоянии с гонителями сказок из литературной среды.

Власти отметили старания способного и невероятно трудолюбивого автора Алексей Николаевича Толстого, которого многократно награждали за его вклад в отечественную литературу. Кроме того, ему несколько раз предоставлялся мандат депутата Верховного Совета СССР. В то же время писателю удавалось совместить эту должность с действительным членством Академии наук.

Более четырех десятилетий Толстой упорно трудился не покладая рук. Он продолжал неутомимую работу над созданием рассказов, сочинением стихов, созданием пьес и романов, постановкой киносценариев. Из-под его руки постоянно выходили многочисленные статьи и очерки для СМИ, публиковались его книги как для разновозрастных читателей, так и сказки для детей.

Писатель скончался 23 февраля 1945 года – в день защитника Отечества, как истинный борец за народное наследие.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Толстой стремился к предельно простому и точному языку. Но современному ребёнку трудно понять даже самые простые тексты о старинном крестьянском быте.

Так что же? Произведения Льва Толстого для детей становятся литературным памятником и уходят из русского детского чтения, основой которого они были целый век?

Недостатка в современных изданиях нет. Издатели стараются сделать книги интересными и понятными нынешним детям.

Далее — десять примеров подхода к выбору текстов и иллюстраций.

Что верно, то верно: литературные средства Толстого сильные; впечатления после прочтения останутся глубокие.

1-2

2. Толстой, Л. Н. Три медведя / Лев Толстой ; художник Юрий Васнецов. — Москва : Мелик-Пашаев, 2013. — 17 с. : ил.

Для нового издания сделана цветокоррекция иллюстраций. Увидеть первое издание, а также переиздания, отличающиеся одно от другого, можно в Национальной электронной детской библиотеке (книги защищены авторским правом, для просмотра необходима регистрация).

3. Толстой, Л. Н. Липунюшка : рассказы и сказки / Лев Толстой ; иллюстрации А. Ф. Пахомова. — Санкт-Петербург : Амфора, 2011. — 47 с. : ил.— (Библиотека младшего школьника).

4. Толстой, Л. Н. О животных и птицах / Л. Н. Толстой ; художник Андрей Брей. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 19 с. : ил. — (Любимая мамина книжка).

4-2

5. Толстой, Л. Н. Косточка : рассказы для детей / Лев Толстой ; рисунки Владимира Гальдяева. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 79 с. : ил.

5-2

6. Толстой, Л. Н. Детям : рассказы / Л. Толстой ; рисунки П. Репкина. — Москва : Нигма, 2015. — 16 с. : ил.

7. Толстой, Л. Н. Лев и собачка : быль / Л. Н. Толстой ; рисунки Г. А. В. Траугот. — Санкт-Петербург : Речь, 2014. — 23 с. : ил.

На форзаце помещён рисунок, изображающий графа Льва Николаевича Толстого в Лондоне в 1861 году и как бы подтверждающий: этот рассказ — быль. Сам рассказ дан в виде подписей к иллюстрациям.

8. Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой ; художник Геннадий Спирин. — Москва : РИПОЛ классик, 2012. — [36 с.] : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).

9. Толстой, Л. Н. Моя первая русская книга для чтения / Лев Николаевич Толстой. — Москва : Белый город, [2014]. — 79 с. : ил. — (Русские книги для чтения).

Диапазон возраста и интересов читателей этой книги может быть очень широк.

10. Толстой, Л. Н. Море : описание / Лев Николаевич Толстой ; художник Михаил Бычков. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — [31] с. : ил. — (Доброе и вечное).

10-2

Лев Толстой писал не только огромные и серьезные романы, он очень много писал исключительно для детей. При его жизни вышло несколько томов историй, которые специально сочинялись для детей школы, которую организовал Толстой в Ясной поляне.

Эти произведения можно разделить условно на три группы. Басни, Были и Рассказы. Но на самом деле различие между этими произведениями не велико - все они носят назидательный характер и учат маленького человека научиться совершать правильные поступки.

В баснях показаны неправильные поступки, которых следует избегать. В былях показаны как находчивость и смелость помогают человеку. В рассказах приводятся различные примеры того, как человек поступил правильно.

Вот некоторые из произведений включенных в эту книгу:

zKLja6XdVZizoRrXBGC56B4T1Irjb.jpg

  1. Птичка. Рассказ.
  2. Филипок. Рассказ.
  3. Лгун. Рассказ.
  4. Пожарные собаки. Рассказ.
  5. Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза. Рассказ.
  6. Пожар. Рассказ.
  7. Котенок. Рассказ.
  8. Косточка. Рассказ.
  9. Девочка и грибы. Рассказ.
  10. Орел. Рассказ.
  11. Лев и собачка. Рассказ.
  12. Зайцы. Рассказ.
  13. Русак. Рассказ.
  14. Лебеди. Рассказ.
  15. Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом. Рассказ.
  16. Собака Якова. Рассказ.
  17. Булька. Рассказ.
  18. Булька и кабан. Рассказ.
  19. Мильтон и Булька. Рассказ.
  20. Черепаха. Рассказ.
  21. Акула. Рассказ.
  22. Прыжок. Рассказ.
  23. Тетерев и лиса. Сказка.
  24. Три медведя. Сказка.
  25. Липунюшка. Сказка.
  26. Как мужик гусей делил. Сказка.

В книгу "Толстой - детям" включены произведения разных жанров, но все их объединяет их направленность на обучение детей чему-то хорошему, правильному.

Например Басни учат на дурном чужом примере ребенка поступать правильно.

Были показывают как использовать свой ум. находить выход из сложных ситуаций

Рассуждения описывают природу, это небольшие статьи, которые знакомят детей с удивительным миром вокруг них.

Все эти произведения писались как учебные пособия.

В рассказе Толстого "Старый дед и внучек" маленький внук показал наглядный пример своим отцу и матери, как следует относится к своим родителям в старости. Он, посмотрев на отношение родителей к деду, решил, что это норма и что ему следует точно также относится в будущим к своим родителем. Урок был наглядным и родители мальчика поняли все неправильность и постыдность своего поведения.

В моей семье никогда бы не стали относится к старым родителям так плохо. Напротив, каждый из нас любит своих родителей и помогает им если наша помощь им требуется. Подумаешь велика печаль - разбилась чашка, как говорится, это к счастью.

Те, кто нас вырастил заслуживают нашей любви, какими бы старыми они не становились.

У старика-медвежатника в рассказе Бианки "Музыкант" было своелюбимое увлечение - он часто садился на завалинку и играл на скрипке. Конечно он не был музыкантом-профессио­ налом и выходило у него плохо, но и этой музыке старик очень радовался.

вот как описывает его состояние в этот момент автор:

2icbbtZg5gwzrSUrHByfEDYsgbQuXn.jpg

Когда в лесу старик услышал необычные звуки, которые напомнили ему его игру на скрипке он удивился и пошел посмотреть, откуда они раздаются. оказалось, это медведь играл на щепке. Старик сравнивает музыку медведя с музыкой скрипки и слушает ее с удовольствием:

i5Ss4v3uJB9AnsHBka7frmoA9P000S.jpg

Потом, вернувшись из леса, старик и сам стал играть похоже, переняв манеру медведя дергать щепку, он дергал струны своей скрипки:

gnBI17uItWDfDLxm9AdIqtYI5BxEDhP.jpg

Есть у писателя Чарушина "Страшный рассказ" о том, как мальчики оставшись дома сильно перепугались, когда услышали, как в темноте кто-то топает ногами по полу, и как они смеялись. когда оказалось, что это был обыкновенный еж.

Составим план страшного рассказа на ту же тему:

  1. Мальчики одни дома
  2. Наступает ночь, они ложатся спать
  3. Странные звуки
  4. Мальчики боятся
  5. Разгадка.

А вот и пример страшного рассказа:

Однажды костя и Витя остались дома одни. Их мама и папа были на работе. Мальчики долго играли в компьютер, а потом стали ложиться спать.

Они погасили свет и залезли под одеяла.

Было очень тихо. Но вдруг мальчики услышали, как кто-то быстро идет по коридору и останавливается возле их комнаты. мальчики сильно перепугались. Костя пришел к Вите и они тесно прижавшись укрылись одеялом.

Шаги то удалялись, то приближались, кто-то кашлянул. Мальчики решили, что это бабайка, пришел наказать их за то, что они слишком долго играли в компьютер. Они горячо обещали друг другу, что больше никогда не станут не слушаться родителей.

Вдруг хлопнула входная дверь и раздались голоса мамы и папы. Зажегся свет. Костя и Витя в слезах рассказали про свои страхи. Папа внимательно осмотрел комнату и увидел ежика, который залез в дом с улицы, видимо привлеченный теплом и вкусными запахами.

Все облегченно засмеялись.

В рассказе Житкова "Храбрый утенок" утятам во дворе сильно досаждала огромная стрекоза и утята ее очень боялись. Стоило стрекозе посидеть на краю их миски, как они целый день к миске больше не подходили, боясь стрекозы.

И сами утята не справились бы с огромным насекомым. Но им помог храбрый утенок Алеша, который пришел с соседнего двора.

Этот Алеша не испугался стрекозы, подкараулил ее и схватил за крыло. Насилу стрекоза вырвалась и улетела. Больше она не прилетала к миске и не пугала утят.

Оказалось, что стрекоза не такой уж опасный противник и если иметь храброе сердце. то с ней очень даже легко справится.

В басне Крылова "Стрекоза и муравей" автор задумался о том, что лучше - беззаботно проводить свое время, не думая о будущем, или напряженно работать, чтобы иметь возможность спокойно встретить зиму?

Стрекоза в этой басне все лето провела в песнях и плясках, нисколько не беспокоясь о том,что будет завтра, и сильно удивилась, когда лето кончилось. Под каждым кустом уже не готов для нее дом и стол. Наступила осень, стало холодно и есть стрекозе стало нечего.

Вот и была она "Злой тоской удручена", ей плохо, она тоскует, она умирает с голода.

Конечно стрекозу жалко, хоть она и вела себя не правильно. Но муравей должен ей помочь, поделиться и теплом и пищей. Может быть для стрекозы это станет важным уроком.

Лев Толстой - Детям (сборник)

В сборник "Детям" вошли самые знаменитые басни, сказки, рассказы и были великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Эти небольшие произведения с неизменной моралью стали классикой детской литературы и входят в программу по чтению в детских садах и начальной школе.
Мальчики и девочки сами смогут прочитать про стрекозу и муравьёв, трёх медведей, льва и собачку и других героев Льва Николаевича Толстого, ведь в этой книге большие буквы и слова с ударениями.
Для дошкольного возраста.

Лучшая рецензия на книгу

Берестова Евангелина (EvangelinaBerestova) Берестова Евангелина написал(а) рецензию

Лев Толстой - Детям (сборник)

17 февраля 2022 г. 21:59

5 Увлекательно

Основная мысль: В гостях веди себя, как гость и ничего не трогай. Маша, так звали девочку, была храброй, но медведей испугалась, потому что все боятся медведей!

Читайте также: